УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 2, ч. 1 Гуманитарные науки 2009
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
УДК 94.3
О ТИРАНИИ В АРГОСЕ В VII - VI ВЕКАХ ДО Н. Э.
Е.А. Венидиктова
Аннотация
В статье подробно рассматривается вопрос о тирании в Аргосе в VII - VI вв. до н. э. Уделяется внимание античным авторам, упоминавшим о тиранах. На основе приведенного анализа устанавливается, что в Аргосе, как и в других полисах древней Греции, у власти периодически находились тираны. Однако характер тиранических режимов аргосских тиранов своеобразен, в частности, их приходом к власти.
Ключевые слова: аргосцы, Темениды, тираны.
В VII - VI вв. до н. э. во многих греческих полисах возникли первые тиранические режимы. Как известно, слова «тирания» и «тиран» не имеют микенских и гомеровских корней, а обнаруживают малоазийское происхождение [1, с. 159; 2, с. 338]. Поэтому закономерно, что первые попытки утверждения тирании в греческом мире происходили именно в малоазийском регионе. Позднее, в IV в. до н.э., Аристотель дает теоретическое обоснование тирании, противопоставив тирана и монарха по способу прихода к власти и по характеру власти (АЙ81. Ро1. V, 8, 1-4). Данный процесс не обошел стороной и Аргос, в котором также периодически у власти были тираны.
В историографии принято считать первым аргосским тираном Фидона. Однако даже у самих древних авторов возникли разногласия по вопросу о сущности его власти. В частности, одни древние авторы считали Фидона тираном Аргоса, другие же - аргосским царем. Наиболее ранним автором, упомянувшем о Фи-доне как аргосском тиране, является Геродот. Об этом сообщают также Аристотель и Павсаний. В сообщениях других же древних авторов - Эфора, Фео-помпа, Николая Дамасскина, а также в Паросской хронике и в схолиях к Пиндару ничего конкретно не говорится о статусе Фидона, хотя все же кое-где подразумевается, что он был аргосским царем.
Геродот, описывая свадьбу Агаристы, дочери сикионского тирана Клисфена, сообщает о том, что из Пелопоннеса прибыл Леокед, сын Фидона, тирана Аргоса, который ввел в Пелопоннесе меры и вес и был самым дерзостным из всех эллинов, так как изгнал Элейских судей на Олимпийских играх и сам руководил
олимпийскими состязаниями (Hdt., VI, 126-127). Согласно Павсанию, в восьмую олимпиаду писейцы пригласили объединиться с ними Фидона из Аргоса, самого жестокого тирана из бывших у эллинов, и вместе с Фидоном провели игры (Paus., VI, 22, 2). В свою очередь Аристотель также сообщает, что Фидон в Аргосе и некие другие тираны утвердились на основе царской власти (Arist. Pol., V, 8, 4). Другие же древнегреческие авторы, упоминая о Фидоне, ничего конкретно не говорят о характере его власти в полисе.
Так, например, Эфор, сообщая о деятельности Фидона, говорит о том, что Фидон, аргивянин, десятый потомок Темена, превзошел могуществом всех современных ему правителей и, опираясь на эту силу, он не только возвратил все наследственное достояние Темена, раздробленное на много частей, но изобрел также меры, называемые «Фидоновыми», весы, чеканную монету из серебра и других металлов. Кроме этого, он напал на города, взятые некогда Гераклом, а также на Элиду и силой устроил игры (Strabo. VIII, 33, 3; 16, 6).
В то же время и Феопомп, давая генеалогию Карана, легендарного основателя македонской династии, указывает на то, что Фидон был его отцом, и помещает Фидона в шестое поколение после Темена и в десятое поколение после Геракла (Diod., VII, 17). В Паросской хронике (стк. 30) говорится, что Фидон Аргосский учредил меры и вес, также начал чеканить серебряные монеты на Эгине, будучи от Геракла в одиннадцатом поколении. Однако, исходя из всего вышесказанного, мы можем предположить, что Эфор, Феопомп, а также автор Паросской хроники, упоминая о Фидоне в контексте представителей данной династии, подразумевают, что Фидон все же был аргосским царем, ибо его предок Темен был основателем царской династии Теменидов в Аргосе.
Суммируем некоторые аргументы в пользу той точки зрения, что Фидон, как очевидно считал Аристотель, «расширил» прерогативы царской власти. Согласно Эфору, Феопомпу и Паросской хронике, Фидон был потомком Темена, следовательно, имел право на царскую власть в Аргосе. Павсаний сообщает, что царская власть в Аргосе была ограничена при внуке Темена Медоне (Paus.
II, 19, 2), а со временем, возможно, династия была вовсе прервана. Данное суждение следует из того, что античная традиция не сохранила никаких сведений о царях династии Теменидов от Медона до Фидона. Напротив, античные авторы владели лишь разрозненной информацией об аргосских царях до Фидона, которые едва ли имели какое-то отношение к Теменидам. Так, из сообщения Пав-сания мы получаем информацию о неком царе Эрате, который во главе аргосцев предпринял поход на Асину и, разрушив ее, присоединил эту землю к своей (Paus. II, 36, 5). Эрат, очевидно, был царем в Аргосе во второй половине VIII в. до н. э., поскольку разрушение Асины датируется временем Первой Мессенской войны. Павсаний упоминает также и о другом царе - Дамократиде, о родстве которого с Теменом нам также ничего не известно. Его деятельность была связана с изгнанием навплийцев из своей страны за их сочувствие лакедемонянам (Paus. IV, 35, 2), и это событие уже приходится на вторую половину VII в. до н. э. - на время Второй Мессенской войны. Кроме того, в сообщениях Эфора и Феопомпа обнаруживаются противоречия по вопросу о месте Фидона в династии Теменидов. Согласно Эфору, Фидон является десятым потомком Темена, в то время как Феопомпа считал Фидона пятым потомком Темена.
Кроме того, лишь один из названных авторов оставил сведения об отце Фидо-на. Обычно этот аргосский царь упоминается в источниках без патронимика. Феопомп при составлении династии легендарного основателя македонской династии Карана упоминает об отце Фидона - Аристодамиде (Diod., VII, 17), но о происхождении и деятельности его ничего не известно1.
Между тем точно определено, что Фидон возродил династию Теменидов; после его насильственной гибели в результате заговора (Николай Дамасский сообщает, что он был убит в Коринфе членами своей гетерии (Nic. Dam., FGrHist. 90. F. 35), в Аргосе царской властью обладал его сын Лакед (Леокед), а затем его внук Мельт, который был насильственно лишен власти аргосцами (Paus. II, 19, 2; Diod. VII, 13, 2). На этом пресеклась династия, однако царская власть трансформировалась в эпонимную магистратуру, очевидно годичную (Hdt., VII, 149; Tod. I, 33). Кроме того, интересно сообщение Плутарха об избрании аргосцами царем по совету дельфийского оракула некоего Эгона (Mor., 396C); сам по себе случай довольно показателен, хотя далеко не ясно, произошло ли это избрание еще до начала правления Фидона или же после полного прекращения династии Теменидов в связи с низложением Мельта, внука Фидона. На основании сказанного можно с большой вероятностью предположить, что «расширение» полномочий царской власти, которое приписывает Фидону Аристотель, заключалось в восстановлении династии; до Фидона царская власть могла представлять собой уже выборную должность, хотя, по всей вероятности, пожизненную, без возможности наследования престола.
Из сообщения Полиэна мы узнаем еще об одном аргосском тиране Архине, под предводительством которого в Аргосе произошло восстание. Полиэн пишет: «Архин, когда аргивяне заготовляли оружие на народные средства для всех граждан, назначенный эпимелетом этих работ, выдавая каждому из граждан новое оружие, старое забирал, будто бы возвращая его богам, - а именно таким образом это представлялось аргивянам. Собрав же у себя все старое оружие, вооружил им иноземцев и метеков, и лишенных гражданских прав, и неимущих, с помощью которых установил тиранию в Аргосе» (Polyaen, III, 8).
В схолиях к Пиндару сообщается: «В Аргосе на празднике Гекатомбеон давалась медная награда (медный щит. - Е.В.). Архин, ставший царем аргосцев, первый учредил этот медный агон2, установив, чтобы раздача осуществлялась из собранного оружия» (Schol. Pind., VII, 152 d). Из этих двух свидетельств видно, что речь идет об одном и том же Архине. Однако, согласно Полиэну, сбор и раздача оружия для Архина были способом прихода к власти в Аргосе.
1 В современной историографии также отсутствует общепринятое мнение о статусе Фидона. Одни исследователи считают Фидона царем (В.П. Яйленко, А.Н. Зограф, Л. Джеффери, Т. Леншау, Г.Ф. Хилл, Р.А. Томлинсон) [3, с. 96; 4, с. 24; 5, р. 134-135; 6, 8р. 1939; 7, р. 4; 8, р. 81], другие же - тираном (К. Кинцл) [9, р. 23]. М. Койв указывает, что Фидон был тираном или царем, не делая основного упора на принадлежность к тому или иному статусу [10, р. 1]. Н.Дж.Л. Хэммонд отмечает, что Фидон получил традиционную должность басилея путем избрания [11, р. 403]. Гельмут Берве, в свою очередь, говорит о Фидоне как о царе, которого впоследствии стали называть тираном. Кроме этого, Э. Эндрюз и Т. Келли рассматривают Фидона как царя, который потом становится тираном. Свое мнение они основывают на сообщении Аристотеля, который говорит о том, что Фидон сменил царскую власть на тиранию [13, р.41; 14, р.38-41; 15, р. 113]. Однако заявление этого автора требует дополнительных комментариев.
2
«Медный агон» - составная часть аргосского празднества в честь Геры, являющегося олицетворением сплоченности граждан ввиду ярко выраженного воинского оттенка. Наградой победителю был медный щит. Игры уже устраивались в V в. до н. э.
Между тем как по схолиям к Пиндару невозможно понять, с какой целью он это сделал и в какой период: до прихода к власти или после. Возможно, до прихода к власти он учредил сбор и раздачу оружия, поэтому Полиэн в сообщении говорит о нем как о начальнике раздачи оружия всем гражданам, затем при помощи этого нововведения Архин завладел властью, а потом принял титул царя1. Примечательна здесь аналогия с третьим приходом к власти афинского тирана Писистрата, который, по сообщению Аристотеля, также разоружил афинский народ (Arist. Ath. pol. 15, 4). В 1946 г. М. Митсос опубликовал архаичную надпись из Микен [16, p. 115-119], согласно которой ответственными за посвящение оружия называются гиерамномоны - магистраты, связанные с культом Геры Аргосской, и мы должны вспомнить об упоминаемой в схолиях к Пиндару деятельности Архина по сбору и раздаче оружия на празднике Гекатомбеон, известном еще как «Герея» (на основании этого не следует ли предположить, что Архин до установления тирании и провозглашения себя царем был членом коллегии гиерамномонов?). М. Митсос справедливо заключает, что надпись могла быть связана с существованием старинного обычая в Арголиде посвящать оружие богам [16, p. 117]. Любопытно, что Аристотель в «Афинской политии» также упоминает об Архине, который назван ампракий-цем из рода коринфских Кипселидов2. Он был первым мужем аргивянки Тимо-нассы, которая стала второй женой упомянутого Писистрата (Arist. Ath. Pol., 17, 4). Однако нет уверенности в том, что этот Архин идентичен с аргосским тираном. Но тем не менее такая вероятность существует, поскольку в архаической Греции были развиты династические связи между аристократическими родами и сотрудничество между Писистратом и аргосцами могло возникнуть не только из-за того, что он был женат на аргивянке (Hdt., I, 61; Arist. Ath. Pol., 17, 4; 19, 4). Вызывают интерес также сходные действия обоих тиранов по разоружению народа как способ захвата власти в полисе. Скорее всего, приход к власти в Аргосе Архина может датироваться первой половиной VI в. до н. э. Данного мнения придерживается Л. Либеро (17, p. 215). Дальнейшая судьба Архина неизвестна, возможно, его власть в Аргосе была недолгой. Источники не упоминают о нем в битве за Фиреатиду, которая состоялась в 546 г. до н. э.
Кроме того, существует информация еще о двух тиранах, которые были у власти в Аргосе. От Павсания мы узнаем о тиране Лафае, который был изгнан аргосцами, но попытался вернуться в Аргос, заручившись поддержкой лакедемонян. Однако в сражении аргосцы одержали победу над ним и его союзниками, Лафай же был убит в битве. В честь этой победы был сооружен мраморный трофей (Paus., II, 21, 8). Между тем, по всей видимости, следует относить отмеченную попытку захвата власти в Аргосе ко второй половине VI в. до н.э., к периоду от битвы за Фиреатиду до сражения при Сепее, которое открыло новую эпоху в историческом развитии Аргоса, приобретшего черты демократического полиса в V столетии до н. э.
1 Иного мнения придерживается Г. Берве, который в своей монографии «Тираны Греции» говорит, что Архин был царем [12, с. 49].
2
По мнению Т. Келли, Архин был правителем Амбракии [15, p. 139]. Гельмут Берве также считает, что Архин происходит из рода Кипселидов и, возможно, был сыном младшего Периандра [12, с. 37]. Однако сообщение Аристотеля можно понимать в том смысле, что Архин принадлежал к амбракийской ветви рода Кипселидов, а проживал, по-видимому, в Аргосе, так как был женат на аргивянке.
Кроме того, Павсаний упоминает и о некоем аргосском тиране Перилае (Paus., II, 23, 7), о деятельности которого, впрочем, ничего конкретного не известно, кроме того, что он разрушил медный покой, выстроенный Акрисием для своей дочери Данаи. Примечательно еще одно упоминание Павсания о том, что он видел в Аргосе статую Перилая, сына Алкенора, убивающего спартанца Офриада. А нам известно из сообщения Геродота, что в битве за Фиреатиду, которая произошла в 546 г. до н. э., из всех 600 воинов осталось только трое: у аргосцев Алкенор, по-видимому, отец Перилая, и Хромий, а у лакедемонян -Офриад (Hdt., I, 85). Сам рассказ об убийстве Перилаем Офриада кажется маловероятным, так как известно, что после битвы Офриад лишил себя жизни в Фирее. Не исключено то, что Перилай мог прославиться в битве, а затем захватить власть в Аргосе. Следовательно, Перилай пришел к власти в Аргосе в середине VI в. до н. э., после битвы за Фиреатиду.
Таким образом, на основании изложенного материала можно сделать вывод, что в Аргосе, как и в других полисах древней Греции, на протяжении VII -VI вв. до н. э. у власти периодически находились тираны, которые внесли заметный вклад в развитие полиса. Однако сам характер тиранических режимов аргосских правителей своеобразен, в частности, их приходом к власти. Так, Фидон, происходя из аристократического рода, был выбран на должность ба-силея. Однако в последующем он «расширяет» прерогативы царской власти, в результате чего становится тираном. В случае с Архином мы наблюдаем противоположную ситуацию. Архин, будучи эпимелетом, опираясь на власть иноземцев и метеков, захватывает власть в Аргосе, а впоследствии принимает титул царя. Перилай же, прославившись в битве, завоевывает доверие демоса и при его помощи захватывает власть в Аргосе. Во всех случаях прослеживаются различия в социальном статусе, поддержке и обстоятельствах прихода к власти тиранов, в чем и проявляется индивидуальная сущность каждого из них.
Summary
E.A. Venidiktova. On Tyranny in Argos in 7-6 Centuries BC.
The article regards tyranny in Argos in 7-6 centuries BC. Special attention is given to the ancient authors mentioning tyrants. In conclusion, it is argued that in Argos, as well as in other policies of ancient Greece, tyrants periodically came to power. However, the character of tyrannical regime of Argive tyrants is specific, especially in terms of their way of coming to power.
Key words: Argives, Temenids, tyrants.
Литература
1. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. -
232 с.
2. Лаптева М.Ю. У истоков древнегреческой цивилизации: Иония XI - VI вв. до н. э. -
СПб.: ИЦ «Гуманитрная академия», 2009. - 512 с.
3. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. - М.: Наука, 1990. - 271 с.
4. Зограф А.Н. Античные монеты. - Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - 261 с.
5. Jeffery L.H. Archaic Greece. The City-States c. 700-500 B.C. - London, 1976. - 256 p.
6. Lenschau Th. Pheidon. №2 // Pauly’s Realencyclopaedie der classischen Altertumswis-senschaft. Neue Bearbeitung. 1938. Bd. 9. Hbbd. 38. Sp. 1939-1945.
7. Hill G.F. Historical Greek coins. - London, 1906. - 181 р.
8. Tomlinson R.A. Argos and the Argolid from the End of the Bronze Age to the Roman
Occupation. - London, 1972. - 289 р.
9. Kinzl K.H. Betrachtungen zur alteren griechischen Tyrannis // Amer. J. Ancient History. -1979. - V. 4, No 1. - Р. 298-325.
10. Koiv M. The dating of Pheidon in Antiquity // Studia Humaniora Tartuensia. - 2000. -No 1.1. - P. 1-21.
11. Хэммонд Н.-Дж.-Л. Пелопоннес // Кембриджская история древнего мира. Расширение Греческого мира VIII - VI века до н. э. Т. 3. Ч. 3 / Пер. c англ. - М.: Ладомир, 2007. - С. 382-429.
12. Берве Г. Тираны Греции. - Ростов-н/Д: Феникс, 1997. - 640 с.
13. Andrewes A. Ephorus Book I and the Kings of Argos // The Classical Quarterly. - 1951. -
V. 1, No 1. - P. 39-45.
14. Andrewes A. The Greek tyrants. - London, 1956. - 167 р.
15. Kelly T. A History of Argos to 500 B.C. - Minneapolis, 1976. - 226 p.
16. MitsosM. An Inscription from Mycenae // Hesperia. - 1946. - V. 15, No 2. - P. 115-119.
17. De Libero L. Die archaische tyrannis. - Stuttgart, 1996. - 479 р.
Поступила в редакцию 15.09.08
Венидиктова Елена Александровна - соискатель кафедры истории древнего мира и средних веков Казанского государственного университета.
E-mail: e_venidiktova@mail.ru