Научная статья на тему 'О сущности пенитенциарного правосознания'

О сущности пенитенциарного правосознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Борзенко Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сущности пенитенциарного правосознания»

О СУЩНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО

ПРАВОСОЗНАНИЯ

Ю.А. БОРЗЕНКО

В настоящий момент в России около 3,6 млн человек имеют в прошлом «опыт» отбывания наказания, 860 тыс. находятся в местах лишения свободы1 (в среднем 1 человек из тысячи), т.е. 3 человека из ста испытывали или испытывают на себе уголовно-ис-полнительную деятельность государства2. При этом происходит постоянная циркуляция лиц, отбывающих наказания. В результате в литературе все чаще встречаются высказывания о существовании специфической касты3, отличающейся особой субкультурой. Естественно, данная категория лиц обладает специфическими знаниями, взглядами, эмоциями и переживаниями, в том числе в отношении уголовно-исполнительной политики государства. Неоднократно отмечалась и особенность правосознания лиц, осуществляющих исполнение наказаний4. Сотни тысяч лиц, испытывавших на себе меры ответственности со стороны государства, их родственники, знакомые, друзья, наконец, «исполнители» государственной воли — все они, естественно, обладают особым восприятием пенитенциарной действительности. Представляется, что многовековая история тюремной системы позволяет говорить о наличии в обществе особой формы общественного правосознания — пенитенциарного правосознания.

Пенитенциарное правосознание в широком смысле — совокупность взглядов, убеждений, ценностей, ориентаций, правовых установок и чувств, выражающих отношение отдельных субъектов, групп и общества в целом к уго-ловно-исполнительному законодательству, деятельности органов ФСИН, собственному поведению лиц, а также осуществляемому процессу «исправления» лиц, совершивших преступления, и результативности данного процесса. В узком понимании пенитенциарное правосознание — совокупность взглядов, убеждений, ценностей, правовых установок и чувств к существующей и желаемой пенитенциарной действительности профессиональной группы лиц, объединяющей всех работников УИС.

Безусловно, пенитенциарное правосознание как специфическая форма общественно-

го сознания обладает особыми специфическими признаками, такими, как:

1) распространенность. Субъектами — носителями пенитенциарного правосознания являются все граждане независимо от уровня образования, правового статуса, социального и имущественного положения;

2) транспарентность (от англ. transparent — прозрачность). Данный признак характеризует правосознание как отрытую, прозрачную систему, воспринимающую любые политические, законодательные и исторческие изменения;

3) ретроспективностъ. Выражаясь словами Г.В. Плеханова, «будущее способен видеть тот, кто понял прошедшее»5. Правосознание — явление историческое, уходящее своими корнями в далекое прошлое и формирующееся в силу сложных исторических, культурных, воспитательных и других процессов;

4) перманентность. Правосознание формируется и существует не спонтанно, одномоментно, имея срок действия и исчезая в порядке применения, а основывается на длительном процессе восприятия явлений, их осмыслении и отражении в сознании, сохраняясь на протяжении всей жизни человека;

5) априорность. Пенитенциарное правосознание не требует практической доказанности, и обусловливается наличием теоретических знаний, общественного мнения, высказываний, зачастую даже слухов;

6) взаимообусловленность. Субъекты, претворяющие в жизнь уголовную и уголовно-ис-полнительную политику государства, тесным образом взаимодействуют со «спецконтингентом», а также гражданами, не обладающими достаточными познаниями в области исполнения наказания, таким образом, происходит процесс взаимовлияния, «перетекания» знаний, эмоций, чувств, настроений. Присутствует и обратный процесс, когда лица, отбывшие наказание, возвращаются в общество и высказывают свое мнение о пенитенциарной действительности.

Общепринято в структуре правового сознания выделять два элемента правового со-

знания — это правовая психология и правовая идеология6 (П.П. Баранов, C.B. Бошно, С.М. Кошелев, Н.О. Кузяков, A.B. Куликова и многие другие)7. Представляется, что пенитенциарное правосознание как специфическая форма общественного сознания структурно не отличается какими-либо особенностями и представлена также правовой идеологией и правовой психологией. Отличительной особенностью данных элементов в пенитенциарном правосознании будет только их узкое содержание, так как взгляды, знания, эмоции и другие составляющие структуры правосознания складываются относительно уголовно-исполнительной политики в государстве. Кроме того, согласимся с А.Р. Ратиновым, выделяющим в качестве элемента правосознания оценочные отношения8. Пенитенциарное правосознание, несомненно, образуют оценочные отношения субъектов к уголовно-исполнительному праву; к правовому поведению субъектов; к структуре и деятельности органов уголовно-исполнительной системы, наконец, к собственному поведению9.

Все чаще в правовой литературе можно встретить высказывания о деформации правового сознания (П.П. Баранов, В.Р. Петров, М.А. Шерменев)10. Не умаляя существующих точек зрения, отметим, что искаженное (деформированное) представление у субъектов складывается не в отношении права в целом, а в отношении отдельных его направлений или отраслей. В связи с этим с учетом взаимодействия основных элементов пенитенциарного правосознания целесообразно говорить о различных формах пенитенциарного правосознания. В частности, позитивное, негативное и комбинированное пенитенциарное правосознание.

Позитивная форма пенитенциарного правосознания структурно представлена правовой психологией в виде: правовых чувств, одобряющих юстицию; правовых настроений, отмечающих эффективность исполнения наказания; правовых представлений об уголовном и уголовно-исполнительном праве; правовых эмоций в форме положительного восприятия пенитенциарной политики государства, правовых навыков, определяющих законопослушное поведение субъекта; правовой интуиции, отражающей рациональное познание уголовно-исполнительной действительности, и правовой идеологии в виде систематизированного, научно обоснованного, теоретизи-

рованного отражения правовой действительности. Основой идеологии является госу-дарственно-правовая идеология, отражающая гуманизацию государства и общества и направленная на соблюдение прав и свобод человека.

Негативное пенитенциарное правосознание характеризуется негативным отношением к существующей уголовно-исполни-тельной политике государства, деятельности органов, исполняющих наказания, и отрицанием возможности исправления преступника после отбывания наказания. Негативное правосознание крайне опасно в силу следующих обстоятельств:

1) отрицательное отношение кдеятельно-сти органов УИС ведет к падению авторитета и престижа данных органов, что в конечном счете приводит к кадровой «голодовке» и нарушениям режима;

2) нигилизм в отношении уголовно-ис-полнительного законодательства подрывает авторитет государства и власти и приводит к общему снижению уровня правосознания и правовой культуры субъекта;

3) отрицание возможности исправления субъекта (преступника) обусловливает пренебрежительное отношение к закону (прежде всего, уголовно-исполнительному и уголовному) и может привести к рецидиву преступлений и возникновению преступлений со стороны должностных лиц уголовно-исполнитель-ной системы.

В структуре негативного правосознания следует отметить правовые чувства, выраженные недоверием к правовым установлениям, отрицательные правовые эмоции, отличающиеся негодованием по поводу назначения и исполнения наказания, отсутствием правовых навыков, а также отсутствием юридических знаний и умозаключений.

Комбинированная форма пенитенциарного правосознания характеризуется наличием позитивного и негативного отношения субъекта к пенитенциарной действительности с учетом конкретных фактов. Положительные эмоции могут проявляться в отношении усовершенствования уголовно-исполнительного законодательства (например, одобрение увеличения количества свиданий, посылок и передач). При этом могут иметь место и отрицательные эмоции и настроения, например, в отношении условий содержания осужденных или действий органов и сотрудников УИС.

Как правило, различные формы правосознания присущи отдельным группам субъектов. Например, исследования показывают, что негативное пенитенциарное правосознание четко выражено у лиц, отбывающих наказание, и у сотрудников УИС со стажем работы более 5 лет11. Позитивным пенитенциарным правосознанием обладают студенты и слушатели юридических факультетов и вузов. Комбинированное правосознание наблюдается улиц, не имеющих юридического образования, и у сотрудников УИС с небольшим (до 5 лет) стажем работы.

Представляется крайне важным формирование позитивного пенитенциарного правосознания и придания ему черт постоянности и устойчивости.

Если рассматривать пенитенциарное правосознание с позиции его значения, то функциями пенитенциарного правосознания, помимо общих, присущих правосознанию в целом и выделяемых большинством теоретиков (познавательная, оценочная, регулятивная)12, являются:

1) контрольная функция. Благодаря пенитенциарному правосознанию происходит внутренняя регламентация, а также регулирование поведения субъекта и результата его деятельности. Контролирование проявляется и в осуществлении мероприятий со стороны общества по получению информации о деятельности органов УИС13. Кроме того, как показывает практика, ничто так положительно не сказывается на осуществление органами и должностными лицами законных действий, как их открытость для общества14;

2) правотворческая функция. Поскольку пенитенциарное правосознание обладает представлениями о желаемой пенитенциарной политике (что будет доказано позднее), оно зачастую является «инициатором» правотворчества и активным «соратником» в правотворческом процессе. Несомненно, данная функция пенитенциарного правосознания проявляется прежде всего у субъектов законодательной инициативы, однако иные субъекты (например, сотрудники научно-исследовательских институтов, представители общественных организаций) также являются инициаторами в процессе подготовки нормативных актов;

3) идеологическая функция. Пенитенциарное правосознание отражает не только правовую действительность, но и настроения,

-

переживания общества и характеризует в целом уровень правовой культуры общества, из чего в дальнейшем складывается полноценное гражданское общество и правовое государство.

Как уже отмечалось, пенитенциарное правосознание может быть охарактеризовано как правосознание, присущее отдельной специфической группе лиц. По нашему мнению, существующие теоретические исследования необоснованно сужали группу носителей профессионального правосознания, включая в нее или только юристов (Н.Я. Соколов), или сотрудников, непосредственно осуществляющих процесс исполнения наказания (М А Шер-менев). Автором высказывается предположение, что к носителями профессионального правового сознания могут быть причислены все работники УИС: инспектора отделов режима, охраны, безопасности, оперуполномоченные, начальники отрядов, дежурные, инженеры, врачи, экономисты, бухгалтеры, педагоги. То есть профессиональное пенитенциарное правосознание рассматривается в широком смысле, как относящееся к работникам УИС не только как юристам, но и лицам с неюридическим образованием, выполняющим различные функции. Представляется, что профессиональное пенитенциарное правосознание характеризуется направленностью и конкретностью, нормативностью и системностью, реализуемостью, антропо-генностью и строгой ориентацией, а также должно определяться правовой подготовкой.

По мнению автора, пенитенциарное правосознание как профессиональное правосознание сотрудников УИС непосредственно связано с практической деятельностью, основывается на ней и попадает под влияние практики. Об этом свидетельствуют изменения уровня пенитенциарного правосознания с учетом стажа работы сотрудников.

Профессиональное пенитенциарное правосознание должно отвечать специальным требованиям, определяемым как на нормативном и теоретическом уровнях, так и вытекающим из общего анализа и характера правосознания. Это способность к изменению, устойчивая направленность на соблюдение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, высокая правовая подготовка, уважение к закону и органам государственной власти, уверенность в эффективности и необходимости своих действий, негативная

оценка нарушений законодательства любыми субъектами.

В заключение хотелось бы отметить, что вопросу пенитенциарного правосознания не было уделено до настоящего времени должного внимания. Вместе с тем пенитенциарное правосознание, являясь формой общественного правосознания, характеризует его состояние и уровень правовой культуры общества.

1 Численко Д. «Второе наказание» для бывших зэков // Крестьянская Русь. - 2008. - № 38 (940).

2 Численко Д. «Второе наказание» для бывших зэков // Крестьянская Русь. - 2008. - № 38 (940) .

3 Верт Н. История Советского государства. 1900— 1991.-М., 1992.-С. 312.

4 Шерменев М.А. Деформации профессионального правосознания сотрудников УИС: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Владимир, 2006.

5 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. - Т. 1. - М., 1956. - С. 537.

6 В. Иванов отмечал, что правосознание — это не только правовая психология и правовая идеология. Правосознание человека есть акт совести, проверяющей соответствие свободной воли человека, его деяний и помыслов законам нравственности, данным от Бога. Этот акт содержит многое: оценку справедливости деяний и мыслей; он вызывает страх и радость; порождает стыд, состояние дискомфорта; придает уверенность и силу; воодушевляет и парализует. (Иванов В. Вера—совесть—правосознание—государство // Право и жизнь. — 1994. — № 6. — С. 110).

7 Баранов П.П. Профессиональное правовое сознание работников органов внутренних дел (Теоретические проблемы): Учеб. пособие. — М., 1991; Бош-но C.B. Теория государства и права. — М., 2007. — С. 29; Кошелев С.М. Теория государства и права. — СПб., 2007. — С. 108; Кузяков Н.О. Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества: Автореф. дис. ... канд. соц. наук, 2004. — С. 9; Куликова А.В. Проблемы формирования правовой культуры населения России. Дис.... канд. социол. наук. — М., 2005. — С. 34.

8 Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. — М., 1981. — С. 201—214.

9 В развитие идей Н.О. Кузякова. См.: Кузяков Н.О. Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. — Тюмень, 2004.

10 Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел. — М., 1991; Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России (Проблемы теории и практики): Дис.... канд. юрид. наук. — М.: РГБ, 2002; Шерменев М.А. Деформации профессионального правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Владимир, 2006.

11 В целях диагностики пенитенциарного правосознания проводилось анкетирование среди сотрудников ФСИН России, студентов и слушателей вузов, а также лиц, отбывающих наказание. Было опрошено 699 человек. Исследования проводились на базе Кузнецкого металлургического колледжа Кемеровской области (г. Новокузнецк), ФГОУ ВПО «Кузбасский институт ФСИН России», НОУ «Институт открытого образования», Московского института экономики, статистики и информатики (Новокузнецкое представительство), исправительных учреждений: ФГУ ЛИУ 16, ФГУ ОУХДИК 12 Кемеровской области (пос. Абагур-Лесной),

12 См., например: Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. — М., 2006. — С. 618; ГоловистиковаА.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. — М., 2007. — С. 363; ПиголкинА. С. Теория государства и права. — М., 2007. — С. 548; Бошно C.B. Теория государства и права. — М., 2007.-С. 300.

13 См.: например: Доклад директора ФСИН России Ю.И. Калинина на заседании коллегии Минюста России 17 марта 2006 г. //Уголовно-исполнитель-ная система: право, экономика, управление. — 2006. - № 2.

14 Так, с 26 по 29 октября 2006 г. делегация из России принимала участие в работе 21-й Международной конференции христианского служения в тюрьмах, которая проходила в Швейцарии. Представители нашей делегации рассказали о духовно-нравствен-ной и гуманитарной работе, которую проводят христианские общины в колониях России. Они отметили открытость наших исправительных учреждений, стремление руководителей ФСИН России, территориальных органов и учреждений уголовно-ис-полнительной системы вести совместную работу. Рассказали о тех проблемах, которые предстоит решать сейчас, поделились планами на будущее. За последние годы пенитенциарная система России все чаще обращает внимание на взаимодействие с общественными и религиозными организациями, становится более открытой для институтов гражданского общества (Ковалев О.Г., Данилин Е.М. Полезное со-трудничество-путь к успеху // УИС: экономика, право, управление. — 2006. — № 6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.