Научная статья на тему 'О традиционной свадебной обрядности цахуров в XIX - начале XX века'

О традиционной свадебной обрядности цахуров в XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАДЬБА / WEDDING / РОДСТВЕННИКИ / RELATIVES / ОДНОСЕЛЬЧАНЕ / ТАМАДА / TOASTMASTER / ЖЕНИХ / GROOM / НЕВЕСТА / BRIDE / ДРУЗЬЯ ЖЕНИХА / ПОДРУГИ НЕВЕСТЫ / FELLOW VILLAGERS / GROOMSMEN / BRIDESMAID

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эльмурзаева Аминат Джамалутдиновна

В статье раскрываются малоизвестные детали, штрихи и сюжеты в традиционной свадебной обрядности цахуров в XIX начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О традиционной свадебной обрядности цахуров в XIX - начале XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 11 (265). История. Вып. 50. С. 14-16.

А. Д. Эльмурзаева

О ТРАДИЦИОННОЙ СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ЦАХУРОВ ВXIX- НАЧАЛЕXXВЕКА

В статье раскрываются малоизвестные детали, штрихи и сюжеты в традиционной свадебной обрядности цахуров в XIX - начале XX в.

Ключевые слова: свадьба, родственники, односельчане, тамада, жених, невеста, друзья жениха, подруги невесты.

Традиционная свадьба цахуров относительно подробно описана Г. М.-С. Мусае-вым1. Здесь мы позволим себе остановиться на некоторых сторонах свадебного торжества, не затронутых автором, либо трактуемых им не в соответствии с нашими полевыми материалами.

У цахуров, как и у других народов Дагестана2, свадьбы не редко заключались вну-тритухумные. «Заключая такие браки, члены тухума рассчитывали на значительное сокращение материальных расходов в циклах свадьбы и бракосочетания», - пишет К. Э. Курбанов3. Наши полевые материалы показывают, что среди сословной и имущей части населения по крайней мере в XIX в. были популярны межсельские браки (сел. Гельмец, Кальял, Мишлеш, Цахур и др.). Более того, особенно престижными считались браки между цахурами, проживающими в Дагестане и Азербайджане, где они обитали более чем в 50 селениях4. Социальная и имущественная дифференциация населения к тому времени достигла такого уровня, что имущая часть населения стала искать брачного партнера за пределами своего селения или на территории так называемого «Илисуйского султанства». Такие свадьбы, как правило, были многодневными, многолюдными, здесь устраивались соревнования молодежи в борьбе, нередко в скачках, в метании камня и др. В массовом порядке выступали ряженые, устраивались увеселительные мероприятия в виде шуточных танцев, конкурсы барабанщиков, музыкантов, певцов, певиц. В любом случае победитель награждался ценными подарками, как от своих родственников, так и главным образом от родственников жениха (если это был представитель невесты), и наоборот. Рассказывают, что победивший в скачках молодой человек мог получить приз, поощрение в не-

сколько баранов, бычков, папах, кинжалов и проч. Женщина, чья песня особенно понравилась публике, могла получить в подарок отрезы на платье, украшения, немалую сумму денег. Бывало даже, по свидетельствам информаторов, что хозяин коня, первым прискакавшим к финишу, дарил его при полной сбруе юноше, скакавшему на этой лошади. Одним словом, имущественная дифференциация среди местного населения достигла той стадии, когда состоятельность, достаток, богатство стали откровенно афишироваться на таких свадьбах.

В дагестановедческой литературе сложился своеобразный стереотип выбора парнем или его родителями партнерши по браку. Вот что пишет, например, Н. Львов об аварцах: «Мужчина смотрит на женщину как на рабочий скот. Выбирая себе жену, он имеет ввиду, чтобы девушка или женщина была крупная, дородная, а главное, не ленивая, не с тем, однако, расчетом, чтобы иметь от нее здоровых детей - подобный расчет не входит в соображение горца, а для того, чтобы будущая его жена могла исполнять все работы по хозяйству дома, в поле, в саду и прочее»5. С цахур-ской действительностью здесь не все сообразуется. Конечно же, и жених, и его родители были крайне заинтересованы, чтобы новая хозяйка дома успешно справлялась со всеми многочисленными домашними обязанностями. Однако, и парень-цахурец, и девушка-ца-хурка, и, разумеется, их родители не стали бы выбирать брачного партнера из рода, где дети не рождаются или рождаются хилыми, нездоровыми, с физическими недостатками и т. д. В отношении «дородности» у цахуров были свои критерии. Девушка по доброй воле или по настоянию родителей могла выйти замуж за парня или мужчину выше средней упитанности. Юноша-цахурец, напротив, никогда не стал бы свататься к девушке-толстушке: это

О традиционной свадебной обрядности цахуров.

15

подрывало его престиж среди сверстников родственников и друзей.

«.. .умственные способности [потенциальной невесты. - Авт.] также не принимались в расчет многими мужчинами.», - пишет Г. Мусаев6. В цахурской среде, по нашим материалам, это исключалось. «Неумная жена, несообразительная жена, глупая жена» и прочие обидные определения подрывали имидж мужчины в обществе, он становился объектом постоянных насмешек, ту же участь среди своих сверстников несли и дети. К незначительным порой бытовым ситуациям, мелким промахам хозяйки дома добавлялись обычно всякого рода преувеличения и вымыслы, по селению ходили откровенные анекдоты о несообразительности жены, и все это в конечном счете превращало обычную размеренную жизнь цахура в сплошной кошмар.

«Особенно непопулярной формой брака у цахуров являлось похищение девушек», - пишет Г. Мусаев7. Согласно нашим материалам, непопулярный - да, это верно. Такое действие приравнивалось к оскорблению целого тухума и, кроме того, могло закончиться убийством похитителя и его сподручных при организованной погоне. Но такую форму брака у цахуров все же редкой не назовешь. Полевые материалы говорят, что в конце XIX - начале XX в. были организованы похищения двух девушек из сел. Миких, женщины из сел. Муслах (похититель рутулец при погоне был убит), по одной девушке из сел. Оттал, Мухах (похититель из азербайджанских цахуров), Кардул и Гельмец. Надо полагать, что причины похищения были те же, что и в остальном Дагестане: несогласие девушки или ее родителей на брачное партнерство8. По материалам, приводимым Г. Мусаевым и К. Э. Курбановым, явствует: «В прошлом цахуры установили тесную хозяйственно-экономическую связь со своими западными соседями, повлекшую за собой многочисленные случаи брачных отношений, особенно много легенд сложено о связях цахуров с грузинами». По нашим полевым материалам, для конца XIX - начала XX в. в самом деле было известно о браках нескольких мужчин-цахуров с грузинками. О выдаче девушки-цахурки за грузина никто из наших информаторов не помнит. Положение же автора о том, что «самурские цахуры селений Дженых, Мукхах, Калял, Цахур поддерживали брачно-родственные связи с лакскими селениями Хулисма, Хосрех, Кумух

и с рутульскими сел. Лучек, Шиназ, Кине и др.»9, полностью подтверждается. Несколько не соответствует установившемуся мнению деление автором свадебных обрядов на сговор - мыслах1ат, сватовство - дышан ыккейко или хик1вари, свадьбу - давтбы и после свадебные обряды10. Сейчас принято говорить об обрядах предсвадебных, о свадьбе и о послесвадебных обрядах11.

«Намеченную [в невесты. - Авт.] девушку всегда держали в поле зрения, - пишет автор, - за ней следили, всесторонне присматривались к ее поведению, анализировали все стороны трудовой деятельности и личной жизни»12. Думается, что во всем этом не было абсолютно никакой необходимости. С колыбели и до совершеннолетия девушка, как правило, из небольшого селения была у всех на глазах, о ее достоинствах и недостатках каждый сельчанин имел исчерпывающее представление.

Когда обе стороны - родители и родственники жениха и невесты - приходили, о чем мы писали выше, к взаимному соглашению, в селении начиналась своеобразная огласка будущего семейного партнерства. Мать невесты и другие ее родственницы открыто, к месту и не к месту вели разговоры среди соседок и односельчанок о том, что решили выдать свою дочь, сестру, родственницу за такого-то парня, расхваливая его личные качества, осведомляя слушателей о степени материального достатка семьи и родственников будущего жениха и давая самые лестные характеристики родне парня. В той же манере, но в менее эмоциональных тонах, вели подобные же разговоры и родственники девушки. Точно также поступала и сторона парня. Подобного рода разговоры велись часто, иногда в течение нескольких лет, и, таким образом, население села привыкало видеть в молодых людях будущих супругов.

За все это время и сторона парня, и сторона девушки по каждому удобному случаю небольшими партиями угощались друг у друга (отдельно мужчины, юноши, подростки, женщины, молодухи, девушки). При этом стороны обменивались небольшими подарками, дарителем выступала приглашающая сторона. Взаимная помощь при любых обстоятельствах, взаимная выручка были обязательными условиями для обеих семей. Иначе говоря, не став еще родственниками формально, обе стороны фактически находились в состоянии

16

А. Д. Эльмурзаева

близкородственных отношений. Кроме того, по мусульманским и календарным праздникам, иногда просто по пятничным дням, несколько родственниц жениха относили в дом невесты подносы с халвой, чуреками, чуду, фруктами; подносы эти обычно покрывались платками, которые становились собственностью невесты. Ответные визиты в дом жениха совершали и родственницы невесты, но гораздо реже.

За 2-3 недели до официальной свадьбы взаимные посещения и угощения обеими сторонами друг друга учащались. Невеста приглашала на праздничный обед брата жениха с женой и несколько подружек. Жених приглашал брата невесты с женой, несколько товарищей и устраивал им пирушку. Затем следовали одно за другим приглашение невесты с подружками в дом родственника, родственницы жениха и наоборот. Таким образом, весь этот период происходил в небольших пирушках, с песнями, танцами, шутками и взаимными необременительными по стоимости подарками.

В день свадьбы своеобразно вели себя как невеста, так и жених. Окружающие их люди то и дело обращались к ним с каким-нибудь вопросом или какой-нибудь просьбой, и невеста, и жених делали вид, что они ничего не слышали и не поняли. Чтобы добиться ответа на вопросы или выполнения небольшой услуги (например, подать ложку, чуть подвинуться с места, приоткрыть или закрыть окно), нужно было молодых одарить небольшим подарком: наперстком, платком, носками, недорогими сережками, монетой и т. д. Это, скорее всего, рудимент какого-то старинного обряда, смысл которого за давностью лет позабылся, но соблюдался неукоснительно.

По старинной традиции, молодые, оставшись наедине, должны были раздеть друг

друга: сначала это проделывал жених, затем невеста. Впрочем, достоверность этого обряда, особенно второй ее части, подтверждается далеко не всеми информаторами. Зато все информаторы сходятся на том, что в первую ночь уединения молодые супруги проводили в абсолютном молчании. Наутро молодой супруг мог разговорить свою жену только после того, как делал ей ценный подарок.

Таким образом, полевой материал, собранный нами в селениях цахуров, дает нам возможность либо дополнить и уточнить описания Г. Мусаева, либо ввести в научный оборот новые детали и штрихи из свадебной обрядности цахуров.

Примечания

1 Мусаев, Г. Цахуры : (Историко-этногра-фическое исследование). Махачкала, 2009. С.243-263.

2 Гаджиева, С. Ш. Брак и семья у народов Дагестана XIX - начала XX века. М., 1965. С. 141.

3 Курбанов, К. Э. Брак и свадебные обряды цахуров в XIX - начале XX в. // ВИЭД. Махачкала, 1974.С. 133.

4 Магомедова, Ф. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. С. 82.

5 Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ. Тифлис, 1870. Вып. 3. С. 15.

6 Мусаев, Г. Цахуры... С. 245.

7 Там же. С. 248.

8 Гаджиева, С. Ш. Брак и семья. С. 96.

9 Мусаев, Г. Цахуры. С. 250.

10 Там же. С. 250.

11 Гаджиева, С. Ш. Брак и семья. С. 11.

12 Мусаев, Г. Цахуры. С. 251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.