Научная статья на тему 'О СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ СТРАНОЙ НА ОСНОВЕ ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

О СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ СТРАНОЙ НА ОСНОВЕ ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / вычислимое управление / благоприятное будущее / доверие / человеко-ориентированная экономическая модель / мультисеть / организационная форма поддержки доверия
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ СТРАНОЙ НА ОСНОВЕ ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Ворожихин В.В.

к.э.н., в.н.с. Российский экономический университет

О СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ СТРАНОЙ НА ОСНОВЕ ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Ключевые слова: цифровизация, вычислимое управление, благоприятное будущее, доверие, человеко-ориентированная экономическая модель, мультисеть; организационная форма поддержки доверия.

Введение

Мы - все человечество - покупаем излишние, ненужные и негодные продукты, которые выбрасываем, мы губим природу нашими общими неразумными действиями, которые почему -то оказываются нужными для отдельных людей. Огромное количество людей занято службой в аппаратах принуждения, мошенничеством, распространением наркотиков и сектантских учений, производством поддельных товаров и услуг ненадлежащего качества. Многие люди недовольны своей жизнью и хотят перемен.

Элиты утратили высокоморальный облик эпохи российских декабристов и не заняты ни просветительской деятельностью, ни созиданием разумного -доброго-вечного. Современные элиты определяются как группы лиц, способных оказывать влияние на принимаемые решения, целями их деятельности становятся личное влияние, нажива и защита клановых интересов. Наиболее влиятельные элиты многие годы заняты поглощением выгод глобального развития, достижением мирового господства и ограничением численности населения планеты.

Государства как организации стареют. Они подвержены коррупции, восстаниям масс, элит, машин, подменам интересов страны интересами элит и дисфункциям из -за несовершенства элит. Глобальная безопасность исчезает на глазах, а напряженность растет...

Сложные системы выходят за рамки традиционной управленческой модели «субъект-объект управления». Любая сложная (большая, целеустремленная) система встречно изучает исследователя и попытки управления ею. Она способна сокращать доступность информации о себе и подменять информацию, предпринимать действия, препятс т-вующие эффективности внешних управленческих воздействий. Доверие становится определяющей характеристикой идентичности и взаимодействия.

В современной многоуровневой экономической системе многообразие подходов и моделей управления, разнообразие положительных (усиливающих) и отрицательных (уравновешивающих) обратных связей приводит к уникальности реакций соответствующих систем управления на изменение условий и значимых факторов развития и безопасности, связей этих факторов. Причем значительное усложнение реакций происходит в случае реализации более сложных (дву х- и многоуровневых) обратных связей и петель управления1.

Возникают вопросы о том, насколько разные модели используют ЛПР? Насколько критично их несовпадение на смежных экономических уровнях при попытке построить централизованную систему управления «экономикой в целом»? Вычислимы ли реальные системы принятия решений, которые меняются по мере роста знаний, управленческого опыта и сложности управляемых и управляющих систем?

Проблемы реализации вычислимого управления сложными активными системами не могут быть решены в рамках традиционных подходов. Крайне осторожно нужно применять подходы декомпозиции: упрощая сложные системы с непрерывно меняющимися связями мы не знаем, что теряем при их редукции.

Мы не можем управлять развитием и безопасностью, если не имеем информации о событиях или знаний, позволяющих анализировать и интерпретировать события, синтезировать адекватные проактивные решения с учетом временных лагов их реализации. Проблема целостности пространства знаний о сложных системах является одной из важнейших проблем современной науки. Потеря одного из измерений мира или незнание о нем может привести к появлению Черного лебедя. Другая сторона проблемы - потеря научности знаний, которая определяется возможностью предсказания будущего.

Несмотря на важность проблемы, адекватность постановки исследовательских задач утеряна: решаемые задачи выбираются по возможности получения вознаграждаемых по формальным признакам локальных результатов. Принцип оценки научной деятельности по публикационной активности является косвенным и смещает фокус деятельности исследователей, уводя от поиска ответов на глобальные вызовы и решения важнейших задач. Количество новых проблем, для которых непригодны решения из прошлого, быстро растет во всех сферах - от экологии до культуры.

Многоуровневая экономика, на разных уровнях которой формируются разномасштабные целеустремленные агенты, не может быть предсказуемой вне представлений о ее структуре. Научные знания о многоуровневой экономи-

1 О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению пр о-блем / О'Коннор Дж., Макдермотт И.; Пер. с англ. 2-е изд. - М: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 256 с.

ке требует детализированных представлений о каждом уровне, методах управления и о ближнем окружении ЛПР, принимающих решения. Соответственно, любые попытки централизованного (средового) управления имеют принципиальное ограничение по глубине реализации и степени достижения управленческих целей.

В результате наш мир стал миром непрерывно растущих рисков и непрерывных кризисов, среди которых выделяются:

- Кризис капитализма и либерализма;

- Ужесточение глобальной гиперконкуренции за будущее;

- Риски новых технологий;

- Экологические и климатические риски;

- Риск новой пандемии со значительно более тяжкими последствиями;

- Финансово-экономическое оружие, санкции, разрушающие конкуренцию;

- Цифровые угрозы: «4 всадник апокалипсиса» (А. Гуттериеш), «сеть Антихриста» (Патриарх Кирилл), «цифровой феодализм» (М. Мацукатто) и др.

С другой стороны, рост технологий означает формирование новых возможностей и инструментов развития, среди которых наиболее часто выделяют:

- Развитие компьютерных технологий;

- 4 индустриальную революцию;

- 4 парадигму трансформационной оценки (Д. Мертенс, 1998):

- 4 парадигму вычислительной науки (Дж. Грей, 2006);

- Создание социотехнических систем;

- Формирование самовосстанавливающейся, саморазвивающейся, самосовершенствующейся и самообслуживаемой инфраструктуры и др.

Результатом непрерывного роста рисков и возможностей становится активный поиск новых моделей социально-экономического развития, в числе которых упоминаются:

• Цифровая экономика Всемирного банка;

• Ноосфера В.И. Вернадского;

• Капитализм заинтересованных сторон К. Шваба и Э. Фримена;

• Большая перезагрузка ООН;

• Общество 5.0 японского Агентства по науке и технологиям ^Т);

• Система социального кредита (доверия, рейтинга) Си Цзиньпина и другие.

Итоговую оценку глобальной ситуации дал Президент США Джо Байден в марте 2021 г. во «Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности» «мы находимся в разгаре исторической и фундаментальной дискуссии о будущем направлении нашего мира. Мы должны доказать, что наша модель не пережиток истории; это единственный лучший способ реализовать обещание нашего будущего».

России нужна новая модель развития и безопасности: попытка использования подходов из прошлого для создания будущего - это путь к катастрофе.

Новые бизнес-модели в условиях трансграничности информационных и экономических потоков

с глубиной до уровня персоналий

Влияние цифровых процессов трансформации мира крайне велико и стремительно. Цифровая трансформация ускоряется, становится трансграничной, а глубина ее проникновения и влияния достигает уровня персоналий. Глобальный институт МсКг^еу назвал внедрение цифровых технологий важнейшим фактором будущего экономического роста2: на него, вероятно, будет приходиться около 60 процентов потенциального роста производительности к 2030 году. Ожидается, что один только ИИ обеспечит дополнительный рост производительности на 1,2 процента в год в период с 2017 по 2030 год.

Для новых глобальных экосистемных рынков формируются новые бизнес -модели. Меняется конкуренция -электронные платформы соревнуются в разработке брендов и процессов, способных привлечь внимание потенциальных потребителей. Стремительно расширяется круг предлагаемых товаров, причем продажи начинают осуществляться в форме предоставления комплексных услуг потребителям и партнерам.

Идет цифровая консолидация бизнеса в рамках цифровых платформ. Крупнейшие платформы в состоянии тратить деньги на приобретение лучших разработок, которые используются для всех потоков товаров и услуг. Любой бизнес для поддержания конкурентоспособности вынужден сотрудничать с цифровыми бизнес -платформами, способными обеспечить его встраивание в глобальные цепочки поставок и стоимости. Огромное число компаний, организующих цифровые платформы, формируют единую экосистему, которая стремительно растет.

Столь же стремительно растут возможности и привлекательность услуг для потребителя. Цифровые платформы выполняют роль ядра организации бизнес -экосистем, вовлекая в них сектор финансов, промышленность, исследовательские компании, изучающие особенности продвижения товаров на разных территориях в условиях стремительных

1 Interim National Security Strategic Guidance. - Washington, 2021. - 24 p.

2

Solving the productivity puzzle. - https://www.mckinsey.com/featured-insights/regions-in-focus/solving-the-productivity-puzzle; A government blueprint to adapt the ecosystem to automation and the Future of Work / McKinsey & Company. 2020. - 36 p.

изменений технологий, маркетинговых подходов и брендов, предпочтений и поведения потребителей, в совокупности формирующих новые рынки, новые рыночные модели и непрерывный рост влияния цифровых бизнес -экосистем.

В ходе недавнего опроса 100 000 граждан в 29 странах специалисты McKinsey обнаружили, что обеспечение занятости является экономическим приоритетом номер один на будущее. Анализ также выявил три проблемы, связанные с автоматизацией - изменение требований к навыкам, рост неравенства и настороженность общества по отношению к внедрению новых технологий.

Цифровые платформы как ядро экосистемы используют свое доминирующее положение для подавления конкуренции, определяя, какие продукты видят пользователи, и отдавая предпочтение своим собственным брендам (многие из которых имеют, казалось бы, независимые названия). Геоблокировка создает неравенство потребителей разных территорий. Платформы перераспределяют стоимость между потребителями, поставщиками и самой платформой. В то же время компании, не организующие свои бизнес-модели на услугах платформ, оказываются неконкурентоспособными.

Исследования, классификация и формирование поведения потребителей реализуются за счет самих потребителей. Личные данные затем превращаются в самый ценный товар и используются в интересах владельцев платформ или продаются. Платформы становятся новым инструментом извлечения стоимости из экономики, а не ее созданием. М. Мацукатто задает вопрос о будущем позиции пользователей - станут ли они хозяевами платформенной экономики или ее рабами? Чтобы коллективно созданные ценности служили коллективным целям, Правительства могут и должны принимать проактивное участие в формировании новых рынков и бизнес -моделей. Власти вынуждены догонять цифровой бизнес в разработке новых бизнес -инструментов и исследованиях, опираясь на развитие науки. «Создание среды, которая вознаграждает создание подлинной ценности и наказывает извлечение стоимости, является фундаментальной экономической проблемой нашего времени» \

Чтобы преимущества цифровой революции не ограничивались лишь несколькими крупнейшими компаниями, правительствам необходимо увеличить инвестиции в физическую инфраструктуру и человеческий капитал, а также предоставить финансовые и налоговые стимулы для обеспечения равного доступа к важнейшим технологиям 2.

Развитие сетей и коммуникаций ведет к распространению сетевых установок, формируемых на основе интересов и доверия на любые территории. Отторжение ведет к потере конкурентоспособности.

Формируются глобальные цепочки поставок с учетом интересов участников на основе баланса выгод и надежности. Лидеры мирового развития, на порядок экономически более мощные, чем Россия, разрабатывают подходы к повышению их надежности, не пытаясь самостоятельно заместить мировое производство.

Глобальные цепочки стоимости выявлены MIT в исследованиях автомобильной промышленности в 2010-2011 гг. В 2014 г UNIDO приходит к выводу о распространении их на всю промышленность. Глобальная гиперконкуренция ужесточается и реализуется в усложняющихся формах конкурентного партнерства: конкурируя на одних рынках, фирмы сотрудничают на других.

Интеграция социальных и отраслевых (технических) технологий с учетом научной и культурной составляющих коммуникаций ведет к становлению глобальных цепочек ценности.

Экономическое оружие как способ концентрации преимуществ в любой сфере деятельности вошло в дискурс развитых стран. Экономика дает уникальные возможности концентрации гибридных воздействий в любой сфере деятельности и на любой территории, формируя явные и латентные воздействия. Отстающая в развитии и использовании современных инструментов, не способная найти ответ на вызовы экономическая наука - огромная уязвимость, которая в стратегическом периоде приводит к потере суверенитета.

В многомерных системах использование «причинно -следственных связей» требует особой аккуратности - единичное событие становится источником многих процессов, распространяющихся во многих измерениях информационно-экономического пространства с принципиально разными временными и мощностными характеристиками, а измеряемый результат даже одного события становится переменным во времени.

Нужны исследования на этапах подготовки, принятия и реализации управленческих решений с использованием Больших данных - управление становится вычислимым.

Нужны повторные, непрерывные, сетевые, трансформационные исследования, а также исследования будущего с учетом эффекта Эдипа: любая важная (глобальная, национальная) информация затрагивает интересы людей, вызывая протесты или одобрения проектов развития и управленческих действий - будущее меняется.

В современной экономике с непрерывным ростом сложности и неопределенности информационный потоп, рост сложности, супердисциплинарная и межпрофессиональная природа знаний приводят в условиях стремительных и глубинных трансформаций к неработоспособности традиционной модели стратегического планирования. От последовательного цикла стратегического планирования необходим переход к многоконтурному стратегическому управлению, которое требует единовременной актуализации, корректировки или пересмотра всех управленческих процессов при обнаружении неувязки в любом из контуров управления, которые формируются по этапам системы стратегического планирования.

«Мы создаем модели, чтобы абстрагироваться от реальности. Однако есть более общая модель, которая говорит о том, что все наши модели в конечном счете неработоспособны. Они не работают из -за того, что не в состоянии

1 Mazzucato M. Preventing Digital Feudalism. - https://www.project-syndicate.org/commentary/platform-economy-digital-

feudalism-by -mariana-mazzucato-2019-10

2

Lee Jong-Wha. Building an Inclusive Digital Future. - https://www.project-syndicate.org/commentary/policies-for-digital-inclusion-after-the-pandemic-by -lee-jong-wha-2021 -06

учесть все взаимосвязи реального мира» (М. Шоулз)1. Упрощенные экономические модели и теории задают неверную систему координат, которая не дает целостных научных представлений о сущности управляемой системы. «Ошибки в выборе или недостижение стратегических целей еще могут быть компенсированы за счет реализации иных целей, но если вы ошиблись в выборе системы координат (ценностей), вам подсунули чужую метрику прогресса или она отсутствует, то нет шансов достичь каких-либо целей» (Дж. Стиглиц)2.

Результатом становится череда управленческих ошибок. Причем отсутствует методы выделения управленческого вклада в итоги развития. Экономическая эффективность управления становится неопределяемой, а цели принципиально недостижимыми.

Человека экономического в условиях становления экономики знаний сменяет Человек творческий. Соответственно, нужна новая экономическая модель, ориентированная на использование знаний и талантов населения: вместо прибыле-центричной создается модель человеко -ориентированной экономики, целью которой является не снижение затрат производства и увеличение прибыли, а повышение ценности человека, развитие творчества и рост заработков людей. Человек неустраним - анализ, расчеты, модели и решения имеют результатом изменение условий и факторов человеческой деятельности. Целью экономики становится повышение ценности людей, инновации внедряются для повышения заработков, работник становится заказчиком и капиталом. Сбалансированность общественных и частных стимулов развития позволит в перспективе увеличить валовой продукт вдвое3.

Доверие становится мотивом и инструментом настройки системы управления, а также параметром, определяющим глубину и полноту регулирующих воздействий. Отсутствие новых научных подходов означает отсутствие базы для формирования доверия в сложном мире будущего: человеку, не понимающему происходящего, доверять невозможно.

Доверие в цифровой экономике

Доверие переживает новое становление как сложная проекция и характеристика мира. Оно играет решающую роль в экономических партнерствах и является результатом накопленного обществом социального капитала, формируя «социальную ткань». Его нельзя купить как товар, оно формируется на основе честности, добросовестности и порядочности.

Круг общения человека в доцифровом мире был крайне ограничен - число Данбара: 150 текущих контактов, 1000 - в течение жизни. В цифровом мире пользователь в среднем обрабатывает 75-100 персональных сообщений в день, а также 400 (63.. .3000) рекламных сообщений в день, а некоторые блогеры имеют миллионные подписки.

С учетом доступности Интернета стало массовым распространение недостоверной информации, которое даже получило собственное название - «фейковые новости», а следствием стала утрата доверия к информационному пространству. Аналогичные процессы в научной сфере - фейковые исследования, ложные знания, неверное использование знаний - приводят к утрате целостности системы знаний и доверия к науке.

Появилось понятие «фейковых исследований», результаты которых повторить независимым исследователям невозможно. Появилась проблема распространения начисто лишенных смысла наукообразных статей, принимаемых хвалеными рецензируемыми журналами. Программное обеспечение для создания статей под названием SCIgen было создано в 2005 году тремя аспирантами для «максимального развлечения» и для демонстрации того, что на некоторых конференциях будут приниматься бессмысленные статьи. К 2012 году компьютерный ученый Сирил Лаббе обнаружил 85 фальшивых статей SCIgen на конференциях, опубликованных Институтом инженеров по электротехнике и электронике (IEEE); он нашел более 120 фальшивых статей SCIgen, опубликованных IEEE и Springer. К 2020 г. исследователи выявили 243 бессмысленные статьи, созданные полностью или частично SCIgen. Эти статьи между 2008 и 2020 годами публиковались в различных журналах, материалах конференций и на сайтах препринтов и относились в основном к области компьютерных наук4. Гораздо более значимый вред приносят «бумажные фабрики»5, массово выпускающие поддельные научные статьи под заказ. В январе 2020 года был представлен список из более чем 400 опубликованных статей, к марту 2021 г. имидж-детективы перечислили более 1300 статей.

Происходят глубокие и стремительные процессы изменения традиционных и появления новых социо-электронных механизмов общественной координации: компьютерные и мобильные сети, интеллектуальные системы управления и др. Соответственно меняются механизмы формирования доверия. Массово доступными становятся культурные интервенции: в ходе культурной революции в Китае не было отдано ни одного государственного приказа для ее развития, но пострадало 100 млн. чел. Культурные интервенции цветных революций и арабской весны бурно развивались при зарубежной поддержке на основе утраты доверия к власти, они привели к смене власти в целом ряде стран.

1 Цит. по: Бернстайн П. Фундаментальные идеи финансового мира. Эволюция. - М., 2009. - С. 5.

2

Цит по: https://zavtra.ru/blogs/prizhok_v_detnost_

Future Services & Societal Systems in Society 5.0. / Center for Research and Development Strategy Japan Science and Technology Agency. 2017. - 254 p. - https://docviewer.yandexru/view/873818231

Van Noorden R. Hundreds of gibberish papers still lurk in the scientific literature. - https://www.nature.com/articles/d41586-021-01436-7#:~:text=Nonsensical%20research%20papers%20generated%20by,in%20more%20than%20200%20retractions

5 Else H., Van Noorden R. The fight against fake-paper factories that churn out sham science. -https://www.nature.com/articles/d41586-021 -00733-5

«Круг доверия» становится источником информации и влияния, экспертом степени доверия к внешним агентам и инструментом принятия решений и оценки. Доверие становится многоуровневым инструментом снижения уровня неопределенности и повышения устойчивости окружающего мира: доверие в семье, доверие к другу, организацио нное доверие, доверие к власти.

Основанием утраты доверия становятся негативные ожидания и оценки деятельности, включая проявление агрессии, коррупцию, незнание и недостоверную информацию. Сфера человеческого доверия в несовершенном мире невелика. Круг доверенных лиц явно несопоставим с населением планеты, страны и даже города. Индекс доверия в экономике коррелирует с индексом доверия к социальной политике: потеря доверия в одной сфере взаимодействия приводит к его потере в другой.

Ненависть, агрессивность и жестокость, стремление удовлетворения своих интересов за счет ближнего, разрушающие доверие, отражают множество межчеловеческих взаимодействий той части современного мира, в которой отсутствует доверие.

Доверие является управленческой коммуникацией, определяющей глубину реализации управленческих решений - принятия и поддержки или противодействия им, в том числе за счет имитации. Доверие не определяется конкретным управленческим актом, как считают некоторые специалисты1, - акт служит сигналом активизации действий власти и общество реагирует в соответствии со сложившимся уровнем доверия. Может ли сформировать доверие к государству несовершенная элита, ориентированная на использование мощи государства в своих интересах? На мой взгляд, это чисто риторический вопрос, как и чисто риторические посылы о том, что «доверие - это проблема законодателя...» 2 и само «решение проблемы доверия»3.

Потеря доверия разрушает социальное пространство и формирует враждующие кланы - человечество оказывается на пути к самоуничтожению. Несовершенство мира ограничивает уровень доверия и структурирует его, приводит к формированию локальных проекций по сферам деятельности в соответствии с выполняемыми человеком социальными ролями

Доверие - признание добросовестности, предсказуемости, честности, солидарности других людей - является основой существования общества4. Отсутствие доверия разрушает возможности взаимодействия и механизмы общественной координации, мораль и право, оставляя только скелет взаимопрорастающих и деформированных иерархии и рынка. Основой развития и встраивания бизнеса в глобальные цепочки поставок, стоимости и ценностей становится позиционирование в трансграничном пространстве доверия: совокупность правовых, организационных и технических условий, согласованных государствами-членами с целью обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами между уполномоченными органами.

Доверие является ключом к формированию благоприятного сложного творческого мира будущего, его потеря -путь к мировой войне и самоуничтожению человечества. Еще более остро проблема стоит для России, и это известно достаточно давно: «Наша страна стоит перед катастрофой тотального недоверия и духовной разобщенности как следствие духовно-нравственной деградации. .На смену этики доверия устойчиво приходит этика недоверия, формируемая в пространстве социокультурного разрыва и кризиса духовных оснований российской идентичности и российской цивилизации в целом»5.

Важность доверия осознана всеми стратами ЕАЭС: Стратегия трансграничного пространства доверия утверждена Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 27 сентября 2016 г. № 105.

Система социального доверия в Китае

Возможным решением вопроса регулирования цифровых экосистем может служить развитие системы социального доверия (рейтинга, кредитования), первые документы регулирования которой появились в КНР в 2003 г.

Осуждать или хвалить их, сравнивать с технологиями социального контроля Запада можно только с учетом национальных культурных особенностей китайцев, с которыми неспециалисты просто незнакомы6.

Корни Социальной Кредитной Системы (Social Credit System - SoCS = СКС) уходят в начало 1990-х годов как часть попыток разработать системы личного банковского обслуживания и финансового кредитного рейтинга, особенно для облегчения кредитования в сельских районах, где частные лица и малые предприятия часто не имели документально подтвержденной финансовой истории. Первые проекты СКС были разработаны в 2007 году группой государственных органов. С 2011 года произошел заметный сдвиг в целях СКС с системой кредитно -финансовых рейтингов стала панацеей от широкого набора социально -политических недугов 7.

1 Дугин Е.Я. Власть доверия и доверие власти // Власть. - М., 2018. - август. - С. 60-66.

2 Там же.

3

Аузан А.А. Об основных направлениях законодательного обеспечения реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: доклад / Совет Федерации Федерального Собрания РФ // Аналитич еский вестник. - М., 2018. - № 8 (697). - http://council.gov.ru/ media/ffles/D2BYwmFIAh5cTXvt9z0XYkuBW4yP2ZoVpdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Мартьянов В.С. Доверие в современной России: между поздним Модерном и новой сословностью? // Науч. ежегодник Ин -та философии и права Урал. отд-ния РАН. - Екатеринбург, 2017. - Том 17, вып. 1. - С. 61-82.

5 Алёшин С.В. Доверие как социокультурный феномен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.филос.н. -Краснодар: Южный федеральный университет, 2012 - 32 с.

6 Кириллов А. Как работает система социального доверия в Китае. - https://tass.ru/opinions/5225841

Drinhausen K., Brussee V. China's social credit system in 2021 // MERICS China Monitor. 2021. - March 3. - 25 p.

Цель - построение к 2049 году, году столетия КНР, «общества Великого единения» - коммунистического общества с китайской спецификой. Одна из локальных целей - вернуть чиновников, которые оказались вне системы социального доверия, в ее лоно 1.

СКС - очень гибкий инструмент, являющийся частью видения Си Цзиньпина системы управления на основе данных, который может быть быстро применен для решения новых важнейших политических проблем. Платой за гибкость и скорость отработки является фрагментация системы. Система социального кредитования регулируется тысячами документов, но нет ее единого определения, и существуют значимые региональные различия в стандартах реализации и оценки. Работа Правительства по совершенствованию СКС продолжается. Частный технологический сектор исключен из развития официальной системы социального кредитования. Но платежные и потребительские платформы, такие как Sesame Credit от Alibaba, создали свои собственные инициативы по рейтингу доверия.

С 2014 года лидер государства и партии Си Цзиньпин провозгласил «всеобъемлющее, основанное на законе управление» одним из важнейших политических приоритетов. Для обеспечения социальной, политической и политической стабильности требуется соблюдение существующих законов и правил, что стало основной целью системы социального кредита и привело к созданию «Плана построения системы социального кредитования (2014 -2020 гг.)», выпущенного Государственным советом Китая. Социальный кредит стал неотъемлемой частью нового идеологич е-ского канона «Мысли Си Цзиньпина».

Совершенствование СКС во многом полагается на человеческое исследования, отчеты и решения. Это также оставляет место для традиционных векторов индивидуального и политического влияния. Государственное участие будет и дальше наращиваться, оптимизироваться и интегрировать деятельность по цифровому мониторингу. Более агрессивные платформы и инициативы в области внутренней безопасности КНР развивались быстро и со значительно меньшими ограничениями, чем система социального кредитования.

В настоящее время 47 институтов (с частично противоречивыми намерениями) участвуют в формировании системы.

2020 год был годом завершения ключевой строительной фазы Социальной Кредитной Системы Китая (SoCS), которая оценивается как «один из краеугольных камней поисков китайского государства стороны эффективного управления на основе данных». Общие рамки и ключевые механизмы сформированы. Составлены многочисленные отчеты и документы по планированию перевода SoCS на следующий этап, который совмещается с предстоящей 14 пятилеткой (2021-2025). Важно понять, как работает эта быстро развивающаяся система, и предвидеть, как она будет развиваться в ближайшие годы, поскольку это станет определяющей чертой китайского управления следующего десятилетия. Позиция партийного государства ясна: расширять, интегрировать и анализировать существующие источники данных для улучшения и консолидации правил СКС. Ввиду высокой степени фрагментации, текущее состояние системы определяется как политические рамки, включающие в себя большое количество инициатив, или как «система систем».

В Китае с 1 января 2021 г. принят новый гражданский кодекс, официально узаконивший СКС. С помощью цифрового рейтинга Китай строит идеальное общество законопослушных, вежливых и надежных во всех отношениях людей. «Это подобно тому, как детей учат в школе вести себя. Система социального рейтинга - лучший способ управлять обществом. И тут речь не только о контроле финансовых рисков. Рейтинг поможет восстановить нравственное воспитание людей, привить им честность и научить добропорядочному поведению. Система социального рейтинга позволит решить многие проблемы перевоспитания. Поздно влиять на человека, когда уже надо отправлять его в тюрьму. Отрешение от общества не может никого перевоспитать. А вот страх порицания может» 2, - уверен автор идеи системы социального рейтинга Лин Джан Ю.

Больше шести лет власти Китая разрабатывали и отрабатывали все нюансы новой программы. Сотни тысяч камер наружного наблюдения с системой распознавания лиц, сотни мобильных приложений и Интернет-ресурсов были объединены в единую информационную базу. Платежные системы, социальные, дорожные и коммунальные службы предоставляют всю имеющуюся у них информацию о каждом человеке. В январе 2021 года ЦК КПК выпустил новую дорожную карту для «построение правового общества» до 2025 года, опорой которого признана СКС.

Формирование социально -экономической экосистемы как инструмента доверия и гуманитарных

интервенций

К настоящему времени среди социально -экономических проблем России - несовершенства элит, неконкурентоспособности науки и низкого качества управленческих решений, сформировавших устойчивую и негативно влияющую на развитие и безопасность страны подсистему, центральное место в современных условиях занимает именно неконкурентоспособность науки, для которой характерны:

- потеря критичности и снижение научной грамотности, подмена научного знания экспертным (доверительным) и даже бытовым;

- подмена решения сложных и важных задач отчетами о публикационной активности (нет ГКНТ - нет задач, нет задач - нет решений, а есть ли наука?!);

1 Ваганов А. Цифровой тоталитаризм с человеческим лицом. - https://www.ng.ru/science/2021-01-

26/9_8066_totalitarianism.html

2

https://news.rambler.ru/sociology/45624124-kredit-na-svobodu-kak-izmenitsya-obschestvo-v-kitae-posle-zapuska-sistemy-otsenki-povedeniya-grazhdan/

- отсутствие применения современных поисковых и исследовательских инструментов и достаточных знаний о них, утрата научной грамотности;

- финансовая и нефинансовая коррупция в сфере исследований и научных публикаций (барьеры в организации научных исследований, неадекватные распределение заказов на выполнение НИР и поддержка научных исследований, право на истину по должности - а есть ли наука?!);

- потеря авторитета российской науки и снижение доверия к ней на фоне стремительного роста трансграничных потоков знаний и снижение доверия населения к органам власти, не владеющим управлением на основе данных.

Доверие является основой для организации любой совместной деятельности, для поддержания бренда и репутации, которые способны завоевать и удержать потенциального партнера и потребителя услуг и продукции. Доверие -это необходимое условие достижения Национальных целей развития Российской Федерации 2030 года, к которым относятся:

а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б) возможности для самореализации и развития талантов;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

д) цифровая трансформация.

Современные исследования демонстрируют потерю доверия населения большинством государственных институтов. Данное обстоятельство является основой для формирования внешних идеологических и культурных интервенций, направленных на подрыв существующей власти.

Доверие к власти (доверие к Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, уровень которого определяется в том числе посредством оценки общественного мнения в отношении достижения в субъектах Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации) - пункт 1 «Перечня показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»1.

Восстановление доверия требует не только развития личностных и профессиональных качеств управленцев, уровня их образования и квалификации, но и формирования новой интегрированной системы исследовательской и управленческой деятельности в виде мультисетевой структуры, ориентированной на создание новой человеко -ориентированной экономической модели (НЭМО). Стартовым звеном создания архитектуры экосистемы НЭМО является Национальная система знаний, включающая в себя национальную сеть университетов, интегрирующая федеральные (10), исследовательские (21), опорные (33) и иные университеты и вузы всего 724 на 2021 г., а также исследовательские учреждения системы РАН - всего 419 на 2021 г.

Мультисеть представляет собой дальнейшее развитие модели тройной (четверной, пятерной) спирали Ицковича 2010 г., интегрируя деятельность институтов науки, власти, бизнеса и населения в единый мегапроект развития и безопасности.

Предлагаемая архитектура экосистемы развития позволяет отказаться от упрощенных средовых подходов, при которых регулирование нарушает интересы определенных социальных групп.

Мультисетевой подход позволяет выстроить персонифицированное взаимодействие с населением страны с учетом личных ценностей и интересов, формируя поиск и поддержку взаимовыгодных проектов и условий их реализации для гражданина и государства.

Проект благоприятного будущего страны формируется как система проектов благоприятного будущего каждого гражданина, поддерживаемых государством, гарантирующим взаимную заинтересованность и доверие

Национальная система технологий и инноваций формируется как Национальная исследовательская мультисеть, имеющая в своем составе взаимодействующие между собой научные лаборатории фундаментальных исследований (ЛФИ), лаборатории прикладных исследований (ЛПИ), вычислительных и живых лабораторий (ВЛ и ЖЛ).

Живые лаборатории ориентированы на отработку возможностей использования новых сложных технологий, продуктов и услуг в практической деятельности населения и малых и средних предприятий (МСП). ЖЛ осуществляют их имплементацию в практическую деятельность, реализуя этап коммерциализации инноваций (они дали 96% инноваций по оценке Президента е вропейской сети ЖЛ ENOLL)

В России ЖЛ также могут выполнить роль центров формирования видения благоприятного (лучшего) будущего для каждого гражданина и МСП.

Каждый из центров решает локальные исследовательские задачи, и 2-3 федеральных задачи, на которые опираются все центры мультисети.

Важнейшая задача мультисети - формирование целостного поля знаний за счет проведения повторных, сетевых, непрерывных и трансформационных исследований, а также исследований будущего с учетом эффекта Эдипа.

Национальная мультисеть поддержки исследований и реформ может быть представлена Центрами управления знаниями (ЦУЗ), Интеллектуальными репозиториями (ИР), многофункциональными культурными центрами (МФКЦ) и центрами непрерывного инклюзивного образования (ЦНИО). Для выполнения исследований с использованием со-

1 Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

временных технологий необходима организация мультисети поддержки исследований и реформ на основе сетей, связывающих между собой центры управления знаний (ЦУЗ), интеллектуальные репозитории (ИР), многофункциональные культурные центры (МФКЦ) и центры непрерывного инклюзивного образования (ЦНИО).

ЦУЗ обеспечивают доступ к глобальному знанию для каждого гражданина РФ, обмен знаниями и интеграцию персональных знаний.

МФКЦ обеспечивают культурную интервенцию, сокращая время социокультурной адаптации к трансформации с учетом культурного разнообразия населения

Основное назначение ИР: хранение, оценка и непрерывная обработка знаний разных форм для повышения интеллектуальной, потребительской и коммерческой стоимости; непрерывное совершенствование архитектуры хранилищ.

ЦНИО обеспечат приближение к фронтирам науки, непрерывное инклюзивное образование населения, образовательную поддержку деятельности ЖЛ.

Заключение

Изменение условий и значимых факторов влияния требует изменения систем управления, которые должны опираться на данные и быть работоспособными в мире сложных активных систем. Сформировать глобально конкурентоспособную систему управления развитием и безопасностью без восстановления доверия между ее участн иками невозможно.

Доверие имеет не только моральное, социальное, но и экономическое измерение. Доверие и взаимодействие на его основе является противовесом непрерывно растущим рискам - если их нет, риски реализуются в форме ущерба благосостоянию и устойчивости общества. Нехватка доверия - важнейшая уязвимость, которая будет использована конкурирующими социально -экономическими системами. Доверие требует целостного представления о нем на основе междисциплинарного подхода, в котором учитываются результаты социальных, экономических, психологических, культурных, управленческих, глобальных и риско логических исследований.

Формирование доверия - ключ к формированию благоприятного будущего. В жизни каждого человека есть люди, которые передают ему знания и социальный опыт, облегчая процесс социализации в неоднородном обществе с палитрой рисков.

Современные ценности создаются в рамках нашей деятельности и не могут транслироваться только из прошлого, более того, ряд ценностей мы заимствуем у идеальных представлений о лучшем и благоприятном будущем. Ценности включаются в систему критериев оценки событий и действий окружающих и социальных институтов, в том числе власти. Формы доверия меняются по мере изменения общества. Трансформация доверия и издержки социально -экономической трансформации тесно связаны между собой.

Осознание и формирование новых организационных форм социально -экономических коммуникаций может стать инструментом эффективного развития общества, позволяющих устранить барьеры на пути к стремительной трансформации России в современную глобально конкурентоспособную державу.

Доверие должно стать ключевым параметром разработки стратегий развития и безопасности в условиях цифровой глобализации. Развитие страны на основе доверия реализуется не за счет использования населения как расходного ресурса или отчуждения ресурсов населения, а в рамках совместного использования человеческого капитала, развития талантов и возможностей на основе государственно-личностного партнерства, которое требует разработки форм реализации такого взаимодействия для новой человеко -ориентированной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.