Научная статья на тему 'О создании мобильных рабочих мест для электрических испытаний малых космических аппаратов'

О создании мобильных рабочих мест для электрических испытаний малых космических аппаратов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
46
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кочура С.Г., Кузнецов Н.А., Носенков А.А.

Сформулированы проблемы модернизации инструментальных средств для электрических испытаний малогабаритных космических аппаратов (КА) и предложены подходы эффективного построения мобильных рабочих мест испытаний на примере КА «Гонец».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кочура С.Г., Кузнецов Н.А., Носенков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MOBILE WORKPLACES FOR SMALL SPASECRAFTS ELECTRICAL TESTS

The problems of modernization of instruments for small spacecrafts electrical tests are shown in this paper. The approaches to effective development of mobile workplaces are suggested using an example of the Gonetz spacecraft.

Текст научной работы на тему «О создании мобильных рабочих мест для электрических испытаний малых космических аппаратов»

Решетневские чтения

S. G. Kochura

JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk STRUCTURAL COMPREHENSIVE LEVEL OF SPACECRAFTS ELECTRICAL TESTS

The new interpretation of a number ofproblems of structural comprehensive building and defining of electrical testing purposes of communication spacecrafts is offered.

© Konypa C. r., 2010

УДК 658.5.012.011.56

С. Г. Кочура, Н. А. Кузнецов ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Железногорск

А. А. Носенков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россиия, Красноярск

О СОЗДАНИИ МОБИЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МАЛЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Сформулированы проблемы модернизации инструментальных средств для электрических испытаний малогабаритных космических аппаратов (КА) и предложены подходы эффективного построения мобильных рабочих мест испытаний на примере КА «Гонец».

Современные, в том числе малые, КА связи отличаются от своих предшественников возросшими в разы сроками активного существования, энерговооруженностью, пропускной способностью, оснащенностью бортовыми вычислительными средствами. Все это стало возможно благодаря успешному внедрению в космическое приборостроение новых наукоемких технологий и более совершенных образцов микроэлектроники. Платой за достигнутые показатели качества КА стало многократное усложнение бортовых интерфейсов (БИ) и значительное увеличение объемов информационного трафика в каналах обмена данными между модулями бортовой аппараты (БА) космического аппарата, а также между самим КА и наземным оборудованием. На этом фоне достаточно четко проявилась проблема наземных технологических средств испытаний (ТСИ) КА, в первую очередь электрических испытаний. Она заключается в том, что ТСИ не успевают модернизироваться вслед за изменением БА и БИ. И это отставание начинает приобретать хронический характер. Как следствие, снижается качество проверок КА на заводе-изготовителе (ЗИ) и возрастает риск потери функциональных возможностей КА в процессе штатной эксплуатации.

Общепринятый подход полагает, что каждое рабочее место (РМ) для испытания КА оснащается всем необходимым оборудованием, которое затем сдается заказчику и эксплуатируется в течение всего жизненного цикла как единый комплекс ТСИ. Такой подход регламентируется государственными стандартами по разработке наземного испытательного оборудования.

В частности, комплексы государственных военных стандартов «Мороз 6» и «Климат 7» однозначно определяют порядок разработки, приемки и ввода в эксплуатацию ТСИ. Несмотря на то, что идея создания унифицированных ТСИ КА является прогрессивной и находится в русле современных мировых тенденций, ее практическая реализация показала, что требуемого уровня мобильности и оперативности при создании унифицированных РМ электрических испытаний малогабаритных КА только за счет унификации ТСИ добиться весьма проблематично.

Доработка или модернизация ТСИ всегда ведет к привлечению значительных дополнительных ресурсов (финансовых, временных, человеческих). В тех случаях, когда востребованный ресурс в данный момент отсутствует или не достаточен для полноценной реализации проекта, решающую роль может сыграть технология проектирования и производства ТСИ. Проектирование ТСИ в соответствии с открытыми стандартами на базе унифицированных модулей и приборов, поддерживающих технологию Plug&Play, требует существенно меньших ресурсов.

В настоящее время использование открытых международных стандартов является общепринятым подходом при проектировании контрольно-проверочной аппаратуры (КПА) и контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), но, тем не менее, это не снимает остроту рассматриваемой проблемы. Использование унифицированных модулей в составе КПА (КИА) позволяет заметно сократить стоимость и время изготовления этой аппаратуры, но полностью исключить производственную составляющую (изготовление и

Испытания и эксплуатация ракетно-космической техники

интеграцию новых модулей) из этапа подготовки РМ для испытаний КА не удается. В то же время отказ от разработки и изготовления уникальных ТСИ и переход на покупное стандартное оборудование позволяют исключить из технологического процесса подготовки испытаний КА производство специализированных ТСИ.

Другое перспективное направление - использование набора стандартных, унифицированных модулей, из которых, как из кубиков, строится любой автоматизированный испытательный комплекс (АИК), необходимый для проверок конкретного КА. В этом случае существенно сокращается избыточность АИК, а состав испытательного оборудования всегда оптимизирован под конкретное изделие. Исходя из предлагаемого подхода аппаратная составляющая АИК может быть трансформирована в набор отдельных функциональных модулей, каждый из которых способен самостоятельно выполнять свою функциональ-

ную задачу. Эти модули комплексируются по электрическим схемам испытаний конкретного КА на четко определенном рабочем месте. По завершении испытаний очередного КА схема разбирается, а все функциональные модули вместе с другим наземным оборудованием переводятся в режим хранения. В этом случае технологический процесс создания рабочего места для испытаний КА становится более управляемым и гибким, а процесс адаптации конкретного РМ под конкретный КА существенно упрощается.

Основная позитивная составляющая идеи создания мобильных испытательных рабочих мест заключается в том, что таковые создаются из имеющегося набора готовых модулей на время проведения испытаний конкретного космического аппарата и по завершении таковых полностью демонтируются, и передаются на штатное место хранения.

S. G. Kochura, N. A. Kuznetsov JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk

A. A. Nosenkov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

DEVELOPMENT OF MOBILE WORKPLACES FOR SMALL SPASECRAFTS ELECTRICAL TESTS

The problems of modernization of instruments for small spacecrafts electrical tests are shown in this paper. The approaches to effective development of mobile workplaces are suggested using an example of the Gonetz spacecraft.

© Кочура С. Г., Кузнецов Н. А., Носенков А. А., 2010

УДК 681.7.069.2

С. А. Крат, В. В. Христич ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева», Россия, Железногорск

А. А. Филатов

ООО «Научно-производственное предприятие волоконно-оптического и лазерного оборудования», Россия, Санкт-Петербург

СПОСОБ ИМИТАЦИИ СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ ДЛЯ ТЕПЛОВАКУУМНОЙ ОТРАБОТКИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ГАЗОРАЗРЯДНЫХ ЛАМП ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Рассмотрен вопрос построения схемы суммирования световых потоков от серийно выпускаемых ксеноно-вых ламп семейства XBO для имитации солнечного излучения.

Целью тепловакуумной отработки является экспериментальная проверка теплового режима и тепловых схем вновь разрабатываемых внешних элементов изделия, приборов и оборудования при имитации условий выведения и орбитального функционирования (штатной эксплуатации).

К задачам, решаемым в ходе испытаний, относятся: верификация математической модели кондуктив-ного теплообмена между элементами конструкции

платформы; проверка соответствия температур элементов конструкции изделия и приборов заданным требованиям к системе терморегулирования, а также требованиям к внешним элементам при имитации предельных значений внешних и внутренних тепловых нагрузок; определение температурных полей по внешним элементам конструкции фрагментов изделия; проверка достаточности мощности электрообогревателей внешних приборов и оборудования фраг-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.