Научная статья на тему 'О СТИХОТВОРЕНИЯХ ИЗ ЮНОШЕСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ Н.Н. СТРАХОВА (К АРХИВНЫМ ПЕРЕСМОТРАМ)'

О СТИХОТВОРЕНИЯХ ИЗ ЮНОШЕСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ Н.Н. СТРАХОВА (К АРХИВНЫМ ПЕРЕСМОТРАМ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.Н. СТРАХОВ / ЮНОШЕСКАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ Н.Н. СТРАХОВА / СТИХОТВОРЕНИЯ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сорокина Дарья Дмитриевна

В статье проанализированы стихотворения из юношеской поэтической тетради Н.Н. Страхова. Определяется место и значение стихотворных опытов будущего литературного критика в его творческой биографии. Это позволяет уточнить традиционные представления об эстетических воззрениях и философской системе Страхова, отразившихся в его литературной критике. В конце статьи впервые представлены некоторые стихотворения из юношеской поэтической тетради философа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POEMS FROM THE NOTEBOOK OF VERSES BY YOUNG N. STRAKHOV (BASED ON ARCHIVAL MATERIALS)

The article analyzes poems from the notebook of verses by young N. Strakhov. The place and importance of poetic experiments of the future literary critic in his creative biography is determined. It gives the opportunity to clarify traditional opinions on Strakhov’s aesthetic views and the philosophical system later reflected in his literary criticism. Some of the verses from that notebook are presented at the end of the article.

Текст научной работы на тему «О СТИХОТВОРЕНИЯХ ИЗ ЮНОШЕСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ Н.Н. СТРАХОВА (К АРХИВНЫМ ПЕРЕСМОТРАМ)»

УДК 8; 821.161.1 DOI: 10.18413/2408-932X-2021-7-1-0-5

Сорокина Д. Д.

О стихотворениях из юношеской поэтической тетради Н.Н. Страхова (к архивным пересмотрам)_

Свободный исследователь, ул. Тарханская, д. 3, корп. 1, кв. 65, г. Москва, 109156, Россия;

Daria312@yandex. т

Аннотация. В статье проанализированы стихотворения из юношеской поэтической тетради Н.Н. Страхова. Определяется место и значение стихотворных опытов будущего литературного критика в его творческой биографии. Это позволяет уточнить традиционные представления об эстетических воззрениях и философской системе Страхова, отразившихся в его литературной критике. В конце статьи впервые представлены некоторые стихотворения из юношеской поэтической тетради философа.

Ключевые слова: Н.Н. Страхов; юношеская поэтическая тетрадь Н.Н. Страхова; стихотворения; русская литература XIX в.; литературная критика.

Для цитирования: Сорокина Д. Д. О стихотворениях из юношеской поэтической тетради Н.Н. Страхова (к архивным пересмотрам) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2021. Т. 7. № 1. С. 56-62. DOI: 10.18413/2408-932X-2021 -7-1 -0-5

D. D. Sorokina

Poems from the notebook of verses by young N. Strakhov (based on archival materials)_

Independent researcher, 3 Tarkhanskaya St., bldg. 1, apt. 65, Moscow, 109156, Russia;

Daria312@yandex.ru

Abstract. The article analyzes poems from the notebook of verses by young N. Strakhov. The place and importance of poetic experiments of the future literary critic in his creative biography is determined. It gives the opportunity to clarify traditional opinions on Strakhov's aesthetic views and the philosophical system later reflected in his literary criticism. Some of the verses from that notebook are presented at the end of the article.

Keywords: N. Strakhov; the notebook of verses by young N. Strakhov; verses; poems; Russian literature of the XIX-th century; literary criticism

For citation: Sorokina D. D. (2021), "Poems from the notebook of verses by young N. Strakhov (based on archival materials)", Research Result. Social Studies and Humanities,, 7 (1), 56-62, DOI: 10.18413/2408-932X-2021-7-1-0-5

В обширном литературном наследии Н.Н. Страхова стихотворения как по количеству, так и по их историко-литературному значению занимают не первое место. Однако без учета этой стороны творческой биографии философа и литературного критика представления о его эстетических воззрениях и философской системе были бы неполными.

Любовь и тяга Н.Н. Страхова к поэзии пробудилась очень рано. Желание выразить свои мысли в стихотворной форме начало приходить к юному Страхову еще в годы учебы в Костромской семинарии. Биограф Страхова И.П. Матченко упоминал о первом стихотворном опыте будущего критика, относящемся к 1844 г. Это было стихотворение-посвящение ко дню Пасхи опекуну и дяде по материнской линии о. Нафанаилу (Савченко).

В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (Москва) хранится тетрадь стихотворений Н.Н. Страхова. Небольшая тетрадка - записная книжка в толстом переплете - была подарена юному Николаю Страхову его близким другом Ф.С. Оранским. На титульном листе рукой Оранского написано: «Возвратить исписанную. Страхову -Оранский. 1847 июня 24-го в четверг вечером в 10 ч.»1. После смерти критика тетрадь перешла к поэту и переводчику П.А. Кускову, затем хранилась у В.В. Розанова: «Получена мною по смерти Платона Александровича Кускова от его сыновей Павла и Ивана Платоновичей, в СПб. В. Розанов»2.

В поэтической тетради Н.Н. Страхова находим стихотворения 1848-1859 гг. (в общей сложности около сорока стихотворений, есть незавершенные). В большинстве случаев автор ставил дату написания стихотворений в заголовке или в конце текста. Также в тетради имеются и недатированные стихотворения.

1 ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 2.

2 ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 1.

Характер ранних стихотворных опытов Страхова определялся влиянием романтической традиции. Познакомившись в юности с поэзией Лермонтова и Байрона, молодой Страхов надолго вошел в орбиту их художественного воздействия, что видно из таких стихотворений, как «18 июля 1848 г.», «Оранскому» (1848), «К А. С.» (1848), «Мгновения» (1849) и других, содержащихся в тетрадке.

Сочинение молодыми людьми стихотворений, изобилующих романтическими абстракциями, преувеличениями и мечтательностью, было весьма распространено в русской культурной среде середины XIX столетия. Образцы отношения к своему внутреннему «я», к обществу, к окружающему миру находили сверстники Страхова в произведениях романтических поэтов. Очень характерны в этом отношении воспоминания некоего С. У. о том, как он в юности представил свои стихи для отзыва Н.А. Некрасову: «Некрасов очень смеялся над моими "Розами", "Луной", "Весенней элегией" и прочими стихосложениями того же типа и прямо и откровенно посоветовал стихов не писать, так как из этого, кроме огорчения, ничего не выйдет». Вместо сочинения стихов поэт дал расстроенному юноше совет переводить поэзию Горация: «Какие у него найдете перлы ума, наблюдательности, иронии, элегии...» (Цит. по: Эйхенбаум, 1969: 51). Нелишне добавить, что, например, и И.А. Гончаров в молодости, так же, как и главный герой его романа «Обыкновенная история» Александр Адуев, пробовал свое поэтическое перо: «Лирика Гончарова, - констатирует исследователь творчества писателя А.Г. Цейтлин, - не оригинальна: она вся соткана из подражаний модным романтическим поэтам» (Цейтлин, 1950: 33). Страхов также не остался в стороне от этого увлечения. Его стихи юношеского периода, подобно стихам его сверстников, легко укладываются в рамки поэтики романтизма.

Одним из характерных в этом отношении является стихотворение «18 июля

1848 г.». Романтическая эстетика, с одной стороны, и юный возраст автора, с другой, определили пафосность художественной окраски и стиль данного стихотворения:

Усталостью и скукою томимый Пришел сегодня я к родным своим. По улицам шумящим и живым Бродил я долго, злой тоской гонимый. И рад я был, что я не заставал Своих знакомых глупых и презренных. Упрямо в них, безумец, я искал И мыслей, и речей живых и вдохновен-

3

ных .

Это стихотворение является довольно типичным для молодого Страхова. Следует отметить, что в 1846-1848 гг. будущий критик работал над художественно-автобиографическим отрывком «Записки Демона». Сознательное стремление следовать традициям прозы и поэзии Лермонтова, которая отвечала внутренним потребностям юноши и находила живой отклик в его душе, бесспорно ощущается в ранних прозаических и поэтических опытах Страхова. Типичные романтические мотивы и темы (тема одиночества, разочарования) пронизывает стихотворение, которое построено на противопоставлении лирического героя (человека, склонного к самоанализу) «пошлому обществу людей».

Стихотворение написано пятистопным ямбом с чередованием женской и мужской рифмы. Ямб - излюбленный стихотворный размер молодого Страхова. Ямбом написаны такие стихотворения, как «Возвращение на родину», «К А.», «Воспоминанье» и др. Если говорить об организации рифм в стихотворении, то оно начинается опоясывающей рифмой, сменяющейся перекрестной. И, наконец, все стихотворение венчается парной рифмой, заключающей сжатый вывод безотрадных размышлений лирического героя:

3ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 22. Все стихи Н. Страхова приводятся в авторской орфографии и пунктуации.

И нет в нем пыла жизни молодой, Затем, что нет ни слез, ни ожиданий. Ни радостей, ни горя, ни желаний4.

От внутренних переживаний о противоречиях собственной и окружающей жизни, о суетности человеческих стремлений юный автор переходит к размышлению о жизни предыдущих поколений:

То жизнь была людей могучих и живых, В борьбе и дружбе вольных и прямых. И сильных волею и смелостию силы5.

Размышление автор начинает цитатой из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» («Дела давно минувших дней»), тем самым ощущая свою сопричастность национальному литературному и историческому процессу. А затем опять возвращается к своим личным переживаниям, закольцовывая таким образом стихотворение.

Рифмы в стихотворении не слишком затейливы, большим художественным мастерством и новаторством не отличаются: томимый / гонимый, своим / живым, заставал / искал. В лексическом наполнении отчетливо видны романтические трафареты: скука, волнений и страстей, безумец, вдохновенных. Здесь находим широкий ассортимент традиционных штампов романтической поэзии: и борьбу живых страстей, и злую тоску, и судьбу печальную. Из этих примеров видно, что и тон, и стилистика стихотворения несут на себе существенное влияние поэзии романтизма.

Тем не менее, значение этого периода - периода литературного ученичества, юношеских проб и подражаний Страхова -умалять нельзя. Это было время, когда начинал складываться особый писательский стиль будущего критика и философа, время глубокого и основательного изучения художественных особенностей и стиля

4 ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 23

5 ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 22 об.

романтической поэзии (как русской, так и западноевропейской). Упражнения в стихосложении помогали юноше иначе выразить свои мысли, чем он делал это в прозе. «Лирическая поэзия, - замечает Л.Я. Гинзбург, - далеко не всегда прямой разговор поэта о себе и своих чувствах, но это раскрытая точка зрения, отношение лирического субъекта к вещам, оценка. Поэтическое слово непрерывно оценивает все, к чему прикасается, - это слово с проявленной ценностью» (Гинзбург, 1974: 8).

Активное усвоение и накопление научных и философских знаний придало поэтическим опытам Страхова второй половины 1850-х гг. не только новую интонацию, но и новое содержание. Из тетради видно, что к этому времени в его поэтических сочинениях начинает преобладать философская тематика. Лирический субъективизм постепенно вытесняется философскими размышлениями, которые оказываются первостепенными по своему значению. Они расширяют смысл и обогащают содержание стихотворных сочинений Страхова. Пантеистическое мировоззрение, созерцательность, философичность мышления Страхова отразились в таких стихотворениях, как «Мир» (1855), «15 марта 1857 г.». Позже эти стихотворения были включены Страховым в сборник «Воспоминания и отрывки» (1892). Стихотворение «15 марта 1857 г.» вышло под заголовком «Жизнь» с небольшими изменениями.

По мере идейного созревания будущего критика менял свой внутренний облик и его лирический герой. Он отходит от сугубо личных переживаний и начинает наблюдать и постигать неисчерпаемый мир природы, размышлять над законами бытия и мироздания. Хотя следует признать, что и в этих стихотворениях субъективный элемент в характере лирического героя в определенной степени отражает черты личности самого автора. Лирика «осмысляет характерность внутреннего

мира человеческой жизни, процесс мыслительно-эмоциональных переживаний, который всегда бывает вызван явлениями внешнего мира и направлен на них, часто пронизывает их как свой объект, иногда всецело растворяется в них, но столь же часто не обнаруживает при этом своей пространственно-временной определенности», - справедливо отмечает Г.Н. Поспелов (Поспелов, 1971: 237).

В стихотворениях Н.Н. Страхова в той или иной степени нашли отражение его художественные воззрения, взгляды на литературу, отдельные критические оценки. Записи в поэтической тетради, работа над стихотворениями убеждают, что будущий критик следил за тем, как решались проблемы в области эстетической, философской и научной мысли. Видно, на какие литературные авторитеты он опирался при создании собственных поэтических опытов. Так, эпиграфом к неоконченной поэме студенческих лет «Институт» (1850) молодой Страхов не случайно ставит строку из «Руслана и Людмилы»: «Прекрасное должно быть величаво». Страхов никогда не переставал преклоняться перед гением А.С. Пушкина. Несколькими десятилетиями позже, в цикле статей о поэте, Страхов даст высочайшую оценку поэзии и художественного мастерства великого поэта. В тексте «Института» находим и другие цитаты из поэмы «Руслан и Людмила».

Факты биографии также нашли место в поэтических опытах Н.Н. Страхова (стихотворение «Возвращение на Родину» (1848), которым открывается поэтическая тетрадь, «Оранскому» (1848), «15 августа 1854 г.», «Мгновения» (18491850)). Последнее стихотворение в сокращенном и отредактированном виде было включено Страховым в автобиографическую повесть «По утрам» (1850).

О высоком предназначении поэта и поэзии говорит Страхов в стихотворениях «Поэт» (1851) и «Поэту» (1853) (в «Воспоминаниях и отрывках» последнее стихо-

творение напечатано под названием «Не верь себе»). Любовная лирика представлена стихотворениями «Ах, мне все снятся, все снятся» (1853), «Как расскажу я сладкое томленье?» (1855). Особенно выделяется здесь стихотворение «Я ждал тебя, зачем ты не пришла?» (1850), проникнутое искренними чувствами и переживаниями молодого автора.

Отдельно отметим занятия стихотворными переводами молодого Страхова. На страницах поэтической тетради представлены переводы из Шиллера и Гейне.

В своем творчестве Страхов никогда не придавал сочинению стихов первостепенного значения. Однако потребность в стихотворном воплощении мыслей он испытывал всю жизнь. К некоторым своим ранним стихотворениям, записанным в поэтической тетрадке, Страхов обращался и во второй половине жизни, работая над сборником «Воспоминания и отрывки». Но лишь немногие из этих стихотворений критик счел достойными увидеть свет. Лирические опыты Н.Н. Страхова дают наглядное представление об особенностях его таланта и служат ценным материалом для его творческой биографии.

Подводя итог, следует отметить, что значительная часть автографов, относящихся к раннему периоду творческого пути Н.Н. Страхова и являющаяся источником для научного издания его сочинений (вопрос, который периодически поднимается в научном сообществе), хранится в Киеве. Текстологические находки последнего десятилетия (подготовка к печати и публикация художественно-

автобиографической повести «По утрам» М.И. Щербаковой (2010), вступительная статья и комментарий ученого (Щербакова, 2010: 359-367) свидетельствуют о том, что процесс собирания первоисточников, а значит, и, возможно, не известных нам до сих пор стихотворений Н.Н. Страхова не завершен.

Некоторые стихотворения из поэтической тетради Н.Н. Страхова

К А.

5-го сентября

В дали туманной и безбрежной Там, далеко - передо мной Являлся часто образ нежный В сияньи жизни молодой.

И жадно взор мой утомленный Черты прелестные ловил; Но он бледнел, - и в отдаленный, В бесцветный сумрак уходил.

Я вспоминал, - в краю далеком Под шепот отененных вод, Под небом жарким и глубоким Природа дремлет и цветет...6

18 июля 1848 г.

Усталостью и скукою томимый Пришел сегодня я к родным своим. По улицам шумящим и живым Бродил я долго, злой тоской гонимый. И рад я был, что я не заставал Своих знакомых глупых и презренных. Упрямо в них, безумец, я искал И мыслей, и речей живых и вдохновенных. Я думал в пошлом обществе людей Найти хоть искру жизни, чувства, Найти движение, борьбу живых страстей. Хоть отблеск идеального искусства. Напрасно! И душа сжималася тоской, Когда я видел их, холодных и беспечных, Объятых сном, дремотою немой, В их жизни страшно-мелкой и пустой. Без воли и ума, и без тревог сердечных. Их пошлости дивяся нестерпимой, Довольству их ничтожеством своим, Усталостью и злой тоской томимый Я возвратился вечером к родным. И здесь, когда уже покров незримый На землю сумрак тихо опускал И в полусвет предметы одевал,

6 ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 10

Я с жадностью и завистию скрытой Рассказу длинному внимал. Была то повесть жизни позабытой, Дела давно минувших дней, Жизнь, полная волненья и страстей, И вольной роскоши, теперь разбитой. То жизнь была людей могучих и живых, В борьбе и дружбе вольных и прямых. И сильных волею и смелостию силы. И все погибло. Много было их; Те разошлись, те спят в могиле. А ныне грустно, тихо все кругом В судьбе печальной и бесцветной. Жизнь медленно течет, а день за днем Приходит и уходит незаметно. И сердце полно горькою тоской От раздражающих воспоминаний. И нет в нем пыла жизни молодой, Затем, что нет ни слез, ни ожиданий,

Ни радостей, ни горя, ни желаний . ***

Проходят дни, проходят ночи -А сердце жадно ждет! И смотрят молодые очи Задумчиво - вперед.

И каждый вечер - дня смерканье Мне грустию грозит; И утра каждого сиянье Надеждой мне блестит.

Минуют дни, минуют ночи... Мир пуст и тих кругом, Уста молчат, не блещут очи Ни влагой, ни огнем.

И тихо утром пробужденье На тихий день трудов И тихо в полночь усыпленье На ночь без сладких снов.

Настанут дни, настанут ночи, О, радость! Ты придешь? Уста улыбкою и очи Слезою обольешь. И вспыхнет жизнь моя в сияньи

7 ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 22-23.

И дум, и дел, и слов. Тогда - лобзанье на лобзанье И на любовь - любовь!

Проходят дни, проходят ночи, А сердце жадно ждет, И смотрят молодые очи Задумчиво - вперед.

Поэт

1851 г. 29 октября Одесса

Восторгом ли грудь у него затрепещет, Заноет ли сердце тоской, Из уст изобильных и льются, и блещут Послушные звуки волной. И чуть он заслышит огонь вдохновенья, Чуть первый рождается стих, Он весь полон власти, и гаснет смущенье В пророке народов земных. Он всем говорит, но в ласкающих звуках, В размеренной музыке слов, Он всем говорит и о тайнах, и муках; Он скинул вседневный покров. Что другу не скажет, то скажет он свету, Что милой в полночную тьму, Лобзая, уста не промолвят поэта, То скажет он миру всему. И чуть звонкомерную речь ту заслышат, Чуть ласково звуки стеклись, Все, внемля покорно, участием дышат, И дерзость, и смех улеглись. Насмешкою буйной никто нечестиво Его оскорбить не дерзнет, Презренье к высокому сердца порыву И в сердце засохшем замрет. И вольно поэт доверяется звукам, Всем равен, и всеми любим, И звуки послушны восторгам и мукам, И люди покорствуют им. Затем, что безгрешным устам лишь подвластна

Живая речей красота;

Им можно пред всеми лобзать без соблазна

8

У милой и грудь, и уста .

8 ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 53 - 53 об.

Источники

Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1.

Литература

Гинзбург, Л.Я. О лирике. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1974. 408 с.

Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1971. 271 с.

Цейтлин, А.Г. И.А. Гончаров. М.: Изд-во АН СССР, 1950. 491 с.

Щербакова, М.И. Повесть Н.Н. Страхова «По утрам» // Толстой и о Толстом. Вып. 4: Материалы к комментариям. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 359-367.

Эйхенбаум, Б.М. О поэзии. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1969. 552 с.

Sources

The Manuscript Department of the Russian State Library, F. 249. M. 3819, unit 1.

References

Tseitlin, A. G. (1950), I. A. Goncharov [I. A. Goncharov], Izdatel'stvo AN USSR, Moscow, USSR (in Russ.).

Eyhenbaum, B. M. (1969), O pojezii [About Poetry], Sovetskiy pisatel'. Leningradskoe otdelenie, Leningrad, USSR (in Russ.).

Ginzburg, L. Ya. (1974), O lirike [About Lyrics], Sovetskiy pisatel'. Leningradskoe otdele-nie, Leningrad, USSR (in Russ.).

Pospelov, G. N. (1971), Problemy is-toricheskogo razvitija literatury [The Problems of Historical Development of Literature], Prosvesh-henie, Moscow, USSR (in Russ.).

Shherbakova, M. I. (2010), "The novel 'In the Mornings' by N. N. Strakhov", Tolstoy i o Tolstom. Vyp. 4: Materialy k kommentariyam [Tolstoy and about Tolstoy. Issue 4: Materials for comments], Institut mirovoy literatury imeni A.M. Gor'kogo Rossiyskoy akademii nauk, Moscow, Russia (in Russ.).

Статья подготовлена на основе доклада, прочитанного на международной научной конференции - IX чтениях памяти Н.Н. Страхова «Интеллектуальная история России XIX- начала XXвв.: линии преемственности и разрывы» (17-19 декабря 2020 г.)

The article is based on the report read at the International Scientific Conference - IX Readings in Memory of N.N. Strakhov "Intellectual History of Russia in the 19th - early 20th centuries: lines of succession and breaks" (December 1719, 2020).

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для деклараций.

Conflict of Interests: the author has no conflict of interests to declare.

ОБ АВТОРЕ:

Сорокина Дарья Дмитриевна, кандидат филологических наук, свободный исследователь, ул. Тарханская, д. 3, корп. 1, кв. 65, г. Москва, 109156, Россия; Dar-ia312@yandex. ru

ABOUT THE AUTHOR:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Daria D. Sorokina, PhD in Philology, Independent researcher, 3 Tarkhanskaya St., bldg. 1, apt. 65, Moscow, 109156, Russia; Dar-ia312@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.