Научная статья на тему 'О СТРАТЕГИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ'

О СТРАТЕГИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ / ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ СЕРТИФИКАТЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самыгин Д.Ю.

Цель - исследовать проблему стратегического планирования, которая связана с новыми стратегическими целями и задачами в сфере национальной продовольственной безопасности. Сделан акцент на экономическую доступность как составной элемент, балансирующий вместе с физической и экологической доступностью продукции в системе триединства аспектов продовольственной безопасности. На современном этапе достигнутый уровень экономической доступности подвержен опасным рискам и угрозам снижения, которые образуют социальные вызовы, обусловленные падением реальных доходов населения и ростом цен на основные продукты питания. На основе обобщения действующих нормативных актов и планируемых законопроектов выявлено, что сегодня влияние данных вызовов вынуждает органы исполнительной и законодательной власти принимать пакет мер по нивелированию продовольственных рисков, среди которых обоснование необходимости введения продовольственных сертификатов малоимущим гражданам. Методы. Научно-теоретическое обобщение и аналитические расчеты данных Росстата с учетом децильных (10 %) групп населения по уровню среднедушевых располагаемых доходов. Статистические группировки регионов по природно-экономическим условиям, проведенные автором для оценки и учета их влияния на экономическую доступность продукции. Научная новизна. Для повышения финансово-экономической обоснованности мер продовольственной поддержки, автором предлагается методика стратегического планирования продовольственной помощи населению, суть которой исходит из балансовой увязки размеров поддержки с расходами на рациональное потребление продукции. Результаты. Результаты расчетов свидетельствуют, что настоятельная необходимость оказания продовольственной помощи прослеживается у 40 % населения с самыми низкими среднедушевыми доходами. Путем статистической группировки субъектов РФ по кадастровой стоимости 1 га сельхозугодий обосновано, что целенаправленность поддержки повышения экономической доступности продукции усилится, если в расчетах учитывать природно-экономические особенности регионов проживания граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STRATEGIZING THE ECONOMIC ACCESSIBILITY OF PRODUCTS AND FOOD AID TO THE POPULATION

Target. Explore the issue of strategic planning related to new strategic and national food security objectives. The emphasis is placed on economic accessibility as an integral element, balancing together with the physical and environmental accessibility of products in the system of three aspects of food security. At the present stage, the level of economic accessibility achieved is subject to dangerous risks and threats of decline, which constitute social challenges due to the drop in real incomes of the population and the increase in prices of basic food. Based on the synthesis of existing regulatory acts and planned bills, it was revealed that today the influence of these challenges forces the executive and legislative authorities to adopt a package of measures to mitigate food risks, including the justification for the need to introduce food certificates to poor citizens. Methods. Scientific and theoretical generalization and analytical calculations of Rosstat data taking into account decile (10 %) population groups in terms of average per capita disposable income. Statistical groupings of regions by natural and economic conditions, conducted by the author to assess and take into account their impact on economic availability of products. Scientific novelty. To increase the financial and economic validity of food support measures, the author proposes a methodology for strategic planning of food assistance to the population, the essence of which is based on the balance between the amount of support and the cost of rational consumption of products. Results. The results of the calculations indicate that 40 per cent of the population with the lowest per capita income has an urgent need for food assistance. By statistical grouping of the constituent entities of the Russian Federation according to the cadastral value of 1 hectare of farmland, it is justified that the focus of support for increasing the economic availability of products will increase if the natural and economic characteristics of the regions of residence of citizens are taken into account in the calculations.

Текст научной работы на тему «О СТРАТЕГИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ»

УДК 338.439.02 Код ВАК 08.00.05 DOI: 10.32417/1997-4868-2021-206-03-92-100

О стратегировании экономической доступности продукции | и продовольственной помощи населению

§ Д. Ю. Самыгин1*

§ 1 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

^ *E-mail: vekont82@mail.ru

Аннотация. Цель - исследовать проблему стратегического планирования, которая связана с новыми стратегическими целями и задачами в сфере национальной продовольственной безопасности. Сделан акцент на экономическую доступность как составной элемент, балансирующий вместе с физической и экологической доступностью продукции в системе триединства аспектов продовольственной безопасности. На современном этапе достигнутый уровень экономической доступности подвержен опасным рискам и угрозам снижения, которые образуют социальные вызовы, обусловленные падением реальных доходов населения и ростом цен на основные продукты питания. На основе обобщения действующих нормативных актов и планируемых законопроектов выявлено, что сегодня влияние данных вызовов вынуждает органы исполнительной и законодательной власти принимать пакет мер по нивелированию продовольственных рисков, среди которых обоснование необходимости введения продовольственных сертификатов малоимущим гражданам. Методы. Научно-теоретическое обобщение и аналитические расчеты данных Росстата с учетом децильных (10 %) групп населения по уровню среднедушевых располагаемых доходов. Статистические группировки регионов по природно-экономическим условиям, проведенные автором для оценки и учета их влияния на экономическую доступность продукции. Научная новизна. Для повышения финансово-экономической обоснованности мер продовольственной поддержки, автором предлагается методика стратегического планирования продовольственной помощи населению, суть которой исходит из балансовой увязки размеров поддержки с расходами на рациональное потребление продукции. Результаты. Результаты расчетов свидетельствуют, что настоятельная необходимость оказания продовольственной помощи прослеживается у 40 % населения с самыми низкими среднедушевыми доходами. Путем статистической группировки субъектов РФ по кадастровой стоимости 1 га сельхозугодий обосновано, что целенаправленность поддержки повышения экономической доступности продукции усилится, если в расчетах учитывать природно-экономические особенности регионов проживания граждан.

Ключевые слова: стратегическое планирование, продовольственная безопасность, экономическая доступность, социальные вызовы, покупательная способность, продовольственные сертификаты, продовольственная поддержка.

Для цитирования: Самыгин Д. Ю. О стратегировании экономической доступности продукции и продовольственной помощи населению // Аграрный вестник Урала. 2021. № 03 (206). С. 92-100. DOI: 10.32417/1997-4868-2021-20603-92-100.

Дата поступления статьи: 19.02.2021.

Постановка проблемы (Introduction)

С 2020 года в сфере продовольственной безопасности поменялась стратегическая цель, которая исходит из обеспечения населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления пищевой продукции1. В этом контексте Доктрина предлагает ориентировать государственную аграрную политику на повышение экономической доступности качественной продукции для ^ всех групп населения путем мер по снижению бедности, обеспечения приоритетной поддержки наиболее нуждаю-я" щихся слоев населения [20]. Названное положение опре-¡3 деляет принципиально новую задачу для стратегического планирования, призванного обеспечивать национальную (j безопасность страны. Для решения этой задачи автор о предлагает концепцию стратегического планирования в . сфере продовольственной безопасности, основанную на

триединстве физической, экономической и экологической доступности продукции [14].

Особую озабоченность сегодня вызывает экономическая доступность, которая может нарушить сбалансированность в системе триединства. Одной из главных угроз в обеспечении экономической доступности являются социальные вызовы, которые связаны с низкой покупательной способностью населения из-за чего внутренний спрос на продукцию не формируется на уровне рациональных норм питания и не стимулирует к этому отечественное производство. «Нужно создать условия для существенного повышения реальных доходов граждан», - подчеркивается в Послании Президента РФ от 15.01.20202. В этой связи автор предлагает провести исследование по оценке и подготовке стратегических ответов на социальные вызовы.

1 Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73338425 (дата обращения: 20.02.2021).

%

25 20 15 10 5 0

......II II

CD

cd" о о

о

о о" о о о

о

^ о

о" о" о о о о

О

^ о

о" о" о о о о

^ CTN

^ о

о" о" о о о о

On О ^ (N

й о

о ч

^ cd о" о" о о о о

О

<N ^

й о

о ч

^ О

о" о" о о о о m о

й о

о ч

^ CD о" CD о о о о

О

й о

о ч

^ CD

CD §8

s 2

S §

о

8 8" 3 о m о о о

12017 и2018 1 2019

Рис. 1. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в 2017-2019 гг., % Источник: составлено автором по данным [11]

%

25 20 15 10 5 0

III III II

о о

о о

о о

S о

о о

CA =

S ^ о

о о

о о

<N «о

S ^ о

о о

о о ■о

> о

S 40 о

о о

о о

о =>

£ ^ о

\2017 U2018 ■ 2019

Fig. 1. Population distribution by average per capita money income in 2017-2019, Source: compiled by the author [11]

%

В последние годы под влиянием санкций, антисанкций и пандемии коронавируса [7], [17] давление социальных вызовов на состояние экономической доступности усиливается. Растут цены на продовольствие, снижаются реальные доходы населения, увеличивается дифференциация населения в уровне расходов на продукты питания, выпускаемая продукция все чаще уходит на экспорт, возрастает опасность ухудшения достигнутого уровня продовольственной безопасности [15]. По данным Росстата в 2019 г. относительно 2014 г. индекс среднедушевых доходов (128,6 %) [4] с трудом перекрыл индекс цен на продовольственные товары (127 %). Реальные денежные доходы населения относительно предыдущего периода в 2015 г. составили 97,6 %, в 2016 г. - 95,5 %, в 2017 г. - 99,5 %, в 2018 г. - 100,01 %, в 2019 г. - 101,0 %, в 2020 г. - 96,5 % [13]. В итоге покупательная способность среднедушевых доходов в 2019 г. по отношению к 2017 г. снизилась по таким видам продукции как мясо кур (-0,74 %), рыба (-2,36 %), яйца (-1,04 %), сливочное масло (-2,58 %), капуста (-22,3 %), лук (-6,68 %), морковь (-1,51 %), хлебобулочные изделия (-0,38 %), крупы (-9,32 %). По отношению к 2018 г. снижения наблюдается еще и по рису (-2,4 %) [8]. Частные случаи покупательной способности могут иметь еще более сильную тенденцию к снижению, т. к. население существенно различается по уровню среднедушевых доходов (рис. 1).

В 2019 году более 50 % населения имели среднедушевые денежные доходы менее 27 тыс. руб/мес. Эта сумма ниже среднего показателя по России (35 247 руб/мес.) на 30,5 %. Одновременно доля населения с денежными до-

М о о ¡3

0

1

ходами ниже величины прожиточного минимума составила в 2019 г. 12,3 % против 10,7 % в 2012 г. [7]. В связи с этим существенно варьирует доля расходов на покупку продуктов питания в группах домохозяйств в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых ресурсов. Так, десятая группа (10 % населения с наибольшими располагаемыми ресурсами на душу населения) расходует на покупку продуктов питания в общей потребительской корзине 16 %, одновременно первая группа (10 % населения с наименьшими располагаемыми ресурсами на душу населения) расходует более 47 % [8]. Более 21 % населения (почти 31 млн чел.) тратят на покупку продуктов питания более 50 % всех расходов [9].

Учеными установлено, что в России спрос на товары первой необходимости и продукты питания при повышении цен на них не только не будет снижаться, но возможна тенденция к его увеличению. При удорожании картофеля или хлеба в составе потребительской корзины уменьшится доля мяса или рыбы, а недостающие элементы рациона будут добираться за счет более дешевых продуктов питания [11]. Уже сегодня действующая в России структура продовольственной корзины демонстрирует перекос в сторону более дешевых углеводосодержащих хлебных продуктов и картофеля [12]. Поэтому академик А. Г. Аганбегян справедливо утверждает, что экономический рост невозможен без ежегодного возрастания платежеспособного спроса, зависящего от увеличения доходов населения [1].

2 Послание Президента Федеральному Собранию от 15 января 2020 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 15.01.2020).

S

У

OQ

Ю О

to

■ Первая ■ Вторая ■ Шестая I Девятая ■ Десятая

Рис. 2. Соотношение цен покупки основных продуктов со среднероссийскими ценами в группах населения по уровню среднедушевых доходов в 2019 г. Источник: рассчитано автором по данным [9]

I! 43 ts а

й

с g

о

ts

■s 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в ^

Т

Si

Ts

§ §

43

о ¿3

"¿О

ö sS

(X)

IFirst ■ Second ■ Sixth Ш Ninth I Tenth

Fig. 2. Ratio of purchase prices of basic products with average Russian prices in population groups by level of per capita income in 2019

Source: calculated by the author based on the data [15]

Однако по итогам 2020 г. реальные денежные доходы населения снизились на 4,5 % [12], а цены на продовольственные товары выросли на 5,8 % [4]. В первом квартале 2021 г. темп роста цен на продукты питания уже таков, что Правительство РФ вынуждено устанавливать на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости предельно допустимые розничные цены3. В Госдуме на данный момент рассматривается меры по недопущению обвала экономической доступности продукции. Во-первых, предлагается проект изменений4 в Федеральный закон5, дающих право Правительству РФ устанавливать предельные размеры торговых надбавок на отдельные виды сельскохозяйственной про-

3 Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_102841 (дата обращения: 08.01.2021).

4 Законопроект № 1077520-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (о введении механизма государственного регулирования цен на продовольственные товары первой необходимости). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1077520-7 (дата обращения: 28.02.2021)

дукции и продовольствия. Во-вторых, проект ФЗ «О продовольственном сертификате»6, устанавливающем адресную социальную поддержку нуждающихся малоимущих граждан по приобретению продовольственных товаров. Финансово-экономическое обоснование предполагает дополнительные расходы федерального бюджета на сумму 200 млрд руб., что позволит охватить около 30 % от общей численности малоимущих граждан.

Правильность решений по экономической доступности продукции не вызывает сомнений. Предлагаемые меры имеют не только адресный, но и целенаправленный характер воздействия на данный аспект продовольственной безопасности. В целом, положительно отмечая вводимые меры по устранению негативной ситуации в продовольственной сфере, автор полагает, что в этом контексте требуются дополнительные исследования. Так, установлено, что сдерживание роста цен на продовольствие может негативно сказаться на уровне рентабельности товаропроизводителей и условиях воспроизводства ресурсов, без которого проблематично обеспечить формирование физической доступности продукции [17].

5 Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения: 08.01.2021)

6 Законопроект № 1067795-7 «О продовольственном сертификате». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1067795-7 (дата обращения: 01.03.2021)

Сахар и кощдатерские

изделия; 6,46%

Картофель; ] 4,18%

Масло растительное; 2,18%

Сахар и Яйца; кондитерские 2 "¡5% изделия;

9,37%

Молоко и молочные продукты;

23,58%

Мясо КРС: ] 9,67%

Хлеб и хлебные

продукты; Картофель; 18,81% 3,06%

Масло растительное: 2,17%

Яйца; 2,50%

Мясо свиней; 13,39%

продукты; 21,08%

на рациональное потребление

на фактическое потребление

Рис. 3. Расходы на потребление основных видов сельхозпродукции. Источник: составлено автором

Sugar and confectionery; ■ 6,46%

Milk and dairy products; 25,78%

Cattle meat: 12,90%

Potatoes; 4,18%

J

Vegetable oil; 2,18%

Eggs; ' 2,55%

Sugar and confectionery; 9,37%

Pig meat: 8,44% Milk and dairy / products; J 23,58%

Vegetables and melons;

1S'70% Cattle meat;

9,67%

Bread and bread

products; Potatoes; 18,81% 3,06%

Vegetable oil; 2,17%

Eggs; 2,50%

Pig meat; 13,39%

Vegetables and melons; 15,16%

Bread and bread Г products; 21,08%

rational consumption

for actual consumption

Fig. 3. Consumption costs of main types of agric

Методология и методы исследования (Methods)

В данной работе наиболее углубленное исследование экономической доступности продукции автор построил с учетом децильных (10 %) групп населения по уровню среднедушевых располагаемых доходов. Дело в том" что именно в разрезе децильных групп наблюдается дифференциация потребления основных видов продукции в зависимости от уровня доходов населения и проявляются наибольшие отклонения от рациональных норм потребления. Кроме того" автором проведены статистические группировки регионов по природно-экономическим условиям" для оценки и учета их влияния на экономическую доступность продукции.

Результаты (Results)

Как отмечают известные ученые [2] [19] спрос на продовольствие остается под давлением динамики реальных располагаемых доходов" доля граждан потребляющих продукцию в рамках рациональных норм" по молоку и яйцам составляет 20 по фруктам и ягодам - 10 по

ltural products. Source: compiled by the author.

рыбе - 50 %. Кроме того, группы населения различаются и по уровню цен приобретения продукции (рис. 2).

Полученные данные показывают, что в группах населения с низкими среднедушевыми доходами преобладают более дешевые продукты питания, чем в группах с высокими среднедушевыми доходами. Скорее всего, рацион питания в этих группах более однообразный и несбалансированный по ассортименту.

В этой связи значимость рассматриваемого в Госдуме закона о продовольственных сертификатах достаточно высока, но размер продовольственной поддержки населения требует более тщательного финансово-экономического обоснования, так как проблема экономической доступности продукции носит более острый характер. Автором разработана методика планирования продовольственной поддержки. Ее суть заключается в том, чтобы определить расходы на рациональное потребление по видам продукции и путем сравнения их с фактическими расходами населения вычислить размер продовольственной поддержки. В основе оцен-

et «

S S

О

к

о «

со

68.2 136.7

214.9

328.3

70.3 141

221.5

338.4

72.9 146.3

229.9

351.3

75.4 151.3

237.8

363.2

78.1 156.6

246.1

375.9

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

■ Первая ■ Вторая Третья ■ Четвертая

Рис. 4. Прогноз продовольственной помощи для потребления основных продуктов в разрезе 10% (децильных) групп по уровню располагаемых ресурсов на душу населения млрд руб. Источник: составлено автором

68.2 136.7

214.9 328.3

70.3 141

221.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

338.4

72.9 146.3

229.9 351.3

75.4 151.3

237.8 363.2

78.1 156.6

246.1 375.9

2020

2021

2022

2023

2024

■ First ■ Second ■ Third Fourth

Fig. 4. Forecast of food aid for consumption of basic products in the context of 10% (decile) groups by the level of disposable resources per

capita, billion rubles. Source: compiled by the author

ки расходов на рациональное потребление лежат нормы рационального питания и сложившиеся цены на продукцию.

Оценка, проведенная по предлагаемой методике, показала, что структура потребления должна измениться в сторону сбалансированности рациона питания (рис. 3).

Значительную долю расходов в фактическом потреблении занимают молоко и молочные продукты, хлеб и хлебные продукты, овощи и мясо. Структура рационального питания должна измениться по сравнению с фактическим в пользу увеличения молочных продуктов, овощей и мяса КРС с одновременным снижением хлебных продуктов, сахара и мяса свиней.

Для этого размер продовольственной поддержки должен быть несколько выше, чем предлагается в законе о продовольственных сертификатах. Расчеты проводились в разрезе децильных групп населения в зависимости от среднедушевых расходов (рис. 4).

Расчеты показали, что настоятельная необходимость оказания продовольственной помощи прослеживается в первых четырех группах (40 % населения) по уровню располагаемых ресурсов на душу населения. В 2021 г. такая поддержка оценивается в первой группе в размере 338,4 млрд руб., в четвертой группе - 70,3 млрд руб., в 2024 г. - 375,9 млрд руб. и 78,1 млрд руб. по группам на-

селения соответственно. Общий объем продовольственной помощи планируется на уровне 771 млрд руб. в 2021 г. и 857 млрд руб. в 2024 г.

Важное обстоятельство, которое нужно учесть при распределении продовольственной поддержки, касается территориальных особенностей региона проживания населения. Достаточно интересным оказалось влияние природно-эко-номических факторов. Проведенная группировка регионов по кадастровой стоимости 1 га сельхозугодий выявила, что в группах с лучшими условиями выше предпосылки для потребления продукции: цены на продукцию ниже среднероссийских, темп их роста сдержаннее, а доходы работников сельского хозяйства выше (таблица 1).

Кроме того, там, где природно-экономические условия лучше, выше уровень потребления основных видов продукции на душу населения. Поэтому при планировании продовольственной поддержки населения необходимо учитывать не только доходы граждан, но и территориальные условий регионов проживания.

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion) Таким образом, проведенное исследование показывает, что для формирования экономической доступности продукции, требуется продовольственная поддержка населения, которая усиливает его покупательную способность

M о

о

¡=¡

о

Socio- economic indicators characterizing the conditions and level of consumption of products per capita in groups of

regions by the cadastral value of 1 hectare of farmland

Indicators The first The second Third Fourth Fifth

The ratio of the average wage in agriculture and its average regional level,% 58.5 69.4 69.1 72.4 87.1

The ratio of the price index in agriculture to the index of industry,% 98.7 99.3 99.4 97.6 95.2

Producer price index,%o 102.3 100.3 99.4 99.2 95.8

The ratio ofprices for products to their average level in the country

Bakery products 115.0 103,7 94.4 74.8 93.5

Potatoes 132.0 108.0 96.0 92.0 96.0

Vegetables and melons 138.4 113.7 94.5 87.7 90.4

Fruit 123.7 103.2 97.8 98.9 105.4

Cattle meat 109.3 103.9 97.7 95.5 93.2

Pig meat 114.0 98.3 96.6 93.6 97.0

Dairy products 113.6 100.0 95.5 84.1 93.2

Eggs 127.3 90.9 90.9 90.9 90.9

Fish products 109.0 89.7 88.8 82.0 95.7

Sugar and confectionery 121.8 99.3 100.0 87.8 93.2

Vegetable oil 101.0 93.9 93.9 85.9 97.0

Product consumption per capita, kg /person per year

Bakery products 93 94 95 108 97

Potatoes 51 57 5S 64 62

Dairy products 227 248 264 257 273

Vegetables 80 SS 101 97 108

Meat products 80 S5 84 86 SS

Eggs, pcs/person 207 225 225 223 22S

Таблица 1

Социально-экономические показатели, характеризующие условия и уровень потребления продукции на

душу населения в группах регионов по кадастровой стоимости 1 га сельхозугодий

Показатели Первая Вторая Третья Четвертая Пятая

Соотношение средней зарплаты в сельском хозяйстве 58,5 69,4 69,1 72,4 87,1

и ее среднерегионального уровня, %

Отношение индекса цен в сельском хозяйстве к индек- 98,7 99,3 99,4 97,6 95,2

су промышленности, %

Индекс цен производителей продукции, % 102,3 100,3 99,4 99,2 95,8

Соотношение цен на продукцию к их среднему уровню по стране

Хлебопродукты 115,0 103,7 94,4 74,8 93,5

Картофель 132,0 108,0 96,0 92,0 96,0

Овощи и бахчевые 138,4 113,7 94,5 87,7 90,4

Фрукты 123,7 103,2 97,8 98,9 105,4

Мясо КРС 109,3 103,9 97,7 95,5 93,2

Мясо свиней 114,0 98,3 96,6 93,6 97,0

Молокопродукты 113,6 100,0 95,5 84,1 93,2

Яйца 127,3 90,9 90,9 90,9 90,9

Рыбные продукты 109,0 89,7 88,8 82,0 95,7

Сахар и кондитерские изделия 121,8 99,3 100,0 87,8 93,2

Масло растительное 101,0 93,9 93,9 85,9 97,0

Потребление продукции на душу населения, кг/чел в год

Хлебопродукты 93 94 95 108 97

Картофель 51 57 58 64 62

Молокопродукты 227 248 264 257 273

Овощи 80 88 101 97 108

Мясопродукты 80 85 84 86 88

Яйца, шт./чел. 207 225 225 223 228

Источник: составлено автором.

Table 1

Source: compiled by the author.

и стимулирует производство. В работе предлагается ме- по группам населения с учетом территориальных особен-

тодика планирования размеров продовольственной под- ностей регионов проживания граждан, так как соотноше-

держки, основанная на балансовой увязке размеров под- ние цен и доходов, а также покупательная способность до-

держки с расходами на рациональное потребление про- ходов в продуктах питания и в итоге уровень потребления

дукции. Чтобы усилить адресность и целенаправленность продукции на душу населения существенно различаются

^ такой поддержки, считаем целесообразным вести расчеты по территориям страны.

s

Библиографический список

^ 1. Аганбегян А. Г. О преодолении стагнации, рецессии и достижении пятипроцентного роста // Экономическое воз-О рождение России. 2019. № 2 (60). С. 17-23. ф 2. Алтухов А. И. Первоочередные меры по реализации новой доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации // Экономика сельского хозяйства России. 2020. № 3. С. 2-10.

3. Доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах домашних хозяйств по 10 процентным (децильным) группам населения в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых ресурсов [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 26.01.2021).

4. Квартальные индексы потребительских цен на товары и услуги [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 28.02.2021).

5. Крутова И. Н., Клименко А. С., Шведова М. В. Анализ рентабельности и стратегии развития сельского хозяйства России [Электронный ресурс]. URL: http://sisupr.mrsu.ru/2011-4/PDF/11/Klimenko.pdf (дата обращения: 22.03.2019).

6. Оганян Л. Р., Оганын А. А. Международные и национальные аспекты проблемы продовольственной безопасности // АПК: экономика и управление. 2020. № 10. С. 17-31.

7. Петриков А. В. Адаптация агропродовольственного сектора к постпандемической реальности // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 223. С. 99-104.

8. Покупательная способность денежных доходов населения, динамические ряды за 2011-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 25.01.2021).

9. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах, стоимость основных продуктов питания, потребленных в домашних хозяйствах [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 01.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Распределение домашних хозяйств по удельному весу расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_101/Main.htm (дата обращения: 28.01.2021).

11. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов [Электронный ресурс]. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 26.01.2021).

12. Реальные располагаемые денежные доходы населения по Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 28.02.2021)

13. Реальные располагаемые денежные доходы населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 25.01.2021).

14. Самыгин Д. Ю. Концепция стратегического планирования в сфере продовольственной безопасности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2021. № 2. С. 35-39.

15. Самыгин Д. Ю. Стратегирование вызовов развития сельского хозяйства: продовольственный аспект // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 2. С. 77-85.

16. Самыгин Д. Ю. Стратегические модели прогнозирования в сфере продовольственной безопасности // Вестник аграрной науки. 2021. № 1 (88). С. 120-127.

17. Семенова Е. И. Продовольственные рынки в условиях Covid // Пандемия как двигатель трансформации: глобальное, государственное и корпоративное управление: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 61-65.

18. Среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat. gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 25.01.2021).

19. Ушачев И. Г., Маслова В. В., Чекалин В. С. Импортозамещение и обеспечение продовольственной безопасности России // Овощи России. 2019. № 2. С. 3-8.

20. Ушачев И. Г., Чекалин В. С. Новая доктрина продовольственной безопасности и меры по реализации ее основных положений // АПК: экономика, управление. 2020. № 4. С. 4-12.

21. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 26.01.2021).

Об авторах:

Самыгин Денис Юрьевич1, кандидат экономических наук, доцент, ORCID 0000-0002-5715-1227, AuthorlD 519460, + 7 906 398-59-32, vekont82@mail.ru

1 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

On strategizing the economic accessibility of products and food aid to the population

D. Yu. Samygin1*

1 Penza State University, Penza, Russia e

*E-mail: vekont82@mail.ru o

n

o

Abstract. Target. Explore the issue of strategic planning related to new strategic and national food security objectives. The g emphasis is placed on economic accessibility as an integral element, balancing together with the physical and environmental ^ accessibility of products in the system of three aspects of food security. At the present stage, the level of economic accessibility achieved is subject to dangerous risks and threats of decline, which constitute social challenges due to the drop in real incomes of the population and the increase in prices of basic food. Based on the synthesis of existing regulatory acts and planned bills, it was revealed that today the influence of these challenges forces the executive and legislative authorities to adopt a package of measures to mitigate food risks, including the justification for the need to introduce food certificates to poor citizens. Methods. Scientific and theoretical generalization and analytical calculations of Rosstat data taking into account decile (10 %) population groups in terms of average per capita disposable income. Statistical groupings of regions by natural and economic conditions, conducted by the author to assess and take into account their impact on economic availability of products. Scientific novelty. To increase the financial and economic validity of food support measures, the author proposes a methodology for strategic planning of food assistance to the population, the essence of which is based on the balance between the amount of support and the cost of rational consumption of products. Results. The results of the calculations indicate that 40 per cent of the population with the lowest per capita income has an urgent need for food assistance. By statistical grouping of the constituent entities of the Russian Federation according to the cadastral value of 1 hectare of farmland, it is justified that the focus of support for increasing the economic availability of products will increase if the natural and economic characteristics of the regions of residence of citizens are taken into account in the calculations.

Keywords: strategic planning, food security, economic accessibility, social challenges, purchasing power, food certificates, food support.

For citation: Samygin D. Yu. O strategirovanii ekonomicheskoy dostupnosti produktsii i prodovol'stvennoy pomoshchi nas-eleniyu [On strategizing the economic accessibility of products and food aid to the population] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2021. No. 03 (206). Pp. 92-100. DOI: 10.32417/1997-4868-2021-206-03-92-100. (In Russian.)

Paper submitted: 19.02.2021.

References

1. Aganbegyan A. G. O preodolenii stagnatsii, retsessii i dostizhenii pyatiprotsentnogo rosta [On overcoming stagnation, recession and achieving five percent growth] // Economic Revival of Russia. 2019. No. 2 (60). Pp. 17-23. (In Russian.)

2. Altukhov A. I. Pervoocherednye mery po realizatsii novoy doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Feder-atsii [Priority measures for the implementation of the new doctrine of food security in the Russian Federation] // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. 2020. No. 3. Pp. 2-10. (In Russian.)

3. Dolya raskhodov na pokupku produktov pitaniya v potrebitel'skikh raskhodakh domashnikh khozyaystv po 10 protsentnym (detsil'nym) gruppam naseleniya v zavisimosti ot urovnya srednedushevykh raspolagaemykh resursov [The share of expenditures on the purchase of food in consumer expenditures of households by 10 percent (decile) groups of the population, depending on the level of per capita disposable resources] [e-resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (date of reference: 26.01.2021). (In Russian.)

4. Kvartal'nye indeksy potrebitel'skikh tsen na tovary i uslugi [Quarterly consumer price indices for goods and services] [e-resource]. URL: https://rosstat.gov.ru (date of reference: 28.02.2021). (In Russian.)

5. Krutova I. N., Klimenko A. S., Shvedova M. V Analiz rentabel'nosti i strategii razvitiya sel'skogo khozyaystva Rossii [Analysis of the profitability and development strategy of agriculture in Russia] [e-resource]. URL: http://sisupr.mrsu.ru/2011-4/PDF/11/Klimenko.pdf (date of reference: 22.03.2019). (In Russian.)

6. Oganyan L. R., Oganyn A. A. Mezhdunarodnye i natsional'nye aspekty problemy prodovol'stvennoy bezopasnosti [International and national aspects of the problem of food security] // APK: ekonomika i upravlenie. - 2020. № 10. Pp. 17-31. (In Russian.)

7. Petrikov A.V Adaptatsiya agroprodovol'stvennogo sektora k postpandemicheskoy real'nosti [Adaptation of the agri-food sector to post-pandemic reality] // Scientific Works of the Free Economic Society of Russia. 2020. Vol. 223. Pp. 99-104. (In Russian.)

8. Pokupatel'naya sposobnost' denezhnykh dokhodov naseleniya, dinamicheskie ryady za 2011-2020 gody [The purchasing power of the population's monetary income, time series for 2011-2020] [e-resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (date of reference: 25.01.2021). (In Russian.)

9. Potreblenie produktov pitaniya v domashnikh khozyaystvakh, stoimost' osnovnykh produktov pitaniya, potreblennykh v domashnikh khozyaystvakh [Consumption of food in households, the cost of basic food consumed in households] [e-resource]. URL: https://rosstat.gov.ru (date of reference: 01.03.2021). (In Russian.)

10. Raspredelenie domashnikh khozyaystv po udel'nomu vesu raskhodov na pokupku produktov pitaniya v potrebitel'skikh raskhodakh [Distribution of households by the share of expenditures on the purchase of food in consumer spending] [e-re-

^ source]. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_101/Main.htm. (date of reference: 28.01.2021). (In Russian.) ^ 11. Raspredelenie naseleniya po velichine srednedushevykh denezhnykh dokhodov [Distribution of the population in terms of average per capita money income] [e-resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (date of reference: 26.01.2021). (In О Russian.)

О 12. Real'nye raspolagaemye denezhnye dokhody naseleniya po Rossiyskoy Federatsii [Real disposable cash income of the ^ population in the Russian Federation] [e-resource]. URL: https://rosstat.gov.ru (date of reference: 28.02.2021). (In Russian.)

13. Real'nye raspolagaemye denezhnye dokhody naseleniya Rossiyskoy Federatsii [Real disposable cash income of the population of the Russian Federation] [e-resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397. (date of reference: 25.01.2021). (In Russian.)

14. Samygin D. Yu. Kontseptsiya strategicheskogo planirovaniya v sfere prodovol'stvennoy bezopasnosti [The concept of strategic planning in the field of food security The concept of strategic planning in the field of food security] // Economy of agricultural and processing enterprise. 2021. No. 2. Pp. 35-39. (In Russian.)

15. Samygin D. Yu. Strategirovanie vyzovov razvitiya sel'skogo khozyaystva: prodovol'stvennyy aspect [Strategizing the challenges of agricultural development: the food aspect] // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. 2021. No. 2. Pp. 77-85. (In Russian.)

16. Samygin D. Yu. Strategicheskie modeli prognozirovaniya v sfere prodovol'stvennoy bezopasnosti [Strategic forecasting models in the field of food security] // Bulletin of agrarian science. 2021. No. 1 (88). Pp. 120-127. (In Russian.)

17. Semenova E. I. Prodovol'stvennye rynki v usloviyakh Covid [Food markets in the context of Covid] // Pandemiya kak dvigatel' transformatsii: global'noe, gosudarstvennoe i korporativnoe upravlenie: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii. Moscow, 2020. Pp. 61-65. (In Russian.)

18. Srednedushevye denezhnye dokhody naseleniya po Rossiyskoy Federatsii [Average per capita monetary incomes of the population in the Russian Federation] [e-resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (date of reference: 25.01.2021). (In Russian.)

19. Ushachev I. G., Maslova V. V., Chekalin V. S. Importozameshchenie i obespechenie prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii [Import substitution and ensuring food security in Russia] // Vegetable crops of Russia. 2019. No. 2. Pp. 3-8. (In Russian.)

20. Ushachev I. G., Chekalin V. S. Novaya doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti i mery po realizatsii ee osnovnykh polozheniy [New doctrine of food security and measures to implement its main provisions] // APK: ekonomika, upravlenie. 2020. No. 4. Pp. 4-12. (In Russian.)

21. Chislennost' naseleniya s denezhnymi dokhodami nizhe velichiny prozhitochnogo minimuma i defitsit denezhnogo dok-hoda [The size of the population with cash incomes below the subsistence level and a shortage of cash income] [e-resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (date of reference: 26.01.2021). (In Russian.)

Authors' information:

Denis Yu. Samygin1, candidate of economic sciences, associate professor, ORCID 0000-0002-5715-1227, AuthorlD 519460, + 7 906 398-59-32, vekont82@mail.ru 1 Penza State University, Penza, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.