Научная статья на тему 'О требованиях к речи педагога'

О требованиях к речи педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1145
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усанова Ольга Григорьевна

Культура речи не только признак высокой культуры человека, но необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О требованиях к речи педагога»

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ

УДК 378 55К74.58

О ТРЕБОВАНИЯХ К РЕЧИ ПЕДАГОГА

О.Г. Усанова

Культура речи не только признак высокой культуры человека, но необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь - задача каждого специалиста.

Никто не станет отрицать, что главнейшее в деятельности тех, кто обучает, воспитывает, кто руководит работой педагогических коллективов -это тот инструмент общения, воздействия, который мы привычно называем словом и речью, даже не задумываясь, сколь велико его значение для всех и особенно для педагогов. Передавать знания, нести идеи, убеждения в научные понятия, убеждения в юные умы и сердца невозможно без владения настоящей культурой речью, отражающей логику, ясность, глубину нашего мышления.

«Человек, - по очень тонкому замечанию В.Г. Белинского, - ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслью»1. Такова диалектика взаимосвязи мысли и речи. И кому, как не педагогу, необходимо постоянно помнить об этом и непрерывно совершенствовать стиль, способ выражения мыслей. Но не только мыслей... Определенный ритм, темп, вся окраска, модуляция нашей речи способствует впечатляющей силе. Глубине воздействия наших высказываний на собеседников, в особенности на тех, кого мы учим и воспитываем, ведем за собой.

К искусству, культуре владения словом привлечено в настоящее время внимание не только педагогов, но и всего нашего общества с его самым прогрессивным мировоззрением и стремлением к гармоничному развитию человеческой личности.

Владеть словом, устной речью - первый признак педагогического умения.

Риторика дает ответы на вопросы, как научиться искусству красноречия, в чем состоят его особенности применительно к той или иной области деятельности, воздействию на ту или иную аудиторию2.

Настоящий педагог должен владеть риторическими приемами и стилями речи, чтобы в зависимости от темы занятий, от специфики и особенностей слушателей уметь варьировать их. Это один из резервных, но немаловажных факторов улучшения качества преподавания, повышения эффективности занятия.

При обосновании требований к речи педагога целесообразно опираться на общие критерии риторики - науки о том, как правильно и ясно выражать свои мысли, логично строить композицию своей речи, выбирать естественные и разумные ритм и стиль в зависимости от коммуникативных задач и ситуации3.

Полезно обратиться к имеющемуся наследию выдающихся русских специалистов в области этой науки, которые, изучив античные риторики Аристотеля и Цицерона, основываясь на «Кратком руководстве к красноречию» М.В. Ломоносова, создали для своей эпохи практические учебники по общей и частной риторике.

Труды по риторике Н.Ф. Кошанского, «Общая риторика» в течение почти полувека являлись основными и наиболее распространенными. «Правила высшего красноречия» крупного государственного деятеля России первой половины XIX века М.М. Сперанского не могут не привлечь внимания современных исследователей - филологов, желающих отыскать в них рациональное зерно и творчески применить на практике достижения специалистов в области риторики, оставивших нам свое богатейшее по мысли наследие.

Педагог должен владеть собой и своим голосом. «Высокий» голос, резкий - раздражает, утомляет. Располагает к диалогу душевный голос, мягкий: Платон не случайно писал: «Говорить - это значит что-то делать и создавать». Педагог должен создать атмосферу доброго, творческого сотрудничества, духовного общения, делать учащихся соучастниками творческого процесса познания,

Серия «Лингвистика», выпуск 3

101

Речевая коммуникация и специальные языки

должен учить их мыслить. Аристотель в «Риторике» отметил: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего» («Античные риторики, 24»). Цель оратора - захватить, «победить многоголовую гидру» (Чехов), увлечь аудиторию темой и содержанием речи. Причем надо помнить о том, что «каждый слышит то, что он понимает» (Гете) и, следовательно, надо максимально заботиться о доступности речи, обеспечивая ее понимание. От речевой культуры педагога зависит эффективность умственного труда обучаемых, рациональное использование времени на занятиях, эстетическое воспитание и формирование общей речевой культуры студентов. Педагог самой своей личностью, поведением и культурой общения должен способствовать развитию личности каждого учащегося, развитию ее самосознания, мысли и речи, помня о том, что студент - это современная языковая личность, субъект диалога культур, требующий к себе уважительного, достойного отношения4. Высшая

цель педагогической культуры - воспитание культурной, обаятельной, интеллигентной личности XXI века. Студенты благодаря усилиям педагога должны осознать, что каждый из них - личность, вместившая в себя культуру своего народа и одновременно являющаяся ее частью. Поэтому каждому преподавателю, и с его помощью каждому студенту необходимо овладеть риторической культурой, то есть культурой речемыслительной деятельности: культурой чувств, мыслей, слов, речи, общения и поведения5.

1 Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики. Орел, 1998. С. 24.

■ Аннушкин В.И. Хрестоматия по риторике. Пермь, 1994. С. 48.

3 Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учеб. пособ. М., 2002. С. 8.

4 Колесникова Л.Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. Орел, 2001. С. 19.

5 Усанова О.Г. Культура профессионального речевого общения: Учеб-метод, пособ. Челябинск, 2003. С. 8.

102

Вестник ЮУрГУ, № 6, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.