УДК 351.74
Долгов Андрей Михайлович
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета
О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К КАНДИДАТАМ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ДРУГИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
https://doi.org/10.24158/tipor.2017.8.15 Dolgov Andrey Mikhailovich
PhD in Law, Criminal Process Department, Kuban State University
THE REQUIREMENTS FOR CANDIDATES TO SERVE IN INTERNAL AFFAIRS AGENCIES AND OTHER LAW ENFORCEMENT BODIES
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы предъявления кандидатам на службу в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы требований о предельном возрасте и других условий поступления. Изучены законодательные акты, содержащие указанные нормы. Выявлены проблемы, возникающие в ходе применения закона. Предложено внести изменения в действующее законодательство, установив однородные требования к кандидатам на службу в правоохранительные органы, а также дополнить условие о наличии у кандидатов на службу в органы внутренних дел специального или воинского звания классным чином юстиции или работника прокуратуры либо исключить в целом данное требование из норм закона. Актуальность исследования обусловлена тем, что для кандидатов на службу в ряде правоохранительных органов предъявляются различные требования как по предельному возрасту поступления, так и наличию специального или воинского звания у лиц, не отвечающих требованиям возрастного ценза. Это приводит к их социальному и правовому неравенству и препятствует поступлению на службу профессиональных сотрудников, достигших предельного возраста, но желающих продолжить работу в правоохранительных органах.
Ключевые слова:
правоохранительные органы, органы внутренних дел, государственная служба, кандидат, возрастной ценз, предельный возраст, специальное звание, воинское звание.
Summary:
This article reviews upper age limit requirements and other enrollment terms that are imposed on the candidates for service in internal affairs agencies and other law enforcement bodies. The paper studies the legal documents containing the specified provisions. The article identifies the problems emerging during the law enforcement. The author proposed to amend the existing legislation by setting the uniform requirements for candidates to serve in law enforcement bodies and provide an opportunity to nominate the candidates for service in internal affairs agencies (who worked as the prosecutor or belonged to class rank of justice) for special or military rank or eliminate this requirement from the law. The research urgency is caused by the fact that the abovementioned candidates are subject to various requirements such as the upper age limit to be recruited and the presence of special or military ranks among people who do not meet the requirements of the age limit. This leads to their social and legal inequality and prevents the entry on duty of the professional employees who have reached the upper age limit but want to continue their service in law enforcement bodies.
Keywords:
law enforcement bodies, internal affairs agencies, public service, candidate, age limit, upper age limit, special rank, military rank.
Право на равный доступ граждан к государственной службе провозглашено в Конституции Российской Федерации. В первой редакции закона «О системе госслужбы» одним из ее видов была закреплена правоохранительная служба [1]. Позднее из этого и других законодательных актов было исключено упоминание о правоохранительной службе и данный термин замещен понятием «государственная служба иных видов» [2]. Таким образом, согласно действующему в настоящий момент законодательству, в систему государственной службы входят военная служба, государственная гражданская служба и государственная служба иных видов, прямо закрепленных в подзаконных актах.
Законом о службе в органах внутренних дел (ОВД) установлена служба в органах внутренних дел [3]. Законом о прокуратуре закреплена служба в органах прокуратуры [4]. Соответствующий закон предусматривает и службу в таможенных органах [5]. Законом о службе в ОВД для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, определен предельный возраст - 35 лет. Указанная норма не распространяется на лиц, имеющих воинские или специальные звания и проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти.
Существует ряд воззрений ученых на определение понятия данного вида службы. М.М. Ди-кажев полагает, что это один из видов деятельности государства [6, с. 248]. В.Б. Гайдов считает,
что это разновидность государственной службы [7, с. 12]. Однако все эти точки зрения объединяет мнение о том, что сущностью рассматриваемого вида службы является именно правоохранительная деятельность.
Согласно проекту концепции кадровой политики в органах внутренних дел, кадровые ресурсы МВД России - граждане Российской Федерации, находящиеся в трудоспособном возрасте, соответствующие установленным требованиям и обладающие высокими деловыми и личными качествами, а также состоянием здоровья, пригодным для службы [8]. Полагаем, что обозначенный в законе о службе в ОВД возрастной ценз призван ограничить возможность поступления на службу для тех граждан, возраст которых уже не подходит для того, чтобы постигать азы правоохранительной службы.
Между тем в случае, если гражданин ранее проходил службу в федеральных органах исполнительной власти, имеет опыт профессиональной правоохранительной деятельности, что подтверждается присвоением ему звания (специального или воинского), то он может быть принят на службу, несмотря на то что его возраст превышает установленный законом. Законодатель не конкретизировал, в каких именно органах власти мог ранее работать кандидат, а лишь ограничился упоминанием об обязательности наличия воинского или специального звания.
Возникает закономерный вопрос: как быть в случае, если кандидат не имеет воинского или специального звания и на предыдущей работе ему был присвоен классный чин, например прокурорского работника или работника юстиции? Тогда кандидат по формальным признакам не может быть принят на службу.
Если кандидат в возрасте свыше 35 лет проходил военную службу, не связанную с какой-либо правоохранительной деятельностью в системе Минобороны России, и имеет воинское звание, то формально он может претендовать на поступление на службу в системе МВД России. Вместе с тем требование о возможном наличии именно воинского звания у кандидата на службу можно объяснить отмеченной белорусским ученым С.Ю. Дегонским исторически тесной взаимосвязью в правовом регулировании прохождения службы как в Вооруженных силах, так и в ОВД [9, с. 15].
Другой пример: кандидат, ранее служивший в органах военной прокуратуры, имеет присвоенное ему по предыдущему месту работы воинское звание. В отличие от бывшего работника прокуратуры, имеющего присвоенный ему классный чин, он может претендовать на поступление на службу в органы внутренних дел.
Бывший работник ФССП России, занимавший должности в органах дознания в качестве дознавателя или руководивший группой дознавателей в качестве начальника органа или подразделения дознания, не может поступить в систему МВД России по причине того, что всем без исключения работникам ФССП России присваиваются классные чины юстиции. Между тем ФССП России относится к органам дознания и за 6 месяцев 2017 г. в производстве у дознавателей находилось 33 585 уголовных дел [10].
В качестве интересного примера также можно привести трудоустройство бывшего сотрудника ФТС России. Если ему присвоено специальное звание таможенной службы, то он может выступить в роли кандидата на поступление на службу в МВД России, а если он имел классный чин таможенной службы, то такого права не имеет.
Кроме того, практически всем руководителям структурных подразделений таможенных органов вне зависимости от направления их деятельности присваиваются специальные звания. В частности, кандидат, ранее работавший в таможенном органе начальником отдела тылового обеспечения, может поступить на службу в МВД России, поскольку он имеет специальное звание, а бывший дознаватель ФССП России с классным чином юстиции, несмотря на то что его предыдущая профессиональная деятельность являлась по сути правоохранительной и состояла в борьбе с преступностью путем производства дознания по уголовным делам, формально не имеет указанной возможности.
Закон о службе в ОВД не предоставляет каких-либо вариантов действий для сотрудников кадровых подразделений, поскольку критерием для кандидата, имеющего возраст свыше 35 лет, является наличие воинского или специального звания. Действительно, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ государство вправе вводить особые правила для сотрудников МВД России, если эти нормы соответствуют конечной цели закона [11], однако, по нашему мнению, они должны быть логичны и обоснованны. В требовании о наличии исключительно воинского либо специального звания такие компоненты отсутствуют.
По мнению Т.В. Кашаниной, присутствие логики в правотворчестве обязательно и естественно, а под требованием обоснованности прямо понимается принятие законов с учетом объективных и субъективных факторов в соответствии с закономерностями тенденции развития общества [12]. Кроме того, тексты разных законодательных актов, применяемых к однородным правоотношениям, должны быть согласованы друг с другом. Следовательно, требования для кандидатов на службу в
систему МВД России, имеющую, несомненно, правоохранительный характер, должны совпадать с условиями для кандидатов на поступление в другие правоохранительные органы.
Между тем законодательством не установлены предельные возрастные требования для поступающих на службу в СК России. Ограничения по возрасту также не определены для кандидатов в ФТС России. Для работы в ФСИН России и Государственной противопожарной службе МЧС России обозначен предельный возраст - 40 лет. При поступлении на службу в ФСБ России существует возрастной ценз, который также составляет 40 лет, но в том случае, если кандидат является специалистом высокой квалификации, данное требование не подлежит применению.
Таким образом, в законодательных актах, регламентирующих условия при поступлении на службу в правоохранительные органы, не совпадают требования к возрасту. Несомненно, что нормы законодательства, касающиеся указанных требований, подлежат изменению. По нашему мнению, с учетом общей тенденции повышения предельного возраста службы в правоохранительных органах было бы логично установить во всех органах государственной власти для кандидатов на службу, имеющую правоохранительный характер, возрастной ценз 40 лет. Требования закона о службе в ОВД в части наличия только воинского или специального звания для кандидата возрастом свыше 35 лет также подлежат изменению.
Мы усматриваем несколько путей решения данной проблемы. Одним из вариантов является устранение в законе упоминания об обязательном наличии воинского либо специального звания у кандидата. Вторым вариантом может служить изложение правовой нормы с указанием о наличии у кандидата воинского или специального звания либо классного чина юстиции или работника прокуратуры.
Ссылки:
1. О системе государственной службы Российской Федерации : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ : в ред. от 23 мая 2016 г. // Российская газета. 2003. 31 мая.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 ст. 323 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ // Там же. 2015. 16 июля.
3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ : в ред. от 3 апр. 2017 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 28 июня 2017 г. // Там же. 2011. 7 дек.
4. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 : в ред. от 7 марта 2017 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 28 июня 2017 г. // Там же. 1992. 18 февр.
5. О службе в таможенных органах Российской Федерации : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ : в ред. от 28 дек. 2016 г. // Там же. 1997. 31 июля.
6. Дикажев М.М. К вопросу об особенностях правоохранительной службы в органах внутренних дел // Общество и право. 2014. № 2 (48). С. 248-251.
7. Гайдов В.Б. Служба в органах внутренних дел как разновидность федеральной государственной службы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2001.
8. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел РФ в органах внутренних дел [Электронный ресурс]. URL: М11р8://17.мвд.рф/81и]Ьа/Оо8и0аг81уеппа]а_дга2М0ап8ка]а_81и2МЬа/Копсерс1]а_ка0гоуо]_ро1111к1_М1п1з1ег81у (дата обращения: 10.08.2017).
9. Дегонский С.Ю. Понятие служебной дисциплины в органах внутренних дел // Вестник Академии МВД Республики Беларусь : научно-практический журнал. 2017. № 1 (33). С. 15.
10. Ведомственная статистическая отчетность Федеральной службы судебных приставов [Электронный ресурс]. URL: ИНр^Яззргиз.ги^а^юз/ (дата обращения: 10.08.2017).
11. По делу о проверке конституционности абз. 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР от 18 апр. 1991 г. «О милиции» в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова : постановление Конституционного суда РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П // Российская газета. 1995. 15 июня.
12. Кашанина Т.В. Юридическая техника : 2-е изд., пересмотр. М., 2011. 496 с.
References:
йедопэку, SYu 2017, 'The сопсер! of service <^БарНпе m the irtemal а1Та1гв agencies', Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus': nauchno-prakticheskiy zhurnal, по. 1 (33), р. 15, (m Russian).
Dikazhev, MM 2014, 'Concerning the pecиliarities of taw епйэгсетеп service т irtemal affairs agencies', Obshchestvo i pravo, по. 2 (48), рр. 248-251, (rn Russia^.
Gaidov, VB 2001, Service in the internal affairs agencies as a form of the federal civil service, PhD thesis abstrae, Omsk, (m Russia^.
Kash^^a, W 2011, Law technology, 2п<< ed., Moscow, 496 р., (m Russia^.