главным образом даосские понятия. Теоретизирование в рамках проблемы буддийской медитации, изменения форм сознания, т.д. обнаружило некоторое сходство с положениями традиционных китайских вероучений. Так, китайская аудитория нашла параллели с даосскими дыхательными практиками «ши ци» (^*Н), «дао ци»
(#Н), «шоу и» (^_) [10].
Дао Ань называет работы Ань Шигао, в частности «Сутру о четырнадцати сознаниях» (^Щ Ш^) и «Сутру о девяноста восьми узах» (А+
Л££), сочинениями, а не переводами. Причиной является то, что Ань Шигао в процессе перевода буддийских канонов обычно давал собственные пояснения и комментарии, придававшие «авторское лицо» буддийским трактатам и подчас достаточно сильно отличавшим перевод от оригинального произведения [11].
В общей сложности Ань Шигао прожил в Китае около двадцати лет. Результатом его миссионерской и переводческой деятельности стало появление большого числа переведённых буддийских сочинений, в основном литературы сутр. Ань Шигао принадлежит заслуга знакомства китайских последователей буддизма с принципами индо-буддийской философии, Хинаяны, Абхидхармы. Он стал своего рода проводником индо-буддийской культурной традиции в Китае. Ань Шигао заложил основы буддийской переводческой традиции Китая, и от его работы во многом зависела дальнейшая судьба китайского буддизма. Проблемы, с которыми столкнулись первые переводчики буддийской литературы Китая, были закономерны. То,
что для перевода буддийских сочинений с санскрита Ань Шигао частично использовал даосскую терминологию, является показателем естественного развития буддийской мысли в Китае. Адаптация буддизма в чужой социокультурной среде не могла обойтись без помощи местной традиции, оказывавшей, к слову сказать, огромное влияние на общественное сознание. Переводы Ань Шигао способствовали формированию более совершенного китайско-буддийского терминологического аппарата и техники перевода, заложили базу для дальнейшего развития буддийской переводческой традиции в Китае.
Литература
1. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны.
- СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. -С. 249-250.
2. Янгутов Л.Е. Традиции Абхидхармы в Китае.
- Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 2010. - С. 83.
3. Там же. - С. 14.
4. Лян Цичао. 18 глав о буддизме. - Нанкин: Изд-во «Литература и искусство Цзянсу», 2008. - С. 146.
5. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны.
- СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. -С. 249.
6. Люй Чен. Краткое изложение происхождения буддийского учения. - Пекин: Изд-во Чжун хуа, 2002. - С. 283.
7. Там же. - С. 283.
8. Там же. - С. 283.
9. Китайская философия. Энциклопедический словарь. - М.: Мысль, 1994. - С. 17.
10. Люй Чен. Краткое изложение происхождения буддийского учения: Изд-во Чжун хуа. - Пекин, 2002. - С. 283.
11. Там же. - С. 283.
Хабдаева Аюна Константиновна, кандидат исторических наук, кафедры филологии стран Дальнего Востока Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25. 670025. e-mail: [email protected]
Khabdaeva Auyna Konstantinovna, cand.of historical sciences, of the department of Far Estern country’s filology of the BSU. Ulan-Ude, Pushkin's street, 25, 670025, e-mail: [email protected]
УДК 94 (517) © Г. Хишигжаргал
О СУДЬБАХ МОНГОЛЬСКОГО МИРА:
ПО УКАЗАМ ИМПЕРАТОРОВ ДИНАСТИИ ЦИН (1640-1728 гг.)
В статье рассматривается внутреннее и внешнее положение Монголии в ХУП в.
Ключевые слова: монголы, маньчжуры, ойраты, Халха, Чахар, Джунгария, Китай.
G. Hishigjargal
MONGOLIAN WORLD ACCORDING CHIN EMPEROR’S ORDERS(1640-1728)
The article analyses Mongolian internal and foreign affairs during the XVII century Keywords: Mongols, manjurs, oirats, Khalkha, Chakhar, Jungar, China.
Начало XVII в. было сложным периодом для монголов. Монгольская империя, созданная 400 лет назад перестала существовать, междоусобицы среди монгольских князей не прекращались. Монголы разделились на многие маленькие княжества во главе с потомками Чингис-хана. Иначе говоря, после распада Монгольской империи, созданной Чингис-ханом, влияние монголов на судьбы народов Центральной Азии и смежных стран заметно уменьшалось, и наоборот, влияние извне на судьбу монголов увеличивалось. Монголы того времени разделились на Южную Монголию (Чахар), Северную Монголию (Халха) и Западную Монголию (Джунгария). Южная Монголия или Чахарское ханство -это нынешняя Внутренняя Монголия. Халха находилась под властью трех князей - Тушээту хана, Засагту хана и Сэцэн хана. Тушээту ханское кочевье охватывало р. Тола, верховье Ор-хона и бассейн Тамира. Засагту ханское владение включало в себя район Хангайского хребта и некоторые части монгольского Алтая. Сэцэн ханские монголы кочевали вдоль р. Керулен. На северо-западе Халхи находилось владение хото-гойдского Алтай хана, незвисимое от трех Хал-хасских ханов. Западная Монголия или Джунгария состояла из торгутов, дурбэтов, хошутов, чоросов и хойтов.
Кроме монголов, Центральную Азию населяли тюркские племена. Уйгуры жили в Восточном Туркестане, и здесь существовало Яркендское ханство, внутри которого не прекращались внутренние конфликты. На западе Монголии по соседству с ойратами кочевали казахи. Они делились на 3 большие этнические группы-джузы, которые назывались Ахмад или Большой джуз (Ула), Средний джуз (Орта) и Малый джуз (Киши), также находившиеся в состоянии перманентной междоусобной войны. К востоку и северу от кочевьев казахов, то есть в бассейне реки Обь обитали алтайцы. А на юге и юго-востоке, то есть в предгорьях Тянь-Шаня жили киргизские племена. Они вместе с казахами совершали набеги на Восточный Туркестан и вели борьбу за бассейн Семиречья.
В начале XVII в. императоры Российской империи начали заселять южную и восточную Сибирь. Главной целью русской политики являлось «овладение» новой землей с хозяйствен-
ным назначением. В это время, то есть в начале
XVII в. начинают усиливаться маньчжурские и тунгусские племена, являвшиеся потомками Чжурчженьского государства Цзинь.
Маньчжуры делились на три большие группы, состоящие из многих малых племен. Борьбу за объединение и выход из-под зависимости китайской династии Мин возглавил Нурхаци (1575-1626), который стал ханом в 1616 г. Он прекратил платить налог Минам и начал набеги на китайские владения с 1618 г. Для успеха в борьбе с Мин он старался использовать силу монголов, для чего был необходим военнополитический союз.
В то время последний великий хан Лигдэн считал союз с Мин более важным, называл себя «государем Чингисом сорока тысяч монголов», а Нурхаци с издевкой называл «государем трех водных зурчидов». Хотя он был прямым потомком Чингис-хана его власть реально распространялась только на Чахар. Несмотря на все усилия по восстановлению централизованного государства монголов, он не достиг успеха. В то же время маньчжуры проводили искусную политику разъединения монголов, поддерживая тех монгольских князей, которые были недовольны стремлением к абсолютной власти Ли-гдан-хана. Нурхаци приписывают следующие слова: «Монголы похожи на эти облака. Если облака соберутся вместе, будет дождь. А если монголы соберутся, то они создадут армию. Если облака рассеются, то не будет дождя. Если мы сумеем дождаться рассеивания силы монголов мы сумеем подчинить их». С 1620 г. возникают серьезные разногласия между манжчур-ским правителем Нурхаци и чахарским ханом Лигданом.
С 1624 г. пять кланов Южной Монголии и хорчинские князья капитулировали перед маньчжурами, заключили с ними союз, что фактически означало окончательный распад единства монголов. После этого, в 1627 г. подчинились маньчжурам племена найман и аохан, с 1631 по 1632 г. аймаки Ар хорчин, Дурвэн хуухэд и Асуд. Абахай-хан вместе с присоединившимися монголами атаковал Лигдан-хана, который, не приняв сражения, бежал в район Хуху-нора, но он умер в 1634 г. заболев оспой в местности Шар тал. После смерти Лигдан-хана племена
Южной Монголии поочередно подчинились маньчжурам, был созван сейм сорока девяти князей і6 аймаков монголов в Мугдене, где Абахай был объявлен ханом Монголии и Маньчжурии. Он переименовал свое государство в «Цин».
Однако далеко не все монгольские князья поспешили подчиниться маньчжурам. Часть ха-хасских князей наблюдали борьбу Лигдан-хана против маньчжуров со стороны, не поддерживая никого. Этому способствовало то, что южномонгольские князья племен Авга нар, Узэмчин, Сунод, Хуучид прибыли в Халху вместе с поданными, спасаясь от Лигдан хана. Большинство халхасских князей опасались что Лигдан-хан может пойти на Халху и попытается ее захватить. Но халхасский князь Цогт, который жил в дельте р. Орхон и Толы признавал Лигдэна великим монгольским ханом, поддерживал его борьбу и вместе с войсками направился в район Хуху-нора в і634 г., чтобы соединиться с Ли-гдан-ханом, но не успел. Тогда он сам стал править и прославился как Хухунорский Цогт-хан. Но в і637 г. соединенная сила четырех войск ойратов во главе с Гуши-ханом разгромила его.
В і636 г. маньчжурский хан Абахай назвал себя ханом Монголии и объявил, что он владеет печатью Чингис-хана как выражения его права на власть над всеми монголами
Таким образом, вхождение южных монголов в состав маньчжурского государства вызвало обеспокоенность халхасских и ойратских князей за их судьбу. Смерть Лигдэн-хана сделала позицию Великого Монгольского хана открытой. Абахай держал наследника Лигдан-хана Эжэна под строгим контролем, намереваясь использовать его в борьбе за власть над Монголией. Хал-хасские князья, поняв это намерение, объявили сына Тушэту хана Занабазара религиозным главой Монголии на сейме, проведенном в Ширээт Цагаан-нууре с целью объединения монголов под флагом религии. Была также предпринята попытка политического объединения монголов на сейме халхасских и ойратских князей в местности Улаан бураа Ила Тарбагатая, где был принят «Их цааз Дучина и Дурвэна» (закон Сорока и Четырех) с целью противостояния маньчжурской захватнической политике.
После захвата Южной Монголии маньчжуры направили главные силы на завоевание Китая и не стремились к захвату Северной Монголии военной силой. Они проводили хорошо апробированную политику заключения союзов с отдельными халхасскими князьями, участвуя во внутренних делах, постепенно расширяя свое
влияние, т.е. использовали те же методы, что и в Южной Монголии. Халхасские князья выбрали путь мирных отношений чтобы выиграть время и замедлить приближающуюся опасность маньчжурской интервенции.
Главную роль в халхасской политике того времени играли Тушэту-хан Гомбодорж, Сэцэн-хан Шолой и Засагту-хан Субадай. Они также пытались ослабить маньчжуров изнутри, используя политико-дипломатические методы, привлекая на свою сторону князей Южной Монголии, расширяя торговые отношения и укрепляя внутреннее и внешнее положение. Например, удалось склонить Сунэдского князя Тэнгиса к перекочевке в Халху из Южной Монголии
Политика маньчжуров в Северной Монголии резко изменилась после захвата Пекина в 1644 г., теперь в их политике доминировали ультимативные требования и угрозы.
Кроме того, маньчжуры проводили политику разделения между князьями Халхи, поддерживая некоторых князей слишком явно. Например, в 1648 г. маньчжуры не приняли посланников Тушэту-хана, Сэцэн-хана и Засагту-хана, а специально вежливо приняли посланника Данзан ламы, который является прадедом халхасского Сайн ноёна. В 1653 г. они дали Бунтару, являвшемуся близким родственником Тушэту-хана Гомбодоржа и титул «Засаг чин ван» и место проживания вблизи Чуулалт хаалган за переход в маньчжурское подданство. Смерть Тушэту-хана Гомбодоржа и смерть Сэцэн-хана Шолоя в период активного вмешательства маньчжуров во внутренние дела Халхи нанесли серьезный ущерб делу борьбы монголов за независимость.
Важнейшим историческим событием XVII в. является создание и укрепление Ойратского Джунгарского государства во главе с Хара-хула и его сыном - принцом Эрдэнэбатором. В период правления Сэнгэ, который является наследником Эрдэнэбатара и особенно в период правления Галдан бошогту, Джунгария становится одной из решающих сил в Средней и Центральной Азии. С 1670 г., в период правления Галдан бошогту-хана, внешняя политика Джунгарии активизировалась. Галдану удалось вытеснить русских казаков на запад, захватить озера Зайсан и Иссыкул, дать отпор Алтай-хану (хотгойдцам) и Алашанским монголам (хошуутам) и захватить Восточный Туркестан. При этом отношения с Россией оставались мирными. Галдан многократно посылал посольства в Китай с целью установления торговых отношениий. Но маньчжуры не позволяли ему внедриться на рынок Китая, оказывая тем самым политико-
экономическое давление. С 1680 г. Галдан стал вмешиваться во внутренние дела Халхи, со временем это переросло в халхасско-ойратскую войну, что было на руку маньчжурам. Они проводили политику «утихомиривания» со времени непосредственного вмешательства Галдана в дела Халхи и организовали сейм в Хурэн бэлчи-ре, стремясь не допустить дальнейшего усиления Джунгарии.
Вследствие Хурэн бэлчирского сейма, организованного маньчжурами состоялось символическое примирение Тушээту-хана и Засагту-хана, но вылилось в обострение противоречий Халхи и ойратов. Галдан Бошготу и Чахундорж воевали несколько раз, и в конце концов Чахундорж вместе с его подданными перешел к маньчжурам.
Под давлением Цинов в сентябре 1688 г. хал-хасские князья созвали сейм в местности Ар эл-стэй и приняли решение принять маньчжурское подданство, что и произошло в мае 1691 г. во время специально созванного сейма в Долонну-ре.
Хотя Халха перешла под власть династии Цин по решению Долоннурского сейма, территория Халхи фактически находилась во владении Галдана. Галдан имел близкие отношения с тибетским Далай-ламой, с его представителем дэсрид Санжайжамцо и Хухунорскими хошут-скими князьями, их тайный союз был антимань-чжурским. В 1689 г. Цинны заключили с Россией Нерчинский договор о дружбе, одной из целей которого являлось предотвращение возможного создания союза Галдана бошогту с Россией. После этого Россия сделала заявление джунгарам о том, что она не имеет возможности оказать им помощь в войне с маньчжурами. В результате Галдан потерпел поражение, вследствие чего маньчжурами были оккупированы также Тибет и Хухунор, международное положение в Центральной Азии резко изменилось.
Еще во время борьбы Галдана против маньчжуров Цэванравдан, который был сыном его брата Сэнгэ, объявил себя ханом Джунгарии и правил над старой ойратской территорией. Ци-
ны искусно использовали противоречия Галдана и Цэванравдана, посылая посланников к последнему, выражая готовность оказать помощь и разрешив начать торговлю. Цэванравдан проводил политику мирных отношений и с Российской империей и с династией Цин. После победы над Галданом маньчжуры послали более 50 тыс. солдат в центральную и западную части Халхи, оказывая давление на Джунгарию и начав оккупацию Хухунора, Тибета и Восточного Туркестана, что привело к конфликту с Цэван-равданом, который сам стремился овладеть этими территориями и реально контролировал их с 1715 по 1716 гг. Маньчжуры решили отложить войну против Джунгарии в связи со смертью императора Сюанье. В 1723 году часть князей Хухунора во главе с Лувсанданзаном созвали сейм Хухунорских князей и сделали попытку создать союз с Цэванравданом. Но маньчжуры послали войска в Хухнуур, разгромили Лувсан-данзана и он бежал к джунгарам. В 1727 г. Цэванравдан умер и его сын Галданцэрэн стал ханом Джунгарии и постарался вовлечь халхасских князей в борьбу против маньчжуров, но безуспешно. Вскоре после смерти Галданцэрэна Джунгария была полностью уничтожена.
Таким образом, в период с 40-х гг. XVII в. со времени создания династии Цин по 20-е гг.
XVIII в. политика, проводимая маньчжурскими императорами относительно Монголии была направлена на разделение монголов на отдельные княжества и их подчинение.
Литература
1. История Монголии. Том III. Редактор Л. Жамсран. - УБ., 2003. - С. 148.
2. Ли бао вэнь. Мамка. 43 копий монгольские документы начала XVII века, журнал общественных наук Южной Монголии. - 1993. - №2. - С. 100-101.
3. РГАДА. Ф.126. Монгольские дела. Оп. 1. 1673. Д.2. 1.66-71. Подлинник.
4. РГАДА. Ф.126. Монгольские дела. Оп. 1. 1673. Д.2. Л.110-120. Отпуск.
5. РГАДА. Ф.214. Сибирский приказ, столб. 709. Ч. 1. л.124-131. Подлинник. Список XVII в.
Хишигжаргал Г., аспирант кафедры истории, археологии и этнографии БГУ, 670025, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25.
Hishigjargal G., postgraduate student of department of history, archeology and ethnography of BSU, 670025, Ulan-Ude, Pushkin str., 25.