УДК 81’373.232.4
О ТЕРМИНАХ РОДСТВА ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА “а^а ууhа” (ПАТРИЛИНЕЙНАЯ РОДСТВЕННАЯ ГРУППА), “ИЙЭ ууhа” (МАТРИЛИНЕЙНАЯ РОДСТВЕННАЯ ГРУППА): ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Федорова Елена Петровна ассистент
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова, Якутск, Россия
В статье дается описание терминов родства якутского языка «а^а ууhа» ( патрилинейная родственная группа) и «ийэ ууhа» (матрилинейная родственная группа) в этнолингвистическом аспекте. Проведен анализ существующих точек зрения обсуждаемых терминов, дан обзор их структуры и обсуждаются особенности и отличительные черты отдельно каждой линии родства
UDC 81’373.232.4
ABOUT TERMS OF RELATIONSHIP “AGA USA” (THE MALE RELATED GROUP), “IJE USA” (THE FEMALE RELATED GROUP) IN YAKUT: ETHNOLINGUISTIC ASPECT
Fedorova Elena Petrovna assistant
North-eastern federal university after M.KAmmosov, Yakutsk, Russia
The article gives a description of terms of relationship «aga usa» (the male related group) and «ije usa» (the female related group) in Yakut. This work carries out the analysis of the existing points of view of the discussed terms, also it gives the review of their structure and discusses the distinctive features of each related group
Ключевые слова: ТЕРМИНЫ РОДСТВА, РОД, Keywords: RELATIONSHIP TERMS, KIN,
ПРАРОДИТЕЛЬ, МУЖСКАЯ ЛИНИЯ, ЖЕНСКАЯ PRIMOGENITOR, MALE RELATED GROUP, ЛИНИЯ, ПАТРОНИМИЯ, ДВОЙНОЙ СЧЕТ FEMALE RELATED GROUP, PATRONIMIA,
РОДСТВА DOUBLE ACCOUNT OF RELATIONSHIP
Как и все народы, якуты прошли долгий и сложный исторический путь развития. В своих исторических преданиях и легендах они сохранили память о трех предках народа: Омо^ой баай, Эллэй Боотур и Улуу Хоро, которые, по всей видимости, относятся к различным этническим образованиям. Согласно этим легендам и преданиям, в результате смешения потомков названных предков якутов окончательно сформировался народ саха с многозначной и разветвленной терминологией родства и свойства.
Как известно, терминология родства и свойства включена этнологами в список основных компонентов жизни человеческого коллектива (семьи) и, таким образом, она занимает важнейшее место в системе культуры любого этнического общества. Исследование номенклатуры родства якутского народа способствует созданию комплексного описания лексико-семантической системы якутского языка.
К сожалению, столь богатый лексико-семантический пласт в современном якутском языке в известной мере утрачивает свою функциональную активность, некоторые термины родства в современных словарях указываются в качестве устаревших, что показывает постепенное исчезновение из живой речи некоторых исконных терминов. Возрождение и упорядочение данного пласта лексики является одной из важнейших теоретических и прикладных проблем якутского языкознания.
В якутском языке нами было зафиксировано более ста лексических единиц, входящих в систему родства и свойства. В исследуемой работе мы ограничимся рассмотрением терминов родства afya yyha (патрилинейная родственная группа) и ийэ yyha (матрилинейная родственная группа).
Термин уус интерпретируется как род, поколение, племя, семейство [6, 3075], произошел от древнетюркского и уйгурского о^уш, о^ус - род, поколение. В понимании якутского народа, данный термин определяется следующим образом: «Если взять все ветви, сучки, листья и почки, вырастающие из одного корня, то получится уса» [4, 418]. Подчиняясь общим закономерностям организации семантического поля в тюркских языках, якутские термины родства разграничиваются по мужской (afya yyha) и женской (ийэ yyha) линиям.
Afya yyha (патрилинейная родственная группа, далее ПРГ). Существуют несколько вариантов интерпретации данного термина, которые к конечном итоге ведут к наиболее завершенному и полному пониманию данного термина:
1. Afya yyha (ПРГ) можно рассматривать как кровно-родственное объединение: “Были у какого-нибудь старинного якута два или три сына. Они выросли, поженились, отделились. Прежде земли было много, скота якуты тоже держали много и поэтому жили в одиночку, чтобы просторнее было. Разойдясь, размножались. А между тем старик умирал, умирали родные братья, исчезало родство крови и тела. Старинные якуты до
девятого только колена считали родство ’ [4]. Согласно данному
толкованию, народ Саха считает свой род только по линии отца. В дореволюционное время у якутов была традиция знать не менее девяти поколений своего рода. Когда якут представлял себя незнакомым людям, прежде чем назвать свое имя, он сначала рассказывал о своем роде: “Кимтэн кииннээхпин, хантан хааннаахпын билиэххитин ба^арар буоллаххытына... ‘мой род начинает свой счет с ...’. Таким образом, в настоящей традиционной культуре заглавное значение имел прежде всего род того или иного человека по линии а^а уука (ПРГ). Якуты в первую очередь судят человека по его предкам, по их поступкам. Если в роду было совершено какое-либо злодеяние или же наоборот добродетель, то этот поступок сохранялся в течение девяти поколений и являлся «печатью» данного рода [полевой материал. - Е. Ф. ];
2. В “Толковом словаре якутского языка” дается следующее определение этого термина: а^а уука (ПРГ) - род, происходящий из нескольких ийэ уука (матрилинейная родственная группа, далее МРГ), большая семья, основная единица якутского самоуправления (несколько таких единиц составляет наслег) [7, 251]. Данное определение может иметь отношение к существовавшему в прошлом многоженству у якутов, о чем было написано в трудах дореволюционных исследователей. Первое упоминание о многоженстве относится к концу XVII в., когда каждый якут мог «иметь столько жен, сколько он может прокормить» [5, 11]. Интересные сведения о причинах многоженства можно найти в сводке, составленной комиссией Ф.И.Лангаса в 1789 г.: «во-первых, якуты сговаривают детей с малых лет, кои по происхождению в возраст перестают любить друг друга, а от сего выходит вторая жена; во-вторых, живя много лет и не имея от нее детей, берет другую и третью, и единственно для того, чтобы иметь детей; в-третьих, богатые якуты имеют много жен для призрения обыкновенно стоящих в разных местах домов и
скота, ибо их жены усерднее управляют имением, нежели сторонние, наемные лица, через то ухудшается хозяйство; в-четвертых, оставляли жен даже и венчанных по открывшимся порочным поступкам, либо по беснованию никогда не прекращающемуся, либо потому, что жена по какой-либо болезни вдруг лишась глаз, языка, рук и ног, делается совершенно неспособной заниматься домом и скотоводством, ибо у якутов весь дом и все скотоводство состоит на попечении жен - берут других, оставляя прежних при своих же домах; в-пятых, имеющие до крещения нескольких жен, по крещении обвенчав из них одну, а прочих не отлучая, содержат при своих домах с детьми, рожденными от них, а некоторые и без»[5, 12]. Следовательно, одна из предположительных причин
многоженства - значимая роль женщины в скотоводческом хозяйстве якутов, что привело к полигамии в основном в среде социальной верхушки общества, имеющей десятки и сотни голов скота и большие площади сенокосно-пастбищных угодий. Существует и другое предположение существования многоженства, так называемого Одьулуун. Традиции патриархального быта в якутской семье определяли права и обязанности каждого его члена. Во главе стоял мужчина, отец семейства дьиэлээх
тойон полновластный хозяин движимого и недвижимого семейного имущества, который мог распоряжаться им единолично [10, 490]. Только глава семейства имел право на голос, земли выделяли так же представителям мужского пола. В те времена смертность мужского населения превосходила женскую. В итоге многие женщины оставались вдовами. В семьях с сыновьями старший из них оставался за главного и защищал интересы семьи. Женщины же, у которых не было сыновей, оставались без земли. В результате образовалось многоженство, что было выгодно как мужской, так и женской (вдовам) сторонам: так называемым женам одьулуун, которым предоставлялся шанс начать жизнь заново; и мужьям-многоженцам, так как за каждую одьулуун жену им предоставляли
часть земли (считалось, что двух или больше хозяек не должно быть в одном доме) [8]. Как уже упоминалось выше, богатые люди могли иметь до семи жен, из которых в итоге образовывались отдельные ийэ yyha (ЫРГ), которые и составляли в результате род afya yyha (ПРГ).
Данное определение следует также рассмотреть с другой точки зрения. Выше было указано, что якуты считают свой род до девятого поколения по мужской линии afya yyha. В каждом поколении представитель afya yyha (ПРГ) берет в жены представительницу другого рода. Для их ребенка родственники со стороны отца являются afya yyha (ПРГ), а родственники со стороны матери - ийэ yyha (ЫРГ). Если ребенок мужского пола, то он продолжает свой род afya yyha (ПРГ), в последующем берет в жены предствавительницу другого рода. Для ребенка, появившегося в результате данного брака, родственники со стороны матери являются ему ийэ yyha (IMF^. И так далее. Соответственно, одна линия afya yyha (ПРГ), включающая все девять поколений родственников, состоит из нескольких ийэ yyhа (MРГ);
3. А.А.Борисов в труде «Якутский тойон Тыгын исторический и легендарный» отмечает, что afya yyha (ПРГ) является не родом, а кланом отца [3] - сравнительно небольшая группа, объединённая кровнородственными, идеологическими, хозяйственными связями, которая обладает признаками патронимии (от греческого pater - отец и onyma -имя) - группа родственных больших или малых семей, имеющих определенное хозяйственное, общественное и идеологическое единство и общее патронимическое, то есть образованное от собственного имени основателя патронимии, что характерно для патриархально-родового строя [2, 284]. Численность таких объединений колебалась от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Основу клана составляли несколько родственных по отцовской линии семей (отсюда происхождение другого термина, обозначающего клан — «патронимия» и якутского — afya yyha
(ПРГ), т. е. «клан отца»). В состав таких групп входили не только действительно родственные семьи, но также номинально родственные (приёмные или же просто верившие в своё родство с этим кланом) члены вместе со своими семьями, которые зачастую имели равные права с ними. В этом одно из главных отличий клана отца от понятия «род». Кроме того, в подчинении главной семьи всего клана (патронимической группы), которую возглавлял тойон а^а бакылык находились неродственные, неполноправные члены, иногда вместе со своими семьями. Русские документы XVII в. называют их «живущими подле» своих, как правило, богатых соседей. Наконец, совершенно бесправными членами а^а уука (ПРГ) были кулуты (рабы), по письменным источникам известные как «холопы» [3]. Данное предположение говорит в пользу определений местных старожилов, предложенных в труде В.Л.Серошевского:“А^а ууhа - не родственники. У вас есть купцы, казаки, мещане, а у нас роды. Это вроде чина, чиннах буолбут”; “Хотя и одного происхождения, но не родственники по крови и телу” [4]. В а^а уука (ПРГ) верили в общее происхождение от одного знаменитого реально жившего предка — воина, шамана и т. п., но общая коллективная собственность ограничивалась пастбищами и охотничьими промыслами. Во главе а^а уука (ПРГ) стоял тойон ‘лицо, облеченное властью, правитель’[6, 2706] — представитель так называемой тойонской семьи, которая считалась таковой по степени наибольшей близости к первопредку (ещё один признак патронимии). Тойон мог принадлежать к военному сословию и содержать дружину, состоявшую из профессиональных воинов [3].
Таким образом, группу а^а уука (ПРГ) можно рассматривать и как род, и как клан. Если рассматривать отцовскую линию родства с точки зрения одного прародителя, считающего родство до девятого колена, то а^а уука (ПРГ) - род. С точки зрения группы родственников, потомков одного древнего рода, носивших имя предполагаемого родоначальника
отцовскую линию можно считать кланом. Но в “Большой советской энциклопедии” клан определяется как группы кровных родственников [1, 263]. По А.А.Борисову, в состав клана входили не только действительно кровно родственные семьи, но также номинально родственные (приёмные или же просто верившие в своё родство с этим кланом) члены вместе со своими семьями, неродственные, неполноправные члены, иногда вместе со своими семьями, кулуты (рабы). Значит, предположение о том, что А^а ууhа является кланом является спорным.
Следовательно, а^а уука (ПРГ) - это род происходящий от одного прародителя мужского пола, считающий родство до девятого поколения; основная единица якутского самоуправления (несколько таких единиц составляют наслег).
Ийэ уука (МРГ) - материнский род, каждое из поколений на который делится род а^а уука (ПРГ) [4]. В якутском языке предков по ийэ уука (МРГ) не считают, так как женщина является продолжательницей чужого рода, то есть, выходя замуж за представителя другого а^а уука (ПРГ), она рожает детей не своего отчего рода, а рода мужа. По материнской линии определяют только кровное родство. Таким образом, ребенок, которого родила женщина, не относится к роду ее отца, но является их кровным родственником - внуком, племянником, двоюродным родственником. Предками этого ребенка будут считаться родственники по линии отца мужа женщины. Но есть случаи, когда ребенок рождается от одинокой матери. В этих случаях род начинает считаться от первого мужчины, появившегося в данном ийэ уука (МРГ) [8, 395], таким образом, возвращаясь обратно к счету родства по линии отца. Ийэ уука (МРГ) считает родство по мужской линии и охватывает все его степени вплоть до девятого поколения.
Важно отметить, что при вступлении в брак, якуты считают родство как по материнской, так и по отцовской линии, здесь нет разделения по вышеуказанным а^а уука (ПРГ) и ийэ уука (МРГ). В данном случае речь идет о табу на смешение крови. Якуты строго придерживаются не меньше семи степеней родства, в пределах которого нельзя жениться [8]. По этнографическим данным, существующий счет родства возник позже. В труде «Якуты» В.Л.Серошевского зафиксировано, что раньше у якутов была совершенно отличная своеобразная организация семьи, в котором якуты допускали браки не только внутри рода, но даже между очень близкими родственниками: «Когда Онохой прибыл с юга, якуты брали в жены собственных сестер, так как посторонних женщин не было»; «Некогда в старину, еще до Тыгына, якуты женились так: если из двух братьев один имел сына, а другой дочь, то дети их вступали в брак»; «В старину, когда юноша мог натянуть лук, то брал в жены одну из младших сестер (балыс) и уходил далеко на сторону, где строил дом...» [4]. Мы не можем отрицать факты истории, указанные В.Л.Серошевским, и, соглашаясь с мнением этнографа, можем лишь предположить, что действительно имело место существования древней формы брака которую, скорее всего, якуты принесли с собой на территорию Якутии в самом начале сложения якутского этноса. Так как эта форма брака явилась не подходящей для выживания в суровых условиях Якутской земли (известно, что инцесты приводят к рождению неполноценного и неприспособленного к жизни, тем более в суровых условиях, потомства), нужна была новая форма брака, в которой табу на смешение крови было главной целью для продолжения рода. На этапе, когда «смешивается» семь кровей, у якутов разрешен брак, так как считается, что родство становится до такой степени дальним, что не представляет опасности для рождения полноценного потомства.
Таким образом, в якутском языке ведется двойной счет родства -дуолинейность, система счёта родства, при которой одновременно формируются и патрилинейные, и матрилинейные родственные объединения. Каждый член общества принадлежит одновременно к обеим родственным группам. [9, 884]. Патрилинейная родственная группа выражена намного сильнее и является основной формой счета родства. При вступлении в брак линейность не имеет значения, считается только дальность родства.
Литература
1. Большая советская энциклопедия Т.12/ Под ред. А.М.Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1973. 623 с.
2. Большая советская энциклопедия Т.19/ Под ред. А.М.Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1975. 647 с.
3. Борисов А.А. Якутский тойон Тыгын исторический и легендарный. Опыт историко-биографической реконструкции // Заимка. 2002. №8. С
4. Серошевский В.С. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М.: Российская политическая энциклопедия, 1993. 736 с.
5. Слепцов П.А. Семья и семейная обрядность у якутов. Якутск: Якутское книжное издательство, 1989. 159 с.
6. Словарь якутского языка Т.1/ Э.К. Пекарский. 3-е изд. С-Пб.: Наука, 2008. 1280 с.
7. Толковый словарь якутского языка Т.3./ Под ред. П.А.Слепцова. Новосибирск: Наука, 2006. 844 с.
8. Ыал бии билиитэ. Семейная энциклопедия мир семьи/ Под ред. Ф.С.Тумусова. Якутск: Кудук, 2001. 832с.
9. Энциклопедия Народы и религии мира/ Под ред. В.А.Тишкова. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. 926 с.
10. Якутия. Историко-культурный атлас/ Под ред. В.Н.Иванова. М.: Феория, 2007. 872 с.