Научная статья на тему 'О специфике методики преподавания физики иностранным студентам на подготовительном факультете'

О специфике методики преподавания физики иностранным студентам на подготовительном факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарева Ирина Александровна, Новичкова Наталья Николаевна, Шилова Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются специфические особенности преподавания физики на русском языке как иностранном на подготовительном факультете МАДИ (ГТУ). Обсуждаются тенденции и структурные изменения в составе контингента иностранных студентов. Предлагаются методы решения некоторых проблем довузовской подготовки иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарева Ирина Александровна, Новичкова Наталья Николаевна, Шилова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SPECIFIC PROBLEMS OF TEACHING PHYSICS TO FOREIGN STUDENTS OF THE PREPARATORY FACULTY

The article deals with some specific problems concerning the organization of education of foreign students of the preparatory faculty and methods of teaching physics. These problems are connected with some structural changes and new tendencies in the dynamics of the contingent of foreign students. The means of rectifying these problems are discussed in the article

Текст научной работы на тему «О специфике методики преподавания физики иностранным студентам на подготовительном факультете»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 116

УДК 378:53

О СПЕЦИФИКЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

И.А. КОСАРЕВА, Н.Н. НОВИЧКОВА, Т.В. ШИЛОВА Статья представлена доктором педагогических наук, профессором Ременцовым А.Н.

В статье рассматриваются специфические особенности преподавания физики на русском языке как иностранном на подготовительном факультете МАДИ (ГТУ). Обсуждаются тенденции и структурные изменения в составе контингента иностранных студентов. Предлагаются методы решения некоторых проблем довузовской подготовки иностранных граждан.

Главной задачей подготовительного факультета (ПФ) Московского автомобильнодорожного института (МАДИ) является подготовка иностранных учащихся к успешному обучению в любом российском вузе вместе с российскими студентами, а главной проблемой (особенно на начальном этапе подготовки) - является языковой барьер.

В последние годы в контингенте иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, происходят заметные структурные изменения. В силу различных политических причин и социально-экономических преобразований значительно уменьшился поток студентов из стран Латинской Америки и Африки и увеличилось количество абитуриентов из стран Юго-Восточной Азии - Китая, Вьетнама, Кореи, желающих получить российское образование. Следует отметить, что этим студентам особенно сложно адаптироваться в новой для них среде. Для достижения успеха в работе с вышеуказанной аудиторией преподавателям кафедры общетеоретических дисциплин МАДИ (ГТУ) потребовалось найти правильный стиль отношений с учетом характерных национальных особенностей, быть особенно внимательными, тактичными, доброжелательными, соблюдая при этом определенную дистанцию, а также оказывать помощь в создании более комфортных условий обучения и проживания в новой для них социальной среде.

Изменение контингента поставило много новых задач и проблем и естественным образом повлияло на специфику и методику дальнейшей подготовки иностранных студентов на подготовительном факультете МАДИ (ГТУ). Как показала практика, основная трудность в успешном обучении иностранных студентов заключается в кардинальном различии языков и культуры студента и преподавателя, а принимая во внимание специфику преподавания общетеоретических дисциплин (математика, физика, химия и другие предметы ведутся на русском языке как на иностранном), сложности общения только усугубляются, так как прибывающие абитуриенты владеют, как правило, лишь родным языком: китайским, вьетнамским, корейским и т.д. Таким учащимся на первых порах особенно трудно дается усвоение большого объема теоретического материала на русском языке, хотя многие из них демонстрируют хорошие базовые знания по предмету, в данном случае по физике. При поступлении иностранных студентов на ПФ МАДИ уровень базовых знаний определяется на абитуриентской проверке тестированием. Студенты проходят тестирование по математике, физике и химии, и в зависимости от будущей специальности, направляются в учебные группы инженерного или химико-медицинского профиля. При этом тестирование происходит на языке, которым свободно владеет абитуриент [1]. Результаты тестирования и национальная принадлежность принимаются во внимание при комплектации групп.

Возникающие языковые проблемы довузовской подготовки студентов из стран ЮгоВосточной Азии осуществляются в основном экстенсивными методами:

- за счет увеличения времени на изучение русского языка;

- индивидуальных консультаций преподавателей русского языка;

- размещения абитуриентов в комнатах вместе с иностранными студентами старших курсов, владеющих русским языком (в пределах одной национальной принадлежности) и т.д.

Однако это не всегда приводит к положительным результатам. Для облегчения процесса обучения физике предлагается следующее:

1. Совершенствование научно-методических и учебных пособий с учетом

увеличения в них доли наглядных схем, рисунков, таблиц, иллюстраций, адаптирование текстов лекций.

2. Таблично-фреймовая методика, при которой использование опорных схем, таблиц повышает наглядность и доступность изучаемых тем курса.

3. Использование специальных терминологических словарей.

4. Использование обучающих и контролирующих компьютерных программ.

Остановимся на вышеперечисленных пунктах подробнее.

Обучение профилирующим предметам предваряется курсом «Введение в научный стиль речи» (ВНСР). Обучение ВНСР проводится по пособиям, созданным на кафедре русского языка в сотрудничестве с преподавателями общетеоретических дисциплин. Спецификой этих пособий является их коммуникативная направленность, обусловливающая формирование на базе языкового материала четырех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения и письма. На занятиях по ВНСР активизируется минимальный набор грамматических конструкций и лексических единиц, необходимых для понимания первых уроков по предмету [2].

И, несмотря на внедрение новых методик, с первых дней занятий по физике (на ПФ МАДИ это происходит через 6 недель после начала занятий по русскому языку) возникают сложности с изложением материала из-за слабого лингвистического уровня учащихся. Процесс понимания самых простых по содержанию текстов вызывает большие трудности, когда студенты понимают только отдельные слова, не воспринимая смысла всей лекции.

Работа над изложением текста лекций ведется следующим образом. Перед чтением текста преподавателем осуществляется объяснение новых слов с отработкой их произношения и указанием на особенности использования. Затем преподаватель дважды читает текст небольшими порциями, проговаривает и повторяет по несколько раз особенно нужные и важные определения и формулировки. В дальнейшем на семинарах выясняет уровень понимания содержания лекций.

Лексический минимум включает наиболее употребительные слова, которые отбираются с учетом их частоты употребления, распространенности, словообразовательной ценности. При работе над лексикой в качестве приемов семантизации слов с конкретным значением используются беспереводные способы (в первую очередь средства наглядности), при семантизации слов с абстрактным значением - перевод или толкование значения слова на русском или родном языке учащихся.

При отборе и организации учебного материала для лекций определяющими считаются следующие принципы обучения: сознательности, коммуникативности, учета родного языка студентов, устного опережения, ситуативно-тематического представления материала, аппроксимации иноязычной деятельности (т.е. допущения некоторого количества ошибок в речи, не нарушающих коммуникацию).

Также для облегчения усвоения учебного материала на занятиях по физике практикуется таблично-знаковая методика, при которой использование опорных схем, таблиц, рисунков и графиков повышает наглядность и доступность изучаемых тем курса. Преподаватели кафедры продолжают разрабатывать и совершенствовать научно-методические и учебные пособия для иностранных учащихся с учетом увеличения в них доли наглядных схем, таблиц, графических иллюстраций.

Для облегчения процесса обучения физике студентам из вышеуказанных стран предлагаются специальные терминологические словари, разработанные преподавателями физики кафедры общетеоретических дисциплин ПФ МАДИ. Словари китайского, вьетнамского, арабского и пр. языков содержат необходимый набор физических терминов, понятий, требуемых при изучении курса физики как на аудиторных занятиях, так и при самостоятельной работе с учебной и научной литературой [3, 4].

В дополнение к имеющейся лингвистической литературе преподаватели физики постоянно рекомендуют использование предметных толковых словарей [5].

Практика использования подобных словарей при изучении физики показала, что иностранные учащиеся с интересом и большим желанием пользуются подобной учебной литературой как справочным пособием, помогающим им оперативно отыскать ответы на многие вопросы учебной программы.

Анализ результатов восприятия и усвоения учебного материала по физике показал, что необходимо проводить регулярный контроль полученных знаний. В группах иностранных студентов стран Юго-Восточной Азии такой контроль целесообразно проводить еженедельно в виде устного опроса, физических диктантов, а также коллоквиумов при завершении изучения каждой темы курса. Тщательный и постоянный контроль позволяют отслеживать проблемы усвоения материала иностранными студентами и своевременно решать вопросы, возникающие при закреплении знаний.

Наиболее эффективным методом контроля, который используют преподаватели физики ПФ МАДИ, является вопросно-ответный блиц. Он состоит в том, что студентам читаются вопросы, касающиеся формулировки закона, определения, уравнения, формулы, графика, единицы физических величин. Каждому элементу из этого перечня присвоен определенный балл. Баллы суммируются для оценок. Вопросно-ответный блиц используется как для поурочного, так и для итогового контроля. Количество блиц-вопросов растет от 5 до 30 к концу учебного года. При этом от занятия к занятию вопросы обновляются лишь на 1/3, что обеспечивает повторение и лучшее закрепление пройденного учебного материала. Если текущий контроль длится 10 минут, то по завершении крупных разделов программы проводится промежуточный контроль в форме письменных контрольных работ уже продолжительностью 80 минут. Практика показала, что данная система контроля повышает объективность оценки. Она также позволяет постоянно, массово, предоставляя всем студентам равные условия, осуществлять контроль за восприятием русской речи. Запись студентами ответа - это проверка владения письменной речью, а также владение понятийным аппаратом по всему пройденному, на момент контроля, курсу. Для итогового контроля знаний на кафедре общетеоретических дисциплин созданы материалы для объективной оценки результатов обучения, которые включают в себя практические задачи и теоретические вопросы. Большое количество заданий и разветвленная система их распределения позволяет составлять неограниченное количество вариантов и менять их каждый год [6, 7].

Важным моментом в учебном процессе является продуманная организация самостоятельной внеаудиторной работы иностранных учащихся [8, 9], так как в дальнейшем они продолжают свое обучение в российских вузах, где этому уделяется большое внимание: расчеты, курсовые работы. Для этого иностранным студентам предлагается написание рефератов и докладов, пройденных по темам, а также конспектирование некоторых разделов физики [10], например:

- гидростатика;

- соединение проводников;

- строение атомов и т.д.

На современном этапе успешное обучение студентов не представляется возможным без компьютеризации учебного процесса. С появлением компьютерной техники и внедрением ее в учебный процесс в последнее время открылись новые возможности и перспективы. Именно технические средства обучения позволяют повысить доступность изложения учебного материа-

ла, демонстрировать различные физические процессы, реально представить которые невозможно, насытить занятия наглядностью, и опять же, осуществить контроль за уровнем усвоения учебного материала.

С помощью компьютера возможно организовать творческую самостоятельную работу студентов во внеаудиторное время. Цветные иллюстрации, движения на экране, возможность в диалоговом режиме общаться с компьютером зачастую на уровне символов и т.д. - все это положительно влияет на учебный процесс, на усвояемость учебных программ. Давно замечено, что зрительная память уникальна и ее способности до конца не изучены, но если человек уже один раз увидел правильное решение задачи, у него автоматически вырабатывается подход и к другим, более сложным и разноплановым задачам.

С внедрением в учебный процесс, в качестве нового технического средства обучения, компьютера открываются широкие возможности оптимизации учебного процесса, разработки и использования более разнообразного материала учебных программ на базе ТСО, с применением различных конструкций по научному стилю речи, способствующих более полному и глубокому усвоению программного учебного материала.

Итак, в данной работе в общих чертах описаны некоторые аспекты специфики преподавания физики на подготовительном факультете МАДИ (ГТУ) в современных условиях, при практической экспансии иностранных студентов стран Юго-Восточной Азии на рынке образования в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник материалов для определения исходного уровня подготовки по общетеоретическим дисциплинам иностранных граждан, прибывающих на учебу в вузы РФ; Под ред. А.Н. Ременцова. - М.: Рус. яз. курсы, 2006.

2. Дубинская Е.В. Подготовительный факультет для иностранных граждан Московского автомобильнодорожного института (технического университета) // Е.В. Дубинская, А. Л.Кузнецов, А.А.Никишин, А.Н.Ременцов. - М.: МАДИ (ГТУ), 2000.

3. Плотникова В.П. Терминологический словарь по физике ( на вьетнамском и китайском языках ) - М.: МАДИ (ГТУ ), 2003.

4. Плотникова В.П. Терминологический словарь по физике (на арабском и персидском языках ) - М.: МАДИ (ГТУ ), 2001.

5. Толковый словарь школьника по физике; Под ред. К.К. Гамоюмова. - СПб.: Лань, 1999.

6. Материалы для итогового тестирования по профильным дисциплинам довузовской подготовки иностранных граждан. Технический профиль; Под ред А.Н. Ременцова. - М.: Рус. яз. курсы, 2006.

7. Материалы для итогового тестирования по профильным дисциплинам довузовской подготовки иностранных граждан. Естественно-научный профиль; Под ред А.Н. Ременцова. - М.: Рус. яз. курсы, 2006.

8. Косарева И.А., Новичкова Н.Н. Методические указания к решению задач по физике для самостоятельной работы студентов - иностранцев. Кинематика. - М.: МАДИ (ГТУ), 2005.

9. Косарева И.А., Новичкова Н.Н. Методические указания к решению задач по физике для самостоятельной работы студентов - иностранцев. Законы сохранения. - М.: МАДИ (ГТУ), 2004.

10. Егорова С.П. Методические указания по разделу физики «Законы постоянного тока». - М.: МАДИ, 1990.

ABOUT SPECIFIC PROBLEMS OF TEACHING PHYSICS TO FOREIGN STUDENTS

OF THE PREPARATORY FACULTY

Kosareva I.A., Novichkova N.N., Shilova T.V.

The article deals with some specific problems concerning the organization of education of foreign students of the preparatory faculty and methods of teaching physics. These problems are connected with some structural changes and new tendencies in the dynamics of the contingent of foreign students. The means of rectifying these problems are discussed in the article.

Cведения об авторах

Косарева Ирина Александровна, окончила РПИ (1976), кандидат технических наук, доцент МАДИ (ГТУ), автор 20 научных работ, область научных интересов - проблемы довузовской подготовки иностранных граждан.

Новичкова Наталья Николаевна, окончила Педагогический институт им. Крупской (1972), доцент МАДИ (ГТУ), автор 15 научных работ, область научных интересов - проблемы довузовской подготовки иностранных граждан.

Шилова Татьяна Викторовна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1979), старший преподаватель МАДИ (ГТУ), автор 18 научных работ, область научных интересов - методика и педагогика довузовского обучения иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.