Научная статья на тему 'О современном состоянии ресурсов серой утки Anas strepera на юге Центральной Сибири'

О современном состоянии ресурсов серой утки Anas strepera на юге Центральной Сибири Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Савченко А.П., Емельянов В.И., Савченко П.А., Карпова Н.В., Чап Н.В.

Второе издание. Первая публикация: Савченко А.П., Емельянов В.И., Савченко П.А., Карпова Н.В., Чап Н.В., Кошкина Л.А., Путинцев А.В. 2016. О современном состоянии ресурсов серой утки Anas strepera Linnaeus, 1758 на юге Центральной Сибири // Успехи современной науки и образования 5, 6: 126-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Савченко А.П., Емельянов В.И., Савченко П.А., Карпова Н.В., Чап Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О современном состоянии ресурсов серой утки Anas strepera на юге Центральной Сибири»

Lott D.F. 1991. Intraspecific variation in the social systems of wild vertebrates. Cambridge Univ. Press, 2.

Platteeuw M., Henkens R.J.H.G. 1997. Possible impacts of disturbance to water-birds: Individuals, carrying capacity and populations // Wildfowl 48: 225-236.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1739: 992-998

О современном состоянии ресурсов серой утки Anas strepera на юге Центральной Сибири

А.П.Савченко, В.И.Емельянов, П.А.Савченко, Н.В.Карпова, Н.В.Чап, Л.А.Кошкина, А.В.Путинцев

Второе издание. Первая публикация в 2016*

В последние годы заметно увеличилась доля серой утки Anas strepera в добыче охотников Красноярского края и Республики Хакасия, вместе с тем она никогда не была многочисленной и на фоне других утиных занимала весьма скромное место. Более того, как вид с неопределённым статусом занесена в Приложения Красных книг Красноярского края и Республики Хакасия.

Работа выполнена сотрудниками кафедры охотничьего ресурсове-дения и заповедного дела Сибирского федерального университета в 2009-2015 годах с целью получения сведения о современном состоянии ресурсов серой утки в Красноярском крае и Хакасии.

Оценку состояния ресурсов серой утки проводили с использованием комплекса методик (Савченко, Савченко 2014). Учётными работами охвачены все наиболее значимые для воспроизводства вида угодья, включая общедоступные и закреплённые за охотпользователями. Для анализа и сравнения привлечены материалы из банка данных Центра мониторинга биоразнообразия СФУ, включая результаты лабораторного исследования проб на наличие вирусов гриппа А. Общая протяжённость наземных и лодочных маршрутов составила более 15.5 тыс. км.

Серая утка — обитатель водоёмов степи, лесостепи и подтаёжных лесов. Северный предел распространения изучен недостаточно (Исаков 1952. Мартынов 1983; Рогачёва 1988). В пределах Центральной Сибири ареал этого вида имеет неустойчивые северные границы и фрагментированный ареал к востоку от Енисея и на юге региона. В конце 1990-х — первой половине 2000-х годов нами отмечено активное продвижение серой утки на север и северо-восток. Этот вид стали чаще

* Савченко А.П., Емельянов В.И., Савченко П.А., Карпова Н.В., Чап Н.В., Кошкина Л.А., Путинцев А.В. 2016. О современном состоянии ресурсов серой утки Anas strepera Linnaeus, 1758 на юге Центральной Сибири // Успехи современной науки и образования 5, 6: 126-130.

встречать в предгнездовой период на Енисее ниже Енисейска и в устьевых участках некоторых притоков, таких как Большой Пит, Сым и др. Кроме того, подтверждено обитание серой утки в пойменном комплексе Среднего и Нижнего Сыма, где она предпочитает обильно заросшие широкие плёсы в приустьевых участках притоков.

Весной несколько серых уток было отмечено у фактории Сым: 18 мая — пара и три птицы, державшиеся поодиночке. В небольшом числе встречается серая утка в пойменных местообитаниях у заимки Старо-веровское и очень редко — выше по течению. Среди добытых 21 сентября 1996 в устье Момокты уток был один молодой самец А. вЬтерета. В южной части Енисейской равнины серая утка местами довольно обычна в лесостепи и подтайге (Савченко 2002).

Восточнее Енисея серая утка гнездится и является сравнительно обычной птицей в лесопольном и лесостепном ландшафтах Канской котловины, где распространена к северу по крайней мере до 58° с.ш. Нормально гнездится в бассейне Усолки до посёлка Тасеево и, видимо, единично до устья этой реки.

На водоёмах Енисейского кряжа серая утка не найдена. На Ангаре мы неоднократно регистрировали её в районе Сметанинских островов и в Мотыгинском многоостровье. Пять молодых серых уток добыто там 28 августа. Фрагментарно встречается по средним участкам левых притоков Ангары и как малочисленный вид — в пойменных угодьях среднего течения Муры, очень редка в низовьях рек Ковы и Карабулы. Выше по течению Ангары на участке Кежемского многоостровья ещё недавно эта утка являлась обычной, а местами на прибрежных мелководьях с зарослями макрофитов — даже многочисленной.

Как редкий вид серая утка свойственна пойменным местообитаниям правых притоков Ангары: рекам Иркинеева и Чадобец, где гнездится на старичных озёрах в нижнем течении у бывшего населённого пункта Юрохта. В пределах Ангаро-Тунгусского междуречья находится северо-восточный предел её распространения. В то же время она встречена нами на Подкаменной Тунгуске в окрестностях посёлка Чемдальск на зарастающих озёрах припойменных болот.

В южной части Центральной Сибири серая утка обитает в Красноярском крае, Хакасии и Туве. На левобережье Минусинской котловины — это обычный вид заросших тростником озёрных водоёмов Кой-бальской, Уйбатской, Приабаканской, Ширинской степей и Июсской лесостепи. В Чулымо-Енисейской и Назаровской котловинах местами даже многочисленна: озёра Сарат, Чёрное, Салбат, Белое, пойма Сережа. Найдена нами на гнездовании по реке Чулым ниже Ачинска, отдельных особей встречали у Новобирилюссов.

Сравнительно регулярно серую утку мы наблюдали в приенисей-ской части Саяно-Шушенского заповедника, где её отмечали и ранее

(Петров, Рудковский 1985). В юго-восточной части Минусинской котловины и в бассейне Амыла редка в горно-таёжной части, но довольно обычна на искусственных водоёмах Каратузской лесостепи, в поймах Тубы и нижнего течения Амыла. Встречается в низовьях рек Копи и Сапа (Савченко и др. 2001). Обитает в Гагульской и Усинской котловинах, где населяет водоёмы на высотах от 200 до 850 м над уровнем моря.

В Центрально-Тувинской и Уюкской котловинах серая утка довольно обычна. В пределах Восточной Тувы распространена по водно-болотным угодьям юго-западной части Тоджинской и Тере-Хольской котловин (Емельянов 1986), но оптимума достигает в пойменных и приозёрных местообитаниях Убсу-Нурской котловины.

Таким образом, наиболее характерные биотопы, предпочитаемые серой уткой — озёра или медленно текущие реки, обычно богатые водной растительностью. На юге Красноярского края и в Хакасии встречается преимущественно по мелким пойменным и надпойменным озёрам с заболоченными берегами, хотя бы частично заросшими тростником и осокой. В подтайге, лесостепи и лесополье гнездится по озёрным системам, заводям медленно текущих рек, но чаще на самых разных прудах, иногда даже в силосных ямах, заполненных водой. В Канской котловине селится на участках открытых берегов озёр и прудов и по окраинам пойм, затапливаемых весенним половодьем. На Ангаре и её притоках придерживается обильно заросших стариц и медленно текущих рек, обязательно с участками открытых берегов.

По мере подъёма выводков на крыло происходит перемещение части птиц на водоёмы степной зоны. На отдельных крупных озёрах совместно с чирками Anas crecca и A. querquedula, кряквой Anas platy-rhynchos, шилохвостью Anas acuta и широконоской Anas clypeata могут формироваться предотлётные скопления. Отлёт начинается в конце августа — начале сентября и продолжается до первой половины октября. Так, в 2006-2007 годах в районе Кежемского многоостровья (река Ангара, 29-30 сентября) и на озере Интиколь (Чулымо-Енисейская котловина, 3-4 октября) серая утка составляла до 5-8% от общего числа учтённых. В 2010 году на озере Бугаёво (Абакано-Минусинская котловина, 11-13 октября) из 3.5 тыс. уток на серую приходилось до 12%.

При этом следует отметить, что несмотря на широкое распространение и высокие показатели плотности населения (7.7-18.5 ос./км2) в отдельных угодьях, например, на участке Кежемского многоостровья (острова Курейный, Сергушкин, Селенгинский), суммарная численность этой утки в 2003-2004 годах в Красноярском крае, по нашей оценке, не превышала 18 тыс. особей в Красноярском крае и 9 тыс. особей в Хакасии. Представляется неслучайным, что, несмотря на длительное пребывание серых уток в зоне с наиболее высокой охотничьей

нагрузкой, в добыче охотников до 2008 года она занимала лишь 10-12-е место среди отстреливаемых уток (см. таблицу).

Однако начиная с 2010 года серая утка в добыче охотников входит в первую пятёрку отстреливаемых уток (таблица). В связи с этим можно предположить, что численность данного вида увеличивается. Однако регулярные учёты, проводимые нами на водоёмах Хакасии, свидетельствуют об обратном, а именно — о резком и существенном сокращении ресурсов серой утки в 2008-2010 годах (см. рисунок).

Численные значения гусеобразных в добыче охотников на территории Красноярского края, число особей (в скобках — в %)

Вид Годы

2006 2007 2008 2006-2008 2010

Anas platyrhynchos 320 164 120 604(18.7) 76(17.5)

Anas querquedula 240 147 38 425(13.1) 24(5.5)

Anas crecca 210 171 166 547(16.9) 58(13.4)

Anas clypeata 150 179 96 425(13.1) 95(21.9)

Anas acuta 92 78 108 278(8.6) 82(18.9)

Aythya ferina 80 164 119 363(11.2) 6(1.4)

Anas penelope 76 37 0 113(3.5) 19(4.4)

Aythya fuligula 69 80 4 153(4.7) 17(3.9)

Bucephala clangula 63 25 0 88(2.7) 12(2.8)

Anas strepera 51 32 0 83(2.6) 27(6.2)

Anser fabalis Mergus merganser Tadorna ferruginea Mergellus albellus

42 10 29

25 9 19

9 0 8

8 0 0

707

81(2.5) 4(0.91)

53(1.6) 5(1.2)

17(0.53) 7(1.6)

8(0.26) 2(0.46)

3238(100) 434(100)

Всего 1435 1096

Обводнённость и динамика численности серой утки Anas strepera на территории Хакасии.

Серая утка, как было показано выше, распространена не повсеместно. Более того, гнездящиеся в подтайге и южной тайге птицы после подъёма на крыло смещаются на высокопродуктивные водоёмы степи и лесостепи. В пойме Среднего Енисея её плотность в среднем составила 1.5-1.8 особи на 10 км русла реки, но, например, в Бирилюсском

районе в добыче охотников (по результатам осмотра уток) доля серой утки после открытия охоты не превышала 1.5%.

В связи с этим можно высказать предположение о сокращении ёмкости водно-болотных угодий на юге региона и перераспределении уток на другие водоёмы. Однако, во-первых, корреляционный анализ, сделанный по 20 годам наблюдений, показал довольно низкую сопряжённость между обводнённостью Южно-Минусинской котловины и численностью серой утки = 0.25; Р > 0.05; г = 0.21; Р < 0.05). Во-вторых, проведя учётные работы в 2009-2015 годах, на ключевых водоёмах южной тайги, подтайги и северных лесостепей мы не отметили заметного увеличения численности населения серой утки или формирования там миграционных и предотлётных скоплений.

В пойменных угодьях нижней части Среднего Енисея на Балчугской протоке и на мелких рукавах среди островов в окрестностях населённых пунктов Нахвалка, Павловщина, Юксеево, Береговая Подъёмная и Галанино плотностные показатели не отличались от средне-многолетних, варьируя в пределах от 1 до 17 ос./10 км. В целом в Красноярской лесостепи (левобережье Енисея) оцениваемые ресурсы серой утки в августе составили 26.7%.

В Канской лесостепи серая утка — малочисленный вид, который встречается главным образом на водоёмах лесостепного и лесопольно-го ландшафтов, в среднем течении Кана, нижнем течении реки Агул, среднем и нижнем течении реки Кунгус. Средняя плотность составила 0.45±0.08 ос./10 км береговой линии. Общие ресурсы вида там невелики и составляют в настоящее время 2.5-3.0 тыс. особей.

В Назаровской котловине и на прилегающих участках Ачинской и Боготольской лесостепей в 2009-2015 годах ресурсы серой утки несколько уменьшились и не превышают 3-3.5 тыс. особей. Основные запасы вида сосредоточены на территории Ужурского (800-1200), Шарыпов-ского (600-850), Новоселовского (300-500) и Назаровского (400-600 ос.) районов.

В Минусинской группе районов ресурсы серой утки оцениваются в 3-3.5 тыс. особей и в целом относительно стабильны. Значительная их часть (до 80%) размещается на водоёмах Минусинской степи и лесостепи, а также в Каратузской лесостепи.

На Средней Ангаре численность серой утки стабилизировалась на относительно низком уровне и в последние годы (2013-2015) не растёт. В настоящее время её ресурсы в Ангарской группе районов составляют не более 2.5-3 тыс. особей с тенденцией к сокращению, что вызвано прежде всего уменьшением площади оптимальных местообитаний в связи с заполнением ложа водохранилища Богучайской ГЭС.

Наконец, можно предложить ещё одну версию, объясняющую повышение значимости серой утки в добыче охотников. Она включена в

перечень основных носителей и переносчиков вирусов гриппа А (ВГА) в Восточной Сибири (Савченко и др. 2015). Мы проанализировали весь объем проб (в РТГА = 5614; в ПЦР = 1907), собранных и исследованных лабораторно на наличие у гусеобразных вирусов гриппа А (ВГА). В результате были установлены некоторые особенности.

Положительные пробы, взятые в 2006-2009 годах, у серых уток не выделялись. Только в 2010 году в 3 пробах были выделены специфичные антитела к ВГА субтипа Н5 и в 3 пробах — РНК ВГА данного субтипа, составив 2.4% и 4.4%, соответственно. Тогда как инфицирован-ность других видов уток по годам изменялась следующим образом: A. platyrhynchos - 10.1-7.4%, A. crecca - 19.6-8.4%, A. clypeata - 15.0-5.5%, A. querquedula - 5.6-7.1%, A. acuta - 10.0-3.6%, Aythya ferina - 46.221.4%, Aythya fuligula - 11.1%. Все положительные пробы были получены во второй декаде сентября от птиц с озёр Интиколь (Ачинская группа районов) и Тагарское (Минусинская группа районов), где ин-фицированность отдельных видов достигала наибольших значений: у A. platyrhynchos - 16.7-42.0%, A. crecca - 37.5-60.0%, A. clypeata - 22.250.0%, A. querquedula - 20.0%, Aythya ferina - 46.2%, Larus canus hei-nei - 44.4-65.3%, Fulica atra - 14.3-28.6%.

Следует отметить, что именно в 2006-2008 годах в Красноярском крае обилие основной группы охотничьих уток сократилось в 3, а по отдельным видам - в 10 и более раз. При том, что за исключением Южной группы районов Красноярского края и Республики Хакасия, серая утка практически не пострадала, сохранив прежнюю численность на большей части своего ареала в Центральной Сибири.

Совершенно очевидно, что не увеличением численности серой утки, а значительным сокращением обилия основных фоновых видов утиных можно объяснить феномен популярности в последние годы вида, занесённого в Приложение Красных книг Красноярского края и Республики Хакасия. Принимая во внимание факт отсутствия специальных мер охраны серой утки в настоящее время, наиболее целесообразным и первоочередным представляется сбор и анализ информации о современном состоянии, численности, территориальных связях и особенностях биологии данного вида.

Литератур а

Емельянов В.И. 1986. Видовой состав и распределение водно-болотного комплекса в Тоджинской котловине // Изучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование. Л., 1: 216-217.

Исаков Ю.А. 1952. Подсемейство утки Anatinae // Птицы Советского Союза. М., 4: 344635.

Мартынов А.С. 1983. Кадастровая информация по водоплавающим птицам Красноярского края. М.: 1-63.

Петров С.Ю. Рудковский В.П. 1985. Летняя орнитофауна приенисейской части Западного Саяна // Орнитология 20: 76-83.

Рогачёва Э.В. 1988. Птицы Средней Сибири. М.: 1-309.

Савченко А.П. (отв. ред.) 2002. Приложение к Красной книге Красноярского края. Животные. Красноярск: 1-189. Савченко А.П., Савченко П.А. 2014. Миграции птиц Центральной Сибири и распространение вирусов гриппа А. Красноярск: 1-256. Савченко А.П., Савченко П.А., Савченко И.А. и др. 2015. Виды птиц - основные носители и переносчики вирусов гриппа А в Восточной Сибири // Бюл. ВСНЦ СО РАМН 4 (104): 102-111. Савченко А.П., Соколов Г.А., Емельянов В.И., Байкалов А.Н. 2001. Редкие и малочисленные животные Каратузского района. Красноярск: 1-236.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1739: 998-999

Первый случай гнездования серой вороны Corvus cornix и встреча гибрида серой и черной C. corone ворон в Восточном Забайкалье

О.А.Горошко, Л.И.Огородникова

Второе издание. Первая публикация в 2015*

В Западном Забайкалье известен ряд залётов серой вороны Corvus cornix (Доржиев и др. 1986; Ананин 2006; Доржиев 2011) и один случай вероятного гнездования серой вороны в паре с чёрной C. corone - в июне 2009 года в окрестностях села Горячинск на восточном побережье Байкала неоднократно отмечалась семья, состоящая из чёрной и серой взрослых ворон с тремя слётками абсолютно чёрной окраски (Сандако-ва 2009). Сведения о встречах серой вороны либо гибридов серой и чёрной ворон в Восточном Забайкалье в литературе отсутствуют.

Л.И.Огородникова ведёт орнитологические наблюдения в Восточном Забайкалье с 1973 года, в основном в окрестностях Читы и на Ивано-Арахлейских озёрах; О.А.Горошко — с 1988 года (постоянные с 1990) в основном в степной зоне Юго-Восточного Забайкалья, а с 1999 года также и в окрестностях Читы. Самые западные районы Забайкальского края, где наиболее велика вероятность залётов серой вороны, нами почти не посещались.

Л.И.Огородниковой за весь период исследований серая ворона в Восточном Забайкалье отмечена лишь однажды: в 1993 году этот вид загнездился в центре Читы в парке «Одора». До этого ни серая, ни чёрная вороны в данном парке не гнездились (парк периодически обсле-

* Горошко О.А., Огородникова Л.И. 2015. Первый случай гнездования серой вороны Corvus cornix и встреча гибрида серой и чёрной ворон (C. cornix х C. corone) в Восточном Забайкалье //Байкал. зоол. журн. 1 (16): 123-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.