Научная статья на тему 'О способах и средствах самопрезентации эпистолярно-медийной языковой личности (на материале текстов открытых писем)'

О способах и средствах самопрезентации эпистолярно-медийной языковой личности (на материале текстов открытых писем) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЯ / МАСС-МЕДИА / MASS MEDIA / ЭПИСТОЛЯРНО-МЕДИЙНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭПИСТОЛЯРНО-МЕДИЙНЫЕ ТЕКСТЫ / EPISTOLARY-MEDIA TEXTS / ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО / AN OPEN LETTER / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SELF-PRESENTATION / LINGUOPERSONOLOGY / EPISTOLARY DISPLAY LINGUISTIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курьянович Анна Владимировна

В статье анализируются способы и средства самопрезентации эпистолярно-медийной языковой личности, актуализируемые в сфере массового взаимодействия посредством текстов, оформляемых жанром «открытое письмо», функционирующих в печатных и электронных массмедиа. В качестве ключевого свойства эпистолярно-медийной языковой личности определяется социальная самоидентификация как регулятивный механизм, обусловливающий вектор самосознания и коммуникативного поведения носителя данного типа. Доказывается, что данный факт находит непосредственное отражение в текстовой деятельности адресанта медийного эпистолярия в виде соответствующих форм самопрезентации и самопозиционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Курьянович Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON WAYS AND MEANS OF SELF-EPISTOLARY DISPLAY LANGUAGE PERSON (ON THE MATERIAL OF ОPEN LETTERS)

The article analyzes the ways and means of a self-epistolary display language person, actualized in the sphere of mass interaction through texts of the genre «an open letter» in print and electronic media. The key property of epistolary display language personality is determined by the social identity as a regulatory mechanism that makes the vector of identity and communicative behaviour. It is proved that this fact is directly reflected in an epistolary-media text as self-presentation and self-positioning.

Текст научной работы на тему «О способах и средствах самопрезентации эпистолярно-медийной языковой личности (на материале текстов открытых писем)»

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 87-94

О способах и средствах самопрезентации эпистолярно-медийной личности (на материале

текстов открытых писем) А.В. Курьянович

УДК 81.38/42

О СПОСОБАХ И СРЕДСТВАХ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЭПИСТОЛЯРНО-МЕДИЙНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ОТКРЫТЫХ ПИСЕМ)

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-04-00216.

А.В. Курьянович

В статье анализируются способы и средства самопрезентации эпистолярно-медийной языковой личности, актуализируемые в сфере массового взаимодействия посредством текстов, оформляемых жанром «открытое письмо», функционирующих в печатных и электронных массмедиа. В качестве ключевого свойства эпистолярно-медийной языковой личности определяется социальная самоидентификация как регулятивный механизм, обусловливающий вектор самосознания и коммуникативного поведения носителя данного типа. Доказывается, что данный факт находит непосредственное отражение в текстовой деятельности адресанта медийного эпистолярия в виде соответствующих форм самопрезентации и самопозиционирования.

Ключевые слова и фразы: лингвоперсонология; массмедиа; эпистолярно-медийные тексты; эпистолярно-медийная языковая личность; открытое письмо; самопрезентация.

ON WAYS AND MEANS OF SELF-EPISTOLARY DISPLAY LANGUAGE PERSON (ON THE MATERIAL OF ОPEN LETTERS)

A.V. Kurjanovich

The article analyzes the ways and means of a self-epistolary display language person, actualized in the sphere of mass interaction through texts of the genre «an open letter» in print and electronic media. The key property of epistolary display language personality is determined by the social identity as a regulatory mechanism that makes the vector of identity and communicative behaviour. It is proved that this fact is directly reflected in an epistolary-media text as self-presentation and self-positioning.

Keywords and phrases: linguo-personology; mass media; epistolary-media texts; epistolary display linguistic identity; an open letter; self-presentation.

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 87-94

О способах и средствах самопрезентации эпистолярно-медийной личности (на материале

текстов открытых писем) А.В. Курьянович

В свете идей антропоцентричности современной научной парадигмы изучение специфики коммуникативного поведения носителей разных типов в различных ситуациях межличностной и социальной интеракции определяется как актуальная задача, в частности для лингвоперсонологии (Г.И. Богин, Н.Д. Голев, В.Е. Гольдин, Е.В. Иванцова, К.Ф. Седов и др.). В силу особой значимости сегодня в жизни социума массмедиа (А.Б. Бушуев, Т.Г. Добросклонская, Л.Р. Дускаева, В.И. Карасик, В.Б. Кашкин и др.), перспективным видится изучение дискурсивных проявлений эпистолярно-медийной языковой личности.

Эпистолярно-медийная языковая личность определяется нами [Курьянович 2015, 2016] как особый тип носителя, автор (адресант) контента эпистолярно-медийных текстов (Ф.Б. Бешукова, А.И. Геляева, А.В. Курьянович, Н.С. Сибирко, К.А. Сундукова,

A.В. Шишкина и др.). Последние представляют письменные речевые произведения, обладающие ярко выраженной жанрово-стилевой спецификой, посредством которых осуществляется межличностное и социальное взаимодействие с адресатами в условиях массмедиа.

С точки зрения жанрово-стилистических свойств, в числе эпистолярно-медийных текстов можно выделить такие аутентичные (т.е. принадлежащие к сфере письменно -разговорной коммуникации) разновидности, как электронные частные письма, включая разные проявления спам-корреспонденции и флуда, записи в блогах, чатах, мессенджерах, социальных сетях, на форумах и пр. Отдельно необходимо рассматривать неаутентичные (функционирующие в публицистической, официально-деловой, художественной, юридической, рекламной, пиар и пр. сферах) эпистолярно-медийные тексты, имеющие формат письма: электронную деловую переписку, письма читателей в редакцию, опМж-петиции, открытые письма и пр. Об аутентичных и неаутентичных эпистолярных текстах см. подробнее: [Курьянович 2013].

В задачи статьи входит рассмотрение особенностей вербальной самопрезентации авторов эпистолярно-медийной корреспонденции, оформляемой жанром «открытое письмо». Сегодня этот эпистолярный жанр чрезвычайно востребован носителями в качестве способа выражения своей гражданской позиции. Жанр открытого (публичного) письма трактуется исследователями либо традиционно как публицистический (О.Н. Андреева,

B.С. Гарифуллин, А.Д. Кривоносов, А.З. Мубаракзянова, Е.А. Никишина, И.В. Пекарская, В.А. Тырыгина, Я.Э. Юдович, М.Л. Якунина и др.), либо (и это можно рассматривать как новаторский подход) как пиар-жанр (Л.В. Балахонская, И.В. Култышева, Н.Б. Руженцева и

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 87-94

О способах и средствах самопрезентации эпистолярно-медийной личности (на материале

текстов открытых писем) А.В. Курьянович

др.). В первом случае открытое письмо определяется как «письмо к кому-л., публикуемое в газете, журнале» [Словарь русского языка 1981-1984: 685], во втором - как разновидность заявления для СМИ. В нашем представлении, открытое письмо является синкретичным жанром, объединяющим свойства «классического» частного письма, делового прошения, публицистического произведения, пиар-текста.

Данное утверждение базируется на концепции, согласно которой эпистолярий рассматривается как синтетичный полифункциональный жанр, способный обеспечивать межличностное и социальное взаимодействие в различных сферах, переходя из стиля в стиль, порождая при этом стилистические трансформации аутентичной жанровой модели [Курьянович 2013]. Медийный эпистолярий, в том числе открытые письма, представляет один из таких жанрово-стилистических вариантов. Попадая в сферу массмедиа, каноническая модель письма, имеющая стилистическую «привязку» к гносеологически «родной» разговорной сфере, подвергается изменениям в соответствии с задачами реализуемой функциональной программы: «... письмо перестает быть просто средством общения, становясь инструментом эффективного воздействия на широкий круг читателей, побуждения к определенной модели поведения» [Курьянович 2008: 46].

Ключевой характеристикой эпистолярно-медийной языковой личности является социальная самоидентификация как регулятивный механизм, определяющий вектор самосознания и коммуникативного поведения носителя данного типа. Для автора эпистолярно-медийных речевых произведений, участвующего посредством текстовой деятельности в интерактивном диалоге на остросоциальные темы, важно понимание своей общественной позиции и ощущение принадлежности к группе единомышленников. Именно эти установки обусловливают актуализацию таких качеств эпистолярно-медийных языковых личностей, включая авторов открытых писем, как смелость, принципиальность и решительность в демонстрации своей гражданской позиции, настойчивость в достижении цели, последовательность действий. Решение этих задач требует от авторов медийной корреспонденции проявления навыка умелой, эффективной самопрезентации и самопозиционирования.

Покажем это на примере текста открытого письма к широкой общественности смоленского реаниматолога Сергея Войтенко, в котором речь идет о проблеме дискредитации профессии врача в стране. В частности, автор пишет: «Я работаю врачом уже 25 лет в Ярцевской районной больнице, свою работу люблю, но не перестаю удивляться

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 87-94

О способах и средствах самопрезентации эпистолярно-медийной личности (на материале

текстов открытых писем) А.В. Курьянович

и сокрушаться по поводу обустроенности нашей медицинской сферы... На ужасном оборудовании, которое давно пора списать по срокам годности, при явно недостаточном количестве медикаментов, мы лечим, а зачастую спасаем человеческие жизни, но что мы слышим в ответ, выходя на улицу, читая газеты? Врачи-недоучки, недочеловеки, а нередко врачи-убийцы. Конечно, есть и такие, я не защищаю "честь мундира", но их единицы. Армия врачей лечит, спасает, следуя клятве Гиппократа, потому что именно такой жизнью они хотят жить. Но жить и работать спокойно нам не дают... По профессии я врач анестезиолог-реаниматолог. Еще студентом все свободное время я "пропадал" в стационаре, стремясь научиться большему. Сейчас занимаю должность дежуранта-анестезиолога. В свободное от основной работы время "приглядываю" за палатой (отделением) реанимации, за что, при 11-ти суточных дежурств и за ведение больных в реанимации, я получаю чуть меньше 3000 рублей. При этой "подработке " бухгалтерия не учитывает ни мою высшую категорию, ни полноценно выработанный стаж, ни ночные часы. Но дело не в деньгах, а в беззащитности врача перед произволом...» [Открытое письмо Сергея Войтенко: URL: http://mpegov.livejoumal.com/32925.html (дата обращения -18.05.2016)] (далее цитирование данного источника будет осуществляться без указания ссылок на него).

В рассматриваемом тексте открытого письма сохраняется установка аутентичного эпистолярного адресанта на самопрезентацию, в которой, однако, преобладает социальная (профессиональная) характеристика авторов. В тексте фигурируют речевые маркеры профессиональной принадлежности адресанта, в частности лексемы, ее номинирующие и используемые в своем прямом значении: врач анестезиолог-реаниматолог, дежурант-анестезиолог, доктор и пр. Самопозиционирование адресанта осуществляется также за счет слов, параметризующих уровень его профессионализма: «Еще студентом все свободное время я "пропадал" в стационаре, стремясь научиться большему»; «при этой "подработке" бухгалтерия не учитывает ни мою высшую категорию, ни полноценно выработанный стаж, ни ночные часы»; «у меня высшая, постоянно подтверждаемая, категория, и 25-летний стаж работы». Как правило, форма изложения в тексте открытого письма - от 1-го лица, о чем свидетельствуют соответствующие личные формы используемых глаголов, ср.: «. свою работу люблю, но не перестаю удивляться и сокрушаться по поводу обустроенности нашей медицинской сферы».

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 87-94

О способах и средствах самопрезентации эпистолярно-медийной личности (на материале

текстов открытых писем) А.В. Курьянович

По нашему мнению, средства и способы самопрезентации адресанта эпистолярно-медийного текста определяются в первую очередь дискурсивными факторами существования данного текста, как лингвистическими, так и экстралингвистическими. В перечне этих факторов отметим параметры «характер адресации» (целевой или массовой аудитории обращено послание), «авторскую коммуникативную установку», «жанрово-стилевые свойства текста».

В данном случае свое открытое письмо врач обращает к общественности, всем неравнодушным людям. По мнению автора, ситуация в сфере оказания медицинской помощи на сегодня такова, что в большинстве случаев обществу бывает проще, не разобравшись, обвинить врача в некачественно оказанной услуге. «Линчевание» врачей, по мысли адресанта, дело обычное и привычное. Он считает, что необходимо досконально разбираться с каждым случаем, вызвавшим общественный резонанс. В отношении самого Сергея Войтенко велось разбирательство в связи со смертью пациента, в ходе которого он еще раз убедился в существовании предвзятого отношения к врачам: «На просьбы показать протокол судмед вскрытия, следователь ответил, что это тайна следствия. На вопросы, почему ни меня, ни моих коллег из больницы не оповестили и не пригласили на вскрытие судмедэкспертизы - что это их право, не оповещать. Почему у нас не было врачебно-комиссионного разбора этого случая, почему меня не вызывал главврач? - на эти вопросы ответов также никто не дал. Дело делается без посторонних глаз и свидетелей».

Самопозиционирование автора заявлено уже в самом начале текста («Я работаю врачом уже 25 лет...»). Такое коммуникативное поведение адресанта является типичным для текста открытого письма в целом. В большинстве случаев событие текста открытого письма развертывается по «официально-деловому» сценарию: после самопрезентации адресанта следует описание события и его оценка, обоснование и формулировка просьбы. Как правило, в синкретичной стилевой организации открытого письма преобладает публицистическая составляющая: начало текста содержит информацию о событии, вызвавшем острую рефлексию автора или широкий общественный резонанс, а самопрезентация адресанта «растворяется» в самом тексте и преобладает форма изложения «я»-персональное: «Я не знаю, как в таких случаях можно законно защитить себя и своих пациентов, поэтому я обращаюсь к общественности с открытым письмом».

Особо выделим такую социально обусловленную черту самопрезентации адресанта эпистолярно-медийного послания, в частности открытого письма, как акцентуация

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 87-94

О способах и средствах самопрезентации эпистолярно-медийной личности (на материале

текстов открытых писем) А.В. Курьянович

принадлежности к определенной социальной группе. В данном случае автором открыто позиционируется принадлежность к профессии врача. В качестве способа этого позиционирования можно рассматривать прием трансформации авторского «я»-персонального в собирательный образ врача в современной России, средствами репрезентации которого в тексте выступают местоимение 1 -го лица множественного числа в обобщенном значении: «На ужасном оборудовании, которое давно пора списать по срокам годности, при явно недостаточном количестве медикаментов, мы лечим, а зачастую спасаем человеческие жизни, но что мы слышим в ответ, выходя на улицу, читая газеты?». Автор открыто демонстрирует свою профессиональную принадлежность, разделяя вместе с другими представителями профессии негативный пафос, возникающий со стороны общественности и направленный в их адрес: «Врачи-недоучки, недочеловеки, а нередко врачи-убийцы. Конечно, есть и такие, я не защищаю "честь мундира", но их единицы». Адресант гордится своей принадлежностью к «армии врачей»: «Армия врачей лечит, спасает, следуя клятве Гиппократа, потому что именно такой жизнью они хотят жить. Но жить и работать спокойно нам не дают». Как отмечает М.Н. Кожина, «собирательность как выражение духа коллективизма, массовидности создает впечатление значительности высказывания» [Кожина 1993: 186].

Таким образом, неотъемлемой чертой дискурсивного поведения эпистолярно-медийной языковой личности является социально обусловленная самопрезентация. Способы и языковые средства репрезентации последней определяются совокупным действием ряда лингвистических и экстралингвистических факторов. В их числе первостепенное значение имеют такие, как характер авторской коммуникативной установки, ориентация на целевого / массового адресата, жанрово-стилевые особенности текста.

Список литературы

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1993. 224 с.

Курьянович А.В. Электронное письмо как функционально-стилевая разновидность эпистолярного жанра в пространстве современной коммуникации // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2008. Вып. 2 (76). С. 44-50.

Курьянович А.В. Теоретические вопросы изучения эпистолярия в современной лингвистике: монография. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2013. 220 с.

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 87-94

О способах и средствах самопрезентации эпистолярно-медийной личности (на материале

текстов открытых писем) А.В. Курьянович

Курьянович А.В. Эпистолярная языковая личность в условиях масс-медийной коммуникации: опыт социолингвистического анализа дискурсивных свойств (на материале текстов online-петиций) // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2015. № 9 (162). С. 34-41.

Курьянович А.В. Языковая личность в пространстве эпистолярно-медийной коммуникации: правовые аспекты речевого поведения // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: материалы VIII Международной научной конференции / Отв. ред. Л.А. Нефедова. Т. 2. Челябинск: Энциклопедия, 2016. С. 279-283.

Открытое письмо Сергея Войтенко [Электронный ресурс] // Журнал ЖЖ. URL: http://mpegov.liveiournal.com/32925.html (дата обращения: 18.05.2016).

Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР; Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981-1984. Т. 2. С. 685.

References

Kozhina M.N. Stilistica russcogo yazyca: uchebnic dlya studentov ped. in-tov [Stylistic of Russian language: a textbook for students of ped. institutes]. М.: Prosveshchenie Publ., 1993. 224 p.

Kurjanovich A.V. Ehlektronnoe pis'mo kak funktsional'no-stilevaya raznovidnost' ehpistolyarnogo zhanra v prostranstve sovremennoj kommunikatsii [E-mail as a functional and stylistic message of the epistolary genre in the space of modern communication]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin. 2008. No. 2 (76). Pp. 44-50.

Kurjanovich A.V. Teoreticheskie voprosy izucheniya epistolyariya v sovremennoj lingvistike: monografiya [Theoretical study of epistolary issues in modern linguistics: monograph]. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University Publ., 2013. 220 р.

Kurjanovich A.V. Epistolyarnaya yazykovaya lichnost v usloviyakh mass-mediynoy kommunikatsii: opyt sotsiolingvisticheskogo analiza diskursivnykh svoystv (na materiale tekstov online-petitsiy) [Epistolary language personality in terms of mass-media communication: the experience of sociolinguistic analysis of discursive properties (text-online-petitions material)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin. 2015. No. 9 (162). Pp. 34-41.

Kurjanovich A.V. Yazykovaya lichnost v prostranstve epistolyarno-mediynoy kommunikatsii: pravovye aspekty rechevogo povedeniya [Linguistic personality in space

Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 87-94

О способах и средствах самопрезентации эпистолярно-медийной личности (на материале

текстов открытых писем) А.В. Курьянович

epistolary-media communication: legal aspects of verbal behaviour]. Materialy VIII mezhregionalnoy nauchnoy konferentsii «Slovo vyskazyvanie tekst v kognitivnom pragmaticheskom i kuiturologicheskom aspektakh» [Proceedings of the VIII International scientific conference "word, utterance, the text in the cognitive, pragmatic and cultural aspects"]. Otv. red. L.A. Nefedova. Vol. 2. Chelyabinsk: Entsiklopedia Publ., 2016. Pp. 279-283.

Otkrytoe pismo Sergeya Voytenko [Sergei Voitenko's open letter]. Zhurnal ZhZh. Available at: http://mpegov.livejournal.com/32925.html (accessed 18.05.2016).

Slovar russkogo yazyka: V 4-h t. AN SSSR; In-t rus. yaz.; pod red. A.P. Evgenevoy. Moscow: Russkiy yazyk Publ., 1981-1984. Vol. 2. P. 685.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Курьянович Анна Владимировна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры

теории языка и методики обучения русскому языку и литературе

Томский государственный педагогический университет

Россия, 634061, Томск, ул. Киевская, 60

E-mail: kurjanovich.anna@rambler.ru

ABOUT THE AUTHORS:

Kurjanovich Anna Vladimirovna, Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Language Theory and methods of teaching the Russian language and literature Tomsk State Pedagogical University 60 Kievskaya ul., Tomsk 634061 Russia E-mail: kurjanovich.anna@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.