Научная статья на тему 'О специфике речевой организации современной православной проповеди'

О специфике речевой организации современной православной проповеди Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
231
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ПРОПОВЕДЬ / ПРИНЦИП СИММЕТРИИ / РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АРХАИЧЕСКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / СИНТАГМА / ORTHODOX SERMON / PRINCIPLE OF SYMMETRY / SPEECH ORGANIZATION / ARCHAIC LANGUAGE ELEMENTS / INTONATION MEANS / SYNTAGMA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прохватилова О. А.

В статье последовательно рассматриваются актуализированные в современной православной проповеди черты древней музыкально-тонической и современной акцентно-мелодической фонетических систем. Дается описание архаичных и современных языковых элементов речевой организации церковной проповеди на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Особое внимание уделено симметрии и пропорции как ведущим принципам речевой организации современного пастырского слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the specific speech organization of the modern Orthodox sermon

The article successively examines updated in the modern Orthodox sermon features of ancient musical tonic and modern accent and melodic phonetic systems. A description of archaic and modern linguistic elements of the speech organization of the church sermon at the lexical, morphological and syntactic levels is provided. Particular attention is given to symmetry and proportion as the guiding principles of the arrangement of modern pastoral voice word.

Текст научной работы на тему «О специфике речевой организации современной православной проповеди»

УДК 800.9:23/28:808.2-4:281.934.3:25 О. А. Прохватилова

д-р филол. наук, проф., зав. каф. литературы и журналистики Института филологии и межкультурной коммуникации Волгоградского государственного университета; e-mail: [email protected]

О СПЕЦИФИКЕ РЕЧЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРОПОВЕДИ

В статье последовательно рассматриваются актуализированные в современной православной проповеди черты древней музыкально-тонической и современной акцентно-мелодической фонетических систем. Дается описание архаичных и современных языковых элементов речевой организации церковной проповеди на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Особое внимание уделено симметрии и пропорции как ведущим принципам речевой организации современного пастырского слова.

Ключевые слова: православная проповедь; принцип симметрии; речевая организация; архаические языковые элементы; интонационные средства; синтагма.

O. A. Prokhvatilova

Ph.D. (Philology, higher doctorate degree), Professor,

Head of Department of Literature and Journalism, Institute of Philology

and Intercultural Communication, Volgograd State University

ON THE SPECIFIC SPEECH ORGANIZATION OF THE MODERN ORTHODOX SERMON

The article successively examines updated in the modern Orthodox sermon features of ancient musical tonic and modern accent and melodic phonetic systems. A description of archaic and modern linguistic elements of the speech organization of the church sermon at the lexical, morphological and syntactic levels is provided. Particular attention is given to symmetry and proportion as the guiding principles of the arrangement of modern pastoral voice word.

Key words: Orthodox sermon; principle of symmetry; speech organization; archaic language elements; intonation means; syntagma.

Церковная проповедь - это речь религиозно-назидательного характера, с которой священнослужитель обращается к верующим во время богослужения. Она относится к числу ядерных жанров религиозной коммуникации, т. е. таких типов текста, которые являются наиболее значимыми в содержательном отношении и отражают характерные языковые параметры стиля.

Наиболее ярко стилевая специфика пастырского слова проявляется в реализации доминанты религиозного стиля [7], состоящей во взаимодействии архаичных и современных языковых единиц, а именно: элементов церковнославянского и современного русского литературного языков.

На сегментном уровне для звучащей проповеди характерно господство современной орфоэпии. Вместе с тем в духовных наставлениях отмечается непоследовательное воспроизведение отдельных произносительных свойств, которые восходят к традициям старославянского произношения и касаются:

1) сохранения качественных и количественных характеристик гласных полного образования в безударных позициях ([о] ни[спо]слании; [от] мертвых; но: пред[стл].ят);

2) произношения ударного нелабиализованного [э] после мягких согласных, шипящих и [ц] перед твердыми согласными ([вн'э] сших; при[н'эс]; ко[п'и]эм]; но: осе[н'о]нная; возве[ш:'о]нный);

3) побуквенного произнесения некоторых флексий в грамматических формах (Свят[аго] Духа но: став[шывъ]; препо-доб[нъвъ\).

По нашим наблюдениям, сосуществование признаков древней и современной фонетических систем обнаруживается и на суперсегментном уровне речевой организации проповеди.

Так, свойства музыкально-тонической системы проявляются в звучащем пастырском слове благодаря высокой частотности двувер-шинных вариантов интонационных конструкций, в которых факультативный и основной центры образуют просодическую рамку, выделяющую начало и конец синтагмы, например1:

...чем бо(6)льше мы ощуща1ем/ ско(6)рое пришествие Христо1во/ тем

бо(6)льше Церковь взыва1ет/ жа(6)ждущие пусть прихо1дят/...

Как показали исследования, посвященные изучению архаических стихотворных форм, наличие двух фразовых ударений - одного в начале, другого в конце строки - отличает просодическую модель прасла-вянской стихотворной строки [2]. Эта модель имеет общеславянский

1 Фрагменты звучащих проповедей даются в интонационной транскрипции, при этом используются следующие обозначения: 6, 1, 2 - тип интонационной конструкции (ИК); (6) - факультативный центр ИК; / - граница синтагмы.

характер и свойственна всем славянским просодическим структурам, что подтверждают экспериментальные данные [5, с. 243-246]. Восходящая к древней форме фразово-интонационной модели славянской фразы рамочная обрамленность синтагмы в современной православной проповеди свидетельствует о сохранении в ее интонационном оформлении следов древнеславянской фонетической системы.

К числу архаичных элементов звучания пастырского слова следует, по нашему мнению, отнести и наличие многоцентровых интонационных конструкций, в которых, кроме основного центра ИК, представлены и факультативные, что приводит к акустической выде-ленности почти каждого слова в синтагме, например:

. ..те(/)ма еди(/)нства люде(/)й друг с дру(/)гом на основе любв3и/ главная те(6)ма проща(/)льной бесе(/)ды Спаси6теля/ со своими ученика2ми/...

Такое построение интонационного контура, как известно, свойственно древним славянским фонетическим системам и, по данным Т. М. Николаевой, находит отражение в словацком, македонском и белорусском языках [5]. На материале русского языка это фонетическое явление было обнаружено в ряде вологодских говоров [1, с. 262; 6, с. 95-96] и рассматривается как коррелят старого музыкального ударения [6].

Черты современной интонационной системы русского языка проявляются в звучании пастырского слова за счет использования типов интонационных конструкций, составляющих основу интонационной системы современного русского языка: ИК-3, ИК-4, ИК-6 при выражении незавершенности и ИК-1 и ИК-2 при выражении завершенности.

Наиболее частотными из них являются ИК-6 с удлинением гласного центра, а также сочетания ИК-6+ИК-2 и ИК-6+ИК-1, благодаря чему возникают плавные повышения и понижения тона, создающие эффект благозвучия речи и оттенок приподнятости, торжественности звучания, например:

...чем бо(6)льше мы ощуща1ем/ ско(6)рое пришествие Христо1во/ тем бо(6)льше Церковь взыва1ет/ жа(6)ждущие пусть прихо1дят/... ; ...обува(6) ясь и одева(6)ясь и умыва6ясь/ все де6лаем/ с моли1твой/.

На уровне лексики черты древней языковой системы находят отражение в речевой организации современной проповеди за счет широкой представленности церковнославянизмов. При этом речь идет не

только о тех церковнославянизмах, которые имеют соответствующие формальные (фонетические или словообразовательные) показатели (например: богоусыновление; врата Великого Поста; агнец Божий; возне[с'эт] вас; восчувствовал), но и о так называемых лексических славянизмах, не подвергшихся стилистической и семантической ассимиляции (например: страсть в значении 'страдание', зреть в значении 'видеть'). Ср.:

...Спаситель добровольно/ пойдет на страсть/ ради нашего спасения/...; ...пророк Иезекииль/ своим пророческим оком/ зрел/ величайшее чудо/ когда по велению Божиему/ кости/ сближались/ друг к другу/...

На морфологическом уровне к числу архаичных элементов речевого строя церковной проповеди следует отнести императивные формы, представляющие собой соединение глагола в 3-м лице единственного числа с синтаксической частицей да, например:

...да молится/ покаянными одетыми/ и святыми тайнами/ да обновится/ верующая Русь/ исходя/ на святой подвиг/ и его совершая/ да возвысится он/ подвиг молитвенный/ в жертвенный подвиг/...

Частотность таких форм свидетельствует о силе традиций в духовной речи и ее ориентированности на высокие образцы, восходящие к опытам создания древнерусской православной проповеди.

Среди архаических синтаксических структур, воспроизводимых в современной православной проповеди, назовем постпозицию согласованного определения, например:

...и в день памяти/ святителя Божия/ будем дорогие/ так же искренно/ любить/ богослужение церковное/...

Эта инверсивная конструкция наблюдается обычно в семантически важных сочетаниях, которые включают такие определения, как Божий, святой (Святый), церковный, духовный, небесный, Господний, Христов.

Ведущим конструктивным принципом в речевой организации современной православной проповеди, по нашим наблюдениям, является принцип симметрии, отражающий линейную соотнесенность повторяющихся языковых элементов.

Этот принцип организации словесного материала наиболее ярко, как свидетельствуют исследования Д. С. Лихачева [3; 4], был

представлен в стилистической симметрии - одном из глубоко архаичных, по определению ученого, явлений поэтики древнерусской литературы, впоследствии исчезнувшем. Следы древней системы художественного мышления сохраняются в речевой организации современных духовных текстов и проявляются как на уровне содержания, так и на уровне формы.

Как известно, симметрия представляет собой соразмерное, гармоничное расположение частей целого и может быть зеркальной и простой (или параллельной). Зеркальная симметрия характеризуется полным соответствием в расположении частей целого по отношению к центру, простой симметрии свойственна соразмерность речевых фрагментов по протяженности, мелодическому оформлению, структуре и т. п.

Принцип симметрии реализуется в православной проповеди лексическими, синтаксическими и интонационными средствами.

Так, анализ материала показывает, что в проповеди по принципу зеркальной симметрии построены многие лексические повторы. В этом случае повторяющиеся элементы (одно и то же слово, разные словоформы одной лексемы, однокоренные слова) располагаются по отношению к центру либо находятся в инициальной и финальной частях высказывания. Например:

...Бог/ соединяется с человеком/ и человек перестает быть ... рабом ...

Божиим/...; ... любовь к Богу/ требует/ величайшей любви Бога/...

Как видно из приведенной транскрипции, повторяющиеся слова в плане семантики представляют собой отнюдь не случайные лексические элементы. Выделенные повтором слова обычно связаны с темой духовного наставления, они могут обозначать важнейшие для христианского мировоззрения понятия. Их симметричное воспроизведение в рамках высказывания позволяет не только зафиксировать внимание слушателей на ключевых словах пастырского наставления, но и придать речи проповедника афористичный характер благодаря предельно сжатой и стилистически совершенной форме выражения мысли. Не случайно симметрия лексических повторов наблюдается обычно в наиболее значимых фрагментах проповеди, которые содержат либо выводы из предшествующего повествования, либо важнейшие постулаты христианского вероучения, нравственно-религиозной этики.

Принцип зеркальной симметрии организует и синтаксическое построение духовных текстов. Однако в отличие от симметрии лексических повторов, использующихся для придания выразительности форме и акцентирования содержательных компонентов в рамках высказывания, синтаксический параллелизм направлен на усиление семантической целостности более крупных единиц членения речевого потока - сверхфразовых единств и сопровождается, как правило, анафорой или эпифорой, например:

...я не могу/ не поблагодарить тех/ которые сегодня/ присутствовали здесь/ за первым/ богослужением/ совершенным/ в этом/ святом храме/ я благодарю Вас/ Борис Николаевич/ члены Правительства/ я благодарю! архипастырей/ которые совершили с нами/ сегодня/ первую/ пасхальную вечерню/ в этом/ святом храме/ я не могу не поблагодарить/ два хора/ Троице-/Сергиевой/ Лавры/ и Московских/ духовных школ/ и военный хор/ имени Александрова/ которые помогали нам/ прочувствовать/ радость/ светлого праздника/ Воскресения Христова/...

В приведенном отрывке синтаксические модели с анафорой «я не могу не поблагодарить...» и «я благодарю...» повторяются в обратном порядке, образуя зеркальную симметрию. При этом начало и конец симметричного синтаксического построения совпадает с границами сверхфразового единства и создает его интонационную и семантическую целостность.

Принцип симметрии в речевой организации духовной проповеди реализуется не только лексико-синтаксическими, но и разнообразными интонационными средствами. Прежде всего он находит отражение в членении речевого потока на пропорционально соотносимые минимальные отрезки. При этом симметрия в соотношении величины синтагм представлена в проповедях двумя своими разновидностями -зеркальной симметрией и простой или параллельной симметрией.

Так, в следующем фрагменте наблюдается зеркальная симметрия, проявляющаяся в уменьшении величины синтагм от периферии к центру (в квадратных скобках перед началом синтагмы цифрой обозначено количество входящих в нее слогов):

[8] ...смерть не перестает быть тем/ [4] что она есть/ [4] убийственным/ [8] невыносимым разрывом/...

Простая симметрия образуется обычно за счет повторения соотносимых по длине синтагм, например:

[6] ...и люди поняли/

[14]что Христос Спаситель только ради спасения/ [13]принял боль крайнее самоуничижение/ [4] что Он мог бы/

[6] как всемогущий Бог/

[8] избежать этих страданий/

[6] и сойти со креста/

[8] и уничтожить своих врагов/...

В приведенном отрывке простую симметрию образуют две пары завершающих отрывок синтагм, включающих соответственно по 6 и 8 слогов.

Интонационная зеркальная симметрия возникает в звучащей проповеди и в результате мелодических повторов, когда в пределах синтагмы восходящее движение тона по типу ИК-6 в факультативном центре сменяется нисходящим по типу ИК-1 или ИК-2 в основном центре, например:

...а заслужи(6)л ли я э1то/ а что(6) сделал я2/ для того чтобы рассчи(6) тывать на лу1чшее/...

Возобновление комбинаций восходящего и нисходящего тона в рамках синтагмы может сочетаться и с последовательным воспроизведением ИК-6 и ИК-1 (или ИК-2) в следующих друг за другом интонационных единствах, как это происходит, например, в следующем отрывке:

...э6то / также и на2м хороший урок/ не бы(6)ть самонадеянным/...

По нашим наблюдениям, симметрия плавных восходящих и нисходящих мелодических охватов может проявляться не только в рамках отдельных синтагм, но и благодаря сочетаниям ИК-6 и ИК-1 в пределах высказывания, например:

...Христос-Спаситель сказа1л/ будьте соверше6нны/ как Оте6ц ваш небесный/ соверше1н есть/...

Как видно из транскрипции, по отношению к центру высказывания типы ИК повторяются в обратном порядке (ИК-1 + ИК-6 + ИК-6 + ИК-1), что приводит к восприятию этого фрагмента как смыслового и мелодического единства.

Симметрия на интонационном уровне может возникать и благодаря расположению основных и факультативных центров в пределах синтагмы: если они приходятся на первое и последнее слово интонационного единства, то создается рамочная акцентная структура, в которой акустически выделены начало и конец минимального речевого отрезка. Ср.:

...но е6ресь означа1ет/ разруше(6)ние основа1ний/ невозмо(6)жность какого-либо созида1ния/ сме(6)рть ве1чную/...

Из транскрипции видно, что симметричное выделение первого и последнего слова в синтагмах придает семантическую значимость входящим в них именным и глагольным сочетаниям, поскольку рамочная обрамленность приводит к снижению выделенности главного слова в минимальных речевых отрезках.

Итак, специфика речевого строя звучащей православной проповеди проявляется во взаимодействии архаичных и современных языковых элементов. При этом важнейшим принципом организации проповеднического текста является принцип симметрии, который проявляется в употреблении лексических, синтаксических и интонационных средств. Симметрия как соразмерность и пропорциональность формы и содержания пастырского слова, как высшая форма гармонии является способом языкового выражения, в наибольшей степени адекватного высокому содержанию духовной речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брызгунова Е. А. Анализ русской диалектной интонации / Экспериментально-фонетические исследования в области русской диалектологии. - М. : Наука, 1977. - С. 231-262.

2. Иванов В. В., Топоров В. Н. К реконструкции праславянского текста / Славянское языкознание : доклады советской делегации ; V Междунар. съезд славистов. - М. : Наука, 1963. - С. 88-158.

3. Лихачев Д. С. Стилистическая симметрия в древнерусской литературе / Проблемы современной филологии : сб. ст. к 70-летию академика В. В. Виноградова. - М. : Наука, 1965. - С. 418-422.

4. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Избранные работы : в 3 т. - Л. : Художественная литература, 1987. - Т. 1. - С. 261-654.

5. Николаева Т. М. Фразовая интонация славянских языков : монография. -М. : Наука, 1977. - 276 с.

6. Пауфошима Р. Ф. Следы музыкального ударения в современном вологодском говоре / Диалектология русского языка. - М., 1985. - С. 94-102.

7. Прохватилова О. А. Экстралингвистические параметры и языковые характеристики религиозного стиля / Вестн. Волгоградск. гос. ун-та. -Вып. 5. - 2006. - С. 19-26. - (Сер. 2. Языкознание).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.