Научная статья на тему 'О традиционной и современной культуре чеченцев'

О традиционной и современной культуре чеченцев Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY-NC-ND
2743
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CHECHEN SOCIETY / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТУР / INTERACTION OF CULTURES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Димаева Фатима Вахаевна

В статье рассматриваются особенности функционирования культурной сферы в Чеченской Республике. Анализируются народные традиции семейного воспитания в контексте современного состояния чеченского общества и их роль в процессе адаптации молодежи. Автор не противопоставляет традиционную и современную культуру, а показывает их взаимодействие в переломные моменты истории, обращая внимание как на институциональные перемены в системе культуры, так и ценностные основания определенных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the traditional and modern Chechen culture

In the article there is discussed the national traditions of the family education in the context of modern situation in the Chechen society. The difficult processes of this society is connected with the turningpoints of its cultural development. The author does not contradistinguish traditional and modern culture but shows them in interaction in crucial moments of history, draws attention both to institutional changes in cultural system and value grounds of definite changes.

Текст научной работы на тему «О традиционной и современной культуре чеченцев»

Ф.В. Димаева

О ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЧЕНЦЕВ

В статье рассматриваются особенности функционирования культурной сферы в Чеченской Республике. Анализируются народные традиции семейного воспитания в контексте современного состояния чеченского общества и их роль в процессе адаптации молодежи. Автор не противопоставляет традиционную и современную культуру, а показывает их взаимодействие в переломные моменты истории, обращая внимание как на институциональные перемены в системе культуры, так и ценностные основания определенных изменений.

Ключевые слова: чеченское общество, традиционная культура, семейное воспитание, культурные традиции, взаимовлияние культур.

Проблема взаимодействия культур разных народов особенно актуальна в переходные, кризисные периоды истории. Способы социокультурных трансформаций являются предметом пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей. Наша тема - особенности развития чеченского общества в условиях XXI в.

В процессе взаимодействия с природным окружением человек особым образом создает свою «вторую природу» - материальную и духовную культуру. Человечество функционирует в двух сферах жизни и деятельности: инстинктивно-биологической и культурно-целесообразной (социальной). Любое общество как живой организм имеет свою специфику и механизмы самосохранения. Быстро меняющаяся культурная действительность создает новые параметры жизни для каждого следующего поколения. Типичная схема современных семейных отношений - это отношения «дети-родители», тогда как влияние старшего поколения отсутствует. Индустриаль-

© Димаева Ф.В., 2011

ное общество состоит, в основном из незнакомых между собой людей, и его отличительной особенностью является унифицированность, стереотипность поведения.

Конечно, эти характеристики относятся прежде всего к большим городам, мегаполисам. Урбанизация неизбежно приводит к дисгармонии отношений человека с природой и, в конечном счете, к глобальному экологическому кризису. Происходит отчуждение человека от человека, нарушение коммуникации, люди функционируют как клеточки гигантского суперорганизма.

Однако продолжают существовать и общества «смешанного типа», которые вовлечены в индустриальную модернизацию, но упорно держатся за свои особые культурные традиции. В таких обществах современные признаки культуры сочетаются с давно сложившимся укладом жизни людей, их национальными обычаями и особым мироощущением.

Примером культуры «смешанного типа» может служить чеченское общество. Отношения внутри чеченской семьи отличаются строгой регламентированностью и традиционным распределением обязанностей в соответствии с возрастом и полом каждого его члена.

Самая примечательная черта чеченской семьи - это особое отношение к старшему поколению. Старость человека предполагает, что он обладает мудростью, ценным жизненным опытом и потому, безусловно, заслуживает уважения. Почтенный возраст чеченца обеспечивает ему главенствующую роль в семье и общественное признание как человека, способного принять справедливое и мудрое решение в общих интересах.

В чеченском обществе семья - это не только хозяйственная ячейка, но и хранительница основ традиционной культуры и нравственности. Чеченская семья состоит, как правило, из трех поколений: это дети, их родители и бабушки-дедушки. И в семье, и в обществе действует принцип: «Делай, как делают ВСЕ». Так, дети осваивают все необходимые для жизни трудовые навыки, хотя некоторые из них сложились еще в архаическом обществе. Традиционные нормы поведения являются сокровищницей культурного опыта народа. Они целенаправленно готовят членов общества к тому или иному виду практической деятельности, необходимой в конкретных исторических условиях. Основой этнопедагогики чеченцев являлся принцип наблюдения и подражания старшим членам семьи, с практическим участием каждого ребенка в ее трудовой жизни. Главная особенность воспитания в чеченской среде -это уважительное отношение к ребенку, хотя от него требовалось безусловное послушание. Этого добивались с помощью морально-

го воздействия со стороны дедушек и бабушек, матери и отца, старших братьев и сестер, с которыми ребенок находился в постоянном общении. А с трех-пяти лет он начинал выполнять мелкие поручения старших, посильные для него. Трудолюбие, воспитанное в семье, становилось главной положительной характеристикой взрослого чеченца. Традиционный опыт трудового воспитания детей в родной семье накапливался веками, многими поколениями.

В настоящее время чеченское общество находится в фазе перехода от традиционной культуры к современной цивилизации. Этот переход для любого народа всегда чреват многими трудностями и издержками, с признаками спада, понижения его культурного уровня.

З.И. Хасбулатова пишет: «Сегодня в условиях деградации общества и его стремления к возрождению, восстановлению всего положительного в нашей культуре, думается, выросло целое поколение, считающее себя свободными от любых обязательств не только в отношении общества, но и даже родственных групп, с чем мы связываем наличие в Чечне домов-интернатов для престарелых и домов ребенка»1.

Переход к современной цивилизации (и по капиталистическому, и по социалистическому пути) в разное время преодолевали почти все народы, и ни один из них не избежал подобных издержек. Для новых поколений чеченцев чрезвычайно важно как можно быстрее найти способ свести деградацию своей культуры к минимуму.

Нравственность - это живой поведенческий комплекс, в котором традиции всегда обновляются, а инновации со временем становятся традициями; поэтому нормы поведения приобретают гибкость и не теряют своей ценности. Важно уточнить, что ни культуру, ни нравственность нельзя считать неким кодексом, сводом раз и навсегда застывших правил. Разные культурные пласты обычно переплетаются между собой, а в кризисных ситуациях обеспечивают автоматическую защитную реакцию общественного организма, смягчая сложность ситуации.

Человек - существо универсальное, способное жить в любых природных условиях земного шара, осваивая самые разнообразные способы и формы деятельности. Но он становится человеком только в общении с другими людьми, в определенной культурной атмосфере, вне которой человек погибает, - как любое живое существо не может жить без воздуха. Культура дана человеку как совокупность смыслов и значений, как продукт его собственных интерпретаций, создающих импульс к развитию.

Посредниками в культурной деятельности человека являются слова, образы, навыки общения в собственной социальной среде. Са-

ма культура функционирует благодаря системе сложно организованных культурных институтов. В культурной деятельности присутствует момент целеполагания, идеальными формами которого являются план, образ, намерение. Такой творческий аспект деятельности К. Лоренц называл способностью к «визуализации, созданию ситуаций, не имеющих аналогов в действительности»2.

Тип личности, сформированный чеченской культурой, характеризуется трудолюбием, внутренней дисциплиной и самообладанием, благообразным поведением, почтением к старшим, заботой о младших. Конечно, особенности воспитательного процесса зависели от условий жизни семьи, от уровня экономического, политического и культурного развития народа.

Передача жизненного опыта из поколения в поколение является существенным условием жизнеспособности любого этноса. В процессе социализации личности главную роль играет семья, хотя в современных условиях ее влияние существенно дополняется ролью различных коллективов и учреждений культуры. Любая эт-нокультура по сути синкретична, она впитывает в себя различные элементы культуры других народов. Современные средства информации и коммуникации весьма способствуют этим процессам. Однако для этнической культуры приемлемы только те ее новые элементы, которые не противоречат ее традиционным устоям. Наряду с выбором каждым человеком способа собственного самовыражения в чеченском обществе этот процесс регулируется еще и коллективным выбором народа.

З.И. Хасбулатова дает такую оценку современного состояния чеченской культуры: «Последние 10-15 лет мы находимся и живем в деградирующем обществе, что приводит... к потере трезвости в самооценке. Признаком этой деградации является пропаганда исключительности и особого величия чеченского народа»3. Нравственность любого общества подвержена опасности в случае полного отсутствия критики (или нетерпимости к ней), а также в случае отказа от культурного взаимодействия с другими народами.

Неопровержимым историческим фактом является то, что чеченское общество на протяжении многих столетий подвергалось мощной экспансии на разных уровнях - политическом, экономическом, религиозном, культурном. Мы имеем в виду роль Хазарского халифата, татаро-монгольского нашествия, насильственной ис-ламизации, событий Кавказской войны. Чеченский народ испытал депортацию с родной земли, нападки «воинствующего атеизма» в эпоху «социалистического строительства», угрозу гибели в условиях недавней русско-чеченской войны. Несмотря на все это, чеченцы остались верны своим традиционным ценностям, сохранили

свой уникальный язык, память о «генеалогическом древе» каждого рода (тейпа) и своей трагической истории. И сегодня культура чеченского народа - это сфера активного развития и ассимиляции (в филигранно обработанном виде) многих черт русской и европейской культуры. Результат этого взаимодействия - новые формы жизни чеченского общества, которые стали факторами его консолидации и включения в культурный диалог с другими народами.

В советскую эпоху чеченская культура активно взаимодействовала с традициями других народов, населявших Чечено-Ингушскую автономную республику, а также находилась под влиянием классического искусства. В республике действовали Союзы писателей, художников, кинематографистов, были созданы симфонический оркестр, русский и национальный драматический театры, выступали детские творческие коллективы. Здесь выросла целая плеяда заслуженных деятелей культуры, известных не только в СССР, но и за рубежом: танцор М. Эсамбаев, певец Большого театра М. Минцаев, композиторы А. Шахбулатов, У. Бексултанов, С. Димаев. Все это способствовало формированию новой культурной среды, развитию чеченского общества в русле мировой цивилизации. Однако в то же время сохранялась дискриминация чеченцев, - в частности, нарушалось их право на работу в нефтяной и других отраслях промышленности. Процесс культурного строительства в советской Чечне характерен для многих так называемых "развивающихся обществ". Происходила постепенная ассимиляция, консолидация и унификация национального менталитета чеченцев. Говоря о появлении «массовой культуры» у всех народов, приобщившихся современной цивилизации, А.В. Малашенко отметил, что ее влияние не сказалось на «мировоззрении большей частью мусульман». Он же утверждал, что миссионерская проповедь радикальных исламистов из-за рубежа «не вызвала глубоких сдвигов в сознании большинства народов Северного Кавказа»4. Полагаю, что к подобным выводам можно было прийти только на основании наблюдения за поведением чеченских лидеров в Верховном Совете ЧИАССР, администрации президента республики и в других эшелонах власти.

Некоторые представители чеченской элиты восприняли современный переходный период как удобный случай для передела государственной собственности, для присвоения природных ресурсов и самого народа республики. Новые марионеточные властители внесли немалый вклад в распространение наркобизнеса на территории Чечни.

События последних двадцати лет позволяют выделить следующие тенденции:

- в период 1992-2000 гг. моноэтничное чеченское общество оказалось не в состоянии консолидироваться вокруг какого-

либо одного политического лидера, интересы которого соответствовали бы ценностным ориентирам народа;

- наметившийся в 2004 г. устойчивый восстановительный процесс заставляет федеральные и местные власти повернуться лицом к проблемам чеченского народа, который на своих плечах вынес все тяготы войны. Полное отчуждение народа сменилось некоторым доверием к этим властям;

- чеченское общество, разделенное на ряд социальных групп, придерживается разных взглядов, но все согласны в том, что «самый худой мир лучше, чем война»;

- в настоящее время чеченские власти содействуют «насильственной исламизации» общества. Но даже в такой негативной форме этот процесс способствует развитию национальной культуры за счет возвращения к традиционным ценностям.

Население республики жаждет возвращения к нормальным условиям жизни, и то, что создано в республике сегодня в сфере культурной жизни, не всех устраивает. Проведенный в марте 2010 г. социологический опрос выявил, что отношение к культурным потребностям у респондентов разных возрастных групп разное. Из опрошенных 250 респондентов образовались три возрастные группы: 17-20 лет, 25-40 лет, 40-60 лет.

Первую возрастную группу устраивает представленный в республике культурный сервис. Вторая и третья возрастные группы разделились. Одну часть респондентов устраивает представленный комплекс культурного сервиса, вторую часть не устраивает, и она ответила: «Нет, недостаточен», и даже задала вопрос: «А где вы видите сервис?»

Возрастным группам 25-40 и 40-60 лет есть что сравнивать, и они недовольны тем, что им сегодня представляют под культурным сервисом, а вот переживших войну молодых устраивает то, что им преподносится сегодня.

На предложенный выбор между культурами: западной, восточной, традиционно-национальной и современной респонденты разделились также на три группы: одни предпочли традиционно-национальную и современную (некий синтез культур), вторые - национальную, современную и западную. Во второй группе есть респонденты, утверждающие, что их интересует национальная и западная культура, а из культурных мероприятий они посещают лов-зар и слушают музыку хип-хоп, рок и т. д. Третья группа респондентов интересуется религией. Представившие третью группу респонденты отметили, что они занимаются спортом, ходят в мечеть, посещение культурных мероприятий для них это рузба в пятнич-

ный день, праздник рамадан, музыка у них ассоциируется с сурами из Корана. Небольшая часть из этих респондентов утверждает, что слушать музыку - грех и они предпочитают читать Коран и слушать мовлиды. На вопросы, что значит для них культура, они ответили: «Смотря какая, не значит ничего, пока не интересовался, пока не думал». Анкеты, заполненные третьей группой и частью второй группы, отметившие свой интерес к национальной и западной культуре, отличаются тем, что свои мысли они излагают в скупой лексической форме. Сложилось впечатление, что респонденты то ли не могут, то ли не хотят вести диалог или процесс исламиза-ции тормозит их общественное развитие. Тогда как респонденты первой группы вели свободный и живой диалог.

Социологический опрос, проведенный в 2005 г., показывал, что жители республики в своем большинстве придерживаются цивили-зационного подхода развития. Ситуация в этом вопросе в настоящее время изменилась, и респонденты возрастной группы 17-25 лет, в основном проявляющие интерес как к спорту, так и к исламу, дистанцируются от культурной и общественной жизни.

Большая часть (170 человек) респондентов - это жители г. Грозного разного возраста, и все они посещают различные культурные мероприятия: библиотеки, фотовыставки, художественные выставки, театры, концерты национальной и современной эстрадной музыки.

Меньшая часть (80 человек) респондентов - жители различных сел республики отметили, что в селах функционируют дома культуры и они посещают библиотеки, выставки, концерты, в основном они слушают и любят национальную музыку и современную эстраду.

Из 250 респондентов только несколько ответили, что слушают и любят классическую музыку. Вопрос: «Что для Вас значит культура?» вызвал у респондентов различные ассоциации. Они ответили: «основа жизни; отношение к жизни; образ жизни; норма поведения; сочетание образованности, порядочности и тактичности; вести правильный образ жизни; образование, и духовное развитие и искусство; этика, эстетика; совокупность материальных и духовных ценностей; образ жизни, соответствующий чеченским традициям; материальное и духовное развитие общества и человека, образование и все ценности». И только житель с. Самашки - студент отметил, что в селе нет ни одного культурного учреждения, по этой причине он не имеет доступа к культурным мероприятиям в селе и для него культура не значит ничего.

Очевидно, что необходима альтернатива, профессионализм в этой сфере, последнее отсутствует и даже не прививается ни в куль-

турных учреждениях, ни в музыкальных школах. Репертуар музыкальных школ - это песни любовной лирики и национальные танцы. Чеченцы с детства могут петь и танцевать. Эта не проблема для них. Другое дело, что это мало способствует развитию и расширению кругозора учащихся, в том числе и музыкальных школ, в которых на обучение и развитие детей расходуются средства. А в итоге получают нулевой результат. Чечне нужны специалисты-профессионалы в сфере культурного и общественного развития.

Социологический опрос показал, что население республики нуждается в расширенном комплексе культурного сервиса, представленном качественным репертуаром и исполнением, широким выбором различных сфер искусства.

Культура - это связующее звено между индивидами и жизнью, и чем качественнее культура, тем крепче эта связь. Народная культура, как и классика, являются основой жизни человечества. Все остальное - переходная стадия между тем и другим. И восстановление важнейших принципов традиционной народной культуры (не связанной с воинствующим исламом) могло бы способствовать укреплению солидарности и благополучию чеченского общества. Но, к сожалению, это не стало целью ни для религиозных лидеров, ни для властных структур нашей республики.

Идеи инновационного развития чеченского общества, конечно, весьма актуальны, но не подкреплены созданием культурных механизмов, обеспечивающих реализацию насущных потребностей людей. Я не согласна с распространенным представлением о том, что традиционные общества не способны развиваться по инновационной модели. Однако, к сожалению, процессам модернизации чеченского общества препятствует отсутствие достойного жизнеобеспечения для значительной части населения. Слишком многие в современной Чечне лишены права на труд по своей специальности, что мешает сохранению и развитию трудовых навыков населения. Сегодня безработными оказались 70% населения, причем 30% из них составляют бывшие государственные служащие. Трудолюбие как ценное традиционное качество чеченского народа постепенно вымывается, и общество превращается в пассивную массу, которая довольствуется стандартным пакетом услуг и развлечений. В результате до предела суженное сознание оказывается не способно отличить навязанную ему виртуальную реальность от действительной ситуации.

Анализ социокультурной ситуации в поствоенной Чечне позволяет сделать вывод, что благополучие общества напрямую зависит от взглядов его лидеров и методов управления. Современную чеченскую культуру можно отнести к смешанному «традиционно-индустриальному» типу. Ее индустриальная составляющая унаследо-

вана от промышленного развития республики в советские годы. Традиционная специфика культуры представлена только чеченскими песнями и танцами, а «насильственная исламизация», которую поддерживает и нынешнее руководство республики, отнюдь не способствует активному росту демократического самосознания. Общество, изолированное от мирового культурного наследия, лишено возможности накапливать опыт собственного цивилизационного развития и обречено на культурную деградацию.

Нельзя не отметить и определенные негативные тенденции, распространенные в Чеченской Республике. Культурная сфера - область нравственных ценностей, и, когда в ней появляются дилетанты, эта сфера теряет свои ценностные ориентиры и скатывается до самодеятельности или аукциона, где за деньги все можно купить, продать.

Звание народного, заслуженного деятеля культуры или народного, заслуженного артиста ЧР это не подарок за показной, разовый номер, исполненный на президентских встречах с нужными людьми или на концерте в честь той или иной даты. Это изнурительный путь в творческом становлении, это признание и уважение таланта и высокого искусства, достигнутого исполнителем. В нашей республике эти звания получить легче, чем значок ДОСААФ. Это дискредитация искусства как такового. Любое дело требует профессионализма и ответственности, а безответственность порождает дилетантизм. Население, наблюдающее процесс развития и становления такой экономики, культуры в республике, не только перестанет развиваться, а, наоборот, будет постепенно деградировать.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что, по мнению большинства деятелей культуры, вовлеченных в опрос, симбиоз культур и традиций, которые являются концентрацией духовного опыта разных народов, вовсе не мешает, а способствует развитию любого общества. При соприкосновении с другими этнокультурами, в том числе и более высокого уровня, чеченское общество способно обновляться, получив мощный импульс к развитию.

Примечания

1 Хасбулатова З.И. Нравственная культура чеченцев. Назрань: ООО «Пилигрим», 2007. С. 84.

2 Белик А.А. Культурология // Антропологические теории культур. М.: Институт Открытое общество, 1998. С. 19.

3 Хасбулатова З.И. Указ. соч. С. 83.

4 Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Ген-дальф, 2001. С. 169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.