Научная статья на тему 'О СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА НЕПРЕРЫВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА И СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ'

О СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА НЕПРЕРЫВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА И СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СИСТЕМА / ЦЕНТР / МЕХАНИЗМ / СОРЕВНОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВКА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА / СПОРТИВНАЯ ШКОЛА / КОЛЛЕДЖ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахматов М.С., Маткаримов Р.М., Керимов Ф.А., Утенов О.

Мақолада Олимпия захиралари тайёрлашнинг миллий узлуксиз моделини яратиш, спорт машғулотлари ва спорт таълими тизимининг алоқалари ва даражалари ўртасидаги ўзаро таъсирнинг янги ташкилий ва бошқарув технологик базасини шакллантириш, Олимпия захиралари тайёрлаш ва спорт таълими миллий марказини (академиясини) яратиш ҳақида сўз боради.В статье рассматриваются вопросы создания Национальной непрерывной модели подготовки олимпийского резерва, формирования новой организационной и управленческой технологической базы взаимодействия между звеньями и уровнями системы спортивной подготовки и спортивного образования, создания Национального центра (Академии) подготовки олимпийского резерва и спортивной образования на базе «Олимпийской деревни», строящийся для проведения Азиатских юношеских игр в Ташкенте в 2025 году.The article deals with the development of a National continuous model of Olympic Reserve training, the formation of a new organizational and managerial technological base of interaction between the links and levels of the system of sports training and sports education, the creation of a National Center (Academy) of Olympic reserve training and sports education on the basis of the "Olympic Village", under construction for the Asian Youth Games in Tashkent in 2025.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА НЕПРЕРЫВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА И СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Кандидат биологических наук, профессор. М.С. АХМАТОВ1 Доктор педагогических наук, профессор,

Р.М. МАТКАРИМОВ2

Доктор педагогических наук,

профессор,

Ф.А. КЕРИМОВ2

2Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан.

Кандидат педагогических наук, доцент

О. УТЕНОВ1

'Национальный Университет Узбекистана им. М.Улугбека, город Ташкент, Узбекистан,

О СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА НЕПРЕРЫВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА И СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация

Annotation

В статье рассматриваются вопросы создания Национальной непрерывной модели подготовки олимпийского резерва, формирования новой организационной и управленческой технологической базы взаимодействия между звеньями и уровнями системы спортивной подготовки и спортивного образования, создания Национального центра (Академии) подготовки олимпийского резерва и спортивной образования на базе «Олимпийской деревни», строящийся для проведения Азиатских юношеских игр в Ташкенте в 2025 году.

Ключевые слова: модель, система, центр, механизм, соревнования, образование, спортивная подготовка, подготовка олимпийского резерва, спортивная школа, колледж олимпийского резерва, высококвалифицированные спортсмены, спортивный резерв.

The article deals with the development of a National continuous model of Olympic Reserve training, the formation of a new organizational and managerial technological base of interaction between the links and levels of the system of sports training and sports education, the creation of a National Center (Academy) of Olympic reserve training and sports education on the basis of the "Olympic Village", under construction for the Asian Youth Games in Tashkent in 2025.

Key words: model, system, center, mechanism, competitions, education, training, sports school, Olympic reserve college, highly qualified athletes, sports reserve.

В обновленной концепции Узбекистана «От стратегии действий к стратегии развития» определены наиважнейшие задачи в рамках новой инновационной политики, предложенной главой государства. Одним из значимых линий стратегии является проведение в обществе справедливой социальной политики, нацеленной на развитие человеческого капитала его физических и интеллектуальных ресурсных элементов, посредством физической культуры и спорта, а также на формирование в обществе здорового образа жизни. В соответствии с новым вектором стратегии социального прогресса, главной задачей государственной политики является создание условий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни посредством приобщения всех слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Введение. За последние годы в стране проведена значительная работа по укреплению законодательной базы, направленной на усовершенствование физического воспитания подрастающего поколения и развитие массового и большого спорта, построены и оснащены в соответствии с мировыми стандартами спортивные сооружения. Интенсивно развивается сеть специальных спортивно-образовательных учреждений, осуществляющих подготовкой спортсменов высокой квалификации (1,2,3,4).

В Узбекистане полноценный спортивный резерв формируется в колледжах олимпийского резерва,

деятельность которых направлена как на подготовку специалистов среднего спортивного звена, так и резерва для членов сборных команд страны по олимпийским видам спорта ( 5 ).

Вместе с тем, Президентом страны критически было высказано о неудовлетворительном состоянии дел в колледжах олимпийского резерва и детско-юношеских спортивных школах, связанных с подготовкой новой плеяды талантливых спортсменов. В настоящее время, отсутствие в стране целостной системы спортивной подготовки и спортивного образования, основанной на принципах непрерывности в спортивно-образовательном процессе, преемственности подготовки перспективных спортсменов, соответственно потеря перспективных спортсменов при переходе из детско-юношеского во взрослый спорт приводит к разрыву возрастного совершенствования результатов, и как следствие - снижению роста спортивного мастерства.

Актуальность работы. Важно отметить, что в стране организационная и спортивно-образовательная структура детско-юношеского спорта во всех уровнях, имеющие значительные размеры, но также строгую структуру и управляемость не способствует уровню эффективности спортивных школ, колледжей олимпийского резерва по подготовке спортсменов высокого класса и целенаправленному формированию целостной системы подготовки спортивного резерва и спортивного образования,.

www.fansports.uz

№4-2022

L.

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Спортсмены после окончания колледжа, являясь стажерами и членами сборных команд, по причине отсутствия специальных и необходимых условий, не могут эффективно совмещать повышение спортивного мастерства и учебы, из-за отсутствия установленных режимов образовательного и учебно-тренировочного процесса, питания и участия в спортивных мероприятиях. Таким образом, теряется преемственность подготовки перспективных спортсменов, оканчивающих колледжи олимпийского резерва и даже продолжающих учебу в высших образовательных спортивных учреждений ( 6 ).

Мировая статистика показывает, что средний возраст "олимпийцев" составляет 18-26 лет. Такое положение настоятельно требует создания необходимых условий одаренным спортсменам, будущим олимпийцам - выпускникам спортивных колледжей, как минимум 4-5 лет, продолжить в привычном режиме одновременно обучение и совершенствование спортивного мастерства в специальных учебно-подготовительных структурах на принципе непрерывности спотивной подготовки до участия их в Олимпийских играх.

Цель исследования. Моделирование организационного механизма непрерывной системы подготовки олимпийского резерва и спортивного образования в стране.

Объект исследования. Структура и система подготовки спортивного резерва и спортивного образования в республике Узбекистан.

В двадцать первом веке значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене, особенно это проявляется на Олимпийских играх, где государства стремятся заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты - это отражение политической стабильности и социально-экономического развития страны, поэтому, государства для достижения поставленных целей в спорте используют весь потенциал, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Так как, спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене.

В связи с этим, многие страны стараются переходить к формированию новой организационной и управленческой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики и биотехнологий, медицины, информатики и управления. ( 7,8).

Главным достижением элитного спорта мировых спортивных держав является наличие у них комплексных Центров, в которых на высшем уровне готовятся спортсменов по разным видам спорта ( 7 ).

Научно-исследовательские данные и анализ возрастного ценза ведущих спортсменов мира в период их наивысших спортивных достижений доказывают, что спортивная карьера приходится на возрастной

диапазон от 18 до 36 лет, а в спортивной и художественной гимнастике - с 12 лет. Первые спортивные успехи проявляются через 5-7 лет систематических тренировок, соответственно период наивысших достижений через 8-11 лет, а стабилизация спортивных результатов через 12-18 лет, в возрасте 24-30лет.

Вместе с тем, существующая в стране схема по подготовке спортсменов высокой квалификации не может в полной мере обеспечить системность подготовки спортивного резерва, образовательных и профессонально-образовательных программ следствием ряда проблем:

1. Определенный разрыв между его структурами на всех уровнях и звеньях.

2. Нарушение принципа непрерывности и преемственности подготовки одарённых спортсменов на базе детско-юношеских спортивных школ, а перспективных спортсменов на базе колледжей олимпийского резерва и продолжающих спортивное образование в вузах.

3. Несовершенство учебно-методической и научно-исследовательской базы, преемственности и непрерывности выявления спортивно-одаренных детей и определения их спортивной пригодности, селекции и отбора среди них перспективных спортсменов.

4. Выстраивание эффективной системы подготовки спортивного резерва, повышение уровня спортивного мастерства спортсменов, продление их спортивного долголетия.

5.Кроме того, не сформирована целостная система подготовки спортивного резерва и спортивного образования, не налажен тесный контакт между коллективами физической культуры общеобразовательных и спортивно-образовательных учреждений, спортивными обществами, федерациями и физкуль-турно-спортивными клубами на местах, в силу чего образовался определенный разрыв между подготовкой спортивного резерва (на всех его уровнях и звеньях).

На сегодняшний день, спортивная молодёжь страны из числа выпускников колледжей олимпийского резерва в возрасте 18-19 лет, попадая после окончания учёбы в условия отсутствия необходимого режима, учебно-тренировочных нагрузок, сбалансированного питания и систематического участия в спортивных мероприятиях, резко снижает свои спортивные результаты, что в целом сказывается на спортивном имидже республики.

Сложившаяся ситуация настоятельно требует предоставления одаренным спортсменам - выпускникам колледжей олимпийского резерва, возможности, как минимум в течение 3-4 лет, продолжить обучение в сочетании с совершенствованием спортивного мастерства на базе специальных учебно-подготовительных структур на принципах непрерывности спортивной подготовки.

Обеспечение высокого уровня качества и непрерывного спортивного образования, дальнейшее совершенствование спортивного мастерства на базе

см см о см

го га

0 ^

ю

1

с го

№4-2022

www.fansports.uz

5

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

см см о см

го га

0

ю

1

среднего, средне-специального и высшего образования, преемственности подготовки высококвалифицированных спортсменов требует создания соответствующей структуры, способный объединить реализацию проблем и готовить высококлассных спортсменов и тренеров, способных достойно представлять страну на международных соревнованиях.

Все это требует необходимости создания в Узбекистане новой совершенной структуры спортивного образования и олимпийской подготовки.

В свете требований Президента страны, а также на основании вышеизложенного, разработана Модель организационного механизма Национального Центра (Академии) подготовки олимпийского резерва и спортивной образования.

Условия и база создаваемого Национального Центра даст возможность ликвидировать разрозненность между звеньями и уровнями системы подготовки спортивного резерва, спортивного образования и будет способствовать решению следующих принципиальных задач:

- совершенствование системы выявления талантливых детей и молодёжи для освоения программ спортивной подготовки;

- внедрение механизмов отбора и перевода в организации, осуществляющие спортивную подготовку, спортивно одаренных детей;

- развитие системы поиска, отбора и комплексного сопровождения талантливых спортсменов, в том числе путем формирования системы спортивной (профессиональной) ориентации;

- обеспечение углубленного развития у учащихся-спортсменов профессиональных наклонностей, умений и навыков;

- совершенствование эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности отечественного спорта на международной спортивной арене;

- координация деятельности региональных центров подготовки олимпийского резерва и спортивной образования, а также районных (городских) отделов подготовки олимпийского резерва и спортивной образования Национального центра (Академии);

- организация мониторинга селекции и отбора олимпийского резерва в региональном и районном (городском) разрезе среди спортсменов, прошедших начальную и целенаправленную спортивную подготовку, а также выявлению спортивно-одарённых учащихся общеобразовательных и других образовательных учреждений;

- повышение эффективности работы спортивных школ, повышение качества тренировочного процесса, стимулирование работы административного и тренерского составов спортивных школ путем участия в региональных, республиканских и иных спортивных мероприятиях, а также проведения республиканских смотров-конкурсов;

- модернизация системы подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренер-ско-преподавательского состава;

- проведение научных исследований и разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва;

- разработка и внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья;

- создание системы государственного заказа по подготовке спортсменов - кандидатов в состав основных спортивных сборных команд страны по видам спорта, а также заключения соглашений с субъектами Республики Узбекистана о целевой подготовке спортсменов - членов спортивных сборных команд страны с учетом приоритетных направлений развития спорта высших достижений;

- разработка и внедрение эффективных физкуль-турно-спортивных технологий, модернизацию системы научно-методического, медико-биологического, психологического и педагогического обеспечения сборных команд страны и спортивного резерва;

- развитие системы подготовки спортивного резерва, включая формирование единой системы координации деятельности и методического обеспечения физкультурно-спортивных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта и (или) программы спортивной подготовки.

Кроме того, Центр даст возможность совершенствовать нормативно- правовую базу, регулирующей вопросы системы подготовки спортивного резерва путем:

- разработки и внедрения типовых программ спортивной подготовки с учетом тенденций развития мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий;

- развитие системы поиска, отбора и комплексного сопровождения спортивно одаренных детей, включая их спортивную ориентацию, с учетом выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;

- развитие механизмов преференций для спортсменов высокой квалификации, в том числе завершающих спортивную карьеру, в сфере получения образования и трудоустройства, включая заключение договоров о целевом обучении для подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта;

- организация и проведение централизованной подготовки спортивного резерва для юношеских, юниорских и основных составов сборных команд Республики Узбекистана и обеспечение их участия в международных официальных спортивных мероприятиях.

6

www.fansports.uz

№4-2022

Спорт машFулотлари: техника, тактика, усулият

Техника, тактика и методика спортивной тренировки - оказание адресной финансовой поддержки спор- «Академии спорта высших достижений», обеспечив тивным организациям, осуществляющим подготовку спортсменов-учащихся и студентов бесплатным спортивного резерва для сборных команд Республики питанием, спортивной табельной формой и местом Узбекистана по базовым видам спорта; проживанием; - внедрении кластерной модели управления подго- - создание районных (городские) отделов подготовкой спортивного резерва на региональном уровне; товки олимпийского резерва и спортивного образо- - оказание методической помощи спортивным вания Национального центра (Академии), а также секциям общеобразовательных школ, спортивных открыть при их структуре специализированные клубов, детских спортивных объектов (комплексов) спортивные школы-интернаты и обеспечить спори спортивных комплексов; тсменов-учащихся бесплатным питанием, спортивной - обеспечение на системной основе подбора табельной формой и местом проживанием; и укомплектования спортивно-образовательных - внедрение новой системы оплаты труда тре-учреждений высокопрофессиональными преподава- неров-преподавателей, инструкторов-методистов, тельскими и тренерскими кадрами и повышение их преподавателей физической культуры и медицин-квалификации; ских работников и руководящей состав учреждений, - обеспечение спортсменов-учащихся олимпий- занятых в сфере подготовки олимпийского резерва и ской подготовки качественным питанием, страхова- спортивной образования, с учетом результативности нием, медико-психологическим и другими видами их деятельности контроля, мониторинга и условий укрепления их Заключение. Результативность «Национального здоровья и реабилитации; центра (Академии) подготовки олимпийского резерва - подготовка бакалавров, магистров и научно-пе- и спортивной образования» в перспективе поднимет дагогических кадров в сфере физической культуры уровень подготовки спортсменов высокого класса и спорта по направлению подготовки специалистов и их резерва, способных достойно представлять тренеров-преподавателей по олимпийским видам страну на всех континентах и странах, добиваться спорта, управлению спортивными сооружениями, высоких спортивных достижений на Олимпийских и спортивному менеджменту и маркетингу, организации Азиатских играх, чемпионатах мира, Азии и других и проведению зрелищных спортивно-массовых меро- престижных международных соревнованиях, реально-приятий, спортивной информационной технологии и му выходу спорта Узбекистана на уровень передовых психологии спорта, спортивному праву и экономику спортивных держав мира. физическому культуре и спорту; - воспитание спортсменов высокого класса в духе Птератцра-. патриотизма и самоотверженности, гордости за своё i Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по отечество, преданности идеям независимости, форми- дальнейшему повышению качество формирования резерва спортсменов рование уважения к национальным культурно-исто- по олимпийским и параолимпийским видам спорта путем коренного совершенствования системы! спортивного образования» за №ПП-5279 от рическим ценностям и традициям нар°да. 05.11.2021 г. (Национальная база данных законодательства, 05.11.2021 В целях кардинального улучшения качества и г., № 07/21/5279/1032). координации системы спортивной подготовки и 2. Постановление Президента Республики Узбекистана «О программе спортивного образования в республике по обеспече- рГппиттииопеятпелЬГГспии 1спор™вно-образовательных учреждений» за r r r J №ПП-5280 от 05.11.2021 г. (Национальная база данных законодатель- нию непрерывности роста спортивного мастерства ства, 05.11.2021 г., №07/21/5280/1033; 15.01.2022 г., № 06/22/52/0029) в цикле олимпийской подготовки спортсменов, 3. Постановление Президента Республики Узбекистана «О комплекс-укомплектования всех звеньев системы спортивной ной подготовке сп°ртсмен°в Узбекистана к тш летним Олшш^кш _ и XVII Параолимпийским играм, проводимым в городе Париже (Франция) подготовки и спортивного образования высококва- в 2024 году» №ПП-5281 от 05.11.2021 г. (Национальная база данных лифицированными кадрами, их научно-методиче- законодательства, 05.11.2021 г., № 10/21/5281/1034; 15.01.2022 г., ского, медицинского, материально-технического и № °6/22/52/°°29). с- 4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском нормативно-правового обеспечения, рационального r г спорте. Общая теория и ее практические приложения [The system for использования выделяемых на эти цели финансовых preparing athletes in Olympic sport. General theory and its practical applications]: средств, предусмотреть: учебник для тренеров. Киев: Олимп. лит.; 2015. Кн. 2; 752 с. - в Республике Узбекистан создание «Националь- 5. Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм / [Бубка CH., Булатова М.М., Есентаев Т.К. и др.; под ред. CH. Бубки, В.Н. ного центра (Академии) подготовКИ олимпийского Платонова]. - М.: Спорт, 2019. - 480 с. резерва и спортивной образования» на базе «Олим- 6. Ахматов М.,Утенов О "Повышение качества спортивного образо-пийской деревни», строящийся для проведения Ази- вания и совершенствование системы! подготовки олимпийского резерва т -in-ic в Республике Узбекистан"// Фан-Спортга, №1, 2007г.С-12 . атских юношеских игр в Ташкенте в 2025 году; _ „ , r J ' 7. Особенности подготовки спортсменов в странах-конкурентах - в структуре Национального центра (Академии) России на ОИ (Франция) 16 декабря 2021 г. https://www.sport-teams. сохранить общеобразовательное и среднее специ- ru/news/osobennosti podgotovki sportsmenov v stranah konkurentah rossii альное, профессиональное образовательное звено na oi francziya 8. Современная система спорта высших достижений и олимпийской в форме колледжей олимпийского резерва, а также подготовки в Китае. https://bstudy.net/946336/sport/sovremennaya sistema открыть высшее образовательный уровень в форме sporta vysshih dostizheniy olimpiyskoy podgotovki. CM CM 0 CM if 01 -2L • CO ra t 0 Œ w 1 £Z СО LL 7

№4-2022 www.fansports.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.