Научная статья на тему 'О специфике смертности работников железнодорожного транспорта Азербайджана'

О специфике смертности работников железнодорожного транспорта Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
234
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТНОСТЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / РЕСПУБЛИКА АЗЕРБАЙДЖАН / MORTALITY / RAILWAY TRANSPORT / THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рзаева Адиля Джалалкызы

Проведенное в 2005— 2010 гг. исследование показало, что общая смертность работников железной дороги Азербайджана колебалась в пределах 1,58—2,257т с четырехкратным преобладанием мужчин среди умерших. Стандартизация выявляет доминирование рисков у проводников, рабочих и осмотрщиков вагонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CHARACTERISTICS OF MORTALITY OF WORKERS OF RAILWAY TRANSPORT IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

The article deals with the results of the study of mortality of workers of railway transport in the Republic of Azerbaijan in 2005-2010. It is demonstrated that rate of total mortality of this group of population fluctuated in the limits of 1.58-2.25%0 with fourfold prevalence of males among the deceased. The standardization of indicators revealed the dominance of risks among train guards, workers and inspectors of railway coaches.

Текст научной работы на тему «О специфике смертности работников железнодорожного транспорта Азербайджана»

на следующий этап медицинской помощи, провести дистанционную запись в амбулаторно-поликлинические учреждения (отделения больниц) районного и краевого (областного) звена, обеспечить консультации специалистов непосредственно на ФАП, сельской амбулатории или из ЦРБ, информировать о больном через электронную почту, передавать данные исследований, проводить дистанционную диагностику. В Куйтунской ЦРБ, удаленной от Иркутска на 312 км, проводятся видеоконференции, консультирование больных с ФАП, врачебных амбулаторий и участковых больниц через врача-координатора ЦРБ и круглосуточный диспетчерский пункт, даются больным маршрутные листы, где указано время, место проведения консультации, обследования, способ проезда, используется «Skype» [9]. В Пензенской области ежегодно проводится более 1000 телеконсультаций [10].

Данные проведенного исследования, описание существующих нормативно-правовых актов, анализ передового опыта в организации медицинской помощи сельским жителям и его внедрение нацелены на повышение доступности медицинской помощи сельскому населению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ МЗиСР РФ от 15 мая 2012 года N° 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» // Электронный ресурс: http://base concultant/cons/cqi/ online.cqi.

2. Luft H.S., Hershey J.C., Morrell J. Factors affecting the use of physician services in a rural community. Am. J. Publ. Hlth. 1976; 66 (9): 865—71.

3. Заявление о доступности медицинской помощи // Электронный

ресурс: http:medicine,onego.ru/prakt/law/124^a.shtml

4. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Российская газета. 2011; Федеральный выпуск № 5639, 23 ноября.

5. Вахрамеева Н.И. Основные аспекты методики разработки научно-обоснованной системы организации амбулаторно-поли-клинической помощи сельским жителям Нечерноземной зоны РСФСР В кн.: Никитин Д.И. Сборник научных трудов «Новые эффективные формы организации медицинской помощи сельскому населению». М.: МЗ РСФСР, Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского; 1984: 16—28.

6. Организация выездной медицинской помощи жителям сельских районов. Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения. 2011; 2: 54—7.

7. Стрючков В.В., СапрыкинаА.Г. Повышение доступности медицинской помощи сельским жителям (опыт работы в Пензенской области). Здравоохранение. 2008; 6: 47—50.

8. Розенфельд Л.Г., Москвичева М.Г. Проблемные вопросы организации медицинской помощи сельскому населению. Проблемы управления здравоохранением. 2008; 4: 11—8.

9. Кицул И.С., Выгодский Е.Л., Громова И.В., Губин Д.Г., Демке И.А., Зарубин М.В. Повышение доступности медицинской помощи жителям сельской местности с использованием современных информационных технологий. Врач и информационные технологии. 2012; 2: 6—16.

10. Калининская А.А., Стрючков В.В. Реформирование здравоохранения сельских муниципальных образований в условиях перехода на одноканальное финансирование. ГлавВрач. 2011; 8: 14— 20.

11. Терминология по общественному здоровью и здравоохранению. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002; 4: 47—55.

Поступила 06.08.13

За рубежом

© А.Д. Рзаева, 2013 УДК 614.2:312.2:656.2-051

А.Д. Рзаева

О СПЕЦИФИКЕ СМЕРТНОСТИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА АЗЕРБАЙДЖАНА

Бакинская железнодорожная больница, HZE 100, Баку, Республика Азербайджан

Проведенное в 2005— 2010 гг. исследование показало, что общая смертность работников железной дороги Азербайджана колебалась в пределах 1,58—2,257т с четырехкратным преобладанием мужчин среди умерших. Стандартизация выявляет доминирование рисков у проводников, рабочих и осмотрщиков вагонов. Ключевые слова: смертность, железнодорожный транспорт, Республика Азербайджан

ABOUT CHARACTERISTICS OF MORTALITY OF WORKERS OF RAILWAY TRANSPORT IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN A.D. Rzayeva

The Baku railway hospital, AZE100, Baku, the Republic of Azerbaijan

The article deals with the results of the study of mortality of workers of railway transport in the Republic of Azerbaijan in 2005-2010. It is demonstrated that rate of total mortality of this group of population fluctuated in the limits of 1.58-2.25%0 with fourfold prevalence of males among the deceased. The standardization of indicators revealed the dominance of risks among train guards, workers and inspectors of railway coaches. Key words: mortality, railway transport, the Republic of Azerbaijan

Введение

Преобладающей тенденцией последних нескольких десятилетий в различных странах мира является рост

Рзаева Адиля Джалалкызы, adelya69@mail.ru

смертности населения трудоспособного возраста, особенно мужского [1]. На железнодорожном транспорте преимущественно заняты мужчины. Высокая заболеваемость и инвалидность работников железнодорожного транспорта постоянно исследуются организаторами ведомственного здравоохранения [2].

%0

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Динамика смертности железнодорожников Азербайджана.

За 1995—2001 гг. общая смертность работников Дальневосточной железной дороги (ДЖД) увеличилась на 13%. Среди мужчин она значительно выше, чем среди женщин. Стандартизованный коэффициент смертности от всех причин на ДЖД составляет у мужчин 0,34 среднего уровня по Дальневосточному федеральному округу, у женщин — 0,23 [3]. Среди представителей ведущих профессий, признанных годными к работе на железной дороге Украины, 20% имеют повышенный риск внезапной смерти, что чревато катастрофами на железнодорожном транспорте [4].

Несмотря на большую научно-практическую значимость проблемы, отмечается дефицит работ, посвященных анализу современных тенденций смертности железнодорожников Азербайджана, что определяет актуальность настоящего исследования.

Материалы и методы

Единицей наблюдения являются случаи смерти железнодорожников. Проанализированы 336 медицинских свидетельств о смерти за 2005—2010 гг. Кодировка причин смерти проводилась в соответствии с МКБ-10. При статистической разработке использовались методы анализа качественных признаков [5].

Результаты и обсуждение

В 2005—2010 гг. общая смертность работников железной дороги Азербайджана колебалась в пределах 1,58—2,25%о. Смертность населения Азербайджана в 15—59 лет в 2005—2009 гг. составляла 2,1—2,5% [8]. Относительно высокие показатели отмечались в 2005 (2,25±0,28%) и 2008 (2,35±0,29%) гг. (см. рисунок); низкие — в 2007 (1,75±0,25%) и 2010 (1,58±0,24%) гг.

В составе умерших железнодорожников доля мужчин в 4 раза выше, чем женщин (80,7±2,4% против 19,3±4,9%). Возрастное распределение умерших (мужчин и женщин) в основном до 50 лет сходно, но мужчин отличает перевес в самой старшей группе (табл. 1).

Во всех возрастных группах смертность железнодорожников ниже, чем населения Азербайджана в целом (табл. 2).

Среди умерших железнодорожников преобладают рабочие (12,8%), слесари (12,6%), проводники (10,4%),

Таблица 1 Распределение умерших железнодорожников Азербайджана по возрасту и полу (в %)

Пол Возраст

до 40 лет 40—49 лет 50—59 лет старше 60 лет

Мужчины 3,7±1,1 19,9±2,4 33,2±2,9 43,2±3,0

Женщины 6,2±3,0 21,5±5,1 38,5±6,0 33,8±5,9

Оба пола 4,2±1,1 20,2±2,2 34,2±2,6 41,4±2,7

Таблица 2

Сравнительные коэффициенты смертности в 2010 г. (в %о)

Возраст Возрастной коэффициент

железнодорожников населения наглядность

До 50 лет 0,8±0,3 1,6±0,02 0,5

50—59 лет 3,7±0,8 8,1±0,1 0,46

Старше 60 лет 15,3±3,0 29,6±0,2 0,52

Таблица 3 Распределение умерших железнодорожников по профессиональным группам

Профессии Абс. %

Проводник 35 10,4

Машинист 29 8,6

Монтер пути 18 5,4

Электромеханик 26 7,7

Мастер 25 7,4

Дежурный станции 26 7,7

Осмотрщик вагонов 10 3,0

Слесарь 42 12,6

Рабочий 43 12,8

Приемщик груза 5 1,5

Кассир 5 1,5

Обходчик пути 5 1,5

Оператор 4 1,2

Прочие 63 18,7

Таблица 4

Распределение умерших железнодорожников по возрасту (в %)

Профессии Возраст

до 50 лет 50—59 лет старше 60 лет

Проводник 28,6±7,6 45,7±8,4 25,7±7,4

Машинист 24,1±7,9 48,3±9,3 27,6±8,3

Монтер пути 44,4±11,7 44,4±11,7 11,1±7,4

Электромеханик 30,8±9,1 30,8±9,1 38,5±9,5

Мастер 8,0±5,4 36,0±9,6 56,0±9,9

Дежурный станции 15,4±7,1 42,3±9,7 42,3±9,7

Осмотрщик вагонов 30,0±14,5 20,0±12,6 50,0±15,8

Слесарь 9,5±4,5 40,5±7,6 50,0±7,7

Рабочий 18,6±5,9 27,9±6,8 53,5±7,6

Приемщик груза — 70,0±14,5 30,0±14,5

Кассир 10,0±9,5 60,0±15,5 30,0±14,5

Обходчик пути — 60,0±21,9 40,0±21,9

Оператор 50,0±25,0 50,0±25,0

Таблица 5 Смертность и средний возраст умерших железнодорожников

Профессии Смертность, %о Средний возраст умерших, годы

общая стандартизованная

Проводник 6,6 9,0 54,5±1,1

Машинист 2,4 3,5 56,9±1,3

Монтер пути 1,5 2,0 59,0±2,1

Электромеханик 2,9 2,7 60,0±2,0

Мастер 10,3 3,6 62,9±1,2

Дежурный станции 1,9 3,3 60,0±1,6

Осмотрщик вагонов 3,4 6,6 60,0±2,5

Слесарь 2,5 2,1 58,4±1,1

Рабочий 7,6 7,5 60,4±1,6

Приемщик груза 3,7 3,0 59,8±0,8

Кассир 7,7 6,1 60,4±3,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обходчик пути 4,7 2,6 58,4±2,6

Оператор 7,7 6,1 54,8±4,6

машинисты (8,6%), дежурные станций и электромеханики (по 7,7%) (табл. 3).

Доля умерших в возрасте 50—59 лет особенно высока у приемщиков груза (70,0%±14,5), старше 60 лет — у мастеров (56,0%±9,9). До 50 лет она варьирует от 50±25,0% у операторов до 9,5±4,5% у операторов (р < 0,05) (табл. 4).

В литературе обосновывается влияние профессиональной деятельности железнодорожников на риск смерти [1, 3, 7]. При среднем возрасте железнодорожника по отрасли в целом 47,8±0,1 года средний возраст умерших составил 58,8±0,7 года с варьированием от 54,5±1,1 у проводников до 62,9±1,2 у мастеров (табл. 5). Средний возраст умерших мастеров достоверно превышает таковой проводников (/ = 5,3), машинистов (( = 3,3), слесарей (( = 2,8), приемщиков груза (( = 2,2). В зависимости от стандартизированного коэффициента смертности выделяются профессии железнодорожников с высоким (> 6,5%о) риском смерти — проводник, рабочий, осмотрщик вагона; средним (3—6,5%) — кассир, оператор, мастер, машинист, дежурный станции; низким (< 3% ) — приемщик груза, электромеханик, обходчик пути, слесарь, монтер пути.

Заключение

Исследование показало, что общий риск смерти железнодорожников ниже, чем у населения Азербайджана в целом. Стандартизированные коэффициенты смертности сравнительно высоки у проводников, рабочих и осмотрщиков вагонов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горчакова Т.Ю. Зависимость смертности населения трудоспособного возраста в промышленных городах от специфики градообразующих предприятий (на примере Мурманской области): Дис. М.; 2010.

2. Вильк М.Ф., Цфасман А.З. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов. М.: РАПС; 2001.

3. Солохина Л.В. Научно-организационное обоснование направлений охраны здоровья работников железнодорожного транспорта (по материалам Дальневосточной железной дороги): Дис. М.; 2004.

4. Шевела Л.Н. "Узкие места" и пути совершенствования экспертизы профессиональной пригодности на железнодорожном транспорте. Актуальные проблемы транспортной медицины. 2002; 1: 25—7.

5. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. М.: Практика, 1998.

6. Population of Azerbaijan. State statistical committee of the republic of Azerbaijan. Baku; 2011.

7. Кудрин В.А., Краевой С.А. Медико-профилактические вопросы преждевременной смертности на железнодорожном транспорте. Актуальные проблемы транспортной медицины. 2008; 1: 20—4.

REFERENCES

1. Gorchakova T. Y. The dependence of the mortality of people of working age in the industrial cities of the specifics of the core enterprises (the example of the Murmansk region). Dissertation for the degree of candidate of biological sciences. M.; 2010 (in Russian).

2. Wilk M.F., Tsfasman A.Z. Medical support of traffic safety. М.; RAPC; 2001 (in Russian).

3. Solokhina L.V. Scientific-organizational rationale areas of the health of railway employees (based on the Far Eastern Railway). Dissertation for the degree of doctor medical sciences. M.; 2004 (in Russian).

4. Shevela L.N. "Bottlenecks" and ways to improve the expertise of professional competence in railway transport. Actual problems of transport medicine. 2002; 1: 25—7 (in Russian).

5. Glantz S. Biomedical Statistics. Trans, from English. M.: Practice; 1998 (in Russian).

6. Population of Azerbaijan. State statistical committee of the republic of Azerbaijan, Baku; 2011.

7. Kudrin V.A., Krayevoy S.A. Medical-preventive issues premature death in rail transport. Actual problems of transport meditsiny. 2008; 1: 20—4 (in Russian).

Поступила 02.07.13

История медицины

© И.В. Егорышева, 2013 УДК 614.2:93(470)

И. В. Егорышева

ВКЛАД МЕДИЦИНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РАЗРАБОТКУ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ РОССИИ

ФГБУ Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, 105064, Москва, Россия

Статья посвящена участию медицинской общественности в формировании основополагающих принципов построения уникальной системы здравоохранения — земской медицины, что нашло отражение в работе медицинских научных обществ и съездов, медицинской периодической печати.

Ключевые слова: медицинская общественность, земская медицина, история здравоохранения

THE INPUT OF MEDICAL COMMUNITY INTO DEVELOPMENT OF FUNDAMENTAL PRINCIPLES

OF ZEMSTVO MEDICINE OF RUSSIA

I.V. Yegorysheva

The national research institute of public health of the Russian academy of medical sciences,

105064 Moscow, Russia

The article considers the participation of medical community information of fundamental principles of unique system ofpublic health - the Zemstvo medicine. This occurrence found its reflexion in activities of medical scientific societies and congresses, periodic medical mass media.

Keywords: medical community, Zemstvo medicine, history ofpublic health

В 60—70-е годы Х1Х века, в эпоху так называемых великих огромную популярность приобрели идеи служения обществен-реформ на волне небывалого в России общественного подъема ным, а не узколичным интересам, служения своему народу. На-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.