Научная статья на тему 'О современной тувинской молодежной культуре'

О современной тувинской молодежной культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
159
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВА / TUVA / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ТУВИНСКАЯ КУЛЬТУРА / TUVAN CULTURE / СОВРЕМЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / VALUES / CONTEMPORARY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Норбу Амыр-Санаа Шолбанович

Статья с размышлениями по мотивам тем, описанных в монографии Ч. К. Ламажаа «Тува между прошлым и будущим» (СПб., 2011. Изд. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the contemporary youth culture

Article cogitates over the issues, risen in Ch.K. Lamazhaa's "Tuva between the past and the future" (SPb, 2011. 2nd ed.).

Текст научной работы на тему «О современной тувинской молодежной культуре»

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2013

Проба пера

о современной тувинской молодежной культуре

а.-с. Ш. Норбу

Аннотация: Статья с размышлениями по мотивам тем, описанных в монографии Ч. К. Ламажаа «Тува между прошлым и будущим» (СПб., 2011. Изд. 2).

Ключевые слова: Тува, молодежь, тувинская культура, современность, ценности

Книга «Тува между прошлым и будущим» является результатом кропотливого труда. Написана она мастером своего дела, ныне доктором философских наук Ламажаа Чимизой Кудер-ооловной. Автор профессионально и скрупулезно, до мельчайших деталей исследовала судьбу нашего народа и составила достаточно полную трехмерную ее модель. Она внесла весомый вклад во всеобщую огранку алмаза тувинского вопроса, бриллиант почти готов.

В свете этого труда обратимся к мнению молодежи о самой себе, о современной молодежной тувинской культуре. Конечно, наше изложение мыслей будет проще и зауряднее, очевидно, с большой долей наивности.

Подумаем на каждым словом нашей темы.

Норбу Амыр-Санаа Шолбанович - студент 5 курса лечебного факультета Сибирского государственного медицинского университета; председатель Молодежно-студенческого общества «Салгал» г. Томска.

140

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2013

«Современная» означает относящаяся к настоящему времени; «молодежная» — к молодому, подрастающему поколению; тувинская — к тувинскому народу. И, наконец, культура. Именно последнее понятие дает нам широкий простор для рассуждений ввиду его потрясающей многозначности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания.

Тувинские парни

Тувинский парень обычно горд, у него стройная осанка, высоко поднятая голова, расправленные плечи. Но вместе с тем, можно заметить излишнее стремление показать себя, неестественность и принужденность в движениях: покачивания в стороны туловища при ходьбе, пружинистый шаг, немного отведенную кнаружи стопу.

Какие же нормы поведения у наших парней? Заметим, что в настоящее время настоящим мужиком считается тот, кто пьет, курит, не ночует дома, дерется, гуляет не с одной девушкой, презирает книги и чтение. Юноши с гордостью рассказывают, как пропили за короткий промежуток времени столько-то денег, как ухитряются встречаться с несколькими дамами, как побили какого-то парнишку за пустяки. От собратьев за это следует негласная поддержка, даже восхищение в качестве смеха и улыбки... Все пытаются превзойти друг друга в этих делах. В таких компаниях главное физическая сила, свято чтимое братство («пацанская дружба»). К ним прибегают по всякому поводу. Остальные же, чье поведение не подпадает под данные критерии, соответственно и не являются, по мнению большинства, мужчинами.

Таких «псевдомужчин» достаточно много и очень часто хорошие, добрые, скромные ребята, дабы угодить им и избежать их осуждений, начинают вести себя неправильно. Так, по арифметической прогрессии возрастает их число.

Раньше не было и намека на такое поведение, на такие качества парней. Хотя точно утверждать не могу. Может быть, запрет религии во времена коммунизма стал семенем такой проблемы, и теперь оно произросло? Может быть, народу оборвали духовную нить, выбили из-под ног опору?

Для решения таких проблем, надо начинать с воспитания в младенчестве. Огромную роль в этом играет религия. Ведь лучшее, что могло произойти с нами — это принятие буддизма.

141

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2013

Религия

Жизнь сложна. Проживать ее, учиться, умнеть исключительно на своих ошибках — крайне тяжело. Конечно, наставления старших, высокая литература — это все хорошо. Но свой жизненный опыт тоже надо получать, в том числе на ошибках. Чтобы понять некоторые важные вещи, нужны десятки лет.

Религия — это своего рода руководство к жизни, ей сотни и тысячи лет. Ламы, имамы, раввины, попы имеют мудрость, собранную за все эти века и тысячелетия. Несмотря на то, что они сами смертные люди, живут в среднем 60-80 лет, возраст их сознания в разы больше.

Многие люди не хотят принимать религию, называют себя атеистами. Но все равно им необходимо хотя бы просто поинтересоваться, обратиться к такому богатому багажу мудрости.

Музыка

Меня радует, что тувинская национальная музыка высоко ценится. Этот элемент культуры мы умеем по-настоящему ценить и можем пользоваться им. Здесь мы конкурентоспособны, интересны.

Но вот что касается эстрады, так называемой попсы: тексты песен оставляют желать лучшего. Их пишут молодые люди, которые владеют языком на низком уровне. Конечно, попса — это любовный, легкий жанр. Но в ней все слишком однообразно: грубая привязанность, безответная любовь. Еще чуть-чуть и такие слова как «эргимим», «сарыым», «чара-жым», «ынаам» потеряют свою ценность...

Искренне жаль, что во многих песнях красивая мелодия с национальными элементами нивелируется посредственным текстом. Это как плохо играть на гитаре: сама гитара — мелодия песни, а расстроенные звуки — текст.

Язык

Говорим мы на убогой смеси двух языков. Даже говорят о таком феномене как «тувинский язык с русским акцентом».

Разговор на русском языке, частое использование русских слов — почему-то воспринимается как показатель высокого социального статуса, как шаги в ногу со временем. Но в то же время «за Саянами» говорим по-тувински с большой гордостью, где бы ни были: в общественном транспорте, в университете.

142

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2013

Конечно, надо говорить на своем языке, но в кругу своих друзей, именно в кругу. В других же местах нужно проявлять уважение к окружающим, а не демонстрировать свою отчужденность. А ведь сколько споров и даже драк происходит из-за этого!

Язык можно сравнить с телом женщины. Современные женщины могут позволить себе ходить по городским улице в смелых нарядах, открывающих женские прелести, а в пляжных местах — вообще в бикини. Наблюдающие за этим могут любоваться красотой, но кого-то это оскорбляет, что вызывает ответную неприязнь, даже агрессию.

Подобным же образом мы выставляем родной язык на всеобщее обозрение. Один подумает «Красивый язык», а кому-то его звучание не понравится, и наш язык станет причиной конфликта.

Тувинская литература

О чтении тувинской литературы больно говорить... Для нас это равноценно тому, чтоб русский читал украинский текст: какие-то слова будут понятны, а многое будет покрыто пеленой. Настолько плохо мы знаем литературный тувинский язык, плохо воспринимаем письменный родной.

А ведь без этого мы теряем свою историю.

История народа будет ассоциироваться словом «тюрк», немногим лучше будет, если мы будем знать про китайский гнет. Знание религии ограничивается словами «Будда», «субурган», мантрой «Ом Мани Пад-мэ Хум», «судур», «эреге» (четки) и «хурээ» — и все.

Такая «слепая любовь» подобна сделанному предложению молодым человеком девушке через три дня знакомства. Чтобы быть достойным этой любви, нужно хотя бы признать, что имеешь самые общие знания о Родине, и начать исправляться, стараться.

Кто мы

Мы очень любим свой народ, свою землю, но достойны ли мы этого? Чтобы любить, надо хорошо знать объект любви. А знает ли молодежь историю нашей нации, язык, религию?

Причина наших проблем, ошибок — неведение, незнание, что и как правильно делать. Западные ценности зацепили крюком нашу молодежь и тянут за собой. А отдаление от всего своего родного — наша погибель. Счастья ТАМ не будет. Ведь то прекрасно, что исконно национальное. Нам следует задаться вопросом «Кто мы?» и, отвечая, мы помаленьку будем приходить к счастью.

143

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2013

Национальное — то, что для нас родное: среда обитания — материальная и нематериальная, — в которой человек будет жить в здравии.

Представим, что живут африканцы у себя в Африке, в тропическом климате уже многие тысячелетия. Захотелось африканцу мир повидать и добрался он каким-то образом до России в летнее время. Любуется он природой, восхищается. Условия не такие экстремальные, как у него на родине, где на каждом углу подстерегают львы, гиены, слоны, крокодилы... В общем нравится ему жить здесь. Проходят дни, приближается осень, становится холодно, но африканец наш слегка увлекся: каждый раз он откладывает свое возвращение домой. Чем дольше остается, тем холоднее, и тем больше риск смерти от холода.

А теперь подставляем, что африканец этот — наш тувинский народ; экваториальный климат — наше все национальное, наши пейзажи; условия жизни в летней России для африканца — западная культура; физическая гибель африканца — смерть наша духовная, за которой последует и физическое исчезновение.

Мы сейчас, может быть, пребываем на таком же эмоциональном подъеме от западной культуры, как и африканец — от летней природы в чужом месте. Но можно ведь что-то на память взять и отправиться домой. Перенять какой-нибудь опыт от Запада, а основополагающие принципы и ценности оставить своими. Нельзя увлекаться, нужно помнить о зиме.

Тува живет только знанием народа родного языка, истории, традиций и религии. Представьте, что знание истории — белки, традиций — углеводы, родного языка — вода, а религия — все группы витаминов. И получается, что мы недодаем себе белков, углеводов, витаминов, а жажду свою мы ее утоляем, но грязной водой. А теперь попробуйте визуализировать физическое тело нашей родины.

Так, мы можем понять, что никакие мы не дети нашей Родины. Мы для нее — родители: какими будем мы, таков и будет наш ребенок. Наша Тува.

about the contemporary youth culture

A.-S. Sh. Norbu

Abstract: Article cogitates over the issues, risen in Ch.K. Lamazhaa's «Tuva between the past and the future» (SPb, 2011. 2nd ed.).

Keywords: Tuva, youth, Tuvan culture, contemporary, values.

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.