Научная статья на тему 'О специфике ценообразования на рынке драгоценных металлов'

О специфике ценообразования на рынке драгоценных металлов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3026
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICING / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / РЫНОК ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ / PRECIOUS METALS MARKET / ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ / GOLD STANDARD / РЫНОК ЗОЛОТА / GOLD MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазняк В.М., Мазняк Т.В.

Статья посвящена исследованию специфики ценообразования на рынке драгоценных металлов. Рассмотрены два основополагающих подхода к определению категории цены: рыночный и затратный. В работе показан исторический характер механизма ценообразования, рассмотрен субъектный состав участников рынка золота, уточнен состав факторов, влияющих на цену золота, дано определение понятия «курс золота». Авторами обоснована необходимость разграничения понятий «курс» и «цена» применительно к золоту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of peculiarity of pricing in the precious metals market. Two basic approaches to definition of a category of the price are observed: market and value approaches. The historical character of the mechanism of pricing is shown in this article. The subject structure of participants of the gold market is considered, the structure of the factors influencing the price of gold is specified, and also the concept definition «a gold course» is made. Authors prove necessity of differentiation of economic terms "course" and "price" with reference to gold.

Текст научной работы на тему «О специфике ценообразования на рынке драгоценных металлов»

Мазняк В.М.,

к.э.н., доцент кафедры «Банковское дело», РГЭУ (РИНХ) Мазняк Т.В.,

аспирант кафедры «Банковское дело», РГЭУ (РИНХ) E-mail: _ fnauka@bk.ru

О СПЕЦИФИКЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

Статья посвящена исследованию специфики ценообразования на рынке драгоценных металлов. Рассмотрены два основополагающих подхода к определению категории цены: рыночный и затратный. В работе показан исторический характер механизма ценообразования, рассмотрен субъектный состав участников рынка золота, уточнен состав факторов, влияющих на цену золота, дано определение понятия «курс золота». Авторами обоснована необходимость разграничения понятий «курс» и «цена» применительно к золоту.

Ключевые слова: ценообразование, инвестиции, рынок драгоценных металлов, золотой стандарт, рынок золота.

Maznyak V.M., Maznyak Т. V.

ABOUT SPECIFIC PRICING THE PRECIOUS METALS MARKET

The article is devoted to the study of peculiarity of pricing in the precious metals market. Two basic approaches to definition of a category of the price are observed: market and value approaches. The historical character of the mechanism of pricing is shown in this article. The subject structure of participants of the gold market is considered, the structure of the factors influencing the price of gold is specified, and also the concept definition «a gold course» is made. Authors prove necessity of differentiation of economic terms "course" and "price" with reference to gold.

Keywords: pricing, investments, precious metals market, gold market, gold standard

Ценообразование в банках имеет свою специфику, благодаря которой этот процесс разнится со своими аналогами в иных сферах экономической деятельности человека. Поэтому определение и установление цен требует уникальной «научной оболочки», отсутствие которой до последнего времени может рассматриваться как одна из причин состояния неустойчивости коммерческих банков.

Хотя экономическая категория цены в условиях рыночной экономики носит основополагающий характер, единого подхода к определению данного понятия не существует.

Принято выделять два главных подхода к определению категории цены: рыночный и затратный. В рамках первого подхода цена рассматривается как форма выражения общественной ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена. В основе ценности блага (товара) лежит его полезность, то есть способность удовлетворять определенную потребность человека или их набор. Второй подход, называемый производственным, или затратным, определяет цену исходя из величины общественно необходимых затрат труда на создание (производство) товара, то есть денежного выражения стоимости изготовления товара. Представляется, что неразрешимость противоречий между сторонниками затратного и рыночного подхода носит, скорее, идеологический, чем научный характер, так как цена на товар в условиях любой модели рынка, кроме чистой монополии, складывается в результате спроса и предложения. Ценность блага для потребителя определяет уровень спроса, а общественно необходимые затраты труда - предложения.

Механизм ценообразования на рынке золота носит исторический характер и в своем развитии прошел несколько этапов:

1. Биметаллизм. Для этого времени характерно закрепление на законодательном уровне соотношения стоимости золота и второго металла (обычно, серебра или меди). Однако в условиях колебания спроса и предложения периодически имело место отклонение рыночного курса золота от

законодательно закрепленного соотношения, что приводило в результате действия закона Грешема-Коперника к исчезновению из обращения более ценных монет. Как правило, это были золотые монеты.

2. Золотой монометаллизм. В этот период цена золота не определялась, так как золото само по себе являлось единственным видом денег, и выразить его цену было не в чем. Кроме того необходимость в установлении цены золота отсутствовала.

3. Золотослитковый и золотодевиз-ный стандарт. После отмены золотого стандарта государства вернулись к практике установления официальной цены золота. Однако выражалась она уже не в другом металле, а в бумажных деньгах. Помимо официального курса золота существовал и рыночный курс. Официальный курс был объектом государственного и международного регулирования. В отдельные периоды совершение сделок по любому курсу кроме официального запрещалось. Как и любые запреты, идущие вразрез с экономическими интересами субъектов экономики, они вели к появлению теневых рынков. В результате серии валютных кризисов к началу 70-х годов произошла фактическая демонетизация, и сформировался двойной рынок золота (межгосударственный и частный) а соответственно двойная цена на него. Такая противоречивая ситуация не могла продолжать существовать долго, что и привело к юридической демонетизации золота при создании ямайской валютной системы в 19761978гг.

4. Современный этап характеризуется отсутствием прямой законодательно оформленной взаимосвязи между золотом и современными деньгами, а механизм ценообразования на рынке золота в настоящее время подобен иным товарным рынкам.

Таким образом, проблема колебания цен на драгоценные металлы стала актуальна не так давно. Вплоть до 70-80 гг. ХХ века цены были практически фиксированными, а в последующие годы определяющим стало соотношение спроса и предложения на мировых рынках. Но до настоя-

щего времени продолжается обсуждение вопроса о целесообразности возврата к золотому содержанию и обеспечению мировой и национальных валют [6, с.61].

Надо рассмотреть, ценообразующие факторы рынка драгоценных металлов и классифицировать их. По мнению Боярко Г.Ю., на цену драгоценных металлов в долгосрочной перспективе влияют такие внешние факторы, как: темпы мировой инфляции, финансовые и энергетические кризисы, появление новых сфер использования драгоценных металлов [1]. В последние десятилетия примеры политических решений отдельных стран мира, а также международных организаций отчетливо показывают, как можно существенно повлиять на мировые товарные рынки, валютные биржи. Такие инструменты экономического давления, как: эмбарго, санкции, изоляция стран-продуцентов часто напрямую и косвенно влияют на ценообразование на рынке драгоценных металлов.

Общий механизм ценообразования не означает, что факторы, влияющие на цены, для любых двух товаров будут одинаковы. По мнению Красавиной Л.Н., многофакторный процесс формирования рыночной цены на золото определяется совокупностью политических, экономических и спекулятивных факторов, среди которых экономико-политическая ситуация, величина промышленного потребления золота и ин-вестиционно-тезаврационного спроса, темпы инфляции, курсовые колебания валют и банковских ставок процента, распространение альтернативных золоту финансовых инструментов, применяемых для хеджирования рисков [2].

Как отмечает Щеголева О.И., с 80-х гг. XX века золото превратилось в объект интенсивных спекуляций, прогнозирование цен которого часто сопряжено с ошибками, так как на цену золота одновременно влияют многочисленные факторы [3].

Основой для формирования рыночной цены золота является соотношение спроса и предложения. При условии установления такой цены, при которой спрос и предложение на золото равны, можно говорить об установлении равновесной цены. Однако в

результате различных ограничений на межгосударственном и национальном уровне такая цена не всегда может сложиться на рынке золота. Например, Вашингтонское соглашение по золоту устанавливало квоты продажи золота для 11 государств зоны евро, что самым существенным образом повлияло на динамику рынка золота, обеспечив его устойчивый рост.

Абаловым А.Э. сделана попытка выделить факторы, имеющие основополагающий характер при прогнозировании динамики цен на золото [4]:

• инфляционные ожидания;

• система валютных курсов;

• изменение доходности альтернативных финансовых инструментов.

Так как установление рыночной цены есть процесс взаимного уравновешивания спроса и предложения, имеет смысл разобраться с составом и интересами покупателей и продавцов на рынке золота. Спрос на золото предъявляют:

• центральные банки для формирования золотых резервов;

• коммерческие организации в ювелирной, химической, пищевой, радиоэлектронной и медицинской (особенно стоматологической) промышленности;

• частные и коллективные инвесторы.

Рисунок 1. Золотой запас 7 крупнейших мировых держателей золота на 1.10.2014 г. (составлено на основе данных World Gold Council - http://www.gold.org)

В мировых золотых запасах находится около 18% добытого человечеством золота. За последние 50 лет объем золотых резервов заметно сократился. Между тем сокращение резервов происходит неравномерно по времени, ускоряясь в периоды экономического роста и замедляясь, и даже снова увеличиваясь во времена рецессии.

В 2013-м году 59% спроса на золото было связано с ювелирной промышленностью, 8% - с радиоэлектронной, 1% - со стоматологией, 2% с другими отраслями промышленности. 21% от спроса на золото был обеспечен спросом со стороны инвесторов, 9% золота было закуплено центральными банками.

Широко известно, что интерес со стороны инвесторов к золоту связан с низкой степенью корреляции доходности от операций с ним и доходностью иных финансовых активов, таких, как: акции[5].

Продавцами на рынке золота могут выступать центральные банки, золотодобывающие и перерабатывающие вторичное сырье компании, инвесторы. Из этих категорий только предложение золотодобывающих и перерабатывающих вторичное сырье компаний может считаться сравнительно стабильным. Предложение со стороны центральных банков сильно зависит от экономической конъюнктуры, политической ситуации. Для инвесторов золото представляется «тихой гаванью»,

что не всегда соответствует действитель- банков и других слабопрогнозируемых

ности из-за воздействия центральных факторов.

Рисунок 2. Структура мирового спроса на рынке золота в 2013-м г. (составлено на основе данных World Gold Council - http://www.gold.org)

Рынок золота, как и любой другой рынок, может быть рынком продавца или покупателя. В зависимости от этого цена золота будет в большей степени определяться либо издержками на его добычу и нормативной нормой прибыли, либо целями потребителей и их бюджетными ограничениями.

Таким образом, рассматривая генезис рынка драгоценных металлов, можно выделить достаточно большое число различных ценообразующих факторов, которые целесообразно включить в классификационные группы по следующим признакам:

Рисунок 3. Признаки классификации ценообразующих факторов на рынке драгоценных металлов.

По продолжительности действия факторы ценообразования на рынке драгметаллов можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

С точки зрения направления воздействия, факторы следует отнести либо к спросу, либо к предложению, хотя именно их соотношение, как правило, является решающим при установлении цен на мировых рынках.

По уровню воздействия целесообразно выделять макроэкономические и микроэкономические факторы, которые все более тесно переплетаются друг с другом в условиях продолжающейся глобализации мировой экономики.

Источниками воздействия на цену драгоценных металлов могут выступать: государство, потребители, инвесторы.

По масштабам влияния следует выделять глобальные и локальные ценообра-зующие факторы. Локальные факторы являются специфическими для отдельных стран и территорий.

По силе влияния классифицируемые факторы имеет смысл разделить на сильно - и слабовлияющие на цены.

Один из важнейших вопросов ценообразования в банке, в том числе при операциях с драгоценными металлами, - классификация цен по их видам. По способу установления цен большинство исследователей выделяют 3 вида цен: курсовую стоимость, банковский процент и ставку комиссии.

Банковский процент используется при ценообразовании на банковские продукты, имеющие кредитную природу. Цены в виде комиссии применяются при осуществлении банками посреднических либо расчетных услуг, хотя могут применяться в качестве дополнительных составных частей цены на кредитно-депозитные продукты. Экономический термин «курс» в настоящее время рассматривается как составная часть современных понятий «валютный курс» и «курсовая стоимость ценных бумаг». Между тем правомерность употребления словосочетаний «курс золота» и «курс серебра» является дискуссионной. Еще встречаясь на практике, в науч-

ной сфере эти категории практически вышли из употребления и заменены словосочетаниями «цена золота» и «цена серебра».

Представляется достаточно очевидным, что широта использования категории «курс» применительно к драгоценным металлам находится в прямой зависимости от степени демонетизации золота. Процесс демонетизации золота можно будет считать целиком завершенным, если золото перестанет полностью выполнять все функции денег - меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и мировых денег. И если первые 3 функции золото действительно сейчас перестало выполнять, то говорить о полной утрате последних двух не приходится. Данный тезис подтверждается существованием так называемых «учетных цен» на аффинированные драгоценные металлы, устанавливаемых Банком России и другими центральными банками, ведь, как известно, официальные цены на иные материальные активы государствами с рыночной экономикой не устанавливаются.

В связи с этим представляется, что категорию «курс золота» («курс серебра») считать полностью устаревшей нельзя. Применительно к драгоценным металлам понятие «курс» можно определить так: «курс - это цена драгоценного металла, выраженная в национальной денежной единице или денежной единице другой страны».

Однако при этом отказ от употребления категории «цена драгоценного металла» также представляется неразумным, так как золото (так же, как и другие драгоценные металлы) выполняет не менее важную роль, чем в финансовой сфере, в области промышленного производства. Это двойственное положение драгоценных металлов в экономике, как финансовых и производственных активов в зависимости от направления дальнейшего использования, создает условия для существования двух видов цен.

Как товарный актив драгоценные металлы облагаются налогом на добавленную стоимость, что отклоняет их цену от рыночного курса, по которому могут при-

обретаться драгоценные металлы для помещения их в ОМС.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 коммерческим банкам запрещено заниматься торговой деятельностью.

Так как продажа драгоценных металлов коммерческими банками преследует целью формирования финансовых активов у своих клиентов, а не торговую деятельность, то целесообразно утверждать, что при ценообразовании при проведении операций с драгоценными металлами банками должна использоваться категория «курс», а не цена.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Боярко Г.Ю. Динамика цен на драгоценные металлы // Известия Томского политехнического университета. - 2005. -№2. - С.160.

2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Красавиной Л.Н. - М.: Финансы и статистика, 2005. С. 356.

3. Щеголева О.И. Ценообразующие факторы международного золотого рынка // Финансы и кредит. - 2007. - № 2. - С. 88.

4. Абалов А.Э. Рынок золота и операции банков с драгоценными металлами: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. - М., 2002. С. 71.

5. Stephen Harmston. Gold аБ а Store оf Value. Research Study No. 22. - World Gold Council, 1998.

6. Меликов Ю.И. Внешние и внутренние факторы финансовых дисбалансов экономики РФ // Глобальные дисбалансы и кризисные явления в мировой экономике. Часть II = Global imbalances and world economic crisis/ Part II / [под ред. А.И.Бажана (отв. ред.) и др.]. - М.: Ин-т Европы РАН: Рус. сувенир, 2013. - С. 59-71.

7. Бабосюк А .В. Мировые рынки драгоценных металлов: современное состояние и перспективы развития. Монография. - М.: Научная книга, 2008.

8. Букато В.И., Лапидус М.Х. Современный рынок золота. - М.: Финансы и статистика, 2004.

9. Джагерсон Дж. Все об инвестировании в золото. - М.: Манн, Иванов и Фер-бер, 2013.

1 0. Алексеев И.С. Металлы драгоценные. - М.: Газоил пресс, 2002.

11. Терентьева О.И. Операции банка на рынке драгоценных металлов учебник / Сер. Университетская серия. - М.: Маркет-ДС, 2009.

12. Бурцев С.В. Проблемы формирования рынка и цены золота // Журнал правовых и экономических исследований. -2011. - № 3. - С. 105-108.

13. Ветрова Е.А., Губанова Н.В. К вопросу о противоречиях в теориях ценообразования. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2013. - № 12 (128). - С. 39-42.

14. Котова О.И. Модель ценовой динамики золотого рынка: корреляция со смежными рынками // Актуальные вопросы экономических наук. - 2008. - № 2. -С. 66-70.

15. Кудинова Г.А., Семенюта О.Г. Формирование целей денежно-кредитной политики центрального банка. // Финансовые исследования. - 2005. - № 11. - С. 3-7.

16. Меликов Ю.И., Манжелей М.В. О перспективах введения золотой исламской валюты. // Финансовое образование в течение всей жизни - основа инновационного развития России. - Ростов н/Д, 2010. С.86-88.

17. Назарова Н.П. Некоторые вопросы ценообразования на мировом рынке золота. // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2006. - № 2. - С. 397-400.

18. Семенюта О.Г., Шевцова О.В. Трансфертное ценообразование как элемент оперативного управления процентной политикой многофилиального банка // Финансовые исследования. - 2003. - № 1 (6). -С. 29-34.

19. Уразова С.А. История реформирования денежного обращения и банковской системы России. - Ростов н/Д: Ред.-изд. центр Рост. гос. эконом. ун-та «РИНХ», 2010.

20. Щеголева О.И. Оптимизация структуры золотовалютных фондов на

международном финансовом рынке. // Финансы и кредит. - 2006. - № 35. - С. 91-95.

REFERENCES

1. Boyarko GY Dynamics of prices for precious metals // Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. - 2005. - №2. - P.160.

2. International monetary and financial relations / Ed. Krasavina LN - M .: Finance and Statistics, 2005, p 356.

3. Schegoleva OI Pricing factors of the international gold market // Finances and Credit. - 2007. - № 2. - S. 88.

4. Abalov AE Gold market and banking operations with precious metals: Dis. ... Cand. ehkon. Sciences: 08.00.10. - M., 2002. P. 71.

5. Stephen Harmston. Gold and AS ° F Store Value. Research Study No. 22. - World Gold Council, 1998.

6. Melikov YI External and internal factors of financial imbalances of the economy of Russia // Global imbalances and the crisis in the global economy. Part II = Global imbalances and world economic crisis / Part II / [ed. A.I.Bazhana (Ed. Ed.) Et al.]. - M .: Institute of Europe, Russian Academy of Sciences: Eng. souvenir, 2013. - P. 59-71.

7. Babosyuk A .V. Global trade of precious metals: current state and development prospects. Monograph. - M .: Academic Book 2008.

8. Bukato VI, Lapidus MH Modern gold market. - M .: Finance and Statistics, 2004.

9. J. Dzhagerson. All about investing in gold. - M .: Mann, Ivanov and Ferber, 2013.

10. Alekseev IS Precious metals. - M .: Gas Press, 2002.

11. Terentyeva OI The Bank's operations in the precious metals market textbook / Ser. University Series. - M .: Market DS 2009.

12. SV Burtsev Problems of formation of the market and the price of gold // Journal of Legal and Economic Studies. - 2011. - № 3. - S. 105-108.

13. Vetrova EA, Gubanov NV On the question of the contradictions in the theories of pricing. // Bulletin of the University of Tambov. Series: Humanities. -- 2013. - № 12 (128). - S. 39-42.

14. Kotova OI Model of price dynamics of the gold market: correlation with adjacent markets // Actual problems of Economics. -2008. - № 2. - S. 66-70.

15. Kudinova GA, Semenyuta OG Formation of the objectives of monetary policy of the central bank. // Financial Studies. - 2005. -№ 11. - S. 3-7.

16. Melikov YI, Manzheley MV On the prospects of introducing Islamic gold currency. // Financial education throughout life - the basis of innovative development of Russia. -Rostov n / d, 2010. S.86-88.

17. Nazarova NP Some pricing issues in the global gold market. // Mountain information-analytical bulletin (scientific and technical journal). - 2006. - № 2. - S. 397400.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Semenyuta OG, OV Shevtsova Transfer pricing as an element of operational management of interest rate policy multidivi-sional bank // Financial Studies. - 2003. - № 1 (6). -C. 29-34.

19. Urazova SA History of reforming the monetary and banking system of Russia. -Rostov n / D: Ed-ed. growth centers. state. Economy. Zap "RINH", 2010.

20. Schegoleva OI Optimization of the structure of gold and foreign funds in the international financial market. // Finances and Credit. - 2006. - № 35. - S. 91-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.