Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории
и теории христианского искусства
Петров Дмитрий Аркадьевич, директор ООО «Архитектурные мастерские Классика»
2015. Вып. 2 (18). С. 48-55
О СВЯТЫХ НА КРЕСТЕ-МОЩЕВИКЕ
из Благовещенского собора Московского Кремля.
ИСТОРИКО-ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Поводом к созданию данной статьи послужила публикация Е. А. Моршаковой изображения креста-мощевика из Благовещенского собора Московского Кремля. Автор анализирует ее статью, высказывая также собственные мотивированные предположения и, в частности, предположение о том, что изображения святых Андрея Критского и Екатерины на кресте связаны с памятью о брате и матери Софьи Палеолог. Крест, как полагает автор, гипотетически можно датировать 1480 г.
Недавно Е. А. Моршаковой было опубликовано изображение креста-мощевика из Благовещенского собора Московского Кремля. На лицевой стороне креста изображены Спас (на центральной костяной пластинке), справа и слева — святые Иоанн Милостивый и Евстратий (под ними ковчежцы для хранения мощей), под изображением Спаса внизу — св. Николай. На оборотной стороне, в центре, в полный размер креста представлен св. Андрей Критский, а по сторонам, в рукавах креста, — св. Сергий Радонежский и св. Екатерина1.
Е. А. Моршакова предположила, что мощевик связан с великой княгиней Софьей Палеолог и попыталась расшифровать причину появления каждого святого на створках мощевика. По ее предположению, Иоанн Милостивый изображен на кресте, в связи с тем что 12 ноября, в день его памяти, Софья Палеолог приехала в Москву и в тот же день обвенчалась с Иваном III, а св. Евстратий — потому что этот святой, вероятно, празднуется в ее день рождения2. Молением
1 Крест-мощевик наперсный // Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле: Каталог выставки. М., 2003. № 94. С. 266—268. Составитель каталожной статьи Е. А. Мор-шакова; Крест наперсный (панагия). Москва, великокняжеская мастерская, 1470-е гг. Кость, серебро, резьба, золочение. 5 х 5,5 х 0,8 см // Великий государь всея Руси Иван III. Каталог выставки. М., 2013. № 13. С. 64—66. Составитель каталожной статьи Е. А. Моршакова; Крест-мощевик // Моршакова Е. А. Древнерусская мелкая пластика. Наперсные кресты, иконы и панагии XII-XV веков. М., 2013. № 30. С. 190-193.
2 Память св. мученику воину Евстратию Севастийскому отмечается 13 декабря, а память св. римской мученице Зое — 18 декабря Е. А. Моршакова считает, что 13 ноября Зоя Палеолог родилась, а 18 была крещена. Памяти других святых, соименных Зое, отмечаются 13 февраля (св. преподобная Вифлеемская) и 2 мая (св. мученица Атталийская) (см.: Архиепископ Сергий. Полный месяцеслов Востока. Т. III. М., 1997. С. 383, 387, 42, 128).
Д. А. Петров
Крест-мощевик из Благовещенского собора Московского Кремля а) лицевая сторона; б) оборотная сторона
о чадородии, по мнению исследователя, вызвано изображение на кресте св. Сергия Радонежского3.
Изображение св. Екатерины Е. А. Моршакова объяснила ее «царственностью» и помощью при зачатии и родах. Появление же на кресте фигуры св. Андрея Критского, занимающей доминирующее положение на оборотной стороне креста, Е. А. Моршакова связала с воспоминанием о первой жене Ивана III Марии Борисовне. Образ св. Николая Мирликийского исследователь не комментировала.
Первые два предположения выглядят достаточно убедительными и представляются единственно возможными для интерпретации. Появление на кресте образа св. Николая, возможно, и не требует специального объяснения, так же как и образа Спаса. Никола на Руси был очень популярным святым4. Он помещен непосредственно под костяной иконкой Спаса и херувимом, формируя, таким образом, вертикальную триаду из изображений Бога, Небесных Сил и
3 Царский храм... С. 268; Великий государь всея Руси Иван Ш... С. 65; Моршакова. Древнерусская мелкая пластика. С. 193.
4 Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982 С. 6—17; См. также: Петров Д. А. Материалы для исследования проблемы выбора посвящения церковного престола в Новгороде и Пскове в ХП—ХУ1 вв. // Петров Д. А. Проблемы исторической топографии Новгорода: сб. ст. М., 1999. С. 152.
св. Николы. Эта часть креста, как нам кажется, посвящена молитвенному обращению к Богу, так сказать в «общей форме».
Остальные святые этого креста (две фигуры по бокам — св. Иоанн Милостивый и св. Евстратий, и три — св. Сергий, св. Андрей Критский и св. Екатерина на оборотной стороне) имеют прямое отношение к жизни Софьи Палеолог.
Образ св. Сергия Е. А. Моршакова связала с долгожданным рождением сына («Известно, что княгиня Софья приходила к мощам этого святого в Троице-Сергиев монастырь с молитвой о даровании сына; с чудесной помощью преподобного Сергия связано рождение великого князя Василия Ивановича...»5). Трудно не согласиться с исследователем. Эмоциональный накал ситуации, по-видимому, ощущался и много лет спустя, если верить рассказу самого Василия Ивановича: «И тако ему (Ивану III. — Д. П.) отъ Бога прославлену и благодень-ствено царствующу, дарова же ему Богъ и чадородие довольно отъ первыя ему сожитьницы, отъ великия княгини Марии, дьщери великаго князя Тверьскаго родися ему сынъ, великий князь, тезоименитый Иванъ, зовомый Младый, и отъ вторыя же сожитьницы его, великия княгини царевны Софии родишася ему три дьщери. Изрядна сына бо тогда не успе родити ни единого. Великий же князь Иванъ и его великая княгини София о семъ не малу скорбь имяху и Бога моляху, дабы даровалъ имъ сынове родити въ наследие царствию свому, еже и получиша. И сего ради некогда сия христолюбивая великая княгини Софья отъ великия веры и отъ сердечьнаго желания по благому совещанию благочестиваго си супруга, са-модержавнаго великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии, трудолюбиво поть-щася пеша шествовати съ Москвы во преименитую великую обитель Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и великаго светильника, преподобнаго чюдотворьца Сергия, помолитися о чадородии сыновъ. Идуще же ей, и доиде монастырьскаго села, Клеменьтиева зовома. Оттуду же исходящу ей во удоль, иже близь самыя обители, и внезапу зрить очивесть во стретение градуща священнолепьна инока, его позна по образу быти преподобнаго чюдотворъца Сергия, имуща въ руце от-роча младо, мужескъ полъ, его же напрасно вверже въ недра великой княгине и абие невидимъ бысть. Она же отъ таковахъ не обычьна видения вострепета и на-чатъ изнемогати и къ змьли прекланятися. Сущии же съ нею жены вельможьския рукама поддержаша ю и сами вельми ужасошася, не ведуще, чьто случися ей. Она же, седши и рукама въ пазусе своей ища вверженаго ей отрочати, его не ощути. И абие уразумеша посещению быти великаго чюдотворьца Сергия, и укрепися на нозе свои и благонадежьно и здраво прииде въ монастырь и довольно молитвова и целбоносныя мощи преподобнаго Сергия любезно целова, умильно припадая къ честней раце его, надежу имея получити, егоже прошаше; и братию любочест-ными брашьны учреди и съ радостию возвратися, отнюдуже прииде. И отъ того чюдеснаго времени зачатся во чреве ея богодарованный наследникъ Русьскому царствию. Подобну времени достигшу, и родися благонадежьный сынъ, великий князь Василий Гавриле, въ лето 6986, месяца марта въ 25, въ самый праздникъ Благовещения Пресвятыя Богородицы, въ I часъ нощи. Месяца же априля въ неделю цветоносную и святымъ крещениемъ просвещенъ бысть въ церкви обители
5 Царский храм. С. 268; Великий государь всея Руси Иван III. С. 65; Моршакова. Древнерусская мелкая пластика. С. 193.
Святыя Троица у чюдотворивыхъ мощей преподобнаго чюдотворьца Сергия, о немъ же довлеетъ быти особьному сказанию. Сия же повесть явлена бяше ми-трополитомъ Иоасафомъ всеа Русии, еже онъ слыша отъ устъ самого великого князя Василия Ивановича, всеа Русии самодеръжьца. Потомъ же родишася имъ и прочая сынове и дьщери»6. Особое отношение к св. Сергию, как нам кажется, подчеркивает и надпись на пелене 1499 г., вложенной Софьей в Троице-Сергиев монастырь: «Лет 7007 создана сия пелена при блговерном великомь кнзе Иване Васильевич всея Руси и при его сне великом кнзе Василе Ивановиче и при архие-пискупе Симане митрополите замышлениемь и повелением црвны црьгородцкия великою кнгинею московьскою Софьею великого кнзя московьскою молилася Троце живоначалныя и Серьгею чюдотворьцу и приложила сию пелену»7.
Образ св. Екатерины Александрийской равно почитается и Восточной и Западной церковью. Это важно для нас, ведь Софья выросла в семье, где присутствовали и католицизм и православие. Мать Софьи, Екатерина Дзаккариа, была католичкой, а отец перешел в конце жизни в католичество. Ситуация с вероисповеданием в среде владетельных государей в сер. XV в. была чрезвычайно пестрой: многие родственники и свояки принадлежали к разным Церквам, а после завоевания Константинополя Мехмедом Фатихом начались переходы христиан в ислам. По мнению Е. А. Моршаковой, образ «ассоциируется с княгиней Софьей своей царственностью — царскими одеждами, подчеркнуто большей короной, превосходящей по величине лик. Лик святой Екатерины обращен к центральной фигуре святителя Андрея Критского, его благословляющая рука направлена к святой мученице, а большой крест в ее руке помещен так, что освящает ее чрево»8. Св. Екатерина изображена в том иконографическом изводе, когда она держит крест перед собой. Заметим, что в изображении высотой 2 см понять, «освящает она чрево» или нет, весьма затруднительно. Большая, несколько преувеличенная в размерах корона (в ранних византийских памятниках — стем-ма) — одна из характерных особенностей традиции изображения этой святой, существующая до сего дня9. О какой «царственности» говорит Е. А. Моршакова, совершенно непонятно. Софья Палеолог не была ни дочерью, ни женой «царя». Иван III и его сын пользовались царским титулом очень избирательно10. Хотя летописи и называют Софью «царевной»11, а ее отца однажды назвали «царем»12,
6 ПСРЛ. Т. XXI. Ч. II. СПб., 1913. Книга степенная царского родословия. Глава 16 «О чю-десномъ зачатии и рождении великаго князя Василия Ивановича, всеа Русии самодержьца». С. 554—555; См. также: Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 2. Т. VI. М., 1989. Стб. 87-88, стб. 41, прим. 205.
7 Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 21-22, табл. 29-30.
8 Царский храм. С. 268; Великий государь всея Руси Иван III. С. 65; Моршакова. Древнерусская мелкая пластика. С. 193.
9 Великомученицы Ирина, Екатерина и Варвара. Мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.; Св. Екатерина Александрийская. Икона. XIII в. Монастырь св. Екатерины на Синае; Она же. Икона. Македония. Афины. Музей византийского и христианского искусства. XIV в. и т. д.
10 Филюшкин А. И. Титулы русских государей. М., 2006. С. 71-81.
11 ПСРЛ. Т. IV. Ч. I. М., 2000. С. 513; Т. XII. М., 2003. С. 151; Т. XXIII. М., 2004. С. 161 и т. д.
12 «А по царевну по Софию Аморейского царя по Фомину дщерь.» // ПСРЛ. Т. XXII. Вып. 1. СПб., 1911. С. 485. Но в том же памятнике: «.что есть в Риму деспота Аморейского
судя по всему в официальной версии этот «квазититул» был утрачен ею немедленно после венчания с великим князем13.
Причиной изображения св. Андрея Критского (день памяти которого, 4 июня, празднуется накануне праздника обретения мощей св. Сергия), занимающего центральное место на оборотной стороне креста, исследователь видит в памяти о первой жене Ивана III, который 5 июля 1452 г. «был обвенчан. со своей первой женой княгиней Марией, которая впоследствии была отравлена "смертным зелием", как сообщают летописи, и скончалась в апреле 1467 г. на первой неделе Великого поста, когда поется Великий покаянный канон Андрея Критского»14.
Мария Борисовна умерла 22 апреля 1467 г., а Пасха в этом году была 29 мар-та15, поэтому канон св. Андрея Критского не может иметь никакого отношения к Марии Тверской.
Трудно представить себе, что спустя двадцать пять лет память о дне свадьбы с первой женой для второй жены великого князя была настолько важна, что изображение святого, соименного этому дню, было в качестве главной фигуры помещено на нательный крест с мощами святых, дни памяти которых отмечают день рождения и день ее собственной свадьбы, а также изображение святого, который даровал ей долгожданного наследника мужского пола. Отношение Софьи Палеолог к своей предшественнице ярко иллюстрирует история 1483 г. с драгоценностями Марии Борисовны, подаренными Софьей в 1480 г. своей племяннице Марии Палеолог, дочери ее родного брата Андрея Палеолога, вышедшей замуж за двоюродного племянника Ивана III князя Василия Верейского. Вплоть до самой смерти Софьи сын и внук Марии Тверской угрожали своим существованием ей и Василию Ивановичу16. Поэтому считаем совершенно невозможным предполагать связь изображения св. Андрея Критского с памятью о Марии Тверской.
Е. А. Моршакова очень убедительно, на наш взгляд, объяснила, почему на кресте изображены святые Евстратий, Иоанн Милостивый и Сергий Радонежский. Они связаны с очень значимыми для Софьи датами и святыми. Кажется естественным предположить, что св. Екатерина и св. Андрей Критский были также важны для нее.
Фомы Ветхословца от царства Константинограда дщерь его София именем.» С. 471; Надпись на пелене, которую отметил еще В. О. Ключевский (Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекция 26 // Сочинения. М., 1988. Ч. II. С. 114), можно оценивать по-разному и в истолкованиях зайти очень далеко.
13 «Того же лета, месяца октября въ 1 день пригна во Псковъ гонцемъ Николаи Лях от моря ис Колывана; а повестоуа Псковоу, что царевьна переехавъ море да едеть на Москвоу, дщи Фомина князя амореиского, а цароградского царя Константинова и Калоуянова братана, а вноука Иоанна Палиологова, а князя великого Василья Дмитреевичя зятя, наричаемаа Софья; си боудет вам государина а великому князю Ивану Васильевичю жена и княгиня велика.» // ПСРЛ. Т. V. М., 2000. С. 189.
14 Царский храм. С. 268; Великий государь всея Руси Иван III. С. 65; Моршакова. Древнерусская мелкая пластика. С. 193. В сноске указано, что канон св. Андрею Критскому поется на первой и пятой неделе Великого поста.
15 Черепнин Л. В. Русская хронология. М., 1944. С. 58. Таб. XV.
16 См.: Панова Т. Д. Софья Палеолог. М., 2005. С. 43-44.
Матерью Софьи Палеолог была Екатерина Дзаккариа (1412 — 26.08.1462). Если Софья родилась в конце 1440-х гг.17, то вместе с матерью, сначала в Пелопоннесе, а потом на острове Корфу, она прожила 12—14 лет, а с отцом 10—12 лет. После этого из близких родственников в течение 10 лет она была вместе только с братьями — Андреем и Мануилом, живя сначала на Корфу, а потом — в Риме. Маленькой девочкой она потеряла родину и родителей. Думаю, что для человека, фактически оставшегося в одиночестве, детские воспоминания и память, особенно о матери, с которой она без отца жила несколько лет, имели огромное значение.
По-видимому, отношения Софьи с братом Андреем были очень близкими. Дважды, в 1480 и 1490 гг., Андрей приезжал в Москву. Такие поездки были тяжелым испытанием. (Сама Софья потратила пять месяцев на путешествие из Рима в Москву.) В первый приезд Софья способствовала выдаче замуж дочери Андрея. Их взаимоотношения характеризует свидетельство летописи: «много исте-ряла казны великого князя, кое брату давала, кое племянницу давала... и много давала...»18. Очевидно, что Софья очень любила брата19.
Нам кажется естественным предположить, что изображения св. Андрея Критского и св. Екатерины на кресте-мощевике из Благовещенского собора связаны с памятью о брате и матери Софьи Палеолог. Мощи святых, находящиеся в мощевике, кажется, могут подсказать и возможное происхождение самого креста.
Мощи Евстратия, Евгения, Авксентия, Мардария и Ореста были перевезены в Рим в церковь Сант-Аполлинаре в период понтификата Адриана I (ум. 795), однако при дальнейших реконструкциях храма (в 1-й пол. XVIII в.) они были утрачены20. Очевидно, в конце XV в. мощи св. Евстратия находились только в Риме.
Частицы мощей Иоанна Милостивого были увезены участниками 4-го крестового похода в Хальберштадт и в Париж. Согласно католической традиции, в 1249 г. мощи Иоанна Милостивого были перенесены из Александрии в церковь Сан-Джовани ин Брагора в Венеции21. В ноябре 1489 г. мощи Иоанна Милостивого, остававшиеся в Константинополе, были переданы султаном Баязидом II
17Стивен Рансимен считает, что Софья родилась в 1456 г. См.: Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. М., 2008. С. 241.
18 ПСРЛ. Т. XXVIII. М., 1963. С. 151.
19 О взаимоотношениях Софьи с родственниками и ее положении в иерархии средиземноморского феодального сообщества детальной работы еще не опубликовано. См. общие работы: Чижова И. Б. Софья Палеолог. СПб., 2003; Панова Т. Д. Софья Палеолог. М., 2005; Ракитина М. Г. Была ли Софья Палеолог наследницей византийского престола? // Московский Кремль XV столетия. Древние святыни и исторические памятники. I. М., 2011. С. 27—35; Nicol D. M. The immortal prince. Cambrige, 1994. Наибольший объем сведений о жизни Софьи в Европе имеется в сочинении Сфрандзи (Сфрандзи Г. Хроника // Кавказ и Византия. Т. 5. М., 1987) и работе Пирлинга (Пирлинг П. О. Россия и папский престол. М., 2012).
20 Евстратий, Евгений, Авксентий, Мардарий и Орест. Литературная традиция и история почитания / Артюхова Т. А., Луховицкий Л. В. // Православная энциклопедия. Т. XVII. М., 2008. С. 334.
21 Иоанн Милостивый. Почитание / Луховицкий Л. В. // Православная энциклопедия. Т. XXIII. М., 2010. С. 502-503.
венгерскому королю Матьяшу Хуньяди, который поместил их в дворцовой капелле в Буде22.
Таким образом, совершенно очевидно, что мощи из креста-мощевика были привезены из Европы. И Софья, и Андрей находились в Риме в течение шести лет. В Венеции Софья не была, но получила оттуда «ценные дары» и возмещение расходов по путешествию по территории Венецианской республики. Андрей мог проезжать через Венецию по дороге на Русь. Кроме того, в кон. 1450-х гг. Фома Палеолог имел интенсивные отношения с венецианцами. Думается, что мощи были привезены самой Софьей или ее братом из Италии. Фигура св. Андрея Критского на кресте — самая большая и занимает главную позицию на оборотной стороне креста. Не был ли этот крест подарком Софье от ее брата, заказавшего его в Москве и передавшего его сестре в качестве благодарности за ее дары из казны великого князя? Если наше предположение верно, то крест гипотетически можно датировать 1480 г.
Е. А. Моршакова датировала крест 1472-1479 гг. — временем между свадьбой и рождением наследника. Очевидно, что в силу физиологических причин такая датировка должна быть сокращена как минимум до периода 1474-1479 гг. Однако, исходя из ситуации, можно полагать, что основания для заказа такого креста (если следовать логике Е. А. Моршаковой) возникают лишь в кон. 1470-х гг., когда ожидание рождения наследника, по всей видимости, становится психологической проблемой для Софьи.
Ключевые слова: крест-мощевик, Благовещенский собор, Софья Палеолог, Екатерина Дзаккариа, Андрей Палеолог.
Images of saints
ON THE CROSS-RELIQUARY FROM THE MOSCOW KREMLIN'S
Annunciation Cathedral.
Historical and genealogical review
D. Petrov
The reason for the creation of this article is the publication made by Elena Morshakova. She published the small bronze cross with bones of various saints, originating from the Annunciation Cathedral of the Moscow Kremlin. On the front side of the cross depicts the Savior, St. John the Merciful and St. Evstratii (underneath storage boxes relics). St. Nicholas on the reverse, represented St. Andrew of Crete,
22 Zolnay Laszlo. A budai var. Budapest, 1981. О. 60. Капелла разрушена в 1715 г., открыта археологами в 1949-1950 гг. (см.: GeroLaszlo. A helyreallitott budai var. Budapest, 1980, О. 182-187). Мощи св. Иоанна Милостивого были перенесены до 1530 г. в Братиславу.
and St. Sergius of Radonezh and St. Catherine. Sophia Paleologos was the daughter of Catherine Dzakkaria (1412-1462). When Sophia was born at the end of 1440-s, then, along with her mother, first in the Peloponnese, and then on the island of Corfu, she lived for 12-14 years. After that, for 10 years it was only together with his brothers — Andrew and Manuel, living first in Corfu, and then — in Rome. Apparently, the relationship with Sophia and her brother Andrew were very close. In 1480 and 1490 Andrew came to Moscow. We assume that the images tenths St. Andrew of Crete and St. Catherine on the cross associated with the memory of the brother and mother of Sophia Paleologos. Cross hypothetically can be dated to 1480.
Keywords: bronze cross with bones of various saints, Sophia Paleologos, Catherine Dzakkaria, Andrew Paleologos.
Список литературы
1. Архиепископ Сергий. Полный месяцеслов Востока. Т. III. М., 1997.
2. Великий государь всея Руси Иван III. (Каталог выставки) / Сост. ст. Е. А. Моршакова. М., 2013.
3. Кавказ и Византия. Т. 5. М., 1987.
4. Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 2. Т. VI. М., 1989.
5. Ключевский В. О. Сочинения. М., 1988. Ч. II.
6. Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971.
7. Моршакова Е. А. Древнерусская мелкая пластика. Наперсные кресты, иконы и панагии XII-XV веков. М., 2013.
8. Московский Кремль XV столетия. Древние святыни и исторические памятники. I. М., 2011.
9. Панова Т. Д. Софья Палеолог. М., 2005.
10. Петров Д. А. Проблемы исторической топографии Новгорода: сб. ст. М., 1999.
11. Пирлинг П. О. Россия и папский престол. М., 2012.
12. Полное собрание русских летописей. Т. IV. Ч. I. М., 2000; XV. М., 2000; Т. XII. М., 2003; Т. XXI. Ч. II. СПб., 1913; Т. XXII. Вып. 1. СПб., 1911; Т. XXIII. М., 2004; Т. XXVIII. М., 1963.
13. Православная энциклопедия. Т. XVII. М., 2008; Т. XXIII. М., 2010.
14. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. М., 2008.
15. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982.
16. Филюшкин А. И. Титулы русских государей. М., 2006.
17. Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле: Каталог выставки / Сост. ст. Е. А. Моршакова. М., 2003.
18. Черепнин Л. В. Русская хронология. М., 1944.
19. Чижова И. Б. Софья Палеолог. СПб., 2003.
20. Gero Laszlo. A helyredllitott budai vdr. Budapest, 1980.
21. Nicol D. M. The immortal prince. Cambrige, 1994.
22. Zolnay Laszlo. A budai vdr. Budapest, 1981.