О СТРАТЕГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
On the Intellectual Property Strategy
of the European Union
Рыбковская О. Н.*
Аннотация: Права интеллектуальной собственности являются одним из ключевых факторов экономики стран Евросоюза и основной движущей силой ее дальнейшего роста. Параллельное существование европейских и национальных правовых норм в этой области больше не соответствует духу времени и требует модернизации. Европейская Комиссия представляет интересы ЕС в целом. Она предлагает новое законодательство в Европейском парламенте и Совете Европейского Союза, и это гарантирует, что законодательство ЕС применяется правильно всеми странами-членами. По этой причине Европейская Комиссия разработала широкомасштабную стратегию для выработки новой версии нормативно-правового обеспечения прав интеллектуальной собственности.
Abstract: Intellectual property rights are a key factor of the economy of all countries of the European Union and the main driving force for its further growth. The parallel existence of European and national norms of law in this field is no longer consistent with the zeitgeist and requires modernisation. The European Commission (EC) represents the interests of the European Union (EU) as a whole. It proposes new legislation to the European Parliament and the Council of the European Union and this guarantees that the laws of the EU are applied correctly by all member countries. For this reason, the European Commission has developed a large-scale strategy for working out a new version of the legal framework for ensuring intellectual property rights.
Ключевые слова: Европейский Союз, Европейская Комиссия, инновации, интеллектуальная собственность, инновационная система, развитие, стратегия, управление, экономика.
Keywords: European Union, European Commission, innovations, intellectual property, innovation system, development, strategy, management, economy.
В последние годы технологические перемены и, прежде всего, все более активное пользование Интернетом привели к резким изменениям в среде, связанной с правами интеллектуальной собственности. Параллельное существование европейских и национальных правовых норм в этой области больше не соответствует духу времени и требует модернизации. По этой причине Европейская Комиссия представила сегодня широкомасштабную Общую стратегию для разработки новой
версии нормативно-правового обеспечения прав интеллектуальной собственности. При этом целью является создание условий для того, чтобы изобретатели, авторы, пользователи и потребители могли адаптироваться к новым условиям; одновременно будут созданы новые возможности для предприятий и предпринимателей. Новые правовые нормы должны обеспечить равновесие между содействием креативной деятельности и инновациям, в т.ч. посредством предоставления соответствующих
* Рыбковская Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Российского государственного гуманитарного университета, секретарь Русского экономического общества имени С. Ф. Шарапова, учёный секретарь секции управления экономикой Центрального дома ученых Российской Академии Наук (РАН), г. Москва.
Rybkovskaia Olga Nikolaevna, Ph.D. in Economics, Associate Professor at the World Economy Department of the Russian State University for the Humanities, Secretary of the S.F.Sharapov Russian Economic Society, Academic Secretary of the Economy Management Section of the Central House of Scientists of the Russian Academy of Sciences, Moscow.
E-mail: [email protected]
вознаграждений и инвестиций авторам, и созданием условий для получения как можно более широкого доступа к продукции и услугам, защищенным правами интеллектуальной собственности. Это равновесие будет иметь большое значение для всех субъектов экономической деятельности (от деятеля искусств в его ателье до крупных фармацевтических концернов), так как оно содействует инвестициям в инновации. Это окажет также положительное воздействие на экономический рост и конкурентоспособность Евросоюза и будет реали-зовываться в практической деятельности на внутреннем рынке. Например, потребители получат более широкий и простой доступ к информации культурного характера, в том числе к предложению музыки в режиме онлайн.
Стратегия интеллектуальной собственности охватывает множество аспектов. Она должна обеспечить полную защиту прав интеллектуальной собственности - от патента, который необходим предприятию для защиты изобретения, до более эффективных мер против подделок и контрафакции продукции.
К первостепенным целям этой Общей стратегии по правам интеллектуальной собственности относятся предложение по упрощению системы лицензирования так называемых «осиротевших произведений», которое позволит получить доступ ко многим произведениям культуры в режиме онлайн, а также предложение по изданию нового постановления для усиления мер, предпринимаемых таможенными органами для борьбы с торговлей товарами, нарушающими права интеллектуальной собственности.
Как считает комиссар по вопросам внутреннего рынка Мишель Барнье, европейская нормативно-правовая база по вопросам интеллектуальной собственности должна стать исходной основой для деятельности предприятий и граждан и соответствовать условиям работы в Интернете и соревнованию идей в глобальном масштабе [1].
Стратегия по защите прав интеллектуальной собственности содержит ряд мер кратко- и долгосрочного характера в различных областях:
Патенты
Еще в апреле Европейская Комиссия представила предложения по единой защите патентов в рамках более тесного сотрудничества (ср. 1Р/11/470). Одновременно форсируются работы по разработке предложений, направленных на
создание единой и специализированной системы патентных судов для классических европейских патентов и будущих европейских патентов единого действия. Таким образом можно было бы значительно сократить расходы на урегулирование правовых споров и сократить их длительность. Такая система также создала бы более прочную правовую безопасность для предприятий.
Товарные знаки
Хотя еще почти 20 лет назад была проведена гармонизация регистрации товарного знака в странах-членах Европейского Союза (ЕС), и уже в течение 15 лет существует понятие торгового знака Сообщества, однако все чаще выдвигаются требования сделать соответствующие системы быстрее, лучше и более четко организовать их. Комиссия планирует представить в 2011 г. соответствующие предложения, чтобы переработать систему товарных знаков как на уровне ЕС, так и на национальном уровне с целью ее адаптации к эпохе Интернета.
Географические данные
Географические данные создают связь между качеством продукта и его географическим происхождением. Однако в настоящее время на уровне ЕС отсутствует соответствующая система по защите несельскохозяйственных продуктов, например, каррарского мрамора или золингенских ножей. В результате на внутреннем рынке возникают неравные рамочные условия. Поэтому Комиссия в 2011 г. и 2012 г. проведет широкий анализ существующей нормативно-правовой базы в странах-членах ЕС, а также возможных экономических последствий защиты несельскохозяйственных географических данных. В зависимости от результата оценки последствий можно было бы затем, в случае необходимости, разработать предложения по изменению или совершенствованию законодательства.
Лицензии по авторским правам, действие
которых распространяется на территорию более чем одного государства-члена Европейского Союза
Хотя в значительной мере проведена гармонизация широкой сферы авторских прав, лицензии все еще выдаются на национальном уровне. С учетом внутреннего рынка в цифровой форме одним из важнейших требований нашего времени явля-
О стратегии интеллектуальной собственности Европейского союза
ется решение задач унификации и оптимизации в сфере лицензирования авторских прав, а также распределения доходов. Во второй половине 2011 г. Комиссия представит предложение по созданию нормативно-правовой базы для эффективного совместного управления авторскими правами со стороны нескольких стран, прежде всего в области музыки. Помимо этого, Комиссия разработает предложения по прозрачному регулированию и распределению доходов. Во второй половине 2011 г. Комиссия, кроме того, начнет проводить консультации по различным аспектам сбыта аудиовизуальных произведений в Интернете.
Библиотеки в цифровой форме
Создание европейских библиотек для сохранения и распространения богатого культурного и духовного наследия необходимо для развития экономики знаний. Чтобы облегчить решение этой задачи, Комиссия представляет предложение законодательного характера, которое облегчит перевод в цифровую форму т.н. «осиротевших произведений» (например, книги, статьи в газетах или журналах, которые еще защищены авторским правом, владельцы прав на которые, однако, неизвестны или их невозможно найти, чтобы получить от них разрешения воспользоваться авторским правом) и сделает их доступными в Интернете -ср. МЕМО/11/333. В настоящее время Комиссия стремится к заключению Соглашения между библиотеками, издателями, авторами и обществами по коллективному управлению авторскими и смежными правами, которое должно облегчить принятие решений по лицензированию с учетом перевода в цифровую форму уже розданных произведений и доступ к ним.
Нарушение прав интеллектуальной собственности
Контрафакция товарного знака и продукции представляют собой возрастающую угрозу для экономики. В период 2005-2009 гг. число зарегистрированных на границах ЕС случаев с товарами, которые предположительно нарушают права интеллектуальной собственности, возросло с 26 704 до 43 572. Согласно оценкам «креативной экономики», только в 2008 г. в результате контрафакции европейской индустрии музыки, фильмов, телевидения и программного обеспечения был нанесен ущерб в размере 10 млрд. евро и уничтожено более 185 000 рабочих мест. Комиссия полна ре-
шимости усилить свою работу по данному направлению. Для начала Комиссия представила постановление, целью которого является расширение рамок деятельности созданного в 2009 г. Европейского Центра по наблюдению за контрафакцией товарных знаков и продукции; для этого задачи данного Наблюдательного центра делегируются Ведомству по гармонизации внутреннего рынка (НАВМ). Это позволит Наблюдательному центру использовать профессиональные компетенции НАВМ в области прав интеллектуальной собственности, а также результаты его деятельности в сфере товарных знаков и зарегистрированных промышленных моделей (образцов). Постановление будет направлено Европейскому парламенту и Совету ЕС. Во-вторых, Комиссия весной 2012 г. предложит переработать Директиву по осуществлению прав интеллектуальной собственности (ср. 1Р/04/540). В Директиве предусмотрены меры гражданско-правового характера, которые позволят правообладателям осуществлять их права интеллектуальной собственности; впрочем, следовало бы в первую очередь адаптировать Директиву к условиям работы в цифровой форме.
Соблюдение прав интеллектуальной собственности таможенными органами
Таможенные органы контролируют всю торговлю, которая выходит за пределы внешних границ Европейского Союза. Они осуществляют контроль с различными целями и играют решающую роль в борьбе с торговлей товарами, которые нарушают права интеллектуальной собственности. Только в 2009 г. таможенные органы конфисковали более 40 000 подозрительных партий товаров со 118 млн. видами товаров. Применительно к большинству конфискованных товаров речь идет о подделках или фальшивках. Таможенные органы, благодаря своему особому статусу на границах, расширяют контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности. В рамках своей Общей стратегии по правам интеллектуальной собственности Европейская Комиссия также разработала новое постановление в этой сфере с целью укрепления действующей нормативно-правовой базы [2]. Цель данной новации заключается в ограничении объемов торговли по почте небольших партий фальшивых товаров, так как подавляющее большинство таких товаров появилось в результате Интернет-торговли. В декабре 2013 г. Комиссия ЕС издала новый документ по борьбе с поступлением
на территорию объединения зарубежной контрафактной продукции, унифицирующий в странах-членах таможенные процедуры в этой области по просьбам владельцев прав интеллектуальной собственности (вступил в силу с 1 января 2014 г.) [3].
Права интеллектуальной собственности являются важной опорой экономики Евросоюза и основной движущей силой ее дальнейшего роста. В 2009 г. стоимость 10 самых ценных товарных знаков в странах ЕС в среднем почти достигла 9% ВВП. Доля «креативных» отраслей, деятельность в которых основана на использовании авторских прав (например, отрасль программного обеспечения, книжная и газетная индустрия, а также музыкальная отрасль и индустрия фильмов), в 2006 г. составила 3,3% от ВВП ЕС; в этих отраслях осуществляют свою деятельность около 1,4 млн. малых и средних предприятий, на которых создано 8,5 млн. рабочих мест. Занятость в «экономике
Литература
1. Пресс-релиз Европейской Комиссии «Внутренний рынок по правам интеллектуальной собственности. Содействие креативности и инновациям для обеспечения экономического роста, высококачественных рабочих мест, а также первоклассных продуктов и услуг в Европе» // Европейская Комиссия. Сообщение Европейской Комиссии Европейскому Парламенту, Европейскому экономическому и социальному Комитету и Комитету регионов. Брюссель, 24.5.2011. КОМ (2011) 287 (окончательная версия). IP/11/630. Брюссель, 24 мая 2011 г.
2. Regulations (EU) No. 6608/13 of the European Parliament and the Council of12 June 2013 concerning customs enforcement of intellectual property rights and repealing Council Regulations (EC) No. 1383/2003.
3. Regulations. Commission implementing regulation (EU) No. 1352/2013 of 4 December 2013. Official Journal of the European Union. 18.12.2013.
4. Лихачев В.А. Современное состояние защиты прав интеллектуальной собственности в ЕС // Российский внешнеэкономический вестник. 5-2014, стр.80-88.
знаний» возросла в период 1996-2006 гг. на 24% по сравнению с 6% в других отраслях экономики. Десятилетняя Европейская стратегия развития экономики до 2020 года (Стратегия «Европа 2020») содержит комплекс практических мероприятий по формированию «инновационного союза», включающий три десятка пунктов, том числе наращивание научно-технического потенциала за счет увеличения финансирования; ускорение коммерциализации результатов исследований, укрепления связей науки и промышленности, расширения связей в инновационной политике на национальном, общеевропейском и международном уровнях [4].
В стратегии отдельно подчеркивается, что охрана интеллектуальной собственности является ключевым фактором развития инноваций и имеет решающее значение для укрепления конкурентных позиций Европейского Союза.
References
1. Press-reliz Evropeiskoi Komissii "Vnutrennii rynok po pravam intellektual'noi sobstvennosti. Sodeistvie kreativnosti i innovatsiiam dlia obespecheniia ekonomicheskogo rosta, vysokokachestvennykh rabochikh mest, a takzhe pervoklassnykh produktov i uslug v Evrope" Evropeiskaia Komissiia, Soobshchenie Evropeiskoi Komissii Evropeiskomu Parlamentu, Evropeiskomu ekonomicheskomu i sotsial'nomu Komitetu i Komitetu regionov, Briussel; 24.5.2011, KOM (2011) 287 (okonchatel'naia versiia), IP/11/630, Briussel! 24 maia 2011 g.
2. Regulations (EU) No. 6608/13 of the European Parliament and the Council of 12 June 2013 concerning customs enforcement of intellectual property rights and repealing Council Regulations (EC) No. 1383/2003.
3. Regulations. Commission implementing regulation (EU) No. 1352/2013 of 4 December 2013, Official Journal of the European Union, 18.12.2013.
4. Likhachev V.A. Sovremennoe sostoianie zashchity prav intellektual'noi sobstvennosti v ES, Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik, No. 5, 2014, pp. 80-88.