Научная статья на тему 'О специфике процедуры регистрации брака в Российской Федерации для лиц с особенностями правового статуса и необходимости ее реформирования'

О специфике процедуры регистрации брака в Российской Федерации для лиц с особенностями правового статуса и необходимости ее реформирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ БРАКА / ЛИЦА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПРАВОВОГО СТАТУСА / MARRIAGE REGISTRATION / PERSONS WITH SPECIAL LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беспалов Юрий Федорович

Исследована специфика процедуры регистрации брака в Российской Федерации для лиц с особенностями правового статуса и сделаны предложения по совершенствованию законодательства РФ в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the specifics of the procedure for registering a marriage in the Russian Federation for persons with special legal status and the need to reform it

In the scientific article studied the specifics of the marriage registration procedure in the Russian Federation for persons with special legal status and made proposals to improve the legislation of the Russian Federation in this field.

Текст научной работы на тему «О специфике процедуры регистрации брака в Российской Федерации для лиц с особенностями правового статуса и необходимости ее реформирования»

УДК 34

ББК 67 © Ю.Ф. Беспалов, 2018

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

О СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ БРАКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПРАВОВОГО СТАТУСА И НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Юрий Федорович Беспалов, профессор кафедры гражданского права, доктор юридических наук, профессор, судья в отставке

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69) E-mail: nksmgs@mail.ru

Аннотация. Исследована специфика процедуры регистрации брака в Российской Федерации для лиц с особенностями правового статуса и сделаны предложения по совершенствованию законодательства РФ в данной сфере. Ключевые слова: регистрация брака, лица с особенностями правового статуса.

ON THE SPECIFICS OF THE PROCEDURE FOR REGISTERING A MARRIAGE IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR PERSONS WITH SPECIAL LEGAL STATUS AND THE NEED TO REFORM IT

Yuriy F. Bespalov, professor of the Department of Civil Law, doctor of legal sciences, professor, retired judge FGBOU VO «Russian State University of Justice» (117418, Moscow, ul. Novocheremushkinskaya, d. 69) E-mail: nksmgs@mail.ru

Annotation. In the scientific article studied the specifics of the marriage registration procedure in the Russian Federation for persons with special legal status and made proposals to improve the legislation of the Russian Federation in this field. Keywords: marriage registration, persons with special legal status.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Беспалов Ю.Ф. О специфике процедуры регистрации брака в Российской Федерации для лиц с особенностями правового статуса и необходимости ее реформирования. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):63—65.

Для совершенствования законодательства, предусматривающего процедуру регистрации брака, Россия должна определиться с принципами построения и действия семьи, основанной на браке. В настоящее время действуют два принципа: укрепление семьи (ст. 1 СК РФ) и свобода брачного союза (ст. ст. 12, 19, 22 СК РФ), которым характерны разные ценности.

Положения ст. 1 и ст. 22 СК РФ находятся в явном противоречии между собой. Полноценное действие одновременно двух принципов брачного законодательства РФ: принципа укрепления семьи, основанной на браке, и принципа свободы брачного союза, объективно невозможно. Такое положение явно не отвечает основам государственной и общественной жизни, создает препятствия для единого применения законоположений, неблагоприятно сказывается на правовом статусе супругов и ребенка, рожденного в браке, правах несовершеннолетнего супруга.

Представляется, что российскому законодателю следует устранить неопределенность и внутриотраслевую коллизию и однозначно определиться: что первично, а что вторично.

Укрепление семьи — одна из основных задач общества и государства. Укрепление семьи является приоритетным направлением государственной семейной политики, ибо касается каждого человека и гражданина, общества и государства в целом.

Нам представляется, что полноценная семья — основа общества и государства и, уже следуя этому, необходимо установить четкие основания для расторжения брака [2, с. 86—90].

В науке семейного права представлены многочисленные, в том числе фундаментальные труды относительно природы брака, его принципов и т.д. [1; 2, с. 86—90; 3, с. 10, 11; 4, с. 75—79; 5].

Анализ положений гл. 3 СК РФ, законодательства субъектов РФ, регулирующего отношения, связанные с заключением брака, гл. 3 ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния», международных норм, признанных РФ, и международных договоров РФ, доктрины и судебной практики в обозначенной сфере позволяет заключить следующее:

1) ныне действующий правовой механизм регистрации брака не в полной мере учитывает особенности

правового статуса некоторых лиц, вступающих в брак: ребенка; лиц с недостатками психического, умственного и физического здоровья (например, по слуху, зрению и т.д.), в том числе инвалидов первой группы; лиц, права которых временно ограничены по различным основаниям (лишение свободы, нахождение в чрезвычайной ситуации, в том числе в месте проведения боевых действий); лиц, осуществивших трансгендерный переход и т.д.;

2) наличие двухэтапной процедуры регистрации брака: предварительный этап — со времени подачи заявления о заключении брака и собственно этап регистрации в день, установленный отделом ЗАГС. Оба этапа направлены на выяснение вопросов о том, соблюдены ли условия вступления в брак, отсутствуют ли запреты и иные препятствия для заключения брака, т.е. являются правовыми экспертизами соблюдения условий вступления в брак, проводимыми отделами ЗАГС РФ;

Нам представляется, что действующий механизм до начала собственно регистрационных процедур не позволяет в каждом случае установить достоверные данные о личности лиц, подавших заявление о заключении брака, без личного контакта с сотрудниками ЗАГС по месту нахождения отдела ЗАГС или таких лиц в ином месте, их дееспособность и добрую волю. Статья 15 СК РФ исходит из добросовестности таких лиц, однако раскрытие личности регламентирует фрагментарно.

К сожалению, имеются случаи сокрытия лицами, вступающими в брак, данных, порочащих личность либо свидетельствующих о специфике личности (наличие психического расстройства, смена пола, судимость и т.д.). Для обеспечения прав лиц, вступающих в брак необходимо предусмотреть правило, обязывающее каждого вступающего в брак раскрыть свою личность другому лицу, вступающему с ним в брачный союз.

Следовало бы установить обязательное собеседование представителя отдела ЗАГС с лицами, вступающими в брак по месту нахождения отдела ЗАГС либо по месту нахождения таких лиц, когда их явка в отдел ЗАГС объективна невозможна. Такое общение позволит установить наличие либо отсутствие доброй воли, выявить отсутствие или наличие иных препятствий для заключения брака.

В этой связи полагаем ст. 26 ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» дополнить п. 3 в следующей редакции: «Отделы ЗАГС РФ до регистрации брака проводят собеседование с лицами, вступающими в брак по месту нахождения отдела ЗАГС

либо по месту нахождения таких лиц, в случае, когда их явка в отдел ЗАГС невозможна. Целью собеседования являются выяснение доброй воли таких лиц на заключение брака, соблюдения условий брака, отсутствия запретов для заключения брака»; п. 4 в следующей редакции: «Лица, вступающие в брак, которым снижен брачный возраст, до его регистрации обязаны посещать курсы семейных знаний, организуемых отделами ЗАГС РФ. Период проведения курсов и образовательная программа определяются отделом ЗАГС РФ».

СК РФ дополнить ст. 14.1 «Установление личности лиц, вступающих в брак, и соблюдения условий его заключения» в следующей редакции: «Отделы ЗАГС РФ устанавливают личность лиц, вступающих в брак, и соблюдение условий его заключения. Лица, вступающие в брак, раскрывают свою личность друг другу путем указания в заявлении о заключении брака об осведомленности друг друга о личных данных (наличие судимости, психических расстройств, умственных, физических недостатков, смены пола и т.д.)».

В отношении отдельных граждан с особым правовым статусом имеется некоторая специфика процедуры регистрации брака.

Ребенок, не достигший брачного возраста: действие до регистрационных процедур в виде обращения в органы местного самоуправления с заявлением о снижении брачного возраста. В настоящее время большинство субъектов РФ предусматривает возможность снижение нижнего порога брачной зрелости при наличии уважительных причин до 14 или до 15 лет. Надо полагать, что право органа местного самоуправления на снижение брачного возраста должно быть ограничено:

♦ во-первых, обязательным проведением медико-социальной экспертизы на предмет выявления способности ребенка по своему умственному, физическому, психическому здоровью быть супругом, осуществлять супружеские права и обязанности с обязательным участием органа опеки и попечительства;

♦ во-вторых, согласием родителей, лиц их заменяющих;

♦ в-третьих, повышением нижнего порога брачной зрелости до 16 лет.

Кроме того, после принятия решения о снижении брачного возраста следует установить обязательную процедуру освоения специальных программ семейной жизни и «брачной адаптации». Данную процедуру распространить на каждого, вступающего в брак. Это положение никак не скажется на правах лиц, вступаю-

64

Вестник Московского университета МВД России

№ 5 / 2018

щих в брак и будет способствовать укреплению брачного союза.

В этой связи предлагаем ст. 13 СК РФ дополнить п. 3 в следующей редакции: «До принятия решения о снижении брачного возраста до нижнего предела, установленного законодательством субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны проводить медико-социальное обследование лиц, вступающих в брак, на предмет способности по умственному, психическому, физическому состоянию здоровья быть супругами, осуществлять супружеские права и нести супружеские обязанности с обязательным участием органов опеки и попечительства».

Дополнить СК РФ ст. 14.2 «Обязанность лиц, вступающих в брак, брачный возраст которых снижен, до его регистрации посещать курсы приобретения семейных знаний» в следующей редакции: «Лица, вступающие в брак, которым снижен брачный возраст, до его регистрации обязаны посещать курсы семейных знаний, организуемые отделами ЗАГС РФ. Период проведения курсов и образовательная программа определяется каждым отделом ЗАГС РФ».

Статья 27 ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусматривает, что в случае, если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак.

Надо полагать, что необходимо предусмотреть освобождение лиц, обладающих правом на бесплатную юридическую помощь и вступающих в брак от всех расходов по аналогии с правилами ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Статью 6 ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» следовало бы дополнить п. 10 об участии в регистрации брака по инициативе отдела ЗАГС РФ различных специалистов в случае необходимости: психологов, педагогов, переводчиков и т.д. Такая мера необходима для соблюдения права на брак и иных прав лиц с физическими, психическими, умственными недостатками.

Для лиц, совершивших трансгендный переход, следовало бы предусмотреть медицинское освидетельствование на предмет способности быть супругом и

ст. 15 СК РФ дополнить таким положением. Предлагаемые меры, как представляется, обеспечат соблюдение права граждан РФ на брак и иные, связанные с браком права.

Лицам глухим, глухонемым, слепым, не владеющим русским языком, следовало бы предоставлять услуги специалистов: медицинских сотрудников, психологов, переводчиков и т.д. Такое положение позволит обеспечить их право на заключение брака и повысит его эффективность.

Для лиц, находящихся длительное время в условиях чрезвычайной ситуации и не имеющих возможность прибыть в отдел ЗАГС необходимо предусмотреть выездную регистрацию. Расходы, связанные с регистрацией брака, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимо возмещать за счет средств муниципального образования либо субъектов РФ по аналогии с положениями ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Литература

1. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовой статус ребенка: проблемы семейного законодательства РФ // Семейное и жилищное право. 2016. № 5.

2. Беспалов Ю.Ф, ГордеюкЕ.В. Укрепление семьи, основанной на браке, и свобода брачного союза: проблемы российского законодательства РФ // Право и государство: теория и практика. 2016. № 10 (142).

3. Гонгало Б. Основные начала семейного законодательства // Семейное и жилищное право. 2006. № 2.

4. Ильина О.Ю. К вопросу о равенстве прав мужчины и женщины в семейных правоотношениях // Современное право. 2007. № 8. С. 75—79.

5. Ильина О.Ю, Беспалов Ю.Ф. Заключение и прекращение брака: материально-правовые и процессуально-правовые проблемы. Владимир, 2008.

References

1. Bespalov Yu.F. Semeyno-pravovoy status rebenka: problemy semeynogo zakonodatel'stva RF // Semeynoye i zhilishchnoye pravo. 2016. № 5.

2. Bespalov Yu.F., Gordeyuk E. V. Ukrepleniye sem'i, osnovannoy na brake, i svoboda brachnogo soyuza: problemy rossiyskogo zakonodatel'stva RF // Pravo i gosu-darstvo: teoriya i praktika. 2016. №10 (142).

3. Gongalo B. Osnovnyye nachala semeynogo zakonodatel'stva // Semeynoye i zhilishchnoye pravo. 2006. № 2.

4. Il'ina O. Yu. K voprosu o ravenstve prav muzhchiny i zhenshchiny v semeynykh pravootnosheniyakh // Sovre-mennoye pravo. 2007. № 8. S. 75—79.

5. Il'ina O.Yu., Bespalov Yu.F. Zaklyucheniye i prekrashcheniye braka: material'no-pravovyye i protses-sual'no-pravovyye problemy. Vladimir, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.