Научная статья на тему 'О типологических доминантах средств массовой информации и об опыте создания их нелинейной типологии'

О типологических доминантах средств массовой информации и об опыте создания их нелинейной типологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
946
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА / ТИПЫ И ВИДЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фатеева Ирина Анатольевна

В статье предпринимается попытка конструирования новой типологии СМИ на основе нелинейного принципа. Используя традиционную таксономическую схему «тип вид», автор выделяет три основных типа СМИ (коммерческие, информальные, обслуживающие) и три промежуточных (общественные, рекламные, учебные), при этом в секторе коммерческих выделяются качественный, массовый и квалоидный виды, в секторе обслуживающих государственный, муниципальный, партийный, конфессиональный и корпоративный виды, а среди информальных гражданские, самодеятельные СМИ и блогосфера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О типологических доминантах средств массовой информации и об опыте создания их нелинейной типологии»

И. А. Фатеева

О ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ДОМИНАНТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОБ ОПЫТЕ СОЗДАНИЯ ИХ НЕЛИНЕЙНОЙ ТИПОЛОГИИ

В статье предпринимается попытка конструирования новой типологии СМИ на основе нелинейного принципа. Используя традиционную таксономическую схему «тип - вид», автор выделяет три основных типа СМИ (коммерческие, информальные, обслуживающие) и три промежуточных (общественные, рекламные, учебные), при этом в секторе коммерческих выделяются качественный, массовый и квалоидный виды, в секторе обслуживающих - государственный, муниципальный, партийный, конфессиональный и корпоративный виды, а среди информальных - гражданские, самодеятельные СМИ и блогосфера.

Ключевые слова: типология, типологическая доминанта, типы и виды средств массовой информации.

Тезис о невыработанности единой концептуальной схемы типологии средств массовой информации является общим местом теории журналистики. Абсолютно прав М. В. Шкон-дин, когда говорит: «В журналистской науке как бы по отдельности существует типология газет, журналов, книжной литературы, телевидения, радиовещания, интернет-СМИ, но еще не выработано единой типологии журналистики, типологии средств массовой информации» [7. С. 35]. Действительно, когда речь идет об эмпирической типологии отдельных видов СМИ (особенно печати), науке есть что предъявить: накоплено значительное число детализированных схем СМИ, подробно описаны их видовые группы, определены их специфические особенности, разработаны всевозможные классификации. Совсем другое дело - на самом высоком уровне абстракции. Создается впечатление, что ученые просто не решаются браться за глобальную задачу выделения типологических доминант СМИ, предпочитают «возиться с мелочами», не рискуют «за деревьями увидеть леса».

Но, капитулируя перед трудностями в теории, наука дискредитирует себя на поле практическом. Прежде всего она оказывается беспомощной в решении образовательных задач. Если в плане обучения будущих медийных работников (профессиональное медиаобразо-вание) еще можно опереться на эмпирическую типологию (по полгода изучать женскую прессу, потом столько же детскую и молодежную, мужскую, научно-популярную, экологическую, да отдельно на радио, а потом на ТВ, а потом глядишь и срок обучения закончился), то, выходя на «непрофильную» аудиторию (массовое медиаобразование школьников, студентов не-

медийных факультетов, взрослого населения и т. д.), каждый педагог вынужден искать ту печку, от которой можно сплясать что-то внятное, понятное всем и каждому... да, по возможности, еще и имеющее ценностно-мировоззренческое, культурно-формирующее значение.

В принципе, набор существенных признаков, которые можно положить в основание типологии, наработан. Это технологические признаки (канал распространения информации; формат; периодичность; время выхода; география распространения и т. д.), экономические (формы собственности; характер инвестиций и др.), аудиторные (характер различных аудиторных групп: половых, возрастных, по интересам и т. п.), функционально-целевые (характер осуществляемых функций), организационные (организационно-политические, организационно-экономические, по характеру учредителей, издателей и т. д.) и некоторые другие. Что в результате получается? Каждый автор устанавливает некую иерархию выбранных признаков и выстраивает схему линейного типа, на разных уровнях которой располагаются видовые группы в порядке уменьшения значимости ти-пообразующего признака (например, на самом верху - канал распространения информации, этажом ниже - география распространения, еще ниже - организационно-экономические группы и т. д.). Получается громоздкая структура, многоэтажная и ветвистая, детализированная, но все равно незамкнутая, в ней рядом иногда оказываются явления совершенно несопоставимые «по весу». Но все старания с точки зрения решения образовательных задач абсолютно бесплодны: запомнить все это «человеку с улицы» практически невозможно, и, главное, бесполезное это занятие, ничего оно не дает ни уму ни сердцу.

Выход один - выделить типологические доминанты (главный типообразующий признак) и не пытаться в одной схеме «объять необъятное». Чаще всего в качестве типологической доминанты избираются характер аудитории или целевое назначение СМИ. Мы, в принципе, признаем особую важность данных двух признаков, но предложили бы не осуществлять выбор между ними, а постараться их объединить. И еще нам кажется непродуктивным линейный принцип типологии, мы предложили бы в качестве основы наглядной модели СМИ использовать круг.

Нам представляется, что логично внутри этого круга выделить три основных сектора, соответствующих трем основным типам СМИ, а между каждыми двумя секторами отвести место переходным типам, которых, соответственно, тоже будет три.

Что же это за три основных типа СМИ? Мы склонны называть их 1) коммерческими,

2) обслуживающими (иногда в литературе используется термин «инструментальные») и

3) информальными. Они выделяются нами в зависимости от преобладающего в них типа субъектно-объектного взаимодействия, если под субъектом (S) понимать субъектов информационной деятельности, а под объектами (О) аудиторию.

Если субъект и объект разведены, а целью субъектов информационной деятельности провозглашается удовлетворение информационных потребностей аудитории, то мы имеем дело с коммерческими СМИ. По существу, их целевое предназначение двоякое: кроме декларируемого удовлетворения информационных потребностей аудитории, это еще и получение прибыли субъектами информирования, т.е. информационный бизнес. Собственно в большинстве стран средства массовой информации возникли именно в этом секторе, произошло это, как известно, в эпоху зарождения капитализма. Вектор дальнейшего развития в данном секторе определялся процессом дифференциации аудитории (объектов информационного обслуживания). Сейчас коммерческие СМИ подразделяются на качественные, массовые и промежуточный вид - квалоиды (в западной терминологии mid market). Символически данный тип СМИ можно обозначить вертикальной формулой 1.

Формула 1. Коммерческие СМИ S

I

O

Второй тип средств массовой информации - информальные. По существу, это такие СМИ, в которых субъект и объект информационной деятельности практически совпадают (или, по крайней мере, находятся в «горизонтальных» отношениях). Аудитория, осознающая в процессе социально-практической деятельности свои собственные информационные потребности, выделяет из себя агентов информационной деятельности, более или менее удачно удовлетворяющих их. Это могут быть индивидуальные деятели или коллективные. Побудительные мотивы их действий преимущественно некоммерческие, даже если их деятельность оплачивается: функционируют они в развитом гражданском обществе за счет средств общества. В других случаях субъекты информационной деятельности действуют на безвозмездной основе, как говорится, «по велению души». Инфор-мальные СМИ могут не регистрироваться официально. Внутри этой типологической группы явно просматриваются следующие виды: 1) самодеятельные СМИ, 2) гражданские СМИ (например, активно развивающиеся на Западе комьюнити-СМИ), 3) блогосфера. Как видим, в отличие от коммерческих СМИ, которые равномерно представлены во всех технологических подсистемах (печать, радио, телевидение, интернет-СМИ), в группе информальных СМИ есть подвид, существующий только в интернете (блогосфера). На сегодняшний день это наиболее демократичный «отряд» прессы, это квитэссенция информальных СМИ, «примета времени» и «точка роста» общей системы СМИ. Символически информальный тип СМИ можно обозначить горизонтальной формулой 2.

Формула 2. Информальные СМИ S О

И, наконец, третий тип средств массовой информации - СМИ обслуживающие (или инструментальные, или «пресса влияния»). Каково субъектно-объектное взаимодействие в процессе производства информации в этом секторе? Конечно, субъекты и объекты информационной деятельности, как и в случае коммерческих СМИ, разведены. При этом есть еще

третья сторона, существенно влияющая на процесс. Это различные социальные институты, в интересах которых субъектами осуществляется информационное воздействие на аудиторию. Таким образом, субъекты информирования являются объектами управления со стороны «третьих лиц», точнее - структур. В зависимости от характера этих структур можно выделить следующие виды обслуживающих СМИ: 1) государственные, 2) муниципальные (применительно к современной российской практике, в других странах этот вид СМИ может относиться к ин-формальным СМИ, поскольку муниципилитеты

- это институты самоуправления, т. е. гражданского общества), 3) партийные, 4) конфессиональные, 5) корпоративные и др. Чтобы дать формулу обслуживающих СМИ, придется ввести еще одну переменную, обозначим ее буквой I (институт); итоговая формула обслуживающих СМИ имеет вертикальный характер.

Формула 3. Обслуживающие СМИ

I

I

S

I

О

Как известно, отличительная особенность российских СМИ - их уклон именно в сторону «обслуживающих» видов. В секторе государственных СМИ российская пресса родилась; более трети своей истории она существовала в условиях государственной монополии на средства массовой информации (1702-1759 годы и советское время со второй половины 20-х годов по конец 80-х); сейчас наиболее интенсивно развивающийся сектор отечественных СМИ

- это корпоративная пресса.

Есть устоявшееся мнение, что корпоративная пресса является подвидом деловой прессы [3. С. 114-120]. При этом почти бесспорно, что деловая пресса относится к качественной [Там же. С. 112; 5. С. 431]. Значит, «корпора-тивы» - разновидность качественных СМИ? Против такой логики решительно выступил екатеринбургский исследователь Ю. В. Чемя-кин. Ссылаясь на С. Г. Корконосенко [1. С. 96] и Е. В. Письменную [4. С. 18], на их мнения об аналитичности, взвешенности, достоверности, объективности и непредвзятости как атрибутивных признаках качественной прес-

сы, он пишет: «Что же касается корпоративной прессы, то ее важнейшая функция заключается в том, чтобы служить интересам конкретных компаний-учредителей, быть средством PR (шире - интегрированных маркетинговых коммуникаций). Принципиально зависимый от интересов компаний характер корпоративных СМИ по определению не позволяет рассматривать предлагаемую ими информацию как объективную, взвешенную, непредвзятую» [5. С. 431]. В итоге он называет корпоративную прессу - вкупе с другими видами инструментальных СМИ - «другими СМИ». Мы готовы бы были согласиться с таким наименованием, если бы не видели, что те средства массовой информации, которые составляют, по Ю. В. Чемяки-ну, оппозицию «другим СМИ» (он их именует «обычными», «традиционными») на самом деле неоднородны, а распадаются в свою очередь на коммерческие и информальные. Впрочем, скорее всего под «обычными» он подразумевает только коммерческие средства массовой информации, а информальные вообще не принимает в расчет, что для нас неприемлемо.

Определив все три основных типа СМИ, перейдем к переходным формам.

К переходным между коммерческими и ин-формальными можно отнести общественные СМИ. С одной стороны, они вписаны в рынок, четко разводят объектов (аудиторию) и субъектов информирования (профессиональные журналисты). С другой стороны, они поставлены на службу общественным интересам и исключают крайне негативные последствия процесса коммерциализации. Выведя данный вид за рамки основных и «поместив» между коммерческими и информальными, мы тем самым как бы даем ответ на острейший вопрос наблюдателей современного российского информационного ландшафта: а почему в России никак не создаются общественные средства массовой информации, особенно вещательные? А потому же, почему нет гражданских СМИ: нет структурированного гражданского общества и его институциональных информационных форм; самодеятельные СМИ и блогеры уже действуют, а вот комьюнити-СМИ еще отсутствуют, потому что самих комьюнити нет. Например, на сайте Всемирной ассоциации комьюнити-радио ЛМЛЯС [8] зарегистрированы радиостанции со всего мира, единственная, на беглый взгляд, непредставленная страна - Россия.

Переходные между коммерческими и обслуживающими СМИ - это, например, реклам-

ные средства массовой информации. С точки зрения теории журналистики, это вообще не релевантные источники социально-значимой информации, даже если часть площади отводят под новости. Но они регистрируются как СМИ, исправно выполняют требования законодательства, активно потребляются населением (например, для некоторых слоев российского общества бесплатные рекламно-информационные газеты являются чуть ли не единственным видом регулярно читаемой периодики). Как их можно не учитывать при создании типологии современных СМИ и при мониторинге информационного рынка? Они,

можно отнести учебные СМИ: они обслуживают интересы системы образования и при этом могут быть «голосом» молодежных сообществ, как самодеятельные или комьюнити-СМИ. При лучшем раскладе. Если выпускаются талантливыми людьми и на адекватных организационно-творческих началах. А если нет, то такого типа проекты практически смыкаются с одним из видов обслуживающих СМИ - с корпоративными каналами информации (например, вузовскими изданиями или теле- и радиостанциями).

Окончательный вариант сконструированной нами типологической схемы представлен нарис. 1.

Качественные

Ш Л

ш

СО

Гражданские

Квалоиды

Массовые

Блогосфера

Самодеятельные

Рис. 1. Типология современных СМИ

конечно, находятся на периферии системы, поэтому мы и включаем их в переходный тип: они по распространенности и доступности похожи на массовые издания (из коммерческих), при этом, как и инструментальные, обслуживают интересы определенных социальных структур, а именно производителей товаров и услуг.

Последний тип - это «пограничная территория» между информальными и обслуживающими СМИ. К этому сектору, по-видимому,

В заключение скажем, какое практическое значение может иметь данная схема.

1) Она пригодна для использования в учебных целях, в том числе в программах массового медиаобразования, рассчитанных на разную аудиторию, поскольку, основанная на ясной логической матрице, не перегруженная «частностями», она допускает разную степень теоретичности при ее комментировании и учебно-методической «проработке».

2) Она наглядна и, в отличие от линейных схем, может конкретизироваться в зависимости от количественных показателей тех или иных групп СМИ в том или ином регионе, в тот или иной хронологический период, в том или ином технологическом секторе СМИ (печатная и электронная пресса) и т. д. Иначе говоря, схема может приобретать черты круговой (секторной) диаграммы.

3) Она обладает важным медиавоспитатель-ным потенциалом: благодаря ей, можно активно формировать аудиторию (потенциальную и реальную) «проблемных» типов и видов СМИ (информальных, общественных, качественных и т. д.) за счет объяснения их значимости, весомости по сравнению с «успешными», но в этическом плане небезупречными видами (например, массовыми СМИ и т. д.).

Будем, однако, иметь в виду, что основное предназначение типологии - служить исследователям в качестве метода и конкретной формы научного познания. Представленная нами типологическая модель вобрала в себя результаты размышлений многих авторов, синтезировала идеи, которые «носятся в воздухе». Тем не менее, она небесспорна. Любая теоретическая схема, как писал Б. Я. Мисонжников, «всегда будет иметь те или иные изъяны, страдать односторонностью, упрощенностью, а то и нарочитой искусственностью, но обобщающий абрис, целостное схематизированное представление совершенно необходимо для того, чтобы адекватно оценить ситуацию, сложившуюся в какой-либо системе, в данном случае в типологии СМИ, и чтобы с необходимой полнотой идентифицировать структурные образования этой системы, механизм их взаимного коррелирования, место и положение в общем иерархизированном построении» [2. С. 14-15].

Список литературы

1. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов [Текст] / С. Г. Корконосенко. - М. : Аспект Пресс, 2004.

2. Мисонжников, Б. Я. Типология: трудный поиск новой парадигмы (Вместо предисловия) [Текст] / Б. Я. Мисонжников // Типология печати : проблемы теории и практики: материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (12 марта 1998 года, Санкт-Петербург) / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. -СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 1999. С. 3-15.

3. Мурзин, Д. А. Деловая пресса [Текст] / Д. А. Мурзин // Типология периодической печати : учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др. ; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснян-ской. - М. : Аспект Пресс, 2009. - С. 104-120.

4. Письменная, Е. В. Профессиональная этика в деловой прессе [Текст] / Е. В. Письменная. - М., 2004.

5. Чемякин, Ю. В. Корпоративные СМИ как часть «другой прессы» / Ю. В. Чемякин // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе : материалы Междунар. науч. конф. (Челябинск, 24-26 марта 2010 г.) [Текст] / под общ. ред. докт. фил. наук, проф. М. В. Загидуллиной ; Челяб. гос. ун-т. - Челябинск : Энциклопедия, 2010. - С. 430-435.

6. Чемякин, Ю. В. Соотношение понятий «деловая пресса» и «корпоративная пресса» [Текст] / Ю. В. Чемякин // Известия Уральского государственного университета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. - 2008. - № 60. - С. 126-132.

7. Шкондин, М. В. Периодическая печать : системные основы типологии [Текст] / М. В. Шкондин // Типология периодической печати : учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др. ; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснян-ской. - М. : Аспект Пресс, 2009. - С. 10-46.

8. URL : http:// www.amarc.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.