Научная статья на тему 'О СУЩНОСТИ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ"'

О СУЩНОСТИ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECONOMY INTELLECTUALIZATION / KNOWLEDGE ECONOMY / LABOR INTELLECTUALIZATION / ECONOMIC GROWTH / HUMAN CAPITAL / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авилкина С.В., Сухарева М.А.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в большинстве современных научных работ интеллектуализация экономики рассматривается как аксиома, на фоне которой проходят социально-экономические трансформации в современном обществе. Однако процесс интеллектуализации нуждается в отдельном предметном исследовании как самостоятельное явление. Целью статьи является выявление сущности интеллектуализации экономики, что позволит внести вклад в изучение процессов генерирования знаний и их воплощения в материальных и нематериальных формах. Применяется анализ существующих трактовок понятия «интеллектуализации экономики», анализ динамики статистических данных об уровнях образования населения с 1959 по 2015 годы. В результате проведенного исследования систематизированы подходы к определению понятия «интеллектуализации экономики», выявлены ключевые элементы исследуемого понятия и предложено определение исследуемого понятия. Материалы статьи могут быть полезными исследователям проблем экономики, основанной на знаниях; руководителям предприятий и органов государственного управления при осуществлении стратегического планирования интеллектуализации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авилкина С.В., Сухарева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ESSENCE OF THE APPROACHES TO THE DEFINITION OF"INTELLECTUALIZATION OF THE ECONOMY"

The relevance of the studied problem is caused by the fact that in the majority of modern scientific works intellectualization of economy is considered as an axiom against the background of which there take place social and economic transformations in modern society. However process of intellectualization needs a separate subject research as the independent phenomenon.The purpose of article is identification of trends and an entity of intellectualization of economy that will allow to make a contribution to studying of processes of generation of knowledge and their embodiment in material and non-material forms.An analysis of the existing interpretations of the concept of “intellectualization of the economy”, an analysis of the dynamics of statistical data on educational levels of the population from 1959 to 2015 is used.The analysis of the existing treatments allowed to divide them into approaches, to reveal key elements of definitions of “intellectualization of economy” and to develop the definition suitable for use in the economic theory.Materials of article can be useful to researchers of problems of the economy based on knowledge; to heads of the enterprises and bodies of the strategic planning of intellectualization of economy, state at implementation.

Текст научной работы на тему «О СУЩНОСТИ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ"»

Интеллект. Инновации. Инвестиции /Intelligence. Innovations. Investment • № 2, 2019

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330.101 DOI: 10.25198/2077-7175-2019-2-20

О СУЩНОСТИ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ»

С.В. Авилкина

Рязанский государственный радиотехнический университет, Рязань, Россия e-mail: avilkina.s.v@rsreu.ru

М.А. Сухарева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия e-mail: suharevama@spa.msu.ru

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в большинстве современных научных работ интеллектуализация экономики рассматривается как аксиома, на фоне которой проходят социально-экономические трансформации в современном обществе. Однако процесс интеллектуализации нуждается в отдельном предметном исследовании как самостоятельное явление.

Целью статьи является выявление сущности интеллектуализации экономики, что позволит внести вклад в изучение процессов генерирования знаний и их воплощения в материальных и нематериальных формах.

Применяется анализ существующих трактовок понятия «интеллектуализации экономики», анализ динамики статистических данных об уровнях образования населения с 1959 по 2015 годы.

В результате проведенного исследования систематизированы подходы к определению понятия «интеллектуализации экономики», выявлены ключевые элементы исследуемого понятия и предложено определение исследуемого понятия.

Материалы статьи могут быть полезными исследователям проблем экономики, основанной на знаниях; руководителям предприятий и органов государственного управления при осуществлении стратегического планирования интеллектуализации экономики.

Ключевые слова: интеллектуализация экономики, экономика знаний, интеллектуализация труда, экономический рост, человеческий капитал, профессиональное образование.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Рязанской области в рамках научного проекта № 18-410-620002.

Для цитирования: Авилкина С.В., Сухарева М.А. О сущности подходов к определению понятия «интеллектуализация экономики» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2019. - № 2. - С. 20-29.

ON THE ESSENCE OF THE APPROACHES TO THE DEFINITION OF «INTELLECTUALIZATION OF THE ECONOMY»

S.V. Avilkina

Ryazan State Radio Engineering University, Ryazan, Russia e-mail: avilkina.s.v@rsreu.ru

M.A. Sukhareva

Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia e-mail: suharevama@spa.msu.ru

Abstract. The relevance of the studied problem is caused by the fact that in the majority of modern scientific works intellectualization of economy is considered as an axiom against the background of which there take place social and economic transformations in modern society. However process of intellectualization needs a separate subject research as the independent phenomenon.

The purpose of article is identification of trends and an entity of intellectualization of economy that will allow to make a contribution to studying of processes of generation of knowledge and their embodiment in material and non-material forms.

An analysis of the existing interpretations of the concept of "intellectualization of the economy", an analysis of the dynamics of statistical data on educational levels of the population from 1959 to 2015 is used.

The analysis of the existing treatments allowed to divide them into approaches, to reveal key elements of definitions of "intellectualization of economy" and to develop the definition suitable for use in the economic theory.

Materials of article can be useful to researchers of problems of the economy based on knowledge; to heads of the enterprises and bodies of the strategic planning of intellectualization of economy, state at implementation.

Keywords: economy intellectualization, knowledge economy, labor intellectualization, economic growth, human capital, professional education.

Acknowledgements: The reported research was funded by Russian Foundation for Basic Research and the government of the Ryazan region of the Russian Federation, grant No. 18-410-620002.

Cite as: Avilkina, S.V, Sukhareva, M.A. (2019) [On the essence of the approaches to the definition of "intellectualization of the economy"]. Intellekt. Innovatsi. Investitsii [Intellect. Innovation. Investments]. Vol. 2, p 20-29.

Введение

Начиная с XVIII века, радикальные общественные трансформации все чаще становились результатами не социально-культурной эволюции, а научно-технологической революции. С начала ХХ века эта тенденция только усиливается. Технологические изменения, в основе которых лежит интеграция научной, производственной и образовательной компонент, сделали знания и человеческий капитал ключевыми факторами производства в современной экономике. Так, по мнению Дж. Ходжсона, в XXI веке «главным критерием социально-экономической мощности государства становятся общие для всех возможности приобретать, применять и развивать знания» [21].

Динамика интеллектуализации человеческих ресурсов

Формальным социальным институтом приобретения знаний является система образования,

и, в частности, система профессионального образования, которая в последние десятилетия становится для большинства граждан РФ завершающим этапом их образовательной траектории [1].

С этой точки зрения, информативным будет ретроспективный анализ количества человек, получивших тот или иной уровень образования. Если в 1979 году только треть населения страны имело высшее, среднее или начальное профессиональное образование (361 человек из 1000 человек населения в возрасте от 15 лет имели уровни образования, входящие в систему профессионального образования), то в 2010 году этот показатель составил уже 629 чел./1000 чел. (таблица 1), что свидетельствует о том, что более половины жителей РФ в возрасте от 15 лет имели уровень образования выше среднего (полного) общего образования. В последующие годы сохранилась тенденция роста показателя, и в 2015 году он составил 774 чел./1000 чел.

Таблица 1. Уровень образования населения в возрасте 15 лет и более

Годы На 1000 человек соответствующего возраста имеют образование

высшее профессиональное неполное высшее профессиональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) бщее основное общее начальное общее

1959 27 12 58 нет данных 63 234 306

1970 50 15 83 нет данных 123 284 241

1979 77 17 127 140 204 272 185

1989 113 17 192 130 179 175 129

2002 160 31 271 127 175 138 77

2010 228 44 303 54 177 107 52

2015 304 21 347 102 168 52 4

Источники:

- данные 1959-2010 г.г.: Российский статистический ежегодник - 2010 г./ Федеральная служба государственной статистики;

- данные 2015 года: Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник - М.: НИУ ВШЭ, 2018.

Особенно серьезные количественные изменения ют высшее профессиональное образование» (ри-

численности произошли в сфере высшего образова- сунок 1), он увеличился с 77 чел./1000 чел. в 1977

ния: существенным образом изменился показатель году до 304 чел./1000 чел. в 2015 году (в 3,95 раза). «на 1000 человек соответствующего возраста име-

Рисунок 1. Динамика доли населения в возрасте 15 лет и более, имеющих высшее образование (Источники: данные 1959-2010 г.г.: Российский статистический ежегодник - 2010 г./ Федеральная служба государственной статистики; данные 2015 года: Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник -М.: НИУ ВШЭ, 2018. Примечание: составлено авторами)

Данные об уровне образования населения страны в 1959-2015 годах количественно характеризуют качественные изменения человеческого капитала страны, свидетельствуют о значительных темпах интеллектуализации человеческих ресурсов, интегрируемых в экономику. Описываемые тенденции приводят к значительной интеллектуализации экономики, таким образом, делая ее одним из ключевых объектов исследований.

Однако в большинстве современных научных работ, посвященных исследованию закономерностей и тенденций перехода к экономике знаний или новому технологическому укладу, интеллектуализация экономики рассматривается как аксиома, на фоне которой проходят социально-экономические трансформации в современном обществе. И только в некоторых работах авторы исследуют процесс интеллектуализации как самостоятельное явление, нуждающееся в отдельном предметном исследовании. Выявление сущности интеллектуализации экономики призвано внести вклад в изучение процессов генерирования знаний и их воплощения в материальных и нематериальных формах.

Систематизация подходов к определению

понятия «интеллектуализация экономики»

В настоящее время не выработано единой позиции в подходах к определению понятия «интел-

лектуализации экономики». В ряде исследований интеллектуализация рассматривается как процесс, в котором ключевую роль играет человек. С одной стороны, антропоцентрический характер детерминирования процесса интеллектуализации в некоторых работах привязывает его к нравственной составляющей индивида: «интеллектуализация современной экономики - это объективно-императивный процесс формирования и развития высоконравственных основ хозяйственной деятельности» [2]. Такая трактовка особенно актуальна в связи с тенденцией гуманизации экономики и стремления современных государств достичь устойчивого развития, которое выражено в развитии человеческого потенциала, направленного на производство необходимых материальных благ при сохранении экологии и повышении качества жизни человека [5]. При таком подходе к пониманию интеллектуализации одной из задач экономики становится не только обеспечение условий жизни, но и развитие самого человека, а также воспроизводство жизненных неэкономических ценностей [4]. Иными словами, интеллектуализация экономики представляет собой процесс придания ценностно-смысловой нагрузки экономическим отношениями, где интеллект и нравственность выдвигаются на передний план (таблица 2).

С другой стороны, антропоцентрический подход выражается в установлении нового места чело-

века в экономике. Происходит это вследствие приобретения знаниями ключевой роли в современной экономике. Знания неотделимы от своего носителя, человека, и являются продуктом его когнитивной деятельности. Поэтому интеллектуализация затрагивает личностные характеристики посредством развития индивида и его ментальных навыков в процессе непрерывного образования с целью генерирования новых знаний [20]. В результате, накопление знаний становится источником формирования человеческого капитала, интеллектуализация которого является новым направлением развития современной экономики [11].

Теория человеческого капитала была выдвинута экономистом Т. Шульцем, который полагал, что «любой актив - физический или человеческий - является капиталом, так как он обладает способностью генерировать поток будущих доходов» [28]. В свою очередь, Г. Беккер в своем исследовании «Человеческий капитал» (1964) сформулировал определение, в соответствии с которым человеческий капитал - это приобретенные человеком знания, навыки, опыт, сформированные «за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиски информации о ценах и доходах» [23].

В настоящий момент, помимо указания на совокупность приобретенных знаний и навыков за счет инвестиций, в определении категории «человеческий капитал» вводится такой элемент, как его вклад непосредственно в развитие человека, экономики или общества, имеющий инвестиционный характер. Например, в отчете Всемирного экономического форума по рейтингу стран мира по уровню развития человеческого капитала под этим понятием понимаются знания и навыки, которые позволяют индивиду создавать ценность в глобальной экономической системе [29]. Более того, человеческий капитал - это «знания, умения и установки, позволяющие человеку создавать доход и другие полезные эффекты, превосходящие первоначальные инвестиции и текущие затраты, для себя, работодателя и для общества в целом» [2]. То есть в развитии теории человеческого капитала всё большую роль начинает играть его капитализация и продуцирование положительных экстерналий в экономику и общество за счет генерирования новых знаний, тем самым возвращая исследователей обратно к анализу процессов интеллектуализации.

Другим направлением трактования понятия «интеллектуализация экономики» является осуществление исследований в этой области с позиции преобразования интеллектуального труда в материальную форму (Таблица 2). В этой связи интеллектуализация экономики представляет собой усиление процесса «материализации» интеллектуального

труда в объектах интеллектуальной собственности [15]. «Материализация» описываемых процессов заключается в создании и внедрении инновационных и информационных продуктов и технологий в экономику [12]. Иными словами, процессы интеллектуализации проявляются в возрастании удельного веса работников, занятых в сфере интеллектуального труда, которые генерируют и воплощают новые знания в технологических, организационных, продуктовых и управленческих инновациях [18]. Рассмотрение интеллектуализации только с позиции «материализации» знаний в продукт является недостаточным, так как представляет собой описание только одного аспекта этого явления.

Интеллектуализация также сравнивается с процессом обогащения знаниями труда и увеличения доли интеллектуальной составляющей в деятельности индивида (Таблица 2) [16]. При этом не стоит забывать, что одной из основных тенденций современной экономики является возрастание доли нематериального производства в структуре ВВП за счет роста сферы услуг, информационного сектора и предприятий по генерированию новых знаний. Увеличивается численность людей, задействованных в сфере нематериального производства, что ведет к опережающим темпам развития нематери-ализованной продукции над материализованной. Однако противопоставление интеллектуального или умственного труда физическому, в соответствии с которым интеллектуализация экономики - это состояние доминирования умственного труда в экономической деятельности в результате вытеснения форм физического труда из экономики за счет его механизации и автоматизации [3], также нельзя считать достаточным для описания современных экономических процессов.

Процесс интеллектуализации экономики можно представить как преобразование информации и знаний как в экономический ресурс, так и экономическое благо (таблица 2) [14]. Превращение знаний в экономический ресурс в процессе интеллектуализации приводит к увеличению доли наукоемкого производства. В широком смысле, интеллектуализацию сравнивают с совокупностью процессов применения интеллектуального и инновационного капитала [20]. Знания, а впоследствии инновации и наукоемкие технологии, становятся ключевым фактором производства, позволяющим получать интеллектуальную ренту и обеспечивающим экономический рост за счет увеличения добавленной стоимости. При этом, когда говорят о возрастающей значимости знаний в экономике, речь идет о потенциальных возможностях, которые могут быть реализованы людьми, обладающими нужным уровнем знаний. Поэтому знания начинают приравниваться к экономическому благу, которое призвано удовлетворить потребности людей в развитии.

Таблица 2. Подходы к определению понятия «интеллектуализация экономики»

Подходы Определение

Антопроцентрический подход: 1. процесс придания ценностно-смысловой нагрузки экономическим отношениями, где интеллект и нравственность выдвигаются на передний план. 2. процесс накопления знаний, который становится источником формирования человеческого капитала Интеллектуализация современной экономики - это объективно-императивный процесс формирования и развития высоконравственных основ хозяйственной деятельности. [2] Главным направлением формирования новой интеллектуальной экономики становится формирование человеческого капитала, его интеллектуализация, наличие компонента знаний и креативности в его деятельности [8].

Преобразование интеллектуального труда в материальную форму Сущность интеллектуального труда заключается в том, что его результаты находят объективную форму выражения, «материализуются» в объектах интеллектуальной собственности [15]. Интеллектуализация экономики проявляется в повышении удельного веса занятых интеллектуальным трудом, возрастании его значения в развитии общества, росте доли новых знаний, воплощаемых в технологических, организационных, продуктовых и управленческих инновациях [18].

Преобразование информации и знаний как в экономический ресурс, так и в экономическое благо Интеллектуализация современной экономики - это превращение информации и, главное, знаний, с одной стороны, в экономический ресурс, имеющий первостепенное значение для формирования благосостояния, а с другой стороны, в экономическое благо, удовлетворение потребности в котором способствует развитию человека, коллектива и общества [14].

Процесс обогащения труда знаниями и увеличение доли интеллектуальной составляющей в деятельности индивида Интеллектуализация труда - это процесс, постоянно обогащающийся знаниями и находящийся в динамическом состоянии, основными факторами его развития является образование, готовность его повышения, генетические способности и учет опыта предшествующих поколений; это увеличение доли интеллектуального труда в деятельности человека [16].

В общем виде интеллектуализация экономики рассматривается как процесс развития наукоемких начал в экономической действительности [6], осуществляемый посредством проведения научных исследований и реализации прикладных разработок [17], а также постоянной генерации новых знаний [20].

Следствием процессов интеллектуализации становится трансформация экономики, где:

- нематериальные товары - информация и услуги - имеют более высокую рыночную стоимость, чем материальные товары и это обуславливает значительный рост сферы услуг по сравнению с реальным сектором [8];

- знания и инновации становятся основным источником приращения добавленной стоимости;

- меняется характер и форма труда, появляются диверсификация, фрагментация и индивидуализация труда [4];

- возрастают расходы на образование и на здравоохранение [1];

- идет демассификация производства с учетом индивидуального спроса и включения культурно-ценностной составляющей [4];

- формируется новая система ценностей общества [10].

Помимо этого, интеллектуализация экономики становится индикатором качества и императивом экономического роста [9], отвечающим за уровень

наукоемкости общественного производства. Как следствие, человеческий капитал как базовый неотъемлемый источник интеллектуализации экономики начинает фигурировать в различных моделях экономического роста.

Так, первый ряд исследований, рассматривающих экономический рост как следствие влияния на экономику эндогенных факторов (П. Ромером [27], С. Ребело [26], выводят на первый план способность человеческого капитала создавать и распространять инновации, которые оказывают значительное влияние на экономический рост. То есть экономический рост и уровень производства находятся в пропорциональной зависимости от количества идей и изобретений, которые генерируются человеческим капиталом. В этом случае интеллектуализация экономики значительным образом связана с генерированием новаций, их внедрением и дальнейшим распространением.

Другая часть исследователей (Р. Лукаса [24], Г. Мэнкью [25] и его коллеги) рассматривает человеческий капитал как стандартный фактор производства, а в понятие «экономический рост» закладывает, в том числе, и темпы накопления человеческого капитала. Например, в модели Узавы-Лукаса экономический рост представляет собой результат накопленного персонифицированного человеческого капитала, который определяется как «знания, навыки, умения и способности, воплощенные в людях

Интеллектуализация экономики

человек • интеллект чолоиоже итановжтии опо основным жонвуинтным преимуществом • растет объем дненжв индивида

знания • возрастает роль пижжладныа дненжв • днанжи становитси экономическим Олапом • днанжи становитси источником тоанолопжчосвжа, 1_оипанждаржонныа, продуктовый ж уnиавленчеижжа жнноваржв

труд • снжжонжо долж фжджчеижопо труда • рост аиождводжтольностж труда • уволжчонжо долж услуг, в том чжсло с жсаольдованжом ИКТ

инвестиции • возрастает объем жнвестжржв жнджвжда в фоимжиованже лжчнопо жнтеллекта • возрастают жнвестжржж пиедпижнжмателев в НИОКР ж в оОучонжо • водиастает объем поиидаииуионныа жнвестжржж в науку ж оРиадованжо

структура занятости • в структуре данитыа иастот удельный вес иаОотнжков с высшжм оРиадованжом • растет удельный вес раРочжа мост с жнуолложуиальным трудом

информация • рост объемов жнфоимаржж, нооРаоджмов дли выполненжи тиудовыа функржв • становжтси объектом тоиповлж ж конкиионржж

экономи ческие ресурсы • днанжи становитси акономжчоскжм иосуисом • рост удольнов долж жнтеллектуальнов соРствонносуж в иосурсаа аиодаижитжв

экономи ческий рост • дотоимжнжиован томаамж накоалонжи чоловочоскопо каажтала • оРоиаочжиаоуии арж аоиоаодо на новый тоанолопжчоскжВ уклад идиом котоиопо ивлиютси высокотоанолопжчныо отиаслж

Рисунок 2. Направление трансформаций социально-экономических категорий при интеллектуализации экономики(Примечание: составлено авторами).

и позволяющие им создавать личное, социальное и экономическое благосостояние» [7]. Рост экономики происходит за счет аккумулирования знаний, способностей, навыков и поддерживается посредством инвестиций в человеческий капитал.

Кроме того, во многих исследованиях интел-лектуаоиеация эяономики выступает кхпжчевым фактором при переходе к экономике знаний. Экономика знаний представляет собой тип современной экономической системы, в основе которой лежат знания и человеческий капитал как их первоисточник и носитель креативности. В результате, ее модель базируется на определенной институциональной структуре, включающей приоритетное отношение к интеллектуальной собственности, креативному труду, наукоемкому производству,

непрерывному образованию и росту потребностей в самореализации [19]. Процессы интеллектуализации обеспечивают признание в экономике зиоуиИ пертостепеннов роливненийудвтВУ гими факторами производства и ключевым элементом в создании экономических ценностей. Более того, можзесказать, что пвтутисы тнтеллеипуализации являются ключевым фактором экономики знаний, обеспечивающим ее основными своими признаками, так как она основывается на создании, распространении и применении знаний и информации. Актуальными являются вопросы реализации парадигмы устойчивого развития экономических систем на основе использования интеллектуальных ресурсов общества и их превращения в интеллектуальный капитал [13].

Тем не менее, интеллектуализация экономики и экономика знаний не являются синонимами и вза-имозаменяющимися понятиями: экономика знаний - это тип современной экономической системы, интеллектуализация экономики; - это процесс приобретения экономикой новых качеств [8].

Интегрированный подход к определению

понятия «интеллектуализация экономики»

В результате проведенного анализа, обобщения сущностных категорий понятия «интеллектуализация экономики» выявлена многоаспектность исследуемого понятия (рисунок 2). Различные социально-экономические категории трансформируются в ходе эволюции экономического развития и совокупность их изменений может характеризовать степень интеллектуализации как в целом мировой экономики, экономики страны, региона, предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеллектуализация экономики является обобщающей характеристикой одного из направлений мирового экономического развития, в основе которого - переход на новый технологический уклад ядром которого являются высокотехнологичные отрасли (биотехнологии, наноэлектроника, космическая техника, тонкая химия).

Таким образом, интеллектуализацию экономики следует описать как совокупность большого количества трансформаций различных экономических процессов и объектов, происходящих в следствии перехода к экономике, основанной на знаниях.

С нашей точки зрения, целесообразно использование интегрированного подхода к определению этого понятия, что дает возможность сформулировать следующее определение: «интеллектуализация экономики - это процесс обогащения труда знаниями и увеличение доли интеллектуальной со-

ставляющей в деятельности индивида и человеческого капитала в целом посредством генерирования и накопления знаний и развития наукоемких начал в экономической деятельности».

Заключение

Проведение анализа динамики статистических данных об уровнях образования населения с 1959 по 2015 годы, позволяющего количественно охарактеризовать качественные изменения человеческого капитала страны, подтвердило значительные темпы интеллектуализации человеческих ресурсов и необходимость исследования процессов интеллектуализации в экономике.

Отсутствие в большинстве современных научных работ определения сущности интеллектуализации экономики как самостоятельного явления и неполнота описания в других работах побудили авторов к анализу существующих подходов к детерминированию этого понятия и выработке более комплексного в данной статье.

Было выявлено, что в экономическом поле интеллектуализация экономики рассматривается как процесс использования человеческого, инновационного и интеллектуального капиталов, выражающийся в интенсивном использовании знаний в экономической деятельности с целью увеличения добавленной стоимости продукта в современной экономике.

Предложенный интегрированный подход к определению понятия «интеллектуализация экономики» основан на выделении социально-экономических категорий трансформирующихся при интеллектуализации экономики. Данный подход может стать основой для разработки методологии исследования процессов формирования экономики, основанной на знаниях.

Литература

1. Авилкина С. В., Леонтьева Л. С. Система высшего образования как ресурс развития предпринимательской среды // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 3. - С. 427-438.

2. Воронин В. Б. Развитие институциональных условий стратегического управления предприятием в информационной экономике: дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05 / Воронин Вадим Борисович. - Москва, 2006. - 179 с.

3. Вуйменков С. А. Институциональные формы эволюции экономики знаний: дис... кандидата экономических наук: 08.00.01 / С. А. Вуйменков. - Волгоград, 2010. - 168 с.

4. Зарипова Д. А. Интеллектуализация экономики как объективный процесс развития городской агломерации // ТДР. - 2011. - № 9. - С. 187-188.

5. Интеллектуализация хозяйственной деятельности [Электронный ресурс] / Экономический портал. - Режим доступа: http://institutiones.com/general/189-2008-06-17-09-41-39.html (дата обращения: 25.10.2018).

6. Интеллектуальная экономика - технологические вызовы XXI века. Издание второе / С. Ю. Глазьев, А. Е. Арменский, Е. А. Наумов / Под ред. О. Сабдена. ЭКОНОМИКА: Избранные труды. - Алматы: ИЭ КН МОН РК. - 2011. - 320 с.

7. Капелюшников Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России? / Р. И. Капелюшников. - Москва: ВШЭ, 2012. - С. 72.

8. Касаткина В.В. Интеллектуализация экономики: теоретический анализ: дис. кандидата экономических наук: 08.00.01. Автореферат / В.В. Касаткина. - Москва, 2011. - С. 23

9. Киршин И.А. Качество современного экономического роста в условиях интеллектуализации экономики : автореф. дисс. ... д-ра экон. наук / И.А. Киршин. - Казань, 2009. - 44 с.

10. Киршин И.А., Титов А.В. Генезис интеллектуализации экономики: теоретическое обобщение / И.А. Киршин, А.В. Титов // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2012. - № 6. - С. 7-18.

11. Кудина М.В., Сухарева М.А. Социально-гуманитарное образование в экономике знаний / М.В. Кудина, М.А. Сухарева // Государственное управление. Электронный вестник. - 2017. - № 65. -С. 5-22.

12. Лебедев С.Н. Концептуальные проблемы экономики интеллектуального труда / С.Н. Лебедев // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2014. - № 3. - С. 108-120.

13. Леонтьева Л.С., Орлова Л.Н. Управление интеллектуальным капиталом. - М: Издательство Юрайт, 2016. - 295 с.

14. Некоторые аспекты интеллектуализации российской экономики / под ред. О.С. Штурминой. - Ульяновск: УлГТУ, 2014. - 154 с.

15. Нестерова О.А. Интеллектуальный потенциал инновационной экономики // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 324. - С. 296-298.

16. Новожилова Н.В. Интеллектуализация труда в системе производственных отношений : Дис.... канд. экон. наук : 08.00.01 / Н.В. Новожилова. - Чебоксары, 2002. - 162 с.

17. Сафиуллин А.Р. Intellectualization of the modern economy: the clusters approach / А.Р. Сафиуллина // Экономика и экологический менеджмент. - 2012. - № 1. - С. 1-7.

18. Титов А.В. Интеллектуализация факторов производства в условиях становления экономики знаний: дис. ...канд. экон. наук: 08.00.01. Автореферат. / А.В. Титов. - Казань, 2013. - 26 с.

19. Фурин А.Г., Зайганова А.А. Рынок образовательных услуг в экономике знаний: монография / А.Г. Фурин, А.А. Зайганова - М.: Издательство «Перо», 2014. - 160 с.

20. Хадькова Л.Т. Проблема интеллектуализации в экономике / Хадькова Лилия Тагировна // Экономические науки. - 2017. - № 5 (150). - С. 11-13.

21. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности / Дж. Ходжсон // Вопросы экономики. - 2001. - № 8. - С. 32-45.

22. Экспертный доклад «12 решений для нового образования» / Центр стратегических разработок, Высшая школа экономики. - Москва, 2018. - 106 с.

23. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education / Gary S. Becker. - Chicago and London: The University of Chicago Press, 1993. - 390 р.

24. Lucas R. On the mechanics of economic development / R. Lucas // Journal of Monetary Economics. -1988. - Vol. 22. - № 1. - pp. 3-42.

25. Mankiw G., Romer D., Weil D. (1992). A contribution to the empirics of economic growth / Mankiw G., Romer D., Weil D. // Quarterly Journal of Economics. - 1992. - Vol. 107. - № 2. - pp. 407-437.

26. Rebelo S. LongRun Policy Analysis and LongRun Growth / Rebelo S. // Journal of Political Eco№my. -1991. - № 99 (3). - pp. 500- 521.

27. Romer P. Endogenous Technological Change» / P/ Romer // Journal of Political Economy. - 1990. -Pt. 2. - № 99 (5). - pp. S71-Sl02.

28. Schulz T. W. Human Resources (Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities) / Theodore W. Schultz. - New York: National Bureau of Economic Research, 1972. - p. 83

29. The Global Human Capital Report 2017. Preparing people for the future of work. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://weforum.ent.box.com/s/dari4dktg4jt2g9xo2o5pksjpatvawdb (дата обращения: 10.12.2018).

References

1. Avilkina, S.V, Leontyeva, L.C. (2017) [Higher education system as resource of development of the enterprise environment]. Rossiyskoyepredprinimatel'stvo [Russian business]. Volume 18. No. 3, pp. 427-438. (In Russ.)

2. Voronin, VB. (2006) Razvitiye institutsional'nykh usloviy strategicheskogo upravleniya predpriyatiyem v informatsionnoy ekonomike. Kand. Diss. [The development of the institutional conditions of strategic enterprise management in the information economy. Cand. Diss.]: Moscow, 179 p.

3. Vuymenkov, S.A. (2010) Institutsional'nyye formy evolyutsii ekonomiki znaniy.Kand.Dis. [Institutional Forms of the Evolution of the Knowledge Economy. Сand.Diss.]: Volgograd, 168 p.

4. Zaripova, D.A. (2011) Intellectualization of the economy as an objective process of development of urban agglomeration. TDR. Vol. 9, pp. 187-188. (In Russ.)

5. Intellektualizatsiya khozyaystvennoy deyatel'nosti [Intellectualization of economic activities]. Available at: http://institutiones.com/general/189-2008-06-17-09-41-39.html (accessed: 10.25.2018). (In Russ.)

6. Glazyev, S.Yu., Armensky, A.E., Naumov, E.A. (2011) Intellektual'naya ekonomika - tekhnologicheskiye vyzovy XXI veka. Izdaniye vtoroye [Intellectual economy - technological challenges of the XXI century. Second Edition]. Almaty: IE KN MES RK, 320 p.

7. Kapelyushnikov, R.I. (2012) Skol'ko stoit chelovecheskiy kapitalRossii? [How much is the human capital of Russia?]. Moscow: HSE, 72 p.

8. Kasatkina, VV (2011) Intellektualizatsiya ekonomiki: teoreticheskiy analiz. Kand. Diss. [Economy Intellectualization: Theoretical Analysis. Cand. Diss.]. Moscow, 23 p.

9. Kirshin, I.A. (2009) Kachestvo sovremennogo ekonomicheskogo rosta v usloviyakh intellektualizatsii ekonomiki. Kand.Diss. [The quality of modern economic growth in the context of the intellectualization of the economy. Cand.Diss.]. Kazan, 44 p.

10. Kirshin, I.A., Titov, A.V. (2012) [The genesis of the intellectualization of the economy: a theoretical synthesis]. Uchen.zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki [Scientific notesof Kazan un. Ser. Humanity. Science]. Vol. 6, pp. 7-18. (In Russ.)

11. Kudina, M.V., Sukharev, M.A. (2017) [Socio-humanitarian education in the knowledge economy]. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik [State administration. Electronic messenger]. Vol. 65, pp. 5-22. (In Russ.)

12. Lebedev, S.N. (2014) [Conceptual problems of the economy of intellectual labor]. VestnikRUDN. Seriya: Sotsiologiya [Bulletin of RUDN. Series:Sociology]. Vol. 3, pp.108-120. (In Russ.)

13. Leontyeva, L.S., Orlova, L.N. (2016) Upravleniye intellektual'nym kapitalom [Management of the intellectual capital]. Moscow: Yurayt publishing house: 61, 295 p.

14. Nekotoryye aspekty intellektualizatsii rossiyskoy ekonomiki [Some aspects of the intellectualization of the Russian economy] (2014) ed. O.S. Shturmina. Ulyanovsk: UlSTU, 154 p.

15. Nesterova, O.A. (2009) [Intellectual potential ofinnovative economy]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Bulletin]. Vol. 324, pp. 296-298. (In Russ.)

16. Novozhilova, N.V. (2002) Intellektualizatsiya truda v sisteme proizvodstvennykh otnosheniy. Kand.Diss. [Intellectualization of Labor in the System of Production Relations. Cand.Diss.]. Cheboksary, 162 p.

17. Safiullin, A.R. (2012) [Intellectualization of the modern economy: the clusters approach]. Ekonomika I ekologicheskiy menedzhment [Economy and environmental management]. Vol. 1, pp. 1-7. (In Russ.)

18. Titov, A.V (2013) Intellektualizatsiyafaktorovproizvodstva v usloviyakh stanovleniya ekonomiki znaniy. Kand.Diss. [Intellectualization of factors of production in the development of the knowledge economy. Cand. Diss.]. Kazan, 26 p.

19. Furin, A.G., Zaiganova, A.A. (2014) Rynok obrazovatel'nykh uslug v ekonomike znaniy [The market of educational services in the knowledge economy]. Moscow: Pero Publishing House, 160 p.

20. Khadkova, L.T. (2017) [The problem of intellectualization in the economy]. Ekonomicheskiye nauki [Economic Sciences]. Vol. 5 (150), pp. 11-13.(In Russ.)

21. Hodgson, J. (2001) [The socio-economic implications of the progress of knowledge and increasing complexity]. Voprosy ekonomiki [Questions of Economy]. Vol. 8, pp. 32-45. (In Russ.)

22. Expert report «12 solutions for new education». Center for Strategic Research, Higher School of Economics. Moscow, 2018, 106 p.

23. Becker, G.S. Human Capital. (1993) Chicago and London: The University of Chicago Press, 390 p.

24. Lucas, R. (1988) On the mechanics of economic development. Journal of Monetary Economics. Vol. 22-No. 1, pp. 3-42.

25. Mankiw G., Romer D., Weil D. (1992) The Quarterly Journal of Economics. Vol. 107. No. 2, pp. 407-437.

26. Rebelo, S. (1991) Long Run Policy Analysis and Long Run. Journal of Political Economy. Vol. 99 (3), pp. 500-521. (In Engl.)

27. Romer, P. (1990) Endogenous Technological Change. Journal of Political Economy. No. 99 (5), pp. 71-102. (In Engl.)

28. Schulz, T.W. (1972) Human Resources (Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities). New York: National Bureau of Economic Research, p. 83

29. The Global Human Capital Report 2017. Preparing people for the future of work. Available at: https:// weforum.ent.box.com/s/dari4dktg4jt2g9xo2o5pksjpatvawdb (accessed: 12/10/2018) (In Engl.)

Информация об авторах:

Светлана Викторовна Авилкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления, Рязанский государственный радиотехнический университет, Рязань, Россия

e-mail: avilkina.s.v@rsreu.ru

Мария Алексеевна Сухарева, стажер-исследователь, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия e-mail: suharevama@spa.msu.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2018; принята в печать 04.03.2019. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the author:

Svetlana Avilkina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of State, Municipal and Corporate Governance, Ryazan State Radio Engineering University, Ryazan, Russia e-mail: avilkina.s.v@rsreu.ru

Maria Alekseevna Sukhareva, intern researcher, Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia

e-mail: suharevama@spa.msu.ru

The paper was submitted: 20.12.2018 Accepted for publication: 04.03.2019. The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.