Научная статья на тему 'О типологии персонажей в драматургии надежды Птушкиной'

О типологии персонажей в драматургии надежды Птушкиной Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
629
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. ПТУШКИНА / ТИПЫ ПЕРСОНАЖЕЙ / ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ / БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ / ЦЕННОСТИ И АНТИЦЕННОСТИ / ЖЕНСКАЯ ДРАМА / АВТОРСКАЯ ИДЕЯ / NADEZHDA PTUSHKINA / TYPES OF CHARACTERS / GENDER ASPECT / BINARY OPPOSITIONS / VALUES AND ANTI-VALUES / WOMAN DRAMA / AUTHOR''S IDEA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Муллина Д. А.

В статье осуществлен анализ пьес Н. Птушкиной, одного из самых репертуарных драматургов в 1990-2000-е гг. Рассмотрены основные типы действующих лиц в ее пьесах. Из четырех константных типов женщина-жена, женщина-любовница, женщина-мать, мужчина (муж, сын) выделяются женщинажена и мужчина-муж. Именно эти типы героев Птушкиной позволяют выйти к авторской аксиологии и выступают персонификацией авторской идеи: во взаимоотношениях мужчины и женщины центральная, глубоко драматичная роль отведена женщине, а мужчина чаще всего выступает своеобразным катализатором, позволяющим женщине оценить себя, выйти к себе настоящей. Финальные сцены чаще всего воспроизводят ситуацию самоиден тификации, способность к которой герои Птушкиной не утратили. Подробно проанализирована пьеса «Пизанская башня», в которой супружеские отношения героев Мужа и Жены испытывают кризис, но их брак уподоблен известной башне, которая кренится, но не падает. К финалу наступает очищение, без которого ни одна пьеса Птушкиной не обходится. Путь к этому очищению, замысловатый и запутанный, составляет действие в пьесах драматурга и определяет типологию выведенных характеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On typology of characters in playwriting by Nadezhda Ptushkina

The article analyzes plays written by Nadezhda Ptushkina, one of the most popular playwrights in the 1990-2000 years. The main types of characters are reviewed. From four constant types woman-wife, woman-lover, woman-mother and man (husband, son), the author emphasizes two woman-wife and manhusband. Understanding these types of characters lead to the playwright's axiology; they personify the playwright's idea: central and deeply dramatic role in relationships is given to a woman, while a man often acts as peculiar catalyst allowing a woman to understand and find herself. Final scenes often show the situation of selfidentification, and Ptushkina's characters are able to self-identify themselves. The author analyzes "Tower of Pisa" by N. Ptushkina, where Wife and Husband's relationships are in crisis, but their marriage is similar to the famous tower which is leaning but not falling down. The play's final is a clarification; entangled and complicated way to this clarification is the main action in the plays by Ptushkina and defines the typology of the characters.

Текст научной работы на тему «О типологии персонажей в драматургии надежды Птушкиной»

УДК 882

О ТИПОЛОГИИ ПЕРСОНАЖЕЙ В ДРАМАТУРГИИ

НАДЕЖДЫ ПТУШКИНОЙ

© Муллина Дарья Александровна

аспирант, Бурятский государственный университет

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, Ранжурова, 6

E-mail: [email protected]

В статье осуществлен анализ пьес Н. Птушкиной, одного из самых репертуарных драматургов в 1990-2000-е гг. Рассмотрены основные типы действующих лиц в ее пьесах. Из четырех константных типов - женщина-жена, женщина-любовница, женщина-мать, мужчина (муж, сын) выделяются женщина-жена и мужчина-муж. Именно эти типы героев Птушкиной позволяют выйти к авторской аксиологии и выступают персонификацией авторской идеи: во взаимоотношениях мужчины и женщины центральная, глубоко драматичная роль отведена женщине, а мужчина чаще всего выступает своеобразным катализатором, позволяющим женщине оценить себя, выйти к себе настоящей. Финальные сцены чаще всего воспроизводят ситуацию самоидентификации, способность к которой герои Птушкиной не утратили. Подробно проанализирована пьеса «Пизанская башня», в которой супружеские отношения героев - Мужа и Жены испытывают кризис, но их брак уподоблен известной башне, которая кренится, но не падает. К финалу наступает очищение, без которого ни одна пьеса Птушкиной не обходится. Путь к этому очищению, замысловатый и запутанный, составляет действие в пьесах драматурга и определяет типологию выведенных характеров.

Ключевые слова: Н. Птушкина, типы персонажей, гендерный аспект, бинарные оппозиции, ценности и антиценности, женская драма, авторская идея.

Драматург Н. М. Птушкина активно заявила о себе в 1990-е гг. По данным журнала «Современная драматургия», она была самым репертуарным драматургом в эти годы. Не сдает позиций автор и сейчас. По ее пьесам продолжают ставить спектакли как российские, так и зарубежные театры (Токио, Шотландия, Германия, Польша). Многие ее пьесы экранизированы: фильм «Приходи на меня посмотреть» (2001) снят по пьесе «Пока она умирала», по одноименным пьесам вышли в свет фильмы «Ненормальная» (2006), «Корова» (2006), «Пизанская башня» (2010).

Востребованность спектаклей по ее пьесам у массового зрителя объяснила критик П. Богданова: Птушкина «не стоит на позициях замкнутого "интеллигентского" сознания, она чувствует сознание массовое, психологию и мироощущение многочисленного среднего класса...» [1, с. 168]. Успех спектаклей по пьесам Н. Птушкиной у массового зрителя не вызывают восторга театральных критиков, не очень-то жалуют драматурга и литературные критики. Едва ли не единственной работой, посвященной ана-

лизу одной из ее пьес, стала статья Н. Пинчука, обнаружившего в пьесе «Овечка» стилизацию повести А. И. Куприна «Суламифь» [4]. Попытаемся охарактеризовать систему действующих лиц в ее пьесах, выделив наиболее распространенные типы ее героев.

Драматургия Птушкиной ориентирована на традиции русской драмы ХХ в. Герой, испытывающий трагизм повседневной жизни, близок и современному читателю/зрителю. Живые, остроумные реплики героев, поданные в сочетании с проникновенной исповедью, сближают пьесы Птушкиной с произведениями рубежа ХХ-ХХ1 вв., особенно с пьесами признанного мэтра драматургии Н. Коляды. Немаловажен и гендерный аспект, который позволяет заострить такие темы, как любовь, взаимоотношения в семье. От того, как реализуют себя мужчины и женщины в любовно-семейной сфере, зависят замысел и решение конфликта, типология мужских и женских персонажей Птушкиной.

Чаще всего внимание драматурга сосредоточено на судьбе немолодой женщины, которую жизнь не баловала, но наградила способностью любить. В каждой ее пьесе есть женщина, чаще замужняя, реже - старая дева или одинокая мать, которая умеет любить так, как никто уже в наш век не любит, - терпеливо, настойчиво, ненавязчиво, тихо. Мужчину, как правило, характеризует стандартный набор негативных качеств: ветреный, необязательный, неверный, безответственный и бессовестный. Соответственно, сюжет большинства пьес выстраивается из ситуаций, где неверный муж бросает преданную жену ради другой женщины («Корова», «Приходи и уводи», «Все, что я знаю о наших мужчинах и женщинах»), или где одинокая женщина всю жизнь любит одного мужчину, которого повстречала в юности, и живет надеждой на их соединение («Монумент жертвам», «Мои золотые рыбки», «Плачу вперед»). Есть и такой вариант, когда одинокая женщина одержима желанием любить кого-то, и это доводит ее до ненормальных поступков («Ненормальная», «Пизанская башня», «Пока она умирала», «При чужих свечах», «Корова»).

Определенный круг героев обозначается на уровне сюжета и ценностных оппозиций. Бинарные оппозиции - любовь/равнодушие; верность/предательство, духовная красота/внешний лоск в пьесах Птушкиной представлены противостоянием женщины и мужчины. Как правило, это супруги, прожившие много лет вместе. Организующим событием пьес «Корова», «Приходи и уводи», «Все, что я знаю о наших мужчинах и женщинах», «Плачу вперед» является уход мужа от жены к эффектной любовнице.

Жене обычно чуть за пятьдесят, она «не яркая, не запоминающаяся», но милая, уютная, домашняя. Она не карьеристка, работает чаще всего учительницей (Вера, «Приходи и уводи», Катя, «Корова»), библиотекарем (Жена, «Пизанская башня»), медсестрой (Лиза, «Монумент жертвам), реже - актрисой (Полина Сергеевна, «Плачу вперед»). Она хорошо образованна, воспитана, культурна. Речь ее всегда остроумна, она интересный

собеседник, точна в высказываемых мыслях. Ее очарование не в разных «женских штучках», но в остроумии, самоиронии и естественности. Птушкинские героини всегда такие, какие есть: искренние, честные по отношению к себе и другим. Кокетство, позерство им не свойствены. Большое место в их жизни занимают чтение книг, общение с людьми, путешествия.

Главной ценностью героини, наполняющей смыслом все ее существование, является любовь. А любимый мужчина - муж, служение которому на протяжении всей жизни составляет высшую ценность. Поэтому она может ждать его всю жизнь и верить, что он придет и свяжет с ней судьбу, может совершать неадекватные поступки, в ее силах терпеть измены и обиды, прощать его предательство.

Подобный тип женщин очень импонирует самой Птушкиной. Теплое отношение драматурга к таким героиням очевидно: начиная с ремарок, где эпитеты «теплая», «уютная», «белая», «домашняя» сопровождают этих героинь, и заканчивая тем, что в финале они всегда обретают свое счастье. Искренность и чистота чувств, любовь, понимаемая как служение любимому человеку, - ценности этих женщин, их же разделяет и сам драматург.

Антагонистами женщин-жен выступают женщины-любовницы. В мире пьес Птушкиной они - носители антиценностей. Как правило, это очень эффектные, хорошо обеспеченные, успешные в карьере, уверенные в себе женщины (Виктория, «Все, что я знаю...»; Эмма, «Приходи и уводи»; Липа, «Плачу вперед»). Главная их функция в пьесах - разрушение. Они бесцеремонно вторгаются в уютное пространство дома и крадут самое дорогое, самое ценное для жены - ее мужа. Страстное, агрессивное, плотское начало руководит ими. Они клянутся мужчине в любви, обещают им сказочную жизнь, удовлетворяя свое самолюбие, исполняя очередное желание своего всеобъемлющего «эго». Эгоизм, меркантильность, уверенность в том, что и любовь можно купить, жестокость и бессердечие - таков перечень антиценностей женщин этого типа.

Не менее интересны в пьесах Птушкиной женщины-матери главных героинь. В каждой из указанных нами пьес (за исключением «Плачу вперед») у главной героини есть мать или, вместо матери, свекровь. Примечательно, что у Птушкиной они несут не ценности, но антиценности -эгоизм, равнодушие к родной дочери, заботы о своей личной жизни, своем счастье. Такова мать героини пьесы «Корова» Александра, которая всю жизнь только и делала, что искала мужа. Родив Катю «совсем молоденькой», она оставила ее на руках у бабушки, а сама бегала от одного мужчины к другому. Материнским теплом, вниманием, заботой Катя не была избалована никогда. Не было от матери никакой и материальной поддержки, а под старость лет она с очередным мужем явилась в Катину квартиру с намерением пожить. Зная о несчастии дочери, оскорбляет ее, смеется над ней, рушит надежды.

В пьесе «Корова», как и в «Пизанской башне», героиню вырастила бабушка. О ней, единственном родном и дорогом сердцу человеке, с нежной любовью и грустью вспоминает Катя в минуты отчаяния: «...Мы с бабушкой лепим мыло из порошка для бритья... Я стою на зеленой скамеечке... Я еще не дотягиваюсь до стола... Бабушка делает ровные круглые лепешечки и вилкой обтыкивает края... А потом с обеих сторон зубцом той же вилки наносит розочки... И пахнет розами, и бабушка рассказывает про рай... В рай попадает тот, кто любит... [6]. Именно бабушка закладывает в героине ценность любви и выражает авторскую мысль-мечту о вознаграждении за любовь.

Из-за непомерного родительского эгоизма Софьи Ивановны - героини пьесы «Пока она умирала» ее дочь Татьяна осталась старой девой. Но умирающая женщина, чтобы облегчить терзания совести, хочет, чтобы дочь вышла замуж. Только тогда старуха умрет спокойной. Всю свою жизнь Татьяна выстраивала так, как было угодно ее матери. А мать, зная, что это неправильно, не могла преодолеть свой эгоизм. Желая лучшего своей дочери, она обрекла ее на полное одиночество, лишила ее счастья быть женой, матерью, любимой.

Встречается в пьесах Птушкиной тип женщины-свекрови. В сущности, это все та же мать-эгоистка. Безумно обожая своего сына, она не ценит и не уважает его жену единственного человека, которому она небезразлична (Анна Ивановна «Приходи и уводи»). Она несет с собой вечное ворчание, эгоизм, ревность к сыну. Думать и решать за сына привыкла героиня пьесы «Браво, Лауренсия!» Ольга Яковлевна. Доведенная до крайности любовь к сыну и требование такой же взамен перекрывает Олегу путь к личному счастью. Таким образом, ряд антиценностей представлен в пьесе женщинами-любовницами и женщинами-матерями. Постоянная коллизия с участием этого женского типа, во многом прямолинейно решенного, добавляет пьесам Птушкиной немало излишнего мелодраматизма, которым грешат набившие оскомину современные отечественные телесериалы.

На распутье, терзаемый со всех сторон остается, он - мужчина. Мужчины в пьесах Птушкиной всегда стоят перед выбором: остаться ли ему с женой или дать волю страсти и уйти к любовнице. Зная о беременности своей молодой пассии, счастливый от новости об отцовстве, он стоит перед тем, чтобы отказаться от любви той, жизнь которой посвящена только ему, растоптать ее чувства, оставить в губительном одиночестве. Ему нелегко решиться на уход от жены. Часто того требуют обстоятельства (беременность любовницы), где чувство долга берет верх, но еще чаще любовница заставляет его бросить семью. Тем не менее он все равно возвращается в тот дом, где его ждет жена, готовая принять, обогреть, снова приютить, потому что любовь ее убить невозможно. Значит, и мужчине дорог этот мир тепла, заботы и уюта.

Показательна в этом плане пьеса «Пизанская башня» (1990-1992). Она построена на выяснении отношений между супругами. Сюжет ее очень

прост: Жена объявляет Мужу, что уходит от него и выходит замуж за итальянца, с которым она познакомилась через брачное агентство. Дальше

- поток взаимных оскорблений, выяснение отношений, припоминание обид. Здесь невольно вспоминаются пьесы Н. Коляды, где наиболее удачными сценами являются сцены долгих скандалов. Как отметил критик, «персонажи Коляды ругаются и ссорятся изобретательно, с чувством, с отчаянной самодраматизацией... Только скандаля, персонаж Коляды избавляется от косноязычия, заглушая убожество своей жизни криком» [7, с. 219]. Событийный ряд пьесы Птушкиной составляют ретро-сцены, где супруги не стесняются в выражении своих чувств и где ругань и склоки между ними сопровождаются их воспоминаниями о совместной жизни: от начала знакомства до очередной вчерашней пьянки мужа.

Важным, просто жизненно необходимым для Жены является любовь. Ей хочется наконец-то быть любимой, ведь всю жизнь она отдавала любовь близким: матери, мужу, сыну. А взамен не получала ничего. Пронзает рассказываемая ею история про генеральскую собачку, когда мать, зная о невиновности своей дочери, дергала ее за ухо перед семьей генерала за то, что будто она изуродовала собаку: «А ведь все знали - не я остригла собачку! И еще знали, что всё-то я про них понимаю! И презираю их, и свою мать. Ведь мы же не умирали с голоду! Чего уж так-то - перед генералом?!» [5, с. 98].

Сложными, тяжелыми и безрадостными выглядят и ее отношения с мужем. Многого она от него натерпелась: постоянное пьянство, позднее возвращение с работы, измены в командировках, оскорбления, случались даже и побои. Он лишил ее любимой работы в библиотеке, заставил устроиться в торговой фирме, зная о том, как невыносима для жены эта работа. Не уделял внимания и ребенку, отцовских чувств у него не было (история с празднованием дня рождения Лелика) и вряд ли будут. Неутешительны отношения у мужа с тещей: он ненавидит ее, и не скрывает этого от жены. Фактически мужем попраны все ценности, которыми живет жена

- сын, мать, любимая работа, общение с читателями в библиотеке (как уточняет Муж, «со старыми девами, нудными пенсионерами и приставучими школьниками»). Его наплевательское отношение к ней давно перешло уже все границы. «О дайте же, дайте мне любви, дайте же мне кто-нибудь любви!» - восклицает измученная женщина.

Зато Муж в ответ приводит вескую причину подобного отношения к Жене: она помешала его счастью, сломала ему жизнь. Случайная ее беременность поставила его в безысходное положение - совсем молодым человеком он вынужден был жениться на той, в которую даже не был влюблен. «Удавиться хотелось, а не жениться!; женился «просто как порядочный мужик»; боялся, что может стать причиной ее самоубийства: ...Чувствовал - ты с заскоками. Можешь чего-то над собой сделать. А меня бы после совесть замучила... [5, с. 114]. Он упрекает Жену в том, что она позволяла себя унижать, даже когда он на собственной свадьбе флир-

товал с другой: «Встала бы и ушла! Плюнула на меня и ушла бы! Сам бы приполз к тебе. Или не приполз. Если ты себя не любила и не уважала, то чего от меня хотела?» [5, с. 114].

Перед ним всегда стоял выбор - разрушить семью и погубить жизнь Жены и сына, или сохранить семью, но погубить свою жизнь, отказавшись от своих желаний, мечтаний и от любви. Вот и сейчас Муж вновь выбирает семью. Чувство долга перед семьей, ответственность за благополучие близких не смогла перебороть даже любовь. Желание и способность любить ему вовсе не чуждо и очень ценно. Роман с женщиной это подтверждает. Охватившее его чувство любви к немолодой, ничем не примечательной, одинокой женщине, с сыном на руках, разбудило его тонкую, глубокую, даже романтическую натуру: «Между нами сиял какой-то луч, но очень хрупкий» [5, с. 120].

Момент признания Мужа об измене - самый напряженный в пьесе, кульминационный. Для Мужа - это самое светлое и в то же время тяжелое воспоминание, для Жены - ужасная новость, но в то же время и огромное открытие. Она увидела в Муже совершенно другого человека, о существовании которого никогда не подозревала. Благородный рыцарь, о котором она всю жизнь мечтала, всегда был рядом с ней. Но за пеленой многочисленных обид она не видела его, или не хотела видеть и даже не пыталась. Муж это чувствовал, поэтому отчасти справедливы его слова: «Это ты называешь любовью? Нет, меня не впечатляет. Любовь - это талант! Не меньше чем талант к пению или рисованию. И есть этот талант далеко не у всех. Ты не обижайся, но у тебя нет» [5, с. 116].

Диалоги и воспоминания героев ведут к заключительной сцене, где Жена понимает, что не может оставить Мужа. Финал не ставит твердую точку, но, очевидно, что ни к какому итальянцу Она не уедет, и Он ее никогда не оставит. Потому что пытается ее остановить от шага, который разрушит семью, и потому он отчаянно цепляется за Нее («Мне будет плохо без тебя. Мне уже сейчас так плохо как никогда в жизни не было» [5, с. 122]. Оба понимают, что между ними все еще что-то возможно...

К финалу наступает очищение, без которого ни одна пьеса не может состояться, и оба героя наконец обретают себя. Путь к этой самоидентификации и составляет драматическое действие, что предписано также законом жанра. Сама Птушкина в одном из интервью сформулировала волнующий ее в пьесе «Пизанская башня» вопрос: в чем загадка удавшегося брака и почему он подобен башне, которая, хотя и кренится, но никогда не упадет [2]. Для драматурга важно на эту загадку указать зрителю, который, конечно же, задумается над ответом после прочтении/просмотра пьесы/спектакля.

Таким образом, нами выделены четыре основных, можно сказать, константных, типа героя Птушкиной: женщина-жена, женщина-любовница, женщина-мать, мужчина (муж, сын). Каждому типу свойствен определенный набор ценностей, которые выводят и к ценностям автора. Ведь типы

героев Птушкиной, на наш взгляд, выступают персонификацией авторской идеи, которую можно сформулировать следующим образом: во взаимоотношениях мужчины и женщины центральная роль, глубоко драматичная, отведена женщине, а мужчина - лишь своеобразный катализатор, позволяющий женщине выйти к себе, настоящей. Именно эту идею сама Птушкина выразила в своем определении театра: «...к Театру я отношусь как к мужчине. Любить его можно как угодно преданно, умно и поэтично, но навязываться не следует. Театр, как и мужчину, безнадежно убеждать, что ты ему необходима. Но что-то у меня уже с ним было, и это прекрасно» [3].

Литература

1. Богданова П. Большая перемена (на исходе XX века мы начинаем подводить некоторые итоги) // Современная драматургия. 1999. № 4. С. 163-171.

2. Интервью с автором пьесы «Пизанская башня» Надеждой Птушкиной [Электронный ресурс]. URL: http://teatrps.ru/newsblog/96/intervyu-s-avtorom (дата обращения: 10.01.17).

3. Надежда Птушкина. О себе [Электронный ресурс]. URL: http://theatre.ru/drama/ptushkina (дата обращения: 11.01.17).

4. Пинчук Н. Опыт стилизации в пьесе Н. Птушкиной «Овечка» [Электронный ресурс]. URL: http://ptushkina.livejoumal.com/16427.html (дата обращения: 30.11.16).

5. Птушкина Н. Овечка и другие пьесы. М., 1999. 400 с.

6. Птушкина Н. Корова [Электронный ресурс]. URL: http://ptushkina.com/PiecePDF/korova.pdf (дата обращения: 14.12.16).

7. Соколянский А. Шаблоны и склоки любви: о пьесах Н. Коляды // Новый мир. 1995. № 8. С. 218-220.

References

1. Bogdanova P. Bol'shaya peremena (Na iskhode XX veka my nachinaem podvodit' nekotorye itogi) [The big break (We start to summarize in the end of the 20th century)]. Sovremennaya dramaturgiya - Modern playwriting. 1999. No. 4. Pp. 163-171.

2. Interv'yu s avtorom p'esy «Pizanskaya bashnya» Nadezhdoi Ptushkinoi [Interview with Nadezhda Ptushkina, the author of "Tower of Pisa"]. Available at: http://www.teatrps.ru/newsblog/96/intervyu-s-avtorom (accessed January 10, 2017).

3. Nadezhda Ptushkina. O sebe [Nadezhda Ptushkina. About myself]. Available at: http://www.theatre.ru/drama/ptushkina/ (accessed January 11, 2017).

4. Pinchuk N. Opyt stilizatsii v p'ese N. Ptushkinoi «Ovechka» [Experience of styliza-tion in "The Lamb" play by N. Ptushkina]. Available at: http://www.ptushkina. livejournal.com/16427.html (accessed: November 30, 2016).

5. Ptushkina N. Ovechka i drugie p'esy ["The Lamb" and other plays]. Moscow, 1999. 400 p.

6. Ptushkina N. Korova [The Cow]. Available at: http://www.ptushkina. com/PiecePDF/korova.pdf (accessed December 14, 2016).

7. Sokolyanskii A. Shablony i skloki lyubvi: o p'esakh N. Kolyady [Templates and hassles of love: on the plays by N. Kolyada]. Novyi mir - New World. 1995. No. 8. Pp. 218-220.

ON TYPOLOGY of CHARACTERS in PLAYWRITING by NADEZHDA PTUSHKINA

Darya A. Mullina

Postgraduate student, Buryat State University 6 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article analyzes plays written by Nadezhda Ptushkina, one of the most popular playwrights in the 1990-2000 years. The main types of characters are reviewed. From four constant types - woman-wife, woman-lover, woman-mother and man (husband, son), the author emphasizes two - woman-wife and man-husband. Understanding these types of characters lead to the playwright's axiology; they personify the playwright's idea: central and deeply dramatic role in relationships is given to a woman, while a man often acts as peculiar catalyst allowing a woman to understand and find herself. Final scenes often show the situation of self-identification, and Ptushkina's characters are able to self-identify themselves. The author analyzes "Tower of Pisa" by N. Ptushkina, where Wife and Husband's relationships are in crisis, but their marriage is similar to the famous tower which is leaning but not falling down. The play's final is a clarification; entangled and complicated way to this clarification is the main action in the plays by Ptushkina and defines the typology of the characters.

Keywords: Nadezhda Ptushkina, types of characters, gender aspect, binary oppositions, values and anti-values, woman drama, author's idea.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.