Научная статья на тему 'О специализации в раннекулайской цветной металлообработке'

О специализации в раннекулайской цветной металлообработке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛАЙСКАЯ КУЛЬТУРА / ВАСЮГАНСКИЙ ЭТАП / БРОНЗОЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ДОМАШНЕЕ РЕМЕСЛО / KULAI CULTURE / VASYUGAN STAGE / BRONZE PRODUCTION / HANDICRAFT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терёхин Сергей Александрович

Рассматриваются вопросы производственной организации цветной металлообработки раннекулайского общества. На основании анализа раннекулайского инвентаря и следов металлообработки, встречающихся практически в каждом из исследованных жилищ, делается вывод о наличии на васюганском этапе определенной специализации в домашнем производстве первом этапе становления ремесла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the questions of production organization of non-ferrous metalworking in the Early Kulai society. The analysis of the Early Kulai inventory and traces of metalwork discovered in almost every household brings the author to the conclusion that the household production at the Vasyugan stage possessed a definite specialization, which marked the beginning of the handicraft.

Текст научной работы на тему «О специализации в раннекулайской цветной металлообработке»

С.А. Терёхин

О СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В РАННЕКУЛАЙСКОЙ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ

Рассматриваются вопросы производственной организации цветной металлообработки раннекулайского общества. На основании анализа раннекулайского инвентаря и следов металлообработки, встречающихся практически в каждом из исследованных жилищ, делается вывод о наличии на васюганском этапе определенной специализации в домашнем производстве - первом этапе становления ремесла.

Ключевые слова: кулайская культура; васюганский этап; бронзолитейное производство; домашнее ремесло.

Проблема становления и развития специализации в бронзолитейном производстве является одной из важнейших в исследовании древних производств. Традиционно формы специализации производства характеризуются как доремесленный и ремесленный. Доремес-ленная форма производства предполагает удовлетворение потребностей семьи. При этом такая форма производственной деятельности подразумевает отсутствие какой бы то ни было специализации по отдельным видам производства. Можно лишь говорить о внутрисемейном разделении труда.

В качестве первой формы, определяющей в исследованиях уже организацию ремесленного производства, выступает «общинное ремесло», которое характеризуется появлением мастеров-профессионалов, обслуживающих общину в силу своей принадлежности к ней [1. С. 64].

Общинное ремесло предполагает внутриобщинное разделение труда, при котором мастер трудится в интересах потребностей всей общины, получая за свой труд всё необходимое. Е.Н. Черных с общинным ремеслом связывает «семейную» форму производства (металлообрабатывающего), предполагающую объединение

самих производителей, обслуживающих поселение, в пределах которого проживают [2. С. 282]. По Е.Н. Чер-ныху, ремесло - это профессиональное отделение -выделение мастеров-профессионалов, занятых в металлургическом производстве [3. С. 159]. Б. А. Колчин и Э.В. Сайко, характеризуя домашнее ремесло как этап в развитии технологической организации производства по изготовлению промышленных изделий, отмечают наличие специализированной деятельности, как наличие отдельных лиц-мастеров, так и целых коллективов, специализирующихся на отдельных видах труда [4. С. 19-25]. Таким образом, с одной стороны, ремесло -социально-экономическая форма организации производства, с другой - особый тип его технологической организации. При этом специализация является одной из составляющих ремесленного производства. Функциональное выделение ремесленного труда, в свою очередь, тесно связано с формированием специальной технологии.

В начале раннего железного века на территории лесной полосы Западной Сибири наблюдается мощный всплеск бронзолитейного производства, выразившийся в массовом производстве специфической литейной продукции: культового литья, оружия и орудий труда. Активное освоение приёмов цветной металлообработки вызвало серьёзные изменения во всех сферах деятельности лесного населения. С развитием производящих отраслей экономики возросла активность межплеменного общения, которая, в свою очередь, привела к трансформации духовной культуры и производствен-

ных традиций обществ, живущих в близких природных условиях. Отсутствие серьёзных ландшафтных преград способствовало распространению в конце васюганско-го этапа в Нижнее и Верхнее Приобье кулайского культурного влияния. Гибкий механизм культурогене-за, синтезирующий пришлые инновации и местную самобытность, привёл к сложению на обширной территории, включающей Новосибирское, Томское, Нарым-ское, Сургутское и Нижнее Приобье, единой историкокультурной общности [2. С. 156-175]. Определяющую роль в её формировании сыграло кулайское население. В различных районах общности памятники характеризуются меньшим или большим своеобразием, не выходящим за рамки системы, содержащей основные признаки кулайской культуры.

Почти во всех исследованных раннекулайских жилищах обнаружены следы плавки металла. Они представлены всплесками металла, шлаками, тиглями и их фрагментами, отливками. Это свидетельствует о том, что потребности в металлических изделиях удовлетворялись внутри семьи.

Артефакты косвенно говорят о том, что любой житель общины (посёлка) мог быть универсальным мастером, способным произвести все употребляемые в то время категории изделий. При этом каждое бронзовое изделие - не только результат материальнотехнической деятельности, но и суть практических достижений, закрепившихся в обществе набором определённых производственных манипуляций с сохранением главных общих признаков модели: порядка и содержания производственных операций, внешней формы изделий и их соответствие идеологической сущности общества. В раннекулайском литье наблюдается достаточно ограниченный стилевой набор изделий при большом их количестве. Логично предположить, что в обществе формировался слой или группа хранителей технологических секретов мастерства и стилевых канонов. На васюганском этапе кулайской культуры эта группа ещё не оформилась в особую касту профессионалов, специализирующихся на отдельных видах труда.

Узкая техническая база, традиционность приёмов раннекулайской металлообработки, наличие атрибутов бронзолитейного производства практически в каждом (из исследованных) жилище характерны для простейшей формы организации труда - домашнего производства, являющегося, в свою очередь, первой формой ремесленного производства, предполагающего наличие определённой специализации. Последняя, в свою очередь, базируется на применении не только специальных средств труда, но и специальных технических приёмах и технологических достижениях [6. С. 50].

Конец васюганского - начало саровского этапов -время технической переориентировки основных показателей производства с цветной металлообработки на изготовление железных орудий, а значит, и на новую организацию производства. В это время происходит и формирование элементов нового, более высокого уровня цветной металлообработки. Закрепление его на саровском этапе кулайской культуры как результат перестройки во всей системе металлообработки определило принципиально новые возможности развития производства. Расширение диапазона применения литейной продукции, изготовление которой базировалось на расширении спектра технических приёмов, обусловило наступление новой исторической фазы развития специализированной деятельности, выступающей важным компонентом нового типа организации труда - ремесла. Консервативность домашнего производства выражалась,

прежде всего, в медленном совершенствовании производственной базы, когда однажды найденное техническое решение закреплялось, сохраняясь длительное время без изменений. В то же время именно на базе домашнего производства постепенно создаются условия развития производственной деятельности, воплотившейся в более прогрессивные формы организации труда финала раннего железного века и раннего Средневековья, обусловив становление и развитие узкой производственной специализации в металлообработке. Развивающийся институт специализации в металлообработке саровского, а затем рёлкинского времени вытеснил домашнюю металлообработку на позиции второстепенного и узколокального производства, в качестве которого она сохранилась в среде коренного населения до настоящего времени, периодически проявляясь отзвуком прошлого в свинцовых или оловянных отливках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л.: Наука, 1976.

2. Черных Е.Н. Горное дело и металлургия в древнейшей Болгарии. София: Изд-во Болгарской Академии наук, 1978.

3. Черных Е.Н. Древняя металлообработка на юго-западе СССР. М.: Наука, 1976.

4. Колчин Б.А., Сайко Э.В. Особенности развития и организации производства // Становление производства в эпоху неолита и бронзы. М.: Нау-

ка, 1981. С. 9-34.

5. Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Томск: Изд-во ТГУ, 1984. 256 с.

6. Терёхин С.А. Реконструкция технологии древней цветной металлообработки Среднего и Нижнего Приобья. Ханты-Мансийск, 2000.

Статья представлена научной редакцией «История» 3 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.