Научная статья на тему 'О СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ И ОПЫТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ '

О СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ И ОПЫТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные студенты / стратегическая сессия / методические материалы / тьюторы / foreign students / strategic session / teaching materials / tutors

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.Б. Козлова, Илларио Диага Меланго, Farah Ibrahim Abdihakim

Рассматривается применение стратегической сессии для задач обучения иностранных студентов. Описан опыт и проблемы обучения иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.Б. Козлова, Илларио Диага Меланго, Farah Ibrahim Abdihakim

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT STRATEGIC SESSION AND LEARNING EXPERIENCE FOR FOREIGN STUDENTS

The application of the strategic session for the tasks of teaching foreign students is considered. The experience and problems of teaching foreign students are described.

Текст научной работы на тему «О СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ И ОПЫТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ »

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

УДК 378.14

О СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ И ОПЫТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ

СТУДЕНТОВ

Ю.Б. Козлова*, Илларио Диага Меланго, Farah Ibrahim Abdihakim

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*Е-mail: yulya_sib_gau@mail.ru

Рассматривается применение стратегической сессии для задач обучения иностранных студентов. Описан опыт и проблемы обучения иностранных студентов.

Ключевые слова: иностранные студенты, стратегическая сессия, методические материалы, тьюторы.

ABOUT STRATEGIC SESSION AND LEARNING EXPERIENCE FOR FOREIGN

STUDENTS

Yu.B.Kozlova*, Hilario Diaga Melango, Farah Ibrahim Abdihakim

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *Е-mail:yulya_sib_gau@mail.ru

The application of the strategic session for the tasks of teaching foreign students is considered. The experience and problems of teaching foreign students are described.

Keywords: foreign students, strategic session, teaching materials, tutors.

В современных условиях, когда обучение иностранных студентов это показатель работы вуза, международные отделы ставят своей задачей обеспечить набор. Далее такие студенты попадают в общие группы и процесс обучения всей группы, как для студентов, так и для преподавателей, приобретает коммуникационную специфику.

В рамках подготовки по информационным направлениям на кафедре Информатики и вычислительной технике мы уже имеем некоторый опыт работы с иностранными студентами из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Тывы, Чехии, Индии, Конго. В случае, когда страны входили ранее в СССР или и сейчас являются субъектами Российской Федерации с обучением меньше сложностей, поскольку студенты ранее общались с носителями русского языка и сами часто хорошо владеют устной русскоязычной речью. В остальных случаях, даже в условиях предварительной адаптации и изучения русского языка, возникают проблемы: медленный темп чтения и сложности с переводом незнакомой лексики; затруднения в понимании учебного материала; самостоятельная подготовка студентов к занятиям усложняется переводом материалов с языка-посредника на родной язык; проблемы при подготовке проектов. Кроме того такие студенты испытывают комплекс психологических проблем: трудности в поиске новых друзей; утрату и нехватку привычных социальных связей, что приводят в том числе к снижению результатов успеваемости, к нервным расстройствам, к депрессии[1,2].

Осознавая подобные проблемы вовлечения иностранных студентов в учебный процесс в вузе, в том числе и директивно, вводятся меры социальной и функциональной адаптации

Секция «Инновационные технологии в современном образовании»

таких студентов: обеспечение контактов с группой, с куратором, мониторинг взаимодействий с преподавателями. В ряде случаев возникает тьюторское взаимодействия, когда студент(ы) группы иногда добровольно, иногда по просьбе руководителей учебных подразделений выполняют роль наставника, ретранслируют иностранному студенту знания, помогают выполнить задания.

Есть примеры успешного обучения иностранных студентов, однако мы понимаем, что проблемы организации учебного процесса для иностранных студентов все еще существует и сегодня, когда мы ожидаем студентов из Экваториальной Гвинеи и Сомали целесообразно применить инновационную технологию подготовки к учебному процессу - стратегическую сессию. Под стратегической сессией понимаем форму групповой работы, направленную на совместную разработку стратегически-значимых решений. С одной стороны, это технология маркетологов. Но современные педагогические процессы давно уже вышли за рамки классического обучения, и адаптировать организацию учебного процесса под технологии других областей деятельности вполне приемлемо и целесообразно.

Примерные этапы проведения стратегической сессии[3] и конкретика некоторых потенциальных мероприятий:

1. Подготовка, создание рабочей атмосферы (провести совещание с преподавателями выпускающей кафедры).

2. Целеполагание (обеспечить разъяснение актуальности подготовки учебного процесса для иностранных студентов).

3. Анализ текущей ситуации.

4. Прогноз (иностранные студенты будут испытывать меньше сложностей, в обучении: если будут обеспечены методическими материалами на родном или международном языке; если для всех студентов уделить большее внимание развитию компетенций тьюторской работы; если обеспечить иностранных студентов общественно-значимой и (или) научной деятельностью).

5-6. Определение альтернатив; оценка и выбор альтернативной стратегии.

7. Проработка принятого решения в деталях.

8. Определение критериев эффективности реализации выбранной стратегии

9-10. Каскадирование целей и задач, формирование плана действий; завершение.

Как правило, среди наиболее распространенных сложностей при проведении стратегических сессий выделяют: ограничение времени; низкую мотивацию участников; отсутствие исходной информации для принятия решений или ее низкое качество; конфликты и противоречия интересов; отсутствие условий для эффективной непрерывной работы участников. И вероятно, что мы тоже столкнемся с этими проблемами, на данном этапе обеспечиваем привлечение еще пока иностранных абитуриентов к участию в научно-практических конференциях.

Библиографические ссылки

1. Куркина М.П., Власова О.В. Инновационные педагогические технологии в решении проблем адаптации иностранных студентов к образовательной среде // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-3. - С. 560-564.

2. Моднов, С. И. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете / С.И. Моднов, Л.В. Ухова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2 (1). - С. 111-115.

3. Стратегическая сессия — инструкция по применению [Электронный ресурс] URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/strat_session.htm(дата обращения: 12.03.2021).

© Козлова Ю.Б., Илларио Диага Меланго, Farah Ibrahim Abdihakim 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.