Научная статья на тему 'О ТОКСИЧНОСТИ АЭРОЗОЛЕЙ РАСТВОРОВ КАЛЬЦИНИРОВАННОЙ ВОДЫ И СУЛЬФОНОЛА '

О ТОКСИЧНОСТИ АЭРОЗОЛЕЙ РАСТВОРОВ КАЛЬЦИНИРОВАННОЙ ВОДЫ И СУЛЬФОНОЛА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ТОКСИЧНОСТИ АЭРОЗОЛЕЙ РАСТВОРОВ КАЛЬЦИНИРОВАННОЙ ВОДЫ И СУЛЬФОНОЛА »

1963. — Кул ьс кий Л. А., Демура М. В. Жилищно-коммун. хоз-во, 1958, № 1, с. 11. — Славнин В. С., Славнин Р. В. Рекомендации и практические указания при вторичном использовании промывных вод фильтров питьевого назначения. Свердловск, научно-исслед. ин-т гигиены труда и профпатологии, 1960.

Поступила 19/Х1 1966 г.

УДК 613.63:661.185.1+615.777.81-099

О ТОКСИЧНОСТИ АЭРОЗОЛЕЙ РАСТВОРОВ КАЛЬЦИНИРОВАННОЙ ВОДЫ И СУЛЬФОНОЛА

А. Л. Решетюк, Л. С. Шевченко Донецкий научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Наиболее распространенным способом борьбы с пылью в шахтах является орошение очагов пылеобразования раствором поверхностно-активного вещества (ПАВ). Для этого на угольных шахтах применяют неионоактивный препарат ДБ. Рекомендуются также растворы анионоактивных ПАВ, в частности сульфонола в 2% растворе кальцинированной соды (С. С. Шановская). Известно, что сульфонол в форме пыли и крепких растворов оказывает выраженное раздражающее действие на кожу и слизистые оболочки и, кроме того, всасываясь через кожу, вызывает резорбтивный токсический эффект (В. Ф. Гаршенин Н. Г. Трифель и Н. Е. Ланге, и др.). При ингаляции сульфонола наблюдаются морфологические изменения крови и незначительные изменения в паренхиматозных органах (Chrusciel).

Кальцинированная сода обладает резко выраженным местным токсическим действием (Н. В. Лазарев). Данных о токсичности растворов кальцинированной соды при ингаляции нам не удалось найти. В связи с малой изученностью вопроса о вредном воздействии анионоактивных ПАВ в щелочных растворах при ингаляции, характерной для шахтных условий, мы исследовали токсичность 0,2% раствора сульфонола в 2% растворе соды.

Поставлен хронический опыт на молодых крысах-самцах (средний вес 140 г). Животные были разделены на 3 группы (по 12 в каждой): 1-я группа получала ингаляции 2% раствора кальцинированной соды по 4 часа ежедневно, кроме выходных дней; 2-я — ингаляции 2% раствора кальцинированной соды с добавкой 0,2% раствора сульфонола; 3-я группа была контрольной. Размеры частиц аэрозоля по паспорту не превышали 5 мк. Концентрацию аэрозолей в воздухе контролировали по соде. Затравку животных производили динамическим способом в аэрозольных камерах с индивидуальными гнездами для крыс. Ингаляции продолжали 3'/г месяца. Токсический эффект оценивали по общепринятым методикам (М. Л. Рылова, и др.).

В предварительном опыте2 выяснено, что хроническая ингаляция аэрозоля соды с добавкой сульфонола и без нее при концентрации соды в воздухе 10—20 мг/м3 не вызвала выраженного токсического эффекта. В связи с этим в основном опыте, результаты которого приведены ниже, концентрация соды в воздухе была повышена в среднем до 70±2,9 мг/м3, а в сочетании с добавкой сульфонола — до 42±3,0 мг/м3.

В ходе опыта вес тела животных всех групп систематически увеличивался, однако подопытные животные в этом отношении отставали от контрольных. Так, если к началу опыта вес тела животных равнялся в среднем 139±8,9 г (1-я группа), 145±11,5 г (2-я группа) и 137±5,1 г (3-я группа), то в конце экспозиции соответственно 232±10,2, 211 ±6,8 и 259±17,9 г. Разность показателей 2-й и 3-й группы достоверна (Р=0,02).

Относительный вес и сухой остаток внутренних органов у животных обеих опытных групп существенно не изменились, но у животных, которым производили ингаляции соды с сульфонолом, уменьшился абсолютный вес печени и почек (9,0±0,73 и 1,9±0,10г в контроле, 7,4±0,49 и 1,6±0,07 г в опыте). Температура тела подопытных животных заметно не отличалась от таковой у контрольных (37,2±0,14°). Потребление кислорода в конце опыта оказалось повышенным и составляло 7,7±0,33, 8,5±0,54 и 6,9±0,44 мл/мин на 200 г веса тела животных соответственно в 1, 2 и 3-й группе. Достоверно различались данные по 2-й и 3-й группе (Р<0,001).

Картина крови животных под воздействием ингаляции соды (эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, нуклеиновые кислоты, каталаза и пероксидаза) не отличалась от контроля. У животных 2-й группы через 2 и З'/г месяца от начала ингаляций содержание эритроцитов в крови уменьшилось и составляло 4 800 000 в 1 мм3 против 5 200 000 в 1-й группе.

1 Кандидатская диссертация. М., 1964.

2 Опыт проведен Е. В. Марченко.

Содержание нуклеиновых кислот в надпочечниках и легких, аскорбиновой кислоты в надпочечниках, печени и почках подопытных животных существенно не изменилось. Но уменьшилась концентрация аскорбиновой кислоты в легких: 0,17±0,004 мг (1-я группа), 0,17±0,008 мг (2-я группа) и 0,20±0,004 мг (3-я группа) на 1 г сырой ткани и 0,87±0,45 мг (1-я группа), 0,78±0,045 мг (2-я группа) и 0,98±0,025 мг (3-я группа) аскорбиновой кислоты на 1 г сухой ткани. Снижена концентрация аскорбиновой кислоты в селезенке животных, получавших ингаляции соды с добавкой сульфонола (0,88± ±0,075 кг во 2-й группе и 1,07±0,54 кг аскорбиновой кислоты на 1 г сухой ткани в 3-й группе; Р=0,05). У них уменьшилось и количество аскорбиновой кислоты в почках по отношению к массе тела (0,22±0,010 мг во 2-й группе и 0,26±0,010 мг аскорбиновой кислоты в почках на 200 г веса тела в 3-й группе; Р=0,02).

При гистологическом исследовании легких животных контрольной группы установлено, что у половины из них имелись отклонения от нормы, заключавшиеся в умеренном утолщении межальвеолярных перегородок, полнокровии, лимфоидной инфильтрации и крупных лимфоидных скоплениях. У животных опытных групп в общем наблюдались аналогичные отклонения от нормы. Но в отличие от контроля отмечены усиленный рост и отторжение эпителия бронхов. В просветах альвеол часто встречались свободные клетки типа «пылевых», не содержавшие видимых инородных включений. Больше был выражен и чаще, чем в контроле, наблюдался периваскулярный отек. Сравнивая между собой подопытные группы, можно указать, что описанные изменения более резко выражены у животных при ингаляции соды с сульфонолом. Хроническая ингаляция жидкого аэрозоля соды в концентрации 70 ±2,9 мг/м3 вызвала существенные изменения в месте первичного контакта с тканями организма — в легких подопытных животных (верхние дыхательные пути мы не исследовали). Здесь налицо были катарально-десквамативный процесс и существенное снижение концентрации аскорбиновой кислоты.

Хроническая ингаляция жидкого аэрозоля соды с добавкой сульфонола при более низкой концентрации соды в воздухе (42±3,0 мг/м3) вызвала аналогичные изменения в легких, обусловленные, очевидно, воздействием соды. Между тем катарально-десква-мативный процесс в легких был выражен более резко, в чем, видимо, проявилось раздражающее действие сульфонола. Однако главное различие заключалось в том, что малая добавка сульфонола вызвала вполне очевидный общий токсический эффект. Достоверное отставание животных этой группы от контрольной по весу тела и внутренних органов (печень и почки) в сочетании с повышенным потреблением кислорода свидетельствует о нарушении их роста и развития, по-видимому, в связи с усиленным обменом веществ. О резорбтивном токсическом эффекте говорит и снижение концентрации эритроцитов в крови.

В ряде работ показано изменение содержания аскорбиновой кислоты в биосредах при интоксикациях; ей придается важная роль в процессах детоксикации. Вопрос о «поведении» аскорбиновой кислоты в организме при щелочных ингаляциях представляет интерес. Дело в том, что аскорбиновая кислота участвует в процессах синтеза коллагена, которым определяется развитие легочного фиброза при пневмокониозе (А. М. Бару; Б. С. Родкина, 1964, 1965). Недостаток аскорбиновой кислоты в организме замедляет развитие пневмокониоза (А. М. Бару), как и местный дефицит ее в легких, вызванный ингаляциями бикарбоната натрия (М. И. Окунь и соавторы). Но имеются данные и о том, что восполнение дефицита аскорбиновой кислоты в легких при пневмосклерозе дает благоприятный лечебный эффект (С. И. Ашбель и Е. Я. Арзяева).

В наших опытах снижение концентрации аскорбиновой кислоты в легких может быть связано с разрушающим действием на нее высокой рН ингалируемого раствора, а компенсация общего содержания ее в органе — с увеличением его массы.

Проблема взаимосвязи С-витаминной недостаточности и пневмокониоза нуждается в дальнейшем изучении, в частности она имеет отношение к такому сугубо практическому вопросу, как внедрение щелочных растворов для подавления пыли в шахтах при помощи орошения. Тем более что речь идет о щелочи в комбинации с поверхностно-активными веществами, а влияние ингаляций растворов ПАВ и в щелочной среде на развитие пневмокониоза совершенно не выяснено. Полученные нами данные о высокой биологической активности анионоактивного ПАВ при ингаляции в щелочном растворе дают основание полагать, что ПАВ может влиять и на процесс развития легочного фиброза.

Санитарные нормы 245-63 предусматривают ПДК щелочных аэрозолей в пересчете на едкий натр, но при этом в 1-ю группу попадают столь разные по токсичности вещества — гидрат окиси, карбонат и бикарбонат натрия. Если учесть предлагаемую уточненную редакцию этого пункта норм (И. П. Уланова и Г. Н. Заева), то окажется, что речь идет лишь об аэрозолях растворов едких щелочей. Следовательно, ПДК карбоната натрия и других «щелочных веществ» не установлены. Не приведены в санитарных нормах и ПДК поверхностно-активных веществ.

Полученные нами данные позволяют рекомендовать ориентировочную ПДК кальцинированной соды для распыления ее раствора на уровне 5 мг/м3. С учетом различия испытанных концентраций, характера и выраженности токсического эффекта аэрозоля раствора соды с добавкой сульфонола и без нее для щелочных растворов анионоактив-ных ПАВ мы предлагаем ориентировочную ПДК, равную 0,5 мг соды в 1 м3 воздуха.

Необходимо дальнейшее изучение токсичности анионоактивных поверхностно-активных веществ и нормирование их содержания в воздухе рабочей зоны.

ЛИТЕРАТУРА

Ашбель С. И., Арзяева Е. Я. Врач, дело, 1965, № 5, с. 141. — Бару А. М. В кн.: Материалы 13-го Пленума Украннск. Республиканской комиссии по борьбе с силикозом. Киев, 1961, с. 32. — О к у н ь М. И. и др. В кн.: Тезисы докл. Научной сессии Ин-та физиологии труда. Донецк, 1963, с. 33. — Родк1на Б. С. Укр. 6io-хш ж., 1964, № 3, с. 379. — Родкина Б. С. Пат. физиол. и экспериментальная терапия, 1965, № 2, с. 36. — Рыло в а М. Л. Методы исследования хронического действия вредных факторов среды в эксперименте. Л., 1964. — СН 245-63. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. М., 1963, с. 47. — Трисель Н. Г., Л а иге Н. Е. В кн.: Материалы Научной конференции. Азербайджанск. мед. ин-та. Баку, 1964, с. 34. — Уланова И. П., 3 а е в а Г. Н. Гиг. труда, 1966, № 4, с. 46. — Chrusciel Т. et al., Med. Ргасу, 1959, т. 10, № 4, с. 235.

Поступила 16/IX 1966 г.

УДК 628.349:613.32-074

ПЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК ЛИМИТИРУЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ДЕТЕРГЕНТОВ В ВОДЕ

Канд. мед. наук В. Ф. Гаршенин Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

С 1960 г. Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина проводит гигиеническое обоснование предельно допустимых концентраций ряда детергентов анионоактивной группы в водоемах (В. Ф. Г'арштейн; Е. А. Можаев и соавторы; И. А. Крятов). Работа эта осуществляется по схеме, составленной проф. С. Н. Чер-кинским, но с учетом физико-химических особенностей названных веществ, в частности пенообразования, органолептическими исследованиями было предусмотрено определение пенообразующей способности детергентов. Всего исследовано 6 видов детергентов анионоактивной группы, выпускаемых нашей промышленностью. Все они характеризуются наличием сольватнрующей группы 803№. К ним относятся: сульфонол НП-1, хлорный сульфонол, алкилсульфонат, сланцевый сульфонол ЭС-1, сульфонол НП-3, первичный алкилсульфат.

Существуют разнообразные методы изучения пенообразующей способности детергентов. Один из них — метод встряхивания — заключается во вспенивании раствора детергентов путем механического перемешивания раствора и воздуха в закрытом сосуде. К методу взбивания относятся все способы определения пены, при этом воздух вносится в раствор детергента с помощью какого-либо тела, перемещающегося в жидкости. При методе вдувания используется движущийся воздух, который подается в раствор через распределительную систему. При методе прикапывания пена образуется в процессе столкновения капли с поверхностью исследуемого раствора. Этот метод широко используют для выявления пенообразующей способности; он принят в качестве стандартного метода исследования (Единые методы количественного и качественного анализа мыл и мылопродуктов, 1958). Методы взбивания и вдувания, а также метод прикапывания с использованием прибора Росс-Майлса рассчитаны на определение пенообразующей способности детергентов в больших концентрациях.

Мы изучали пенообразование веществ методом встряхивания или методом Штапеля (Д. Гольде). При этом в один из 2 литровых цилиндров с притертой пробкой наливают 500 мл контрольной воды, а в другой — испытуемый раствор детергентов, приготовленный на той же воде. Оба цилиндра встряхивают 30 раз в течение 30 сек. Сразу же после этого сравнивают пену в обоих цилиндрах, отмечают объем пены и время ее распада. Пороговой считают концентрацию испытуемого вещества, которая приводит к образованию количества пены, не отличающегося от контроля.

Исследования пенообразования с использованием различной воды (дистиллированная, водопроводная и речная), а также с различными рН показали, что влияние этих факторов незначительно. Установленные в результате исследования пороговые концентрации детергентов по различным показателям приведены в таблице.

Как видно из таблицы, пороговые концентрации хлорного сульфонола, сульфоно-ла НП-1 и алкилсульфоната по пенообразующему признаку в 10 раз ниже пороговых концентраций по сравнению с общесаннтарным показателем и в 100 раз ниже по сравнению с санитарно-токсикологическим. Остальные исследованные вещества (ЭС-1, сульфонол НП-3 и алкилсульфат) оказывают действие на санитарный режим водоемов и в хроническом санитарно-токсикологическом эксперименте в более низких кон-

8 Гигиена и санитария № 1

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.