Научная статья на тему 'О текущих тенденциях развития административно-правового института безопасности в сфере информации'

О текущих тенденциях развития административно-правового института безопасности в сфере информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADMINISTRATIVE LAW INSTITUTE OF SAFETY IN THE SPHERE OF INFORMATION / CONCERNS OF ENSURING OF SAFETY IN THE SPHERE OF INFORMATION / ADMINISTRATIVE LAW MEASURES TO ENSURE OF SAFETY IN THE SPHERE OF INFORMATION / DATA STATISTICAL REPORTS OF THE JUDICIAL DEPARTMENT OF THE SUPREME COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНФОСФЕРЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНФОСФЕРЕ / ДАННЫЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлова Людмила Сергеевна

В статье раскрывается содержание понятий «административно-правовой институт безопасности в сфере информации» и «административно-правовое обеспечение безопасности в инфосфере». Анализируются проблемы повышение качества обеспечения безопасности в сфере информации. Приводятся данные статистической отчетности Судебного департамента при Верховном Суде РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF CURRENT DEVELOPMENT TRENDS ADMINISTRATIVE LAW INSTITUTE OF SAFETY IN THE SPHERE OF INFORMATION

The paper considers the contents of definitions of «administrative law institute of safety in the sphere of information» and « administrative law ensuring of safety in the sphere of information». The author analyzes the issues of quality improvement ensuring of safety in the sphere of information. The article provides data statistical reports of the Judicial department of the Supreme Court of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «О текущих тенденциях развития административно-правового института безопасности в сфере информации»

Л. С. Михайлова,

Центральный филиал Российского государственного университета правосудия

О ТЕКУЩИХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ

ИНФОРМАЦИИ

OF CURRENT DEVELOPMENT TRENDS ADMINISTRATIVE LAW INSTITUTE OF SAFETY IN THE SPHERE OF INFORMATION

В статье раскрывается содержание понятий «административно-правовой институт безопасности в сфере информации» и «административно-правовое обеспечение безопасности в инфосфере». Анализируются проблемы повышение качества обеспечения безопасности в сфере информации. Приводятся данные статистической отчетности Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

The paper considers the contents of definitions of «administrative law institute of safety in the sphere of information» and « administrative law ensuring of safety in the sphere of information». The author analyzes the issues of quality improvement ensuring of safety in the sphere of information. The article provides data statistical reports of the Judicial department of the Supreme Court of the Russian Federation.

Внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в различные сферы государственного управления, сопровождается возникновением новых угроз, связанных с информационным оборотом и информационной безопасностью. Поэтому вопросы обеспечения информационной безопасности, как в современной России, так и в общемировом масштабе, приобретают особую актуальность и важность.

На наш взгляд, из общей сферы информационной безопасности вычленить административно-правовое обеспечение безопасности в области информации позволяют такие основания, как наличие в Российской Федерации усложняющихся общественных отношений, возникающих в сфере административно-правового регулирования информационной безопасности, наличие административно-правовых норм, регулирующих указанные общественные отношения в области обеспечения ин-

формационной безопасности, существование органов исполнительной власти и должностных лиц, реализующих функции по обеспечению безопасности в инфосфере [1].

В научной литературе, посвященной вопросам безопасности, высказываются суждения о том, что целями обеспечения безопасности в какой-то определенной сфере (в том числе и информационной) являются не только защита интересов того или иного объекта, но и снижение, ослабление, устранение, предупреждение опасностей и угроз. Так, по мнению Н. А. Босхам-джиевой, это означает, что безопасность может обеспечиваться как путем проведения мероприятий, направленных на защиту интересов в определенной сфере от существующих угроз (рецидив правонарушений и т.д.), так и путем предотвращения, предупреждения, устранения, нейтрализации самих угроз, подрывающих безопасность [2].

А. И. Стахов конкретизирует, что с позиции инструментального подхода содержание административно-правового обеспечения безопасности охватывает предупреждение, выявление и нейтрализацию факторов, создающих опасность конституционным и законным интересам личности, общества, государства, а также административных правонарушений, способствующих возникновению и (или) развитию данных факторов [3]. Следовательно, содержание административно-правового обеспечения безопасности в инфосфере охватывает предупреждение, выявление и нейтрализацию факторов, создающих угрозу конституционным и законным интересам личности, общества, государства в сфере информации, а также административных правонарушений в рассматриваемой области, способствующих возникновению и (или) развитию данных факторов.

Под административно-правовым институтом безопасности в сфере информации следует понимать совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в инфосфере, выделяемых сопоставимо с формально определенными организационными и правовыми мерами обеспечения информационной безопасности, а также угрозами информационной безопасности.

Следует отметить, что опасные информационные воздействия могут быть двух видов: первый связан с утратой ценной информации, что либо снижает эффективность собственной деятельности, либо повышает эффективность деятельности противника, конкурента; второй вид информационного воздействия связан с внедрением негативной информации, что может не только привести к опасным ошибочным решениям, но и заставить действовать во вред, например, подвести личность к самоубийству, а общество — к катастрофе [4].

Органы исполнительной власти и должностные лица обязаны создавать и обеспечивать благоприятные условия для деятельности и защищенности личности, общества и государства в информационной сфере различными по содержанию административно-правовыми мерами: осуществлением контроля и надзора в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (например, в отношении сетевых изданий осуществляется систематический мониторинг соблюдения требований законодательства РФ в сфере средств массовой информации на предмет выявления информации террористической и экстремистской направленности; контрольными мероприятиями охватыва-

ются операторы связи, предоставляющие услуги доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет; осуществляется лицензирование деятельности по изготовлению программ для электронных вычислительных машин и баз данных; ведётся реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных), принятием мер административного принуждения и другими мерами.

В настоящее время задачи и функции органов исполнительной власти по обеспечению безопасности в инфорсфере нормативно закреплены. Анализ подзаконных нормативных правовых актов, определяющих полномочия и порядок организации юридически властной деятельности органов исполнительной власти, показал, что в функциях различных федеральных органов исполнительной власти (прежде всего — Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям) четко обозначены вопросы обеспечения безопасности в сфере информации.

В качестве исходных данных для определения угроз безопасности информации, содержащейся в государственных информационных системах, используется банк данных угроз безопасности информации (bdu.fstec.ru), ведение которого осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России [5].

В соответствии с Указом Президента РФ от 17.03.2008 № 351 (ред. от 22.05.2015) «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» подключение информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, либо информации, обладателями которой являются государственные органы и которая содержит сведения, составляющие служебную тайну, к информационно-телекоммуникационным сетям, позволяющим осуществлять передачу информации через государственную границу Российской Федерации, в том числе к международной компьютерной сети Интернет (далее — информационно-телекоммуникационные сети международного информационного обмена), не допускается [6].

Если все же существует необходимость подключения указанных информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена, то такое подключение производится только с использованием специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке сертификацию в Федеральной службе безопасности РФ и (или) получивших подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. Государственные органы в целях защиты общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях международного информационного обмена, должны использовать только средства защиты информации, прошедшие в установленном законодательством Российской Федерации порядке сертификацию в Федеральной службе безопасности РФ и (или) получившие подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, о чем в свое время писала Л. К. Терещенко [11].

Кроме того, в соответствии с приведенным Указом Президента РФ № 351 размещение технических средств, подключаемых к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена, в помещениях, предназначенных для ведения переговоров, в ходе которых обсуждаются вопросы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется только при наличии сертификата, разрешающего эксплуатацию таких технических средств в указанных помещениях.

Полагаем, что сертификацию средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств, в Федеральной службе безопасности РФ и получение подтверждения соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю можно отнести к административно-санкционирующим мерам обеспечения безопасности в инфосфере. Следует сказать, что в настоящее время успешно функционирует Академия криптографии Российской Федерации, осуществляющая информационно-аналитическое обеспечение и координацию участия российских экспертов в деятельности основных международных организаций, осуществляющих разработку стандартов в области криптографии и безопасности информационных технологий.

Важную роль в системе административно-правовых мер обеспечения безопасности в ин-

фосфере играют меры административной ответственности. Только за последние два года глава 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП РФ) была дополнена девятью новыми составами административных правонарушений: ст. 13.19.3 «Нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства», ст. 13.19.4 «Нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и размещения указанных сведений в данном реестре», ст. 13.34 «Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», ст. 13.35 «Распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации», ст. 13.36 «Нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», ст. 13.37 «Распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности», ст.13.38 «Несвоевременная или неполная уплата оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания», ст. 13.39 «Неисполнение обязанностей организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями», ст. 13.40. «Неисполнение обязанностей оператором поисковой системы». В составы правонарушений ст. 13.11 «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных», ст. 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации», ст. 13.19.1 «Нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 13.19.2 «Неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной

системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 13.21 «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации» были внесены изменения и дополнения [7]. Кроме того, к составам административных проступков, посягающих на общественные отношения в инфосфере, встречающимся за пределами главы 13 КоАП РФ, можно отнести следующие: ст. 5.53 «Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю», ст. 6.29 «Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности», ст. 8.32.2 «Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений», ст. 15.6 «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», ст. 15.19 «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках», ст. 17.13 «Разглашение сведений о мерах безопасности» и др.

Несмотря на то, что глава 13 Особенной части КоАП РФ содержит достаточно большое количество составов правонарушений (46 составов), если обратиться к официальным статистическим сведениям, размещенным на сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ, то можно убедиться в том, что в Российской Федерации в 2018 году число лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушений, предусмотренных рассматриваемой главой, составило 20 077 человек, что от общего числа лиц, подвергнутых административным наказаниям, установленным КоАП РФ, составляет только 0,0034% [8]. Из приведенной статистики, на наш взгляд, следует вывод о том, что большая часть административных правонарушений в инфосфере носит латентный характер. Тем не менее результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях по I инстанции в период с 2012 по 2018 год показывают, что число лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение указанных правонарушений, возросло в 3,88 раза (рис. 1).

Число лиц, подвергнутых административному наказанию

25000

20000 15000 10000 5000

0

2011

Число лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушений, предусмотренных главой 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» КоАП РФ

__ 20077

N Ь^с 1 10420

3

-= 539. 2

^ 1 71

Год

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Рис. 1. Динамика роста числа лиц, подвергнутых наказанию за совершение правонарушений в области связи и информации, за период с 2012 по 2018 год

Субъекты информационной безопасности, призванные предотвращать негативные воздействия на общественные отношения в области информации (среди которых ведущее место занимают органы исполнительности власти),

должны в обязательном порядке учитывать динамику совершаемых административных проступков, которая позволяет не только определить и спрогнозировать влияние различных факторов, создающих опасность для интересов в инфосфе-

ре и способствующих совершению административных правонарушений, но и оценить эффективность принимаемых управленческих решений (а именно эффективность применяемых административно-правовых мер по обеспечению безопасности), а также возможные экономические и

Для определения эффективности обеспечения безопасности в инфосфере необходимо обязательно анализировать состояние общественных отношений, складывающихся в сфере административно-правового регулирования, до применения административно-правовых мер по обеспечению безопасности в области информации, а затем уже состояние этих общественных отношений после применения принудительных воздействий, учитывая социальные и экономические затраты на применение данных мер.

Необходимо подчеркнуть, что анализ действующего отечественного административного законодательства, регулирующего отношения безопасности в сфере информации, позволяет выделить как кодифицированные административно-правовые меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, так и несистематизированные административно-правовые меры, являющиеся также средством административно-правового обеспечения безопасности в инфосфере. Данное обстоятельство приводит к путанице и негативно ска-

социальные последствия складывающихся ситуаций. Например, число лиц, подвергнутых административному наказанию по ст. 5.39 «Отказ в предоставлении информации» КоАП РФ, за период с 2012 по 2018 год возросло более чем в 3 раза (рис. 2) [8].

зывается на правоприменительной практике. В этой связи в Российской Федерации существует потребность в систематизации и унификации законодательства в рассматриваемой сфере.

Несомненно, важное значение имеет проведение мониторинга эффективности расходования средств на информатизацию государственных органов власти Российской Федерации и её субъектов, а также мониторинга выполнения федеральных проектов, программ и проектов цифрового развития субъектов Российской Федерации.

Хотелось бы отметить, что следует уделять особое внимание повышению уровня правосознания населения и формированию законопослушного поведения людей (чему способствует распространение через электронные средства массовой информации, в том числе и интернет-сайты, информации, отвечающей приоритетам развития государства и общества). Уровень административной деликтности напрямую зависит от принимаемых мер по правовому воспитанию и просвещению населения. Кроме того, уже со школьной скамьи необходимо формировать ос-

Число лиц, подвергнутых административному наказанию Число лиц, подвергнутых административному наказанию по ст. 5.39 «Отказ в предоставлении информации» КоАП РФ

300 32£ :_

250 - 24£ _ =

200 - —

1 ^П

100 -V 122 — 4- з£

50 - 5 >9 101 11 =

Год 19

0 20 и 2012 2013 2014 2015 201£ 201: 2015 20

Рис. 2. Динамика роста числа лиц, подвергнутых наказанию по ст. 5.39 «Отказ в предоставлении информации» КоАП РФ, за период с 2012 по 2018 год

новы информационной культуры, которая подразумевает не только компьютерную грамотность и образованность (умение извлекать информацию из различных источников, применять на практике прикладные программы, которые позволяют автоматизировать и ускорить процессы накопления, передачи и обработки информации и т.п.), но и осознание опасностей и угроз, возникающих в процессе работы в сети Интернет, соблюдение основных требований информационной безопасности, а также этических и правовых норм [9]. Так, в настоящее время средствами массовой информации широко освещаются случаи вербовки лиц, в числе которых зачастую оказываются подростки, сторонниками организации «Исламское государство». Вербовка осуществляется посредством общения в сети Интернет. Органы власти должны прилагать усилия для пресечения нарушений прав ребенка в глобальной сети, однако

противодействие подобным случаям налагает также определенную ответственность, связанную с воспитанием и обучением, формированием информационной и правовой культуры ребенка, и на родителей, и на учебные заведения [10].

Согласно статистическим данным, содержащимся в отчетах о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в период с 2013 по 2018 год число лиц (физических, должностных, юридических, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), подвергнутых административному наказанию по ст. 6.17 «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» КоАП РФ, постоянно возрастает (рис. 3) [8]. Причем с 2017 г. наблюдается существенный рост числа указанных лиц.

Рис. 3. Динамика роста числа лиц, подвергнутых наказанию по ст. 6.17 КоАП РФ, за период с 2013 по 2018 год

Таким образом, проведенное исследование текущего состояния административно-правового института безопасности в сфере информации позволяет сделать следующие выводы:

1) рассматриваемый институт активно развивается (о чем свидетельствует появление новых составов административных правонарушений в области информации в КоАП РФ), участвует в обеспечении благоприятных условий для защищенности личности, общества и государства в информационной сфере, хотя и не всегда является эффективным рычагом выполнения физиче-

скими, должностными и юридическими лицами правовых предписаний в инфосфере;

2) административно-правовое обеспечение безопасности в инфосфере можно определить как регламентированную нормами административного права деятельность наделённых властными полномочиями государственных органов и должностных лиц по прогнозированию, предотвращению и ликвидации условий и факторов внешних и внутренних угроз, возникающих в информационном обществе, а именно создающих потенциальную и (или) реальную опасность конституционным и законным интересам лично-

сти, общества, бизнеса и государства в сфере информации;

3) особая роль в обеспечении безопасности в инфосфере принадлежит органам исполнительной власти;

4) в целях совершенствования правоприменительной практики следует систематизировать административно-правовые меры по обеспечению безопасности в инфосфере;

5) особое внимание необходимо уделить мерам по реализации государственной системы профилактики административных правонарушений в инфосфере как важнейшего фактора обеспечения безопасности в области информации;

6) все типы образовательных организаций Российской Федерации должны формировать основы информационной культуры, а также повышать уровень правосознания обучаемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Босхамджиева Н. А. Административно -правовые основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2013. — 60 с.

2. Босхамджиева Н. А. Понятие угрозы общественной безопасности // Административное и муниципальное право. — 2012. — № 11. — С. 40—43.

3. Стахов А. И. Административно-публичное обеспечение безопасности // Административное право и процесс. — 2006. — № 4. — С. 28—30.

4. Михайлова Л. С. Понятия «информация» и «информационное общество»: проблемы теории // Общество, право, правосудие : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУ ВПО «РАП», Центральный филиал. — Воронеж : Воронеж-Формат, 2012. — С. 890—895.

5. Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах : приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 (ред. от 15.02.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2013 № 28608) // Российская газета. — 2013. — 26 июня.

6. О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена : указ Президента РФ от 17.03.2008

№ 351 (ред. от 22.05.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 12. — Ст. 1110.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ : принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г. ; одобрен Советом Федерации 26 дек. 2001 г. (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.

8. Сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL : http://www.cdep.ru/ (дата обращения: 22.06.2019).

9. Михайлова Л. С. Формирование элементов информационной культуры как важнейшая задача информатики при подготовке специалиста юридического профиля // Общество, право, правосудие : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции / ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», Центральный филиал. — Воронеж : Воронеж-Формат, 2011. — С. 561—568.

10. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год // Российская газета. — 2016. — 24 марта.

11. Терещенко Л. К. Безопасность информации при использовании облачных сервисов органами государственной власти // Право. — М. : НИУ ВШЭ, 2014. — № 1. — С. 129—139.

REFERENCE

1. Boshamdzhieva N. A. Administrativno-pravovyie osnovyi obespecheniya obschestvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2013. — 60 s.

2. Boshamdzhieva N. A. Ponyatie ugrozyi obschestvennoy bezopasnosti // Administrativnoe i munitsi-palnoe pravo. — 2012. — # 11. — S. 40—43.

3. Stahov A. I. Administrativno-publichnoe obespechenie bezopasnosti // Administrativnoe pravo i protsess. — 2006. — # 4. — S. 28—30.

4. Mihaylova L. S. Ponyatiya «informatsiya» i «informatsionnoe obschestvo»: problemyi teorii //

Obschestvo, pravo, pravosudie : sbornik materialov vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / FGBOU VPO «RAP», Tsentralnyiy filial. — Voronezh : Voronezh-Format, 2012. — S. 890—895.

5. Ob utverzhdenii Trebovaniy o zaschite infor-matsii, ne sostavlyayuschey gosudarstvennuyu taynu, soderzhascheysya v gosudarstvennyih infor-matsionnyih sistemah : prikaz FSTEK Rossii ot 11.02.2013 # 17 (red. ot 15.02.2017) (Zaregistriro-vano v Minyuste Rossii 31.05.2013 # 28608) // Ros-siyskaya gazeta. — 26 iyunya.

6. O merah po obespecheniyu informatsionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii pri ispolzovanii informatsionno-telekommunikatsionnyih setey mezhdunarodnogo informatsionnogo obmena : ukaz Prezidenta RF ot 17.03.2008 N 351 (red. ot 22.05.2015) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2008. — # 12. — St. 1110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnyih pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001g. # 195-FZ : prinyat Gos. Dumoy 20 dek. 2001 g. ; odo-bren Sovetom Federatsii 26 dek. 2001 g. (red. ot 25.11.2013) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2002. — # 1 (ch. 1). — St. 1.

8. Sayt Sudebnogo departamenta pri Verhovnom Sude Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs]. — URL : http://www.cdep.ru/ (data obrascheniya: 22.06.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Михайлова Людмила Сергеевна. Старший преподаватель кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин.

Центральный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия».

E-mail: mls55@mail.ru

Россия, 394006, Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. Тел. (473) 271-54-15.

Mikhailova Lyudmila Sergeevna. Senior lecturer of the chair of Legal Informatics, Information Law and Natural Sciences.

Central branch of Federal State Educational Institution of Higher Education «Russian State University of Justice».

E-mail: mls55@mail.ru

Work address: Russia, 394006, Voronezh, 20-letiya Octyabrya Str., 95. Tel. (473) 271-54-15.

Ключевые слова: административно-правовой институт безопасности в сфере информации; проблемы обеспечения безопасности в инфосфере; административно-правовые меры по обеспечению безопасности в инфосфере; данные статистической отчетности Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Key words: administrative law institute of safety in the sphere of information; concerns of ensuring of safety in the sphere of information; administrative law measures to ensure of safety in the sphere of information; data statistical reports of the Judicial department of the Supreme Court of the Russian Federation.

УДК 342.9

9. Mihaylova L. S. Formirovanie elementov informatsionnoy kulturyi kak vazhneyshaya zadacha informatiki pri podgotovke spetsialista yuridicheskogo profilya // Obschestvo, pravo, pravosudie : sbornik materialov vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii / GOU VPO «Rossiyskaya akademiya pra-vosudiya», Tsentralnyiy filial. — Voronezh : Voronezh-Format, 2011. — S. 561—568.

10. Doklad Upolnomochennogo po pravam che-loveka v Rossiyskoy Federatsii za 2015 god // Rossiyskaya gazeta. — 2016. — 24 marta.

11. Tereschenko L. K. Bezopasnost informatsii pri ispolzovanii oblachnyih servisov organami gosu-darstvennoy vlasti // Pravo. — M. : NIU VShE, 2014. — # 1. — S. 129—139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.