Научная статья на тему 'О способах влияния системы менеджмента качества на педагогический процесс и качество образования в медицинском университете'

О способах влияния системы менеджмента качества на педагогический процесс и качество образования в медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / EMPLOYER SATISFACTION / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODS / CUSTOMER SATISFACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесников Олег Леонидович, Худякова Ольга Юрьевна

В статье приведены данные о функционировании системы менеджмента качества в университете. Описаны система нормативных документов и управление ими. Представлены сведения о проведении внутренних аудитов и оценке удовлетворенности потребителей. Показаны примеры использования новых методов преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесников Олег Леонидович, Худякова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О способах влияния системы менеджмента качества на педагогический процесс и качество образования в медицинском университете»

On the methods of influence of the quality management system on the pedagogical process and the quality of education at the Medical University Kolesnikov O.1, Khudiakova O.2 (Russian Federation) О способах влияния системы менеджмента качества на педагогический процесс и качество образования в медицинском университете Колесников О. Л.1, Худякова О. Ю.2 (Российская Федерация)

'Колесников Олег Леонидович /Kolesnikov Oleg - доктор медицинских наук, профессор,

начальник отдела;

2Худякова Ольга Юрьевна /Khudiakova Olga — специалист, отдел менеджмента качества, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье приведены данные о функционировании системы менеджмента качества в университете. Описаны система нормативных документов и управление ими. Представлены сведения о проведении внутренних аудитов и оценке удовлетворенности потребителей. Показаны примеры использования новых методов преподавания.

Abstract: the article presents data on the functioning of the quality management system at the University. Described a system of regulatory documents and management. Presents information on conducting internal audits and evaluation of customer satisfaction. Shows examples of the use of new methods of teaching.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, удовлетворенность работодателей, методы преподавания.

Keywords: higher education, quality of education, employer satisfaction, customer satisfaction, teaching methods.

Достижение высокого качества образования является одной из приоритетных задач ЮУГМУ. Хорошо известно, что эффективным способом, позволяющим повысить эффективность деятельности предприятия, является разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК). В соответствии с решением высшего руководства университета бала проведена большая работа по формированию СМК: создан отдел менеджмента качества (ОМК), проректор по учебной работе И. А. Волчегорский назначен представителем руководства по качеству, проведено несколько семинаров по обучению работников университета, разработана необходимая документация, проведены внутренние аудиты. Все это позволило в 2010 году успешно пройти сертификацию СМК. За прошедшее время накоплен большой опыт по оптимизации и усовершенствованию образовательного процесса в университете. Можно выделить несколько направлений, в которых наиболее ярко проявляется позитивная роль СМК в обеспечении высокого уровня качества образования.

1. Разработка локальных нормативных актов.

Согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9000-2015, организация должна обеспечить наличие документированной информации, требуемой стандартом и определенную организацией как необходимую для обеспечения результативности системы менеджмента качества [2]. В ЮУГМУ в настоящее время разработаны локальные нормативные акты, которые касаются всех основных звеньев образовательного процесса: разработки образовательных программ; разработки рабочих программ дисциплин для различных уровней образования; текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; проведении практики; о порядке отчисления, восстановления и предоставления академического отпуска; об оформлении учебных пособий; о порядке организации и осуществлении образовательной деятельности и т. д. Указанные документы проходят обязательный этап согласования с заинтересованными специалистами университета, утверждаются ректором университета (или ученым советом) и распространяются по подразделениям в соответствии со списком рассылки. Важным требованием стандарта является управление документацией, которое подразумевает, в частности, своевременную актуализацию документов [2]. Министерство образования и науки РФ регулярно выпускает новые документы, касающиеся образовательного процесса. Это могут быть государственные образовательные стандарты, положения о порядке реализации образовательных программ, требования к учебно-методической документации и т. п. ОМК и управления университета в соответствии с этими документами пересматривают имеющиеся локальные нормативные акты и вносят в них необходимые изменения. Так, в положение «О рабочей программе дисциплины», утвержденное в феврале 2015 года, внесено 1 изменение. А в положение о порядке отчисления, восстановления и предоставления академического отпуска (утверждено в феврале 2015 года) внесено 5

изменений. Наличие внутренних нормативных актов и их постоянная актуализация обеспечивают соответствие требованиям законодательства РФ и способствуют эффективному прохождению государственной аккредитации.

2. Проведение внутренних аудитов.

Проведение внутренних аудитов также является одним из требований стандарта [2]. В ЮУГМУ в начале учебного года готовится программа аудитов, которую согласует представитель руководства по качеству. Ежегодно проверяются все подразделения, входящие в область действия СМК. Результаты внутренних аудитов регулярно рассматриваются на заседаниях ученого совета университета. Проведение регулярных аудитов стимулирует кафедры и неучебные подразделения к поддержанию документации в порядке, определенном нормативными актами. Можно отметить, что к настоящему времени значительно сократилось количество несоответствий, выявляемых при внутренних аудитах. Это касается как документов, связанных с разработкой учебно-методической документации, так и документов, отражающих реализацию образовательного процесса (журналы проведения занятий и лекций, индивидуальные учебные планы ординаторов, журналы регистрации результатов экзаменов и т. д.). Обеспечение качественной работы с документами на кафедрах также способствует поддержанию высокого качества образования.

3. Оценка удовлетворенности потребителей.

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 указывает: «Организация должна проводить мониторинг данных, касающихся восприятия потребителями степени удовлетворения их потребностей и ожиданий» [2].

Университетом проводился опрос руководителей медицинских учреждений Челябинской области о качестве подготовки выпускников университета. По 5-бальной системе теоретическая подготовка получила оценку 4,25 балла, готовность к дальнейшему обучению - 4,37 баллов, эрудированность и общая культура оценены в 4,14 балла.

Также разработана методика оценки мнения работодателей о качестве подготовки и работы обучающихся во время прохождения производственной практики [4, 5]. Мониторинг проводится регулярно в летний период. Результаты указывают на высокую оценку работодателями работы студентов ЮУГМУ и уровня их подготовки [3].

4. Проведение научно-практических конференций «Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации».

По инициативе руководства университета в качестве элемента деятельности СМК регулярно проводятся научно-практические конференции. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2015 содержит следующие требования: «Для организации крайне важно, чтобы все работники были компетентными, наделены полномочиями и вовлечены в создание ценности. Компетентные, наделенные полномочиями и взаимодействующие работники на всех уровнях организации повышают ее способность создавать ценность... Для того чтобы эффективно и результативно управлять организацией, очень важно уважать и вовлекать всех работников на всех уровнях организации» [1]. Участие в конференциях способствует активному вовлечению работников университета в процессы реализации учебного процесса и его постоянного улучшения.

В 2016 году прошла уже седьмая такая конференция. Материалы конференций и сборники материалов размещаются на сайте ЮУГМУ на странице ОМК. Важно отметить, что публикация сборника материалов производится за счет средств университета. Популярность конференции растет, в ней участвуют ученые из других городов РФ и также зарубежные авторы. На конференции преподаватели обмениваются опытом работы, представляют новые методы проведения занятий, которые повышают заинтересованность обучающихся и способствуют лучшему усвоению учебного материала.

В качестве примера можно указать описание метода «синквейн», который представляет собой краткое пятистрочное эссе, которое пишут студенты по определенным правилам [7]. Такая работа обучает умению выделять основные признаки объекта и кратко их описывать. Также был описан комплексный подход в преподавании, который включает в себя анализ историй болезни конкретных больных, курацию пациентов, заполнение клинико-фармакологической карты и использование видеоматериалов [8]. Также было описано использование метода малых групп в качестве образца интерактивного метода проведения занятий. Такая методика позволяет эффективно использовать время занятия и обеспечить эффективную работу всех студентов, но требует значительной подготовительной работы [6].

Приведенные материалы свидетельствуют о значительной роли СМК в обеспечении высокого качества образования в ЮУГМУ.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. -Москва: Стандартинформ, 2015. - 54 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. - Москва: Стандартинформ, 2015. - 32 с.

3. Колесников О. Л., Прачева А. А., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. Оценка удовлетворенности работодателей качеством подготовки студентов-медиков во время прохождения практики в медицинских учреждениях // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 10-й международной науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 21 февраля, 2016 г.) - Махачкала: ООО «Апробация», 2016. - С. 14-16.

4. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. и др. Методика оценки удовлетворенности работодателей и результаты её применения // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 59-61.

5. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А., Тарабрина Ю. О. Разработка и внедрение методики мониторинга удовлетворенности работодателей уровнем подготовленности студентов [Электронный ресурс] // Экономика и социум. - 2016. - № 2 (21). - Режим доступа: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_21/Kolesnikov%20O.L.(Sovremennye%20nauki%20i%20obrazov anie).pdf (дата обращения: 29.03.2016).

6. Комарова И. А., Мельников И. Ю. Интерактивное обучение студентов в малых группах // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - С. 57-60.

7. Тарабрина О. Ю., Шамурова Ю. Ю., Кетова Г. Г. и др. Применение метода «синквейн» в преподавании клинической фармакологии // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 123-126.

8. Шамурова Ю. Ю., Кетова Г. Г., Сафронова Э. А. и др. Комплексный подход и современные технологии в преподавании клинической фармакологии // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы III Всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - С. 134-137.

The features of introduction of content and language integrated learning

in the educational process Shayakhmetova D. (Republic of Kazakhstan) Особенности внедрения предметно-языкового интегрированного обучения

в образовательный процесс Шаяхметова Д. Б. (Республика Казахстан)

Шаяхметова Дана Бексултановна / Shayakhmetova Dana - кандидат педагогических наук, профессор, кафедра иностранных языков, факультет педагогических специальностей, Университет иностранных языков и деловой карьеры, г. Алматы, Республика Казахстан

Abstract: the article is devoted to CLIL (Subject and Language Integrated Learning) - describes teaching methods, where subjects are taught in foreign languages. CLIL has two aims: the study of the subject through a foreign language and foreign language through the subject. Most common today is the following definition: didactic methodology, which allows to form students ' linguistic and communicative competences in a second language in the same educational context in which there are formation and development of general learning knowledge and skills.

Аннотация: статья посвящена CLIL (Предметно-языковое интегрированное обучение) - описывает обучающие методики, где предметы преподаются на иностранных языках. CLIL преследует две цели, а именно - изучение предмета посредством иностранного языка и иностранного языка через

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.