Идеи и смыслы
Ирина ЧЕРНОВА
О СУЩНОСТИ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье обосновывается понимание духовной безопасности как системы, включающей в себя религиозную и культурную идентичность субъекта.
The article substantiates understanding of spiritual security as a system which includes religious and cultural identity of the subject. Ключевые слова:
национальная безопасность, духовная безопасность, духовность, культурная идентичность, религиозная идентичность; national security, spiritual security, spirituality, cultural identity, religious identity.
ЧЕРНОВА Ирина Борисовна — к.филос.н., доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета [email protected]
Современную Россию с полным правом можно назвать стра -ной реформ. Пережившая трансформационный кризис 90 -х гг. XX столетия, медленно, как после тяжелой болезни, она вновь укрепляет свои позиции на международной политиче -ской арене, осуществляет амбициозные экономические проекты, реформируются армия и полиция, системы ЖКХ, здравоохране -ния, науки и образования; уровень жизни россиян также значи -тельно вырос. Самое время задать себе вопрос — что является наи -более ценным для сохранения национального единства, величия народа? Какие риски и угрозы актуальны в настоящее время для дальнейшего существования России в глобализирующемся мире, переживающем системный экономический и духовный кризис?
События последних лет показали, что российское общество по - прежнему находится в ситуации духовного и идеологического разобщения, процветает коррупция, сохраняется пропасть между бедными и богатыми, напряженность в межнациональной и меж-конфессиональной сферах социокультурной жизни. Молодое поколение россиян выросло в условиях деидеологизации, ниве лирования моральных основ жизни общества, когда нечестность и беспринципность гордо стали именоваться «умением жить». На фоне обесценивания традиционных национальных и религиозных ценностей особую активность проявляют многочисленные миссио -неры, в т.ч. радикального фундаменталистского и экстремистского толка, участились попытки пересмотра сути исторических фактов, роли нашей страны в победе над гитлеровским режимом, да и домо -рощенный нацизм все чаще поднимает голову, рвется во власть.
Все это свидетельствует об актуальности решения проблем духов -ного состояния и развития в современной России. В настоящее время, как ответ на этот социальный запрос, появилось множество публикаций, посвященных исследованию духовной безопасно -сти. Однако в них нет единства даже в трактовке базовых понятий, что значительно затрудняет взаимопонимание авторов и снижает эффективность проводимой работы. Задача нашего исследования: отталкиваясь от уже разработанных концепций, сформулировать собственное понимание сущности духовной безопасности, а также определить объем и структуру данного конструкта.
Дискуссионный характер формулировок понятия духовной без -опасности объясняется различным пониманием исследователями того, что включает в себя сущность исходных для него понятий «безопасность» и «духовность». В Стратегии национальной безопас -ности Российской Федерации до 2020 года сформулировано четкое определение национальной безопасности, от которого следует оттал -киваться при рассмотрении любого из видов безопасности, в т.ч. и духовной. «Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз,
которое позволяет обеспечить конституци -ональные права, свободы, достойное каче ство и уровень жизни граждан, суверени тет, территориальную целостность и устой чивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства»1. Эта формулировка универсальна, поэтому при построении концепции национальной безопасности или безопасности любой из включенных в нее сфер, в т.ч. и духовной, требуется конкретизация по целому ряду вопросов. При этом следует определиться с тем, что является субъектом и объектом безопасности, каковы возможные виды, источники и причины возникновения опасностей, угроз и рисков и, следова -тельно, каковы возможные пути и средства их преодоления, к каким последствиям может привести их активация. Также тре -буется установить аксиологическую состав -ляющую изучаемого феномена.
Как видно из базового определения, в качестве субъекта безопасности могут выступать личность, общество и государ -ство. Их тесная связь очевидна, т.к. не может личность осознавать свое состояние как безопасное, если опасность угрожает обществу, частью которого она является, и наоборот, любая социальная безопасность необходимо включает в себя безопасное состояние индивидов. Так, появление оскорбительных для мусульман карика -тур на пророка Мухаммеда в европейских СМИ и фильма Накулы Басили Накулы «Невинность мусульман», выставляющего Мухаммеда в неприглядном свете, вызвало массовые акции протеста в исламском мире. В Ливии во время штурма проте -стующими диппредставительства США в Бенгази был убит американский посол.
Каждый субъект безопасности может быть представлен в виде открытой разви вающейся системы, которая, с одной сто роны, толерантна и в то же время активна по отношению к окружающей реально сти, а с другой — способна сохранять свою идентичность. Вовсе не обязательно некая проблемная для субъекта ситуация должна рассматриваться как угроза его безопас ности. Риски и опасности постоянно при -сутствуют в нашей жизни, причем они могут оказывать как деструктивное, так и конструктивное воздействие на личность и общество, способствовать их адаптации к
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // http://www. scrf.gov.ru/documents/99.html
меняющимся условиям. Поэтому в качестве реальных угроз безопасности для какой либо системы следует рассматривать лишь те факторы, которые способны негативно воздействовать на ее сущностные характеристики, вследствие чего сама система либо будет деградировать, либо вообще прекратит свое существование в качестве самостоятельного дееспособного субъекта. Таким образом, безопасность — это всегда состояние защищенности идентичности.
Духовная безопасность — неотъемле -мая часть национальной безопасности, наряду с политической, экономиче ской, экологической, информационной и военной безопасностью. Существует несколько удачных формулировок поня -тия «духовная безопасность». Согласно Д.В. Зеркалову, «духовная безопасность — это система отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспе -чивает благоприятные условия для сози дательной духовной жизни и здорового социально- нравственного развития»2. Священник А. Хвыля - Олингер предла -гает сразу несколько взаимодополняющих определений. По его мнению, духовная безопасность — это:
1) система отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечи -вает благоприятные условия для созида -тельной духовной жизни и правильного духовного развития;
2) состояние защищенности жизненно важных духовных интересов и потребно -стей личности, семьи, общества и государ ства; способность личности, семьи, обще ства и государства сохранять и развивать позитивную созидательную духовность3.
Однако при анализе данных определе ний остаются вопросы относительно того, что понимается под «духовной жизнью», «правильным духовным развитием», «жиз -ненно важными духовными интересами» и под «духовностью» вообще. В итоге получается определение неизвестного через неизвестное. Но именно в определении духовности обнаруживаются многочис -ленные, в т.ч. и диаметральные, расхожде -ния между формулировками различных авторов, вплоть до явно псевдонаучных.
Наиболее распространенный на сегод
2 Зеркалов Д.В. Духовная безопасность : монография — Киев: Основа, 2012, с. 4.
3 Хвыля- Олингер А. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. — М., Даръ, 2008, с. 120.
няшний день вариант представления о духовности характерен для конфессио -нально ориентированных исследователей. В этом случае в сферу духовности, духов -ного здоровья и духовной жизни, духовно -нравственного воспитания, просвещения и пр. включаются только те феномены, которые имеют непосредственное отно шение к религии вообще и какой -либо конфессии в частности. А. Хвыля - Олингер так формулирует религиозное понимание духовности: «..это отношения человека или объединения людей с тем или иным объектом (духом) поклонения (Богом, богами, духами, идолами, кумирами и др.), реально существующим духовным миром, бесплотными духовными существами, а также отражение этих отношений в дру гие сферы общественной деятельности»1. Согласно митрополиту Волоколамскому Илариону, «неверие — это болезнь, духов -ная слепота, а вера — духовное здоровье»2. А где нет духовного здоровья, там нет и не может быть полноценной духовной жизни, понимаемой верующими как «жизнь, ведущая человека к Богу, направленная на Его познание и общение с Ним»3, и пол -ноценного духовного развития, которое каждая религия понимает в соответствии со своими догматами.
Отсюда и особенности трактовок духов ной безопасности, под которой понимается в лучшем случае «комплекс мер по защите и сохранению доминирования традицион -ных (т.е. оказавших определяющее влияние на развитие духовности и культуры и внес ших существенный вклад в историю, обы чаи, язык, самосознание народов) рели -гий для коренных этносов, населяющих государство»4. В реальности же каждая кон -фессия духовно ценным признает только свое учение и явно или неявно стремится к его доминированию, защищает свои инте ресы и ограждает своих приверженцев от попыток миссионерской деятельности со стороны других конфессий, вплоть до кон фронтации с основами светского мировоз
1 Там же, с. 42.
2 Митрополит Илларион (Алфеев). Неверие — это болезнь, а вера — духовное здоровье // http:// hilarion.ru/2011/08/01/3742 /
3 Иехомонах Иоанн (Лудищев). Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Ч. 2. Проблемы духовной жизни // http:// www.pravoslavie.ru/put/060131153533.htm
4 Сулейманов Р.Р. Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения // http://www.ru.journal-neo.com/node/13092
зрения в случае фундаментализма и рели -гиозного экстремизма.
К несомненным достоинствам конфес -сионального освещения сути духовной безопасности следует отнести глубокий анализ различных форм проявления рели гиозного сознания, которые влияют на развитие личности и общественной жизни; выявление фактов деструктивной дея тельности отдельных религиозных групп и их адептов; обоснование принципов государственно конфессиональной поли тики, направленной на оздоровление меж конфессиональных отношений и защиту интересов и свобод граждан России.
Действительно, в современном мире религиозный фактор играет значитель ную роль. Причем он может как являться основой стабильности, оплотом высокой нравственности и гуманизма, так и нести серьезный конфликтогенный потенциал. Особенно острой в этом плане является ситуация, сложившаяся в последние годы в нашей стране. С одной стороны, усили вается авторитет основных российских конфессий, они активно взаимодействуют с государством в решении социальных проблем — в борьбе с распространением алкоголизма и наркомании, в реабилита ции заключенных и вернувшихся из мест лишения свободы, защищают традици онные ценности и культурное наследие, заботятся об укреплении семьи и норма лизации демографической ситуации и пр. Россиянам, уставшим от тягот жизни в эпоху перемен, они дают духовную опору и надежду на будущее.
С другой стороны, регулярно проис -ходят события, свидетельствующие о широком распространении ксенофобии,
о неготовности наших сограждан жить в поликонфессиональной социальной среде, осложняющие религиозную ситуа цию и дестабилизирующие общество в целом. Это убийства экстремистами духовных лидеров, осквернение храмов и спиливание поклонных крестов, обраще ние в суды мусульманок по поводу права фотографироваться на паспорт и посе щать светскую школу в платках хиджабах, протесты москвичей против строитель ства новых мечетей, оскорбительные для верующих выставки современного «искусства» и нашумевший панк молебен в храме Христа Спасителя. Не случайно Государственная дума вынуждена была обратиться к этой теме и принять феде
ральный закон № 136 - ФЗ, направлен -ный на защиту религиозных убеждений и чувств верующих, который вступил в силу
1 июля 2013 г. Таким образом, значимость религиозного фактора для духовной безо пасности осознается руководством страны и подтверждается множеством позитив ных и негативных примеров.
Защищая на государственном уровне право каждого человека на религиозные убеждения и чувства, на возможность получать и распространять достоверную информацию о религии и религиозных объединениях, на приобщение к религиоз -ной культуре и практике, российское госу -дарство защищает религиозную идентич -ность своих граждан, что является важной составной частью обеспечения духовной безопасности. «Религиозная идентичность
— это один из возможных способов духов -ного соотнесения себя с окружающими людьми (на индивидуальном уровне) и самоопределения целого общества в его соотношении с окружающими социумами (на макросоциальном уровне)»1. Тем не менее сводить сферу духовной безопасно сти только к религии нельзя.
Вера в бога побуждает человека строить свою жизнь в соответствии с высокими нравственными ориентирами, заданными их религией, стремиться к самосовершен ствованию и любить ближнего. Однако далеко не все верующие, в т.ч. и иерархи и духовные учителя, являют собой примеры человеколюбия и святости. Будучи живой частью общества, они страдают теми же «духовными» болезнями, что и остальные россияне. В то же время и история, и со -временность дают нам множество при -меров самоотверженной и высоконрав ственной позиции атеистов, в личностях которых конфессионально ориентирован -ные авторы вообще не видят духовности. В настоящее время атеисты составляют четверть населения России, причем, как правило, это хорошо образованные, обла дающие активной жизненной позицией люди, преданные своему делу и своей стране. Не страшась божьей кары, они следуют голосу совести, «богу в себе» и в итоге вносят свой неоценимый вклад в развитие национальной духовности и обе спечение духовной безопасности.
1 Жаде ЗА., Куква Е.С., Ляушева СА., Шадже А.Ю. Многоуровневая идентичность. — М. : Российское философское общество; Майкоп : Качество, 2006, с. 220.
Более того, некоторые конфессиональ -ные установки и стереотипы в понимании духовности закладывают мировоззренче скую основу для «охоты на ведьм», для про -тивопоставления «своих» и «чужих», разде ления людей на достойных и недостойных, а значит, несут в себе реальную угрозу духов -ной безопасности. При этом вследствие ограничения проявлений духовности сфе -рой религии за рамки исследования выво дится целый блок проблем, существенных для анализа и укрепления духовной безо -пасности личности и общества. Это каса -ется несводимых к религии национальных интересов России в духовной сфере, кото -рые, согласно Концепции националь -ной безопасности, «состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гума низма, культурного и научного потенциала страны2». Следовательно, и объем понятия «духовность», чтобы отражать современные тенденции социального развития, должен быть расширен за счет включения в него сферы культуры независимо от отношения к религии. Культура, историческая память и забота о будущих поколениях, великий русский язык и «единство в многообра зии» наследия всех российских народов, поддержание научного потенциала и со -здание условий для творческого роста ода ренной молодежи — вот факторы, без учета которых невозможно говорить о духовной безопасности современной России и о перспективах ее существования в качестве великой державы. Забота же о сохранении и развитии культуры — это всегда забота о культурной идентичности общества и каждого человека.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что обеспечение безопасности всегда под разумевает защиту идентичности субъекта
— как личности, так и общества. Так как духовная сфера жизни общества вклю -чает в себя религиозную и общекультур ную составляющие, можно утверждать, что российское государство, осуществляя комплекс мер по защите религиозной и культурной идентичности своих граждан, способствует устойчивому развитию лич ности, общества и государства, поддержа нию состояния духовной безопасности, без чего невозможно построение системы национальной безопасности в целом.
2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // http://www.scrf.gov.ru/ documents/1.html