Научная статья на тему 'О специфике современной субкультуры молодежи'

О специфике современной субкультуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2838
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / НОРМЫ / ЭСТЕТИКА / СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Андросов А.А.

В статье выявлена специфика современной молодежной субкультуры, проанализированы его нормы и ценности, а также составлена классификация субкультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О специфике современной субкультуры молодежи»

рассмотрел такой вопрос как «социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Итог формирования личности можно долго обсуждать существует множество аспектов структуры личности. Моим мнением личностью является каждый человек, он формируется с возрастом человека с его опытом в обществе на работе, в учебе, в семье, и с другими людьми. Социализация происходит в несколько этапов становления личности, таким образом, на тему личности можно долго обсуждать, каждый человек является особенной личностью, нет одинаковых, все уникальны и в этом заключается наш стиль и образ жизни.

Список литературы:

1. Борисова УС. Этническая самоидентификация представителей народа саха // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по мат. Междунар. науч.-практ. конф., 31 октября 2013 г.: в 26 частях. - Тамбов, 2013. - С. 59-61.

2. Игнатьев В.И. Моргунов /ред. В.М. Гальперин. - М.: Омега-Л; СПб.

3. Солодникова И.В Социализация личности в зрелом возрасте: опыт интерпретации // Социологические исследования. - 2007. - № 2. - С. 1, 2, 15.

О СПЕЦИФИКЕ СОВРЕМЕННОЙ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

© Андросов А.А.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье выявлена специфика современной молодежной субкультуры, проанализированы его нормы и ценности, а также составлена классификация субкультур.

Ключевые слова: молодежная субкультура, нормы, эстетика, специфика.

* Студент.

Всем известный факт, что молодежь во все времена составляла особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая молодежная культура, которая наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного человека.

В сегодняшнем мире существует очень много различных молодежных субкультур и неформальных организаций разного характера. В этой статье рассмотрим некоторые из них. Но прежде, чем начать, выясним, что означает термин субкультура. Субкультура - (лат. sub - под и cultura - культура) система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).

Молодежная субкультура - это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это - частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Согласно специалистам по молодежной культуре, например, по С.И. Ле-виковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами: во-первых, она представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней. Вхождение же молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон); во-вторых, молодежные субкультуры возникают на основе тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям. Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.

Молодежные субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), а также общее мировоззрение для своих членов. Имидж для представителя субкультуры - это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга -неологизмы.

Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес.

Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов молодежных субкультурных групп.

В обрядах и ритуалах, к которым достаточно часто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные культуры, широко проявляется театрализация.

Созданию и функционированию собственного языка, знаков и символов отдельных молодежных субкультур свойственен игровой момент. Так же он характерен для молодежных субкультур в различных публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются в виде те-атрализированных акциях, шоу, перфомансах, хеппингах, манифестациях, фестивалях.

В демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодежных субкультур находит свою актуализацию артизация. Молодежная субкультура практически не знает национальных границ и легко и быстро распространяется по странам, регионам и континентам. Она также мозаична и недолговечна, зачастую трансформируется и сменяется с приходом нового поколения.

Говоря о специфике молодежной субкультуры нужно упомянуть ее плюрализм. Существует несколько классификаций или типологий молодежных субкультур. По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

1. увлечение современной молодежной музыкой;

2. устремление к правопорядковой деятельности;

3. активно занимающиеся определенными видами спорта;

4. околоспортивные (различные фанаты);

5. философско-мистические;

6. защитники окружающей среды.

Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

1. романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, байкеры);

2. гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);

3. криминальные («гопники», «люберы»);

4. анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

В научной литературе социологи также отмечают разделение молодежных субкультур на расовой основе [4, с. 113-127]. Например, в США на школьную успеваемость черных учениц старших классов не оказывает доминирующего влияния представление о подражании белым. Большей частью различия в успеваемости черных учениц обусловлены различиями их референтных групп. Поведение черных школьниц, иногда скрывающих, а иногда

демонстрирующих свои успехи в учебе, объясняется, с одной стороны, желанием избежать обвинений в союзничестве с доминирующим белым большинством, а с другой стороны, желанием противостоять культуре белого большинства вне школы и в школьных достижениях. Хотя у них есть друзья среди белых учениц, все они больше привязаны к черной референтной группе, к своим черным подругам. Черные ученицы чаще настроены продолжить образование в традиционно черных колледжах и университетах.

Также американские исследователи Т.К. Грентем и Д.Й. Форд при изучении проблем самосознания и психологического самочувствия представителей культурных меньшинств, а именно школьников афро-американского происхождения, обратились к известной теории развития УИ. Кросса (1971 г.) -«теории нигросцены» или «процесс превращения в черного». Согласно этой теории, школьники афро-американского происхождения могут иметь 6 типов самосознания:

- черная личность;

- анти-белый;

- интенсивно черный;

- националист;

- бикультурист;

- мультикультурист.

По мнению Кросса, самосознание индивидуума может застрять на одной из промежуточных стадий развития и тогда оно деформируется. Роль образования и воспитания состоит как раз в том, чтобы учащиеся стали би-или мультикультурными.

Социолог З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику субкультурного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1. со способом времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы);

2. с социальной позицией;

3. с образом жизни;

4. с альтернативным творчеством (официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие).

Также молодежные движения можно разделить на следующие группы:

1. Связанные с музыкой (рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура).

2. Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни (готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы).

3. Связанные со спортом (спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры).

4. Связанные с играми, уходом в другую реальность (ролевики, тол-киенисты, геймеры).

5. Связанные с компьютерными технологиями (хакеры).

6. Враждебно или асоциально настроенные группы (панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты).

7. Религиозные объединения (сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты).

8. Группы современного искусства (графиттеры, брейк-дансеры, про-современные художники, скульпторы, музыкальные группы).

9. Элита (мажоры, рейверы).

10. Антикварные субкультуры (битники).

11. Субкультура масс или контркультура (гопники).

12. Социально-активные (общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты).

И наконец, типология молодежных субкультур, разработанная С.И. Ле-виковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:

1. группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);

2. группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);

3. группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);

4. эстетствующие группы («митьки»);

5. группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);

6. криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы).

На практике между молодежными субкультурами не существует жестких разграничений. Принадлежность молодого человека к одной молодежной субкультуре не исключает его членства в других.

По мнению В.Н. Лупандина, формирование и развитие молодежной субкультуры характеризуется заимствованием элементов чужеродной культуры, которые под воздействием социокультурных особенностей того или иного общества обретают специфические национальные черты. Особенность отечественных молодежных субкультур, состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

Проанализировав источники, можно прийти к выводу, что первостепенная причина ухода подростка в молодежную субкультуру - это потребность в друзьях, конфликты дома и в школе, протест против формализма взрослых. Важно понимать, что с одной стороны, молодежные субкультуры культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Проблемы могут возникнуть в том случае, если

еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. На этой стадии родители и социальные службы обязаны направить молодого человека.

Список литературы:

1. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В. Энциклопедия социологии. - Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

2. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

3. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. - 2002. - С. 79-87.

4. Борисова УС. Афроамериканцы: к исследованию социообразователь-ных проблем // США. Канада. Экономика - Политика - Культура. - 2009. -№ 10. - С. 113-127.

5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 262 с.

6. Прудинник Т. Форма без содержания: кто такие хипстеры? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www.interfax.by.

СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Бондарук Б.В.*

Военный университет Министерства Обороны РФ, г. Москва

Работа написана по актуальной для военной науки теме и посвящена исследованию проблемы нравственно-патриотического воспитания военнослужащих России. Автором произведен теоретический анализ исторических, а также современных аспектов проблематики, связанных с нравственными ориентирами молодежи.

Ключевые слова воспитание, патриотизм, Отечество, военнослужащие, молодежь.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это не только любовь к Родине, это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны, а также конкретные направленные на это действия.

Проблема патриотического становления и воспитания молодежи является значимой для российского, так и для любого другого государства. Это

* Курсант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.