Научная статья на тему 'О СТРУКТУРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ'

О СТРУКТУРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИБЫЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роднова Елизавета Михайловна

В статье раскрыт вопрос стандартизации корпоративных обязательств. Автором проклассифицирована структура данных обязательств, предложены новые элементы. Статья вызовет интерес у экономистов-исследователей для дальнейшего изучения данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STRUCTURE OF STANDARDIZATION OF CORPORATE SOCIAL OBLIGATIONS

The article reveals the issue of standardization of corporate obligations. The author has classified the structure of these obligations, proposed new elements. The article will arouse interest among economists-researchers for further study of this issue.

Текст научной работы на тему «О СТРУКТУРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ»

УДК 331

О СТРУКТУРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Роднова Елизавета Михайловна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Россия, г. Москва

Аннотация. В статье раскрыт вопрос стандартизации корпоративных обязательств. Автором проклассифицирована структура данных обязательств, предложены новые элементы. Статья вызовет интерес у экономистов-исследователей для дальнейшего изучения данного вопроса.

Ключевые слова: социальные обязательства; финансирование; стандартизация; эффективность; прибыльность.

ON THE STRUCTURE OF STANDARDIZATION OF CORPORATE SOCIAL OBLIGATIONS

Rodnova Elizaveta Mikhailovna

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Russia, Moscow

Abstract. The article reveals the issue of standardization of corporate obligations. The author has classified the structure of these obligations, proposed new elements. The article will arouse interest among economists-researchers for further study of this issue. Keywords: social obligations; financing; standardization; efficiency; profitability.

Как показывает анализ существующей практики формирования социальных стандартов, на первом этапе отмечается появление уникальных мотивационных инструментов и социальных обязательств. Классическим примером в данном случае является уже рассмотренный в предыдущей главе внутренний распорядок корпорации Google. Далее, по мере распространения информации об этом происходит их стихийное заимствование и распространение. В частности, практика компании Google получает все большую популярность в российских фирмах, занимающихся разработкой программного обеспечения [1].

Вслед за этим происходит эволюция наиболее популярных социальных обязательств в стандарты де-факто, широко применяемые в локальных трудовых нормах, коллективных и индивидуальных договорах. В частности, это относится к компенсации расходов на мобильную связь или же системы добровольного медицинского образования за счет работодателя.

Завершающим шагом является формализация стандартов де-факто в соответствующих отраслевых стандартах де-юре. В России данная практика пока не получила широкого распространения, в частности, потому, что отсутствует законодательная база, определяющая статус отраслевых стандартов, как в техническом регулировании, так и в трудовом законодательстве: вслед за Трудовым кодексом, различными нормативными актами федеральных и местных властей непосредственно следуют локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (ст. 8 ТК), принимаемые конкретными работодателями.

«Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее -локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с тру-

довым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями [2].

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению [3]. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения».

«Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов.

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме [4].

В случае, если мотивированное мнение

выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения» [5].

Большинство работодателей в настоящее время полагают, что т.к. стимулирующие надбавки приветствуются самими сотрудниками, то достаточно включать их в трудовые договора, при этом сам стандарт таких надбавок не имеет никакого официального статуса и служит лишь «заготовкой» для написания соответствующих разделов трудовых договоров. Однако анализ показывает, что принятие локальных нормативных актов, эксплицирующих политику работодателя в отношении мотивационной политики, является более правильным шагом, поскольку повышает как престиж организации, так и транспарентность регулирования трудовых отношений в ней, что привлекает дополнительное количество соискателей.

Вышерассмотренная процедура формирования стандартов де-факто недостаточно эффективна: процесс стихийного распространения социальных стандартов явля-

ется достаточно медленным, а отсутствие общепринятых образцов их кодифицирования вынуждает каждое предприятие самостоятельно искать подходящие образцы и разрабатывать соответствующие локальные нормативные акты, что является излишне трудоемким процессом, особенно для малого и среднего бизнеса, и в условиях недостаточной квалификации и правовой культуры юридического и кадрового отделов зачастую может привести к противоречию с действующим федеральным законодательством [6].

Предлагается следующий метод повышения эффективности процедуры создания и распространения социальных стандартов: переход от спонтанного процесса отбора и обобщения различных практик социальных обязательств к широкому гласному процессу целенаправленного создания новых социальных стандартов в рамках модели «как есть - как должно быть», включающему в себя экспертные оценки научного сообщества, переговоры организованных представителей работодателей и сотрудников. Для этого необходимо регулярно рассматривать наиболее удачные единичные практики современных компаний, которые могут быть обобщены и постепенно стать основной новых измерений социальных стандартов трудовых отношений.

Наилучший потребительский эффект реализации нормативно-управленческих резервов качества продукции достигается, когда потребители участвуют во всем процессе создания и использования тех или иных нормативов качества. В настоящий момент участие потребителей в данных процессах явно недостаточно, что наглядно показано в работе Х. Де Вриза, а К. Якобс и соавторы описывают пользователей и стандартизацию, как «обособленные миры» [7]. М. Хили и Н. Поуп в своем исследовании также продемонстрировали, что большинство пользователей имеют недостаточные сведения о процессах стандартизации. Осознавая важность данной проблемы, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев заявил на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики (г. Липецк, 20.01.2010 г.): «В существующей системе техрегулирования разработку стандартов осуществляют технические комитеты. Но нам необходимо, чтобы в их работе участво-

вали не только производители, не только бизнес, о котором я только что сказал, но и потребители. Ведь при оформлении стандартов должны учитываться интересы обеих сторон, и мы не должны разрушать баланс в этом смысле». В области стандартов социальной защиты и мотивации потребителями могут рассматриваться работники компаний, поэтому важно их вовлечение в процесс обсуждения и формирования социальных стандартов, как посредством профессиональных союзов, так и в индивидуальном порядке [8].

Для выработки конкретной модели и методов повышения степени участия всех заинтересованных лиц в процессе разработки социальных стандартов необходимо рассмотреть детально существующий процесс движения информации в ходе разработки и опубликования стандартов и предложить к нему соответствующие поправки.

Структура бизнес-процесса «Подготовка проектов стандартов к утверждению, а также их регистрация и опубликование» основана на следующих стандартах и классификаторах:

- ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения»;

- ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин»;

- ГОСТ 13.1.002-2003 «Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы» [9];

- ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»;

- ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»;

- ПР 50.1.074-2004 «Подготовка проектов национальных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию».

Стандарты разрабатываются техническими комитетами (ТК), правовые основы деятельности которых изложены в Федеральном законе «О техническом регулировании», в котором отмечается:

«Статья 14. Национальный орган Россий-

ской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации.

1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации), создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность;...

...4. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.

Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

Технические комитеты по стандартизации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них».

К работе комитетов должны привлекаться ученые и ведущие специалисты заинтересованных организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии, сертификации и инженерных обществ [10].

ТК создаются на добровольной основе для организации и проведения работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии и услуг. ТК выполняет следующие основные функции:

- организует разработку и пересмотр российских национальных и межгосударственных стандартов в своей области деятельности, в том числе готовит предложения в соответствующую программу;

- обеспечивает гармонизацию российских национальных и межгосударственных стандартов на международном уровне, в том числе содействует принятию в этом качестве международных и региональных стандартов;

- рассматривает проекты российских национальных и межгосударственных стандартов, в том числе организует разработки или проводит их экспертизу и представляет на утверждение в национальный орган

Российской Федерации по стандартизации (НОС) или готовит предложения об отклонении проектов;

- сотрудничает с ТК в смежных областях деятельности, обеспечивая комплексность работ по стандартизации;

- обеспечивает интересы Российской Федерации при взаимодействии с аналогичными международными, региональными и зарубежными национальными ТК, в том числе участвуя в работе ТК ИСО или МЭК и межгосударственных технических комитетах по стандартизации;

- участвует в разработке международных стандартов (в том числе путем рассмотрения их проектов, если их разработка осуществляется в других странах) и способствует принятию российских стандартов в качестве международных;

- взаимодействует с федеральными и иными органами исполнительной власти, различными организациями и физическими лицами;

- организует или проводит экспертизу проектов стандартов организаций (по предложению этих организаций).

ТК должны быть саморегулируемыми организациями, со своими внутренними механизмами регулирования и управления. Критериями выполнения своих функций в процессах саморегулирования в механизмах регулирования являются:

- требования по безопасности технических регламентов (при разработке стандартов);

- экспертное заключение на разработанные национальные стандарты от НОС;

- презумпция соответствия требованиям по безопасности стандартов при подтверждении соответствия;

- критерии, предъявляемые обществом, при выполнении принципа открытости разработки стандартов.

ТК может быть создан на базе Ассоциации производителей, потребителей и других заинтересованных лиц в соответствующей продукции (далее - Ассоциация).

Ассоциация сотрудничает с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на основании двустороннего соглашения. Основными направлениями сотрудничества являются [11]:

- разработка технических регламентов;

- организация работ по международному сотрудничеству и заключению соглашений о взаимном признании с другими странами технических регламентов и других норм в области технического регулирования;

- проведение маркетинговых исследований;

- обучение и аттестация кадров в области деятельности Ассоциации;

- координация деятельности организаций-членов Ассоциации.

Участники Ассоциации направляют (если считают целесообразным) своих представителей для работы в ТК. Также каждый участник Ассоциации (юридические лица) делает отчисления, взносы на работу ТК, так как через ТК Ассоциация может решать очень важные задачи, такие как:

- проведение научно-исследовательских работ;

- разработка технических регламентов;

- разработка стандартов, планов, программ и т.д.

Уставным фондом ТК распоряжается его рабочий орган - общественное учреждение, которое имеет Устав (Положение). Этот рабочий орган реализует программу работ, принятую ТК, и занимается вопросами финансирования.

Главная задача ТК по стандартизации -содействие развитию национальной системы стандартизации.

Процедура разработки и принятия стандартов выглядит следующим образом.

Технический комитет (ТК) после разработки проекта стандарта предоставляет его окончательную редакцию для утверждения с комплектом документов, предусмотренным ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.6) в национальный орган по стандартизации.

В подразделении делопроизводства национального органа по стандартизации осуществляется проверка комплектности поступивших документов на соответствие сопроводительному письму.

После проверки комплектности подразделение делопроизводства национального органа по стандартизации направляет три экземпляра проекта стандарта (с комплектом поступившей документации) в соответствующее структурное подразделение национального органа по стандартизации (Управление технического регулирования и стандартиза-

ции, Управление метрологии и надзора) в соответствии с закрепленной тематикой (далее - курирующее подразделение) для его подготовки к утверждению [12].

По поступлении документов курирующее подразделение осуществляет проверку комплектности на соответствие ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.6).

В случае получения неполного комплекта документов, указанного в ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.6.), курирующее подразделение запрашивает недостающие документы у секретариата ТК, представившего проект стандарта для утверждения.

На основании проверки курирующее подразделение принимает соответствующее решение.

Если недостающие документы не поступили в национальный орган по стандартизации в установленный срок, то курирующее подразделение принимает решение о приостановке работ и возвращает все поступившие документы в секретариат ТК.

При наличии всех необходимых документов (при получении недостающих документов), соответствующих ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.6), после рассмотрения представленной окончательной редакции проекта стандарта согласно ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.4.2) и если считает возможным его утвердить, то курирующее подразделение принимает решение о продолжении работ с проектом стандарта.

Приняв положительное решение, курирующее подразделение направляет окончательную редакцию проекта стандарта вместе с полученным комплектом документов и сопроводительным письмом в уполномоченную научную организацию по стандартизации (далее - НИИ).

НИИ после получения проекта стандарта с комплектом документов от курирующего подразделения осуществляет проверку документов, поступивших с проектом стандарта.

НИИ рассматривает проект стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (подраздел 4.4), в зависимости от его специфики.

Если при проверке проекта стандарта выявились недостатки, которые могут быть устранены путем его доработки без возврата и в установленные сроки, то НИИ согласовывает с ТК (или непосредственно с разработчиком) изменения, которые необходимо вне-

сти в разрабатываемый стандарт.

После согласования НИИ может внести в проект стандарта исправления, устраняющие выявленные недостатки. Содержание доработок, НИИ отражает в докладной записке.

Если после проведения проверок, а при необходимости и доработок проекта стандарта НИИ считает возможным представить проект стандарта для утверждения, он осуществляет подготовку докладной записки и передачу одного из экземпляров проекта стандарта (его копию) в ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на издательское редактирование.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» осуществляет издательское редактирование проекта стандарта, вносит в него при необходимости издательские правки и возвращает проект стандарта в НИИ.

При наличии редакционных замечаний, не изменяющих требования стандарта, НИИ по согласованию с ТК (или разработчиком стандарта) вносит необходимые исправления в первый экземпляр проекта стандарта и направляет его вместе с экземпляром проекта стандарта, содержащим издательские правки (далее - черновик с издательскими правками), в ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на окончательное редактирование и вычитку.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» проводит окончательное редактирование проекта стандарта, проставляет штамп «В НАБОР» на каждом листе его первого экземпляра и возвращает НИИ первый экземпляр проекта стандарта и черновик с издательскими правками, завизированный редактором.

После получения первого экземпляра проекта стандарта со штампом «В НАБОР» из ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» исполнитель НИИ проверяет наличие штампа «В НАБОР» на всех листах первого экземпляра проекта стандарта, снимает с него пять копий и готовит первый и второй экземпляры проекта стандарта к утверждению, проставляет на них свою визу, готовит и визирует докладную записку, готовит и визирует проект приказа национального органа по стандартизации об утверждении стандарта.

Подготовка и визирование проекта приказа национального органа по стандартизации об утверждении стандарта происходит после согласования его с подразделением регистрации [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НИИ направляет в курирующее подразделение первый и второй экземпляры проекта стандарта с сопроводительными документами.

Курирующее подразделение проверяет поступившие документы, ставит свою визу и штамп об утверждении стандарта («Утвержден») на втором экземпляре проекта стандарта, а также визирует проект приказа национального органа по стандартизации об утверждении стандарта.

Руководитель курирующего подразделения рассматривает подготовленный проект приказа об утверждении стандарта и докладную записку, после чего подписывает докладную записку, визирует проект приказа и представляет его (вместе с первым экземпляром проекта стандарта, докладной запиской и заключением ТК с мотивированным предложением об утверждении стандарта) руководству национального органа по стандартизации для визирования и подписания.

Руководство национального органа по стандартизации визирует и подписывает поступивший проект приказа.

В соответствии с пунктом 8 статьи 16 Федерального закона «О техническом регулировании» национальный орган по стандартизации на основании мотивированного предложения ТК, подготовленного по результатам экспертизы проекта стандарта, представленного разработчиком, может принять решение об отклонении стандарта.

В случае отклонения стандарта национальным органом по стандартизации курирующее подразделение определяет обоснованность предложения ТК и при согласии с ним возвращает проект стандарта (с документами, поступившими с ним) разработчику, представившему данный проект стандарта в ТК, с письмом, подписанным руководителем национального органа по стандартизации, содержащим обоснованное решение об отклонении проекта стандарта.

После подписания приказа национального органа по стандартизации об утверждении стандарта исполнитель курирующего подразделения представляет экземпляр стандарта со штампом об утверждении руководителю курирующего подразделения, который заверяет данный штамп своей подписью.

После заверения штампа руководителем курирующего подразделения все поступив-

шие документы с подписанным приказом направляются в соответствующий НИИ.

НИИ после получения от курирующего подразделения подписанного приказа национального органа по стандартизации об утверждении стандарта с комплектом документов в установленный срок формирует дело стандарта.

НИИ по окончании формирования дела стандарта направляет его на регистрацию в подразделение регистрации с сопроводительным письмом и сопутствующими документами.

Подразделение регистрации осуществляет соответствующую проверку.

По окончании проверки получает положительный результат.

По окончании проверки получает отрицательный результат - возвращает в НИИ все документы, поступившие от него на регистрацию, приводя обоснование этого решения в устной или письменной форме.

При положительном результате указанных проверок подразделение регистрации присваивает номер приказу национального органа по стандартизации, присваивает обозначение национальному стандарту и вносит сведения о стандарте в реестр национальных стандартов.

Подразделение регистрации после регистрации стандарта в установленный срок осуществляет рассылку документов.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» направляются первый экземпляр утвержденного стандарта (изменения), его копию и черновик с издательскими правками, а также две копии приказа национального органа по стандартизации.

НИИ направляют копию приказа национального органа по стандартизации и копию принятого стандарта (изменения).

Управление технического регулирования и стандартизации (УТРС) направляют копию приказа национального органа по стандартизации.

В другие подразделения национального органа по стандартизации - в соответствии с Инструкцией по делопроизводству - копию приказа национального органа по стандартизации.

Опубликование уведомления об утвержденном стандарте и текста утвержденного стандарта осуществляют согласно поста-

новлению Правительства Российской Федерации. ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» опубликовывает уведомление об утвержденном стандарте (изменении) в очередном номере информационного указателя «Национальные стандарты» (ИУС) и учитывает его при подготовке указателя «Национальные стандарты» на следующий год, а также публикует текст утвержденного изменения в этом номере ИУС и учитывает его при переиздании стандарта, соблюдая при этом требования ГОСТ Р 1.5.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» опубликовывает (издает) тираж утвержденного стандарта в установленный срок [14].

Требованием участия профессиональных союзов в создании стандартов социального обеспечения в области трудовых отношении обусловлена необходимость предоставления всем заинтересованным лицам информации о ходе обсуждения проекта стандарта. В настоящее время существует система, выполняющая данную функцию - автоматизированная информационная система (АИС) «Мониторинг НД», однако она пока рассчитана исключительно на внутреннее пользование специалистами Росстандарта и профильных технических комитетов. Поэтому необходимо рассмотреть текущее состояние указанной системы и предложить пути ее модернизации с целью предоставления доступа к единому информационному пространству всех стадий разработки стандартов заинтересованным лицам.

Автоматизированная система сбора и обработки информации о ходе разработки национальных стандартов создана и введена в опытную эксплуатацию с целью проведения мониторинга всех этапов прохождения разработки проектов национальных стандартов: от стадии внесения информации о разработки национального стандарта в Программу национальной стандартизации до его официального издания.

В процессе реализации положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» № 184-ФЗ при осуществлении системы мероприятий, направленных на обеспечение вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и присоединения к Соглашению по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и Соглашению по применению санитарных

и фитосанитарных мер (СФС) ВТО, возникла необходимость проведения работ по мониторингу процесса разработки национальных стандартов. В связи с этим создана автоматизированная информационная система сбора и обработки информации о ходе разработки национальных стандартов АИС «Мониторинг НД» с целью проведения мониторинга всех этапов прохождения проектов национальных стандартов: от стадии внесения информации о проекте национального стандарта в Программу национальной стандартизации на очередной год до официального издания утвержденного национального стандарта. В 2008 г. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии АИС «Мониторинг НД» введена в опытную эксплуатацию.

Необходимость расширения функциональности системы «Мониторинг НД» определяется требованиями к транспарентности процесса разработки и принятия стандартов. Предложена программа развития системы «Мониторинг НД» с целью повышения транспарентности разработки и принятия стандартов, основанная на концепции поэтапного расширения круга абонентов системы, в том числе за счет включения заинтересованных лиц - патентовладельцев и инноваторов, и развития информационного наполнения системы с целью интеграции сведений о ходе обсуждения проектов стандартов и высказанных точках зрения, а также проведенных экспертизах. Предложенное развитие системы «Мониторинг НД» позволит на более высоком уровне за счет формирования единой автоматизированной информационной инфраструктуры обеспечить возможность как более широкого учета мнений заинтересованных сторон, включая физических лиц - расписок литературы

ботников, о проекте социального стандарта, поскольку заинтересованным лицам не придется тратить время на поиск разработчика конкретного стандарта, просьбу выслать отдельный экземпляр проекта и отсылку замечаний: электронная интерактивная система «Мониторинг НД» может обеспечить на базе портальных технологий единую базу данных о ходе разработки всех стандартов, возможность оперативного ознакомления с их проектами, присланными замечаниями и участия в обсуждении, что существенно повысит степень вовлеченности общества и бизнеса в процесс обсуждения и разработки стандарта, следовательно, принимаемые стандарты будут учитывать мнения более широкого круга лиц и являться продуктом национального консенсуса, что повысит как их качество, так и престиж и послужит стимулом для их добровольного соблюдения. Поскольку существенным вопросом является контроль за аутентичностью передаваемой информации, то первым этапом модернизации и расширения АИС «Мониторинг НД» может являться установка специализированных компьютерных терминалов в Центрах стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ), позволяющих желающим, включая представителей бизнеса и профсоюзов, войти в АИС «Мониторинг НД», изучать проекты стандартов и участвовать в их обсуждении [15].

Это позволит, как более плодотворно учитывать опыт и запросы работников в формировании социальных стандартов, так и самим работникам распространять информацию о тех или иных социальных стандартах и их реализации на конкретных предприятиях, повышая тем самым транспарентность рынка труда и качество мотивации сотрудников.

1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184-ФЗ // СЗ РФ. -2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5140.

2. Буденная Ж.Н., Грозовский Г.И., Макушкина С.М. Место и роль технических комитетов по стандартизации // Стандарты и качество. - 2003. - № 10.

3. Коновалов В.А. Нормативно-управленческие резервы повышения потребительского качества продукции: Монография. - М.: Московский печатник, 2009; Коновалов В.А. Стратегия рыночного лидерства на базе реализации нормативно-управленческих резервов качества: Монография. -М.: Московский печатник, 2010; Коновалов В.А., Докукин А.В. Роль системы технического регулирования в инновационном развитии экономики // Стандарты и качество. - 2009. - № 2 и др.

4. Соколов А.П. Взаимосвязь инвестиций и инноваций в АПК. В сб.: Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы. сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 35-36.

5. Соколов А.П. Сбалансированная региональная финансовая политика как фактор экономической безопасности территории. В сб.: Финансово-кредитный механизм регулирования экономики: от теории к практике. сборник материалов I Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, аспирантов и специалистов-практиков. 2016. С. 259-264.

6. Уголовно-исполнительная система как элемент региональной социально-экономической структуры / А. П. Соколов, В. Н. Пожималин, Л. Я. Копылова [и др.] // Сегодня и завтра Российской экономики. - 2015. - № 72. - С. 5-16.

7. Закомолдина В.В., Соколов А.П. Экономическая безопасность продовольственной сферы. В сб.: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник научных статей 6-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2016. С. 71-75.

8. Беляев, М. Н. Влияние географического указания на развитие регионов Российской Федерации / М. Н. Беляев // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 45-52. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_45.

9. Бородин, М. С. Экономическая безопасность и устойчивое развитие / М. С. Бородин // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 53-57. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_53.

10. Зотов, О. К. Оценка экономической безопасности малых предприятий / О. К. Зотов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 58-63. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_58.

11. Санташов, А. Л. О проведении бинарных опционов с использованием «биржевых терминалов» / А. Л. Санташов, А. М. Смирнов, А. В. Миронов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 64-68. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_64.

12. Беляев, М. Н. Влияние географического указания на развитие регионов Российской Федерации / М. Н. Беляев // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 45-52. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_45.

13. Бородин, М. С. Экономическая безопасность и устойчивое развитие / М. С. Бородин // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 53-57. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_53.

14. Зотов, О. К. Оценка экономической безопасности малых предприятий / О. К. Зотов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 58-63. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_58.

15. Санташов, А. Л. О проведении бинарных опционов с использованием «биржевых терминалов» / А. Л. Санташов, А. М. Смирнов, А. В. Миронов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 64-68. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_64.

References

1. Federal'ny'j zakon «O texnicheskom regulirovanii» ot 27.12.2002 g. №184-FZ // SZ RF. 2002. № 52 (ch. 1). St. 5140.

2. Budennaya Zh.N., Grozovskij G.I., Makushkina S.M. Mesto i rol' texnicheskix komitetov po standartizacii // Standarty' i kachestvo. - 2003. № 10.

3. Konovalov V.A. Normativno-upravlencheskie rezervy' povy'sheniya potrebitel'skogo kachestva produkcii: Monografiya. M.: Moskovskij pechatnik, 2009; Konovalov V.A. Strategiya ry'nochnogo liderstva na baze realizacii normativno-upravlencheskix rezervov kachestva: Monografiya. M.: Moskovskij pechatnik, 2010; Konovalov V.A., Dokukin A.V. Rol' sistemy' texnicheskogo regulirovaniya v innovacionnom razvitii e'konomiki // Standarty' i kachestvo. - 2009. № 2 i dr.

4. Sokolov A.P. Vzaimosvyaz' investicij i innovacij v APK. V sb.: Sovremennaya e'konomika: problemy', puti resheniya, perspektivy'. sbornik nauchny'x trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 35-36.

5. Sokolov A.P. Sbalansirovannaya regional'naya finansovaya politika kak faktor e'konomicheskoj bezopasnosti territorii. V sb.: Finansovo-kreditny'j mexanizm regulirovaniya e'konomiki: ot teorii k praktike. sbornik materialov I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej vuzov, aspirantov i specialistov-praktikov. 2016. S. 259-264.

6. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema kak e'lement regional'noj social'no-e'konomicheskoj struktury' / A. P. Sokolov, V. N. Pozhimalin, L. Ya. Kopy'lova [i dr.] // Segodnya i zavtra Rossijskoj e'konomiki. 2015. № 72. S. 5-16.

7. Zakomoldina V.V., Sokolov A.P. E'konomicheskaya bezopasnost' prodovol'stvennoj sfery'. V sb.: Instituty' i mexanizmy' innovacionnogo razvitiya: mirovoj opy't i rossijskaya praktika. Sbornik nauchny'x statej 6-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvenny'j redaktor A.A. Goroxov. 2016. S. 71-75.

8. Belyaev, M. N. Vliyanie geograficheskogo ukazaniya na razvitie regionov Rossijskoj Federacii / M. N. Belyaev // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 45-52. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_45.

9. Borodin, M. S. E'konomicheskaya bezopasnost' i ustojchivoe razvitie / M. S. Borodin // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 53-57. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_53.

10. Zotov, O. K. Ocenka e'konomicheskoj bezopasnosti maly'x predpriyatij / O. K. Zotov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 58-63. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_58.

11. Santashov, A. L. O provedenii binarny'x opcionov s ispol'zovaniem «birzhevy'x terminalov» / A. L. Santashov, A. M. Smirnov, A. V. Mironov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 64-68. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_64.

12. Belyaev, M. N. Vliyanie geograficheskogo ukazaniya na razvitie regionov Rossijskoj Federacii / M. N. Belyaev // Industrial'naya ekonomika. 2020. № 3. S. 45-52. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_45.

13. Borodin, M. S. E'konomicheskaya bezopasnost' i ustojchivoe razvitie / M. S. Borodin // Industrial'naya ekonomika. 2020. № 3. S. 53-57. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_53.

14. Zotov, O. K. Ocenka e'konomicheskoj bezopasnosti maly'x predpriyatij / O. K. Zotov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 58-63. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_58.

15. Santashov, A. L. O provedenii binarny'x opcionov s ispol'zovaniem «birzhevy'x terminalov» / A. L. Santashov, A. M. Smirnov, A. V. Mironov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 64-68. DOI 10.47576/2712-7559 2020 3 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.