Научная статья на тему 'О ссыльных представителях католического духовенства на Алтае в xix в'

О ссыльных представителях католического духовенства на Алтае в xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ссыльных представителях католического духовенства на Алтае в xix в»

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И КУЛЬТУРА РЕГИОНА

УДК 947 (571.1)

О ССЫЛЬНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ КАТОЛИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА НА АЛТАЕ В XIX в.

И.Н. Никулина

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (Барнаул, Россия) E-mail: innikulina@mail. ru

Важную интегрирующую роль в жизни поляков в Сибири, в том числе и на Алтае, играл католический костел, будучи не только религиозным центром, но и хранителем национальных традиций.

В XIX в. на территории Алтайского горного округа сложилась группа населения, в силу своих национально-исторических традиций, принадлежавшая к католической конфессии, в которой значительное место занимали поляки1 . Это были политические ссыльные, люди, приехавшие добровольно в поисках работы (инженеры, врачи, железнодорожники и др.), направляемые на службу (чиновники, военные), а также крестьяне, переселявшиеся в поисках свободных земель из западных регионов, входивших в тот период в состав Российской империи2. И всегда католическая вера объединяла поляков.

Начиная с 30-х гг. XIX в. на Алтае находились ссыльные представители католического духовенства, неблагополучные в политическом отношении.

18 ноября 1839 г. из Министерства внутренних дел Департамента духовных дел иностранных исповеданий сообщалось генерал-губернатору Западной Сибири, что "по следованию, произведенному в Киевской губернии, оказались виновными в преступных речах, в хранении у себя возмутительного содержания бумаг и в непозволительной переписке римско-католические ксендзы Анкудович, Шишко и Михайлович, сосланные уже за преступные действия на покаяние в Брусиловский монастырь ... Его Величество повелевает ксендзов Анкудовича, Торчановского, Михайловича, Шишко ... отправить в

1 Следует отметить, что понятие "поляки" употреблялось не столько по этническому, сколько по функциональному основанию (участие в противоправительственных действиях на территории Царства Польского и прилегающих к нему местностей). "Поляком" мог быть назван каждый, кто был причастен к восстаниям или являлся уроженцем западных губерний и Царства Польского.

2 Во второй половине XIX в. увеличился приток поляков - добровольных переселенцев в Западную Сибирь, в том числе и на Алтай. Закон 30 июля 1865 г. допускал переселения в Алтайский горный округ, ранее закрытый как собственность Кабинета Его Императорского Величества.

сибирские уездные города под строгий надзор полиции" 1 . Согласно предписанию генерал-губернатора Западной Сибири от 23 декабря 1839 г. Торчановский был отправлен в Барнаул, Анкудович в Кузнецк, Шишко в Бийск, Михайлович в Колывань "под строжайший полицейский надзор2".

Среди ссыльных представителей католического духовенства следует особо выделить Антония Анкудовича (1800 (1802) - 1862), шляхтича Витебской губернии, окончившего Виленский университет со степенью магистра теологии. За хранение бумаг и недозволенной корреспонденции Анкудович был выслан в 1837 г. в Брусиловский монастырь капуцинов. Однако в результате доносов брата Б. Вроблевского в сентябре 1839 г. о ведении Анкудовичем в монастыре непозволительных разговоров и 14 октября 1839 г. с предупреждением о якобы готовящемся покушении на Николая I, в котором были замешаны Анкудович и Шишко, а также за хранение бумаг и корреспонденции возмутительного содержания Анкудович был сослан в Кузнецк под строгий надзор полиции, куда доставлен 9 января 1840 г. [1]

В августе 1840 г. генерал-губернатору Западной Сибири доносилось, что находившийся в Кузнецке ксендз Анкудович представил прошение "о дозволении ему заниматься какой-либо службой для снискания себе пропитания"4. Из Министерства внутренних дел Департамента духовных дел иностранных исповеданий в январе 1843 г. сообщалось также генерал-губернатору Западной Сибири, что Анкудовичу была "отправлена посылка с церковными вещами из г. Полоцка от декана ксендза Вержковского без ведома надлежащего начальства и потому возвращена назад в г. Полоцк5". В 1850 г. Анкудович получил разрешение на поселение в Томске под надзором полиции, с 9 октября был там викарием.

Необходимо отметить ксендза Павла Шишко (1798 (1799) - 1855 (1857)) -шляхтича из Кнышины под Белостоком, викарного ксендза и главу церковного прихода Сидра Белостокской области. Он был арестован в 1833 г. за контакт с М. Шиманским, заключен в Гродно по решению Виленского генерал-губернатора Н. Долгорукова от 24.11. / 6.12., утвержденному 14.01.1834 г. императором Николаем I, выслан в Брусиловский монастырь капуцинов Киевской губернии. Там Шишко находился вместе с ксендзом А. Анкудовичем, обвиненном" в преступных речах, хранении бумаг, а также ведении недозволительной переписки". В 1839 г. Шишко был выслан в Томскую губернию под надзор полиции на жительство, 10.01.1840 г. прибыл в Бийск, где в 1847 г. основал первую частную школу [2, 3], что имело, очевидно, немаловажное значение для города в условиях нехватки грамотных людей. К

1 ГАОО (Государственный архив Омской области). Ф. 3. Оп. 13. Д. 18084. Л. 1-а, 1 об.

2 Там же. Л. 10, 10 об.

3 ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 3. Оп. 4. Д. 105. Л. 12 об.

4 ГАОО (Государственный архив Омской области). Ф. 3. Оп. 13. Д. 18084. Л. 23.

5 Там же. Л. 33.

сожалению, как отмечает исследователь А.В. Старцев, "сведений о числе учащихся и о содержании обучения в ней не сохранилось".

Известно, что, находясь в Бийске, Шишко получал денежное пособие сначала 57 руб. 14 У коп. в год, затем 114 руб. 28 У коп. (1855 г.), кроме того ему было прислано письмо "с деньгами 29 руб. 70 коп. серебром"1 [2].

В полицейских донесениях отмечалось, что Шишко "занимается чтением книг, поведение полностью безупречно". В июле 1856 г. он подал прошение о возвращении на родину. 26 августа Третье Отделение С.Е.И.В. Канцелярии удовлетворило просьбу при условии, если это не встретит возражения со стороны генерал-губернатора Западного края2 [5].

К сожалению, сведения об остальных ссыльных католических священниках этого периода крайне скудны и отрывочны, поэтому имеющаяся информация об их пребывании на Алтае весьма ограничена. Известно, что 25 апреля 1843 г. скончался от чахотки в Барнаульском заводском госпитале находившийся с 9 января 1840 г. под надзором полиции в Барнауле Михаил Торчановский . Практически отсутствуют сведения об Андрее Михайловиче, который с 9 января 1840 г. проживал под строгим надзором полиции в Колывани4 Возможно, дальнейшие исследования, введение в научный оборот новых, ранее неизвестных документальных материалов прольют свет на обстоятельства жизни в Сибири этих людей.

Более значительное число представителей католического духовенства оказалось на Алтае после подавления Январского восстания 1863 г. На основе изучения и систематизации архивных материалов удалось выявить 22 представителя духовенства, высланного под надзор полиции и находившегося на Алтае. По нашим подсчетам в Бийске было 7 чел., в Кузнецке - 10 чел., в Колывани - 5 чел.5

Среди ксендзов, определенных на жительство под надзор полиции в Бийск были: Франц Дышо, прибывший 29 марта 1865 г. к месту назначения6; Иван Вятковский, 31 апреля 1865 г., поступивший в Бийск, поскольку оказался "неблагонадежным в политическом отношении" и был выслан по распределению главного начальника Северо-Западного края под надзор полиции в Томскую губернию ; Константин Стефанович, 20 сентября 1865 г.,

1 ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 3. Оп. 2. Д. 650. Л. 3, 49; Оп. 4. Д. 105. Л. 12 об.

2 ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 109. 1 эксп. 1856 г. Д. 133. Ч. 8. 353 л.

3 ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 3. Оп. 2. Д. 650. Л. 49.

4 ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 3. Оп. 4. Д. 105. Л. 13 об.

5 Подсчитано по: ГАОО (Государственный архив Омской области). Ф. 3. Оп. 6. Д. 7784. 29 л.; ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 109. 1 экспед. 1864 г. Д. 277. 21 л.

6 ГАОО (Государственный архив Омской области). Ф. 3. Оп. 6. Д. 7784. Л. 16.

7 Там же. Л. 17; РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 821. Оп. 3. Д. 180. Л. 1.

прибывший в Бийск1; Амвросий Косаржевский, высланный из Ковенской губернии "за противодействие распоряжениям начальства относительно процессии крестьянских ходов" и политическую неблагонадежность, первоначально находившийся в Томске, с 11 апреля 1866 г. переведенный в Бийск 2 ; Михаил Олехнович, высланный из Виленской губернии "за неблагонадежность в политическом отношении" на житье в Томскую губернию, первоначально находившийся в Томске, с 3 июня 1866 г. в Бийске3; Иосиф Лавкович, поступивший в Бийск с 12 июня 1867 г.4, Викентий Улинский высланный в 1866 г. в Томскую губернию "по обвинению во встречах мятежнической шайки ... и приглашении прихожан к участию в принятии мятежников", находившийся в Бийске5.

В Кузнецке под надзором полиции находились: поступивший с 26 марта 1865 г. Викентий Юстинович6; Андрей Домиников Кржижановский, сослан на житье в Томскую губернию из Могилевской губернии "за политическое преступление по конфирмации временного командующего войсками Вмленского военного округа с лишением духовных и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ", с 15 мая 1865 г., находившийся в Каинске, с 17 июня 1865 г. в Кузнецке ; Альберт Григалюнович, лишенный духовного сана и по состоянию присвоенных ему прав за принятие у себя в доме мятежников из шайки Пословского, сосланный на жительство в Томскую губернию, с 16 августа 1865 г. находившийся в Кузнецке вместе с сестрой Екатериной8; Гимарий Яковлев Бацулович (Гилярий Быцулевич), ксендз М. Норейки Тружанского уезда, выслан под строгий надзор полиции на постоянное жительство в Томскую губернию "за соучастие в мятеже., как неблагонадежный в политическом отношении", с 16 августа 1865 г., находившийся в Кузнецке9; Николай Гиртович, ксендз Чечерского костела, навлекший на себя "сильное подозрение в доставлении мятежникам оружия" и "недонесении о преступных действиях ушедшего в шайку ксендза Бугена", признанный неблагонадежным в политическом отношении, высланный на постоянное жительство в Томскую губернию с учреждением строгого

1 ГАОО (Государственный архив Омской области). Ф. 3. Оп. 6. Д. 7784. Л. 18 об.

2 ГАОО (Государственный архив Омской области). Л. 19; Оп. 8. Д. 12033. Л. 9.

3 Там же. . Оп. 8. Д. 12033. Л. 9. об.

4 Там же. Л. 19 об.

5 ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 3. Оп. 2. Д. 1190. Л. 1, 7, 7 об., 18; Оп. 11. Д. 1197. Л. 9; РГИА (Российский государственный исторический архив) . Ф. 821. Оп. 3. Д. 534. Л. 1, 3.

6 Там же. Л. 20 об.

7 Там же; Оп. 7. Д. 11555. Л. 4-7; РГИА. Ф. 821. Оп. 3. Д. 166. Л. 1.

8 Там же. Л. 21; РГИА. Ф. 821. Оп. 3. Д. 206. Л. 1.

9 Следует отметить некоторые расхождения в написании имен и фамилий ссыльных, встречающихся в документах центральных и местных архивов; ГАОО. Ф. 3. Оп. 6. Д. 7784. Л. 21 об.; РГИА. Ф. 821. Оп. 3. Д. 201. Л. 1, 3.

полицейского надзора, с 3 июня 1866 г. находившийся в Кузнецке1; Урбан Юрьев Торгонский, высланный в Сибирь с "лишением всех особенных лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ", с 29 августа 1866 г. находившийся в Кузнецке2; Георгий Антонов Касиловский (Коссиловский), "виновный в противодействии распоряжениям начальства относительно процессий и крестьянских ходов", "крайне неблагонадежный в политическом отношении", "отправленный на постоянное жительство в Томскую губернию под строгий полиции", с 5 октября 1866 г. находившийся в Кузнецке3; Доминик Никодимов Жук, "настоятель костела в м. Скопишках Новоалександровского уезда Ковенской губернии, высланный по подозрению в сношениях и посещении их шайки и в личном отправлении в оную лиц... на постоянное жительство под строгий надзор полиции в Томскую губернию", с 20 августа находившийся в Кузнецке4; Эдуард Котович, викарный ксендз Ивенецкого костела Минского уезда, "обнаруживший вредное направление и совершенную неблагонадежность в политическом отношении", назначен к высылке на постоянное жительство в Томскую губернию под строгий надзор полиции, с 18 декабря 1866 г. находившийся в Кузнецке5, Иосиф Давыдович, высланный в 1866 г. в Томскую губернию за участие в мятеже, содействии и укрывательство руководителя шайки Богдановича, прием в своей квартире мятежника ксендза Денбского, находившийся в Кузнецке6 [6].

В Колывани под надзором полиции - 27 мая 1865 г. Адам Колышко, с 17 августа 1865 г. Северин Микутович, с 13 марта 1865 г. Николай Сволькин , Иван Развадовский, высланный в 1865 г. в Томскую губернию, находившийся в

8 9

Колывани , Иосиф Овсяной .

Следует отметить, что ввиду частого перевода ссыльных с одного места жительства на другое точный подсчет достаточно затруднен. Безусловно, это не окончательные данные, поскольку в процессе дальнейших исследований возможно выявление новых имен и внесение соответствующих корректив в общее число сосланных и листа их размещения.

Материальное положение ссыльных было достаточно сложным. Некоторые из польских ссыльных, находившихся под надзором полиции, получали денежное пособие. Известно, что в 1867 г. из Бийского окружного казначейства выдавались с 18 августа по 4 руб. 50 коп. кормовых ксендзам В. Улинскому, М. Олехновичу, с 22 августа А. Косаржевскому, с 6 марта - Ф.

1 ГАОО. Ф. 3. Оп. 6. Д. 7784. Л. 22; РГИА. Ф. 821. Оп. 3. Д. 183. Л. 1-1 об.

2 Там же; РГИА. Ф. 821. Оп. 6. Д. 8371. Л. 1.

3 Там же; РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 821. Оп. 6. Д. 8371. Л. 1.

4 Там же; РГИА. Ф. 821. Оп. 6. Д. . 232. Л. 1.

5 Там же; РГИА Ф. 821. Оп. 6. Д. 241. Л. 2.

6 ГАОО (Государственный архив Омской области). Ф. 3. Оп. 5. Д. 7699. Л. 1, 1 об.

7 ГАОО (Государственный архив Омской области). Ф. 3. Оп. 6. Д. 7784. Л. 23 об.-24.

8 ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 3. Оп. 4. Д. 295. Л. 114; Оп. 11. Д. 1197. Л. 9; Оп. 19. Д. 728. Л. 13 об

9 ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 295. Л. 99; Оп. 11. Д. 1197. Л. 5 - 5 об.

Дышо, кроме того, по предписанию отделения казначейства казенной палаты со 2 сентября М. Олехнович, В. Улинский получали по 1 руб. 50 коп. квартирных денег1.

Часть ссыльных находилась в крайне бедственном положении, не получая определенного от казны пособия. Так, ксендз Вицентий Юстинович, высланный "по подозрению в участии в мятеже без лишения права и преимущества на житье, отбывавший наказание в Кузнецке, обратился в апреле 1866 г. с просьбой на имя начальника Томской губернии "об отпуске положенного пособия, как не лишенному права состояния" . С 8 марта 1868 г. Юстиновичу было назначено по 1 руб. 20 коп. квартирных денег в месяц . С прошением о выдаче пособия обращался 9 декабря 1866 г. к начальнику Томской губернии Урбан Торгонский, находившийся в Кузнецке и поверженный "в крайнюю нищету", поскольку ". здесь заработать копейку . не в состоянии по сану . и преклонным летам . ".

Неоднократно обращался в 1866 г. с прошениями "о назначении как страдающему грудною болезнью и не имеющему необходимых средств к жизни кормовых денег" проживающий в Бийске Константин Стефанович. В связи с этим начальник Томской губернии писал в Томскую казенную палату в ноябре 1866 г. "об ассигновании и отпуске из Бийского казначейства через местного городничего ... Стефановичу от казны по 15 коп. в сутки". Однако 6 марта 1867 г. Стефанович вновь обратился к Томскому губернатору с просьбой "о получении кормовых денег". Бийский городничий Жулебин в рапорте от 6 марта 1867 г. также сообщал, что "Стефанович в настоящее время действительно нуждается в содержании себя, так как с родины достаточного пособия не получает"5. В прошении Томскому губернатору от 14 мая 1867 г. Стефанович описывал свое положение, отмечая, что "при бедном моем состоянии и слабом здоровье приобрести никаких средств не могу, а при настоящей дороговизне в Бийске пришел до такой крайности, что проживал последнюю свою одежду и не имел даже состояния на что нанять квартиру, чтобы ... преклонить свою голову"6.

15 февраля 1868 г. из Томской казенной палаты сообщалось, что ксендзу Георгию Коссиловскому, "высланному из Виленской губернии за противодействие распоряжениям начальства относительно процессии и крестьянских ходов без лишения прав состояния на постоянное жительство под строгий надзор полиции в Томскую губернию (Кузнецк) . , назначено денежное от казны пособие по 15 коп. в сутки ... , сверх кормового довольствия

1 ГА АК (Государственный архив Алтайского края). Ф. 170. Оп. 1. Д. 730-а. Л. 2, 2 об.

2 ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 109. 1 эксп. 1866 г. Д. 393. Л. 1 -3.

3 ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 3. Оп. 54. Д. 643. Л. 7, 7 об.

4 Там же. Оп. 2. Д. 1149. Л. 101.

5 Там же. Л. 132 - 136.

6 ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1149. Л. 140 - 141.

квартирных денег назначено по 1 руб. 20 коп. в месяц", поскольку он "... от родственников с родины пособия не получает, а потому существовать без пособия от казны не может"1.

Административно-ссыльному ксендзу Иосифу Лавковичу, проживающему в Бийске, было также назначено от казны денежное пособие по 15 коп. в сутки, однако в дальнейшем в результате перевода в 1868 г. в Бийск ему перестали выдаваться квартирные деньги (по 1 руб. 20 коп. в месяц), о чем стало известно из докладной записки Лавковича Томскому губернатору от 24 сентября 1868 г.2.

Следует отметить, что по ведомостям политических преступников, находившихся на жительстве в Томской губернии в 1873 г., назначалось пособие от казны на содержание и наем квартир значительному количеству ксендзов. Среди них можно назвать Доминика Жука (кормовых в сутки - 15 коп., квартирных в месяц - 1 руб. 50 коп., в год - 18 руб.), Викентия Юстиновича, Андрея Кржижановского, Эдуарда Котовича, Георгия Коссиловского, Николая Сволькена, Викентия Улинского и др. .

Интересные упоминания о ссыльных представителях духовенства содержатся в воспоминаниях известного общественного деятеля, ученого, публициста В.В. Берви-Флеровского, находившегося в ссылке в Кузнецке в 60-х гг. XIX в. Он отмечал, что ксендзы "отличались способностью к тому роду самоотвержения, которое прививается католическому духовенству его аскетическим воспитанием. Это помогало им переносить свою судьбу с большей стойкостью и с большим достоинством . ни от одного из них я не слыхал малодушного уверения, что он был против восстания. Кроме того, ни одна категория ссыльных не пользовалась такой поддержкой, как ксендзы"[7]. Таким образом, ссыльные представители духовенства мужественно переносили выпавшие на их долю лишения.

Следует отметить интересный факт: ссыльный ксендз Альберт Григалюнович прибыл к месту назначения в Кузнецк 16 августа 1865 г. с сестрой Екатериной 4 . Несомненно, это является примером разделения женщиной изгнаннической жизни своих близких в ссылке

Как известно, одной из проблем существования в Сибири римско-католических приходов являлась нехватка духовенства. Весьма показательно в этом отношении предписание томского губернатора о порядке ведения следственных дел польских переселенцев Бийскому окружному полицейскому управлению от 28 декабря 1868 г., в котором конкретно указывалось, что при отсутствии ксендзов "во всех округах Томской губернии ... в устранение встречаемого затруднения при производстве следствий приводить к присяге

1 Там же. Оп. 54. Д. 643. Л. 1 об., 3, 5, 6.

2 Там же. Оп. 4. Д. 360. Л. 4 - 5.

3 ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 3. Оп. 19. Д. 728. Л. 12 об. - 15 об., 27 об. - 29 об.

4 ГАОО (Государственный архив Омской области). Ф. 3. Оп. 6. Д. 7784. Л. 21.

католиков из польских поселенцев через православных священников, так как они исповедуют христианскую веру ."1

Оказавшимся в сибирской ссылке католическим священникам запрещалась любая религиозная и миссионерская деятельность. Тем не менее в отдельных случаях допускались исключения из правил. С особого разрешения властей ссыльные представители духовенства могли занимать места в приходах.

Архивные документы подтверждают, что многие из ссыльных ксендзов ходатайствовали о дозволении производить богослужения. Так, Николай Сволькен (Сволькин), ксендз Бернардинского монастыря, Августовского (Августианского) костела в г. Ковно, был выслан в 1864 г. без лишения прав "за неблагонадежность в политическом отношении как вредный для пребывания в крае для постоянного жительства в Томскую губернию под строгий надзор полиции". С 13 марта 1865 г. он находился в Колывани [8, 9].

Известно, что в июне 1865 г. Сволькен "обратился с просьбой о разрешении ему производить богослужение для находящихся в Колывани

католиков, не имеющих возможности исполнять религиозные обряды" . В свою очередь генерал-губернатор Западной Сибири обратился к начальнику Третьего Отделения С.Е.И.В. Канцелярии, предоставляя ходатайство Н. Сволькена по этому поводу. На это шеф корпуса жандармов сообщал министру внутренних дел в августе 1865 г., что "... со своей стороны не встречаю препятствий ..., но полагал бы необходимым положительно определять кто именно из ксендзов может в каком месте производить богослужение и что во всяком случае на такое распоряжение необходимо испросить Высочайшее соизволение . ,."4. В итоге от генерал-губернатора Западной Сибири официального одобрения по данному вопросу получено не было. Лишь в 1867 г. исполнявший должность губернатора Михаил Курбановский сделал предписание о том, что "ксендзам, высланным в Сибирь по правительственным видам, воспрещено совершать богослужения впредь до особых распоряжений"5. Необходимо отметить, что в донесениях в Главное управление Западной Сибири за 1867 г. неоднократно указывалось, что Н. Сволькин за время пребывания в Колывани "вел себя хорошо и ни в чем предосудительном замечен не был"6

Большой интерес представляет прошение сосланного на жительство в Бийск дворянина И.С. Яновского от 7 ноября 1865 г., уполномоченного "от всех сосланных по политическим делам в Бийск" (160 чел. и "кроме того

1 ГА АК (Государственный архив Алтайского края). Ф. 170. Оп. 1. Д. 730. Л. 1 - 2.

2 ГАОО (Государственный архив Омской области). Ф. 3. Оп. 4. Д. 6318. Л. 1, 1 об.; Оп. 6. Д. 7784. Л. 24; ГАРФ. Ф. 109. 1 эксп. 1864 г. Д. 277. Л. 1.

3 ГАОО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 6318. Л. 1.

4 ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 109. 1 эксп. 1864 г. Д. 277. Л. 3-4.

5 Там же. Л. 35.

6 ГАОО. Ф. 3. Оп. 5. Д. 7682. Л. 3, 6.

поселившихся в разное время еще около 100 человек"), в котором подчеркивалось, что "религия служит не только самою прочною связью между людьми в гражданском обществе, но и основанием нравственности, а потому нет надобности объяснять какое вредное могут иметь влияние подобные явления; когда умирающие не находят религиозного напутствия и дети религиозного воспитания, больные религиозного утешения . прошу . разрешить . построить маленькую деревянную часовню . и . римско-католическим священникам Витковскому и Стефановичу, не лишенным прав состояния, отправлять церковное богослужение и исполнять необходимые духовные требы"1.

Показателен в этом отношении рапорт Бийского городничего Жулебина томскому губернатору от 4 июля 1866 г., выражающий мнение о возможности отправления католического богослужения без ущерба для православной веры: ". В Бийске есть жители коренные русские православного исповедания, которому они непоколебимо преданы при усердном наставлении и заботливости местных священников и кроме того так как они кроме русского никакого другого языка не понимают, то существование в городе каплицы и отправление в ней римско-католического богослужения . едва ли может иметь какое-либо дурное влияние . Разрешение отправлять богослужение считаю крайне необходимым ." 2 . Несомненно, это свидетельствует о доброжелательном отношении к представителям иного исповедания. Здесь также важно выделить характерную черту сибирского населения, отличавшегося, по словам И. Попова, "своей терпимостью по отношению к чужим религиям ..." [10].

Небезынтересно отметить, что в 1865 г. томскому губернатору поступали прошения о разрешении совершать богослужения в Кузнецке В. Юстиновичу, Г. Быцулевичу "с дозволением устроить домашнюю каплицу", в 1867 г. в Колывани С. Микутовичу, И. Разводовскому и др., вследствие этого начальник Томской губернии сообщал генерал-губернатору Западной Сибири, что ". высланные под полицейский надзор как с лишением прав, так и без лишения или ограничения прав состояния католические священники не совершали богослужения в своих квартирах или частных домах . Священники без лишения прав состояния могут совершать только тихие обедни, но только в штатных костелах" .

Как известно, несмотря на официальные запреты властей, многие ссыльные ксендзы занимались просветительской деятельностью. Среди них следует особо выделить Иосифа Давыдовича (Давидовича) (1825 - 1882), высланного по подозрению в помощи восставшим в феврале 1866 г. на жительство под строгий надзор полиции в Томскую губернию. Первоначально он находился в Кузнецке, где указывал на разрешение правительственной

1 ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 3. Оп. 4. Д. 295. Л. 27 - 28.

2 Там же. Л. 86 - 87.

3

ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 3. Оп. 4. Д. 295. Л. 2, 11, 111, 118.

власти совершать богослужение в частном доме капланам, не лишенным прав своего сана, отмечая, что "... к сожалению, в дни праздничные на богослужение, осуществляемое в 11 часов утра, приходят только от 10 до 20 человек" [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Говоря о других видах деятельности ссыльных священников, следует отметить, что традиционные занятия поляков сельским хозяйством, ремеслом, торговлей не встречали, как известно, особых препятствий со стороны местных властей.

Ксендз Константин Стефанович, настоятель приходского костела в м. Трокелях Ошмянского уезда, высланный в 1865 г. по политической неблагонадежности на постоянное жительство под строгий надзор полиции в Томскую губернию, с 20 сентября 1865 г. находившийся в Бийске, "занимался продажей вина и питей от купца Сахарова"1.

Необходимо отметить достаточно частые случаи переводов ссыльных ксендзов, находившихся на Алтае, в другие места проживания. В 1866 г. в Томске находился Иосиф Овсяный, переведенный из Колывани, в 1868 г. был переведен из Бийска в Томск Франц Дышо, в Томске находились Северин Микутович, Иосиф Давыдович (в дальнейшем переведен из Томска в Каинск) и др. [12, 13]. Известно, что в Томске похоронены католические священники Николай Гиртович, Гилярий Быцулевич, Игнатий Дышкленевич, Амвросий Коссаржевский, Константин Стефанович, Иоанн Витковский, Михаил Олехнович [14]. В 1868 г. был отправлен в Нарым из Колывани Адам Колышко . Значительное число ссыльных ксендзов было переведено в Мариинск. Это Иван Разводовский, Викентий Юстинович, Доминик Жук, Георгий Косиловский, Иосиф Лавкович, Викентий Улинский, Андрей Кржижановский, Эдуард Котович, Урбан Торгонский4.

В 70-х гг. XIX в. в положении польских ссыльных произошли существенные изменения. На основании Высочайшего повеления от 13 мая 1871 г. отдельным категориям политических ссыльных возвращались "прежние права состояния, но без прав на прежнее имущество тех из них, которые были лишены сего судебными приговорами", многие из них освобождались "от надзора полиции с дозволением жить повсеместно, за исключением столиц и столичных губерний, уроженцам же Царства Польского и Западных губерний, за исключением и сих губерний, а лицам, принадлежащим к духовному сословию римско-католического вероисповедания, кроме того, и за исключением Царства Польского, с оставлением в своей силе воспрещения

1 ГА АК (Государственный архив Алтайского края). Ф. 170. Оп. 1. Д. 729-а. Л. 3; Д. 730-а. Л. 61 об.

2 ГАОО. Ф. 3. Оп. 5. Д. 7699. Л. 1 об.; ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 295. Л. 99; Оп. 54. Д. 1017. Л. 4; Д. 1060. Л. 6.

3 ГАТО. Ф. 3. Оп. 54. Д. 622. Л. 5.

4 ГАОО. Ф. 3. Оп. 7. Д. 10887. Л. 1; Оп. 8. Д. 12718. Л. 13; ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1190. Л. 18; Оп. 4. Д. 360. Л. 5; Оп. 11. Д. 1197. Л. 3, 6, 8, 9.

всем им вступать в государственную и общественную службу" . "Кроме того, политических преступников, находившихся как на поселении, так и в каторжной работе" . , которые ". со времени ссылки вели себя одобрительно и будут признаны благонадежными, обратить в разряд сосланных на житье с лишением всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ. Лицам, сосланным в Сибирь в административном порядке по приговорам обществ и получившим, на основании действующих законов, разрешение на временное пребывание в Европейской России, предоставить право возвратиться в прежние общества, если таковые пожелают их принять"1.

В связи с этим большой интерес представляет доклад директора Департамента духовных дел иностранных исповеданий и полиции исполнительной, сделанный в 1872 г., в котором указывалось, что применение 3 пункта Высочайшего повеления 13/17 мая 1871 г. "должно быть распространено и на тех, кои были высланы по суду без лишения прав или в административном порядке . В числе таких лиц находились и ксендзы, высланные без лишения прав и духовного сана ." Однако "ксендзы . беспрепятственно переезжают из одного места в другое - каковым правом не пользуются ...", поскольку "состоящие под надзором полиции, и следовательно признанные неблагонадежными, свободны от всякого наблюдения. , и не всегда известно, где они находятся и чем занимаются. По имеющимся ... сведениям ксендзы, будучи свободны в выборе мест жительства, сосредотачиваются или в местах пограничных с западным краем или в местностях, назначенных для жительства высших духовных лиц римско-католического исповедания, удаленных от управления делами, что может отразиться вредным образом на ходе дел римско-католической церкви ." .

В соответствии со статьей 90 Свода законов Российской империи "никто из принадлежащих к Римско-Католическому духовенству не может отлучаться из мест пребывания своего или службы без вида от надлежащего своего начальства; паспорта для дальних отлучек выдаются Начальниками Губерний, по требованию Епархиальных Начальников, во все губернии"4.

Именно поэтому 12 апреля 1872 г. из Министерства внутренних дел Департамента полиции исполнительной предписывалось "начальникам губерний, чтобы они строго следили за приехавшими туда ксендзами и в случае обнаружения каких-либо . фактов неблагонадежности . , входили бы в Министерство с представлением о высылке их оттуда с учреждением за ними вновь полицейского надзора". 28 апреля 1872 г. начальникам губерний указывалось, что "всем проживающим во вверенной Вам губернии ксендзам,

1 2-е ПСЗРИ (Полное собрание законов Российской империи. 2-е издание). Т. 46. Отд. 1. № 49597.

2 Там же.

3 ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 109. 1 эксп. 1872 г. Д. 63. Л. 2 -4.

4 ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1190. Л. 18; Оп. 4. Д. 360. Л. 5; Оп. 11. Д. 1197. Л. 3, 6, 8, 9 и др.

140 « Шика i obrazovanie ВоГ^о Акаа

Наука и образование Большого Алтая» выпуск 2, 2016, страница 140 из 154

освобожденным от надзора полиции объявить ... , что не будучи лишены духовного сана, они должны подчиняться действию 90 ст. 1 Ч. XI. Т. Св. Зак. (изд. 1857 г.) и потому не могут отлучаться с места их жительства иначе как по билетам, выдаваемым Начальниками губерний ..

В дополнение к этому на основании Высочайшего повеления от 8 октября 1872 г. "... освобожденные от надзора полиции римско-католические священники могут быть назначены викарными к приходам великорусских губерний под надзор и ответственность настоятеля, и негласное наблюдение полиции"2.

15 декабря 1872 г. из Министерства внутренних дел Департамента полиции исполнительной последовало указание начальникам губерний о том, что "ксендзам, допущение которых к должностям будет признано возможным по соглашению Министра внутренних дел с Третьим Отделением С.Е.И.В. Канцелярии с тем однако, чтобы лица эти не были назначаемы в места настоятелей, а были определяемы викариями и с учреждением за ними надзора духовного их начальства и секретного наблюдения полиции"3.

Высочайшее повеление от 9 января 1874 г. фактически подтвердило дарованное 13 мая 1871 г. в соответствии с которым "... состоящим ныне в разряде сосланных на житье с лишением всех особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, и находившихся как в Европейской России, так и в Сибири, даровать прежние права состояния . , тем из таковых лиц, кои находятся в Сибири, дозволить, если пожелают, переселиться в одну из внутренних губерний по назначению правительства, . тех же, кои находятся в Европейской России, освободить от надзора полиции . предоставить право поступления на государственную службу в тех местах, где им дозволено свободное проживание, . освобожденным от надзора лицам, которые были удалены с места жительства без лишения прав, дозволить возвратиться на

п4

родину" .

Николай Сволькен в 1873 г. был освобожден от надзора полиции на основании Высочайшего повеления от 13/17 мая 1871 г. с разрешением переселиться в Костромскую губернию, откуда в 1874 г. переехал в Курляндию, в 1884 г. разрешено вернуться в Северо-Западный край на основании манифеста 1883 г., 26 ноября 1885 г. выехал в Калугу5 [15].

1 ГАРФ. Ф. 109. 1 эксп. 1872 г. Д. 63. Л. 16, 16 об., 22.

2 РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 821. Оп. 3. Д. 427. Л. 28.

3 ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 109. 1 эксп. 1872 г. Д. 63. Л. 41. Следует отметить, что в дальнейшем 28 июля 1881 г. "последовало Высочайшее соизволение на распространение Высочайшего повеления от 8 октября 1872 г. о назначении римско-католических священников, освобожденных от надзора полиции, викарными в приходы великорусских губерний - на губернии Лифляндскую, Эстляндскую и Курляндскую" (Там же. Л. 72).

4 2-е ПСЗРИ. Т. 49. Отд. 1. № 53017.

5 РГИА. Ф. 821. Оп. 3. Д. 177. Л. 6, 10

В целом, говоря о пребывании на Алтае ссыльных представителей католического духовенства, религиозной и просветительской деятельности, следует отметить их влияние на духовное развитие края. Польские католические священники стремились по мере возможности организовать духовно-религиозную жизнь местных католиков. Находясь в ссылке, представители духовенства не утратили стойкости убеждений, бодрости духа, стремясь мужественно вынести все тяготы изгнания и оказать посильную помощь окружающим. Не случайно, для местного населения было характерным доброжелательное отношение к польским ссыльным. Весьма показателен также рапорт томскому губернатору Бийского городничего Жулебина, о котором уже говорилось ранее, с выражением мнения о возможности отправления католического богослужения без ущерба для православной веры, что допускало возможность бесконфликтного сосуществования представителей католического и православного исповеданий в регионе.

Дальнейшие перспективы продуктивных научных исследований данной проблемы непосредственно связаны с привлечением новых источниковых материалов и успешным сотрудничеством российских и польских ученых.

Литература

1. Sliwowska W. Zeslancy polscy w Jmperium Rosyjskim w pierwszej polowie XIX wieku. Warszawa, 1998. S. 40.

2. Sliwowska W. Zeslancy polscy w Jmperium Rosyjskim w pierwszej polowie XIX wieku. S. 608 - 609.

3. Летопись города Бийска (1709 - 1970). Барнаул, 1971. С. 8.

4. Старцев А.В. Школа и просвещение в Бийске в XIX - начале XX в. Современное историческое сибиреведение XVII - начала XX вв. Барнаул, 2005. С. 338.

5. Исупов С.Ю. Бийск: острог, крепость, город. Бийск, 1999. С. 149.

6. Dawidowicz J.S. Listy z zeslania // Zeslanie i katorga na Syberii w dziejach polakow 1815 - 1914. Warszawa, 1992. S. 272.

7. Берви В.В. Воспоминания // Голос минувшего. 1915 № 6-8. С. 118.

8. Никулина И.Н. Религия и политические ссыльные Западной Сибири в XIX в. (20-е-первая половина 70-х гг.) Иркутск, 2011. С. 164-165, 245.

9. Никулина И.Н. Ссыльные польские католические священники в 60-х гг. XIX в. на Алтае // Алтайский сборник. Вып. 21. Барнаул, 2004. С. 20 - 24.

10. Попов И. Общественное движение в Сибири. Администрация и население / Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. 7-е изд. Т. 38. М., [нач. XX в.]. Стб. 525.

11. Dawidowicz J.S. Listy z zeslania // Zeslanie i katorga na Syberii w dziejach polakow 1815 - 1914. Warszawa, 1992. S. 276.

12. Dawidowicz J.S. Z listow sybirskiego misyonarza. Krakow , 1901. S. 272.

13. Tabenska E. Z doli i niewoli. Krakow, 1897. S. 103.

14. Ханевич В. Участники Январского восстания и их потомки в истории г. Томска // Powstanie styczniowe 1863 - 1864. Walka i uczestnicy. Represje i wygnanie. Historiografía i tradycja. Kielce, 2005. S. 134 - 135.

15. Kubicki P. Bojownicy Kaplani za spraw? kosciola i ojczyzny w latach 1861 -1915. Materialy z urz^dowech swiadectw wladz rosyjskich, archiwów konsystorskich, zakonnych i prywatnych. Sandomierz, 1936. Cz. 2. T. 3. S. 536 -538.

«Grand Altai Research & Education», Issue 2, 2016, page 143 of 154

УДК 329.7

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ КОМИТЕТ СОЛДАТСКИХ МАТЕРЕЙ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т. А. Голуенко

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (Барнаул, Россия) goluenko2016@ya.ru

В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века одним из наиболее массовых общественных движений в России стало движение солдатских матерей. С ростом масштабов и институционализацией движения происходит его формирование на региональном уровне. Главной причиной зарождения движения стало нарушение прав военнослужащих в армии, а также отсутствие правовых норм и гарантий, обеспечивающих призывникам надежную защиту. В этом плане причины формирования данного движения как в целом в России, так и в западносибирском регионе, одинаковы. Однако формирование движения солдатских матерей в Западной Сибири имело свои особенности. Во-первых, организационно движение оформилось позднее, в начале 1990-х годов, в то время как в Москве первый комитет солдатских матерей появился еще в апреле 1989 года, что позволило использовать его опыт при образовании общественных организаций солдатских матерей в регионе. Во-вторых, общественное движение солдатских матерей в Западной Сибири, как и в целом в России, имело две составляющие: это движение солдатских матерей, чьи сыновья, с одной стороны, погибли на войне в Афганистане и Чечне, с другой стороны, погибли в армии в мирное время, как правило, вследствие неуставных отношений, либо проходили службу в армии. Отличие западносибирского региона от центра заключалось в том, что в центре «афганское» движение было самостоятельным, а движение солдатских матерей возникло независимо от «афганского», в то время как в западносибирском регионе именно «афганское движение» стало основой формирования движения солдатских матерей. Эти два направления имели определенные отличия, поскольку различны причины, их породившие, а следовательно, несколько различаются их задачи. Движение матерей, чьи сыновья погибли в Афганистане и Чечне, имело одну причину зарождения - война. Движение солдатских матерей, чьи сыновья погибли в армии в результате дедовщины, имело другую причину - нарушение прав военнослужащих в армии. Поэтому различались и задачи данных направлений. В первом случае главной стала материальная и моральная помощь родителям погибших военнослужащих, а также воинам, вернувшимся с войны. В процессе формирования общественные организации, представляющие данное движение, получили название Советов семей воинов, погибших в Афганистане и Чечне или Советов родителей военнослужащих, погибших в Афганистане и Чечне. Во втором случае главной задачей движения стала не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.