Научная статья на тему 'О стратегическом планировании развития инклюзивного образования (на примере Великого Новгорода)'

О стратегическом планировании развития инклюзивного образования (на примере Великого Новгорода) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕТЕРОГЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGIC PLANNING / INCLUSIVE EDUCATION / HETEROGENEOUS PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Е. В.

Раскрываются методологические основы и логика организации стратегического планирования развития инклюзивного образования в регионе на примере Великого Новгорода. Указаны основные участники этого процесса, названы главные нормативно-правовые акты, регулирующие и направляющие деятельность в данной сфере, и обозначен поэтапный порядок действий по разработке плана. Представлены основные положения Концепции развития инклюзивного образования, приоритетные направления стратегического развития и стратегические проекты. Дается новое педагогическое видение сущности инклюзивного образования, ориентированного на обеспечение условий для совместного обучения в общеобразовательной школе представителей гетерогенных групп: дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, дети из семей мигрантов, дети из социально уязвимых слоев населения, дети из семей, принадлежащих к национальным и религиозным меньшинствам и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF VELIKY NOVGOROD)

This article deals with methodological basis of the strategic planning of developing inclusive education and the logic of its realization by the example of Veliky Novgorod. The research includes description of the main participants of the process, gradual operating procedure, and regulatory legal acts controlling and guiding the activity in this field. This paper also presents some fundamentals of the concept of inclusive education development, priority directions of strategic development and strategic projects. The author gives a new pedagogical vision of the main point of inclusive education focused on providing conditions for representatives of heterogeneous groups, namely, children with disabilities, exceptional children, migrant children, children belonging to vulnerable social groups or some ethnic and religious minorities, and their co-education at comprehensive school.

Текст научной работы на тему «О стратегическом планировании развития инклюзивного образования (на примере Великого Новгорода)»

УДК 376.1

О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА)

Е. В.Иванов

ON STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF

VELIKY NOVGOROD)

E.V.Ivanov

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Раскрываются методологические основы и логика организации стратегического планирования развития инклюзивного образования в регионе на примере Великого Новгорода. Указаны основные участники этого процесса, названы главные нормативно-правовые акты, регулирующие и направляющие деятельность в данной сфере, и обозначен поэтапный порядок действий по разработке плана. Представлены основные положения Концепции развития инклюзивного образования, приоритетные направления стратегического развития и стратегические проекты. Дается новое педагогическое видение сущности инклюзивного образования, ориентированного на обеспечение условий для совместного обучения в общеобразовательной школе представителей гетерогенных групп: дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, дети из семей мигрантов, дети из социально уязвимых слоев населения, дети из семей, принадлежащих к национальным и религиозным меньшинствам и др.

Ключевые слова: менеджмент, стратегический менеджмент, стратегическое планирование, инклюзивное образование, гетерогенная педагогика

This article deals with methodological basis of the strategic planning of developing inclusive education and the logic of its realization by the example of Veliky Novgorod. The research includes description of the main participants of the process, gradual operating procedure, and regulatory legal acts controlling and guiding the activity in this field. This paper also presents some fundamentals of the concept of inclusive education development, priority directions of strategic development and strategic projects. The author gives a new pedagogical vision of the main point of inclusive education focused on providing conditions for representatives of heterogeneous groups, namely, children with disabilities, exceptional children, migrant children, children belonging to vulnerable social groups or some ethnic and religious minorities, and their co-education at comprehensive school.

Keywords: management, strategic management, strategic planning, inclusive education, heterogeneous pedagogy

Стратегическое планирование получает все большее распространение в современном менеджменте. Будучи направленным на решение острых насущных проблем, оно, само по себе, не гарантирует успеха, но при неформальном научно-обоснованном подходе, всесторонности и комплексности, может стать основой его достижения. Отталкиваясь от реалий сегодняшнего дня, стратегическое планирование ориентировано на перспективу, задавая цели и указывая конкретные пути их достижения посредством разработки и внедрения необходимых нововведений и изменений.

Разработка стратегического плана развития инклюзивного образования в Великом Новгороде вызвана необходимостью решения важных вопросов по защите прав и обеспечению условий на получение полноценного образования и продуктивную интеграцию в социум различных гетерогенных групп детей.

Правовой основой здесь выступают международные (Всеобщая декларация ООН о правах человека (1948), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Конвенция ООН о правах инвалидов (2006) и др.), российские (федеральные законы «Об образовании» (2013), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (1999); Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы»; Государственная программа «Доступная среда на 2011—2015 годы» и др.) и местные (областные и муниципальные программы развития образования, целевые программы «Доступная среда», «Одаренные дети», «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действующие на данный момент в Новгородском регионе, и др.) нормативно-правовые акты и программные документы.

Для получения более полной и объективной информации, необходимой для разработки стратегического плана развития инклюзивного образования, в Великом Новгороде было проведено специальное социологическое исследование гетерогенных групп детей с выявлением их особых потребностей, а также определены возможности и выяснены мнения представителей регионального сообщества, занимающихся проблемой инклюзии.

Ниже представлена структурно-логическая схема организации стратегического планирования развития инклюзивного образования в Великом Новгороде (рис.).

В ее основе лежат современные теории стратегического менеджмента, методологические наработки в области стратегического планирования НовГУ им. Ярослава Мудрого [1] и идеи, сформулированные в рамках международного проекта TEMPUS-4 «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями», в котором, наряду с учеными новгородского университета, участвуют представители вузов Беларуси, Украины, Германии, Австрии, Финляндии и Италии.

Как видно из схемы, важнейшей составляющей стратегического планирования является научное концептуальное обоснование, потому как именно концепция обеспечивает системное видение и задаёт принципиальные основы к решению проблемы, что, по сути, и определяет стратегию действий.

Таким образом, написание концепции развития инклюзивного образования в Великом Новгороде вызвано, с одной стороны, необходимостью создания научной платформы для разрабатываемого стратегического плана, а с другой — потребностью в комплексном научном осмыслении актуальной, но пока ещё малоизученной социально-педагогической проблемы.

Как известно, инклюзия в образовании неразрывно связана с процессами инклюзии в социуме. Инклюзивный подход в настоящее время представляет собой ни что иное, как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства, где, исходя из принципов гуманизма и толерантности, происходит переосмысление отношения к гетерогенным группам населения, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обязанности обеспечить им равные со всеми другими людьми возможности, в том числе и в получении образования.

Особенностью настоящих концептуальных положений является формирование нового видения сущности и организации инклюзивного образования. В отличие от традиционных представлений, имеющих распространение в российской и зарубежной педагогике, которые ограничивают инклюзивное образование, как правило, интеграцией детей инвалидов в культурно-образовательную среду школы, в данной Концепции делается акцент на обеспечении условий равноправного участия в обучающемся сообществе различных гетерогенных групп: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), одаренные дети, дети из семей мигрантов, дети из социально уязвимых групп населения, дети-представители национальных и религиозных меньшинств и др.

Расширение границ гетерогенности в сфере инклюзивного образования России на сегодняшний день обусловлено рядом объективных причин, а именно: усилением внешней и внутренней миграции в странах бывшего Советского Союза; наличием эпизодических и длительных межэтнических и межконфессиональных конфликтов в поликультурном социуме и появлением на этом фоне отдельных ростков неонацистских идей; недостатком толерантности в обществе к людям иной этнической принадлежности, религии, имеющим ограниченные возможности здоровья и другие специфические индивидуально-личностные особенности; нерешенностью проблем получения качественного образования и интеграции в социум гетерогенных групп людей с особыми потребностями.

Все это в полной мере относится и к Новгородскому региону, который, в частности, так же, как и другие территории Северо-Западного федерального округа, включен в миграционные процессы, связанные с перемещением населения как внутри России,

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

I

I

УЧАСТНИКИ

ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕС-КОГО ПЛАНИРОВАНИЯ:

— руководители и координаторы проекта Темпус;

— руководители профильных комитетов областной и городской администраций;

— руководители ИНПО НовГУ и его основных подразделений;

— руководители служб, образовательных учреждений и других муниципаль-ных и общественных организаций города и области, работающих с гетерогенными группами детей.

->

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I

-

I

-

I

-

Рис. Структурно-логическая схема организации стратегического планирования инклюзивного образования

в Великом Новгороде

так и за ее пределами. Статистические данные показывают, что если до половины миграционного оборота на Новгородчине приходится на внутриобластные перемещения, то вторая половина связана с перемещениями из других частей страны (в основном это Сибирский и Дальневосточный Федеральные округа) и зарубежья. Международная миграция в этом потоке составляет около 10%. Самый большой миграционный прирост из-за пределов Российской Федерации в последнее время отмечен с Украины, Казахстана и Узбекистана. Если охарактеризовать миграцию в количественном выражении, то только в январе-марте 2014 года общее число прибывших на Новгородчину мигрантов составило 4880 человек. При этом, по данным департамента труда и социальной защиты населения Новгородской области [2], в рамках государственной программы по оказанию содействия переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, в регион в 2014 году приехали 1360 человек:

619 участников программы и 741 — в качестве членов семей. Кроме этого, следует отметить, что в Великом Новгороде заметное место занимают представители миграционной волны начала 90-х гг. ХХ века (армяне, азербайджанцы и др.) и представители цыганской диаспоры.

В контексте гетерогенности и инклюзивного образования нельзя не обратить внимания на то, что фактически каждый восьмой человек, проживающий в Новгородском регионе, — инвалид. Из них 60% — инвалиды I и II группы. При этом численность детей-инвалидов составляет 2312 человека, или 2% от общего числа детского населения, включая 474 ребенка-инвалида дошкольного возраста, что составляет 21% от общей численности детей-инвалидов [3]. В Великом Новгороде ситуация в этом плане не лучше. В городе проживает более 25 тысяч инвалидов, что составляет около 11,7% населения города, из них 70% инвалиды I и II группы. Численность детей-

инвалидов — 676 человек или 1,6% общего числа детского населения [4].

Если говорить в целом о детях с ОВЗ, то их в Новгородском регионе (включая Великий Новгород) 5393 человека, что составляет 10% от общего количества обучающихся. При этом 69,7% таких детей посещают общеобразовательные школы по месту жительства, хотя надлежащие условия для этого созданы далеко не везде.

Как и в других регионах России, в Новгородской области и Великом Новгороде есть также представители подрастающего поколения, относящиеся к гетерогенной группе одаренных детей. Существующая база данных о таких обучающихся из числа школьников и студентов включает в себя сведения о более чем 5 тысячах человек [5].

Учителя общеобразовательных школ в массе своей не имеют достаточных знаний об особенностях взаимодействия с учащимися из вышеназванных гетерогенных групп. Именно поэтому, те, как правило, сталкиваются там с большими трудностями и в плане учебы, и в плане социальной адаптации. Все это формирует и у детей, и у родителей, и у педагогов недоверие и негативное отношение к подобному формально организованному и должным образом методически не обеспеченному инклюзивному образованию.

Для получения позитивного результата при инклюзивном подходе к организации жизнедеятельности в общеобразовательной школе, в качестве базовой всеми участниками учебно-воспитательного процесса должна быть принята идея толерантного отношения и признания индивидуальности каждого отдельного учащегося и создана образовательная среда, обеспечивающая и на материально-техническом, и на методическом, и на личностном уровне условия для продуктивного и комфортного совместного обучения всех без исключения детей.

Реализация подобного инклюзивного подхода обеспечит получение детьми из гетерогенных групп, независимо от их особых потребностей, качественного образования, поможет избежать многочисленных проблем, которые приводят к напряженности и обострению межличностных отношений в семье, школе и социуме.

Вместе с тем, осознание необходимости и перспективности перехода к инклюзивной форме образования высвечивает и ряд проблем, требующих безотлагательного решения, а именно:

— недостаток толерантности в социуме и общеобразовательной школе к представителям гетерогенных групп населения;

— несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию инклюзивного образования и совместное участие в нем представителей различных ведомств;

— нехватка квалифицированных специалистов, способных работать с детьми в условиях инклюзивного образования;

— отсутствие должной безбарьерной среды в образовательных организациях;

— недостаточное методическое и материально-техническое обеспечение, необходимое для полно-

ценной организации дифференцированного учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования.

Исходя из базовых методологических идей (гуманизма, толерантности, общедоступности, свободы выбора), лежащих в основе инклюзивного образования, и выявленных научно-прикладных проблем, целью разрабатываемого стратегического плана является создание целостной, эффективно действующей системы инклюзивного образования, обеспечивающей полноценные условия для получения качественного образования различными гетерогенными группами (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети из семей мигрантов, дети из социально уязвимых групп населения, дети-представители национальных и религиозных меньшинств и др.), их равноправного участия в жизнедеятельности общеобразовательной организации и дальнейшей адаптации в социуме.

Вышеизложенное позволяет обозначить приоритетные стратегические направления, среди которых выделим следующие:

I. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях Великого Новгорода.

II. Организация сетевого взаимодействия (образовательных учреждений, общественных организаций, профильных комитетов Администрации Великого Новгорода и Новгородской области, представителей национальных диаспор и др.) в работе с гетерогенными группами детей.

III. Подготовка и повышение квалификации педагогов для работы в инклюзивной образовательной среде.

IV. Мониторинг качества инклюзивного образования.

В рамках каждого из названных стратегических направлений выделяется ряд конкретных стратегических проектов, посредством которых и будет реализовываться план стратегического развития инклюзивного образования.

Так, по первому стратегическому направлению («Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях Великого Новгорода») будут реализованы такие проекты, как:

— создание на базе НовГУ им. Ярослава Мудрого Компетентностного центра инклюзивного образования по проблемам гетерогенной педагогики и менеджмента гетерогенной среды;

— реализация программы «Доступная среда» в Великом Новгороде;

— создание базовых школ по отдельным проблемам инклюзивного образования.

По второму стратегическому направлению («Организация сетевого взаимодействия в работе с гетерогенными группами детей») будут реализованы проекты:

— совместная деятельность различных организаций и ведомств по решению проблем гетерогенной педагогики;

— организация междисциплинарных научно-практических конференций и семинаров по проблемам гетерогенной педагогики.

По третьему стратегическому направлению («Подготовка и повышение квалификации педагогов для работы в инклюзивной образовательной среде») будут реализованы проекты:

— подготовка бакалавров по направлению «Педагогическое образование» к работе с гетерогенными группами детей в инклюзивной образовательной среде;

— подготовка образовательных менеджеров в магистратуре к управлению гетерогенными организациями;

— повышение квалификации педагогов и образовательных менеджеров в области инклюзивного образования;

— проведение научных исследований по проблемам инклюзивного образования.

По четвертому стратегическому направлению («Мониторинг качества инклюзивного образования») 5.

будут реализованы проекты:

— проведение социологических опросов по удовлетворенности различных гетерогенных групп организацией инклюзивного образования;

— определение качества инклюзивного образования в рамках мониторинга системы образования 1. Великого Новгорода;

— проведение конкурсов образовательных организаций и педагогического мастерства учителей в области инклюзивного образования. 2.

В рамках каждого из проектов предусматриваются конкретные мероприятия с указанием ответственных лиц, сроков проведения и планируемых результатов.

Таким образом, предложенный вариант разра- 3.

ботки стратегического плана, в рамках заданной структурно-логической схемы (см. рис.), основывается на существующих правовых аспектах, современных методологических идеях, теоретических и прикладных наработках в области стратегического ме- 4. неджмента и гетерогенной педагогики, а также учитывает сложившуюся демографическую, социальную и образовательную ситуацию, потенциал и практиче- 5. ский опыт различных служб и организаций конкретного региона или города, что позволяет наметить не только четкие целевые ориентиры развития инклюзивного образования, но и обозначить реальные шаги по их достижению.

Иванов Е.В., Певзнер М.Н. и др. Образовательный менеджмент: управление образованием или управление посредством образования. НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород: НовГУ, 2010. 415 с. Новгородская область удвоила приём соотечественников из-за рубежа [Электронный ресурс] // Информационное агентство REGNUM. 2015. 18 марта. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1905859.html (дата обращения: 19.03.2015).

О долгосрочной целевой программе «Доступная среда» на 2011-2015 годы [Электр. ресурс] / Департамент социальной защиты населения Новгородской области. URL: http://sockomitet-nov.ru/print.php?id=3&r=programs (дата обращения: 17.03.2015).

Рыбникова Н.П., Эндзинь М.П. и др. Учимся жить вместе!: Сб. метод. материалов. Великий Новгород: ИО-МиКР, 2013. 56 с.

Стратегия действий в интересах детей в Новгородской области на 2012—2017 годы [Электр. ресурс] / Администрация Новгородской области. URL: http://region.adm.nov.ru/region/minors/doc/Strategiya_v_inte resax_detej.pdf (дата обращения: 17.03.2015).

References

Ivanov E.V., Pevzner M.N. et al. Obrazovatel'nyi me-nedzhment: upravlenie obrazovaniem ili upravlenie pos-redstvom obrazovaniia [Educational management: management of education or management by means of education]. Veliky Novgorod, NovSU Publ., 2010. 415 p. Novgorodskaia oblast' udvoila priem sootechestvennikov iz-za rubezha [Novgorod region doubled the acceptance of Russian migrants from the CIS]. Informatsionnoe agentstvo REGNUM [News agency REGNUM]. March 18, 2015. Available at: http://www.regnum.ru/news/polit/1905859.html (accessed 19.03.2015).

O dolgosrochnoi tselevoi programme «Dostupnaia sreda» na 2011-2015 gody [On the Long-term Target Program "Accessibility" for 2011-2015]. Departament sotsial'noi zashchity naseleniia Novgorodskoi oblasti [Department of Labor and Social Protection of Population of the Novgorod Region]. Available at: http://sockomitet-

nov.ru/print.php?id=3&r=programs (accessed 17.03.2015). Rybnikova N.P., Endzin' M.P. et al. Uchimsia zhit' vmeste!: sb. metod. materialov [Learning how to live together! Collected methodical materials]. Veliky Novgorod, IOMiKR Publ., 2013. 56 p.

Strategiia deistvii v interesakh detei v Novgorodskoi oblasti na 2012-2017 gody [Action Strategy in the Interests of Children in Novgorod Region for 2012-2017]. Administratsiia Novgorodskoi oblasti [Novgorod Regional Government]. Available at: http://region.adm.nov.ru/region/minors/doc/ Strategiya_v_interesax_detej.pdf (accessed 17.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.