Научная статья на тему 'О стратегических подходах развития молодежной бизнес-среды на мезоуровне'

О стратегических подходах развития молодежной бизнес-среды на мезоуровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / МОЛОДЕЖНЫЙ БИЗНЕС / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / COMPREHENSIVE ASSESSMENT / EFFICIENCY / SUPPORT PROGRAM / YOUTH BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мезенцева Екатерина Викторовна

Рассмотрены стратегические ориентиры развития молодежи в целом по России и с выделением молодежной бизнес-среды на мезоуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On strategic approaches to the development of youth business environment at the meso-level

The strategic objectives of the youth in Russia and emitting youth business environment at the meso-level.

Текст научной работы на тему «О стратегических подходах развития молодежной бизнес-среды на мезоуровне»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14832 УДК 332.1

Мезенцева Е. В. О стратегических подходах развития молодежной бизнес-среды на мезоуровне // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 28. - ART 14832. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14832.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Мезенцева Екатерина Викторовна,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин филиала ФГОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Тихорецк ekaterinamez@yandex. ru

О стратегических подходах развития молодежной бизнес-среды на мезоуровне

Аннотация. Рассмотрены стратегические ориентиры развития молодежи в целом по России и с выделением молодежной бизнес-среды на мезоуровне.

Ключевые слова: программы поддержки, молодежный бизнес, комплексная оценка, эффективность.

Раздел: (04) экономика.

Рассмотрение приоритетных направлений развития современной экономики России позволяет увидеть усиление роли сектора малого предпринимательства [1]. Исследование условий его формирования и основных тенденций развития позволило прийти к выводу о значительной роли молодежи в генерации малого бизнеса. Молодые люди - наиболее мобильная и активная часть общества, приспособленная к инновационной деятельности, способная к риску. В рамках молодежного бизнеса эффективно решаются как экономические, так и многие социальные проблемы. Прежде всего, решаются проблемы трудоустройства молодежи, а также активное развитие инновационного потенциала экономики, внедрение инновационных технологий.

В условиях быстро меняющихся требований, как рынка, так и инвесторов молодые предприниматели должны особое внимание уделять инновационному предпринимательству, которое представляет собой управление разработкой и внедрением инноваций путем внедрения новых методов и форм использования материальных, трудовых и научных ресурсов, для достижения фирмой долгосрочных преимуществ в ходе ее хозяйственной деятельности и адаптации к изменениям во внешней среде [2].

Положение молодежи в российском обществе претерпевает кардинальные изменения, что продиктовано целым рядом отрицательно влияющих факторов. Следствием демографического спада 90-х гг. стало резкое снижение населения России молодежного возраста (14-30 лет). Динамика численности молодежи такова: 1995 г. - 35,2 млн человек, 2000 г. - 38,3 млн человек, 2005 г. - 39,5 млн человек, 2010 г. - 36,6 млн человек, 2013 г. - 30,6 млн человек. Согласно прогнозируемым данным, к 2025 г. общая численность молодежи сократится до 25 млн человек (см. рисунок) [3].

Если обратиться к мировому опыту, то становиться ясно, что какого-то единого документа, направленного на развитие и поддержку молодежного предпринимательства нет - в каждой европейской стране есть свои законы о молодежи, определяющие молодежную политику, включая развитие предпринимательства. Но, тем не менее, есть несколько проектов, имеющих международный статус. Один из них - Международная Молодежная Палата, образованная еще в 1915 г. Основной целью Международной Молодежной Палаты является активизация международного молодежного движения, развитие лидерских качеств молодых людей, социальной ответственности, товарищества и предпринимательства. Членом Международной Молодежной Палаты может стать человек от 18 до 40 лет [4].

Международная Молодежная Палата (Junior Chamber International - JCI) - неправительственная, неполитическая организация, является ассоциированным членом Организации Объединенных Наций, осуществляет совместные программы с Международ-

rw <1 IV

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14832 УДК 332.1

Мезенцева Е. В. О стратегических подходах развития молодежной бизнес-среды на мезоуровне // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 28. - ART 14832. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14832.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ной Торговой Палатой (ICC), ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и UNCTAD. Международная Молодежная Палата имеет соглашения о сотрудничестве с Международной Ассоциацией Студентов в Экономике и Управлении (AIESEC), Организацией здравоохранения Пан Америкен (PAHO), Всемирной Организацией Здравоохранения (WHO), Межамериканским Фондом (IAF) и Европейским Парламентом [5].

По данным центра социологических исследований, привлекательность бизнеса для ориентирующейся на предпринимательство молодежи, прежде всего, обусловлена тем, что молодые предприниматели в целом имеют доходы выше, нежели прочая молодежь. Более высок у них и уровень престижного потребления: иномарки, питание в ресторанах, отдых у моря [6]. Сегодня в направлении развития предпринимательства среди молодежи работают 300 региональных и 4500 муниципальных учреждений, более 100 тысяч специалистов [7]. На уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются программы поддержки молодежного предпринимательства, целью которых является создание больших экономических возможностей для молодежи, стимулирование развития малого бизнеса.

Широкое распространение среди молодых людей получила составляющая малого предпринимательства - деятельность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Предпочтение молодых людей индивидуальному предпринимательству связано с тем, что индивидуальные предприятия являются самой простой формой малого бизнеса. Молодежь привлекают те преимущества, которые дает индивидуальное предпринимательство [8]:

1) очень простая и короткая процедура регистрации (ликвидации);

2) упрощенный порядок ведения бухучета и отчетности;

3) ставки налогообложения доходов значительно ниже, чем у юридических лиц;

4) индивидуальные предприниматели не состоят на учете в органах Госкомстата;

5) более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

6) независимость действий субъектов малого предпринимательства;

7) большая возможность для предпринимателя реализовать свои идеи, проявить свои способности;

8) более низкая потребность в капитале;

9) способность быстро вводить изменения в продукцию, производство, оказанию услуг в соответствии с требованиями рынка;

10) сосредоточение всего размера получаемой прибыли у самого предпринимателя.

Для того чтобы сделать предпринимательство эффективным, молодой предприниматель должен обладать целым рядом существенных качеств, обобщенным выражением которого является предприимчивость. Предприимчивость - универсальное сложное свойство предпринимателя, включающее в себя инициативность, энергичность, гибкость, риск, оборотистость, находчивость, изобретательность и практичность. Наличие той или иной степени предприимчивости является непременным условием предпринимательства.

Так как в отличие от других видов предпринимательства, оно имеет свои специфические признаки, сильные и слабые стороны (см. таблицу).

Сильные и слабые стороны предпринимательства в молодежной среде

rw IV

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14832 УДК 332.1

Мезенцева Е. В. О стратегических подходах развития молодежной бизнес-среды на мезоуровне // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 28. - ART 14832. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14832.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Сильные стороны Слабые стороны

- Потребность в проявлении своих способностей; - предрасположенность молодых людей к риску; - способность молодежи выдерживать повышенные трудовые,эмоциональные и нервные нагрузки свойственные бизнесу; - стремление использовать информационные ресурсы; - высокий уровень возможностей систематически обновлять знания и навыки в соответствии с меняющимися требованиями; - высокая инновационная активность - Проблема формирования стартового капитала; - недостаток личных контактов в сфере бизнеса; - отсутствие систематических консультаций по вопросам ведения бизнеса; - недостаточный уровень образования в сфере предпринимательской деятельности; - чувствительность к внешним условиям функционирования бизнеса

В развитых странах малый бизнес является основой среднего класса, развитие которого определяет уровень и качество жизни граждан страны. По данным исследований представленных в стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 г., отношение 80% молодежи России к предпринимателям и предпринимательству однозначно положительное, так как, по мнению 66% опрошенных, «предприниматели создают рабочие места», и ещё 19% указали на то, что «предприниматели способствуют переменам в лучшую сторону в городе, поселке». По мнению 6% молодежи, предприниматели ведут благотворительную деятельность. Есть и такие (20%), кто к предпринимателям относится отрицательно, так как, по их мнению, предприниматели «грабят работников» - 11% и «отбирают последнее» -6%. Доля молодежи, относящейся к предпринимателям положительно, велика независимо от её идеологических предпочтений или возраста. Свой бизнес хотели бы наладить 53% опрошенной молодежи, и лишь 17% однозначно не изъявляют желания заниматься собственным бизнесом (остальные пока не задумывались над этим). Желание создать свой бизнес изъявили большинство молодежи независимо от их идеологических предпочтений. Изложенные данные об отношении молодежи к предпринимателям и их желании создать собственный бизнес свидетельствует о том, что новое поколение в большинстве своем «вписалось» в рыночные отношения и благоприятно воспринимает частную собственность [9].

Весьма важным становится развитие молодежной бизнес-среды на мезоуровне. Для того чтобы молодежь захотела заниматься бизнесом, необходимо создавать условия, стимулирующие ее к ведению предпринимательской деятельности. Это неоднократно подчеркивается как Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, так и многими общественными деятелями. Цель политики поддержки молодежного бизнеса заключается в подготовке для страны целого поколения молодых предпринимателей, создании эффективной жизненной стратегии для тысяч молодых россиян [10].

rw 2 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14832 УДК 332.1

Мезенцева Е. В. О стратегических подходах развития молодежной бизнес-среды на мезоуровне // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 28. - ART 14832. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14832.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. Прогноз

2025 г.

Динамика численности молодежи в России, млн чел.

И, на наш взгляд, сегодня на уровне регионов для этого сделано многое. Уже реализованы такие проекты, как Школа молодежного предпринимательства, Молодежный образовательный форум «Селигер», Молодежный инновационный конвент. Федеральным агентством по делам молодежи был разработан комплекс мероприятий, направленный на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность «Ты - предприниматель» [11].

Программа создает максимально комфортные условия для вовлечения, отбора и обучения молодых людей основам предпринимательской деятельности с целью дальнейшего открытия ими собственных компаний. В рамках программы реализуются следующие мероприятия.

1. Конкурс «Молодой предприниматель России».

2. Международный молодежный экономический форум в городе Санкт-Петербурге.

3. Комплекс мероприятий, направленных на развитие навыков предпринимательства у старшеклассников.

4. Всероссийский образовательный форум «Селигер». Финансирование программы осуществляется за счет средств, выделяемых федеральным бюджетом в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94 [12].

Разработка государственной программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» Федеральным агентством по делам молодежи в качестве образца целевой программы для реализации в субъектах Российской Федерации призвана стимулировать активность молодых людей в сфере предпринимательства, направлена на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность [13]. Предполагается, что в процессе реализации проекта 10% участников, прошедших модульное обучение, создаст собственное предприятие. Регионам необходимо на ее основе разработать собственные программы и приступить к их немедленной реализации.

Интересным и весьма актуальным событием стал запуск программы «Молодежный бизнес России» в Краснодарском крае. Банк «Центр-инвест» разработал новую методику самооценки бизнес-проектов, которая позволяет вместо балан-

пи пи

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14832 УДК 332.1

Мезенцева Е. В. О стратегических подходах развития молодежной бизнес-среды на мезоуровне // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 28. - ART 14832. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14832.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

совых показателей использовать бальные оценки новизны проекта, его эффективности, полноты выбранной стратегии и доходности инвестиций. По мнению организаторов, этот инновационный подход даст новый толчок развитию стартапов и молодежного бизнеса на Кубани. Этот проект уже действует в 40 странах мира, а в России - в Калужской, Воронежской, Новосибирской, Ростовской областях, Приморском крае и теперь в Краснодарском крае.

В рамках программы «Молодежный бизнес России» молодые предприниматели в возрасте от 18 до 35 лет имеют возможность получить льготные кредиты в банке «Центр-инвест» без залогов и поручительств на срок до 3 лет. Максимальная сумма - 300 000 руб., процентная ставка 12% годовых. Основанием для выдачи займа является бизнес-план, который предварительно рассматривается и одобряется членами экспертного совета. Программа «Молодежный бизнес России» позволяет не только получать льготные кредиты, но и развивает институт наставничества. В дополнение к финансовой поддержке молодым людям предлагается помощь индивидуальных наставников, консультирование при составлении бизнес-планов и обучение различным вопросам ведения бизнеса.

Также в Краснодарском крае в рамках реализации долгосрочной целевой программы по поддержке малого и среднего предпринимательства создана некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края», которая предусматривает весьма благоприятные условия по предоставлению микрозаймов молодым предпринимателям. Предприниматель не будет нести дополнительные расходы по сделке, отсутствуют скрытые платежи, комиссии, а также страхование. Программа дает возможность малому бизнесу в оперативном режиме привлекать небольшие займы на приобретение основных средств и пополнение оборотных средств. Создание «Фонда микрофинансирования Краснодарского края» позволяет повысить доступность финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Стоит отметить, что в последние годы на Кубани создана целая система стратегических мер поддержки молодежного предпринимательства, разработаны целевые программы по качественному развитию этого направления, основная цель которых заключается:

- в проведении образовательных мероприятий по повышению личных и предпринимательских компетенций молодых людей, желающих открыть собственное дело;

- предоставлении финансовой поддержки начинающим молодым предпринимателям в виде грантов и субсидий;

- сопровождении начинающих молодых предпринимателей на ранних стадиях открытия бизнеса;

- оказании консультационных услуг по вопросам хозяйственной деятельности молодых предпринимателей;

- проведении тренингов, семинаров по предпринимательским тематикам, проведение экспертиза бизнес-проектов;

- оказании помощи при оформлении документов для участия в программах государственной поддержки предпринимателей;

- оказании юридических консультаций;

- ведении бухгалтерского учета и отчетности предприятий.

Рассматривая стратегические ориентиры молодежной бизнес-среды, следует

согласится с мнением председателя правительства РФ в том, что во всём мире и

(V Г IV

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14832 УДК 332.1

Мезенцева Е. В. О стратегических подходах развития молодежной бизнес-среды на мезоуровне // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 28. - ART 14832. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14832.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

науку, и технологические достижения делают молодые, поэтому абсолютно актуаль-

ная задача - поощрять научно-техническое творчество молодежи, создавать условия для создания новых идей. Очень важно впоследствии эти идеи популяризиро-

вать, поощряя состязательность как часть инновационного процесса.

Ссылки на источники

1. Королюк Е. В. Институционально-хозяйственные факторы развития России // Экономические науки. - 2011. - № 78. - С. 35-38.

2. Иманова М. Г. Инвестиционная активность: необходимость поддержания, причины спада и пути его преодоления // Концепт. - 2014. - Современные научные исследования. - Вып. 2. - ART 54446. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54446.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

3. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: http://noyamolod.ru/

4. Проблематика малого бизнеса // Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. - URL: http://www.osspb.ru/experts.

5. Алексеев А. В. Исследования проблемы занятости студенческой молодежи // Материалы региональной научно-технической конференции аспирантов и студентов «Наука - XXI веку». - Майкоп: ООО «Аякс», 2001.

6. Мезенцева Е. В. Анализ развития современного предпринимательства в Краснодарском крае // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2008. - № 3. - С. 223-226.

7. Астанкова Е. Н., Мезенцева Е. В. Оценка социально-экономического развития малого бизнеса (по материалам Краснодарского края): монография. - Ставрополь: АГРУС, 2010. - 187 с.

8. Там же.

9. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года.

10. Там же.

11. Мезенцева Е. В. Современное молодежное предпринимательство: формы поддержки и показатели оценки развития // Концепт. - 2014. - Современные научные исследования. - Вып. 2. - ART 54452. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54452.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

12. Там же.

13. Мезенцева Е. В. Анализ развития ...

Ekaterina Mezentseva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Branch FGBOU VPO "Kuban State University", Tikhoretsk ekaterinamez@yandex.ru

On strategic approaches to the development of youth business environment at the meso-level

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The strategic objectives of the youth in Russia and emitting youth business environment at the meso-level.

Key words: support Program, youth business, comprehensive assessment, efficiency.

Рекомендовано к публикации:

Королюк Е. В., доктором экономических наук, заведующей кафедрой экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в Тихорецке, г. Тихорецк

r>J

6 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.