УДК 51:37.016
О СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ
НАСЛЕДИЮ АЛЬ-ФАРАБИ
Е. Ы. Бидайбеков1, Б. Г. Бостанов2, К. У. Умбетбаев3
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Казахстан, 050010, г.Алматы, ул. Толеби, 86 Е-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Представлены общие видения по созданию образовательного портала, посвященного геометрическому наследию одного из великих ученых среднего Востока - аль-Фараби. Данный образовательный портал может быть использован в качестве средства информатизации обучение наследию аль-Фараби.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс; информатизация образования; электронные средства обучения; геометрическое наследие аль-Фараби.
ABOUT CREATION OF EDUCATIONAL ELECTRONIC RESOURCES ON GEOMETRIC HERITAGE OF AL-FARABI
Y. Y. Bidaibekov1, B. G. Bostanov2, K. U. Umbetbayev3
Kazakh National Pedagogical University named after Abai 86, Tole bi str., Almaty, 050010, Kazakhstan Е-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
General views on creation of educational portal devoted to the geometric heritage of one of the greatest scholars of the Medieval East - al-Farabi are presented in the article. The given educational portal can be used as a mean of informatization of learning al-Farabi's heritage.
Keywords: electronic educational resource; informatization of education; electronic means of learning; al-Farabi's geometric heritage.
Информационные и телекоммуникационые технологии в настоящее время широко используются в учебном процессе школьных и вузовских образовательных учреждений (см., например, [1-3]). Корректное применение таких средств информатизации позволяет повысить эффективность обучения различным предметным областям, в том числе - математике. При этом в процессе обучения, как школьнику, так и студенту приходится работать с большим количеством разнообразной информацией как учебного, так и научного характера. Не всегда оказываются доступными обучающимся изданные в разные годы печатные издания, ввиду их ограниченного тиража выпуска и библиографической редкости.
В таких случаях существенную помощь могут оказать электронные образовательные ресурсы, использование которых позволяет не только решить вышеотмеченную проблему, но и реализовать дидактические принципы обучения.
В процессе обучения математике, уделяется большое внимание ее историческим аспектам развития. Фундаментальные знания истории математики помогают школьникам и студентам осознать роль математики в развитии человеческой цивилизации, приобрести правильное представление о путях и методах приобретения знаний об окружающем мире. Важным аспектом в изложении истории математики является анализ научных результатов конкретных ученых, которые внесли существенный вклад в развитие мировой науки, в том числе математики.
Одним из таких крупных ученых, чьи фундаментальные труды внесли существенный вклад в развитие не только математики, но и философии, астрономии, астрологии, музыки и других областей мировой науки, является известный ученый среднего Востока - аль-Фараби. В своих исследованиях аль-Фараби определил предмет каждой из математических наук: науки чисел (арифметика
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
и теория чисел), науки геометрии, науки о звездах (астрономия и астрология), науки о музыке, науки о тяжестях, науки об искусных приемах и распространял искусные приемы решения задач на алгебраические и другие методы решения математических задач.
Авторы на страницах этой статьи сочли нужным поделиться некоторым опытом разработки и использования образовательного портала, позволяющего использовать геометрическое наследие аль-Фараби [4] в современном математическом образовании.
Структура образовательного портала (рис. 1), состоит из трех частей, содержание каждой из которых излагается на казахском, русском и, частично, английском языках:
- биография аль-Фараби, труды исследователей о наследиях аль-Фараби, другие материалы образовательно-исследовательского характера. (Восточный (арабский) оттенок дизайна, свойственный Казахстану, начинается с этого раздела и, по возможности, присутствует во всем ресурсе);
- материалы, связанные с мультимедийными представлениями математических объектов и ходом доказательств, а также методиками и технологиями обучения. Это основная часть образовательного портала, отражающая результаты текущей научно-исследовательской работы. На наш взгляд, графическое оформление ресурса максимально простое, но наиболее функциональное;
- блоги, форумы и т. д. Возможно, они интегрируются с вышеперечисленным разделом, как одно целое, или отдельно с учебной компонентой ресурса.
Дизайн портала - адаптивный, рассчитанный, в первую очередь, на мобильные устройства.
Рис. 1. Примерная структура образовательного портала
Образовательный портал содержит мультимедийные, обучающие материалы, блоги, комментарии, статьи в тесной взаимосвязи друг с другом как единое целое, а не как набор разрозненных модулей, материалов, связанных с наследием аль-Фараби. Имеется библиотека для программирования анимации геометрических построений. Структура соответствующей библиотеки позволяет пользователю рисовать геометрические фигуры, вводить математические формулы, излагать комментарии, делать обсуждения и др. Кроме того, имеется возможность реализации масштабирования сцены, в которой будут использоваться своя независимая система координат, возможность перемещения по этой сцене движением мыши или пальцев. Это позволит создавать на сцене геометрические фигуры, которые будут хорошо отображаться на устройствах с разным разрешением экрана (смартфоны, планшеты). При этом в качестве веб-платформы используется PHP YII2 Framework. На клиентской стороне для отображения анимации используется HTML5: svg, canvas и JavaScript. Выбор в пользу HTML5 не случаен, так как HTML5 поддерживается практически всеми современными платформами (linux, Windows, Apple iOS, Android и пр.), и это дает возможность отображать весь сайт на мобильных устройствах, не урезая функционал.
В заключение отметим, что некоторые результаты, полученные в рамках создания описываемого образовательного портала, посвященного геометрическому наследию аль-Фараби, авторами были представлены в виде электронного образовательного ресурса на конференции Института математики Академии наук Республики Казахстан, обсуждены на Втором международном форуме, посвященном математическому наследию аль-Фараби (рис. 2) [5] и других международных научных мероприятиях.
Рис. 2. Электронное средство обучения по геометрическим построениям аль-Фараби
Библиографические ссылки
1. Бидайбеков Е. Ы., Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Создание и использование образовательных электронных изданий и ресурсов. Алматы : Бшм, 2006. 134 с.
2. Гриншкун В. В. Качество информационных ресурсов и профессиональные качества педагогов. Взаимосвязь и проблемы // Информатика и образование. 2013. № 1. С. 79-81.
3. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Структура содержания каталога образовательных ресурсов сети Интернет // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2007. № 2-3. С. 83-89.
4. Аль-Фараби. Математические трактаты. Алма-Ата : Наука, 1972. 318 с.
5. Бидайбеков Е. Ы., Камалова Г. Б., Бостанов Б. F., Джанабердиева С. А. Эл-Фарабидщ математикальщ м^ралары заманауи бшм беру аясында // Вестник КазНУ. Серия «Философия, культурология и политология». 2015. № 2/1(51). С. 443-447.
© Бидайбеков Е. Ы., Бостанов Б. Г., Умбетбаев К. У., 2015