О ТРАКТОВАНИИ ПОНЯТИЙ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ» И «ЛОКАЛЬНЫЙ» РЫНОК
В.В. ВЛАСОВ
В статье проводится комплексное всестороннее изучение понятия «рынок» в целях наиболее полного и точного определения сущности экономической категории «локальный рынок». Проанализированы подходы разных ученых к исследованию рынка в экономической литературе, а также представлен обзор мнений некоторых авторов в области трактования термина «локальный рынок».
Ключевые слова: рынок, региональный и локальный рынок, подходы к исследованию рынка, объекты и субъекты рынка.
Сегодня в структуре Российской Федерации регион представляет собой сложный социальноэкономический комплекс, политико-административное образование, в котором между производственной, непроизводственной и социально-бытовой сферами, между отраслями хозяйства, структурами региональной и местной власти устанавливаются определенная согласованность, взаимозависимость, взаимосвязанность, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала; удовлетворению разносторонних потребностей населения, поддержанию эффективного функционирования хозяйственного комплекса государства. Таким образом, существует необходимость более глубокого изучения социально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии.
Развитие отечественной экономики, увеличение ассортимента и объема предлагаемого товара международного уровня способствовали формированию рынков, которые имеют конкретную специализацию.
По мнению ряда ученых, в новых экономических условиях региональный рынок - это доминирующая организационная форма хозяйственного развития региона, а в ее основе - территориальный производственный комплекс, в организованной экономике рынок является, прежде всего, стимулирующим фактором целенаправленного и устойчивого развития производства [4]. Понятие регионального рынка часто отождествляется с понятием местного рынка.
В целом же главные моменты функционирования регионального рынка, по нашему мнению,
связаны с локальными рынками, которые являются частью общего регионального рынка.
Таким образом, необходимо комплексное всестороннее изучение понятия «рынок» в целях наиболее полного и точного определения сущности экономической категории «локальный рынок».
В первую очередь, рынок ассоциируется с рыночной экономикой и соответственно становится сокращением термина «рыночная экономика». Однако рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка. Для нее характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства, свободное ценообразование, в котором исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, конкуренция, которая регулирует цены и количество производимых товаров. Но в конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.
Понятие «рынок» в экономических исследованиях имеет достаточно широкое толкование. Экономическая теория трактует рынок как совокупность отношений между хозяйствующими субъектами по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Именно на рынке происходит взаимная передача прав собственности. Обычный человек даже не предполагает этого, потому что часто совершает сделки «автоматически». Спрос и предложение - это главные категории рынка. Массы людей, которые живут «обычной жизнью», даже не задумываются о рынке с точки зрения экономики, так как именно рынок существовал с древних времен
и является привычным укладом жизни всего населения. Таким образом, можно сделать вывод, что в сознании широкой аудитории рынок - это оборудованная или необорудованная территория, где происходит массовая торговля. Хорошим примером такой территории является биржа, которая представляет собой специализированную площадку по продаже стандартных товаров крупными партиями.
В экономической социологии рассматривают базарную экономику как разновидность рынка, представляющую экономику небольшого города или сельского региона. Американский социолог К. Гирц справедливо отмечает, что базар видится либо как ближайший к чисто конкурентному рынку неоклассической экономики институт реального мира - «пенни капитализм»; либо его рассматривают как институт, настолько укорененный в социокультурном контексте, что это позволяет полностью избежать современного экономического анализа [1]. Можно даже выделить два типа базаров. Первый тип - это постоянный базар, который состоит в основном из торговых кварталов, существующих в городе длительный промежуток времени, второй тип - периодический, который можно встретить в разных местах, не привязанный к определенному времени.
Маркетинг рассматривает рынок в первую очередь как совокупность потребителей товаров и услуг.
Рынок является очень многообразной и многомерной структурой, соответственно базовое понятие рынка столько же широкое и сложное. Обращаясь к истории развития рынка, следует сказать, что впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист и экономист Х. де Матьенсо во второй трети XVI в. [7].
Проанализировав представленные в экономической литературе мнения ученых, можно утверждать, что существует несколько подходов к исследованию рынка: институциональный, экономический, социальный и пространственный. Рынок многомерен, как было сказано выше, и именно это задается предметом исследования. Но в тоже время следует отметить, что и отношения, складывающиеся на рынке, столь же многомерны и разнообразны.
Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансо-
вые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство), а также муниципалитеты (органы местного самоуправления).
Государство действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, выполняющих функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки товаров (рабочая сила, товары народного потребления, государственного пользования, вооружение, научные исследования, разработки, проекты, духовные и культурные ценности и т. д.). В качестве продавца государство продает услуги, землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности, например, продукцию государственных предприятий. Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов.
Муниципалитеты действуют через систему органов местного самоуправления. Имеют схожие с государством цели и задачи, но в силу особенностей института власти в Российской Федерации, являются самостоятельными субъектами на рынке. При локализации рынков возрастает роль и влияние органов МСУ как хозяйствующих субъектов, являющихся органами власти на территории, в пределах которой эти рынки располагаются.
Предприятия, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных услуг и товаров. Они могут продавать принадлежащее им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудования. Приобретают предприятия у домашних хозяйств в основном рабочую силу, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, деньги в виде кредитов и ценные бумаги.
Домашнее хозяйство - единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги, финансовые активы, недвижимость.
Основываясь на экономическом содержании понятия, с нашей точки зрения, под рынком следует понимать совокупность способов и условий взаимодействия хозяйствующих субъектов, позволяющих определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг посредством рыночного механизма ценообразования и совершать коммерческие сделки. При этом должны выполняться следующие условия:
- атомистичность агентов рынка;
- свобода входа на рынок;
- прозрачность рынка;
- мобильность факторов производства.
Данные условия являются общими при формировании любого типа рынка, при этом соблюдение всех условий будет способствовать организации совершенного рынка или рынка чистой конкуренции. Вместе с тем, существует значительное многообразие рынков и признаков, их определяющих.
Типы и виды рынков находятся в строгой зависимости и неразрывно связаны друг с другом, существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика. В экономической литературе отсутствует общепринятая классификация рынков, охватывающая всю их видовую совокупность и выполняемые функции. Большинство ученых-экономистов в своих работах подразделяют рынки по признакам, соответствующим целям проводимых ими исследований.
В масштабах Российской Федерации можно выделить значительное количество рынков и признаков, их формирующих. Как было замечено выше, масштаб рынка или его территориальный охват является наиболее часто встречающимся классификационным признаком. В рамках национального рынка выделяются региональный и местный рынки. В экономической литературе приводится множество факторов, характеризующих конкретную территорию (хозяйственная специализация региона, его геополитическое положение, социально-экономический аспект развития), и признаков, формирующих региональный рынок. В отечественной экономической литературе исследования локального рынка привязаны традиционно к конкретному месту, например, это исследования рынка образования, труда.
Локальный рынок до настоящего времени не получил четкого научного обоснования его экономической сущности, конкретного механизма формирования и функционирования, а также выполняемых функций. В экономической литерату-
ре встречаются различные трактовки определения данной категории.
Таким образом, рассматривая пространственные и географические параметры локального рынка, нужно обратить внимание на сопоставлении понятий регионального и локального рынка, которые иногда могут совпадать. Несмотря на это, они являются самостоятельными структурами экономического пространства.
Для ответа на поставленный перед нами вопрос «что такое локальный рынок?» считаем необходимым проанализировать то, что понимается под этим термином в различной экономической литературе:
Локальный (от лат. Locus - место) - свойственный только определенному месту, распространяющийся на узкую область; не выходящий за определенные пределы. Синонимы: местный, частичный, частный [7].
«Локальные - внутри части области, в городе, пригороде, районе» [3].
Различая национальный и региональный уровни, В. П. Федько, Н. Г. Федько под «локальным» понимают «уровень предприятия, фирмы» [5].
В зарубежной и отечественной литературе локальный рынок чаще всего трактуется именно как местный рынок.
Локальный рынок - рыночный сегмент национальной экономики, выделяемый по товарному, функциональному и другим признакам [8].
Рынок локальный (местный) - совокупность отношений продавцов и покупателей конкретного товара или товарной группы, сфера деятельности которых ограничивается преимущественно одним городом, районом или определенной их частью [6].
Таким образом, локальный товарный рынок представляет собой рынок определенного круга покупателей. Географические границы такого рынка лежат в пределах территории одного или нескольких субъектов РФ или их частей. Основанием для этого служит этимология понятия «локальный»: имеется два значения, первое - местный, т. е. свойственный данному месту, и второе -не выходящий за определенные пределы. Но определение таких границ размыто; для их уточнения требуется выявление дополнительных экономических связей, характеризующих конъюнктуру на данной территории.
При позиционировании локального рынка можно обратиться к его определению с позиций системного анализа. Согласно трактовке Л. Ло-патникова, локальные системы представляются как специфические системы отдельных регионов, т. е. системы, обладающие специфическими кри-
териями, на основе которых производится планирование и прогнозирование развития той или иной экономической системы [2].
Позиционирование локального рынка как нижнего уровня экономического пространства национальной экономики не всегда корректно. Оно не является однозначным и для мирового экономического пространства. Исходя из практики и теории современной экономической науки, мы считаем более правильным характеризовать локальный рынок как определенную подсистему, имеющую «сквозное» строение, которое в своих границах интегрирует мезо- и микроуровни экономических отношений, что объясняет многоуровневый характер локальных рынков.
По своей экономической сущности локальный рынок - это совокупность высоколокализо-ванных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.
Под локальным рынком, с нашей точки зрения, целесообразно понимать часть регионального или межрегионального рынка, в пределах которой осуществляется товарооборот; обладающую собственной уникальной структурой расходов населения, характеризующуюся максимальной приближенностью продавца к покупателю и рядом других отличительных признаков.
Подводя итоги, еще раз хотим отметить, что синонимизация понятий «локальный» и «регионального» рынок не всегда корректна, лишь в от-
дельных случаях они могут совпадать, но являются самостоятельными структурными единицами экономического пространства.
Литература
1. Гирц К. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге // Экономическая социология. Т. 10. 2009. № 2. Март. С. 78.
2. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь. М., 1996.
3. Степанов М. В. Региональная экономика М., 2001.
4. Сухорукова О. А., Михайлова С. А., Кузьбо-жев Э. Н. Регулирование рыночной конъюнктуры. Курск, 2007.
5. Федько В. П. Инфраструктура товарного рынка. Ростов н/Д, 2000.
6. URL: http://dic.academic.ru
7. URL: http://ru.wikipedia.org
8. URL: http://www.finam.ru/dictionary
* * *
ABOUT INTERPRETATION OF THE CONCEPTS «REGIONAL» AND «LOCAL» MARKET
V. V. Vlasov
In article complex comprehensive study of concept «market» with a view of the most complete and exact definition of essence of economic category «the local market» is carried out. Approaches of different scientists to market research in economic literature are analysed, and also the review of opinions of some authors in the field of term interpretation «the local market» is presented.
Key words: market, regional and local market, approaches to market research, objects and subjects of the market.