О святом Доминике2
Иакоба де Ворагине
About St Dominic
Jacobi a Vorágine
Доминик в известном смысле означает страж Господень (Domini custos) или же, хранимый Господом (Domino custoditas), или он носил имя Доминик в соответствие с естественной этимологией имени [Dominus] -господин. Итак, он назывался стражем Господним в трех случаях: 1) стражем чести Господней (custos honoris Domini) и того, что [исходит] от Бога; 2) [он был] стражем виноградника или народа Господня или ближнего (custos viniae Domini gregis Domini vel ad proximum); 3) [он был] стражем воли Господней или Заветов Божьих или того, что относится к Нему самому (custos voluntatis Domini sive praeceptorum Domini quo ad se ipsum). Во-вторых, он называется Доминик, так, как будто бы хранимый Господом, ибо Господь его хранил в трех положениях: 1) пока жил он сначала мирском звании (laicus); 2) потом строгим каноником (canonicus regularis); 3) [затем] в положении апостольского мужа (vir apostolicus), ибо в первом положении он храним Богом, Который подвигнул его со славой к началу [служения] (faciendo laudabilior incipere), во втором положении - Бог подвигает в рвении (ferventer proficere), в третьем - Он удостаивает совершенством (perfectionem apprehendere). На третьем месте Доминик - в соответствие с естественной этимологией. Итак, он означает того, кто прощает угрозы (donans minus), или кто довольствуется меньшим (donans minus), щедро одаривает (donans minus). По-
2 Перевод выполнен Александром Анатольевичем Клестовым по: Jacobi a Vorágine. De sancto Dominico. Legenda Aurea. Vulgo Historia Lombardica dicta, ad optimorum librorum fidem, rec. Dr. Th. Graese, Dresdae et Lipsiae, MDCCCXLVI, pp. 466-483.
этому Доминик, так сказать, прощает угрозы, не считаясь с несправедливостью, обращённой на него; он довольствуется меньшим, умерщвляя своё тело, ибо он даёт всегда меньше телу, и он отдаёт со щедростью, приобретая свободу, ибо не только он даёт своё бедным, но и многократно отдаёт себя самого.
Доминик - глава и основатель ордена Братьев проповедников, родился в Испании, в городе Каллеруега, в округе Осма. Его отца звали Феликс, а мать Иоанна. Перед его рождением мать видела во сне, что она носит в чреве маленькую собачку, которая держала в пасти зажжённый факел, каким воспламенила весь мир. Матрона, принявшая его из святого источника крещения, заметила на лбу маленького Доминика сияющую звезду, которая отбрасывала свет по всей земле. Совсем маленьким вверенный заботам о пропитании, часто он удивлял родителей тем, что оставлял кровать и спал на голой земле. Посланный в Палермо учиться во имя любви к наукам, какие должен изучать, он не знал вина в течение десяти лет. Во время страшного голода [опустошившего страну], он продал книги, как и свою утварь и отдал деньги бедным. Его репутация была уже значительной, когда епископ Осмы посвятил его в регулярные каноники в церкви. Через некоторое время он становится для всех зерцалом жизни. Его товарищи выбрали его помощником настоятеля. День и ночь он занимался чтением и молитвой, прилежно умоляя Господа удостоить его милости служения спасению ближнего. По дороге в Тулузу со сказанным епископом, он обнаружил постояльца, поражённого отравой ереси и обратил его в веру Христову. Это был, так сказать, первый сноп жатвы, которую он посвятил Господу. Мы читаем в «Деяниях князя Монтфорта», что однажды блаженный Доминик, когда проповедовал против еретиков, изложил письменно священный текст и дал текст одному из еретиков, чтобы тот мог рассмотреть их доводы. Итак, той же ночью еретики собрались перед
очагом, и тот человек показал им бумагу, какую он получил. Его товарищи сказали ему, чтобы тот бросил её в огонь и если случится, что она сгорит, их вера или скорее, их измена будет правильной, а если огонь её не затронет, они объявят, что вера Римской церкви истинна. Бумагу бросили в огонь. Когда она несколько мгновений пребывала на углях, внезапно упала и не сгорела. Среди всеобщего восхищения самый главный из всех говорит: «Пусть бросят ещё раз, так опыт будет вполне подтверждён, и мы удостоверимся с чьей стороны правда!». Бросают во второй раз и во второй раз бумага выпала [из огня] и не сгорела. Тот же человек говорит: «Пусть бросят её снова и тогда мы познаем результат, который не оставит места ни для какого сомнения!». Бросили в третий раз, и она упала снова наружу без всяких следов. Однако. еретики связали друг друга строгими клятвами и упорствовали в закоснении. Один солдат, который был в том месте и имел некоторую преданность нашей вере, позднее объявил об этом чуде. Итак, это произошло около горы Виктория. Рассказывают, что подобная история произошла около святилища Юпитера, после одной беседы, которая имела место против еретиков в те дни. Другие вернулись к себе, а епископ Осмы умер. Доминик остался один возвещать в постоянстве слово Божье. И вот противники истины третировали его, бросая грязью, иные всяким мусором, плевали и связывали сзади солому в знак насмешки. А так как они грозили убить его, он отважно отвечал: «Я не достоин славы мученика, я ещё не заслужил такой род смерти!» Вот почему проходя через места, где ему чинили козни, он шёл не только без страха, но с весёлым лицом распевая песни. Удивлённые враги говорили: «Ты что, не боишься умереть?» Доминик отвечал: «Я молил бы, чтобы мне не сразу был нанесён смертельный удар, но, чтобы мне отрубили все члены один за одним. Затем положили передо мной каждый кусок, который был отрублен. Затем вырвали мне глаза. И напоследок,
оставили бы моё тело, превращённое в обрубок, умирать, и я плавал бы в собственной крови или умертвили меня, как вам нравится. Когда он встретился с одним человеком, раздавленным великим горем, который присоединился к еретикам, то он решил продать себя, чтобы на те деньги, которые он выручит за себя, он положил бы конец тому несчастью и во то же время освободит этого впавшего в заблуждение человека. И он исполнил бы свой план, если бы Божье милосердие не позаботилось бы иным образом облегчить того несчастного. В другой раз, пришла к нему женщина в слезах и рассказала, что её брат был пленником у сарацин, и призналась, что у неё нет средств освободить его; тогда Доминик, проникшись состраданием, предложил самого себя в продажу, чтобы вырвать пленника. Но Бог того не допустил, поскольку предвидел, что будет более необходимо духовное искупление большого числа пленников. Доминик проживал в окрестностях Тулузы у некоторых женщин, которые под видом напускного благочестия, прельстились еретиками, тогда Доминик, чтобы выбить клин клином, постился с товарищем, который был с ним весь великий пост на хлебе и воде. Он вставал ночью, а когда изматывался от усталости, ложился на голых досках. Ему удалось через это средство привести женщин к пониманию истины. Через некоторое время он начал мечтать об учреждении своего ордена, задачей которого было бы ходить по миру, проповедуя и защищать католическую веру от атак ереси. После того, как пробыл он в провинции Тулузы около десяти лет, считая от времени, когда он покинул епископа Осмы и до Латеранского собора, он пришёл в Рим на генеральный Собор с Фульком, епископом Тулузы и попросил у понтифика Иннокентия III для себя и своих последователей утвердить орден, который будет называться Орден проповедников. Папа пребывал сначала в затруднении, но ночью он видит во сне Латеранскую церковь под угрозой внезапного разрушения. Он смотрел с ужасом и вот, Доминик
предстал с другой стороны, подпирая плечом накренившееся здание. Понтифик проснулся и понял смысл видения и принял с радостью просьбу человека Божьего. Затем папа увещевал его, чтобы он возвратился к братьям выбрать одно из апробированных правил и после он вернулся бы к нему и получил утверждение, как он того желает. В свою очередь Доминик сообщил братьям все, что ему сказал высший понтифик. Итак, братьев было приблизительно шестнадцать человек. Они воззвали к Святому Духу и выбрали в едином духе правило блаженного Августина, доктора и выдающегося проповедника, поскольку сами должны быть проповедниками по имени и по делам. Они прибавили к правилу только более строгую жизненную практику, какую они решили соблюдать под видом установления. Среди прочего умер Иннокентий и Гонорий унаследовал высший понтификат. Он утвердил правило в год Господень 1216. В то время, как Доминик молился в Риме в церкви святого Петра о расширении Ордена, видит он Петра и Павла - двух славных князей апостолов и первый, то есть, Пётр подаёт ему посох, а святой Павел - книгу, говоря: «Иди, проповедуй, потому что ты избран Богом, чтобы исполнить это дело!» Мгновение ока видит он братьев, разбросанных по всему свету, идущих по двое. Вот почему, по возвращению в Тулузу, он разослал братьев в разные стороны: одних в Испанию, некоторых в Париж, а других - в Болонью. Что касается его самого, то он вернулся в Рим. Перед вступлением в Орден проповедников, один монах был восхищён в экстазе и видит святую Деву на коленях с благочестиво сложенными руками, молящей своего Сына за род людской. Он не принимал сострадательную мать, наконец, когда она стала настаивать, Он ей говорит таким образом: «Мать Моя, что Я могу, что Я должен ещё сделать? Я послал патриархов, пророков и мало людей были исправлены. Я пришёл к ним и затем Я послал апостолов, и они убили Меня и апостолов. Я
послал мучеников, учителей и у них совсем не было доверия к ним. Однако, несправедливо, чтобы Я отказал Вам в том, чему следует быть. Я им дам Братьев проповедников, через которых они могут просветиться и очиститься, иначе Я приду против ним». Некто имел подобное видение во время, когда двенадцать аббатов Ордена цистерцианцев были посланы в Тулузу против еретиков. Когда Сын ответил Матери, как Он относится к сказанному, святая Дева говорит: «Мой благословенный Сын, не по их злодейству, но по Вашей милости, Вам следует поступать!» Тогда побеждённый её мольбами Сын, говорит: «Я дозволю им ещё эту милость по Вашему желанию. Я пошлю им Братьев проповедников, чтобы предупредить их и образовать и если они не исправятся, то Я не буду больше их охранять». Меньший брат, который долгое время был товарищем святого Франциска, рассказал следующее многим братьям Ордена проповедников: «В то время, когда блаженный Доминик был в Риме по делу у папы, чтобы получить утверждение ордена, ночью, когда был он на молитве, видит он в духе Иисуса Христа в воздухе, держащего в руке три меча. Он спросил, что Он хочет делать, Христос же ответил: Этот мир исполнен тремя пороками: гордыней, похотью и жадностью, вот почему Я хочу разрушить его этими тремя мечами». Тогда Дева бросилась на колени и говорит Ему: «Драгоценнейший Сын, смилуйся и твори Свой суд по милости!» Иисус Христос отвечает: «Разве ты не видишь все те несправедливости, которыми Меня оскорбляют!?» Она же Ему говорит: «Умерь Твой гнев, Мой Сын и подожди немного, ибо у Меня есть один верный слуга, бесстрашный боец, который обойдёт мир, победит его и подчинит Твоей воле. Я дам ему также другого слугу на помощь, чтобы он свободно сражался» Сын Ей говорит: «Вот, Я успокоился, Я с почтением приму Твоё ходатайство, но Я хотел бы видеть тех, кого Ты желаешь избрать для столь великого предприятия!» Тогда она представила Иисусу Христу святого Доминика.
Иисус Христос Ей говорит: «Действительно, добрый и бесстрашный боец и научен, как ты сказала». Она ему представила в то же время святого Франциска и Иисус Христос высказал о нем те же похвалы. Итак, святой Доминик внимательно рассмотрел своего товарища в видении и на следующий день нашёл его в церкви, даже никогда раньше, и не видев его, и не обращаясь ни к кому, чтобы ему указали, он узнал его по своему видению. Тогда они бросились друг другу в объятия и благочестиво обнялись, говоря: «Ты мой товарищ, ты пришёл за тем же, что и я, останемся едины, да не будет торжествовать враг!» Святой Франциск рассказал ему, что у него было точно такое же видение. И с того мгновения у них было только одно сердце и одна душа, единство, которое они внушали своим последователям соблюдать навечно. Доминик принял в орден новичка из Апулума. Какой-то из товарищей того новичка развратил его настолько, что тот решил вернуться в мир и выпрашивал мирские одежды, как мог. Доминик, который был сразу извещён, принялся молиться. Итак, сняли с того молодого человека духовные одежды и отдали ему его рубашку, он же принялся громко кричать, говоря: «Я горю, я пылаю, я весь в огне, снимите с меня эту проклятую рубаху, какая жжёт меня везде!» И не было ему никакого покоя, пока не сняли рубаху и пока он не одел духовные одежды и пока не вернулся в монастырь. Доминик был в Болонье, когда у входа в спальню братьев, дьявол начал смущать послушника. Брат Рейнерий из Лозанны, наставник, будучи извещён, поспешил привлечь к этому делу святого Доминика. Тогда Доминик попросил привести к нему в церковь брата. Едва ли не десять братьев смогли его привести. Доминик говорит ему [дьяволу]: «Я заклинаю тебя, несчастный, почему ты смущаешь это творение Божие и по какому поводу и как ты вошёл сюда!?» Тот ответил: «Я искушаю его, потому что он того заслужил, ибо вчера он пил в городе без разрешения приора и без того, чтобы сотворить знамение креста.
Тогда я вошёл в него под видом комара, и он проглотил меня с вином»!» И дело было так, что тот человек действительно пил. Среди прочего зазвонили к заутрене, услышав это, дьявол, который вещал в нем, говорит: «Теперь я не могу оставаться здесь долго, потому что, вот, в капюшонах уже встали!» И было так, что он был выдворен по молитве Доминика. Однажды Доминик переходил реку в окрестностях Тулузы и его книги, о которых никто не позаботился, упали в воду. Через три дня один рыбак, который бросил снасть в том же месте, думая, что поймал огромную рыбу, вытащил эти книги. Они были целыми, как если бы были сохранены с великой заботой в каком-нибудь шкафу. Доминик пришёл в один монастырь, когда братья отдыхали, и не хотел их тревожить, но сотворил молитву и вошёл со своими товарищами в монастырь, пока дверь была закрыта. То же случилось и в другой раз, когда он шёл с послушником цистерцианцем, чтобы сразиться с еретиками. Когда блаженный Доминик помолился, они тотчас же оказались внутри церкви, где провели ночь в молитве. После длинного перехода, когда подходили они ко входу в гостиный двор, Доминик имел обычай утолять жажду у какого-нибудь фонтана, чтобы не заметили в доме хозяина, что он слишком много пьёт. Один студент по характеру склонный к греху плоти, пришёл однажды в праздник на службу в дом братьев в Болонью. И вот, как раз блаженный Доминик её праздновал. Когда дошли до причастия, тот студент приблизился и поцеловал руку святого с великим благоговением. И когда названный студент поцеловал её, он почувствовал, что от той руки исходил благовонный аромат, которого он потом никогда не встречал за свою жизнь. С того момента огонь страстей чудесным образом угас в нем, выйдя от того молодого человека, который отдавался суете и пороку, он стал потом воздержанным и целомудренным. О, великое целомудрие, какое правило в том теле, запах которого очищал таким удивительный образом грязь души! Один
священник, свидетель духовного рвения, с каким блаженный Доминик и его братья отдались проповедованию, задумал присоединиться к нему в случае, если будет можно достать Новый Завет, который был ему необходим для проповеди. В тот момент, когда он думал об этом, появился молодой человек, у которого был один Завет на продажу, священник купил его с великой радостью, и так как он немого беспокоился, он сотворил молитву и как только он осенил знамением креста обложку книги, открыл её и бросил взгляд на первую главу, то взгляд упал на то место в «Деяниях апостолов», где сказано было святому Петру: «Встань, сойди, и иди с ними без страха, ибо Я их послал». Тотчас же священник пошёл и присоединился к ним. Один магистр теологии, который преподавал в Тулузе с блеском и славой, готовился к лекции утром перед началом дня и сморённый сном, он склонил голову на кафедру, и ему привиделось, что предстали перед ним семь звёзд. Так как он восхитился предстоящим видением, тотчас же звезды усилили своё свечение и выросли, и поэтому освещали весь окружающий мир. От того видения он пришёл в сильное недоумение, что бы это значило и вот, когда вошёл он в школу и прочитал свою лекцию, блаженный Доминик и шестеро его братьев, у которых было такое же одеяние приблизились и со смирением объявили названному магистру, что они приняли решение прослушать его курс. Тогда вспомнил он о видении, какое ему было и было не трудно понять, что это за семь звёзд, какие ему явились. Муж Божий Доминик был в Риме, когда прибыл туда с епископом Орлеана декан Святого Амьена, магистр Регинальд, который царствовал в каноническом праве в Париже в течение пяти лет. Уже давно он положил оставить все и посвятить себя проповедованию, но он не знал ещё через посредство чего ему исполнить тот план. Один кардинал, который принял участие в его обете, рассказал о правиле братьев проповедников. Итак, он позвал блаженного Доминика, которому объявил о своём
намерении. И было так, что он решил вступить к его Орден. Но тотчас же сильная горячка охватила его и пребывал он несколько дней в опасности. Тогда блаженный Доминик не прекращает творить молитвы и обращается к Святой Деве, которой он доверял, как особенной патронессе Ордена, прося её удостоить принять того человека на короткое время, так как старый Регинальд ждёт смерти. Вдруг видит Регинальд, вне всякого сомнения, царицу милосердия, приближающуюся к нему в компании двух молодых людей замечательной внешности и обращающейся к нему со словами и с лицом, исполненным любви: «Проси у меня все, что ты хочешь и я дам!» Он думал ещё просить, когда одна из девушек побудила его, чтобы быть ему около царицы милосердия. И было так. Тогда Святая Дева, протянув свою девственную руку, сняла ему серёжки из ушей, из ноздрей, украшения с рук и ног и с благоговением поднесла ему, произнеся некое слово, приличествующее каждому украшению. Чреслам она говорит: «Будьте связаны чресла, нитью целомудрия!» Ногам она говорит: «Я умащаю твои ноги, чтобы были готовы нести Евангелие мира!» И добавила: «Через три дня Я передам тебе один флакон, который вернёт тебе доброе здоровье!» Тогда показала она ему одеяние Ордена: «Вот - говорит она ему - одеяние твоего Ордена!» Итак, блаженный Доминик, который был на молитве, получил тоже видение. Когда наступило утро святой Доминик пришёл навестить его и обнаружил вылечившимся. Затем он выслушал рассказ, который передал ему Регинальд о своём видении, после чего тот принял одеяние, какое Дева ему показывала, и потому что братья до того пользовались его стихарём. Через три дня Матерь Божья вернулась и помазала тело Регинальда, что потушило не только жар горячки, но и огонь вожделения до того, что то, чему он посвятил себя в последствие, это не причиняло ему никакого вреда. То же видение было Доминику в присутствии верующего из Ордена госпитальеров, который был поражён тем же.
После смерти Регинальда, Доминик рассказал о том видении великому числу братьев. Итак, Регинальд был послан в Болонью, где с рвением проповедовал, где число братьев начало возрастать. Затем его послали в Париж, где он умер через несколько дней в Господе. Один молодой человек, который был племянником кардинала Стефана Фоссе-Ново, упал с лошадью в пропасть и его обнаружили мёртвым. Принесли его блаженному Доминику. Тот сотворил молитву и к молодому человеку вернулась жизнь. Один архитектор, приведённый братьями в склеп церкви святого Сикста, был раздавлен частью обрушившейся стены, он задохнулся под обломками, но человек Божий Доминик, попросил вынести тело из склепа, и по заслугам молитв Доминика, тот вернул жизнь и здоровье тому человеку. В той же церкви святого Сикста, где было около сорока братьев, был однажды не более, чем маленький кусочек хлебца, тогда блаженный Доминик приказал, чтобы ему принесли его и положили на стол. И в то время, как все с радостью ели тот маленький кусочек хлеба, вот, - два похожих молодых человека в одинаковой одежде вошли в столовую, неся столовые хлебы, какие висели у них на шее. И положили их на край стола человека Божья Доминика и ушли они так скоро, что никто не мог понять потом, откуда они пришли и как они вышли. Тогда Доминик протягивает руки к братьям, говоря: «Теперь, братья мои, будем есть». Однажды блаженный Доминик был в дороге и случился очень сильный дождь, он сотворил крестное знамение и прекратился дождь над ним и его товарищем. А было это таким образом, как если бы они были покрыты покрывалом крестообразной формы в то время, как по всей земле текла вода, ни капли дождя не упало около них на расстоянии трех локтей. Однажды в окрестностях Тулузы Доминик пересекал речку на лодке, лодочник спросил у него динарий за перевоз. Так как человек Божий предложил ему Царство Небесное в качестве вознаграждения, прибавляя, что он ученик Иисуса
Христа и что с ним нет золота и денег, лодочник схватил его за облачение и говорит: «Ты отдашь мне одежду или деньги!» Тогда человек Божий возвёл глаза к небу и молча помолился Богу и когда взглянул он на землю, то увидел там динарий, какой, без всякого сомнения, был послан ему благим Богом. «Вот - сказал он - брат мой, то, что ты просишь, прими и позволь мне уйти с миром!» Случилось однажды, что муж Божий был в пути с неким верующим, который был ему известен своей святостью, но которого по его языку он не понимал. Смущённый, что он не мог беседовать с ним о небесных предметах, он умолил Бога, чтобы один говорил на языке другого. Таким образом они понимали друг друга в течение трех дней, пока путешествовали вместе. Представили ему однажды человека, осаждённого великим числом демонов, он взял епитрахиль, какую положил на шею, затем стянул её вокруг шеи, приказывая демонам никогда не причинять страданий тому человеку. Тогда демоны начали волноваться в теле осаждённого и закричали: «Позволь нам выйти, почему ты заставляешь нас мучаться здесь!?» А Доминик говорит: «Я не позволю вам выйти до тех пор, пока вы не дадите мне гарантию, что вы не вернётесь больше никогда!» «Что за свидетелей - отвечают они - можем мы дать?!» Он же им говорит: «Святых мучеников, тела которых покоятся в этой церкви!» А они говорят: «Мы этого не можем, ибо наши заслуги в обратном!» Он же отвечает: «Говорю вам, необходимо дать, иначе я не освобожу вас от хлопот!» Тогда они ответили, чем они занимались, а через некоторое время говорят: «Вот, мы добились, хотя и не заслужили, что святые мученики будут нашими свидетелями!» Итак, Доминик просит у них знак, при помощи которого они могут удостоверить это, и демоны говорят: «Иди к раке, где головы мучеников и ты найдёшь её открытой!» Они туда пошли и нашли, что там было точно то, что те утверждали. Во время одной проповеди женщины, которые пребывали поверженными в ересь, бросились к его ногам со
словами: «Слуга Божий, приди нам на помощь, если все, что ты нам сегодня проповедовал - правда, уже давно, значит, дух заблуждения ослепляет наше сердце!» Святой Доминик говорит им: «Будьте спокойны и подождите немного и увидите, каким господином будете атакованы!» Тотчас же видят они, как прыгнул посреди них некий ужасный кот, который был величиной с огромную собаку с невероятно большими и горящими глазами с длинным и широким языком, налитый кровью, какой доходил до пупа, короткий приподнятый хвост позволял видеть всю гнусность его зада с боку, каким он поворачивался. От него несло смрадом. После того, как он покрутился некоторое время туда-сюда вокруг женщин, он прыгнул на колокольню по верёвке колокола и исчез, оставляя после себя отвратительный след. Тогда те женщины, после, как получили прощение Божье, обратились в католическую веру. Доминик обратил в провинции Тулузы некоторое число еретиков, приговорённых к сожжению на костре. Он увидел посреди них человека по имени Раймунд, тогда он говорит палачам: «Сохраните его, чтобы его не сожгли вместе с другими!» Затем он поворачивается к тому человеку: «Я знаю -говорит он благожелательно - я знаю, мой сын, что вы будете позднее, хотя и не сразу, человеком благим и святым!» Итак, того человека выпустили. В течение ещё двадцати лет он оставался в ереси, наконец, обратился в Орден братьев проповедников, где жил в святости до самой смерти. Как - то был Доминик в Испании в обществе нескольких братьев и явился ему некий ужасный дракон, который пытался поглотить братьев. Человек Божий, кто понял смысл того видения, увещевал братьев мужественно противостоять. Через некоторое время они его покинули за исключением брата Адама и двух обращённых. Он же спросил одного из них, не хочет ли он уйти, как другие: «Богу не угодно, мой отец - ответил тот - чтобы, оставив голову, я последовал за ногами!» Тогда Доминик начал молиться,
и почти все были обращены через некоторое время по заслугам его молитвы. Как - то был он в Риме в монастыре святого Сикста и внезапно Дух Божий нашёл на него, и он собрал братьев на собор. Тогда объяснил он им, что четверо из них должны скоро умереть: двое -телесной смертью, двое - смертью души. Действительно, через некоторое время два брата упокоились в Господе, а два других ушли из Ордена. Когда был он в Болонье, находится в том городе господин Конрад, германец, которого братья сильно желали видеть в Ордене. И вот, блаженный Доминик, беседуя на следующий день после праздника Успения Святой Девы с приором монастыря Дом Марии Ордена цистерцианцев, говорит ему среди прочих вещей в доверительной форме: «Признаюсь вам, приор в одном, в чем я никогда не был открыт ни с кем до сегодняшнего дня и вы сами не откроете этого другим, пока я живу: я ни о чем не просил здесь в этом мире, чего не получил бы в соответствие с моим желанием» А так как приор ему говорит, что может быть он умрёт раньше его, Доминик ему отвечает в пророческом духе, что он будет жить долго после него. Предсказание сбылось. Тогда же приор добавил: «Проси же, отец мой, чтобы Бог тебе дал для твоего Ордена Конрада, которого твои братья выражают желание видеть своим!» Он же ему отвечает: «Мой дорогой брат, ты просишь о трудном деле» После причастия братья отправились отдыхать. Доминик остался в церкви, где он провёл ночь в молитве, как обычно. И вот, когда зазвонили первые часы, когда звонарь вывел первый гимн: «Уже сияние неба опускается и вот тот, кто должен быть новой звездой нового света», господин Конрад внезапно вошёл, простёрся у ног блаженного Доминика и настойчиво испросил у него одеяние Ордена. Был он настойчив в своей просьбе и был обращён, именно духовное рвение преподал он в Ордене, к великому удовлетворению всех. И был он уже перед самой смертью и уже закрыл глаза, так что думали, что он умер, когда он посмотрел на братьев,
которые были вокруг него и говорит: «Господь с вами!» те же ответили: «И со духом твоим!» Он прибавил: «Чистые души по милосердию Божию, упокоятся в мире!» И тотчас же он упокоился в Господе. Слуга Божий Доминик был наделён такой ревностью души, какую ничто не могло поколебать, разве что, когда он был взволнован через сострадание и милосердие; поэтому удовлетворённое сердце придавало его лицу благолепие и мир, который царствовал вокруг него. Днём никто не был более прост, чем он с братьями и товарищами и кто бы совершеннее его соблюдал правила доброжелательности; в ночные часы, никто не был более точным в обязанностях и молитвах. Он посвящал день - ближнему, а ночь - Богу. Он сотворил из своих глаз фонтан слез. Часто, когда он возносился своим телом к Господу во время службы, он был восхищён в духе, как если бы видел перед собой Иисуса Христа во плоти. Поэтому долгое время он не присутствовал на службе с другими. Он имел привычку очень часто проводить ночь в церкви так, что казалось, что он не имеет или почти не имеет точного места для отдыха, а когда было необходимо спасть и одолевала его усталость, то он устраивался или же перед алтарём или же положив голову на камень. Каждую ночь он принимал сам три удара железной цепью, один - за себя самого, другой - за всех грешников, живущих в этом мире, и третий - за тех, кто томились в чистилище. Избранный однажды на епископство в Катораньенсе -иные говорят, в Катавьенсе - он начисто отказался и противился избранию раньше, чем покинет землю, чтобы никогда не чувствовать избрания, объектом которого он является. Его спросили однажды, почему он не остался в Тулузе или в округе того города, а в округе Каркассоны, он ответил: «Потому что в округе Тулузы больше число людей, которые почитают меня, а в Каркассоне все объявили мне войну». Один спросил его, из какой книги он больше учился. Он ответил: «из книги любви». Однажды, будучи в Болонье, он проводил
ночь в церкви, явился ему дьявол в образе брата. Поверив, что это был один из братьев, Доминик сделал ему знак идти отдыхать, как другие. И вот, тот ответил ему жестом, как если бы он надсмехался над ним. Тогда святой Доминик, желая знать, кто был тот, кто презирал его приказы, зажёг свечу на подсвечнике, посмотрел на его внешность и тотчас же узнал, что это был дьявол. Святой высказал ему упрёк, а дьявол, чтобы прервать тишину, принялся злословить. Тогда святой Доминик спросил его, кто ему позволил говорить так с главой братьев, и чтобы он ему показал ему, что он поддерживает братьев. Дьявол отвечает: «Я их заставлю приходить поздно и уходить рано!» Тогда Доминик ведёт его в спальню и спрашивает, как он здесь поддерживает братьев. Тот говорит: «Я заставляю их ложиться спать и вставать поздно и так они пребывают на службе, а время от времени я внушаю им дурные мысли!» Затем Доминик ведёт его в столовую и спрашивает, как тот поддерживает братьев, тогда демон начинает скакать по столам, повторяя слова: «Больше и меньше! Больше и меньше!» А так как святой Доминик его спрашивает, что он хочет сказать, тот отвечает: «Есть несколько братьев, которым я позволяю есть больше, поэтому они нарушают правило и обжираются. Другим же даю есть меньше, чтобы они оставались без сил на Божественной службе и при соблюдении правила. Отсюда Доминик ведёт его в приёмную и узнает, за кого держат его братья. Тогда дьявол начинает вертеть языком во рту с великой скоростью и устраивает страшный шум. Святой Доминик спрашивает его что тот хочет сказать. «Это место вполне моё - говорит тот - ибо, когда братья собираются говорить, я стараюсь искусить их говорить беспорядочно и молоть языком бесполезные слова так, чтобы один не слышал другого». Наконец, ведёт он его в капитул, но, когда они были уже у двери, демон и вовсе не захотел входить туда. «Сюда я не войду никогда -говорит он - для меня место это несчастье и ад. Я теряю
здесь все, что я заработал. Ибо, когда я заставил упасть в оплошность одного брата, тот очистился потом в этом месте несчастья и сознался в вине перед всеми. Здесь им дают наставления, они исповедаются, каются, бывают наказаны, им отпускаются грехи и таким, вот, образом с болью я смотрю, что теряю все, что приобрёл и что меня утешало!» После сказанных слов он исчез. Наконец, для Доминика, который был в Болонье, приблизилось время путешествия в иной мир и начал он впадать в вялость и великую слабость. Конец его деяний явлен был ему в видении: «молодой человек великой красоты явился ему и призвал, говоря: «Приди мой любимый, приди к радости!» Тогда призвал он двенадцать братьев Болонского монастыря и, чтобы не оставлять их безутешными сиротами, дал им завещание в таких словах: «Вот, я оставляю вам дети мои, чтобы вы владели этим по наследству: имейте милосердие, сохраняйте смирение, владейте с охотой бедностью!» Но то, что он решительно запретил, как мог, это - чтобы никто не входил в его Орден со своим земным имуществом. Тот хулит всесильного Бога и ближнего, кто старается запачкать Орден проповедников пылью земных богатств. Так как братья были безутешны, он говорит им в утешение: «Дети мои, пусть не смущает вас моя телесная смерть, я ведь, буду вам полезен мёртвым, как и живой!» Наконец, пришёл его последний час, и он упокоился в Господе в МССХХ1 году. День и час его кончины был дан в откровении брату Гвали, тогда приору братьев в Брешии, а впоследствии епископу того же города. Он уснул лёгким сном, склонив голову к стене колокольни, когда увидел разверстые небеса и две лестницы белые спускаются оттуда на землю. Иисус Христос со Своей Матерью были наверху, и ангелы поднимались и опускались по ней, испуская возгласы радости. По середине между двумя лестницами располагалось сидение, на котором сидел брат с головой, покрытой покрывалом. Итак, Иисус и Его Мать держали вверху лестницу до того, что брат, который
был заключён под покрывалом, был поднят на небеса. Брат Гвали, когда пришёл в Болонью, узнал, что в тот день и час умер отец. Один брат по имени Рао, который пребывал в Тибуре, был перед алтарём для свершения службы в день и час, когдаумер отец. Так как он знал до этого, что святой болеет в Болонье, когда он дошёл до канона, где обычно упоминают живых, и когда он захотел помолиться о его здоровье, вдруг падает он с экстазе и видит человека Божьего Доминика, коронованного золотой короной, сияющей светом и два благородных человека провожают его по королевской дороге из Болоньи. Он отметил день и час, и это было тогда, когда слуга Божий Доминик умер. Его тело оставалось на земле в течение длительного времени, чудеса, которых в каждый момент становилось все больше и его святость делалась все очевиднее. Тогда милостью верующих переносят его тело в более высокое место. А когда много времени спустя разбили раствор железным инструментом, сняли камень и вскрыли памятник, оттуда ударил такой спасительный запах, что можно было подумать, что открыли не могилу, а совершенную комнату ароматов. И тот запах, который напоминал запах всех духов, вовсе не был подобен чему-то земному. Это не были только останки или прах святого тела или даже раны, но ещё и запах окружающей земли. Таким образом, перенесённое тело в отдалённые страны распространяло запах долгое время. Руки братьев, которые касались каких-либо реликвий, были такими благоуханными, что даже тщательно помытые и вытертые, сохраняло присутствие того запаха. В провинции Венгрия один благородный человек отправился со своей женой и сыном, ещё совсем молодым человеком, поклониться праху святого Доминика, который находился в Силоне, но его сын там заболел и умер. Тогда его отец положил его тело перед алтарём блаженного Доминика и начал причитать со словами: «Блаженный Доминик! Я пришёл к тебе исполненный радости, а возвращаюсь исполненным
горя! Я пришёл с сыном, а остался без него на обратном пути! Верни мне, я прошу тебя, верни мне моего сына! Верни мне радость моего сердца!» И вот, по среди ночи мальчик воскрес и пошёл по церкви. Молодой человек на службе у одной благородной дамы занимался рыбной ловлей на реке. Он падает в воду, захлёбывается и тонет. И долго после его тело было на дне реки. Его хозяйка призвала святого Доминика, чтобы воскресить его и обещала босиком отправиться к его останкам, оставить свободу и отдаться в рабство, если тот воскреснет. И тотчас же тот молодой человек, будучи мёртвым, вернулся к жизни, встал посреди всех, кто собрались. Его хозяйка исполнила обет, как обещала. В той же провинции Венгрия один человек проливал горькие слезы над телом своего сына, прося у блаженного Доминика его воскресения. Около того момента, когда должен быт запеть петух, тот, кто был мёртв, открыл глаза и говорит отцу: «Как случилось, отец мой, что лицо твоё такое влажное!» «Это слезы отца - отвечает тот - ибо ты был мёртв, а я остался один, лишённый всякой радости!» Сын ему говорит: «Ты много плакал, мой отец, и блаженный Доминик сотворил чудо, желая утешить тебя, чтобы я сделался жив!» Один чахоточный и слабый человек возымел желание поклониться мощам блаженного Доминика и вот, попытался он встать с постели и почувствовал, что к нему возвращается сила, чтобы быстро отправиться в путь, слабость его тела и слепота его уменьшались каждый день, пока он двигался до того, наконец, как он достиг места, которое наметил для своей цели и получил он исцеление двойного недуга. В той же провинции Венгрия одна дама возымела намерение отпраздновать службу в честь блаженного Доминика и не обнаружила священника к тому часу, как она хотела. Тогда взяла она в полотенце три свечи, которые предназначила для службы и положила их в вазу. Она вышла на мгновение и вернулась в тот же момент и видит свечи зажглись великим огнём. Все сбежались, чтобы видеть это
страшное зрелище и пребывали в трепете и в молитве до момента, пока свечи полностью не сгорели, не причинив вреда полотенцу. В Болонье один студент по имени Николай, страдал такими болями в пояснице и коленях, что не мог подняться с постели. Его левая нога так высохла, что не было никакой надежды вылечить её. Он посвящает себя Богу и блаженному Доминику и меняет шнуром, который идёт на свечи всю свою длину, после чего он посыпает себя пеплом: тело, грудь, шею. В тот момент, когда он оборачивал шнур вокруг колена, он взывал всякий раз, к имени Иисуса и блаженного Доминика и тотчас же он почувствовал облегчение. «Я -освобождён!» Он встал, плача и идёт без всякой помощи в церковь, где покоилось тело святого Доминика. В том же городе Болонье Бог сотворил бесчисленные чудеса через своего раба. В городе Огюста в Сицилии одна девушка, имевшая камень в почке, должна была оперироваться. Мать, из-за опасности, какая грозила её ребёнку, посвятила её блаженному Доминику. Следующей ночью блаженный Доминик явился девушке во сне и вложил ей в руку камень, от которого она страдала. Через тот сон девушка излечивается, отдаёт камень матери и рассказывает ей видение, какое ей было. Тогда мать взяла камень и принесла его в монастырь к братьям, где она повесила его перед образом блаженного Доминика в память о таком великом чуде. В городе Огюста женщины, которые присутствовали в церкви братьев на службе в день праздника перенесения мощей святого Доминика, видели по дороге работающую женщину на пороге её дома. Они принялись бранить её за то, что она не прекратила работу в день праздника такого великого святого. Та женщина возмутилась и им ответила «Вы, лицемерки! Вершите у братьев пир своего святого!» И тотчас её глаза надулись и из них вышла гниль и черви, так что одна из соседок насчитала их там восемнадцать, пока там была. Тогда, полная раскаяния та пришла в церковь братьев, где исповедовала свои грехи и дала
обещание, никогда не говорить плохо о святом Доминике и благочестиво праздновать праздник. И тотчас же она обрела прежнее здоровье. Одна верующая именем Мария из монастыря, который назывался Магдалина, получив удар по ноге, страдала мучительными болями. Она страшно мучилась в течение пяти месяцев и ждала всякий раз часа смерти. Она собралась и начала молиться: «Мой Господь, я недостойна молитвы и того, чтобы меня услышали, но я прошу моего господина блаженного Доминика быть посредником между Тобой и мной и дать мне благодать здоровья!» И вот, молилась она долго, пребывая в слезах, и видит в экстазе блаженного Доминика, идущего с братьями, поднимающего покрывало, какое было перед ее кроватью и говорящего ей: «Почему же хочешь ты так выздороветь!?» «Господин - отвечает она - для того, чтобы лучше можно было служить Богу!» Тогда святой Доминик вынул из своего капюшона мазь с удивительным запахом и помазал той мазью ногу, и та тотчас же была вылечена. Затем он говорит ей: «Эта мазь драгоценна, приятна и сложна по составу!» Так как та женщина просила его объяснить смысл этих слов, он ответил: «Эта мазь есть знак любви, которая является драгоценной, потому что не может быть куплена на деньги и потому что все дары Божьи не могут быть предпочтительнее любви. Она является приятной, ибо ничего более приятного нет, чем милосердие. Она является сложной по составу, поэтому она портится быстро, если мы тщательно не храним её!» Той же ночью Доминик явился её сестре, которая спала в спальной и говорит ей: «Я вылечил твою сестру!» Та прибежала и обнаружила свою сестру вылеченной. Ну, вот, так как Мария понимала, что она получила действительно мазь, она нанесла её на шёлковую ткань. Когда же она рассказала все аббатисе, исповеднику и сёстрам, и когда показала мазь, которая была на шёлке, на неё пахнул такой удивительный запах и такой новый для неё, что те не могли его сравнить ни с каким другим запахом и
сохраняли ту мазь с великой тщательность. Чтобы засвидетельствовать, насколько ей приятно место, где пребывает блаженное тело святого Доминика и его удовлетворяет среди тысяч тот выбор, Бог сотворил чудо. Магистр Александр, епископ Вандома, передаёт в «Рассуждениях» на стих: «Милость и истина встретятся...» (Пс. 84), что некий студент из Болоньи, отдавшись суете века, имел такое видение: «Казалось ему, что он на огромном поле и невероятная буря надвигается на него. Он бросился бежать, чтобы избегнуть её и прибежал к дому, который был закрыт. Он постучал в дверь, чтобы ему открыли. Человек, который был в доме, ему отвечает: «Я - Благочестие. Здесь я живу и этот дом для меня! Итак, поскольку ты не был благочестив, ты не можешь здесь жить!» Услышав эти слова, тот в печали удалился и видит вдали другой дом и идёт туда и стучит, и просит, чтобы его приняли. Но женщина, которая пребывает там внутри, ему отвечает: «Я - Истина, здесь я живу и этот дом для меня, и я не дам тебе гостеприимство, потому что ты в истине не постоянен и не любишь её!» Тогда тот удаляется и видит третий дом ещё дальше. Когда он приходит и молит, как прежде, чтобы его приняли и укрыли от бури. Хозяйка, которая была внутри, отвечает ему: «Я - Мир и обитаю здесь! Нет же мира для грешников, но для людей доброй воли. Однако, так как мои мысли являются мыслями мира, а не печали, я дам тебе спасительный совет. Дальше живёт моя сестра, она всегда заботиться о несчастных. Иди к ней и сделай, что она скажет тебе!» Когда тот пришёл туда, та женщина, что была внутри, ему отвечает: «Я - Милосердие. Это -мой дом. Если ты хочешь получить укрытие от бури, которая тебе угрожает, иди в дом, где обитают Братья проповедники, и ты узришь там ясли покаяния, сено учения, осла простоты и быка скромности. Мария освятит тебя, Иосиф поговорит, и младенец Иисус спасёт тебя!» Пробудившись, студент идёт в дом Братьев проповедников и рассказывает о видении, затем просит и получает одеяние Ордена.