параметров, которые требуется публиковать. Помимо этого нужно доказать их полезность, и объяснить на примерах для чего конкретно они нужны (см. например, названную статью А.Коробейникова в "Иднакаре" №4), потому что переход к автоматизированной обработке, как и любая техническая революция никогда не проходит безболезненно, и потребуются серьезные усилия специалистов, чтобы он произошел. После выработки таких параметров появится возможность независимого создания автоматизированных систем, совместимых друг с другом.
К обсуждению этого вопроса стоило бы привлечь пользователей интернета, поскольку очень многие отечественные археологи и историки весьма активно используют компьютеры. Однако, зачастую, к сожалению только как "печатную машинку", а интерет, в лучшем случае, как место для публикаций.
Вторая важная задача сейчас - найти и указать математические методы, которые возможно использовать при обработке археологических данных, то есть в нашем случае конкретно наконечников стрел.
Владимир Николаевич Бородовский
Г. Киров
О СТАТЬЕ В.С.ЧУРАКОВА «К ПРОБЛЕМЕ РАССЕЛЕНИЯ ПЕРМСКИХ НАРОДОВ...»
(Иднакар № 1(3) 2008г. С. 4-20).
Автор названной статьи считает, что удмуртская народность сформировалась в низовьях Камы и Вятки. Отсюда во второй пол. XV- первой пол. XVI вв. удмуртские роды заселили бассейн р. Чепцы. Переселение это автор связывает с деятельностью каринских князей, привлекавших на свою территорию выходцев из Казанского ханства. Приведенные доводы мне кажутся довольно убедительными. Но и «западная» гипотеза расселения удмуртов, пользующаяся большой популярностью в современной науке, также имеет свои аргументы. В частности, ее придерживается М. Г. Атаманов (М. Г. Атаманов. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск. 1998. По следам удмуртских воршудов. Ижевск. 2001.) Не вдаваясь в подробный анализ этой хорошо известной специалистам гипотезы и ее доказательств, приведу в основном свои соображения.
Сведения о проживании на Средней Вятке удмуртов дают еще первые произведениях вятской историографии. Это- «Повесть о стране Вятской (далее-ПСВ) (Повесть о стране Вятской. Свод летописных известий о Вятском крае. Киров,1993г. С.7), «Сказание о вятчанех, како и откуду приидоша на Вятку крещеныя люди и в той Вятцкой земли насельници быша» (далее- СВ) (Шведы и Русский Север. Материалы научно- практической конференции. Киров, 1997г. с. 348), «О вятчанех како они поселись на Вятке» (далее- СП)// О собрании относящихся до губернии Вятской разных сведений. 1796г.ГАКО Ф. 582 - оп. 2Е -
Д. 59 л.19об. Примечательно название соответствующей статьи СВ: «В лето 6682-е из Великаго Новагорода приидоша новгородцы на Вятку и в той Вятской земли насельници быша, отяцкие грады взяша и инии грады поставиша».
О проживании удмуртов в районе современного г. Кирова свидетельствуют данные топонимики. Это- русские названия поселений, указывающие на проживание здесь удмуртов (Вотское, Отяцкая), названия, происходящие из воршудно- родовых (Дуркино, Дурни, Бони, Бонево, Кушовы, Югрино) и происходящими из удмуртского языка (Матанцы (матыны- приближаться), Люль-ченка (лулпу- ольха), Корчомкино , Чумовица (чом, кер чом- охотничья избушка). Таких названий вокруг г. Кирова значительно больше, чем здесь перечислено. Неподалеку от пунктов с указанными названиями к западу от г. Кирова находится с. Русское, а в южной части городской территории- д. Русская, соседство которых с вышеназванными позволяют предполагать, что поселения вокруг были нерусскими. Обращает на себя внимание, что в южной части города находится Чижевское городище еманаевской археологической культуры.
На территории современного города было известно 3-4 урочища под названием «Болясково поле» (то есть «общинное поле» от удмуртского боляк - община). Одно из них находилось на месте хлыновского кремля, как об этом говорит ПСВ (с.7), СВ, СП приводит это название в еще более близкой к удмуртскому языку форме: заготовленный для постройки лес оказался «на боля-коскове поле» (Л.20) Как сообщает “Список населенных мест Российской империи по сведениям 1859-1873 годов. Т. Х. Вятская губерния”. СПб. 1876. С. XXV, место за Трифоновым монастырем называлось «Балясково поле». А. Вештомов называет так урочище «за рекой и селом Хлыновкою» (Вештомов, П. История вятчан со времени поселения их при реке Вятке. Казань, 1907. С. 22, прим.) (район современной ул. Верхосунской). И.В. Берова называет так территорию Трифонова монастыря (Берова, И. В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря. Киров, 1989. С. 7). Если в последнем случае возможно ошибочное толкование вышеназванного источника, то во втором и третьем случаях это название, как указывается в источниках, еще бытовало в XIX веке. Существование в приречной части города нескольких урочищ с этим названием может свидетельствовать о существовании здесь нескольких удмуртских поселений.
О проживании удмуртов на территории современного г. Кирова и их переселении в район Карино говорят и удмуртские предания, записанные Б. Гавриловым в Глазовском и Малмыжском уезде (Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии.Казань,1880. С.144, 152.) и М. Г. Атамановым в Слободском районе Кировской области (История Удмуртии в географических названиях. С.174) , а также М. П. Сорокиным (Сорокин, М.П. О расселении удмуртских родов. /Иднакар№1 2007г. С.82-86, 87). Если в некоторых удмуртских преданиях могла иметь место путаница р. Вятки и г. Вятки, то как объяснить следующее предание. В д. Старый Ошмень Малмыжского у. (сейчас- в Удмуртии) удмурты рода Какся сохранили предание о переселении из- под с. Красное около г. Вятка (Сорокин, М.П.О расселении
удмуртских родов./Иднакар№1 2007г. С86). Село это (сейчас- в черте г. Кирова) вроде бы ничем не примечательно, а вокруг него особенно много удмуртских названий.
Достоверность удмуртских преданий подтверждает, в частности, следующее соображение. По легенде, опубликованой Б. Гавриловым (Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии. Казань, 1880. С.152.), великая куала располагалась на месте площади г. Вятки. До XIX в. здесь находился овраг, по которому тек ручей, имелись родники. В таких местах обычно и размещались удмуртские святилища. В том числе, сходную топографию имели святилища у с. Карино и д. Омсино, которые, согласно легендам, являлись преемниками хлыновского.
Удмуртская легенда о происхождении названия городка Кылно от крика птицы (Атаманов, М.Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск. 1998. С.174) повторяет рассказ «Повести о стране Вятской» начала XVIII в. о происхождении названия р. Хлыновица (Повесть о стране Вятской. Киров,1993. С.8.). Подобные удмуртские легенды о происхождении географических названий записаны и в других местах (Атаманов, М.Г. По следам удмуртских вор-шудов. С.25). Поэтому возможно, что и хлыновская легенда также имеет удмуртское происхождение.
Археологические материалы начала II тыс. н. э. на Вятке довольно редки и маловыразительны. Выявление преемственности между средневековыми археологическими культурами в бассейне Вятки и Чепцы и позднесредневековыми удмуртами осложняется тем, что на Вятке и Чепце неизвестны удмуртские поселения XIV-XV вв. Это можно объяснить тем, что с вторжением русских, а впоследствии- монголо- татар- слабоукрепленные городища потеряли свое военное значение. Одни из них были заняты русскими, создавшими на их месте свои поселения, другие- захвачены марийцами, в это время продвигавшимися на Вятку с юго- запада. Спасаясь от вражеских нападений, жители переселялись с берегов рек в леса, где обнаружить следы поселений маловероятно. Этот процесс достоверно зафиксирован археологами на юге современной Удмуртии. (Г олди-на, Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. С.289.). Видимо, он имел место и в бассейне Вятки. Кроме того, вероятно, что значительная часть удмуртских поселений продолжала функционировать и позднее, вплоть до новейшего времени, а жители их постепенно ассимилировались в среде русских, а также марийцев, татар и других народов, перенимая у них язык и материальную культуру. Древний культурный слой таких поселений, видимо, полностью разрушен многолетней застройкой и распашкой. Возможно, что некоторые поселения этого времени, считающиеся русскими, принадлежали удмуртам, заимствовавшим в это время у русских гончарный круг и способы изготовления на нем посуды русских типов. Часть посуды, возможно, приобреталась у русских ремесленников. Тем не менее, находки удмуртских вещей на русских поселениях этого времени могут свидетельствовать о проживании удмуртов поблизости от этих поселений (Н.Е. Соколова, И.Ю. Трушкова. Охранные работы в городе Орлове Кировской области. АО 1999г. С. 209.).
Датировать время проживания дорусского населения в черте г. Кирова позволяют клады монет Кв (Макаров, Л. Д. История археологического изучения города Вятки (Хлынова)//Европейский Север в культурно- историческом процессе. С.49. Марков, А. Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических). СПб, 1910. С. 7.) и XI в. (Редкая находка. // Кировская правда, 24 сентября 1935г.).) То есть, археологические источники свидетельствуют о заселенности Средней Вятки и, в частности, территории современного г. Кирова и его окрестностей в дорусскую эпоху, в то время как предания, записываемые начиная с конца XVII века и до наших дней, а также- данные топонимики, говорят, что этим народом были удмурты.
Существует также мнение, что до русских Вятка была заселена прибалтийскими финнами, балтами или каким- то другим народом (Ухов, С. В. История Вятки как часть этнической истории Восточной Европы. Лекция, прочитанная на «краеведческом четверге» в кировской областной библиотеке им. Герцена 28.10.2006- к сожалению, не опубликована.) (Низов, В.В. Биармия и вятская чудь. // Шведы и Русский Север: историко- культурные связи: (к 210- летию А.Л. Витберга). Материалы международного научного симпозиума. Киров. 1997. С. 160-190), - проживание на одной территории разных по происхождению народов вполне возможно. С. В. Ухов доказывает это положение на основе данных топонимики. Но географические названия формировались на протяжении тысячелетий- очевидно, что за это время через Вятку прошло множество народов, оставив здесь названия на своих языках. Доказательств заселения этой территории непосредственно перед приходом русских преимущественно каким- то другим народом, кроме удмуртов, пока нет. А точка зрения, согласно которой окрестности с. Карино заселялись и удмуртами со Средней Вятки, в том числе- с территории современного г. Кирова, кажется весьма убедительной. Конечно же, понятие «удмурты» здесь является несколько условным. Современная удмуртская народность окончательно сложилась в новое время. В данном случае под удмуртами следует понимать этнические группы, представители которых впоследствии частью переселились на Чепцу, где вместе с более ранним населением и переселенцами из других районов Прикамья стали основой формирования современных северных удмуртов, а частью, оставшись на местах первоначального проживания, была ассимилирована русскими, татарами, марийцами, чувашами.
Таким образом, я считаю, что заселение удмуртами бассейна Чепцы никак нельзя связывать только с деятельностью каринских князей, которым были «пожалованы» уже имевшие какое- то население земли земли по Чепце «со всеми ее крестьянами- арами и русскими, татарами черемисами», где «до этого не было мусульман» (Усманов, М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. Казань. 1972г. С.182). Это заселение носило более сложный характер и, вероятно, происходило в течении длительного времени как с юга, так и с запада-со Среднй Вятки. Считаю, что две гипотезы- «западную» и «южную»- следует увязать между собой. Можно предположить, что переселение удмуртов с юга на Среднюю Вятку, где до того проживало родственное им, но малочисленное
население, началось еще до прихода русских и продолжалось в 13-15 веках параллельно с заселением Вятки русскими. Переселение удмуртов, вероятно, было вызвано давлением марийцев, нашествием Батыя и другими причинами. Тогда же началось и переселение удмуртов со Средней Вятки на Нижнюю Чепцу, о чем говорят удмуртские предания. Переселение могло сопровождаться встречным движением отдельных групп населения, возвращением на старые земли и т. д.
Хотя я и не профессиональный историк и, вдобавок, вопросом расселения удмуртского народа специально не занимался, но все-таки считаю, что вышеприведенные аргументы в пользу более раннего - в дорусский период и период существования Вятской республики- проживания удмуртов на Средней Вятке являются весьма существенными. Они требуют объяснения в рамках предложенной В. С. Чураковым гипотезы.