рассмотрел такой вопрос как «социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Итог формирования личности можно долго обсуждать существует множество аспектов структуры личности. Моим мнением личностью является каждый человек, он формируется с возрастом человека с его опытом в обществе на работе, в учебе, в семье, и с другими людьми. Социализация происходит в несколько этапов становления личности, таким образом, на тему личности можно долго обсуждать, каждый человек является особенной личностью, нет одинаковых, все уникальны и в этом заключается наш стиль и образ жизни.
Список литературы:
1. Борисова УС. Этническая самоидентификация представителей народа саха // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по мат. Междунар. науч.-практ. конф., 31 октября 2013 г.: в 26 частях. - Тамбов, 2013. - С. 59-61.
2. Игнатьев В.И. Моргунов /ред. В.М. Гальперин. - М.: Омега-Л; СПб.
3. Солодникова И.В Социализация личности в зрелом возрасте: опыт интерпретации // Социологические исследования. - 2007. - № 2. - С. 1, 2, 15.
О СПЕЦИФИКЕ СОВРЕМЕННОЙ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
© Андросов А.А.*
Финансово-экономический институт Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
В статье выявлена специфика современной молодежной субкультуры, проанализированы его нормы и ценности, а также составлена классификация субкультур.
Ключевые слова: молодежная субкультура, нормы, эстетика, специфика.
* Студент.
Всем известный факт, что молодежь во все времена составляла особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая молодежная культура, которая наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного человека.
В сегодняшнем мире существует очень много различных молодежных субкультур и неформальных организаций разного характера. В этой статье рассмотрим некоторые из них. Но прежде, чем начать, выясним, что означает термин субкультура. Субкультура - (лат. sub - под и cultura - культура) система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).
Молодежная субкультура - это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это - частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.
Согласно специалистам по молодежной культуре, например, по С.И. Ле-виковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами: во-первых, она представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней. Вхождение же молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон); во-вторых, молодежные субкультуры возникают на основе тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям. Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.
Молодежные субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), а также общее мировоззрение для своих членов. Имидж для представителя субкультуры - это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга -неологизмы.
Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес.
Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов молодежных субкультурных групп.
В обрядах и ритуалах, к которым достаточно часто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные культуры, широко проявляется театрализация.
Созданию и функционированию собственного языка, знаков и символов отдельных молодежных субкультур свойственен игровой момент. Так же он характерен для молодежных субкультур в различных публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются в виде те-атрализированных акциях, шоу, перфомансах, хеппингах, манифестациях, фестивалях.
В демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодежных субкультур находит свою актуализацию артизация. Молодежная субкультура практически не знает национальных границ и легко и быстро распространяется по странам, регионам и континентам. Она также мозаична и недолговечна, зачастую трансформируется и сменяется с приходом нового поколения.
Говоря о специфике молодежной субкультуры нужно упомянуть ее плюрализм. Существует несколько классификаций или типологий молодежных субкультур. По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
1. увлечение современной молодежной музыкой;
2. устремление к правопорядковой деятельности;
3. активно занимающиеся определенными видами спорта;
4. околоспортивные (различные фанаты);
5. философско-мистические;
6. защитники окружающей среды.
Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
1. романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, байкеры);
2. гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);
3. криминальные («гопники», «люберы»);
4. анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
В научной литературе социологи также отмечают разделение молодежных субкультур на расовой основе [4, с. 113-127]. Например, в США на школьную успеваемость черных учениц старших классов не оказывает доминирующего влияния представление о подражании белым. Большей частью различия в успеваемости черных учениц обусловлены различиями их референтных групп. Поведение черных школьниц, иногда скрывающих, а иногда
демонстрирующих свои успехи в учебе, объясняется, с одной стороны, желанием избежать обвинений в союзничестве с доминирующим белым большинством, а с другой стороны, желанием противостоять культуре белого большинства вне школы и в школьных достижениях. Хотя у них есть друзья среди белых учениц, все они больше привязаны к черной референтной группе, к своим черным подругам. Черные ученицы чаще настроены продолжить образование в традиционно черных колледжах и университетах.
Также американские исследователи Т.К. Грентем и Д.Й. Форд при изучении проблем самосознания и психологического самочувствия представителей культурных меньшинств, а именно школьников афро-американского происхождения, обратились к известной теории развития УИ. Кросса (1971 г.) -«теории нигросцены» или «процесс превращения в черного». Согласно этой теории, школьники афро-американского происхождения могут иметь 6 типов самосознания:
- черная личность;
- анти-белый;
- интенсивно черный;
- националист;
- бикультурист;
- мультикультурист.
По мнению Кросса, самосознание индивидуума может застрять на одной из промежуточных стадий развития и тогда оно деформируется. Роль образования и воспитания состоит как раз в том, чтобы учащиеся стали би-или мультикультурными.
Социолог З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику субкультурного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1. со способом времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы);
2. с социальной позицией;
3. с образом жизни;
4. с альтернативным творчеством (официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие).
Также молодежные движения можно разделить на следующие группы:
1. Связанные с музыкой (рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура).
2. Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни (готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы).
3. Связанные со спортом (спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры).
4. Связанные с играми, уходом в другую реальность (ролевики, тол-киенисты, геймеры).
5. Связанные с компьютерными технологиями (хакеры).
6. Враждебно или асоциально настроенные группы (панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты).
7. Религиозные объединения (сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты).
8. Группы современного искусства (графиттеры, брейк-дансеры, про-современные художники, скульпторы, музыкальные группы).
9. Элита (мажоры, рейверы).
10. Антикварные субкультуры (битники).
11. Субкультура масс или контркультура (гопники).
12. Социально-активные (общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты).
И наконец, типология молодежных субкультур, разработанная С.И. Ле-виковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:
1. группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);
2. группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);
3. группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);
4. эстетствующие группы («митьки»);
5. группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);
6. криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы).
На практике между молодежными субкультурами не существует жестких разграничений. Принадлежность молодого человека к одной молодежной субкультуре не исключает его членства в других.
По мнению В.Н. Лупандина, формирование и развитие молодежной субкультуры характеризуется заимствованием элементов чужеродной культуры, которые под воздействием социокультурных особенностей того или иного общества обретают специфические национальные черты. Особенность отечественных молодежных субкультур, состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.
Проанализировав источники, можно прийти к выводу, что первостепенная причина ухода подростка в молодежную субкультуру - это потребность в друзьях, конфликты дома и в школе, протест против формализма взрослых. Важно понимать, что с одной стороны, молодежные субкультуры культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Проблемы могут возникнуть в том случае, если
еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. На этой стадии родители и социальные службы обязаны направить молодого человека.
Список литературы:
1. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В. Энциклопедия социологии. - Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
2. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
3. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. - 2002. - С. 79-87.
4. Борисова УС. Афроамериканцы: к исследованию социообразователь-ных проблем // США. Канада. Экономика - Политика - Культура. - 2009. -№ 10. - С. 113-127.
5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 262 с.
6. Прудинник Т. Форма без содержания: кто такие хипстеры? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www.interfax.by.
СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Бондарук Б.В.*
Военный университет Министерства Обороны РФ, г. Москва
Работа написана по актуальной для военной науки теме и посвящена исследованию проблемы нравственно-патриотического воспитания военнослужащих России. Автором произведен теоретический анализ исторических, а также современных аспектов проблематики, связанных с нравственными ориентирами молодежи.
Ключевые слова воспитание, патриотизм, Отечество, военнослужащие, молодежь.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это не только любовь к Родине, это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны, а также конкретные направленные на это действия.
Проблема патриотического становления и воспитания молодежи является значимой для российского, так и для любого другого государства. Это
* Курсант.