Научная статья на тему 'О стратегии формирования интеллектуальных транспортных систем в России'

О стратегии формирования интеллектуальных транспортных систем в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ (ИТС) / INTELLECTUAL TRANSPORT SYSTEMS (ITS) / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИТС / INFORMATION TECHNOLOGIES / NATIONAL ITS CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Л.Н.

Анализируется проблема внедрения ИТС в России. В числе первоочередных необходимых мероприятий отмечаются создание глоссария и разработка проекта национальной концепции ИТС. Подчеркивается необходимость системного, интеграционного подхода и ключевой роли государства в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the strategy of forming of intellectual transport systems in Russia

The article analyzes the problem of introducing ITS in Russia. Amongst the top priority measures, creation of a glossary and development of a project for the national ITS concept are proposed. The need for systemic, integrational approach and key role of the state in this process is underscored

Текст научной работы на тему «О стратегии формирования интеллектуальных транспортных систем в России»

О стратегии формирования интеллектуальных транспортных систем в России

Л. Н. КОЗЛОВ, доктор транспорта, действительный член Российской академии транспорта, член Совета директоров и Комитета по политике интеллектуальных транспортных систем Международной дорожной федерации,

председатель комитета по ИТС Союза транспортников России

□ Проблемы транспортных систем в России связаны не столько с недостатком мощностей транспортной инфраструктуры, сколько с низким уровнем организации движения. Исправить ситуацию можно только путем внедрения передовых технологий — ИТС. Оно должно осуществляться системно и с опорой на четко сформулированную государственную политику.

Не претендуя на окончательное и исчерпывающее определение концепции и стратегии формирования интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в России, ограничусь изложением своих взглядов по поводу того, чего следует избегать и чего нельзя не учитывать при внедрении этих современных технологий.

Предлагаемые тезисы базируются на анализе 20-летней практики государств, занимающихся научными исследованиями и широкомасштабной реализацией проектов ИТС, а также на материале дискуссий, проходивших на многочисленных конференциях, конгрессах, форумах, круглых столах.

Проблема терминологии

Приходится констатировать, что всеобщий закон развития природы, человеческого общества и мышления — закон перехода количественных изменений в качественные, в нашей стране временами не действует. Количество проводимых общественных мероприятий на тему ИТС (а их за последние 3 года прошло не менее трех десятков) до сих пор не привело к единообразному пониманию сущности этого термина даже в среде профессионалов. Диапазон смешения понятий настолько широк, а определения настолько разные (иногда диаметрально противоположные), что заниматься их перечислением даже нет смысла. И проблема здесь не в вариативности формулировок, а в непонимании самой сути вопроса.

За пределами Москвы и Санкт-Петербурга представление об ИТС, как правило, сводится к установке на транспортные средства аппаратуры ГЛОНАСС.

Между тем мировая практика продвижения ИТС (известно более 200 технологий) характеризуется концентрацией на внедрении обширного комплекса сервисных услуг, предоставляемых пользователям в целях достижения максимальной пропускной способности дорожной сети и удобства для всех участников дорожного движения, транспортных операторов, экстренных служб. Набор этих услуг формируется и расширяется в зависимости от поставленных целей, в рамках, определяемых национальными концепциями и стандартами ИТС.

Интеллектуальные транспортные системы — зонтичный термин, применимый к целому ряду технологий. Под ним подразумеваются современные подходы к организации дорожного движения и управлению транспортными потоками в реальном масштабе времени.

Таким образом, давно назрела необходимость разработки официального понятийного аппарата — глоссария ИТС.

Интеграция плюс информационные технологии

Невозможно проводить модернизацию системы управления транспортом, изолировавшись от остального мира.

Постоянно растущие пробки и задержки людей и грузов на всех видах транспорта, неприемлемый уровень людских потерь, рост потребления энергетических ресурсов и негативное влияние на окружающую среду в мировой практике принято квалифицировать как стратегические проблемы национального уровня.

По данным Департамента транспортных исследований и управления инно-

вационными технологиями США, пассажиры и грузы простаивают в пробках 4,2 млрд ч в год. Это полная рабочая неделя одного человека с суммарными потерями 87,2 млрд долл. Каждый год впустую сжигается 8 млн 100 тыс. т топлива, это 22 % всех выбросов СО2 в атмосферу.

В Российской Федерации потери, вызванные этими причинами, не подс-читываются — во всяком случае, результаты подсчетов не публикуются.

Например, средняя скорость движения транспорта по автомобильным дорогам России составляет 40-60 км/ч против 80-100 км/ч за рубежом. Это значит, что грузы перемещаются за сутки на расстояние всего лишь 250-300 км против 700-1300 км за границей. Снижение скорости движения, в свою очередь, ведет к увеличению на 20-30 % себестоимости перевозок, росту транспортной составляющей в конечной цене продукции и услуг, которая доходит до 15-20% (в США и Европе этот показатель не превышает 7-10%). Около 50 % общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению себестоимости перевозок и снижению безопасности движения.

В 2010 г. из 50 тыс. км автомобильных дорог общего пользования федерального значения 13 тыс. км работало в режиме перегрузки. К 2020 г., по прогнозу «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.», эта величина возрастет до 19,8 тыс. км. К 2015 г. прогнозируемый рост увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведет к повышению интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального значения на 40-50% по сравнению с ситуацией 2006 г.

Анализ современного состояния транспортных систем в России позволяет сделать вывод: причины этих проблем связаны не только с объектив-

ным недостатком мощностей транспортной инфраструктуры, но и — в большей степени — с низким уровнем организации движения и управления транспортными потоками.

Мировой опыт показывает, что строительство новых и реконструкция существующих магистралей и дорог при постоянном росте количества транспортных средств не позволяют полностью преодолеть разницу между пропускной способностью дорог и уровнем спроса на автомобильные перевозки, так как ввод в действие нового участка магистрали становится причиной резкого роста осуществляемых по ней перевозок (явление отложенного спроса).

С 1995 по 2008 г. среднегодовые темпы прироста федеральной дорожной сети составили 1,63% при росте автомобильного парка в 9 %. Даже развитые страны не могут расширять дорожную сеть темпами, аналогичными темпам прироста транспортных средств. Именно поэтому многие из них направили усилия на построение интегрированной системы «люди — транспортная инфраструктура — транспортные средства» с максимальным использованием новейших информационно-управляющих технологий.

Существенно изменить дорожную ситуацию в городах возможно только на основе применения современных методов организации движения транспорта и пешеходов. Без применения компьютерных средств решить эту проблему практически невозможно.

Лоскутное одеяло

В перспективе внедрение в практику компонентов ИТС ни в коем случае не должно приводить к ослаблению потенциала транспортных коммуникаций, а соответственно, к снижению конкурентоспособности, стабильности и безопасности в этой сфере.

Острота транспортных проблем, недостаток знаний о передовых информационных технологиях на транспорте вынуждают руководителей регионов искать выход в создании автономных информационных систем вне увязки с общенациональными интересами в области ИТС, поскольку эти интересы даже не сформулированы.

Особенно актуальна данная проблема для больших городов с населением от 600 тыс. человек, где из-за неконтролируемых процессов автомобилизации превышение пропускной возможности улично-дорожной сети на 20-30 % снижает реальную пропускную способ-

ность в 2-3 раза, вплоть до полной остановки транспортного потока.

Если в 1999 г. в крупных городах России были перегружены транспортными потоками чуть более 30 % магистралей, то в настоящее время доля магистралей, работающих с перегрузкой, в мегаполисах достигла 75 %.

Достаточно активное применение отдельных элементов ИТС в России диктуется не долговременной стратегией, а текущими потребностями рынка. Стихийное развитие локальных и корпоративных систем формирует среду, в которой интеграция в единую интеллектуальную транспортную систему России может оказаться технически невозможной.

В современном мире продвижение ИТС уже не является проблемой только отдельно взятой страны. Будущее национальных экономик опирается на глобальные схемы транспортировки и интеграцию транспортных услуг в мировой рынок с помощью механизмов Всемирной торговой организации (ВТО).

В 2008 г. Комиссия европейских сообществ приняла план действий ускоренного развертывания интеллектуальных транспортных систем в Европе и координации ИТС на автомобильном транспорте с другими видами транспорта. В своем докладе комиссия констатировала, что в настоящее время услуги в данной сфере развернуты на фрагментарной основе. Это привело к возникновению «лоскутного одеяла из национальных, региональных и местных решений» без четкого согласования; в итоге целостность единого рынка оказалась под угрозой.

В июле 2010 г. Европейский парламент и Совет Европы приняли директиву 2010/40/ЕИ. Это новая правовая основа, устанавливающая единые условия и стандарты для всех государств — членов ЕС. Документ предусматривает проверку соответствия друг другу существующих технологий ИТС и замену их при несоответствии по установленным критериям.

В России сегодня активно формируется подобное «лоскутное одеяло». В итоге гарантированно возникнут локальные подсистемы, не сопрягающиеся ни между собой, ни с системой в целом. Инновационные технологии ИТС не закладываются в проекты дорожной инфраструктуры, что обусловливает все большее отставание от современного технологического уровня. Отсутствие системной работы в данном направлении в конечном итоге блокирует

развитие рынка ИТС, останавливая его на уровне оказания коммерческих услуг с использованием локальных компонентов ИТС. Имеют место и внешние угрозы: несогласованность с международными стандартами может спровоцировать изменение маршрутов международных транзитных перевозок — в обход территории России.

С опозданием на 20 лет

История нас мало чему учит. То же самое можно сказать по поводу истории управления дорожным движением и транспортными потоками.

Начало ей было положено 14 ноября 1907 г., когда Санкт-Петербургский градоначальник генерал-майор В. Драчевский приказом № 222Д впервые ввел «короткие белые трости» и обязал городовых с их помощью регулировать дорожное движение. Первые электрические двухцветные светофоры с ручным управлением появились в 1914 г. в США и в 1918 г. — в европейских странах. В 1924 г. в Москве на перекрестке улиц Петровка и Кузнецкий Мост был установлен первый экспериментальный светофор для регулирования движения. В 1918 г. США начали переход на электрические трехцветные дорожные светофоры с ручным управлением. Через 12 лет они появились в Москве и Ленинграде. С 1920 г. в США стали вводить автоматический режим работы светофоров. Через 15 лет этот процесс начался и в России.

Прообраз современных правил дорожного движения был принят во Франции в августе 1893 г. Первые советские региональные правила дорожного движения были утверждены декретом Совета народных комиссаров от 10 июня 1920 г. и назывались «Об автодвижении по Москве и ее окрестностям».

В 1949 г. в Женеве на международной конференции по дорожному движению были приняты «Конвенция о дорожном движении» и «Протокол о дорожных знаках и сигналах». Советский Союз присоединился к ним через 10 лет, а еще через 12 лет, в 1961 г., у нас впервые были введены единые для всей страны «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР». До этого разработка и утверждение правил относились к сфере компетенции союзных республик и местных органов власти.

Современную систему организации дорожного движения в России упрощенно можно определить как действующее по директивному принципу безальтернативное ограничение дви-

жения транспортного потока с использованием светофоров и дорожных знаков.

Сейчас вопросы управления транспортными потоками вышли на первый план. С реализацией ИТС Россия традиционно задержалась на старте уже на два десятилетия.

Ключевая роль государства

Опыт стран Евросоюза, США, Японии, Китая и других государств показывает, что в условиях рыночной экономики только единая, четко сформулированная государственная политика позволяет объединить усилия государства, его субъектов, бизнеса всех уровней и секторов экономики в решении общенациональных задач, связанных с транспортным комплексом страны.

Например, в ноябре 2009 г. правительство Австралии на высшем уровне, в формате рабочего форума международных экспертов организовало саммит для изучения идей, касающихся развития компонентов национальной стратегии ИТС. Идеи были классифицированы по стратегическим направлениям, концептуальным подходам и структуре и легли в основу национальной стратегии ИТС Австралии. Стратегия формирует общегосударственное видение необходимого развития и ставит три задачи: нулевой вред пользователям транспорта, предотвращение заторов, снижение вредных выбросов за год на 50-70 % по сравнению с данными за 2010 г. Стратегия определила процесс принятия скоординированной политики в области реализации ИТС и находится под контролем Австралийского транспортного совета и Национальной транспортной комиссии.

Международный опыт организации работ по развитию ИТС подтверждает необходимость в межведомственном, междисциплинарном и мультисектор-

ном сотрудничестве между правительственными органами всех уровней, научно-исследовательскими институтами и частным сектором.

Исходя из этого понимания, в Южной Корее была создана Президентская комиссия по конкурентоспособности. На правительственном уровне приняты стратегия, национальная архитектура и генеральный план развития ИТС. Сегодня Южная Корея является признанным мировым лидером в транспортной сфере: она достигла значительных успехов в управлении транспортными потоками, предоставлении сервисных услуг, сокращении аварийности и снижении негативного воздействия на окружающую среду. Общая экономия от реализации ИТС-технологий составляет около 1,5 млрд долл. в год. В течение следующих 20 лет ожидается создание промышленных мощностей на 20 млрд долл. и сокращение экономических потерь из-за заторов на дорогах на 26 млрд долл.

Таким образом, роль прямой государственной поддержки на современном этапе развития ИТС является определяющей.

Национальная концепция ИТС

В мировой практике концептуальная схема построения ИТС рассматривается как организация системной формы взаимодействия всех видов транспорта в целях эффективного использования транспортного ресурса.

В концепции ИТС, как базовом документе, воплощено видение пользовательских услуг, идеология построения системы. Она определяет миссию и систему целей, структуру и этапы развития, механизмы разработки и внедрения ИТС, адекватные механизмы привлечения частного бизнеса, ожидаемые результаты.

При разработке концепции следует учитывать возможности и этапы развития отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, которая, являясь основой ко-ординатно-временного обеспечения Российской Федерации, уже сейчас используется в различных областях социально-экономической сферы.

ИТС — система сервисная, поэтому основу концепции должна составлять информация о возможных потребностях в ее услугах со стороны пользователей. Перечень пользовательских услуг ИТС служит основой для формирования национальной архитектуры ИТС.

Национальная архитектура ИТС представляет собой структуру связан-

ных подсистем, которые в совокупности обеспечивают предоставление пользовательских услуг; при этом используются их функциональные возможности и определенные интерфейсы, взаимодействующие друг с другом. Архитектура ИТС обычно содержит порядка 150-200 пользовательских сервисов. Она является основой для разработки стандартов и интеграции проектов по установленным эталонам.

Концептуальная схема и национальная архитектура ИТС, эти базовые документы, служат основой для разработки национальной программы.

В Российской Федерации разработка и реализация общенациональной программы ИТС становится одной из необходимых мер для эффективного решения социальных и антикризисных проблем. Данная программа должна стать инновационным инструментом реализации «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.», стимулом развития нового сектора высокотехнологичной промышленности и конкурентоспособного бизнеса.

Программе формирования ИТС в России необходимо придать федеральный, межведомственный статус.

На съезде Союза транспортников России 13 апреля текущего года было принято решение обратиться к Правительству РФ (Правительственной комиссии по транспорту и связи) с предложением рассмотреть вопрос о создании при правительстве полномочных межведомственных органов и структур, ответственных за координацию деятельности, связанной с разработкой и реализацией национальной политики, архитектуры и программы развития ИТС.

Кроме того, участники съезда адресовали обращение к Министерству транспорта Российской Федерации: было предложено на Координационном совете по транспортной политике с участием ученых и специалистов рассмотреть вопрос о развертывании системной работы в области создания и эффективного использования ИТС при реализации «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.». В качестве первоочередных задач названа разработка глоссария и проекта национальной концепции ИТС.

Изменить ситуацию в транспортной сфере в лучшую сторону можно только в том случае, если, пытаясь решить стратегические проблемы, не игнорировать технологии XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.