Научная статья на тему 'О субъекте права распоряжения земельными участками'

О субъекте права распоряжения земельными участками Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О субъекте права распоряжения земельными участками»

Л.Ю. Колов. О субъекте права распоряжения земельными участками

предприятий и организаций Росгидромета».

8. Письмо Росгидромета от 29.05.97 г. № 10-602-184 «О юридических аспектах договорного обслуживания».

9. ООО «ТомИнформ-Право». Ответ на запрос от 14.07.97 г. Исх. № 118.

10. Решение Томской городской Думы от 26.11.99 г, № 184 «О внесении дополнений и изменений в решения Томской городской Думы от 02.06.99 г. № 149, от 26.03.96 г. № 57, от 26.03.96. № 58, от 02.06.98 г.» // Томский вестник. 12.01.2000. № 4 (2079). В частности, термин «непредпринимательская деятельность» и «деятельность, не относящаяся к предпринимательской» употребляется в приложении № 2 «Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы», в приложении № 5 «Положения о прядке взимания в бюджет целевых сборов, в приложении № 6 «Положения о порядке взимания в бюджет сбора за уборку территории города», т.е. в названных актах речь идет о некоммерческих организациях.

11. СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 145.

12. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 11. Ст. 525.

13. СЗРФ. 1995. №21. Ст. 1930.

14. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.

15. СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

О СУБЪЕКТЕ ПРАВА РАСПОРЯЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ

А.Ю. Колов

Томский государственный педагогический университет

Субъектом права распоряжения земельными участками граждан и юридических лиц являются сами граждане, юридические лица или их представители.

Вопрос о субъекте права распоряжения государственными и муниципальными земельными участками является очень сложным и требует тщательного анализа. Прежде всего, необходимо исследовать нормы по разграничению государственной собственности. Указ Президента РФ от 16.12.93 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах» устанавливает принципы разграничения государственной собственности на природные ресурсы на федеральную, субъектов РФ и муниципальную собственность [1]. Водный кодекс РФ 1995 г. производит разграничение собственности на федеральную и субъектов РФ на водные объекты, в том числе земельные участки подводными объектами. Лесной кодекс РФ 1997 г. устанавливает право федеральной собственности на все земельные участки в пределах РФ. Вопросы разграничения собственности могут также регулироваться региональным законодательством в части, не противоречащей федеральному [2]. В регионах, где не произведено разграничение собственности, существует общая долевая собственность РФ и субъекта РФ на земельные участки.

Действовать от имени РФ и субъектов РФ должны государственные органы власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления. Иные органы, организации и граждане могут действовать только по специальному поручению вышеуказанных органов. В связи с этим Земельный кодекс РСФСР 1991 г., а также иные нормативные акты желательно привести в соответствие с Гражданским кодексом.

В силу Земельного кодекса РСФСР 1991 г. и Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2287 именно местная администрация вправе предоставлять земельные участки гражданам и организациям в собственность, бессрочное (постоянное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, временное пользование [3].

Земля, находящаяся в государственной собственности, может предоставляться местной администрацией в муниципальную собственность в случаях прямо предусмотренных в законодательных актах. Так, по решению местной администрации устанавливается муниципальная собственность на особо охраняемую природную территорию местного значения [4]. Основным способом приобретения права муниципальной собственности является приобретение земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, а также юридических лиц.

В настоящее время на территории г. Томска договоры аренды от имени арендодателя заключаются горземкомитетом г. Томска. По смыслу ст. 125, 182 ГК РФ муниципальное образование вправе специально уполномочить государственный орган, юридическое лицо, гражданина на заключение договоров путем издания ненормативного акта. Такой акт вступает в силу независимо от того, был ли он официально опубликован. 16.08.95 г. мэр г. Томска постановлением № 328 установил: «Передать полномочия заключения договоров аренды (временного пользования землей) от имени мэрии города председателю комитета по земельным ресурсам и землеустройству», постановлением № 78 установил: «Условия и сроки дальнейшего использования земельного участка и согласие арендатора оформляется в письменной форме в виде соответствующего Соглашения, подписан-

Вестник ТГГ/У. 2000. Выпуск 1. Серия: ГУ МАНИ ТАРНЫЕ НАУКИ (ПРАВОВЕДЕНИЕ)

наго арендатором и председателем комитета по земельный ресурсам и землеустройству от имени мэрии г. Томска и являющегося неотъемлемой частью заключенного ранее договора аренды земли» [5]. С точки зрения законодательной техники следовало бы указать, что договоры заключаются от имени собственника. Мэрия г. Томска не может быть собственником земельного участка, собственниками могут выступать РФ, субъекты РФ, а также муниципальные образования.

По смыслу п. 4.1, 4.4 »Основных положений государственной программы приватизации», утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.94 г. № 1535, передача земельных участков в частную собственность для предпринимательской деятельности осуществляется лицом, уполномоченным соответствующим органом государственной власти РФ, местного самоуправления [6]. При этом рекомендовано органам государственной власти, местного самоуправления уполномочивать фонды имущества субъекта РФ или муниципального образования, к собственности которого относится продаваемый объект недвижимости. Администрация Томской области предоставила Фонду государственного имущества Томской области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления право осуществлять продажу земельных участков под приватизированными предприятиями федерального и областного уровней собственности в границах городов и населенных пунктов [7].

Законодательство предусматривает, что доходы от распоряжения государственными и муниципальными земельными участками должны распределяться между бюджетами различных уровней [6,7,8,]. Это нормы финансового права и они не имеют прямого отношения к отношениям собственности.

Наделение органов местного самоуправления правом действовать от имени РФ и субъектов РФ

приводит к злоупотреблению правами со стороны органов местного самоуправления и к ущемлению прав и законных интересов юридических лиц и граждан. Так, с будущих арендаторов земельных участков, как правило, взимается плата за оформление разрешения на право производства строительно-монтажных работ, за права заключения соответствующего договора аренды. Плательщик производит оплату в Фонд дополнительных финансовых ресурсов по Договору о порядке строительства объекта и участии застройщика в развитии инженерной и социальной инфраструктуры г. Томска [9]. Плата устанавливается в размере 5-10 % от расчетной суммы платежа за каждый год аренды. Данная плата взимается сверх цены договора купли-продажи права аренды и сверх суммы арендных платежей. Представляется, что отношения по Договору о порядке строительства объекта не носят гражданско-правовой характер, так как плата взимается за те действия, которые местная администрация обязана производить в соответствии с административным законодательством. Следовательно, плата взимается неправомерно.

В настоящее время существует острая необходимость выработать научный подход по вопросу о субъекте права распоряжения государственными и муниципальными земельными участками. Представляется, что в федеральное законодательство следует внести поправки и предоставить право распоряжения земельными участками следующим лицам:

федеральными земельными участками - Российскому фонду федерального имущества при Правительстве РФ;

земельными участками субъекта РФ - администрации субъекта РФ;

муниципальными земельными участками - местной администрации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 16.12,93 г, № 2144 «О федеральных природных ресурсах» // Российская газета 29.12,93 г. N2 239, С. 8.

2. Закон Томской области от 16.11.98 г. № 29-03 «Об отнесении земель к собственности Томской области» // Томский вестник. 19,01.99 г. N8 8. С. 4.

3. Указ Президента РФ от 24.12,93 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с конституцией РФ» // Российская газета. 05.01.94 г, № 2. .

4. Федеральный закон от 14.03.95 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Российская газета, от 22.03.95 г. № 57. С. 9-10.

5. Постановление мэрии г. Томска от 16.08,95 г. № 78 «О продлении сроков краткосрочной аренды земли» // Томский вестник. 18.03.97 г. № 47. С. 6.

6. Указ Президента РФ от 22.07,94 г. № 1535 «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994г.» // Собрание законодательства РФ. 25.07.94 г. N813. Ст. 1478.

7. Постановление администрации Томской области от 18.10.94 г, № 377 «О порядке продаже земельных участков» // Официальные ведомости Томской областной Думы и администрации Томской области (сборник нормативно-правовых актов). 1994. № 2.

8. Закон Томской области от 11.08.99 г. № 26-03 «О продаже предназначенных под застройку земельных участков в населенных пунктах» // Красное знамяю. 18,08.99 г. N5191.

£. В. Федорова. Договор пожизненного содержания с иждивением

9. Федеральный закон от 22.02,1999 г. № Зб-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 г.» // Собрание законодательства, от 01.03.99 г, N8 9, Ст. 1093.

10. Постановлением мэрии г. Томска от 16.01,95 г. № 10 «Об утверждении Положения об участии застройщиков в развитии инженерной и социальной инфраструктуры города Томска» // Документ опубликован не был.

ДОГОВОР ПОЖИЗНЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ С ИЖДИВЕНИЕМ

Е.В. Федорова

Томский политехнический университет

О пожизненном содержании с иждивением можно говорить в нескольких аспектах. Во-первых, как о системе правовых норм, которые регулируют общественные отношения по поводу передачи в собственность недвижимого имущества за предоставление пожизненного содержания бывшему собственнику и указанному им третьему лицу. Данные нормы заключены в § 4 гл. 33 ГК. Нормы гл. 33 ГК РФ направлены на регулирование любых рентных отношений и представляют собой новый гражданско-правовой институт. Нормы же § 4 гл. 33 ГК РФ можно рассматривать как субинститут, поскольку «субинститут система правовых норм, которые составляют обособленную часть правового института и регулируют определенный вид, сторону однородных общественных отношений» [1].

В данном случае нормы § 4 гл. 33 ГК РФ регулируют общественные отношения по поводу отчуждения недвижимого имущества под выплату бывшему собственнику пожизненного содержания, что является спецификой для рентных отношений.

Во-вторых, о пожизненном содержании с иждивением можно говорить как о юридическом факте, договоре. Данный договор представляет собой, во-первых, разновидность договора ренты как родового понятия и, во-вторых, разновидность договора пожизненной ренты.

Из легального определения договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ) видно, что данный договор является реальным, так как достижение соглашения но существенным условиям договора недостаточно для его заключения - требуется передача недвижимого имущества плательщику ренты. Рассматриваемый договор относится к разряду односторонних договоров, так как после передачи имущества плательщику ренты получатель не несет по договору никаких обязанностей, обладая лишь правами, а плательщик ренты обязан в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренты определенную денежную сумму либо предоставлять средства на его содержание в иной форме. Данный договор является возмездным, так как получатель ренты за выполнение своих обя-

занностей по договору получает встречное имущественное предоставление от другой стороны, в частности от плательщика ренты.

Специфическим признаком данного договора является признак рискованности. В.А. Ойгензихт определяет понятие риска как «допущение отрицательных последствий при любом, даже самом неожиданном, самом маловероятном событии или действии» [2]. В пожизненном содержании с иждивением, очевидно, риск заключается, во-первых, в преждевременном прекращении договора и, во-вторых, в том, что размер рентных платежей может оказаться больше или меньше стоимости отчужденного под выплату ренты имущества. Еще одним отличительным признаком данного договора является то, что он тесно связан с личностью субъекта.

В-третьих, пожизненное содержание с иждивением можно рассматривать как правоотношение. Характер возникающего правоотношения очень специфичен: после заключения договора и передачи имущества между сторонами образуется тесная правовая связь. Отношения, которые возникают, носят длящийся характер, а говоря о пожизненном содержании с иждивением, и доверительный характер [3].

Для полноты анализа новых норм о пожизненном содержании с иждивением необходимо обратиться к ст. 253 и 254 ГК РСФСР 1964 г. и сопоставить их с действующим законодательством. ГК РСФСР 1964 г. предусматривал в качестве разновидности договора купли-продажи жилого дома куплю-продажу с условием пожизненного содержания продавца. Можно сказать, что нормы ГК РСФСР 1964 г. регулировали только одну разновидность нынешней ренты. Исследователи полагают, что те нормы оказались малоэффективными. Одной из главных причин этого является недооценка их социальной значимости самим законодателем. Ст. 253 и 254 ГК РСФСР 1964 г. несли идеологическую нагрузку своего времени. В нашей стране упорно не показывали существование бедности. Далеко не все проблемы нуждающихся граждан подпадали под правовое регулирование, считалось, что в нашей стране особых проблем нет и не может быть, так как государство взяло

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.