Научная статья на тему '«о создании Божиих церквей и о прочих многих в Сибири вещех» к юбилею Ирины Леонидовны Маньковой'

«о создании Божиих церквей и о прочих многих в Сибири вещех» к юбилею Ирины Леонидовны Маньковой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««о создании Божиих церквей и о прочих многих в Сибири вещех» к юбилею Ирины Леонидовны Маньковой»

ЮБИЛЕИ

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 4 (16). 2016, 243-266

«О СОЗДАНИИ БОЖИИХ ЦЕРКВЕЙ И О ПРОЧИХ МНОГИХ В СИБИРИ ВЕЩЕХ»

К юбилею Ирины Леонидовны Маньковой

В 2016 г. отмечает 55-летний юбилей кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, доцент кафедры истории России Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина Ирина Леонидовна Манькова.

Она родилась 6 июля 1961 г. в г. Свердловске в семье инженеров. В 1979 г. поступила на исторический факультет Уральского государственного университета, с первого курса участвовала в Уральской археографической экспедиции. Первым ее наставником в полевой работе стала М. Г. Казанцева. На втором курсе, по предложению А. Т. Шашкова, она начала изучение истории библиотеки Далматовского Успенского монастыря. Творческая атмосфера, сложившаяся в те годы в археографической лаборатории и экспедиции, профессиональная подготовка, полученная на занятиях в студенческом археографическом кружке, общение с научным руководителем А. Т. Шашковым и работа в архивах способствовали формированию интереса к научному поиску, приобретению навыков исследовательской работы. В студенческие годы И. Л. Манькова участвовала в конференциях студентов и молодых ученых, проводившихся в вузах Калинина (Твери), Новосибирска, Томска. Ее дипломная работа была посвящена истории Далматовского Успенского монастыря в XVII-XIX вв., его роли в духовной жизни края. В условиях идеологических установок начала 1980-х гг. кафедра истории СССР досоветского периода, на которой выполнялся диплом, была вынуждена дать этой работе название «Далматовский Успенский монастырь как оплот самодержавия», в противном случае она бы не была допущена к защите. Собранный в студенческие годы архивный материал стал основой для первых научных публикаций, вышедших в соавторстве с А. Т. Шашковым.

С родителями Леонидом Александровичем и Галиной Филипповной, братом Павлом. 1970 г.

По окончании УрГУ в 1984 г. Ирина Леонидовна была направлена учителем истории в среднюю школу № 5 города Среднеуральска, где и трудилась до 1987 г. Работая в школе, во время отпусков она продолжала участвовать в археографических экспедициях, не порывая связи с университетской лабораторией. В 1987 г., по приглашению руководителя уральских археографов профессора Р. Г. Пихои, перешла на работу в УрГУ и продолжила свои научные изыскания, фактически являясь сотрудником лаборатории археографических исследований (ЛАИ). В те годы сотрудники лаборатории занимались описанием рукописных и старопечатных книг собранной ими коллекции, подготавливали серию изданий «Памятники письменности Урала». В 1989 г. была создана ву-зовско-академическая лаборатория археографических исследований и часть сотрудников ЛАИ УрГУ перешла в Институт истории и археологии (ИИиА) УрО АН СССР. В их числе была и И. Л. Манькова, с января 1990 г. ставшая младшим научным сотрудником института.

Когда в 1989 г. она поступила в аспирантуру, научный руководитель Р. Г. Пихоя предложил писать кандидатскую диссертацию о много-

В археографической экспедиции. 1982 г.

укладности российской экономики периода капитализма. Но увлечение «монастырской» тематикой оказалось сильнее, и в итоге тема будущей диссертации была определена как социально-экономическое развитие уральских монастырей в XVII — начале XVIII в. После переезда Р. Г. Пи-хои в Москву научным руководителем Ирины Леонидовны стал доцент В. И. Байдин, под чьим руководством в 1993 г. и была защищена диссертация «Монастыри Восточного Урала в XVII — первой четверти XVIII в.: социально-экономическое развитие».

После ликвидации в 1992 г. академической части ЛАИ И. Л. Манькова осталась работать в ИИиА УрО РАН в научно-исследовательском проекте «Традиционная культура и агрикультура русского населения Урала», выполнявшемся под руководством профессора Н. А. Миненко. Результатом стала коллективная монография «Традиционная культура русского крестьянства Урала XVIII-XIX вв.», опубликованная в 1996 г. Ирина Леонидовна также участвовала в подготовке Уральской исторической энциклопедии, первое издание которой вышло в 1998 г. (переиздана в 2000 г.), и многих научных проектах, в том числе по истории академических исследований Урала XVIII-XIX вв. и истории Ямала.

Во время работы международного семинара «Проблемы изучения и издания памятников славяно-русской письменности позднего Средневековья» с академиком Н. Н. Покровским.

Свердловск, 1990 г.

Крупным вкладом в изучение первых шагов промышленного освоения восточных окраин России стала совместная с Е. А. Курлаевым монография «Освоение рудных месторождений Урала и Сибири в XVII веке: у истоков российской промышленной политики», изданная в Москве в 2005 г. Это исследование было поддержано грантом Российского гуманитарного научного фонда.

С марта 1995 г. по январь 2009 г. Ирина Леонидовна работала ученым секретарем Института истории и археологии УрО РАН; с января 2009 г. по настоящее время — ведущий научный сотрудник сектора историографии и методологии. В 2009-2012 гг. выполняла обязанности заместителя директора по научной работе (по приказу директора Института академика В. В. Алексеева). В качестве члена оргкомитетов она приняла участие в большом количестве научных мероприятий различ-

В музее Невьянской иконы с коллегами. Слева направо: И. Л. Манькова, В. П. Степаненко, И. В. Починская, В. И. Байдин, Е. М. Иванова, Б. Б. Овчинникова, Е. М. Главацкая. 2003 г.

ного уровня. С 2002 г. постоянно выступает с докладами по проблемам земледельческой колонизации Урало-сибирского региона на научных сессиях Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Участвовала в международной научной школе «Древняя Русь» (Париж, 2003), организованной Школой высших исследований в области социальных наук Национального центра научных исследований (EHESS-CNRS, Париж) и Институтом всеобщей истории РАН.

С 1987 г. Ирина Леонидовна ведет преподавательскую деятельность в УрГУ (с 2011 г. — Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина), с 1995 г. — в должности доцента кафедры истории России (в 2000 г. получила научное звание «доцент»). Ею разработаны курсы «История и культура Урала», «Основные проблемы современной исторической регионалистики», «История России XVIII — начала XX в.». Она принимала активное участие в создании научно-образовательного центра «Социальная история» УрГУ и ИИиА УрО РАН, с 2008 по 2012 гг. координировала его деятельность со сторо-

Встреча членов Ученого совета Института истории и археологии Уральского отделения РАН с председателем Отделения историко-филологических наук РАН академиком А. П. Деревянко.

Слева направо: И. Л. Манькова, Г. Е. Корнилов, К. И. Зубков, А. В. Головнёв, Д. В. Гаврилов, Е. Т. Артемов, академик В. В. Алексеев, И. В. Побережников, академик А. П. Деревянко, А. Ф. Шорин, Л. Н. Корякова, А. В. Сперанский, Е. К. Созина. 2004 г.

ны института. В 2010-2012 гг. участвовала в выполнении госконтракта по теме «Человек в условиях социально-культурных трансформаций российского общества XVII-XX вв.» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»), осуществлявшегося совместно УрФУ и ИИиА УрО РАН. Под ее руководством в 2013 г. успешно защищена кандидатская диссертация И. А. Никулина «Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков) — церковный деятель, писатель и мыслитель второй половины XVII в.»1

Ирина Леонидовна — член редколлегии научного журнала «Уральский исторический вестник», Ученого совета ИИиА УрО РАН, комиссии при Министерстве культуры Свердловской области по присужде-

1 На основе диссертации под редакцией И. Л. Маньковой вышла монография. См.: Никулин И. А., свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2015. 313 с.

Обсуждение совместных планов в Екатеринбургской духовной семинарии. Слева направо: И. А. Никулин, М. Ю. Нечаева, И. Л. Манькова, протоиерей П. И. Мангилёв. 2013 г.

нию премии губернатора Свердловской области в музейной сфере. Ее деятельность отмечена грамотами Правительства Свердловской области (2008 г.), Администрации Екатеринбурга (2012 г.), митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (2012 г.), архиепископа Курганского и Шадринского Константина (2012 г.).

* * *

«...О поставлении в Сибири городов и о создании Божиих церквей... и о прочих многих в Сибири вещех кииждо изложих по главам, да не с трудом вся обрящутся», — писал Савва Есипов в 1630-х гг.2 Эти слова летописца характеризуют широкую научную деятельность Ирины Леонидовны. Однако при всем разнообразии ее интересов магистральной темой исследований остается история Русской Православной Церкви на Урале и в Сибири в ХУН-ХУШ вв.

2 Сибирские летописи. СПб., 1907. С. 106, 172.

Изучение истории Далматовского монастыря в самом начале научного пути началось с поиска источников для реконструкции состава монастырской библиотеки. Следуя традициям школы академика Н. Н. Покровского (руководители И. Л. Маньковой — А. Т. Шашков, В. И. Бай-дин — ученики Н. Н. Покровского), Ирина Леонидовна осуществила первую научную публикацию вкладных книг Далматовского Успенского монастыря последней четверти XVII — начала XVIII в.3 Эти бесценные источники были систематизированы и сопровождены обстоятельными комментариями, именным и географическим указателями и словарем. Кроме того, в сборник документов вошли источники по ранней истории Далматовской обители.

Продолжением исследования стала диссертация «Монастыри Восточного Урала в XVII — первой четверти XVIII в.: социально-экономическое развитие»4. В ее первой главе представлена история возникновения Верхотурского, Далматовского, Невьянского монастырей, формирование их земельных владений; вторая глава посвящена населению монастырских вотчин; в третьей анализируется хозяйство монастырей. В работе автору удалось показать своеобразие экономической жизни зауральских обителей в отличие от ситуации в Центральной России или в Приуралье. Здесь, по мнению исследовательницы, проявилось особое отношение властей к монастырям, которые в первую очередь рассматривались ими как форпосты русской колонизации Сибири. Через Уральский хребет шел тогда большой поток переселенцев из северных и центральных районов Московского царства. Значительная часть переселенцев проходила через уральские обители. Пользуясь поддержкой монастырей, участвуя в их хозяйственной жизни, они поправляли свое материальное положение и двигались дальше на восток. Именно поэтому, полагает автор, государство поддерживало расширение монастырских земель и их экономическое развитие, само жаловало им еще неосвоенные территории. Рецензенты отмечали, что в диссертации убедительно показан сложный процесс формирования монастырского зависимого населения и впервые в историографии доказано, что отношения мона-

3 Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (последняя четверть XVII — начало XVIII в.) Сб. док. Свердловск, 1992. 246 с.

4 Манькова И. Л. Монастыри Восточного Урала в XVII — перв. четв. XVIII в.: социально-экономическое развитие. Дисс. ... канд. ист. наук / Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 1993.

стырей с крестьянами строились не только на эксплуататорских устремлениях вотчинников, а являлись «своеобразным социальным симбиозом», основанным на взаимовыгодных интересах.

Изучение истории Православия отразилось и в работе Ирины Леонидовны по описанию старообрядческих рукописей. На протяжении целого ряд лет вместе со своими коллегами она участвовала в подготовке каталогов книг из собрания Древлехранилища ЛАИ5. Востребованным монографическим исследованием юбиляра стала книга по истории Екатерининского собора, освященного в 1725 г. и уничтоженного в 1930 г. На основе широкого круга источников автор представила историю строительства и обновления первого храма Екатеринбурга, а также повседневную жизнь его прихожан6. Многие годы, по крупицам собирая факты, она проводила научную реконструкцию биографии основателя Успенского монастыря старца Далмата. Эти материалы легли в основу документов для общецерковного прославления угодника Божия. Преподобный Далмат был канонизирован на Архиерейском Соборе в 2013 г. Статьи И. Л. Маньковой о Далмате и основанном им монастыре включены в многотомное справочное издание «Православная энциклопедия».

Став одним из ведущих специалистов по истории Православия на Урале, Ирина Леонидовна вошла в состав авторов крупного научного проекта «История Екатеринбургской епархии», выполненного к 125-летию епархии в 2010 г.7 Книга охватывает историю Православной Церкви в границах всего Среднего Урала на протяжении XVII—XX вв. Перу И. Л. Маньковой (в соавторстве с Е. М. Главацкой) принадлежит первая часть издания, посвященная русской колонизации и распространению Православия на территории Среднего Урала, начиная с проповеди свя-

5 Каталог старопечатных и рукописных книг Древлехранилища Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета. Ч. 4. Екатеринбург, 1997. 136 с. [соавт. С. А. Белобородов, Е. А. Полетаева]; Каталог старопечатных и рукописных книг Древлехранилища Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета. Ч. 2. Екатеринбург, 1995. 118 с. [соавт. С. А. Белобородов]; Каталог старопечатных и рукописных книг Древлехранилища Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета. Ч. 1. Екатеринбург, 1994. 188 с. [соавт. С. А. Белобородов].

6 Манькова И. Л. Храм в сердце и памяти (очерки истории екатеринбургского Екатерининского собора). Екатеринбург, 2000. 144 с.

7 История Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Сократ, 2010. 552 с. [соавт. Е. М. Гла-вацкая, М. Ю. Нечаева, А. В. Мангилёва и др.].

того Стефана Великопермского в XIV в. и времени заселения русскими людьми восточного склона Уральских гор в XVI в. до прославления святого праведного Симеона Верхотурского в конце XVII в.

В настоящее время Ирина Леонидовна продолжает исследование своей основной научной темы, используя не только новые исторические источники, но и современные методологические подходы. В контексте историко-ландшафтного подхода она, в частности, занимается реконструкцией «православного ландшафта» Западной Сибири XVII — начала XVIII в., выявляет и локализует разнообразные материальные и символические его объекты, определяет акторов процесса и анализирует его влияние на ход русской колонизации этого огромного региона.

Высокий профессионализм и трудолюбие, отзывчивость и доброжелательность, постоянная готовность к плодотворному сотрудничеству отличают Ирину Леонидовну как человека и ученого. На протяжении многих лет она сотрудничает с Екатеринбургской епархией, Екатеринбургской духовной семинарией, Далматовским Успенским монастырем, выступая на научно-богословских конференциях и в качестве участника, и в качестве соорганизатора, публикует свои статьи в журнале «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии».

Коллеги и друзья Ирины Леонидовны, администрация, преподаватели и студенты Екатеринбургской духовной семинарии желают ей здоровья, долгих лет жизни, творческих успехов и новых научных достижений. Многая лета!

Свящ. Иоанн Никулин

На конференции «Романовы в истории Урала». Верхотурье, 2013 г.

Экспедиция на Авраамиев остров, с В. И. Байдиным (второй слева) и А. Т. Шашковым (справа). 1982 г.

Список научных трудов И. Л. Маньковой 1983-2016 гг.

1983

1. Библиотека Далматовского монастыря в XVII — перв. пол. XVIII в. // Общественно-политическая мысль дореволюционного Урала. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1983. С. 47-56 [соавт. А. Т. Шашков].

2. Летопись ротмистра Станкевича и В. Н. Татищев // Исследования и исследователи Оренбургского края XVIII — нач. XX в. Мат-лы респ. научн. конф. 12-14 мая 1983 г. Оренбург, 1983. С. 155-157 [соавт. А. Т. Шашков].

1987

3. Из истории формирования библиотеки Далматовского монастыря в XVII-XVIII вв. // Русская книга в дореволюционной Сибири: государственные и частные библиотеки / ГПНТБ СО АН СССР. Новосибирск, 1987. С. 53-74 [соавт. А. Т. Шашков].

4. Записи на книгах уральских собраний // Археография и изучение духовной культуры. III Уральские археографические чтения. 3-5 февраля 1987 г. Свердловск, 1987. С. 17-18 [соавт. С. А. Галишев].

1988

5. «Книга прикладная денежная и скотская» Далматовского Успенского монастыря (1674-1702 гг.) // Культура и быт трудового населения дореволюционного Урала. Тез. докл. научн. конф. 27-29 апреля 1988 г. Свердловск, 1988. С. 9-11.

1989

6. Жизнь и деятельность архимандрита Далматовского Успенского монастыря Исаака // Областные научные чтения памяти П. А. Флоренского. Тюмень, 2 марта 1989 г. Тюмень, 1989. С. 27-29.

7. Книжный вклад Афанасия Холмогорского в Далматовский монастырь 1700 г. // Письменность и книгопечатание. Мат-лы научн. конф. к 1100-летию создания славянского алфавита, 200-летию книгопечатания в Сибири. Тюмень, 1989. С. 43-46.

8. Неопубликованные материалы по истории Далматовского Успенского монастыря // Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 32-45.

9. Новые источники по истории заселения вотчины Далматовского монастыря в 60-е гг. XVII в. // Уральские археографические чтения. Тез. докл. научн. конф. студентов и молодых ученых. 25-27 апреля 1989 г. Свердловск, 1989. С. 5-8.

10. Рукописные и старопечатные книги Государственного архива Оренбургской области // Письменность и книгопечатание. Мат-лы научн. конф. к 1100-летию создания слав. алфавита, 200-летию книгопечатания в Сибири. Тюмень, 1989. С. 38-40 [соавт. А. Т. Шашков].

1990

11. Исаак Мокринский // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1990. Вып. 44. С. 141-142 [соавт. А. Т. Шашков].

1991

12. Далматовский Успенский монастырь как место ссылки и заточения // Религия и церковь в Сибири. Вып. 2. Тюмень, 1991. С. 21-30.

13. Рукописные и старопечатные книги Зауралья ХУ1-ХХ вв. // Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья. Т. 1. Вып. 1. Сер.: Памятники письменности Урала / сост.: А. Т. Шашков, В. И. Байдин. Свердловск, 1991. 240 с. [соавт. О. К. Беляева, С. А. Галишев, П. И. Мангилёв и др.].

1992

14. Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (последняя четверть XVII — начало XVIII в.). Сб. док. Свердловск, 1992. 246 с.

15. Приходо-расходные книги кон. XVII — нач. XVIII в. как источник по истории хозяйства уральских монастырей // Источники по социально-экономической истории Урала дооктябрьского периода. Екатеринбург, 1992. С. 27-35.

16. Государственная политика в отношении землевладения урало-сибирских монастырей в XVII — нач. XVIII в. // Религия и Церковь в Сибири. Вып. 4. Тюмень, 1992. С. 12-23.

1993

17. Исаак // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. Ч. 2. СПб., 1993. С. 113-116 [соавт. А. Т. Шашков].

18. К вопросу о формировании категории монастырских крестьян на Урале в XVII в. // Методика и опыт изучения сельских поселений Урала. Мат-лы регион. научн. конф. 21 октября 1992 г. Екатеринбург, 1993. С. 22-28.

19. Монастыри Восточного Урала в XVII — перв. четв. XVIII в.: социально-экономическое развитие. Автореф. дисс____канд. ист. наук / Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 1993. 18 с.

20. Рукописные и старопечатные книги Зауралья XVII-XX вв. Описания // Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья. Т. 2. Вып. 1. Сер.: Памятники письменности Урала / сост.: В. И. Байдин, А. Т. Шашков. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. 298 с. [соавт. И. А. Ваганова, С. А. Галишев, М. Г. Казанцева и др.].

1994

21. Винная монополия и Сибирь при Петре I (по материалам законодательства) // Сургут, Сибирь, Россия. Междунар. научн.-практ. конф. 22-25 марта 1994 г. Тез. докл. Екатеринбург, 1994. С. 100-103.

22. Каталог старопечатных и рукописных книг Древлехранилища Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета. Ч. 1. Екатеринбург, 1994. 188 с. [соавт. С. А. Белобородов].

23. От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки Российской провинции. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1994. 152 с. [соавт. П. И. Мангилёв, Н. А. Мудро-ва, А. Г. Мосин, А. Т. Шашков].

24. Роль монастырей в освоении Сибири (XVII — нач. XVIII в.) // Роль русского культурного пространства в становлении российской государственности в Сибири. Межрегион. научн.-практ. конф. 3-5 февраля 1994 г. Тюмень, 1994. С. 156-158.

25. Формирование земельных владений Далматовского монастыря // XI Бирюковские чтения. Межрегион. научн. конф. Шадринск, 1994. С. 21-23.

1995

26. Город и монастырь: проблемы взаимодействия на начальных этапах освоения Урала // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. 2. Русская колонизация Урала: историко-культурные процессы. Междунар. научн. конф. Челябинск, 1995. С. 167-169.

27. Из истории освоения верховьев Чусовой в XVII в. // Летопись уральских деревень. Межрегион. научн. конф. Екатеринбург, 1995. С. 27-31.

28. Каталог старопечатных и рукописных книг Древлехранилища Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета. Ч. 2. Екатеринбург, 1995. 118 с. [соавт. С. А. Белобородов].

29. На путях к податной реформе 1718-1724 гг.: монастырские крестьяне и государственные налоги // Религия и Церковь в Сибири. Вып. 8. Тюмень, 1995. С. 8-20.

30. Читательские интересы крепостных крестьян уральских заводов в середине XIX в. // Традиционная культура русских крестьян Сибири и Урала. Сб. ст. Тюмень, 1995. С. 63-80 [соавт. В. И. Байдин].

1996

31. Традиционная культура русского крестьянства Урала XVIII-XIX вв. Екатеринбург: УрО РАН, 1996. 360 с. [соавт. Н. А. Миненко, С. В. Голикова, М. Г. Казанцева, и др.]

1997

32. Власть и уральские монастыри (по материалам жалованных грамот XVII в.) // Уральский сборник. История, культура, религия. Екатеринбург, 1997. С. 93-103.

33. История урало-сибирских монастырей как предмет изучения // Культурное наследие Азиатской России. Мат-лы I Сибиро-Уральского конгресса. Тобольск, 1997. С. 105-106.

34. Каталог старопечатных и рукописных книг Древлехранилища Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета. Ч. 4. Екатеринбург, 1997. 136 с. [соавт. С. А. Белобородов, Е. А. Полетаева].

35. Монастырская вотчина как хозяйственный комплекс (по материалам монастырей Восточного Урала XVII — начала XVIII в. // Каменный пояс на пороге III тысячелетия. Мат-лы регион. научн. конф. Екатеринбург, 1997. С. 71-74.

36. Старец Далмат: человек и святой // Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. Мат-лы Междунар. научн.-практ. конф. 1996 г. Т. 1. Пермь, 1997. С. 178-189 [соавт. Б. Н. Карсонов].

37. Церковь и горнозаводское население Урала в XVIII-XIX вв. // Первые Татищев-ские чтения. Мат-лы регион. научн. конф. Екатеринбург, 1997. С. 171-174.

1998

38. Инициатива воеводы М. Ф. Стрешнева в поисках государевой прибыли // Проблемы истории местного управления Сибири XVI-XX вв. Мат-лы III регион. научн. конф. Новосибирск, 1998. С. 231.

39. Настоятели Верхотурского Николаевского монастыря XVII — перв. четв. XVIII в. // Культурное наследие российской провинции: история и современность. К 400-летию г. Верхотурья. Всеросс. научн. конф. 26-28 мая 1998 г. Екатеринбург — Верхотурье,

1998. Екатеринбург, 1998. С. 289-293.

40. Очерки истории и культуры города Верхотурья и Верхотурского края. Екатеринбург, 1998. 288 с. [соавт. В. И. Байдин, Е. М. Главацкая, А. Т. Шашков].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Ю. Крижанич о благополучии России и горнорудном деле // V Уральские археографические чтения. Всеросс. научн. конф. 14-16 октября 1998 г. Екатеринбург, 1998. С. 37-41.

1999

42. Деятельность геологоразведочных экспедиций в Прикамье в первой половине XVII в. // Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России. Мат-лы научн. конф., посвященной 100-летию Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина. Пермь, 1999. С. 168-173.

43. Участие местных властей в поисках и разработке рудных месторождений в XVII в. // Вторые Татищевские чтения. Мат-лы регион. научн. конф. Екатеринбург,

1999. С. 110-113.

44. «Шлем Илигея» — реликвия Далматовского Успенского монастыря (к вопросу о формировании культа праведного Далмата) // История Церкви: изучение и преподавание. Мат-лы научн. конф., посвященной 2000-летию христианства. Екатеринбург, 22-25 ноября. Екатеринбург, 1999. С. 110-116.

2000

45. Афанасий // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 63.

46. Виниус Андрей Андреевич // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., пе-рераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 118-119.

47. Вотчина // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 133.

48. Вотчина духовная // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 133.

49. Далмат // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 173 [соавт. А. В. Медведев].

50. Дороги // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 185.

51. Заимка // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 209-210.

52. Институт истории и археологии УрО РАН // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 229-230.

53. Исаак // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 234.

54. Крестьяне помещичьи // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 291.

55. Крестьяне приписные // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 291 [соавт. Н. С. Половинкин].

56. Крестьяне церковно-монастырские // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 292.

57. Крестьяне черносошные // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 292.

58. Легенды и факты о старце Далмате и начало Исетской пустыни // Культура Зауралья: прошлое и настоящее. Вып. 3. Курган, 2000. С. 3-11.

59. Монастыри // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 346.

60. На пути к обители // Курган и курганцы. 2000. 12 мая. С. 6.

61. Погост // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 425.

62. Поиски серебра и золота в Восточной Сибири и Дальнем Востоке русскими землепроходцами в XVII в. // Русские старожилы. Мат-лы III Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (11-13 декабря 2000 г., Тобольск). Тобольск; Омск, 2000. С. 183-187.

63. Посадские люди // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 432.

64. Рейтарский шлем XVII в. из Далматовского Успенского монастыря: к событиям 1662-1667 гг. в Южном Зауралье // Новгородская Русь: историческое пространство и культурное наследие. Сб. научн. тр. Екатеринбург, 2000. С. 315-332 [соавт. А. П. Зыков].

65. Село // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 483 [соавт. М. Н. Денисевич, Г. Е. Корнилов].

66. Симеон Верхотурский // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 489 [соавт. А. В. Медведев].

67. Слобода // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 493.

68. Служилые люди // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 493.

69. У истоков российской модернизации // Уральский исторический вестник. 2000. № 5-6 (Модернизация: факторы, модели развития, последствия изменений). С. 184-202.

70. Тобольские служилые люди Мокринские // Проблемы истории русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. С. 323-329.

71. Храм в сердце и памяти (очерки истории екатеринбургского Екатерининского собора). Екатеринбург, 2000. 144 с.

72. Ярмарка // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 629.

2001

73. Предложения иностранцев по развитию металлургической промышленности в России в XVII в. // Три столетия уральской металлургии. Развитие металлургического производства на Урале. Сб. докл. и сообщ. ист.-экон. секции Междунар. конгр., посвящ. 300-летию металлургии Урала и России, 4 окт. 2001 г. Екатеринбург, 2001. С. 24-30.

74. Экспедиция Я. Хрипунова 1627-1630 гг.: первый опыт геологоразведок в Восточной Сибири // Проблемы истории России. Вып. 4. Евразийское пограничье. Сб. научн. тр. Екатеринбург, 2001. С. 131-158.

2002

75. Богоявленский собор // Екатеринбург: Энциклопедия. Екатеринбург, 2002. С. 5960.

76. «Государева служба» немецких мастеров Самуила Фрика и Ганца Герольта // Западноевропейские специалисты в России XV-XVII вв. Тез. докл. научн. конф. Москва, 24-25 сент. 2002 г. М., 2002. С. 33-35.

77. Екатерининский собор // Екатеринбург: Энциклопедия. Екатеринбург, 2002. С. 215.

78. Институт истории и археологии УрО РАН // Екатеринбург: Энциклопедия. Екатеринбург, 2002. С. 247-248.

79. К истории первых церквей Сургута // Материалы и исследования по истории Северо-Западной Сибири. Вып. 1. Екатеринбург, 2002. С. 111-113.

80. Представления сибирских служилых людей о государевом интересе (по материалам следствия в Сургуте 1646 г.) // Ежегодник историко-антропологических исследований. 2001/2002. М., 2002. С. 200-213.

81. Свято-Троицкий собор (Рязановская церковь) // Екатеринбург: Энциклопедия. Екатеринбург, 2002. С. 508.

82. Храмы православные // Екатеринбург: Энциклопедия. Екатеринбург, 2002. С. 634-636.

83. Чудо старца Далмата // Родина. 2002. № 9. С. 102-105.

2003

84. Из истории становления российско-шведских торговых отношений в 1620-е гг. // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 5. Екатеринбург, 2003. С. 5-14.

85. Особенности правового статуса монастырского землевладения на Урале в XVII в. // Землевладение и землепользование в России (социально-правовые аспекты). Мат-лы XXVIII сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Калуга, 2003. С. 88-95.

86. Три пятилетки Института истории и археологии УрО РАН // Наука Урала. 2003. № 8. С. 1, 4-5.

87. Участие иностранных мастеров в развитии горнорудного дела России в XVII в. // Отечественная история. 2003. № 5. С. 49-62 [соавт. Е. А. Курлаев].

2004

88. Братия Далматовского Успенского монастыря в XVII в. // Четыре века православного монашества на Восточном Урале. Мат-лы церк.-ист. конф. Екатеринбург, Мерку-шино, 17-20 сентября 2004 г. Екатеринбург, 2004. С. 70-92.

89. Верхтеченский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 21-22.

90. Записка о развитии металлургической промышленности в России (1660-е гг.) // Археографический ежегодник за 2003 г. М., 2004. С. 343-350.

91. Переписные книги XVII в. как источник по истории крестьянства урало-сибирских монастырей // Тез. докл. XIV Всеросс. конф. «Писцовые книги и другие истори-ко-географические источники XVI-XX вв.». Санкт-Петербург, 18-20 октября 2004 г. СПб., 2004. С. 39-40.

2005

92. Incorporation des territories de lest dans lètat Moscovite (XIVe — première moitié du XVIe siècle) // Cahiers du Monde russe. 2005. Vol. 46/1-2. P. 65-74.

93. «Велено быть на государевой службе в Сибире». Документы XVII в. о назначениях и деятельности приказчиков уральских слобод // Исторический архив. 2005. № 5. С. 18-195.

94. Землевладение Невьянского Богоявленского монастыря // История Православия на Урале. Мат-лы церк.-ист. конф. 29-30 ноября 2005 г. Екатеринбург, 2005. С. 209-219.

95. Издания XVII в. в библиотеке Далматовского Успенского монастыря (по материалам описей начала ХХ в.) // Культура российской провинции. Памяти М. Г. Казанцевой. Екатеринбург, 2005. С. 178-191.

96. История распространения православия на севере Западной Сибири в современной историографии // Уральский исторический вестник. 2005. № 12: Ямальский выпуск. С. 61-73.

97. Освоение рудных месторождений Урала и Сибири в XVII в.: у истоков российской промышленной политики. М.: Древлехранилище, 2005. 324 с. [соавт. Е. А. Курлаев].

98. Приказ тайных дел и горнорудное дело: в поисках выхода из финансового кризиса рубежа 50-60 гг. XVII в. // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в рукописных источниках XVI-XX вв. Новосибирск, 2005. С. 37-46.

99. Таможенная служба на Обдорской и Собской заставах в первой половине XVII в. // Русское освоение Ямала до начала ХХ в. (документы и исследования). Салехард; Екатеринбург, 2005. С. 58-133.

2006

100. Государственная политика в отношении предпринимательства в горном деле и металлургии XVII в. (по материалам Сибири) // Индустриальное наследие. Мат-лы Меж-дунар. научн. конф., г. Гусь-Хрустальный, 26-27 июня 2006 г. Саранск, 2006. С. 288-296.

101. «Государева служба» немецких мастеров Самуила Фрика и Ганца Герольта // Иноземцы в России в XV-XVII вв. Сб. мат-лов конф. 2002-2004 гг. М., 2006. С. 94-116.

102. Далмат // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 650-652.

103. Далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 659-664 [соавт. М. Ю. Нечаева].

104. Инкорпорация восточных территорий в состав Московского государства (XIV — первая половина XVI в.) // История Ямала: дискуссии и научные решения. Екатеринбург; Салехард, 2006. С. 56-66.

105. Инфраструктура зернового хозяйства монастырских вотчин Восточного Урала (XVII — перв. пол. XVIII в.) // Динамика и темпы аграрного развития России: инфраструктура и рынок. Мат-лы XXIX сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Орел, 2006. С. 135-149.

106. Неземледельческие занятия черносошных крестьян Верхотурского уезда в XVII в. // Неземледельческая деятельность крестьян и особенности российского социума. ХХХ сессия Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Тез. докл. и сообщ. Тула, 19-23 сент. 2006 г. М., 2006. С. 13-14.

107. Печора — Обь — Енисей: поиски и исследования транспортных путей через Северный Урал, полуостров Ямал и Нижнее Приобье (XIX — начало ХХ в.) // Уральский исторический вестник. 2006. № 13: Ямальский выпуск. С. 156-167.

2007

108. Академическая наука Урала: Очерки истории. Екатеринбург; СПб: Изд-во «Людовик», 2007. 480 с. [соавт. Е. Т. Артемов, Е. Ю. Баранов, А. П. Бахтина и др.].

109. Анатолий Тимофеевич Шашков (1953-2007) // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2007. Т. 53. № 14. С. 285-287.

110. Институт истории и археологии Уральского отделения РАН: 20 лет научного поиска. Екатеринбург: УрО РАН, 2007. 226 с. [соавт. Е. Т. Артемов, А. В. Головнев, Л. Н. Ко-рякова и др.].

111. Издания Института истории и археологии Уральского отделения РАН 2005 г. // Уральский исторический вестник. 2007. № 15. С. 102-108 [соавт. Н. А. Смирнова].

112. Издания Института истории и археологии Уральского отделения РАН 2006 г. // Уральский исторический вестник. 2007. № 16. С. 109-117 [соавт. Н. А. Смирнова].

2008

113. «Объявление сребряного заводу в Турецком государстве» из «Тобольской архивы» Г. Миллера // Экономическая история России XVII-XX вв.: динамика и институционально-социокультурная среда. Сб. ст. памяти Л. В. Сапоговской. Екатеринбург, 2008. С. 226-238.

114. Распространение православия на Среднем Урале в конце XVI-XVII вв.: строительство храмов и формирование приходов // Седьмые Татищевские чтения. Докл. и сообщ. Екатеринбург, 17-18 апреля 2008 г. Екатеринбург, 2008. С. 308-314.

115. Формирование православного ландшафта Зауралья в XVII в. // Уральский исторический вестник. 2008. № 4(21). С. 83-97.

2009

116. Зависимое население монастырских вотчин Урала и Западной Сибири в XVII в.: итоги изучения // Актуальные проблемы аграрной истории Восточной Европы: историография, методы исследования и методологии, опыт и перспективы. Мат-лы XXXI Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Кн. 1. Вологда, 2009. С. 79-87.

117. Интеграция науки и образования: опыт гуманитариев // Наука Урала. 2009. № 9. С. 3 [соавт. В. А. Бабинцев].

118. 118. Монашество Западной Сибири в XVII в. // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. VII. Ч. 1. Екатеринбург, 2009. С. 43-62.

119. Неземледельческие занятия черносошных крестьян Верхотурского уезда в XVII в. // Урал в зеркале тысячелетий. Кн. 1. Сер. «Очерки истории Урала». Вып. 50. Екатеринбург, 2009. С. 148-169.

120. Становление приходской жизни в Западной Сибири (конец XVI-XVII вв.) // Все-росс. научн. конф. «Русь, Россия: Средневековье и Новое время» (Чтения памяти академика РАН Л. В. Милова). Тез. докл. научн. конф. 19-20 сентября 2009 г. М., 2009. С. 48-49.

121. Усадьба Железнова. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009. 96 с. [соавт. В. П. Микитюк, А. М. Кручинин, Т. А. Ушакова, Ю. В. Яценко].

2010

122. Верхотурье в 1634 г.: провинциальная хроника русского Средневековья // Уральский исторический вестник. 2010. № 4(29). С. 29-38.

123. История Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2010. 552 с. [соавт. Е. М. Главацкая, М. Ю. Нечаева, А. В. Мангилёва и др.].

124. Реконструкция православного ландшафта Урала XVII — нач. XXI в.: из опыта создания историко-культурного атласа // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Мат-лы Всеросс. научн.-практ. конф. Екатеринбург, 18-20 апреля 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 11-14 [соавт. Е. М. Главацкая, С. И. Цеменкова].

125. Изучение региональной истории православия: итоги, современные подходы, перспективы // Восьмые Татищевские чтения. Мат-лы регион. научн. конф. Екатеринбург, 27-28 мая 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 13-17.

126. История Ямала. Т. I. Кн. 2. Российская колонизация. Екатеринбург, 2010. 324 с. [соавт. Е. В. Вершинин, И. В. Побережников и др.].

2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

127. The involvement of foreign experts in the development of mining in seventeenth-century Russia // Russian Studies in History. Fall 2011. Vol. 50. № 2. P. 8-32 [соавт. Е. А. Курлаев].

128. Писцовая книга Верхотурского уезда 1621 г. — новый источник по истории крестьянской колонизации Западной Сибири // Актуальные проблемы аграрной истории Восточной Европы X-XXI вв.: источники и методы исследования. Мат-лы XXXII сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2011. С. 97-107.

129. Приходское духовенство Западной Сибири в системе церковно-государственных отношений XVII в. // Уральский исторический вестник. 2011. № 4(33). С. 83-88.

2012

130. «Государево богомолье» (Далматовский Успенский монастырь в XVII в.) // Свято-Успенский Далматовский монастырь — духовный центр Зауралья: история и современность. Екатеринбург, 2012. С. 14-27.

131. Источники для изучения религиозности православного населения Западной Сибири в XVII в. // Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии. Мат-лы XXIV Междунар. научн. конф. Москва, 2-3 февраля 2012 г. М., 2012. С. 390-396.

132. Монастырские крестьяне и государственные налоги в первой четверти XVIII в. (по материалам архива Далматовского Успенского монастыря) // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 2012 год: типология и особенности регионального аграрного развития России и Восточной Европы X-XXI вв. М.; Брянск, 2012. С. 118128.

133. Сибирский архиепископ Симеон и тобольские воеводы: опыт эмпирического исследования в свете теории конфликта // Уральский исторический вестник. 2012. № 3(36). С. 14-23.

134. Писцовая книга Верхотурского уезда 1621 г. — новый источник по истории крестьянской колонизации Западной Сибири // Актуальные проблемы аграрной истории Восточной Европы X-XXI вв.: источники и методы исследования. Мат-лы XXXII сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2012. С. 97-107.

2013

135. Институт истории и археологии УрО РАН: веков связующая нить (четверть века института). Екатеринбург, 2013. 66 с. [соавт. Л. А. Дашкевич, К. И. Зубков и др.].

136. Институт истории и археологии Уральского отделения РАН: 25 лет научного поиска // Гуманитарная академическая наука Урала: приоритеты и перспективы исследовательского поиска. Мат-лы Всеросс. научн. конф. 17-18 июня 2013 г. Екатеринбург, 2013. С. 6-18.

137. Маркеры российской государственности в православном ландшафте Урала и Сибири (конец XVI-XVII вв.) // Уральский исторический вестник. 2013. № 3(40). С. 40-46.

138. Роль царей Романовых в формировании православного ландшафта Зауралья в

XVII в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013. № 1(5). С. 39-48.

139. Приходское духовенство в Сибири XVII в.: проблемы формирования и обеспечения // Образы аграрной истории IX-XVШ в. Памяти Н. А. Горской. М., 2013. С. 181-198.

2014

140. Верхотурский Покровский монастырь в XVII в. // Верхотурье — духовный центр Урала. Мат-лы научн.-практ. конф. 6-7 ноября 2014 г. Верхотурье, 2014. С. 69-79.

141. Далматовский Успенский монастырь в последней четверти XVII — начале XVIII в.: социальные процессы по вкладным книгам // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 2013 г. Земледельцы и землевладельцы российской деревни конца XV — конца XX в.: экономическое, социальное и культурное развитие. М., 2014. С. 81-88.

142. Дозорная книга 1624 г. как источник для реконструкции православного ландшафта Тобольска // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: «Гуманитарные науки». 2014. № 3 (130). С. 212 -226.

143. Духовенство и причт верхотурского Троицкого собора XVII в.: опыт создания и использования базы данных // Церковь. Богословие. История. Мат-лы II Всеросс. на-учн.-богосл. конф. (Екатеринбург, 12 февраля 2014 г.). Екатеринбург, 2014. С. 152-159.

144. Кондинский во имя Стятой Троицы монастырь // Православная энциклопедия. Т. XXXVI. М., 2014. С. 601-603.

145. Мужской монастырь в православном ландшафте Тобольска XVII в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2014. № 4. С. 67-70.

146. Тобольский Знаменский монастырь в первой половине XVII в.: рождение и становление // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2014. № 2(8). С. 139-178.

2015

147. Государственные повинности крестьян монастырей Урала в XVII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 2014 г. Фискальная политика и налогово-по-винностные практики в аграрной истории России X-XXI вв. М.; Самара, 2015. С. 77-87.

148. Православный ландшафт Тюмени в XVII — первой половине XVIII века: опыт «прочтения» // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: «История, филология». 2015. Т. 14. Вып. 8: История. С. 58-68.

149. Реконструкция православного ландшафта Тобольска XVII — первой половины

XVIII вв.: приходские церкви // Историческая урбанистика: прошлое и настоящее го-

рода. Сб. научн. ст. Всеросс. конф. с междунар. уч. (г. Сургут, СурГУ 14 ноября 2014 г.). Курган, 2015. С. 232-246.

150. Храмовое строительство на территории Тобольского архиерейского двора в XVII в. // Церковь. Богословие. История. Мат-лы III Междунар. научн.-богосл. конф. (Екатеринбург, 6-7 февраля 2015 г.). Екатеринбург, 2015. С. 419-426.

2016

151. Монастырь в пространстве сибирского города (по материалам Туринска XVII — первой половины XVIII в.) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: «Гуманитарные науки». 2016. № 1(148). С. 120-134.

152. Православный ландшафт Тары в XVII — начале XVIII в. // Археографические и источниковедческие аспекты изучения истории России / отв. ред. А. Х. Элерт; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. С. 139-148.

153. Демографические процессы в вотчинах монастырей Восточного Урала по переписным книгам 1678 и 1680 гг. //Аграрное освоение и демографические процессы в России X-XXI вв. // XXXV сессия симпозиума по аграрной истории Восточной Европы (Уфа, 20-23 сентября 2016 г.) / Тез. докл. и сообщ. М., 2016. С. 58-61.

154. Формирование православного ландшафта Туринска в XVII — первой половине XVIII века // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. № 4 (16). С. 151-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.