Научная статья на тему 'О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
114
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТХОДЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ / ТВЁРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / УТИЛИЗАЦИЯ / РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зырянова У. П., Гусарова В. С.

Преобразования в законодательном плане и в управленческой сфере относительно деятельности по обращению с отходами отражаются на результатах деятельности государственных органов управления, предприятий отходоперерабатывающей сферы, показателях эффективности государственного управления, эффективности внедрения раздельного сбора отходов и утилизации на региональном уровне. Решение проблем в обращении с отходами осуществляется с учётом региональных особенностей и возможно только при совместном участии трёх секторов общества: органов власти, бизнес-структур и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зырянова У. П., Гусарова В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT TERRITORIAL SCHEME OF WASTE MANAGEMENT IN ULYANOVSK REGION

Changes in the legislative plan and in the management sphere regarding waste management activities are reflected in the results of the activities of government authorities, waste processing enterprises, indicators of the effectiveness of public administration in the designated area, the effectiveness of the implementation of separate waste collection and recycling at the regional level. The solution of problems in waste management is carried out taking into account regional characteristics and is possible only with the joint participation of three sectors of society: government bodies, business structures and the population.

Текст научной работы на тему «О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 502.34:338.51

У. П. ЗЫРЯНОВА, В. С. ГУСАРОВА

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Преобразования в законодательном плане и в управленческой сфере относительно деятельности по обращению с отходами отражаются на результатах деятельности государственных органов управления, предприятий отходоперерабатывающей сферы, показателях эффективности государственного управления, эффективности внедрения раздельного сбора отходов и утилизации на региональном уровне. Решение проблем в обращении с отходами осуществляется с учётом региональных особенностей и возможно только при совместном участии трёх секторов общества: органов власти, бизнес-структур и населения.

Ключевые слова: отходы; территориальная схема обращения с отходами; твёрдые коммунальные отходы, раздельный сбор; утилизация.

В Ульяновской области, как и во всех субъектах РФ, с 01.01.2019 произошёл переход на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в соответствии с положениями статей 24.6-24.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»[6].

Согласно решениям, которые приняты Правительством РФ, уже практически во всех регионах РФ разработаны территориальные схемы обращения с отходами и региональные программы обращения с отходами, согласно которым регионы выбирают региональных операторов по обращению с отходами. Однако изменения в законодательстве и принятие новых нормативных документов, направленные на совершенствование системы обращения с отходами, требуют внесения корректировок в уже утверждённые территориальные схемы регионов [1].

Первая территориальная схема обращения с отходами в Ульяновской области была разработана в 2016 году (Приказ Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26 сентября 2016 г. №28-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области»). Однако в связи с многочисленными жалобами, по решению Ульяновского областного суда от 02.07.2017 территориальная схема была отправлена на корректировку[7].

© Зырянова У. П., Гусарова В. С., 2020

Второй вариант Схемы был утверждён приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 № 50-од с учётом поправок по структуре Схемы, нормативам образования отходов [3], распределению территории по зонам региональных операторов, порядка накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО [4], правил работы региональных операторов [2].

В связи с утверждением в конце 2018 года постановления Правительством РФ [1], а также с учётом изменений, внесённых в ходе общественных обсуждений с представителями контрольно-надзорных органов власти, бизнес-структурами и общественными организациями, в 2019 году была утверждена новая Территориальная схема [5], в которую помимо основных корректировок по статистическим данным и организационным вопросам были добавлены данные, касающиеся биологических отходов.

Проблемы при составлении и корректировке Территориальной схемы, как отмечают её составители, связаны, прежде всего, со сложностью формирования базы данных статистических показателей, которые формируются на основе отчётов по форме 2-ТП (Отходы), которые сводятся в общую итоговую таблицу (Таблица 1).

Как отмечено в Территориальной схеме, данные статистической отчётности не отражают реальной ситуации по образованию ТКО. По форме 2-ТП (отходы) отчитываются только юридические лица, в статистическую отчётность не включаются отходы, поступившие на несанкционированные объекты размещения отходов, не всё население Ульяновской области охвачено

Таблица 1

Статистические данные по обращению с отходами 1—У классов опасности на территории Ульяновской области, тонн в год [5]

Вид деятельности Среднегодовое значение (2016-2018 гг.)

Образование отходов, в т.ч. наличие на начало отчётного года, и поступление из других организаций 5192533,975

Обработано отходов 11 738,236

Утилизировано отходов всего, в т.ч.: -для повторного применения (рециклинг) -предварительно прошедших обработку 179 239,491 54 593,524 32 536,044

Обезвреживание отходов всего, в т. ч.: предварительно прошедших обработку 108 395,450 85,146

Передача отходов другим организациям для: - обработки - обезвреживания - утилизации - хранения - захоронения 18 693,748 3 890 796,978 50 639,011 7 367,177 319 353,794

Размещение отходов на собственных объектах, в т. ч.: - хранение - захоронение 74 387,108 438 829,283

Наличие в организации на конец отчётного года 199 219,960

системой централизованного удаления ТКО из мест накопления. Кроме того, в отчёте 2-ТП (отходы) происходит двойной учёт образования, утилизации и обработки, обезвреживания, размещения отходов, что связано с набором столбцов таблицы отчётности [8]. Дублируется часть информации, т. к. у ряда организаций есть свои объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, на которых указанные организации обращаются только со своими собственными отходами, не оказывают услуг по обращению с отходами другим собственникам отходов.

В соответствии с Порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО на территории Ульяновской области [4], накопление ТКО может осуществляться путём их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление), но Порядком не предусмотрено требований по сортировке отходов на опредё-ленные виды отходов. Тем не менее, в нормативном документе установлен запрет на складирование в контейнерах горящих, раскалённых или горячих отходов, крупногабаритных отходов, снега и льда, осветительных приборов и электрических ламп, содержащих ртуть, батарей и аккумуляторов, медицинских отходов и т. д. Однако требования по сбору данных отходов отсутствуют в Порядке накопления [4].

В Территориальной схеме обращения с отходами Ульяновской области [5] в перспективе предусмотрен переход на двухконтейнерную систему раздельного сбора отходов с разделением отходов на стадии накопления на две составляющие: полезные вторичные компоненты, пригодные для повторного использования (полимерные отходы, бумага, металл, стекло и пр.) и прочие отходы (пищевые и растительные отходы, смет от уборки дворовой территории). Поскольку в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р вводится запрет на захоронение на полигонах ТКО отходов, представляющих ценное вторичное сырьё, то в территориальной схеме необходимо чётко обозначить схему накопления, сбора, транспортировки и дальнейшей утилизации данных видов отходов с учётом того, что схема разработана на 10 лет.

Неполная информация в нормативных документах усложняет решение задачи развития инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию) и обезвреживанию отходов, озвученной в «Комплексной стратегии обращения с ТКО в РФ», утверждённой приказом Минприроды России от 14.08.2013 № 298.

Полномочия по разработке и утверждению Территориальной схемы в Ульяновской области

в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области № 15/367-П от 15.07.2020 были переданы от Министерства природных ресурсов и цикличной экономики Ульяновской области [7] Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области с 01.08.2020. Поэтому в ближайшее время возможно будут внесены дополнительные изменения в действующие нормативные документы, лежащие в основе разработки Территориальной схемы Ульяновской области.

На основании проведённого анализа территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области можно сделать следующие выводы:

- требуется уточнение и разъяснение в нормативных документах на региональном уровне по раздельному сбору опасных отходов, запрещенных к захоронению на полигонах ТБО;

- в территориальной схеме обращения с отходами необходимо внести ясность с группами отходов в перспективной двухконтейнерной системе раздельного сбора отходов: какие отходы предполагается собирать в один контейнер и в другой;

- в территориальной схеме следует предусмотреть в перспективе в группе опасных и особо опасных отходов раздельный сбор не только ртутных отработанных ламп, но и остальных отходов, запрещённых к размещению в соответствии с Порядком накопления [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 №1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем».

2. Постановление Правительства Ульяновской области от 13.02.2017 №73-П «Об утверждении Правил осуществления деятельности

регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области».

3. Приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 №06-77 «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Ульяновской области».

4. Постановление Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 №91-П «Об утверждении Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твёрдых коммунальных отходов на территории Ульяновской области».

5. Приказ Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 14.11.2019 №55 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области».

6. Давыдова О. А., Зырянова У. П., Гусарова В. С. Распределение полномочий в органах власти в сфере обращения с отходами в Ульяновской области // Вузовская наука в современных условиях: сборник материалов 53-й научно-технической конференции (28 января - 2 февраля 2019 года). В 3 ч. Ч. 3. - Ульяновск: УлГТУ, 2019. - С. 36-39. http://venec.ulstu.ru/lib disk/2017/ 593.pdf.

7. Зырянова У. П., Гусарова В. С., Орлов А. А. Особенности тарифного регулирования услуг регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Ульяновской области // Актуальные проблемы техно-сферной безопасности: материалы I Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых учёных, преподавателей / под ред. В.С. Гусаровой. - Ульяновск: УлГТУ, 2019. - С. 21-27.http://venec.ulstu.ru/lib/ disk/2017/593.pdf.

REFERENCES

1. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 22.09.2018 №1130 «O razrabotke, obshestvennom obsuzhdenii, utverzhdenii, korrektirovke territorialnyh skhem v oblasti obrashcheniya s othodami proizvodstva i

potrebleniya, v tom chisle s tvyordymi kommunalnymi othodami, a takzhe o trebovaniyah k sostavu i soderzhaniyu takih skhem» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1130 of 22.09.2018 «On the development, public discussion, approval, adjustment of territorial schemes in the field of industrial and consumer waste management, including solid municipal waste, as well as requirements for the composition and content of such schemes»].

2. Postanovlenie Pravitelstva Ulyanovsko joblastiot 13.02.2017 №73-P «Ob utverzhdenii Pravil osushchestvleniya deyatelnosti regionalnogo operatora po obrashcheniyu s tvyordymi kommunalnymi othodami na territorii Ulyanovskoj oblasti» [Decree Of the government of the Ulyanovsk region dated 13.02.2017 No. 73-P «On approval of the Rules for the implementation of the activities of a regional operator for the management of solid municipal waste on the territory of the Ulyanovsk region»].

3. Prikaz Ministerstva razvitiya konkurencii i ekonomiki Ul'yanovskoj oblasti ot 29.06.2017 №06-77 «Ob utverzhdenii normativov nakopleniya tvyordyh kommunal'nyh othodov na territorii Ul'yanovskoj oblasti» [Order of the Ministry of competition development and economy of the Ulyanovsk region dated 29.06.2017 No. 06-77 «On approval of standards for the accumulation of solid municipal waste in the territory of the Ulyanovsk region»].

4. Postanovlenie Pravitel'stva Ul'yanovsko joblasti ot 03.03.2017 № 91-P «Ob utverzhdenii Poryadka nakopleniya (v tom chisel razdel'nogo nakopleniya) tvyordyh kommunal'nyh othodov na territorii Ul'yanovskoj oblasti» [Resolution of the government of Ulyanovsk region from 03.03.2017 №91-P «On approval of the Procedure of the accumulation (including time-efficient accumulation) of solid communal waste on the territory of Ulyanovsk region»].

5. Prikaz Ministerstva prirody i ciklichnoj ekonomiki Ul'yanovskoj oblasti ot 14.11.2019 №55 «Ob utverzhdenii Territorial'noj skhemy obrashcheniya s othodami Ul'yanovskoj oblasti» [Order of the Ministry of nature and the cyclical

economy of the Ulyanovsk region from 14.11.2019 №55 «On approval of Territorial plans for waste management of the Ulyanovsk region»].

6. Davydova O. A., Zyryanova U. P., Gusarova V. S. Raspredelenie polnomochij v organah vlasti v sfere obrashcheniya s othodami v Ul'yanovskoj oblasti [Distribution of powers in the authorities in the field of waste management in the Ulyanovsk region] Vuzovskaya nauka v sovremennyh usloviyah: sbornik materialov 53-j nauchno-tekhnicheskoj konferencii (28 yanvarya - 2 fevralya 2019 goda). [University science in modern conditions: proceedings of the 53rd scientific and technical conference (January 28-February 2, 2019)]. V 3 ch. Ch. 3. Ulyanovsk, ULGTU, 2019, pp. 36-39. http://venec.ulstu.ru/ lib/disk/2017/593.pdf.

7. Zyryanova U. P., Gusarova V. S., Orlov A. A. Osobennosti tarifnogo regulirovaniya uslug regional'nogo operatora po obrashcheniyu s tvyordymi kommunal'nymi othodami v Ul'yanovskoj oblasti [Features of tariff regulation of services of a regional operator for solid municipal waste management in the Ulyanovsk region] Aktual'nye problemy tekhnosfernoj bezopasnosti: materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov, molodyh uchyonyh, prepodavatelej / pod red. V. S. Gusarovoj [Actual problems of technosphere safety: materials of the I International scientific and practical conference of students, postgraduates, young scientists, teachers / Ed. by V. S. Gusarova]. Ulyanovsk, UlGTU, 2019. pp. 21-27. http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2017/ 593.pdf.

Зырянова Ульяна Петровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Экономика и государственное управление» Ульяновского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Ульяновск, Россия. Гусарова Вера Сергеевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры «Промышленная экология и техносферная безопасность» ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет», г. Ульяновск, Россия.

Поступила 28.10.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.