Научная статья на тему 'О ТОКСИЧНОСТИ И ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ПЕСТИЦИДА ЦИОДРИНА'

О ТОКСИЧНОСТИ И ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ПЕСТИЦИДА ЦИОДРИНА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOXICITY AND HYGIENIC STANDARDIZATION OF CYODRINE PESTICIDE

The organic phosphoric pesticide cyodrine is a highly toxic substance. The average lethal dose of the compound amounts to 38.4±7.8 kg (male rats), 39,8±10,6 mg/kg (mice) and 802±9,02 mg/kg (cats). The pesticide’s threshold dose was determined in a chronic test and equals to 0.01 mg/kg. The permissible residual concentration of cyodrine in meat comprises 0.005 mg/kg. In milk and milk products no residual amounts of pesticide are allowed to be present.

Текст научной работы на тему «О ТОКСИЧНОСТИ И ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ПЕСТИЦИДА ЦИОДРИНА»

ЛИТЕРАТУРА. 3 о л и н а 3. М., М о й к и н Ю. В., Б а р х а ш Г. И. и др. В кн.: Материалы 4-й Научной конференции по физиологии труда, посвящен, памяти А. А. Ухтомского. Л., 1963, с. 148. — Золина 3. М. Физиологические основы рациональной организации труда на конвейере. М., 1967. — Гамбашидзе Г. М. В кн.: Физиологические методы исследования трудовых процессов. Свердловск, 1969, с. 45. — РозенблатВ. В. Радиотелеметрические исследования в спортивной медицине. М., 1967. —РозенблатВ. В., Солонин Ю. Г. Физиол. ж. СССР, 1966, № 7, с. 865.

Поступила 26/1X 1972 г.

A PHYSIOLOGICAL ASSESSMENT OF WORK AT A MOTOR CAR ASSEMBLY

LINE

Yu. G. Solonin, V. A. Kozlovsky

An ergonomic analysis and a study of physiological shifts were carried out (by means of radiotelemetry) in workers at 50 working sites of a motor car assembly line. Most of the tasks accomplished were found to be difficult and intensive. The authors make certain suggestions on rational organization of work, proper sorting of workers according to their occupational capacity and their optimal arrangement along the line.

УДК 615.9 + 614.71:615.285:547.558.1

H. M. Воробьева, В. С. Лапченко

о токсичности И ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ПЕСТИЦИДА ЦИОДРИНА

Киевский научно-исследовательский институт гигиены питания

Мы ставим своей целью изучить параметры токсичности нового пестицида циодрина и получить сведения, необходимые для обоснования допустимого остаточного количества его в продуктах животного происхождения.

Циодрин является одним из перспективных инсектоакарицидов фосфор-органической группы соединений. Препарат рекомендуется для борьбы с эктопаразитами сельскохозяйственных животных и обработки дойного скота в виде водных эмульсий 0,15—0,25% концентрации при норме расхода 1—2 л на 1 голову.

Токсичность циодрина изучали в остром опыте на белых мышах, крысах и кошках, в подостром и хроническом экспериментах — на белых крысах при пероральной затравке. Наблюдения за животными в остром опыте проводили 2 недели, в подостром — 4 месяца. Хронический эксперимент продолжался 10 месяцев. Показатели физиологического состояния белых крыс изучали в динамике через 1, 3, 6 и 10 месяцев. В каждой группе насчитывалось 15 животных. Дозы препарата в подостром эксперименте составляли Vio. V20 11 7бо LD50, в хроническом — V2. Ум и 1/60 пороговой дозы, установленной в остром опыте; LD50 вычисляли методом пробит-ана-лиза по В. Б. Прозоровскому.

Результаты исследований показали, что при однократном введении циодрина в желудок LD50 для мышей составляет 39,8±10,6^иг/кг, для крыс-самцов — 38,4±7,8 мг/кг и для кошек — 802±9,02 мг/кг. Дозу циодрина, равную 0,5 мг/кг, крысы переносят без видимых признаков интоксикации, однако она вызывает угнетение активности холинэстеразы цельной крови на 16%, т. е. является пороговой.

В клинической картине острого отравления животных циодрином наблюдаются симптомы возбуждения холинреактивных систем организма, которые проявляются в слезо- и слюнотечении, экзофтальмии, треморе тела и конечностей. Характерным для острого отравления препаратом было угнетение активности холинэстеразы крови и органов, лейкоцитоз и гипергликемия.

Препарат обладает слабо выраженным кумулятивным действием. Многократное (4 месяца) введение циодрина белым крысам в дозах 3,84, 1,92 и 0,77 мг/кг (Y10. V20 и /ъо LDW) не вызывало их гибели. Однако отмечалось

нарушение биохимических реакций в органах и системах организма: изменение активности холинэстеразы крови и органов, морфологического состава крови (лейкоцитоз), увеличение содержания аскорбиновой кислоты в печени и почках и снижение синтеза гиппуровой кислоты (см. таблицу).

При многократном (10 месяцев) пероральном поступлении циодрина в организм определяли активность холинэстеразы — самого чувствительного и специфического показателя воздействия фосфорорганических соединений, исследовали содержание сахара в крови, гиппуровой кислоты в моче, содержание общего белка в сыворотке, соотношение белковых фракций, количество аскорбиновой кислоты в органах (печени, почках, надпочечниках), макро- и микроскопические изменения паренхиматозных органов.

Как показали результаты исследований, ежедневное введение крысам циодрина в дозах 0,25 мг/кг (}/2 пороговой), 0,05 мг/кг (Vio пороговой) и 0,01 мг/кг (7бо пороговой) не вызывало видимых признаков интоксикации и не влияло на прирост веса подопытных крыс по сравнению с контрольной группой. Крысы опытных групп прибавили в весе несколько больше, чем крысы контрольной. Так, к концу 10-го месяца эксперимента крысы 1-й группы прибавили в весе на 178 г по нию с первоначальным, крысы 3-й групп — соответственно на 183 г, а контрольная группа ных — на 148 г.

Активность холинэстеразы животных, получавших в течение 10 месяцев циодрин в указанных дозах, достоверно угнеталась (Р<0,001). Достоверных изменений активности холинэстеразы сыворотки крови, эритроцитов и мозга не наблюдалось.

Некоторые сдвиги отмечены в показателях, характеризующих функциональное состояние системы гипофиз — кора надпочечников. Так, уже к концу 1-го месяца исследований зарегистрировано уменьшение содержания эозинофи-лов во всех опытных группах крыс. Но достоверное снижение (Р<.0,05) установлено только в группе животных, которая получала препарат в дозе 0,25 мг/кг. К концу эксперимента содержание эозинофилов было достовер-

сравне-2-й и 194 и живот-

I

печени «

£ -Н 5

Е 5

Е ■Н 5

Е •Н

íC

in 'Ч «ЧЧ00.

(0_ — _Г eí сч-г

+1 +1 ti ti +1 +1 II

о>t*- СО О ООО)"^

"iа

• СО

— О — — S СЧ 1Л О О* О о" ООО

A V A A V А А

—' см — см* о"—со

+1 +1 ti +1 +1 +1 +1

СО 00 сою" о»ю

Ч- СО — — СО — СО

ю ю ю «ООО о о о о" A V V V

ООО

V VA

оо со t--_oq со iо ст> —

+1 +1 II +1

СО lO (О

•ч-'о •ч-'цз

СО (М —

СЧ СО СО

eí CÍ -Г

+1 ti ti — ОО —'

о о о о

V V V V

см ю ОЙО ООО*

VA V

(О со со

ti ti ti ti ч-юоно — — cñ «o

CO <N 00 —

sí — — ti ti ti (—"oo to

S4 — CN

a:

3 ?

s a?

3; 3

O <\J

= JO §«

X 2 л ё

i w

3,% »

Й 55 o <u

O. 3-

S CJ

si

X c

O. 03

Ш

ж <

но (Р<0,001) увеличено на 30% в группе животных, получавших препарат в дозе 0,05 мг/кг.

Одновременно обнаружилось увеличение на 8,6% содержания аскорбиновой кислоты в надпочечниках животных, которые получали препарат в дозе 0,05 мг/кг в течение 10 месяцев. Эти изменения сочетались с изменением весовых коэффициентов надпочечников крыс, получавших препарат в той же дозе в течение 6 месяцев. Содержание витамина С в печени подопытных крыс в течение 1-го месяца исследований несколько уменьшалось. Однако достоверное уменьшение на 19,5% (/><0,001) количества аскорбиновой кислоты отмечалось только у животных, получавших препарат в дозе 0,25 мг/кг. Через 6 и 10 месяцев эксперимента не выявлено изменений в содержании витамина С у крыс всех опытных групп. Не было также установлено разницы в количестве витамина С в почках подопытных животных. Так, если в почках подопытных групп крыс оно находилось в пределах 19,7—25,8 мг%, то в почках контрольных крыс — в пределах 21,1— 26,2 мг%. При определении витамина С в надпочечниках не отмечено резко выраженных изменений, если не считать уменьшения его количества на 19—30% у животных, которые получали препарат в дозе 0,01 мг/кг в течение 3 и 6 месяцев опыта.

Результаты исследований свидетельствуют об увеличении содержания сахара в крови крыс, которым вводили циодрин в дозах 0,25 и 0,05 мг/кг в течение 1 месяца. Доза препарата 0,01 мг/кг не вызывала повышения концентрации сахара в крови. У крыс, которым вводили циодрин в течение 3 и 6 месяцев в названных дозах, не было изменений в содержании сахара в крови, а на 10-м месяце затравки наблюдалось достоверное увеличение на 9,8% концентрации сахара в крови крыс, получавших циодрин в дозе 0,25 мг/кг. Изучение влияния длительного введения циодрина на антитоксическую функцию печени, проведенное через разные промежутки времени, позволило выявить нарушение синтеза гиппуровой кислоты в моче крыс. Уже через 1 и 3 месяца после введения препарата в дозе 0,25 мг/кг и через 6 месяцев после введения его в дозе 0,05 мг/кг отмечалось достоверное <Р<0,05) снижение гиппуровой кислоты на 7—29%. Содержание ее в моче животных при введении циодрина во всех дозах к концу 10-го месяца не изменялось.

Функциональные нарушения, выявленные с помощью указанных выше проб, хорошо коррелируют с патологогистологическими изменениями печени. Угнетение обезвреживающей функции чаще всего возникает на фоне морфологических нарушений. Многократное воздействие циодрина вызывало в печени подопытных животных венозное полнокровие, паренхиматозную и нерезко выраженную жировую дистрофию ткани. Степень этих изменений зависела от дозы препарата. Наиболее выраженные сдвиги наблюдались при введении дозы 0,25 мг/кг\ доза 0,01 мг/кг изменений не вызывала.

На основании изучения токсических свойств препарата в хроническом опыте можно заключить, что пороговой является доза его, равная 0,01 мг/кг, так как токсическое влияние ее на организм теплокровных было менее выражено, чем воздействие других доз, и проявлялось только в угнетении холинэстеразы печени на 49% и увеличении содержания витамина С в печени (через 3 месяца опыта), а также в уменьшении количества витамина С в надпочечниках на 19—30% (на 3-м и 6-м месяцах опытов).

Токсикологические исследования позволили получить материалы, необходимые для оценки циодрина и обоснования его гигиенических нормативов. Основываясь на пороговой дозе препарата, установленной нами в хроническом эксперименте и составляющей 0,01 мг/кг, а также на данных Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии о том, что циодрин при опрыскивании коров 0,25% водной эмульсией выделяется с молоком в количестве 0,1—30 мкг/л в течение 3—4 дней и что при опрыскивании некоторых других видов домашних животных препарат проникает в их мышцы и органы и обнаруживается в мясе кроликов на 10-й день на уровне

0,005 мг/кг, телят на 23-й день на уровне 0,002 мг/кг, овец на 7-й день на уровне 0,01 мг/кг и кур на 7-й день на уровне 0,006 мг/кг, мы предложили допустимые остаточные количества циодрина в мясе, равные 0,005 мг/кг, и регламенты применения этого вещества в животноводстве. То и другое утверждено Главным санэпидуправлением Министерства здравоохранения СССР.

Остаточные количества циодрина в молоке и молочных продуктах не допускаются в связи с тем, что молоко является продуктом постоянного (круглогодичного) детского и диетического питания, а циодрин относится к сильнодействующим веществам.

ЛИТЕРАТУРА. Прозоровский В. Б. Фармакол. и токсикол., 1962, № 1, с. 115.

Поступила 1/1II 1972 г.

TOXICITY AND HYGIENIC STANDARDIZATION OF CYODRINE PESTICIDE N. M. Vorobieva, V. S. Lapchenko

The organic phosphoric pesticide cyodrine is a highly toxic substance. The average lethal dose of the compound amounts to 38.4=S7.8 kg (male rats), 39,8=£ 10,6 mg/kg (mice) and 802=£9,02mg/kg (cats). The pesticide's threshold dose was determined in a chronic test and equals to 0.01 mg/kg. The permissible residual concentration of cyodrine in meat comprises 0.005 mg/kg. In milk and milk products no residual amounts of pesticide are allowed to be present.

УДК 613.646-053.8

Кандидаты мед. наук Л. M. Сухарева и В. П. Шабалов

О НОРМИРОВАНИИ КОНВЕКЦИОННОГО И ЛУЧИСТОГО ТЕПЛА

ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ Институт гигаевы детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Значительная часть подростков при работе и производственной практике на предприятиях подвергается воздействию теплового фактора. Как показали многочисленные наблюдения, подростковый организм обладает повышенной чувствительностью к воздействию этого фактора. Существующие же нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в производственных помещениях не учитывают этих особенностей. Отсюда вытекает, что наряду с разработкой рационального режима труда и отдыха подростков необходимо нормировать для них метеорологический фактор.

Говоря о гигиенической норме, мы исходим из того понятия, что она должна обеспечивать оптимальное (комфортное) состояние организма, которое характеризуется благоприятным течением всех жизненных функций при незначительном напряжении функциональных систем. В то же время гигиеническое нормирование не может быть ограничено лишь установлением оптимальных, комфортных параметров. Одновременно должны быть определены допустимые границы их колебаний.

Метеорологический фактор неоднороден. Важнейшими его составляющими являются лучистая и конвекционная теплота. В конкретных производственных условиях воздействие того или иного вида теплоты проявляется не в чистом виде, а, как правило, в сочетании с большим или меньшим преобладанием одного из них.

Общей для всех «горячих» цехов предприятий является температура воздуха в пределах 25—35°. В ряде цехов отмечается воздействие инфракрасного излучения небольших интенсивностей (0,3—1 кал/смг-мин) при влажности воздуха 60—70%. В связи с этим в нашу задачу входило изучение влияния на организм подростков конвекционного и лучистого тепла и установление комфортных и допустимых параметров их сочетанного воз-

2 Гигиена и санитария Л4 6

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.