развития сферы услуг.Том 2 Социально-экономические проблемы развития сферы услуг" Под общей редакцией: Л.А. Минасян. Ростов-на-Дону, 2013. С. 35-39.
16. Минасян Л.А., Казьмина Л.Н., Дудкина О.В., Бородай В.А. Интенциональность потоков коллективной коммуникации в ивент-индустрии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 6 (112). С. 34.
УДК: 372.862
Рязанова А.Р. студент магистратуры 2 курса Высшая школа информационных технологий и
автоматизированных систем Северный Арктический федеральный университет Российская Федерация, г. Архангельск О СРЕДЕ SCRATCH И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТЯХ
Аннотация: в данной статье дается обзор визуальной событийно-ориентированной среды Scratch. Приведены примеры работы с этой средой. Статья имеет обзорный характер.
Ключевые слова: обучение программированию, среда Scratch, алгоритмика, объектно-ориентированная среда.
Ryazanova A.R. Student
2 year, Higher School of Information Technologies and Automated
Systems
Northern Arctic Federal University Arkhangelsk, Russian Federation ABOUT SCRATCH AND ITS FEATURES
Abstract: This article provides an overview of the visual event-oriented environment Scratch. Examples of work with this environment are given. The article is of an overview nature.
Key words: programming training, Scratch environment, algorithmics, object-oriented environment.
В Федеральном государственном стандарте общего образования среди предметных результатов освоения основной образовательной программы в предметной области «математика и информатика» названо «овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов». В рамках школьного курса информатики есть разделы по изучению программирования. Обычно они считаются наиболее сложными для освоения. При обучении детей программированию
развивается алгоритмическое мышление. Однако по данным исследований алгоритмическое мышление начинает развиваться у детей с 8 лет. Курс информатики начинается у школьников с 7 класса. Таким образом, школьная программа довольно поздно начинает обращать внимание на развитие навыков алгоритмики. На помощь приходит система дополнительного образования детей, которая может устранить пробел в гармоническом развитии ребенка школьного возраста.
По мнению Е.Ю. Туренко, программирование представляет собой процесс и искусство создания компьютерных программ с помощью языков программирования. В школьной программе программирование начинается в курсе информатики для старших классов. Но мы полагаем, что преподавать программирование необходимо и ребятам младшего возраста, поскольку процесс написания алгоритмов, простых кодов развивает умение составлять логические цепочки, учит детей мыслить структурно, подводит к выбору будущей профессии.
Различные языки программирования поддерживают различные стили написания кода. Это в свою очередь требует от программиста внимания к деталям при реализации алгоритма, например, при написании программ следует учитывать синтаксис языка. Кроме того, многие среды программирования написаны на английском языке. Таким образом, можно считать, что профессиональные языки сложны при начальном уровне освоения программирования, особенно для детей младшего и среднего школьных возрастов
Именно поэтому для работы с учениками младшего и среднего школьного возраста разработаны среды, написанные специально для школьников. Например, Scratch, Hello Ruby, ЛогоМиры, Codu Game Lab.
По мнению М.В. Храмовой, самой оптимальной средой для изучения программирования школьниками является среда Scratch: «Scratch - среда программирования, появившаяся относительно недавно, даёт возможность учащимся младшего и среднего школьного возраста создавать игры, фильмы, анимированные истории и многое другое. Программа Scratch в объектно-ориентированной среде «собирается» из разноцветных блоков команд так же, как собираются из разноцветных кирпичиков в конструкторах Лего различные объекты» [1]. Действительно, написание программы в среде Scratch происходит путём совмещения блоков в стеках. Блоки сделаны таким образом, что их возможно совмещать только в синтаксически верные конструкции, а это исключает возможность ошибок. Разные типы данных имеют раз формы блоков, подчеркивая совместимость объектов между собой (рисунок 1).
Рисунок 1 - Представление типов данных в Scratch
Существует возможность внесения корректировок в уже написанную программу даже тогда, когда она была запущена, это дает возможность экспериментировать по ходу решения задачи. В результате «склеивания» простых команд создаётся сложная модель, в которой могут взаимодействовать множество объектов, которые наделены различными свойствами. После того как проект был создан в Scratch, есть возможность его разместить на специальном сайте, где все желающие смогут с ним ознакомиться.
Рассмотрим пример. Мы создадим проект игры в столицы мира (рисунок 2). В игре используется одна переменная «Очки», которая увеличивается на одно, если пользователь отвечает правильно и обнуляется в самом начале игры. В игре необходимо использовать оператор если-то-иначе, операции сравнения - равно, больше и меньше, логическая операция «или».
Данную программу можно предлагать детям для рассмотрения только после того, как их познакомили с операторами условий и работой с переменными.
Рисунок 2 - пример программы На сайте разработчика среды Scratch имеются форумы и обучающие видео, которые могут помочь юному программисту воплотить свои идеи в программе [2].
Еще одно достоинство этой среды - её свободное распространение и простота установки. С официального сайта можно скачать приложение для почти всех операционных систем. Есть возможность онлайн доступа в среду.
Среда Scratch позволяет использовать метод проектов и проблемный подход в обучении. Необходимо лишь освоить основные конструкции языка. Обычно это занимает не более 8 часов. Затем можно поставить задачу по разработке какого-либо проекта. В пропедевтическом курсе это может быть проект по созданию игр, историй, анимации по тематике, интересной для детей.
Анализ работы в среде показал, что освоить среду Scratch возможно быстро и просто, однако, технические возможности позволяют создавать как простые программы, так и достаточно сложные.
Использованные источники:
1. М.В.Храмова «Роль обучения основам программирования в среде Scratch учащихся 5-6 классов», Материалы Восьмой международной научной конференции теоретических и прикладных разработок, Инфинити (Уфа)
2. Официальный портал разработчика Scratch [Электронный источник]. -Режим доступа: https://scratch.mit.edu/ (дата обращения: 01.07.18)
3. Шкарбан, Ф.В. Программирование для начинающих: Alice and Scratch: учебное пособие / Ф.В. Шкарбан. - Симферополь: ИП Хотеева Л.П., 2017. -120 с.
4. Беляева, Т.В. Формирование информационной компетенции у младших школьников [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Электрон. дан. - М.: Издательский дом «Первое сентября». - URL: http://открытыйурок.рф/ (дата обращения: 30.06.2018).