Научная статья на тему 'О стоимости землеустроительных и геодезических работ'

О стоимости землеустроительных и геодезических работ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4743
809
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенищенков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О стоимости землеустроительных и геодезических работ»

О стоимости землеустроительных и геодезических работ*

А.А. Семенищенков1

главный инженер ОАО «Брянскземпроект»

С чего начинается разработка сметы на землеустроительные и геодезические работы?

Разработка сметы на землеустроительные и геодезические работы начинается не с гадания на кофейной гуще или перелистывания сборников цен, а с разработки технического задания. Именно в техническом задании указываются состав работ, порядок и способы (технология) их выполнения. При разработке технического задания исполнитель работ вместе с заказчиком выясняют, что хочет заказчик и с какой целью выполняется работа. Согласно Методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденным Росземкадастром 17 февраля 2003 года, допускается составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства. Это разные по содержанию и физическим объемам работ документы, но заказчик вправе выбирать то, что ему необходимо в зависимости от цели выполнения работ, сроков завершения и наличия финансовых средств. Заказчики, умеющие считать свои деньги, рассуждают так: лучше и дешевле будет сделать полный объем землеустроительных и геодезических работ, чем делать эти работы по частям, каждый раз как бы начиная все заново.

Дело в том, что для постановки на кадастровый учет и регистрации права на земельный участок достаточно иметь план границ земельного участка, но если на земельном участке имеются улучшения (здания, строения, сооружения), которые подлежат регистрации как объекты недвижимости, то необ-

ходимо изготовить план земельного участка, на котором будут показаны эти улучшения. В таком случае съемка и составление плана всего земельного участка будут стоить дороже, чем съемка и составление только плана границ земельного участка.

Нередко на земельном участке имеются свои инженерные коммуникации или проходят коммуникации иных граждан и юридических лиц (линии связи и электропередачи, газопроводы, водопроводы, теплотрассы и т. п.), поэтому вполне уместна и постановка задачи о съемке и нанесении на план земельного участка воздушных и подземных коммуникаций. Как правило, план земельного участка изготавливается методом горизонтальной теодолитной съемки, но если на земельном участке предполагаются новое строительство или реконструкция существующих объектов и коммуникаций, то одновременно можно и даже необходимо сделать и вертикальную съемку, которая позволит отразить на плановом материале рельеф местности, что незначительно, на 30-40 процентов, увеличит стоимость геодезических работ. И, наконец, если на земельном участке расположен объект, для безопасного использования которого по действующим нормам устанавливается охранная зона, то одновременно с составлением плана земельного участка производится съемка и составление плана границ охранной зоны. Каждый земельный участок должен иметь надежный доступ: подъезд или проход. Для доступа используются земли общего пользования (дороги, улицы и т. п.), но если подъезд или проход к земельному участку возможен только через территорию соседнего земельного участка, то для целей уста-

1 Окончание. Начало см. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2007. № 3.

новления сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком для прохода или подъезда) производится съемка и составление плана на часть соседнего земельного участка, который будет обременен правом проезда или прохода на основании договора о сервитуте.

Зачем нужны сборники цен и как ими пользоваться с применением программы автоматизированного расчета «СМЕТА»

Когда заполняется протокол соглашения

о договорной цене, являющийся приложением к договору подряда, всегда задается вопрос, а нужна ли смета, если стоимость определяется этим протоколом (для этого он собственно и составляется).

Это только на первый взгляд кажется, что смета не нужна, а фактически и подрядчик, и заказчик пользуются сметой, а значит, и сборником цен для обоснования стоимости работ, нередко даже дважды: при подготовке протокола соглашения о договорной цене, то есть документа, который по своему первоначальному смыслу фиксирует волеизъявление договаривающихся сторон относительно стоимости работ, и после завершения работ при подготовке акта приема-сдачи работ по фактическим затратам времени и выполненным объемам работ, которые вначале было учесть невозможно.

Смета нужна и как дань традиции (без многочисленных документов с расчетами и взаимоисключающими поправками невозможно представить договорные отношения), и как дань новой моде (проведение котировок или торгов на право выполнения подрядных работ). В последнем случае смета выступает первоначальной точкой отсчета, стартовой ценой, к обоснованию которой подходят с еще большей тщательностью и служебным рвением.

Смета нужна исполнителям и заказчикам работ, а также контролирующим организациям. Особенно смета необходима, если выполняются подрядные работы по заказу государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений, финансируемых из соответствующего бюджета.

Большинство заказчиков, особенно это касается дочерних предприятий открытых акционерных обществ «Газпром», «Транснефть», «РЖД» и других, считают необходимым наличие сметы и требуют ее в качестве обязательного приложения к договору подряда на геодезические и землеустроительные работы, составленные по действующим сборникам цен. При массовых землеустроительных работах обычно разрабатывается типовая смета, а стоимость конкретного объекта определяется с введением поправок за объем работ и иные факторы, влияющие на стоимость.

В своей практической работе при составлении смет на землеустроительные и геодезические работы мы в основном применяем:

1) «Сборник цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель», введенный Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) с 1 января 1996 года с учетом последующих дополнений (глава 30 и другие);

2) «Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геодезические изыскания», утвержденный и введенный с 1 января 2004 года постановлением Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) от 23 декабря 2003 года № 213.

Сборники учитывают типовые нормы затрат, а также содержат поправки за различные условия выполнения работ, включая региональные особенности. В основу расчета цен по сборникам положены нормы времени на выполнение того или иного вида работ, требования к квалификации исполнителя работ и размер оплаты труда за норму времени.

По нашему мнению, инженерно-технические работы (полевые и камеральные геодезические работы) в составе землеустроительных работ можно точнее оценить, чем работы по сбору исходных данных, вызову представителей смежных землепользователей, согласованию с заинтересованными ли-

цами, рассмотрению материалов в органах местного самоуправления и различных учреждениях, поскольку для этого необходимо учитывать дни и часы приема, а также время, проведенное в очередях. Не случайно большинство заказчиков (юридических лиц) требуют не только изготовить землеустроительную документацию, им также необходимо, чтобы было выполнено следующее:

1) подготовить проект постановления органа местного самоуправления об утверждении границ и площади земельного участка с целью внесения изменений в правоустанавливающий документ в связи с увеличением или уменьшением площади земельного участка и сопровождать этот проект постановления до принятия решения, а именно:

• согласовывать постановление со специалистами органа местного самоуправления и визировать его;

• вносить изменения в первоначальный текст постановления (а это значит, что придется искать нужных людей, договариваться с ними о встрече, ждать своей очереди под дверью, поскольку если просто передать документ, то его могут забыть или потерять);

• убеждать и доказывать, приносить, если потребуется, новые документы, подтверждающие правомочность заказчика;

2) подготовить договор об аренде земельного участка, то есть повторить те же действия, что и при принятии постановления органом местного самоуправления;

3) поставить земельный участок на государственный кадастровый учет (для этого исполнителю по доверенности поручают сопровождение этих работ).

Казалось бы, сопровождение постановки на земельный кадастровый учет - факт сам по себе незначительный, но отнимает много времени, иными словами, как мы уже отмечали, для этого необходимо собрать документы; отстоять очередь; представить документы; если потребуется, принести недостающие документы (а это, как правило, так и происходит); через установленный срок снова отстоять очередь и получить выписку в форме кадастрового плана земельного участка.

Мы не случайно обращаем внимание на такие мелочи, как сопровождение принятия постановления органом местного самоуправ-

ления, заключения договора аренды или постановки на кадастровый учет, так как чисто техническая работа по межеванию и теодолитной съемке на местности занимает всего несколько часов, а на сопровождение уходит несколько дней, причем общая продолжительность работ вплоть до выдачи конечных документов составляет несколько месяцев. Это трудно объяснить заказчику, но особенно трудно учесть это в сметах, так как ни в одном сборнике цен стояние или сидение в очереди нормативно не учитывается.

В связи с этим возникает вопрос: как быть, если выполняются новые виды работ, которые не указаны в сборнике цен? В таком случае используем приложение 12 Сборника ОНЗТ-96, в котором изложена «методика определения стоимости проектных и изыскательских работ, не предусмотренных настоящим сборником». Стоимость изготовления проектно-изыскательской продукции определяется по следующей формуле:

Стоимость = Н х Цп,

где Н - норма времени (количество человеко-дней) затрат труда непосредственных исполнителей работ (инженерно-технических работников) на изготовление проектноизыскательской продукции;

Цп - цена проектно-изыскательской продукции в расчете на 1 человеко-день затрат труда непосредственных исполнителей работ.

В целях перехода от цен 1996 года, которые применены в сборнике ОНЗТ-96, к нынешним ценам используем следующие данные и алгоритм расчета цены проектноизыскательской продукции и заработной платы исполнителей (табл. 1).

В примечании к таблице авторы сборника отмечают, что в цену продукции включены все затраты труда и расходы в среднем на вид продукции. К ценам таблицы вводятся соответствующие индексы и поправочные коэффициенты, учитывающие природноклиматические и другие особенности конкретной территории. Показатели таблицы применяются для расчета временных цен, срок действия которых составляет не более

1 года. Это связано с изменением содержания работ, технологии изготовления про-

Таблица 1

Расчет цены проектно-изыскательской продукции и заработной платы исполнителей

Виды проектной и изыскательской продукции Цена продукции в расчете на 1 человекодень затрат труда непосредственных исполнителей работ, р. Цена с учетом коэффициента инфляции 6,54 (по состоянию на март 2007 года), р. Стоимость 21,2 челУмес., р. Заработная плата исполнителя работ в месяц, р. (норматив зарплаты - 0,2) *

1. Изыскания (работы, выполняемые с участием рабочих и транспортных средств) 500 3 270 69 324 13 865

2. Обследования (работы, выполняемые на транспортных средствах, но без рабочих) 210 1 373,4 29 116,08 5 823

3. Работы, выполняемые в камеральных условиях: - методические (технические) указания; 190 1 242,6 26 343,12 5 269

- проектные работы; 130 850,2 18 024,24 3 605

- лабораторные анализы; 140 915,6 19 410,72 3 882

- разработка программ для расчета на ЭВМ; 250 1 635 34 662 6 932

- ввод информации (базы данных), расчеты на ЭВМ (время непосредственной работы на ЭВМ) 200 1 308 27 729,6 5 546

* В сборнике цен ОНЗТ-96 при полевых изысканиях заработная плата исполнителей составляет 20 процентов.

дукции, затрат труда исполнителей, занятых непосредственным выполнением работ. Поскольку нормотворческая работа авторов сборника не была продолжена, по прошествии 10 лет некорректно использовать показатели таблицы буквально. Мы привели ее для того, чтобы показать достоверность сведений о масштабе цен, которые заложены в основу сборника ОНЗТ-96, и их соотношение с ценами сегодняшнего дня в пересчете на заработную плату исполнителя.

Мы уже упоминали о том, что государственные и муниципальные учреждения, прежде чем заказать работу, проводят котировку или торги на право выполнения работ. В результате торгов в основном удается получить оптимальное соотношение це-

ны, качества и сроков выполнения землеустроительных работ. Следует отметить, что граждане уже давно проводят отбор исполнителей работ методом котировок, во всяком случае с того времени, как появились конкурирующие организации на территории их проживания. Нередко бывает так, что заказчик геодезических и землеустроительных работ прежде всего задает вопрос о стоимости этих работ, даже не упомянув о месте размещения объекта, назначении и содержании работ, их объемах в гектарах или километрах.

Для общения с подобными заказчиками и с заказчиками, которые хотят иметь смету с максимально расписанными исходными данными, учитывающими мельчайшие подробности, влияющие на конечную стои-

мость, а также для составления сметы по требованию заказчика в нескольких вариантах мы серьезно занялись автоматизацией сметного дела и разработали специальную программу конструирования и расчета сметы. Мы исходили из того, что в условиях конкуренции с заказчиком не поспоришь, и потому его воля является законом для исполнителя. Нашей целью было максимально автоматизировать разработку смет и при этом учитывать индивидуальные особенности объекта и действующие сборники цен.

Вплотную с автоматизацией смет на геодезические и землеустроительные работы нам пришлось столкнуться еще в то время, когда существовал государственный заказ и в конце каждого года составлялся план проектно-изыскательских работ по их видам и объектам на следующий год. Зачастую случалось так, что в ходе переговоров требовалось составить сметы по 500 или 1000 объектам, при этом выдержать все требования к составлению смет по сборникам цен с учетом понижающих и повышающих коэффициентов и уложиться в пределы установленных лимитов финансирования тех или иных работ. Уже тогда на примитивных по нынешним временам компьютерах считали сметы, составленные с использованием электронных таблиц SuperCalc4 и Excel.

Личный опыт автора в создании смет, а также разработок пользовательских компьютерных программ для решения геодезических и землеустроительных задач послужил основой книг: «Ветеран SuperCalc4» и «Microsoft Excel. Приемы и методы практического программирования», которые были написаны и изданы в 1997-1998 годах.

В 2004 году появился «Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геодезические изыскания», утвержденный Госстроем России, и мы начали разработку сметы для автоматизированного расчета на компьютере.

Позднее мы разработали пользовательскую программу по всему справочнику базовых цен, а окончательное завершение программа получила, когда мы объединили в ней два сборника цен: упомянутый госстро-евский справочник и «Сборник цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель», введенный Роскомземом с 1 января 1996 года, с учетом последующих дополнений этого сборника:

• Информационный бюллетень № 13;

• Цены и нормы ОНЗТ на комплекс работ (почвенные и геоботанические изыскания, солевая съемка мелиорированных земель, аэрофотогеодезические работы)4;

• Глава 30. Цены и нормы ОНЗТ на услуги по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель5.

Указанные сборники цен (Госстроя России и Роскомзема) не являются идеальными для автоматизации расчетов и программирования (это могут подтвердить те, кто имеет опыт разработки смет). Каждый сборник цен оригинален и самобытен по-своему. В этих сборниках есть общие точки соприкосновения по отдельным видам работ (например топографическая съемка), которые только в наименованиях одинаковые, но по содержанию имеют отличия, а в целом эти два сборника цен охватывают весь спектр геодезических и землеустроительных работ.

Мы не собираемся критиковать и противопоставлять эти два сборника цен, разработанные под разные задачи, разными ведомствами и в разное время (к слову сказать, подведомственное бывшему Роском-зему подразделение научно-методический центр по ценообразованию института «Ку-баньНИИгипрозем» вообще прекратило свое существование). Более того, мы полагаем, что эти сборники помогают избежать хаоса, который возникал бы в ходе выпол-

3 Комментарий к Сборнику цен. М.: Роскомзем, 1996.

4 Дополнение к Сборнику цен и ОНЗТ. М.: Роскомзем, 1996.

5 Дополнение к Сборнику цен. М.: Роскомзем, 1996.

нения работ и общения с заказчиком в том случае, если бы они не были изданы.

Для нас наибольший интерес представляла техническая сторона программирования, связанная с логическим построением взаимосвязи алгоритмов ввода исходных данных по объемам проектно-изыскательских работ, производству вычислений и выводу на печать результатов, отвечающих всем требованиям, предъявляемым к смете: виды трудозатрат, их объемы, принятые поправочные коэффициенты, характеризующие условия труда и объемы выполненных работ, понятная для самых требовательных заказчиков схема расчетов с конкретными цифрами для проверки результата расчетов и, наконец, сам расчет, который не должен противоречить схеме и однозначность которого не должна вызывать сомнений. В результате появилась пользовательская программа «Смета» (Смета-2006), предназначенная для автоматизированного создания сметы и других выходных документов на выполнение проектно-изыскательских работ по инженерно-геодезическим изысканиям, землеустройству, земельному кадастру, почвенным и другим обследованиям, изысканиям и камеральным работам с использованием следующих справочных изданий:

1) Сборник цен ОНЗТ-96 (Роскомзем),

2) Справочник базовых цен СБЦ-2004 (Госстрой России),

3) общая смета, составленная из таблиц сборников ОНЗТ-96 и СБЦ-2004.

Окончательный вариант программы «Смета» позволяет:

• включить в смету любую таблицу из указанных Сборника и Справочника, создать специальную форму для ввода исходных данных объемов проектно-изыскательских работ и выходную форму сметы, состоящую из любого произвольного набора таблиц;

• создать не только смету, но и вести базу данных объектов проектно-изыскательских работ (в одном файле размещается до 1000 объектов, если объектов больше 1000, то создается новый файл);

• провести мгновенный последовательный расчет по всем указанным 1000 объектам с составлением сводного расчета стои-

мости проектно-изыскательских работ в разрезе каждого из 1000 объектов;

• получить справку по таблицам Сборника и Справочника.

Кроме сметы, автоматически формируются следующие документы:

1) договор подряда на выполнение проектно-изыскательских работ;

2) календарный план (приложение к договору);

3) протокол соглашения о договорной цене (приложение к договору);

4) техническое задание на производство проектно-изыскательских работ (приложение к договору);

5) счет-фактура;

6) счет на предоплату;

7) форма накладной;

8) акт сдачи-приемки проектно-изыскательских работ;

9) форма дополнительного соглашения к договору на выполнение проектно-изыскательских работ.

Когда начинается процесс создания сметы, то возникают самые важные вопросы: какие сборники цен применять (Госстроя России или Роскомзема) и какие таблицы из этих сборников использовать применительно к конкретному объекту? Для начала нужно установить вид и состав работ по объекту (вид съемки, необходимость создания и закрепления пунктов ОМС, рубки просек, закрепления границ межевыми знаками, создания планового материала, отчета и т. п.), то есть работ, указанных в техническом задании, утвержденном заказчиком. Для определения таблиц, включаемых в смету, можно использовать сметы по аналогичным работам, выполненным проектно-изыскательским предприятием. Это также позволит производить контроль разрабатываемых смет на первой стадии внедрения программы их автоматического расчета. Таким образом, на первом этапе определяется набор таблиц, затем они автоматически выбираются и вставляются в выходную форму сметы.

Следующим этапом является автоматическое создание формы для ввода исходных данных, включающей только те таблицы, которые необходимы для расчета сметы. Формы ввода исходных данных по объектам

построены таким образом, чтобы данные для каждой таблицы вводились автономно, то есть независимо от данных другой таблицы. Благодаря этому смета конструируется из любого набора таблиц. Если окажется, что для двух разных таблиц используются одни и те же данные, то для ускорения и синхронизации ввода можно ввести данные, а затем в ячейки, в которых также используются эти данные, ввести формулы, содержащие ссылку на ячейку с исходными данными.

Ввод исходных данных начинается с ввода сведений об организации: наименование, адрес, банковские реквизиты и т. д. Указанные сведения потребуются для создания выходных документов: заголовок сметы, договор подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, календарный план, протокол соглашения о договорной цене, техническое задание, акты сдачи-приемки и, наконец, счет-фактура и накладная. Аналогичные сведения вводятся и о заказчике проектно-изыскательских работ. Напомним, что в одном файле может быть до 1000 объектов и столько же заказчиков. Сведения о заказчике записываются по каждому объекту методом копирования.

Ввод исходных данных объектов начинается с ввода коэффициентов, предусмотренных «Общими указаниями» (см. Сборник ОНЗТ-96 или Справочник СБЦ-2004), а именно:

• районные,

• безводные и высокогорные,

• неблагоприятного периода,

• за срочность,

• непредвиденных расходов,

• инфляции и т. д. и т. п.

Затем вводятся данные, характеризующие объемы выполненных работ.

Обращаем внимание, что коэффициенты за срочность, непредвиденные работы и т. п. устанавливаются по договору с заказчиком, коэффициенты инфляции - на основании распоряжений федеральных органов исполнительной власти:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• по Справочнику базовых цен СБЦ-2004, изданном Госстроем России, применяются индексы изменения стоимости, которые публикуются в виде писем Министерства регионального развития Российской Федерации «О ценах на проектные и изыскательские работы для строительства»;

• по Сборнику цен ОНЗТ-96, изданном Роскомземом, применяются коэффициенты, установленные для различных регионов России приказом Росземкадастра от 10 января 2003 года № НК/25, а на 2004, 2005, 2006, 2007 годы соответственно приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 11.11.2003 № 337, от 09.11.2004 № 298, от 03.11.2005 № 284, от 03.11 2006 № 359.

АХемонищаикоа

Е-та11: sementConllne.debryansk.ru

л^^^-геодезичес/сяе изыска//##

и кадастровые работу

Дополнительно

изготавливаются:

I, Договор полряла на выполнение работ 2. Календарный план

3. Протокол соглашения

о договорной иене

4. Техническое задание

5. Счет на предоплату

6. Акт сдачи-приемки 7. Допсоглашснис

8. Счет-фактура

Программа позволяет

включить в смету любую таблицу из Сборников цен СБЦ-2004 или ОНЗТ-96. созлать специальную форму для ввода исходных данных по объемам проектно-изыскательских работ и выходную форму Сметы, состоящую из любого произвольного набора таблиц

Люгмммл “СМЕТА''

пгиШЛШЧ£Щ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ШИПИЯ*1®® и расчета Сметы с использованием '"’АВОЧНИКЛ ШовЫХ ЦЕН I оссттоя России СЬиА и Сборника цен Роскомзема ОНЭТ-%

Как уменьшить стоимость землеустроительных и геодезических работ?

Заказчик вправе самостоятельно выполнять землеустроительные работы, не требующие лицензирования, геодезические работы - при наличии соответствующей лицензии либо активно участвовать в выполнении указанных работ.

Для выполнения работ, как правило, привлекаются подрядные организации или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на выполнении таких работ, имеющие соответствующие квалификацию и лицензии, обладающие опытом работы и материальной базой, а также имеющие положительные рекомендации.

Одним из способов уменьшения стоимости подрядных работ является выбор подрядной организации методом котировок или на открытых торгах. При размещении заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд учитываются требования Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Если в котировке или торгах участвуют от 3-х и более организаций, то, как правило, стартовая цена может быть уменьшена в разумных пределах. В том случае, когда неопытные участники торгов или авантюристы резко уменьшают стоимость, велика вероятность не выполнить работу в срок или не получить землеустроительную документацию надлежащего качества. Поэтому следует осторожно подходить к окончательному выбору подрядчика, так как стартовая цена была просчитана заказчиком тем или иным способом (по сборникам цен, с учетом аналогов или с учетом норм времени). Для принятия решения необходимо как минимум запросить у такого подрядчика смету, учитывающую затраты времени. Если заказчик не проводит котировку и торги, то с целью уменьшения и (или) обоснования стоимости в тесном контакте с подрядчиком работ он может и должен выполнить следующее:

1) в техническом задании указать оптимальный состав и объем работ, а также технологию работ, которые обеспечивают выполнение поставленной задачи;

2) при разработке технического задания учесть те виды и объемы работ, которые, может быть, и будет выполнять непосредственно сам заказчик, например:

• покупка (изготовление), доставка и установка межевых знаков (допускается закрепление границы временными или долговременными межевыми знаками; необходимость установления долговременных межевых знаков определяет заказчик межевания, он же утверждает тип межевого знака из числа образцов, рекомендуемых исполнителем работ);

• обеспечение транспортом;

• участие в теодолитной съемке в качестве рабочего;

• сбор исходной информации о правах на земельный участок, кадастровом учете, кадастровой стоимости, регистрации права на объекты недвижимости, договорах аренды и т. п.;

• получение справок о наличии и технических характеристиках подземных коммуникаций;

• получение разрешений (на производство геодезических работ, работу в охранной зоне, доступ на соседний земельный участок и т. п.);

• проведение согласований со смежными землепользователями, владельцами инженерных коммуникаций, расположенных в границах земельного участка, организациями и учреждениями по списку, установленному органом местного самоуправления.

Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, поэтому заказчик может обеспечить извещение этих заинтересованных лиц о времени и месте межевания, доставку их к месту проведения работ и оформить согласование границ соответствующим актом по установленной форме;

• проведение согласований с органами местного самоуправления;

• рассмотрение и утверждение результатов межевания в территориальном (межрайонном) отделе Роснедвижимости. Согласно Положению о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустрой-

ства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 514, «карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель, материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации, необходимых согласований (ныне это территориальные органы Роснедвижимости)»;

• постановка земельного участка на государственный кадастровый учет (или внесение изменений в данные государственного кадастрового учета);

3) использовать материалы ранее выполненных землеустроительных и топографогеодезических работ;

4) принять деятельное участие в разработке сметы с использованием действующих сборников цен или по фактическим трудозатрам;

5) использовать раннее разработанные сметы по аналогичным объектам, расположенным в данной местности с поправками на изменение отдельных параметров, например площади, протяженности границ и т. п.;

6) выбрать оптимальный масштаб съемки. Для целей земельного кадастра достаточна точность масштаба 1:2000, а для целей строительства, как правило, производится съемка в масштабе 1:500, но стоимость ее гораздо больше (по таблице 20 СБЦ-2004, утвержденных Госстроем России, стоимость для указанных масштабов съемки отличается в 4 раза). Карта (план) объекта землеустройства составляется, если это предусмотрено заданием на выполнение работ, в противном случае составляется карта (план) границ объекта землеустройства в виде карты (плана) границ земельного участка в масштабе, удобном для его размещения на одном листе формата А4 или А3. Фактически это означает, что для отображения земельного участка, занятого гаражом, на листе А4 будет принят масштаб 1:100-1:200, однако точ-

ность съемки, которая закладывается в смету, соответствует масштабу 1:2000;

7) в техническом задании и договоре на выполнение землеустроительных и геодезических работ внести запись о том, что окончательная оплата по договору будет производиться на основании исполнительной сметы, составленной с учетом фактического объема выполненных работ. Это важно потому, что при составлении технического задания невозможно точно определить исходные параметры объекта, используемые для расчета сметы: площадь, периметр границы, длину теодолитного хода для геодезической привязки и т. п.;

8) ходатайствовать перед органом местного самоуправления как добросовестный плательщик земельного налога или арендной платы о проведении межевания всех земельных участков, расположенных в кадастровом квартале, за счет средств, полученных в результате уплаты земельного налога или арендной платы.

Не следует забывать и еще об одном способе уменьшения стоимости землеустроительных и геодезических работ, о котором ранее было сказано: работу целесообразно выполнять в полном объеме, тогда ее общая стоимость будет меньше, нежели чем при выполнении работы частями, каждый раз как бы начиная заново (геодезическую привязку, съемку, согласование и оформление документации).

В ходе разработки технического задания исполнитель работ ставит заказчика в известность о технических требованиях к выполнению этих работ. Так, например, если заказчику требуется составить план земельного участка, исполнитель объясняет, что для этого обязательно нужно сделать геодезическую привязку к пунктам опорной межевой сети в силу существующих требований к межеванию земельных участков. Чтобы сделать геодезическую привязку в населенном пункте, нужно проложить теодолитный ход от имеющихся пунктов ОМС до границы земельного участка общей протяженностью N километров, что существенно увеличивает стоимость работ, но без этого невозможно достигнуть конечной цели - утверждения плана земельного участка в установленном порядке и постановки земельного участка на кадастровый учет.

Считаем, что наибольший вклад в уменьшение стоимости землеустроительных и геодезических работ могло бы внести государство за счет установления единого технического регламента, в котором с технической, правовой и финансовых сторон были бы продуманы требования к плану земельного участка, устранены различные дублирующие друг друга документы, разрабатываемые в интересах разных ведомств.

Стоимость землеустроительных и геодезических работ, оплачиваемых гражданами и юридическими лицами, можно уменьшить до минимума путем повсеместного создания пунктов опорной межевой сети, обновления топографических планов населенных пунктов и межселенной территории с отображением границ земельных участков.

Наиболее существенным фактором для снижения стоимости землеустроительных работ является проведение межевания не по одному земельному участку, а по кадастровому кварталу в целом. Таким образом, до минимума можно снизить стоимость землеустроительных и геодезических работ, оплачиваемых гражданами и юридическими лицами, а именно:

• уменьшаются затраты на создание опорной межевой сети (геодезическая привязка делается для всего квартала, а не для каждого земельного участка в отдельности);

• уменьшаются затраты на организацию работ и проведение согласований;

• существенно улучшается качество геодезических работ (все границы земельных участков взаимоувязаны и нет наложений границ или ничейной земли, что нередко бывает при одиночных измерениях разными исполнителями).

Результатом проведения работ является план (чертеж) территории кадастрового квартала, на котором отображены не только границы земельных участков с указанием их правообладателей, но и объекты недвижимости и инженерные коммуникации (подземные и надземные), то есть части земельных участков, имеющие ограничения по использованию. При этом будут охвачены все земельные участки, используемые и неиспользуемые, выявлены неучтенные площади, которые позволят уве-

личить налогооблагаемую базу на 20-30 процентов

План (чертеж) территории кадастрового квартала можно использоваться не только для межевания земельных участков, но и для реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации в части создания документов территориального планирования: схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов населенных пунктов. На основе плана (чертежа) территории кадастрового квартала можно было бы создать Правила землепользования и застройки, включая карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Подобные планы, выполненные геодезическими методами, необходимы для разработки проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков и проектов строительства объектов.

Согласно Федеральному закону от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» право установления стоимости землеустроительных работ предоставлено субъектам Российской Федерации. Они же вместе с органами местного самоуправления могут активно участвовать в финансировании указанных работ, поэтому возникает вопрос: как и за счет чего уменьшить стоимость землеустроительных работ? В дополнение к сказанному мы с полной уверенностью можем констатировать, что стоимость массового межевания земельных участков в границах кадастрового квартала будет в два и более раз меньше, чем точечное межевание земельных участков, то есть межевание каждого участка в отдельности.

Если финансирование инвентаризации земельных участков в границах кадастрового квартала возьмет на себя муниципальное образование, то в случае обращения граждан и юридических лиц эти работы окупятся за счет продажи документации как минимум по себестоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.