7. Российский С.Б. Уголовный процесс России. М., 2007.
8. Стеценко В.Ю. Использование специальных медицинских знаний в уголовном судопроизводстве: Дисс... канд. юрид. наук. М., 2004. URL: http://www. dissercat.com (дата обращения: 23 февраля 2015 г.).
References
1. Velichko N.N. Osnovy sudebnoi meditsiny i sudebnoi psikhiatrii. Uchebnik. M.: TsliNMOKP MVD Rossii, 2000. URL: http://www.vs-ra.org/library (data obrashcheniya: 24.02.2015).
2. Gross G. Rukovodstvo dlya sudebnykh sledovatelei kak sistema kriminalistiki. novoe izd., perepech. s izd. 1908 g. M.: LeksEst, 2002. S. 157.
3. Kokorev L.D., Kuznetsov N.P. Ugolovnyi protsess:
dokazatel'stva i dokazyvanie. Voronezh, 1995.
4. Kokoreva L.V Metodika rassledovaniya karmannykh krazh, sovershennykh v obshchestvennom transporte: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010.
5. Kondrashova N.P. Ispol'zovanie spetsial'nykh poznanii v oblasti sudebnoi meditsiny pri rassledovanii prestuplenii protiv zhizni i zdorov'ya: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont (data obrashcheniya: 24.02.2015).
6. Kustov A.M., Samishchenko S.S. Sudebnaya meditsina v rassledovanii prestuplenii. M., 2002.
7. Rossinskii S.B. Ugolovnyi protsess Rossii. M., 2007.
8. Stetsenko V.Yu. Ispol'zovanie spetsial'nykh meditsinskikh znanii v ugolovnom sudoproizvodstve: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2004. URL: http://www.dissercat. com (data obrashcheniya: 23.02.2015).
УДК 343.982.52 ББК 67.52
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ПРАКТИКЕ ОСМОТРОВ МЕСТ ПРОИСШЕСТВИЙ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С АВИАКАТАСТРОФАМИ
РОМАН МИХАЙЛОВИЧ ЛЕОНЕНКО,
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики
Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-разыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается вопрос фиксации доказательственной информации в ходе проведения осмотра места происшествия по делам, связанным с авиакатастрофами, с использованием беспилотных летательных аппаратов.
Ключевые слова: осмотр места происшествия, доказательственная информация, авиакатастрофа, беспилотные летательные аппараты.
Annotation. The article is devoted to the issues of recording evidence in the course of air crash sites examination using unmanned aircrafts.
Keywords: site examination, evidence, unmanned aircrafts.
В последние годы правоохранительные органы сталкиваются не только проблемой роста преступности, но и с появлением новых ее видов, способов совершения преступлений; действиями, совершаемыми организованными преступными организациями; активным противодействием раскрытию и расследова-
нию преступлений. Успешное раскрытие и расследование преступлений в значительной степени связано с наличием надежной доказательственной базы.
Сегодня повышение эффективности технико-криминалистического обеспечения осмотров мест происшествий невозможно без использования современного
технического оборудования и новейших передовых технологий, а также без знания приемов работы с ними. Именно от уровня технического обеспечения и использования криминалистических средств и методов в сочетании с высокими технологиями в решающей мере зависят качество проводимых осмотров мест происшествий, полнота исследования следов и вещественных доказательств, возможность накопления объективной информации в учетах, своевременность обеспечения информацией оперативных и следственных подразделений.
Место происшествия, понимаемое как определенный фрагмент пространства, в границах которого произошло какое-либо юридически и криминалистически значимое событие, - это уникальное хранилище самой разнообразной информации.
Место происшествия авиакатастрофы можно определить как определенную территорию (пересеченная местность (вода-суша), водное пространство, лесной массив, постройки различного назначения (жилые дома, постройки технического назначения)), в пределах которой располагаются как само воздушное судно, так и составные элементы его конструкции, разрушенные части, перевозимый груз различного назначения (багаж пассажиров, техническое оборудование и т.д.), а также трупы пассажиров и членов экипажа, всевозможные следы соприкосновения авиалайнера с различными препятствиями.
Осмотр места происшествия - самый сложный и трудоемкий вид следственного осмотра, имеющий огромное значение для расследования преступлений. Неквалифицированное и небрежное проведение этого следственного действия обычно приводит к невосполнимым утратам следов и вещественных доказательств, так как компенсировать пробелы, допущенные при первоначальном осмотре, путем повторного осмотра чаще всего уже не удается1.
Одним из целесообразных способов повышения объема и качества получаемой во время осмотра места происшествия информации является проведение на месте происшествия его исчерпывающего, комплексного криминалистического исследования. Полученные во время осмотра данные служат основой для выдвижения, разработки и проверки версий, используемых как во время осмотра, так и при дальнейшем планировании расследования. Именно проведение на месте происшествия комплексного криминалистического исследования позволяет значительно укрепить информационную базу для проведения оперативно-разыскных мероприятий и способствует во многих случаях быстрому и качественному раскрытию преступлений.
Подробная и точная фиксация как элемент этапа или стадии процесса доказывания, осуществляемый в ходе осмотра места происшествия, во многом предопределяет его эффективность. Фиксация должна отражать не только факт, но и сложившиеся на определенный период условия производства данного следственного действия, примененные при этом техни-
ческие средства и специальные знания, достигнутые результаты. Применение современных средств фиксации происшедших преступлений является неотъемлемой составляющей процесса расследования.
К одному из эффективных средств фиксации информации можно отнести беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Разработанные БПЛА позволяют получать высокоточную информацию о происшедших преступлениях.
БПЛА используются для решения самых разных задач в интересах военных и гражданских пользователей: для оперативного проведения аэрофотосъемки, поисково-спасательных работ, разведки и наблюдения, поддержания правопорядка и т.д. БПЛА отличаются большим разнообразием, их конструкция и размеры зависят от задач, для которых они предназначаются.
В ходе проведения осмотра места авиакатастрофы возникает много проблем, связанных именно с фиксацией места происшествия, так как границы данного следственного действия огромны по своим масштабам. В качестве примера можно привести крушение 7 сентября 2011 г. пассажирского самолета Як-42Д с бортовым номером RA-42434, принадлежавшего ЗАО «Авиационная компания «Як Сервис» и выполнявшего нерегулярный международный рейс по маршруту Ярославль - Минск, который разбился при взлете в аэропорту «Туношна» Ярославской области. По факту авиакатастрофы, в которой погибли 43 человека, Следственный комитет Российской Федерации возбудил уголовное дело по ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»2. При этом, как и во всех случаях, связанных с расследованием авиакатастроф, Следственный комитет будет ждать выводов технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета о причинах случившегося. На наш взгляд, в подобной ситуации было бы целесообразным использование БПЛА, так как после определения границ осмотра места крушения авиалайнера (пересеченная местность, охватывающая как часть суши, так и часть водного пространства) следователи испытывают затруднения с фиксацией всего места происшествия (для получения полной картины события необходимо организовать работу по привлечению вертолета, самолета).
Также всем известна нашумевшая история с самолетом Boeing 777, который направлялся из Амстердама в Малайзию и упал в районе города Шахтерск Донецкой области, где в то время шла активная фаза силовой операции. По предварительным данным, на борту самолета находились 295 человек. В заявлении Внешнеполитической службы Евросоюза говорится о «призыве всех сторон в регионе крушения предоставить полноценный доступ к месту крушения, чтобы немедленно обеспечить безопасность и полноценно сотрудничать в представлении необходимой информации». Это еще раз подчеркивает целесообразность применения БПЛА для получения более полной информации о
происшедшем событии, установления места крушения авиалайнера, фиксации всех отделившихся фрагментов (так как на месте крушения шли боевые действия, связанные с обстрелом территории).
Учитывая специфику расследования данных категорий дел, по нашему мнению, в следственно-оперативную группу необходимо включать специалистов, умело использующих БПЛА, оснащенных фото- или видеоаппаратурой, для фиксации с высоты всего участка происшествия. Технические возможности БПЛА (например, Gatewing Х100), обеспечивающие автоматическую цифровую аэрофотосъемку с высоты от 100 до 750 метров, позволяют наглядно закрепить место происшествия. Полученные снимки пространственно привязаны с помощью системы ГНСС3 и изготовлены с большим перекрытием до 75%. Цифровые изображения с БПЛА преобразуются в ортофотоплан4 (с высоким качеством без искажений, четко и ясно), который пространственно привязан к осматриваемой территории и наглядно демонстрирует всю картину места авиакатастрофы.
Всестороннее решение проблем, связанных с использованием БПЛА, выбором фото- и видеокамер, расчетом параметров и оперативной оценкой качества аэрофотосъемки позволяет использовать данные тех-
нические средства как полнофункциональные аэрофо-тосъемочные комплексы в целях фиксации всех объектов при расследовании преступлений, связанных с авиакатастрофами.
1 Криминалистика. Углубленный курс: Учебник / Под общ. ред. проф. А.Г. Филиппова. М.: ДГСК МВД России, 2012.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. 17 июня. № 25. Ст. 2954.
3 (Global Navigation Satellite System - комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат и высоты), а также параметров движения (скорости и направления движения и т.д.) для наземных, водных и воздушных объектов.
4 Ортофотоплан - фотографический план местности, полученный путем аэрофотосъемки с последующим преобразованием аэроснимков (из центральной проекции в ортогональную). Аэроснимки, преобразованные данным методом (ортофотоснимки), позволяют составить О. на любые районы, что существенно расширяет применение аэро-фотосъемочных материалов при топографических, геологических и др. проек-тно-изыскательских работах. (Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978).
УДК 343.982.57 ББК 67.52
ВИДЕОЗАПИСЬ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФИКСАЦИИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ
ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ МУЛЕНКОВ,
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры криминалистики Омской академии МВД России E-mail: [email protected]; ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ЛАЗАРЕНКО, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются: возможности применения цифровой видеозаписи в полицейской деятельности; использования цифровой видеозаписи в расследовании преступлений; процессуальные и технические особенности оформления результатов видеозаписи.