Научная статья на тему 'О сущности и содержании категории «Конкуренция в мировой экономике»'

О сущности и содержании категории «Конкуренция в мировой экономике» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1073
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАНОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖСТРАНОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / СТРАНОВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЗВЕНЬЯ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТНО-СТРАНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / WORLD ECONOMY / STATE ECONOMY / INTERNATIONAL ECONOMIC COMPETITIVE / THE LINKS OF THE SYSTEM INDICATOR OF THE INTERNATIONAL ECONOMIC COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цитленок Владимир Сергеевич

В статье дана категориальная интерпретация субъектно-межстрановой экономической конкуренции как альтернативно-когерентного межстранового взаимодействия, необходимого и достаточного для полной реализации и развития экономического потенциала всех участвующих в нем стран. Конкурентоспособность автор определяет как состояние страновой экономики, которое сохраняется и укрепляется в качестве самодостаточной структуры мировой экономики в процессе альтернативно-когерентного субъектно-межстранового взаимодействия. Уровень и динамика конкурентоспособности фиксируется системой показателей, в которой автор предлагает выделять 7 звеньев: общесистемное, структуроформирующее, социально-экономическое, организационно-управленческое, этнокультурное, институциональное, надсистемное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the substance and the tenor of the concept «The Competition in the World Economy»

The author suppose, that the substance of the subject-interstate economic Competition is the alternative-cogerenty. Receprocal action for the full realization the economic potentials of the all states, wich take part in this process. The competitive power is the condition of the state economy, wich let to reserve or to fortify to oneself as the self-satisfy structure of the World Economy. The author suggest to distiguish in the system of the indicators of the international Competitiveness 7 links: overalsystemic, structureformed, socialeconomic, institutional, oversystemic and so on.

Текст научной работы на тему «О сущности и содержании категории «Конкуренция в мировой экономике»»

2008 Экономика №3(4)

УДК 330.1(075.8)

В.С. Цитленок

О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ КАТЕГОРИИ «КОНКУРЕНЦИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

В статье дана категориальная интерпретация субъектно-межстрановой экономической конкуренции как альтернативно-когерентного межстранового взаимодействия, необходимого и достаточного для полной реализации и развития экономического потенциала всех участвующих в нем стран. Конкурентоспособность автор определяет как состояние страновой экономики, которое сохраняется и укрепляется в качестве самодостаточной структуры мировой экономики в процессе альтернативнокогерентного субъектно-межстранового взаимодействия. Уровень и динамика конкурентоспособности фиксируется системой показателей, в которой автор предлагает выделять 7 звеньев: общесистемное, структуроформирующее, социальноэкономическое, организационно-управленческое, этнокультурное, институциональное, надсистемное.

Ключевые слова: мировая экономика, страновая экономика, межстрановая экономическая конкуренция, страновая конкурентоспособность, звенья системы показателей субъектно-страновой конкурентоспособности

Объективный процесс транснационализации и глобализации мировой экономики предполагает опережающее развитие всех секторов международного рынка: товаров, капиталов, наемных работников, что, в свою очередь, способствует усилению конкуренции между его участниками. При этом конкуренция одновременно развивается не только между продавцами за покупателя, но и между покупателями за инвесторов, за привлечение высококвалифицированных работников. Конкуренция субъектов международного рынка оказывает существенное влияние не только на них самих, но и на страновые экономики, которые они представляют. Как правило, основными «игроками» международного рынка являются транснациональные корпорации, занимающие лидирующие позиции в стране своего происхождения.

Вполне очевидна поэтому необходимость дальнейшего более глубокого теоретического объяснения природы субъектно-межстрановой конкуренции, её функций и результатов для отдельной страны и мировой экономики в целом.

Логика познания сущности конкуренции экономических субъектов предполагает выявление её генетической обусловленности естественнобиотическим основанием человека, которому для своего сохранения, функционирования и воспроизводства необходимо непрерывно потреблять часть ресурсов природной среды, запас которых постоянно уменьшается относительно величины реальных потребностей в них всего человечества. Это вызывает стремление экономически активной части населения к их исключительно собственному пользованию, владению, распоряжению.

Если на уровне живой природы конкуренция становится необходимым элементом естественного отбора, то в экономике она превращается в альтер-

нативно-когерентный механизм межсубъектного взаимодействия, реализующийся через всю систему социальных отношений, прежде всего производственных

В традиционных родо-племенных, сословно-феодальных производственных системах, основанных на принципах жесткой регламентации и строгой иерархичности, конкуренция принимала формы привилегий, фаворитизма и карьеризма

В условиях политической свободы граждан, их личной ответственности за своё благосостояние и социальный статус, когда основным регулятором экономического поведения становится национальный механизм товарного обращения производственных ресурсов и конечных потребительских благ, конкуренция прежде всего проявляется через механизм рыночного ценообразования, приобретая свойство всеобщности, что привело к возникновению теории о её рыночной природе.

Более корректно, очевидно, говорить о рыночной форме альтернативнокогерентного взаимодействия, свойственной товарному производству, особенно его развитому состоянию - капиталистическому.

Таким образом, конкуренция, являясь альтернативно-когерентным механизмом социального взаимодействия, выполняет несколько функций: инновационную, адаптационную, аллокационную.

Инновационная функция конкуренции проявляется в создании экономических преимуществ тем взаимодействующим субъектам, которые создают и реализуют более эффективные технологии, орудия и предметы труда, более эффективные системы организации и управления производственными структурами на уровне отдельных фирм, отраслевых и территориальнопроизводственных комплексов.

Адаптационная функция ориентирует всех конкурирующих субъектов на такое поведение, которое обеспечивает сохранение их целостности в условиях меняющейся внешней среды.

Аллокационная функция позволяет таким образом распределить всех взаимодействующих контрагентов, чтобы конструктивный потенциал каждого из них был полностью реализован.

В условиях интенсивной транснационализации и глобализации мировой экономики субъектно-межстрановая конкуренция становится структуротрансформирующей силой, благодаря которой ускоряется процесс накопления конструктивно-творческого потенциала геопланетного работника, особенно у работников стран транснационального капитализма.

Всеобщий характер и функции, которые выполняет конкуренция в мировой экономике, определили устойчивый неуклонно растущий интерес экономистов к этому феномену. Фактически, начиная с физиократов, теоретики в том или ином аспекте рассматривали конкуренцию, особенно в условиях превращения капитализма, в определяющий социально-экономический уклад мирового хозяйства. В процессе научного объяснения сформировалось несколько взаимодополняющих подходов: поведенческий, рыночный, предпринимательский, эволюционный, воспроизводственный.

В поведенческом подходе содержание конкуренции объясняется как соперничество, завоевание преимущества при производстве и реализации редких благ. Область действия конкуренции ограничивается товарными и ресурсными рынками, а основным объектом конкуренции считается цена. Основная функция конкуренции состоит в ориентации производства на выпуск товаров, соответствующих спросу, в воздействии на экономику через приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса.

Основы поведенческой интерпретации конкуренции были разработаны А. Смитом, который считал возможным существование честного соперничества между рыночными агентами за наиболее выгодные условия продажи продукта.

Рыночный подход близок к поведенческому. Отличие состоит в признании одновременного существования нескольких видов рыночной конкуренции, причем конкуренции несовершенной. Содержание конкуренции определяется способностью влиять на формирование цены товара, а также борьбой за увеличение рыночной ниши. При этом область конкуренции остается без изменений: товарный, ресурсный рынки. Основным способом конкуренции является снижение цены товара, а основной функцией - достижение равновесия между объёмами спроса и предложения.

В предпринимательском подходе главным считается соизмерение альтернатив и подтверждение соответствия принятого решения реальным потребностям. Поэтому объектом конкуренции является инновационный процесс: новые или существенно модернизированные товары, новые технологии, изменения в организации и управлении. Соответственно меняется область конкуренции: вместо рынка - инновационная деятельность. Основной функцией конкуренции становится стимулирование новаторства, выявление и поддержка наиболее инициативных её субъектов.

Содержание эволюционного подхода состоит в отборе в ходе развития лучших образцов конкурентного взаимодействия, проверка соответствия поведения фирмы логике рыночной конъюнктуры. Объект конкуренции - организационные рутины, представленные нормами поведения, а область конкуренции ограничивается институциональным аспектом рыночной и инвестиционной деятельности. Её основной функцией является развитие склонности к самосовершенствованию и выигрышу у соперника, поиск новых методов и способов борьбы, отбор наиболее эффективных форм организации и управления.

Смысл воспроизводственного подхода - определение целей субъектов рыночной конкуренции как борьбы за прибыльное применение капитала, за его эффективное применение, которое в конечном счете ведет к его самовоз-растанию. Этот вид конкуренции доминирует на восходящей ветви жизненного цикла капитала.

На межстрановом рынке капитала инвестиционный сегмент растет наиболее высокими темпами. Основной причиной его ускоренного развития стало превращение капитализма в глобальную систему, в которой доминируют транснациональные корпорации.

Рассмотренные подходы научного объяснения природы экономической конкуренции являются не альтернативными, а взаимодополняющими. Они отражают различные стороны этого феномена и позволяют представить его в качестве фундаментальной категории теории мировой экономики.

Способность субъектов страновой экономики к конструктивному альтернативно-когерентному взаимодействию с субъектами других страновых экономик, благодаря которому происходит изменение их потенциалов, характеризует уровень конкурентоспособности экономики как меры её геопланетной эффективности.

Понятия «конкурентоспособность фирмы» и «конкурентоспособность страны» отражают как общее, так и различия в состоянии этих субъектов. Общее представлено необходимостью сохранения своих структуры и функций в результате альтернативно-когерентного взаимодействия, а различия обусловлены системными характеристиками национальной фирмы и страновой экономики.

Конкурентоспособность страновой экономики характеризует такое состояние территориально обособленного самостоятельного политикоэкономического образования, которое сохраняет свою идентичность на достаточно длительном временном интервале, а также способность к дальнейшему устойчивому развитию на основе накопленного инновационного потенциала как органической части мирового. Существование связи между динамикой потенциала страновой экономики и уровнем конкурентоспособности признали авторы одного из учебников по мировой экономике, утверждая, что конкурентоспособность национальной экономики представляет собой «концентрированное выражение экономического, научно-технического, производственного, управленческого и другого потенциала, которым обладает та или иная страна и который реализуется в товарах, услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними иностранным товарам, услугам на внутреннем и внешнем рынках» [1. С. 171]. Итак, конкурентоспособность страновой экономики - это её готовность к альтернативно-когерентному долговременному взаимодействию в качестве самостоятельной и эффективной организационной структуры мировой экономики.

На уровень и динамику страновой конкурентоспособности влияет множество факторов, которое может быть отображено в различных аспектах.

С позиции системно-аналитического подхода факторы можно объединить в 7 групп: общесистемную, структуроформирующую, социально-экономическую, организационно-управленческую, этнокультурную, институциональную, надсистемную.

В группе общесистемных факторов основным следует считать достигнутую степень сбалансированности интересов субъектов страновой экономики: общенациональных, социально-групповых и индивидуальных, т.е. достигнутую степень соответствия существующего порядка производства, распределения и обмена благ необходимому уровню экономической, социальной и политической безопасности граждан, регионов и страны в целом.

Не менее значимым является ориентированность трудовых отношений на развитие культуры, интеллекта и здоровья граждан в условиях растущих реальных экономической и политической свобод.

К структуроформирующей группе факторов относятся: 1) достигнутая степень разнообразия форм собственности в сфере общественного производства: крупная корпоративная, мелкая акционерная, партнерская, мелкотоварная, государственная, смешанная; 2) отраслевая структура экономики и доминирующие технологические уклады.

Социально-экономическая группа факторов характеризует уровень благосостояния и качество жизни населения, профессионально-квалификационный состав и социально-групповую структуру национального работника, характер распределения национального дохода и национального богатства между социальными группами и семьями.

Организационно-управленческая группа факторов представлена системами управления на уровнях фирмы, отрасли, региона и всей страновой экономики.

На уровне фирмы проблема достижения необходимой степени конкурентоспособности решается через формирование высокоадаптивной системы управления на основе перехода к динамичным сетевым схемам, делегирования части полномочий исполнительным подразделениям. При этом происходит существенное уменьшение уровней управленческого аппарата, как правило, в 1,5-2 раза.

На уровне страновой экономики усиливается контроль Центробанка и Минфина за функционированием рынка ценных бумаг, за деятельностью иностранных инвесторов. Возрастает значение долгосрочных целевых программ по развитию стратегически важных направлений и комплексов, таких как компьютеризация, робототехника, нанотехнологии, бионика и искусственный интеллект.

Этнокультурная группа факторов влияет на реализацию естественнодемографических и культурных особенностей народов данной страны на всех уровнях экономики: фирменного и национального управления, подготовки кадров и общего образования, развития национальной культуры потребления и образа жизни.

Институциональная группа факторов представлена множеством формальных и неформальных норм, правил поведения экономических субъектов при их альтернативно-когерентном взаимодействии. Большую роль играет степень системной полноты применяемых институциональных норм и правил, степень законопослушности бизнеса и наёмных работников, уровень криминогенности и бюрократизации экономических отношений.

Сравнительный анализ, проведенный многими международными экономическими организациями, показал существование обратно пропорциональной зависимости между уровнями криминогенности, бюрократизации и конкурентоспособностью страновой экономики. Наименее конкурентоспособные страны являются лидерами по степени бюрократизации и криминализации экономики и, наоборот, у наиболее конкурентоспособных стран самый низкий уровень криминализации и бюрократизации, хотя государство при-

нимает активное участие в экономике. Например, в скандинавских странах, которые постоянно входят в число лидеров по конкурентоспособности, достигнут наименьший уровень криминализации и бюрократизации экономики. Даже высокий уровень налогообложения, свойственный данной группе стран, не привел к росту теневого сектора, массовому уклонению граждан от выполнения своих обязательств перед государством.

Надсистемная группа факторов, которая влияет на уровень международной конкурентоспособности страны, представлена политическим режимом, уровнем его стабильности, степенью политической стабильности и безопасности, способностью защищать общенациональные экономические интересы политическими, а при необходимости - и силовыми методами.

Факторный анализ международной конкурентоспособности страновой экономики является когнитивной основой для построения целостной и непротиворечивой системы её показателей. Впервые такая система была разработана и опубликована в 1986 г. неправительственной международной организацией «Всемирный экономический форум» (WEF). Вначале анализ проводился по 47 наиболее развитым странам, с 2002 г. - по 80, а с 2007 г. - по 131. Активное участие в разработке и публикации ежегодных докладов WEF «The Global Competitiveness Report» принимает М. Портер, автор наиболее популярной концепции международной конкурентоспособности.

Авторы «Доклада...» 2007 г. выделили 12 факторов («опор»), которые объединили в 3 группы. К первой группе (основной) они отнесли 4 «опоры»: институты, инфраструктуру, макроэкономические параметры, здоровье населения и уровень общего образования. Во вторую группу («эффективные усилители») они включили 6 факторов: высшее и профессиональное образование, рынок товаров, рынок труда, финансовый рынок, технологический уровень производства, масштаб национального рынка. К третьей группе факторов (инновационной) отнесены 2 «опоры»: производственные инновации и рыночные «бизнес-новинки» [2].

Общее количество показателей, включенных во все 12 факторов, равняется 110, что позволяет объективно оценить достигнутый уровень международной конкурентоспособности страновой экономики.

Вместе с тем с позиции системного подхода следует признать недостаточную доказательность используемой трехзвенной структуры показателей страновой конкурентоспособности. Перспективной представляется разработка семизвенной факторной классификации, теоретическое обоснование которой являлось целью данной статьи.

Литература

1. Мировая экономика / Под ред. Ю.А. Щербанина. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.

2. The Global Competitiveness Report 2007-2008 / M.Porter,X.Sala-I-Martin,K. Schwab. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.